Автор Тема: Белоэмиграция в биографиях  (Прочитано 103557 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Re:Белоэмиграция в биографиях
« Ответ #20 : 18.07.2011 • 21:19 »
Юркевич Владимир Иванович
[attachment=1] [attachment=2]
Родился в г. Москве, из дворян. Поступил на кораблестроительное отделение С.-Петербургского Политехнического института Имп. Петра Великого в 1903, который окончил с званием морского инженера в 1909. Зачислен на службу юнкером флота по кораблестроительной части 3.08.1909. Произведен в корабельные гардемарины-судостроители 18.04.1910. Находился в плавании на КР «Адмирал Макаров» в 1910. Произведен по экзамену в подпоручики кки 6.12.1910. Назначен для службы на Балтийском судостроительном и механическом заводе 14.12.1910. Помощник строителя ЛК «Севастополь» 01-10.1911. Конструктор судостроительной чертежной технического бюро завода 10.1911-12.1915. Участвовал в разработке проекта корпусов линейных ЛКР типа «Измаил», предложил изменение формы носового окончания на бульбовую. Произведен в поручики кки 6.12.1912, в штабс-капитаны кки 6.12.1914. Назначен строителем ПЛ «Форель» и «Ерш» 1.11.1915. Уволен для службы на коммерческих судах 28.12.1915. Уволен для службы на Балтийском судостроительном и механическом заводе 10.02.1916, с отчислением от службы на коммерческих судах. Произведен в капитаны кки 6.12.1916. Приказом начальника завода переведен в Николаев 7.03.1917. Помощник заведующего отделением Балтийского судостроительного и механического завода в Николаеве 03.1917-04.1918. Находился в Николаеве в 1918-1919. Эвакуировался из Николаева в Константинополь в 1919, где работал на маленькой частной верфи, занимался ремонтом и продажей подержанных автомобилей в 1919-1922. Уехал из Константинополя во Францию в 1922. В 1928 поступил на работу в судостроительную фирму «Пенеё» («Chantier du Penhuet») в Сен-Назере. Здесь им был разработан проект обводов корпуса для трансатлантического лайнера «Нормандия», ставшего обладателем кубка «Голубая лента» в 1935 за установление рекорда по скорости перехода через Атлантический океан. В 1933 основал в Париже собственное конструкторское бюро «Бюро проектирования морских судов формы Юркевича» («БЭКНИ»). Бюро занималось постройкой и переоборудованием пассажирских и грузо-пассажирских судов. В 1937 открыл в Нью-Йорке техническую контору «Yourkevitch Ship Designs, Inc», которая проектировала буксиры, паромы и другие суда. Выехал на жительство в США 12.1939. Получил американское гражданство в 1941. В 1939-1945 В.И.Юркевич занимался и научно-педагогической работой. Опубликовал ряд статей посвященных проблемам улучшения формы корпуса, устойчивости, быстроходности корабля, океанским лайнерам будущего. В Мичиганском университете и на морском отделении Массачусетского технологического института читал лекции по теории проектирования судов. С 1940 состоял техническим консультантом Управления морского флота США. Скончался в Нью-Йорке, погребен на кладбище при монастыре Ново-Дивеево в Спринг-Валли, штат Нью-Йорк.
 Был женат вторым браком на Ольге Всеволодовне Крестовской, по 1 браку Петровской [8.02.1898 – 5.12.1976, Нью-Йорк, США], дочери писателя Всеволода Владимировича Крестовского [10.03.1839 – 18.01.1895].
 Награжден орденами: Св. Станислава 3 ст. (1913), Св. Анны 3 ст. (1915), медалями.
[attachment=3] [attachment=4]
Юркевич, Владимир Иванович
 Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Влади́мир Ива́нович Юрке́вич (5 июня 1885, Москва — 14 декабря 1964, Нью-Йорк) — русский и американский инженер-кораблестроитель.
 Биография

 Окончив с золотой медалью 4-ю московскую гимназию, в 1903 поступил на кораблестроительное отделение Санкт-Петербургского политехнического института. Окончил его в 1909 году, защитив дипломную работу «Увеличение полезного действия паровой установки с помощью нагревания воздуха, питающего топки, и воды, питающей котел». Продолжил обучение на последнем курсе Кронштадтского морского училища военного флота и через год, получив диплом корабельного инженера, был произведен в подпоручики.

 Работал в Кронштадтском порту в должности корабельного инженера. Работал в конструкторском бюро Балтийского завода, участвовал в разработке проектов линкоров типа «Севастополь» и линейных крейсеров типа «Измаил». Был строителем подводных лодок «Форель» и «Ерш». Активно содействовал организации в Петербурге в 1915 году Союза морских инженеров, став впоследствии его секретарем.

 В 1918 был назначен помощником руководителя отделения Балтийского завода в Николаеве. В 1920 году Юркевич покинул Россию, преодолев обычный для белых офицеров путь Крым — Константинополь. В Турции работал в авторемонтной мастерской, организованной группой русских эмигрантов.

 В 1922 году перебрался в Париж. Работал токарем, а затем чертежником на заводе Рено. Благодаря рекомендации адмирала Погуляева, Юркевич устроился работать в судостроительную компанию Penhoët, строившую крупные пассажирские корабли. В 1927 году женился на Ольге Всеволодовне Крестовской, дочери писателя В. В. Крестовского. 9 сентября 1932 года у них родился сын Юрий.

 Разработал проект большого пассажирского океанского лайнера для трансатлантических маршрутов, предложив оригинальный профиль корпуса корабля, имевший своеобразные «бульбообразные» обводы (особая конструкция носа корабля получила в дальнейшем название Бульб Юркевича). Опытные испытания модели в гамбургском бассейне подтвердили высокие ходовые качества конструкции. Из более чем 20 представленных вариантов проект Юркевича оказался лучшим и был положен в основу при создании парохода «Нормандия». Построенный в начале 1930-х годов, этот лайнер стал одним из самых больших, быстроходных и комфортабельных судов. После первого рейса в 1935 году лайнер стал обладателем приза «Голубая лента Атлантики», установив рекорды наименьшей продолжительности перехода и наивысшей средней скорости.

 После успеха «Нормандии» Юркевич основал собственное проектировочное бюро, разрабатывал корпуса морских судов. В 1937 году переехал в США. В 1941 получил американское гражданство. Работал техническим консультантом Управления морского флота США. Преподавал в университете Мичигана и Массачусетском технологическом институте. Возглавлял Союз русских морских инженеров в эмиграции.

 Умер в 1964 году. Похоронен на кладбище Новодивеевского монастыря.
 После смерти Юркевича Колумбийский университет обратился к вдове покойного с просьбой передать ему архив выдающегося кораблестроителя. Но в соответствии с желанием самого Юркевича его жена Ольга Всеволодовна Крестовская-Юркевич в 1965 году передала богатое собрание документов в Центральный Государственный Архив Народного Хозяйства СССР в Москве.
 Награды: Орден Святого Станислава 3-й степени (1913), Орден Святой Анны 3-й степени (1915).

Еще о нем: pravmir.ru/article_2499.html
 antibr.ru/studies/ao_yrkev_k.html
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Re:Белоэмиграция в биографиях
« Ответ #21 : 19.07.2011 • 19:55 »
Левитов Михаил Николаевич
[attachment=1]
Родился в 1893. Из духовного звания. Окончил Виленское военное училище и вышел в декабре 1914 г. в 178-й пехотный Введенский полк, уже находившийся на фронте. Участвовал во всех боевых действиях полка до конца 1917 г., будучи сначала командиром роты, а затем батальона. Был трижды ранен. В 1917 г. — поручик. В феврале 1918 г. прибыл в Добровольческую армию и вступил рядовым в 1-ю офицерскую роту Корниловского ударного полка. Участвовал во всех боях 1-го Кубанского похода. 28 марта 1918 г. ранен под Екатеринодаром. В июне 1918 г. вернулся в полк и участвовал во 2-м Кубанском походе. Снова ранен в бою под селом Медвежье в сентябре 1918 г. в районе Ставрополя. После выздоровления был отправлен из полка в Крым фельдфебелем в конвой для охраны вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. В июне 1919 г., в связи с формированием 2-го Корниловского ударного полка, поручик Левитов был назначен командиром 1-го батальона в новом полку под командой командира полка капитана Пашкевича. 3 августа 1919 г. в бою за город Обоянь был ранен и вернулся в полк уже после занятия Фатежа. 11 октября 1919 г. во главе своего батальона участвовал в штурме Орла. Во время отступления ВСЮР 6 ноября 1919 г. назначен на должность помощника командира 2-го Корниловского полка по строевой части. 9 февраля 1920 г. возглавляемый им полк взял штурмом Ростов, захватив большое количество пленных и трофеев. 13 марта 1920 г. во время последнего боя на подступах к Новороссийску поручик Левитов получил приказ о производстве его сразу в штабс-капитаны, капитаны и подполковники. С мая месяца 1920 г. заменял полковника Пашкевича на должности командира полка. 15 июня в районе Большого Токмака был смертельно ранен полковник Пашкевич (погребен на военном кладбище в Симферополе) и подполковник Левитов был назначен командиром 2-го Корниловского ударного полка. Участвовал во всех боях Корниловской дивизии в Северной Таврии я 7 октября 1920 г. приказом Главнокомандующего был награжден орденом Св. Николая Чудотворца. Тяжело ранен 28 октября 1920 г. в бою на Перекопском валу. После эвакуации из Крыма в Галлиполи при переформировании Корниловской дивизии в Корниловский ударный полк был назначен командиром 2-го батальона. После прибытия полка в Болгарию работал на шахтах в городе Перник. В 1929 г. переехал во Францию и был назначен начальником Корниловской группы на место скончавшегося полковника Щеглова. Тяжелая работа на заводе вынудила его уступить эту должность полковнику Бояренцеву. В начале 1960-х гг. возглавил Объединение чинов Корниловского ударного полка; оставался на этом посту до конца жизни. Скончался 15 декабря 1982 г. в Париже. Похоронен на Галлиполийском участке русского кладбища в Сент-Женевьев де Буа. Составитель и соавтор книги: «Корниловский ударный полк» (Париж, 1974).

Левитова Варвара Сергеевна
Родилась в 1900. Студентка Ростовского медицинского института. В Добровольческой армии; сестра милосердия в отряде полковника Тимановского и Корниловском ударном полку. Участник 1-го Кубанского похода. Во ВСЮР и Русской Армии в Корниловской дивизии до эвакуации Крыма. На 18 декабря 1920 в штабе 2-го батальона Корниловского полка в Галлиполи. Жена полковника Левитова М.Н. В эмиграции во Франции. Помощница Р.Б. Гуля в его работе над мемуарами. Скончалась 18 сентября 1988 в Париже. Похоронена 22 сентября 1988 на Галлиполийском участке русского кладбища в Сент-Женевьев де Буа.
[attachment=2]
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Re:Белоэмиграция в биографиях
« Ответ #22 : 28.07.2011 • 19:22 »
Капитан 1-го ранга Меркушов В.А.
[attachment=1]

Полный послужной список В. А. Меркушова, составленный к 1 марта 1919 г. с дополнениями по 23 января 1921 года (РГА ВМФ, ф. Р-2246, оп. 1, д. 94)

 I. Чин, имя, отчество и фамилия

 Старший лейтенант Василий Александрович Меркушов.

 II. Должность по службе

 По назначению.

 III. Ордена и знаки отличия

 Имеет знак об окончании полного курса наук Морского кадетского корпуса; знак об окончании классов Подводного плавания. Светло-бронзовую медаль в память 100-летия Отечественной войны, медаль в память Гангутской победы, медаль за отличное выполнение мобилизации в 1914 году. Орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени. Георгиевское оружие.
 Особое вознаграждение за десятилетнюю службу в подводном флоте в размере 75% от основного оклада содержания.

 Иностранные: орден Почетного легиона Кавалерского Креста.

 IV. Когда родился

 8 декабря 1884 года.

 V. Из какого звания происходит и какой губернии уроженец

 Из потомственных дворян Таврической губернии.

 VI. Какого вероисповедания

 Православного.

 VII. Где воспитывался

 В Морском кадетском корпусе.

 VIII. Получаемое на службе содержание

 Получает в год: жалованья... столовых по должности.

 IX. Прохождение службы

 Когда в службу вступил и произведен в первый офицерский чин, производство в следующие чины и дальнейшая служба: военная, гражданская и по выборам; переводы и перемещения из одного места службы или должности в другую с объявлением по какому случаю; по воле начальства или по собственному желанию; когда отправился и прибыл к новому месту службы; награды: чинами, орденами, знаками отличия, Всемилостивейшие рескрипты, Высочайшие благоволения.

 Поступил в Морской кадетский корпус воспитанником 1 сентября 1898.
 Переведен в младший специальный класс 1 сентября 1902.
 Действительная служба считается с 1 сентября 1902.
 Произведен в младшие гардемарины 9 сентября 1903.
 Произведен в старшие гардемарины 9 сентября 1904.
 Высочайшим приказом по Морскому ведомству за №594 произведен по экзамену в мичманы 21 февраля 1905.
 Циркуляром Главного штаба за №48 зачислен в 19-й флотский экипаж 21 февраля 1905.
 Предписанием штаба 2-й флотской дивизии за №436 назначен на подводную лодку "Сиг" для обучения подводному плаванию 28 апреля 1905.
 Отправился в Порт Императора Александра III по назначению 29 апреля 1905.
 Циркуляром штаба Кронштадтского порта за №3444 переведен в 9-й флотский экипаж 19 декабря 1906.
 Приказом по Морскому ведомству за №196 переведен в Сибирский флотский экипаж 3 сентября 1907.
 Приказом и. д. командира Владивостокского порта за №1511 прибывшего по переводу в срок числить налицо с 8 октября и службу в Сибирской флотилии считать с 3 сентября 1907, т. е. со дня перевода.
 Его же приказом за №1520 назначен командовать подводной лодкой "Кефаль" 15 октября 1907.
 Подводную лодку "Кефаль" принял и в командование вступил 20 октября 1907.
 Его же приказом за №1585 назначен помощником командира подводной лодки "Палтус" с оставлением в должности командующего подводной лодкой "Кефаль" с 22 октября 1907.
 В должность помощника командира подводной лодки "Палтус" вступил 24 октября 1907. [570]
 Высочайшим приказом по Морскому ведомству за №486 произведен в лейтенанты 6 декабря 1909.
 Приказом по Морскому ведомству за №24 назначен командиром подводной лодки "Кефаль" 1 февраля 1910.
 Приказом по Морскому ведомству за №98/104 предоставлено право ношения знака об окончании полного курса наук Морского кадетского корпуса 11 мая 1910.
 Приказом по Морскому ведомству за №428/250 отчислен от должности командира подводной лодки "Кефаль" 15 октября 1910.
 Тем же приказом переведен в Балтийский флот 15 октября 1910.
 Приказом начальника Действующего флота в Тихом океане числится выбывшим по переводу в Балтийский флот с 6 декабря 1910.
 Приказом начальника Действующего флота Балтийского моря за №13 назначен старшим помощником командира подводной лодки "Аллигатор" (2-го ранга) 24 января 1911.
 Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 3-й степени 6 декабря 1911.
 Приказом начальника Бригады подводных лодок Балтийского моря за №442 назначен временно командующим подводной лодкой "Окунь" 16 ноября 1912.
 Приказом по Морскому ведомству за №362 назначен командиром подводной лодки "Окунь" 23 декабря 1912.
 Приказом командующего флотом Балтийского моря за №264 награжден мечами и бантом к имеемому ордену Св. Станислава 3-й степени 8 марта 1915.
 Его же приказом за №787 пожалован орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени 19 июля 1915.
 Высочайшим приказом по Морскому ведомству за №1502 произведен в старшие лейтенанты за отличие по службе 26 ноября 1915.
 Приказом командующего флотом Балтийского моря за №1423 пожалован Георгиевским оружием 30 декабря 1915.
 Приказом командующего Дивизией подводных лодок Балтийского моря за №32 уволен по болезни в отпуск на два месяца 12 января 1916.
 Циркуляром Главного морского штаба за №214 объявлено о пожаловании французского ордена Почетного легиона Кавалерского Креста 21 марта 1916.
 Приказом по Дивизиону подводных лодок Балтийского моря [571] за №149 награжден медалью за отличное выполнение мобилизации в 1914 году 3 апреля 1916.
 Приказом командующего флотом Балтийского моря за №259 назначен старшим офицером эскадренного миноносца "Гавриил" (2-го ранга) 3 апреля 1916.
 Приказом начальника 4-го дивизиона подводных лодок Балтийского моря за №169 объявлено, что подводную лодку "Окунь" на законном основании сдал 9 апреля 1916.
 Согласно приказу по Морскому ведомству за №3615 от 15 декабря 1916 года (статьи 138-2 и 138-3) получает особое вознаграждение за десятилетнюю службу в подводном флоте в размере 75% от основного оклада содержания с 1 января 1917.
 Приказом начальника 3-го дивизиона эскадренных миноносцев Балтийского моря за №41 командирован в распоряжение начальника Службы связи Балтийского моря 5 марта 1917.
 Циркуляром штаба командующего флотом Балтийского моря за №88 назначен в Службу связи Балтийского моря 9 апреля 1917.
 Приказом командующего флотом Балтийского моря за №115 назначен и. д. штаб-офицера Временного оперативного отделения при начальнике Службы связи Балтийского моря 14 апреля 1917.
 Приказом командира временного Одесского военного порта за №663 зачислен в резерв чинов флота 18 июля 1918.
 Приказом Главного командира флота и портов Черного и Азовского морей за №313 назначен начальником 2-го отделения Отряда средств высадки войск Черного моря 7 сентября 1918.
 Начал службу в Добровольческой армии, состоя в той же должности начальника 2-го отделения Отряда высадки 6 ноября 1918.
 Приказом командующего флотом на Юге России за №139 назначен начальником Дивизиона броневых катеров 2-го отряда судов для действия на реках 14 февраля 1919.

 Подписал начальник 2-го отряда судов для действия на реках капитан 2 ранга Власьев

 * * *
 Приказом Главного командира флота и портов Черного и Азовского морей за №864 зачислен в резерв чинов флота 19 июня 1919.
 Его же секретным приказом за №410/с назначен начальником Отряда высадки для взятия г. Одессы 7 августа 1919.
 Его же приказом за №1870 Отряд высадки расформирован 22 августа 1919. [572]
 Приказом командующего Черноморским флотом за №300 назначен командиром вспомогательного крейсера 2-го ранга "Цесаревич Георгий" 11 сентября 1919.
 Его же приказом за №1146 отчислен от должности командира вспомогательного крейсера 2-го ранга "Цесаревич Георгий" с зачислением в резерв чинов флота 5 ноября 1919.
 Приказом командующего Черноморским флотом за №1380 объявлено, что вспомогательный крейсер "Цесаревич Георгий" на законном основании сдал 25 ноября 1919.
 Приказом Главнокомандующего Вооруженными Силами на Юге России за №21 произведен в капитаны 2 ранга за отличие по службе со старшинством с 7 декабря 1918 года 30 ноября 1919.
 Приказом командующего Черноморским флотом за №132 назначен в Морской отдел Особой части штаба Главнокомандующего Вооруженными Силами на Юге России при штабе командующего Черноморским флотом 11 января 1920.
 Его же приказом за №892 отчислен в распоряжение начальника штаба флота за расформированием Морского отдела Особой части штаба Главкома ВС на Юге России 26 февраля 1920.
 Его же приказом за №1058 назначен комендантом парохода "Харакс" 3 марта 1920.
 Приказом Главнокомандующего Вооруженными Силами на Юге России за №66 произведен в капитаны 1 ранга согласно статуту ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия 19 мая 1920.
 Состоя в должности коменданта парохода "Харакс" принимал участие в эвакуации из Крыма частей армии генерала Врангеля, доставив из Керчи 2500 казаков 1-й и 2-й Донских дивизий и приведя на буксире пароход "Алкивиадис" с 1000 человек казаков 8 ноября 1920.
 Отчислен от должности коменданта парохода "Харакс" за его демобилизацией 23 января 1921.
 Подписал старший морской начальник в Константинополе инженер-механик генерал-лейтенант Ермаков
 С подлинным верно: старший флаг-офицер старший лейтенант Копытько
 Гербовая печать "Русский Старший Морской Начальник в Константинополе"
 31 мая 1921 года №314.

 X. Бытность вне службы

 В двухмесячном отпуске по болезни; явился в срок 12 января 1916.

 XI. Холост или женат, на ком, имеет ли детей, год, месяц и число рождения детей: какого они и жена вероисповедания

 16 сентября 1907 года вступил в первый законный брак с дочерью генерал-лейтенанта в отставке Воронцова-Вельяминова девицей Марией Ивановной. Детей не имеет.

 XII. Есть ли за ним, за родителями его, или когда женат, за женою недвижимое имущество, родовое или благоприобретенное

 Не имеет.

 XIII. В штрафах по суду или без суда, также под следствием был ли, когда, за что именно и чем дело закончено

 Не подвергался.

 XIV. Бытность в походах и делах против неприятеля с объяснением: где именно, с какого и по какое время; оказанные отличия и полученные в сражениях раны или контузии

 Командуя подводной лодкой "Окунь", в 1914 году совершал выходы на позицию в Финский залив: 18 июля для прикрытия заградителей, занятых постановкой Центрального минного заграждения (острова Нарген-Макилотто).
 20 июля, 29 июля, 24 августа - по тревоге.
 В 1915 году - выходы в Балтийское море:
 7-8 мая - крейсерство при входе в Рижский залив для обеспечения нашим миноносцам свободного возвращения из экспедиции по обстрелу побережья у маяка Стейнорт.
 21-22 мая - крейсерство на параллели маяка Люзерорт для такой же цели.
 21 мая - атака германской эскадры из десяти (10) линейных кораблей, окруженных миноносцами.
 Прорыв охранной линии, столкновение (под водой) с головным линейным кораблем, вышедшим из строя, чтобы таранить лодку; одной из выпущенных перед столкновением четырех мин взорван линейный корабль "Виттельсбах".
 Результатом действий подводной лодки "Окунь" явился отход [574] германской эскадры и отказ от выполнения задуманной операции по прорыву германского флота в Рижский залив.
 14-16 июня - крейсерство в виду г. Виндава.
 15 июня - атака германского легкого крейсера "Аугсбург" во время преследования им наших миноносцев у маяка Люзерорт. Атака эта принудила крейсер прекратить преследование и уйти в море.
 19-21 июня - крейсерство на курсе норд-вест-зюйд-ост 45 градусов от маяка Стейнорт, занятого неприятелем.
 3-4 июля - крейсерство к весту от маяка Люзерорт.
 5 июля - крейсерство у занятого неприятелем г. Виндава для воспрепятствования десанту германских войск, подлежавших перевозке из Либавы.
 Благодаря обнаруженному германскими постами присутствию перед портом Виндава подводной лодки перевозка десанта не состоялась.
 6-7 июля - крейсерство у входа в Рижский залив.
 9-12 сентября - в дежурстве на Аренсбургском рейде, причем 10 сентября отбит налет германского гидроаэроплана.

 Состоя в рядах Добровольческой армии

 10-11 августа 1919 года, командуя Отрядом высадки войск, высаживал десант Сводно-драгунского полка у Сухого лимана и, следуя со своими судами за полком, по мере его продвижения к г. Одессе обеспечивал десанту обратную посадку в случае неудачи.
 11 августа 1919 года с судами своего отряда первым вошел в гавань г. Одесса, первым вошел в город со стороны порта и, заняв телефонную станцию, обеспечил связь между немногочисленными, разбросанными по всему городу частями Добровольческой армии.
 С 3 по 9 октября 1919 года, командуя вспомогательным крейсером 2-го ранга "Цесаревич Георгий" и имея в своем распоряжении транспорт "Виолетта", перевез из Сочи в Мариуполь десант из 1023 человек Кавказского офицерского полка с обозом и лошадьми.
 С 10 по 16 октября 1919 года, командуя вспомогательным крейсером 2-го ранга "Цесаревич Георгий", принимал участие в совместных операциях флота с сухопутными частями по ликвидации на побережье Азовского моря повстанческих банд Махно.
 13 октября 1919 года, командуя тем же крейсером, обстреливал село Петровское, после чего был свезен на берег судовой десант для разведки действий махновцев. [575]
 14 октября 1919 года, командуя тем же крейсером, принял участие в занятии города Бердянска войсками Добровольческой армии.

 XV. Сколько кампаний служил на море, где, на каком военном судне, под чьею командою или сам командиром судна или эскадры; особые поручения сверх прямых обязанностей по Высочайшим повелениям или от начальства

 ВОСПИТАННИКОМ

 В 1901 г. с 12 мая по 11 августа на учебном судне "Моряк" и крейсере 2-го ранга "Вестник" в Учебном отряде судов Морского кадетского корпуса в плавании по Балтийскому морю 92 дня плавания на основании положения о морском цензе.
 В 1902 г. с 5 мая по 4 августа на крейсере 1-го ранга "Князь Пожарский" под командой капитана 1 ранга Купреянова в Учебном отряде судов Морского кадетского корпуса в плавании по Балтийскому морю 92 дня.
 В 1903 г. с 17 мая по 9 августа на учебном судне "Верный" под командой капитана 2 ранга Воеводского в Учебном отряде судов Морского кадетского корпуса в плавании по Балтийскому морю 92 дня.
 В 1904 г. с 10 мая по 24 июня на крейсере 1-го ранга "Адмирал Корнилов" под командой капитана 1 ранга Нельсон-Гирста в Учебном отряде судов Морского кадетского корпуса в плавании по Балтийскому морю 45 дней.
 В том же году с 24 июня по 5 августа на крейсере 2-го ранга "Вестник" под командой капитана 2 ранга Варнека в том же отряде и плавании 43 дня.

 ОФИЦЕРОМ

 В 1905 г. с 25 июля по 1 января 1906 г. на подводной лодке "Сиг" помощником командира во внутреннем плавании под командой лейтенанта Гадда 2-го 212 дней.
 С 1 января 1906 г. по 1 января 1907 г. на подводной лодке "Сиг" помощником командира во внутреннем плавании под командой лейтенанта Гадда 2-го 487 дней.
 С 1 января 1907 г. по 4 сентября помощником командира подводной лодки "Сиг" под командой лейтенанта Кржижановского во внутреннем плавании и в вооруженном резерве 232 дня.
 В 1907 г. с 20 по 22 октября командиром подводной лодки "Кефаль" в вооруженном резерве 3 дня.
 В том же году с 22 октября по 20 ноября на подводной лодке "Палтус" помощником командира во внутреннем плавании 25 дней.
 С 1 января 1908 г. по 1 июля того же года на подводной лодке "Кефаль" сам командиром в вооруженном резерве и внутреннем плавании 90 дней.
 В том же году с 1 июля по 1 января 1909 г. на той же лодке в том же плавании и на той же должности 192 дня.
 В 1909 г. с 1 января по 30 июня на подводной лодке "Кефаль" сам командиром в вооруженном резерве и внутреннем плавании 181 день.
 В том же году с 1 июля по 31 декабря на той же лодке в той же должности и в том же плавании 214 дней.
 В 1910 г. с 1 января по 30 июня на подводной лодке "Кефаль" сам командиром в вооруженном резерве 60 дней.
 В том же году с 1 июля по 2 декабря на той же лодке в той же должности в вооруженном резерве 52 дня.
 В 1911 г. с 24 января по 1 января 1912 г. на подводной лодке "Аллигатор" под командой старшего лейтенанта Безкровного старшим помощником командира во внутреннем плавании и в вооруженном резерве 284 дня.
 В 1912 г. с 1 января по 21 апреля на подводной лодке "Аллигатор" под командой старшего лейтенанта Безкровного в вооруженном резерве в той же должности 37 дней.
 В том же году с 21 апреля по 30 июня на той же лодке под той же командой и в той же должности во внутреннем плавании 98.
 В 1912 г. с 1 июля по 19 ноября на подводной лодке "Аллигатор" под командой старшего лейтенанта Безкровного и старшего лейтенанта Вальронда старшим помощником командира во внутреннем плавании 141 день.
 В 1912 г. с 23 ноября по 31 декабря на подводной лодке "Окунь" сам командиром в вооруженном резерве 13 дней.
 В 1913 г. с 1 января по 30 июня на той же лодке в той же должности в вооруженном резерве и внутреннем плавании 159 дней.
 В том же году с 1 июля по 31 декабря на той же лодке в той же должности во внутреннем плавании и вооруженном резерве 176 дней.
 В 1914 г. с 1 января по 30 июня на подводной лодке "Окунь" сам командиром в вооруженном резерве и внутреннем плавании 65 дней.
 В том же году с 1 июля по 31 декабря на той же лодке сам командиром в плавании военного времени 245 дней.
 В 1915 г. с 1 января по 30 июня на той же лодке сам командиром в плавании военного времени 241 день.
 В том же году с 1 июля по 31 декабря на подводной лодке [577] "Окунь" сам командиром в плавании военного времени 245 дней.
 В 1916 г. с 1 января по 9 апреля на подводной лодке "Окунь" сам командиром в плавании военного времени 132 дня.
 В 1916 г. сб по 31 декабря на эскадренном миноносце 2-го ранга "Гавриил" старшим офицером под командой капитана 2 ранга Шишко в плавании военного времени 26 дней.
 В 1917 г. с 1 января по 6 марта на том же корабле в той же должности под той же командой в плавании военного времени 65 дней.
 В службе сего офицера не было обстоятельств, лишающих права на получение знака отличия беспорочной службы или отдаляющих срок выслуги к сему знаку.

 Подписал начальник 2-го Отряда судов для действий на реках капитан 2 ранга Власьев
 Флаг-офицер прапорщик Федоров

 В 1919 г. с 11 сентября по 11 ноября на вспомогательном крейсере 2-го ранга "Цесаревич Георгий" сам командиром в плавании военного времени 61 день.
 В послужном списке прошито и пронумеровано 14 (четырнадцать) страниц. К послужному списку подшит документ о времени службы в подводном плавании.

 Начальник дивизиона подводных лодок Черного моря
 июля 4 дня 1919 г. № 762, рейд Новороссийск

 УДОСТОВЕРЕНИЕ
 Настоящим свидетельствую, что старший лейтенант Василий Меркушов с 28 апреля 1905 года по 9 апреля 1916 года, т. е. в течение 11 (одиннадцати) лет, состоял на службе в подводном плавании.

 Капитан 2 ранга Погорецкий
 За флаг-офицера лейтенант Звегинский
 Гербовая печать "Дивизион подводных лодок Черного моря"
[attachment=3]
Могила Василия Александровича Меркушова (1884–1949)
 и его жены, Марии Ивановны Меркушовой (урожденной Воронцовой-Вельяминовой, 1887–1962).

 Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, Франция, 2009 год. Автор фото – Николай Горский (С.-Петербург)
« Последнее редактирование: 28.07.2011 • 19:44 от Игорь Устинов »
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Re:Белоэмиграция в биографиях
« Ответ #23 : 28.07.2011 • 19:28 »
[attachment=1]
Экипаж подводной лодки "Окунь". За бой 3 июня 1915 года весь экипаж был награжден Георгиевскими крестами 4 ст. , а командир - старший лейтенант Василий Александрович Меркушов (сидит - третий слева) орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени.
 Видно, что герои с приведенной фотографии совершили две самые первые торпедные атаки в истории российского подводного флота, пусть они были не совсем удачными, приобретенный опыт безусловно пригодился в последующих более успешных атаках, но эти были первыми!

 Подводная лодка "Окунь" - заложена на Балтийском заводе в первой половине 1904 г., спущена на воду 31 августа того же года, до сентября 1905 года на подводной лодке производились переделки, необходимость которых была выявлена в процессе испытаний подводной лодки "Касатка" - установили среднюю рубку, увеличили площадь горизонтальных рулей. До 11 марта 1906 г. числилась в классе миноносцев. Два бензиномотора "Панар" в 1911 году были заменены таким же дизелем с динамо-машиной, что и на подводной лодке "Макрель".

 После модернизации была направлена в Учебный отряд подводного плавания, находившийся в Либаве. Участвовала в 1-й мировой войне, совершила 7 боевых выходов.

 3 июня 1915 года, находясь на позиции перед Ирбенским проливом в 20 милях к западу от маяка Люзерорт, обнаружила отряд германских броненосных крейсеров ("Принц Альберт", "Принц Генрих" и "Роон"), шедших в охране 10 миноносцев, и пыталась атаковать крейсеры, прорвавшись через линию миноносцев охранения. Идя под водой и полагая по шуму винтов, что лодка миновала линию миноносцев, командир (ст. лейтенант В.А. Меркушев) всплыл под перископ для атаки. В момент залпа четырьмя торпедами, в перископ был обнаружен в 40 метрах от лодки, идущий на нее полным ходом немецкий миноносец "G-135". Срочно погрузившись, лодка все же оказалась под миноносцем, который, пройдя над ней, сильно согнул перископ, однако не причинил каких-либо более серьезных повреждений.

 Выждав удаления неприятельских миноносцев, предпринявших поиск лодки, командир после четырех часов пребывания под водой всплыл и, осмотревшись, направился под берег к Михайловскому маяку, где находились русские миноносцы. Выпущенные лодкой торпеды попаданий не имели.

 Подводная лодка "Окунь".
 Тактико-технические элементы после модернизации
 Длина, м - 33,5
 Ширина, м - 3,35
 Осадка, м - 3,4
 Водоизмещение надводное/подводное, т - 140 / 177
 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. - 1х100 / 1х100
 Скорость надводного/подводного хода, узл. - 8,5 / 5,5
 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль - 700 / 30
 Глубина погружения, м - 50
 Вооружение:
 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого - 4.

 Информация по истории п/л "Окунь" взята со страницы - http://www.navy.ru/users/lapin/Imperial/okun.htm
 А вот здесь http://www.tsushima.ru/war1914_baltsea_baltflot_1915.htm есть описание действий Балтийского флота в Первой мировой войне. Привожу текст имеющий отношение к самым первым боевям операциям с участием подводных лодок.

 3.06.1915 г. Подводная лодка "Окунь" атаковала броненосные крейсера "Роон" и "Принц Адальберт", попала под таран миноносца охранения. Погнут перископ и леерная стойка.

 28.06.1915 г. Боевое соприкосновение 6-го дивизиона минной дивизии с броненосцем береговой обороны "Beowule", легким крейсером "Аугсбург", двумя миноносцами и шестью тральщиками противника. Боевое соприкосновение эсминца "Новик" с германским легким крейсером "Любек" у Ирбенского пролива. Подводная лодка "Окунь" атаковала легкие крейсера противника "Аугсбург" и "Любек". Действия русских эсминцев и подводных лодок сорвали артиллерийский обстрел Виндавы (Вентспилса).

 29 - 30.06.1915 г. Немецкие крейсера и эсминцы обеспечивали действия тральщиков, тралящих прибрежные воды между Бакгофеном и Виндавой (Вентспилсом). Им противодействовали русские эсминцы и подводные лодки.

 1 - 3.07.1915 г. …. У Рирксгефта была развернута английская подводная лодка "E 9", у Люзерорта - подводная лодка "Макрель", у Стейнорта - подводная лодка "Окунь"
***********
Без страха и сомнения
     Так назвал свою повесть Василий Александрович Меркушов, рассказав о беспримерном переходе отряда русских судов из Константинополя в Марсель глубокой осенью 1922 года. Эти же слова с полным правом можно отнести к нему самому: бесстрашному моряку-подводнику, не ведавшему сомнений в своей верности России.
     В. А. Меркушов родился 8 декабря 1884 года в Санкт-Петербурге в семье слушателя Военно-медицинской академии Александра Васильевича Меркушова, происходившего из потомственных дворян Таврической губернии. Его отец Василий Сидорович поручиком морской артиллерии участвовал в обороне Севастополя, был награжден орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», произведен в штабс-капитаны и получил права потомственного дворянина. В 1858 году в чине капитана по адмиралтейству он вышел в отставку. Жил в Севастополе, имел троих сыновей: Петра, Митрофана, Александра и дочь Анну.
     Александр Васильевич Меркушов, родившийся в Севастополе в 1862 году, в 1886 году окончил Военно-медицинскую академию со званием военного лекаря. Был женат на Олимпиаде Петровне Гардениной, помимо сына Василия, у них была дочь Антонина. Она окончила Смольный институт и вышла замуж за Виктора Бертрановича Гаазе, морского инженера, выпускника кораблестроительного отделения санкт-петербургского Политехнического института.
     К моменту поступления Василия Меркушова (в дореволюционных списках его фамилия писалась Меркушев) в младший общий класс Морского кадетского корпуса - 1 сентября 1898 года - его отец служил младшим врачом Сухумского отряда Черноморской бригады Отдельного корпуса пограничной стражи и имел чин надворного советника (VII класс Табели о рангах, соответствующий военному чину подполковника).
     По окончании Морского корпуса В. А. Меркушов 21 февраля 1905 года был произведен в мичманы, начав службу на Балтике в 19-м флотском экипаже. 28 апреля того же года [10] он был назначен на подводную лодку «Сиг» «для обучения подводному плаванию», а с 25 июля по 1 января 1906 года плавал на ней помощником командира. В декабре 1905 года в Либаве, где базировался «Сиг», начал формироваться Учебный отряд подводного плавания, официально учрежденный 19 марта 1906 года. Мичман Меркушов стал слушателем офицерского класса Учебного отряда и в сентябре 1907 года окончил обучение. Был направлен в Сибирскую флотилию, где 20 октября того же года во Владивостокском отряде вступил в командование подводной лодкой «Кефаль». 7 декабря 1907 года он получил звание офицера подводного плавания, введенное на флоте и тогда же впервые присвоенное 68 чинам флота и Морского ведомства. В декабре 1908 года во Владивостоке, командуя подводной лодкой «Кефаль», В. А. Меркушов участвовал в уникальном эксперименте - погружении подводной лодки под лед Амурского залива.
     В октябре 1910 года, уже лейтенантом, В. А. Меркушов был переведен на Балтику, а 24 января 1911 года назначен старшим помощником командира подводной лодки «Аллигатор». 19 ноября 1912 года он получил в командование подводную лодку «Окунь» и 23 декабря был утвержден ее командиром.
     На «Окуне» В. А. Меркушов начал Первую мировую войну и стал одним из самых известных командиров-подводников Балтийского флота. 21 мая 1915 года, находясь в Балтийском море, «Окунь» встретил соединение немецких кораблей, шедших в охранении миноносцев. Преодолев охранение, «Окунь» атаковал один из кораблей, который, обнаружив лодку, пытался ее таранить. «Окунь» успел дать торпедный залп и погрузиться, хотя был сильно помят корпусом немецкого корабля. За эту атаку, вынудившую неприятельские корабли к отходу, командир лодки был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени, его помощник мичман З. А. Лисс - ордена Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», а команда - Георгиевских крестов той же степени. Лейтенант Меркушов стал первым офицером Балтийского флота, получившим эту высокую боевую награду во время Первой мировой войны. 15 июня 1915 года близ Виндавы «Окунь» атаковал немецкий крейсер «Аугсбург», за что лейтенант [11] Меркушов был награжден Георгиевским оружием и Кавалерским крестом французского ордена Почетного Легиона. 26 ноября 1915 года В. А. Меркушов за отличие был произведен в старшие лейтенанты, оставаясь в этом чине к 25 октября 1917 года и числясь 57-м по старшинству в общем списке офицеров флота.
     Дальнейшей службе на подводных лодках В. А. Меркушову помешала полученная при таране «Окуня» травма позвоночника; с 17 января по 16 марта 1916 года он находился в отпуске по болезни, а 9 апреля 1916 года «на законном основании подводную лодку «Окунь» сдал». Василий Александрович был переведен в Минную дивизию и назначен старшим офицером эскадренного миноносца «Гавриил». 5 марта 1917 года, в первые дни Февральской революции, по требованию команды В. А. Меркушов как приверженец свергнутого режима отстраняется от должности старшего офицера «Гавриила», которому будет суждено стать одним из действующих кораблей красного Балтфлота, выставленным англичанами для предотвращения возможных действий красных с моря, и погибнуть на минном заграждении в Копорской губе в октябре 1919 года...
     С «Гавриила» В. А. Меркушов переводится на берег, в Службу связи Балтийского моря. Первая мировая война заканчивается для него 25 февраля 1918 года в Ревельском укрепленном районе, в этот день сданном немцам. Сам он после сдачи крепости остается в Ревеле, а после заключения Брестского мира перебирается в Одессу. Здесь с 18 июля 1918 года он числится в резерве чинов флота.
     В сентябре 1918 года В. А. Меркушов уже в Севастополе, где назначается начальником 2-го отдельного отряда средств высадки войск Черного моря. В ноябре 1918 года в составе добровольческих частей генерал-майора А. Н. Гришина-Алмазова участвует в освобождении Одессы от петлюровцев. В январе 1919 года в Одессе по приказу Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России начинается формирование 2-го отряда судов для действий на реках. В феврале начальником отряда назначается капитан 2 ранга С. Н. Власьев, старый сослуживец В. А. Меркушова по подплаву, а сам он занимает должность начальника дивизиона бронекатеров. Однако вскоре бронекатера передаются Кубанской [12] речной флотилии, и старший лейтенант Меркушов зачисляется в резерв чинов флота. 7 августа 1919 года он назначается начальником отряда высадки, с которым уже 10 августа участвует в десанте у Сухого лимана и занятии Одессы Вооруженными Силами Юга России.
     С 11 сентября по 5 ноября 1919 года старший лейтенант Меркушов командовал вспомогательным крейсером «Цесаревич Георгий», совместно с сухопутными частями участвовал в ликвидации повстанческих отрядов Махно на побережье Азовского моря, занятии Бердянска. 30 ноября 1919 года за отличие по службе был произведен в капитаны 2 ранга. С января 1920 года состоял при штабе Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России. 19 мая 1920 года произведен в капитаны 1 ранга. В марте 1920 года был назначен комендантом парохода «Харакс», в ноябре эвакуировавшего из Керчи донских казаков. 23 января 1921 года старший морской начальник в Константинополе подписал приказ о демобилизации парохода, принадлежавшего Русскому обществу пароходства и торговли; на этом закончилась почти двадцатилетняя служба В. А. Меркушова в русском флоте, из которых одиннадцать лет были отданы подводному плаванию.
     Первое время Василий Александрович живет на Принцевых островах, расположенных в Мраморном море неподалеку от Константинополя. В «Списке русских граждан, эвакуированных из России и поселившихся на Принцевых островах», хранящемся в Государственном архиве Российской Федерации (ф. 5982, оп. 1, д. 149), под №69 числятся: «Меркушов Василий Александрович, 36 лет, капитан 1 ранга, прибыл из Севастополя» и «Меркушова Мария Ивановна, 33 лет, прибыла из Севастополя».
     В Константинополе В. А. Меркушов служил в управлении русского транспортного флота, состоял членом Союза морских офицеров. В ноябре 1922 года, командуя буксиром «Скиф», принял участие в перегоне русских тральщиков и буксиров, реквизированных французским правительством, из Константинополя в Марсель. Возглавлял переход все тот же старый сослуживец В. А. Меркушова капитан 1 ранга С. Н. Власьев.
     Первые годы эмиграции В. А. Меркушов провел в местечке [13] Пон-де-Шеруи неподалеку от Лиона, где был рабочим на заводе «Грамон», выпускавшем электрические кабели. Потом обосновался в Париже, жил, преодолевая прогрессирующие болезни; к концу жизни с трудом передвигался и ослеп на один глаз. Скончался 4 декабря 1949 года и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На его надгробии из серого гранита написано: «Командир подводной лодки «Окунь», Георгиевский кавалер капитан 1 ранга В. А. Меркушов 1884–1949». В этой же могиле похоронена и его жена М. И. Меркушова (урожденная Воронцова-Вельяминова, 1887–1982). Детей у супругов Меркушовых не было.
     Помимо того, что В. А. Меркушов был выдающимся русским подводником, он был еще и талантливым морским писателем, летописцем русского флота. Первую свою работу он [14] напечатал в 1904 году в петербургском журнале «Море и его жизнь», еще будучи гардемарином Морского корпуса, и позже продолжал печататься в этом журнале. Печатался также в газетах «Вестник Либавы», «Слово», «Досуги Заамурца».
     Посылая свои статьи в журнал и газету, В. А. Меркушов не спрашивал разрешения начальства и тем вызывал его гнев. В фонде Учебного отряда подводного плавания Российского государственного архива военно-морского флота сохранился любопытный приказ, изданный контр-адмиралом Щенсновичем, командовавшим отрядом. В приказе, датированном 19 мая 1906 года, говорится следующее:
     «Мичман Меркушев позволил себе отправить в «Вестник Либавы» заметку, не испросив разрешения командира. Это уже второй случай такого отправления статьи в журнал мичманом Меркушовым.
     Объяснение, сделанное этому офицеру после первого случая, когда он отправил статью в журнал «Море и его жизнь», не произвело должного влияния на мичмана Меркушева.
     За неисполнение ст. 17 Морского устава («Корреспонденции для напечатания в газетах или иных повременных изданиях направляются не иначе, как с разрешения командира корабля». - Ред.) арестовываю мичмана Меркушева домашним арестом с исполнением служебных обязанностей на одну неделю».
     Позже В. А. Меркушов печатался в «Известиях по подводному плаванию», издававшихся Учебным отрядом подводного плавания в Либаве; в 1916 году был привлечен к сотрудничеству в «Ежемесячнике подводного плавания» - журнале штаба Дивизии подводных лодок Балтийского моря. В июле 1920 года в Севастополе в первом номере журнала «Военный вестник» опубликовал «Записки командира подводной лодки «Окунь», охватывающие период с 12 июля по 23 августа 1914 года.
     В 1923 году в журнале «Морской сборник», издававшемся на Русской эскадре в Бизерте, было напечатано начало повести В. А. Меркушова «Без страха и сомнения», авантюрной по самой жизни, когда отряд еле живых русских буксиров, реквизированных Францией, штормовой осенью 1922 года перегонялся из Константинополя в Марсель: «Карт у нас нет, стоят они слишком дорого. За уничтожение же девиации на компасах всего отряда надо тоже платить порядочную сумму, поэтому - идите так», - напутствовали русских [15] моряков французы. И русские, вопреки всему, дошли, не потеряв ни одного судна.
     В парижской эмиграции В. А. Меркушов написал две книги: «Подводники. (Очерки из жизни русского подводного флота 1905–1914 гг.)» и «Дневник подводника» (в двух томах: «1914 год» и «1915 год»). Первую книгу он охарактеризовал как «ряд отдельных, не связанных между собой мелких рассказов из прошлого подводного плавания в России». Над второй частью книги «1914 год. Война» работал особенно тщательно, считая, что это - «единственный для заграницы документ о деятельности русских подводных лодок в начале войны». В. А. Меркушов, преодолевая болезнь, проделал огромную работу - достаточно сказать, что машинопись «Подводников» насчитывала 233 страницы, а трех томов «Дневника подводника» - 1983 страницы, не считая текстовых приложений, планов, карт и многочисленных специально подобранных иллюстраций! К тому же была и третья рукопись - «Агония Ревеля», посвященная событиям последней недели перед сдачей немцам Ревельского укрепленного района 25 февраля 1918 года.
     К этому необходимо добавить, что В. А. Меркушов с 1929 года сотрудничал с русским военным и военно-морским журналом «Часовой», издававшимся в Париже. В нем имеется 41 его прижизненная публикация, не считая нескольких, опубликованных после смерти.
     Кроме того, с 1927 года статьи В. А. Меркушова появлялись в парижских газетах «Возрождение», «Русский инвалид», «Россия и славянство», а с 1947-го - в «Русской мысли».
     В. А. Меркушову не довелось увидеть изданной ни одну из своих книг. «Всю эмиграцию хранил и берег, благополучно пронес через все испытания, приводил в порядок и печатал на машинке в Морском собрании. ... Будет очень обидно, если все пропадет зря», - сетовал он в письме к своему однокашнику по Морскому корпусу П. Е. Стогову.
     После кончины Василия Александровича часть его материалов оказалась в собрании Общества офицеров Российского Императорского флота в Америке, куда полученные от В. А. Меркушова машинописные тома передал его сослуживец П. О. Шишко. В 1970-е годы эти материалы попали в собрание американо-русского общества «Родина» (г. Лейквуд, шт. Нью-Джерси, [16] США). Другая часть литературного наследия В. А. Меркушова осталась в Париже у родственников его жены Воронцовых-Вельяминовых. В 1996–1998 годах материалы из «Подводников» и «Дневника подводника» вместе с собранием общества «Родина» вернулись в Россию и нашли свое место в документальном фонде Центрального музея Вооруженных Сил.
     К столетию русского подводного плавания, отмечаемому в 2006 году, мы задумали собрать написанное В. А. Меркушовым, чтобы выпустить его книги, так и не увидевшие света. Начали с полученных из Парижа от А. В. Плотто машинописных листов с авторской правкой. Среди них оказалось несколько очерков из книги «Подводники», а также ряд материалов, относящихся к «Дневнику подводника». Наша работа стала целенаправленной, когда в документальном фонде Центрального музея Вооруженных Сил нашлись составленные В. А. Меркушовым подробные оглавления обеих его книг, а также указания, в каких парижских изданиях печатались отрывки из них.
     Завершению нашей работы в большой степени способствовала удача: оказалось, что в России находится большое собрание материалов В. А. Меркушова, в том числе полные авторские машинописные тексты «Подводников» и «Дневника подводника». Их возвращением на родину мы прежде всего обязаны Н. В. Солдатёнкову, внуку старшего лейтенанта К. В. Солдатёнкова, участника Цусимского сражения на крейсере «Олег». Николай Васильевич, ныне священник о. Николай, член парижского Морского собрания, живет в Дижоне. Получив от Воронцовых-Вельяминовых материалы В. А. Меркушова, он в девяностые годы решил вернуть их в Россию.
     Об этом желании Н. В. Солдатёнкова стало известно адмиралу В. И. Панину, председателю правления Всероссийской общественной организации «Традиции и реликвии отечественного флота», служившему на дизельных и атомных подводных лодках трех проектов. Понимая, какую ценность для истории русского флота представляет литературное наследие В. А. Меркушова, Василий Иванович приложил все усилия к его возвращению на родину. Предпринятые В. И. Паниным усилия увенчались успехом, и ныне собрание литературно-исторических произведений и документов В. А. Меркушова [17] находится на хранении в Российском государственном архиве Военно-морского флота (ф. Р-2246, оп. 1, д. 85–95).
     Мы приглашаем читателей к увлекательному и познавательному чтению того, что было написано Василием Александровичем Меркушовым, о котором его друг издатель «Часового» В. В. Орехов сказал следующее:
     «Вся его жизнь была посвящена России и ее флоту. Он не переставал все время эмиграции быть его трубадуром. Одиннадцать лет подводного плавания поставили его имя на одно из самых уважаемых мест среди наших моряков.
     Человек смелого, независимого и рыцарского характера, Василий Александрович был любим, ценим и уважаем всеми его начальниками, друзьями и сотрудниками».
     Пусть настоящие «Записки подводника» станут памятью о «подлинном герое, чье имя должно быть сохранено в анналах истории русского подводного плавания», столетие которого отмечается в России под сенью Андреевского флага, которому с честью служил В. А. Меркушов.
     Владимир Лобыцын
***********
Подвижник
     Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности - это живые документы, указывающие обществу, что, кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба, что, кроме скептиков, мистиков, психопатов, иезуитов, философов, либералов и консерваторов, есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно сознанной цели». Эти слова Антона Павловича Чехова о великом русском путешественнике Николае Михайловиче Пржевальском безо всякой натяжки можно отнести и к знаменитому русскому подводнику-первопроходцу Василию Александровичу Меркушову. Его литературные труды, которые полностью удалось собрать по разным странам русского рассеяния, сегодня впервые приходят к читателю в виде книги, воплощая его многолетнюю мечту.
     В издательстве «Согласие» в свое время увидели свет книги по истории русского флота: «Под флагом России» (к 300-летию российского торгового флота), «Бизертинский «Морской сборник» 1921–1923. Избранные страницы», «"Варяг». Столетие подвига 1904–2004», - все это были книги, наполненные новым или мало известным материалом не только для широкой публики, но даже, в определенной мере, для знатоков. Уверен, что «Записки подводника» В. А. Меркушова займут свое достойное место в этом ряду, а ряд продолжится неизвестными нынешнему читателю морскими рассказами писателей русского зарубежья.
     Особо хотел бы обратить внимание читателя на язык книги - свежий, живой, чистый русский язык, а также на безусловный литературный талант автора, талант высокой пробы.
     Вацлав Михальский, лауреат Государственной премии России
*******
Его книга:     Меркушов Василий Александрович Из дневника подводника. Записки командира подводной лодки «Окунь» 1914–1915 гг.
     «Военная литература»: militera. lib. ru Издание: Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. - М.: Согласие, 2004. Книга на сайте: militera. lib. ru/db/merkushov_va2/index. html

или в бумажном виде:     Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. Составитель и научный редактор В. В. Лобыцын. - М.: Согласие, 2004. - 624 с. , илл. - ISBN 5–86884–094–1. Тираж 1000 экз.
     Аннотация издательства: В настоящее издание включены произведения В. А. Меркушова, одного из пионеров русского подводного плавания, известного подводника Первой мировой войны. Второе произведение - «Из дневника подводника» - имеет подзаголовок «Записки командира подводной лодки «Окунь» 1914–1915». Автор, воевавший на Балтике и удостоенный высших воинских наград: ордена Св. Георгия 4-й степени и Георгиевского оружия, дает яркую картину боевых действий подводных лодок на Балтийском море и показывает беспримерное мужество русских моряков-подводников, их бесстрашие и верность воинскому долгу.
« Последнее редактирование: 28.07.2011 • 19:41 от Игорь Устинов »
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Re:Белоэмиграция в биографиях
« Ответ #24 : 02.09.2011 • 20:35 »
Некролог:       ЛЕЙТЕНАНТ ВИКТОРИН РОМАНОВИЧ КАЧИНСКИЙ
[attachment=1]
 В Сан-Питерсбурге (Флорида) 3-го февраля 1986г. на 95 году жизни скончался пионер русской морской авиации В. Р. Качинский.
 Покойный окончил Морской кадетский корпус в 1910 г. и в 1912 г. отозвался на призыв вступить в морскую авиацию, в которой и прошла его военная карьера в императорской армии. Закончив курс пилотажа на аппарате Фарман В. Р. был направлен на первую в мире авиоматку, снабженную гидропланами, которые для взлета опускались на воду. Первую мировую войну он провел в составе Черноморского флота отличаясь отвагой и решительностью в действии.
 В 1915 году он был отправлен из Батума бомбить военные склады в турецком городе Архава. За успешное выполнение этой задачи под огнем противника, был награжден орденом Св. Владимира 4-ой степени с мечами и бантом. Налеты на босфорское побережье принесли ему Станислава 2-ой степени. В его боевом списке налеты на Кавказском фронте, разведка у Синопа и налет в 1916 году на Варну отряда гидро-дивизиона которым он командовал.
 Это был первый ночной полет в истории морской авиации. За этот налет он был награжден георгиевским оружием. Кроме русских наград покойный был награжден черногорскими, польскими и британскими наградами и был представлен к награждению орденом св. Георгия и производству в капитаны 2-го ранга. Но революция помешала ему получить эти награды.

 В 1917 году Викторин Романович чудом избежал судьбу своих братьев морских офицеров расстрелянных матросами, этой красой и гордостью октябрьской революции. Через год он все же был арестован и под угрозой смерти был направлен возглавить украинскую морскую авиацию. После побега в Польшу, не зная языка, он становится главою польской морской авиации. Затем Бельгия и в 1928 году Соединенные Штаты Америки, где он сотрудничает с И. Сикорским на его заводах.

 Смитсониевский Институт в Вашингтоне признал В. Р. Качинского как одного из двух русских пилотов-пионеров совершивших первый одиночный полет раньше 17 декабря 1916 года. Другим пилотом был И. Сикорский.
 Мир праху Твоему доблестный русский офицер.
                                                                                                                         Б. В. Драшпиль
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Re:Белоэмиграция в биографиях
« Ответ #25 : 02.09.2011 • 20:38 »
Некролог:           ПОЛКОВНИК АПОЛИНАРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ РЯБИНСКИЙ
[attachment=1]
10-го апреля 1982 г. тихо скончался в возрасте 92 лет, последний Апшеронец, Георгиевский кавалер, участник 1-го Кубанского похода, Галлиполиец, военный инвалид, полковник I Ударного Корниловского полка, Аполинарий Александрович Рябинский.
 Окончивши 1911 г. Симбирский Кад. Корпус, поступил в Киевское Военное училище, из которого выпущен подпоручиком 6-го августа 1913 г. в 80 пехотный Кабардинский полк, из которого в ноябре того же года переведен в 81 пех. Апшеронский полк, с которым и вышел на войну 1914 г.
 Всю Первую мировую войну провел в строю на фронте, был несколько раз ранен и награжден всеми очередными боевыми орденами ДО ордена Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом. В октяоре 1915 г. награжден Георгиевским оружием за отличие в ночном штыковом бою.
 После развала фронта в 1917 г. отправляется на Дон и вступает в ряды Корниловского ударного полка, с которым проделал все походы гражданской войны.
 После Второй мировой войны обосновался в Аргентине, где занимаясь физическим трудом, выслужил скромную пенсию, на которую и жил.
 Покойный был образцом Российского кадрового офицера Императорской Армии. Состоял долгое время в правлении Кадетского Объединения, интересовался работой и жизнью Объединения и только физическая немощь отдалила его в последние годы от кадетской среды. Но душою он был до последних дней с нами.
 Похоронен на Английском кладбище в Б.-Айресе. После отпевания, на котором были несколько членов Объединения, с покойным простился от имени кадет и соратников-корниловцев Председатель О.К.Р.К.К. в Аргентине.
 Мир праху твоему, дорогой однокашник и пусть тебе будет между нами вечная память.
==========
«ЮБИЛЕЙ»
/ из номера 27 "Кадетская Перекличка" 1981г./

 14 июня 1980 года полковнику Аполинарию Александровичу Рябинскому исполнилось 90 лет. Правление Объединения кадет Российских кадетских корпусов в Аргентине давно постановило приветствовать в этот день своего старейшего однокашника.
 Так как Аполинарий Александрович не может «выезжать», то решили посетить его в его доме, в городе Оливос, возле Б. Айреса, где он живет со своей сестрой.
 В означенный день, в 16 часов в квартире юбиляра собрались: Председатель Объединения С. А. Якимович и члены правления: Г. В. Войцицкий, А. В. Алферов, И. Н. Андрушкевич, от дамского комитета были: И. И. Энгельгардт, Т. Н. Базаревич, Н. Н. Якимович, Е. И. Алферова.
 К сожалению, в виду эпидемии гриппа, многие однокашники, желавшие принять участие в этом торжестве — не могли присутствовать.
 Председатель в нескольких теплых словах поздравил «новорожденного» провозгласивши тост за его здоровье и пожелавши ему «многая лета» прокричал «Ура!», поддержанное всеми присутствующими. В веселом настроении, в дружной кадетской семье провели больше трех часов.
*****
Рябинский Аполинарий Александрович, р. 15 июля 1890 в Витебске. Из дворян, сын генерала. Симбирский кадетский корпус 1911, Киевское военное училище 1913. Штабс-капитан 81-го пехотного полка. Георгиевский кавалер. В Добровольческой армии с дек.1917 с Корниловским полком; в боях с 18 янв.1918. Участник 1-го Кубанского похода: командир пулеметной роты Корниловского полка. Ранен 14 окт.1918 под Армавиром. Во ВСЮР и Русской Армии в 1-м Корниловском полку до эвакуации Крыма. Капитан. На 18 дек.1920 в штабе Корниловского полка в Галлиполи. Осенью 1925 в составе того же полка в Болгарии. Полковник. В эмиграции в Югославии, председатель полкового объединения 81-го пехотного полка. Сотрудник журнала "Военная Быль". Умер 10 апр.1982 в Буэнос-Айресе. Жена Агния Николаевна Aгеева)*, сестра. Соч.: воспоминания.
Волков С.В. Первые добровольцы на Юге России. – М.: НП «Посев», 2001
*****
10. РЯБИНСКИЙ Аполлинарий Александрович, Георгиевский кавалер. (1890 – 10.4.1982, Британское кладбище в Буэнос-Айресе).
Симбирский Кадетский корпус (1911 г.), Киевское военное училище (1913 г.).
Полковник Корниловского Ударного полка, первопоходник, галлиполиец.
Выпущен 6 августа 1913 года подпоручиком в 81 пехотный Апшеронский полк. Всю Первую Мировую войну провел в строю на фронте, был несколько раз ранен и награжден всеми очередными боевыми орденами до ордена Св. Владимира IV степени с мечами и бантом. В октябре 1915 г. награжден Георгиевским оружием за отличие в ночном штыковом бою.  После развала фронта в 1917 году вступил в ряды Корниловского Ударного полка, с которым проделал все походы Гражданской войны. В эмиграции жил в Югославии. После Второй Мировой войны переехал в Аргентину, занимался физическим трудом.
                                                                                                                                Русский кадетский некрополь в Аргентине
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Re:Белоэмиграция в биографиях
« Ответ #26 : 03.09.2011 • 11:41 »
Некролог:          МАРТОС ГЕОРГИЙ ГЕОРГИЕВИЧ
[attachment=1]
 28 декабря 1998 г. в Montmorency тихо скончался на 100-м году жизни Георгиевский кавалер 12-го гусарского имени Дениса Давыдова, ныне великой княгини Ольги Александровны, Ахтырского полка, корнет Георгий Георгиевич Мартос.
 Покойный родился в военной семье в крепости Ново-Георгиевск и десяти лет был определен в Петровско-Полтавский кадетский корпус.
 В 1918 г. в составе десятка кадет он был зачислен в формировавшийся из добровольцев 12- й гусарский Ахтырский полк, с которым проделал всю гражданскую войну на юге России, будучи три раза ранен и заслуживши Георгиевский крест.

 На Галлиполи из кадет, служивших в кавалерийских полках, было вновь сформировано Николаевское кавалерийское училище, эвакуированное позже в Белую Церковь в Югославии, и по производстве в корнеты бывшие кадеты были зачислены в кадры своих полков.
 После работы по постройке дороги Кральево-Рашка, большинство ахтырцев прибыли во Францию, где работали художниками, шоферами такси или малярами.
 Георгий Георгиевич Мартос избрал профессию маляра и успешно работал самостоятельно сначала на юге Франции, затем в Париже.
 В 1996 г. он поступил в старческий дом в Montmorency, где и скончался. Георгий Георгиевич отличался бодростью, веселостью и неизменно участвовал во всех кадетских и полковых встречах.
 Он был женат на дочери последнего командира лейб- гвардии Павловского полка Елене Эдуардовне Гамбс, скончавшейся намного раньше него.
 Мир праху его и Царствие ему Небесное.

Старый друг и однополчанин, 6-го выпуска РКК в Сараево Владимир ЯГЕЛЛО.
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Санта

  • Со - Модератор
  • Штабс-Капитан
  • **
  • Дата регистрации: пЭТ 2010
  • Сообщений: 150
  • Спасибо: 153
  • СЪ НАМИ БОГЪ
Re:Белоэмиграция в биографиях
« Ответ #27 : 03.09.2011 • 11:52 »
Думаю эту удивительную историю можно выложить здесь...




Возлюбите Бога, а потом делайте что хотите.

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Re:Белоэмиграция в биографиях
« Ответ #28 : 04.09.2011 • 00:03 »
Вот просто уникальный человек и уникальный офицер, испытавший и повидавший многое и многих...
Андреев Владимир Владимирович
[attachment=1]
Андреев Владимир Владимирович, р. 1878. В службе с 1896, офицером с 1898. Полковник л.-гв. Волынского полка. В Добровольческой армии. Участник 1-го Кубанского похода. В эмиграции 1930 председатель отдела Союза Первопоходников в Болгарии. Умер 16 апр. 1940 на Шипке (Болгария).
Волков С.В. Первые добровольцы на Юге России. – М.: НП «Посев», 2001
===============
Призовая шашка обр.1881 года, тип Северского Драгунского полка, с эмблемой "За фехтовальный бой" - принадлежавшая полковнику В.В.Андрееву, Россия
[attachment=2]
   Замечательная призовая офицерская шашка казачьего типа 1881 года, принадлежавшая известному мастеру фехтования своего времени, полковнику В.В.Андрееву. Клинок с двумя узкими долами, у основания клинка с оборотной стороны - орнаментальный травленый картуш с Государственным гербом и надписью "Златоустъ Ор. Фабр.". Черен рукояти изготовлен из черно-коричневой кости, прибор рукояти - из серебра 84 пробы, украшен уставным черненым растительным орнаментом. Навершие рукояти украшено накладным вензелем Императора Александра III, в правление которого В.В.Андреев был произведен в офицеры. У основания рукояти оригинально установлена призовая накладка в виде медальона в окружении лавровой и дубовой ветвей под Императорской короной. Накладка на медальоне была утрачена, ее профессионально отреставрировали в наши дни. Ножны шашки дошли до нашего времени в полностью разбитом состоянии, с утраченными призовыми накладками, сохранились лишь устье ножен и гайка. Ножны были отреставрированы, стакан ножен восстановлен.
 Уникальный предмет, принадлежавший известной исторической личности - человеку, сделавшему немало для становления и развития фехтовального искусства в России, а впоследствии в эмиграции в Болгарии.
 Общая длина - 92 см.  Длина клинка - 75 см.
[attachment=3]
Андреев Владимир Владимирович (6.10.1878–16.4.1940, Шипка, Болгария), полковник. Из потомственных дворян, уроженец С.-Петербургской губ., вероисповедания православного. Воспитывался в Михайловском Воронежском кадетском корпусе, окончил Павловское военное училище по 1-му разряду. В службу вступил 31.8.1896 г. из кадет в Павловское военное училище юнкером рядового звания. Унтер-офицером 3.10.1897 г., младшим портупей юнкером 23.4.1898 г., награжден знаком за отличную стрельбу 16.7.1898 г., старшим портупей юнкером 21.5.1898 г. По окончании курса училища 8.8.1898 г. произведен в подпоручики в 184-й пехотный резервный Варшавский полк со старшинством с 13.8.1897 г.; прибыл к полку 28.9.1898 г. 18.11.1898 г. прикомандирован для испытания по службе и перевода впоследствии Лейб-гвардии к Волынскому полку; 30.11.1898 г. зачислен в списки прикомандированных и назначен младшим офицером в 3-ю роту. 20.9.1899 г. переведен Лейб-гвардии в Волынский полк тем же чином со старшинством с 8.8.1898 г. 30.4.1901 г. на окончательном состязании в Варшавском военном фехтовально-гимнастическом зале получил 2-й приз за бой на саблях «шашка». 6.12.1902 г. произведен в поручики со старшинством с 8.8.1902 г. 30.4.1903 г. на состязании офицеров на призы в Варшавском военном фехтовально-гимнастическом зале получил 1-й приз за бой на саблях. 14.2.1904 г. командирован в С.-Петербургское Атлетическое общество на состязание, возвратился 20.2.1904 г. 30.5.1904 г. назначен офицером распорядителем Варшавского военного фехтовально-гимнастического зала. 6.12.1904 г. произведен в штабс-капитаны со старшинством с 8.8.1904 г. 8.2.1907 г. командирован в г. Гаагу на международный военный фехтовальный турнир и награжден 5 призом из 12 призов за бой на саблях «Серебряный кубок», возвратился 7.3.1907 г. 17.5.1907 г. на состязании офицеров Варшавского военного округа награжден первым призом за бой на рапирах. 1.6.1908 г. на окончательном состязании офицеров Варшавского военного округа в фехтовальных боях награжден за бой на саблях I-м Императорским призом. 1.2.1910 г. командирован в Римскую Центральную фехтовальную школу на 3 1/2 месяца, возвратился 15.6.1910 г. 22.11.1910 г. назначен командующим 5-й ротой, принял роту 4.12.1910 г. 6.12.1910 г. произведен в капитаны со старшинством с 8.8.1910 г. 16.6.1912 г. командирован в г. Стокгольм на Олимпийские игры, возвратился 21.7.1912 г. 31.5.1913 г. на окончательном состязании Варшавского военного округа в фехтовальных боях награжден за бой на рапирах I-м Императорским призом. 16.8.1913 г. командирован в г. Киев для участия в Первой Российской Олимпиаде, возвратился 28.8.1913 г. 16.11.1913 г. на состязательной стрельбе из винтовок офицеров Варшавского Гвардейского отряда выполнил условие на получение I-го Императорского приза при сумме квадратов 114 и получил 250 рублей. Участник Первой мировой и Гражданской войн. С 25.7.1914 г. в походах и делах против Австро-Венгрии и Германии, 28.9.1914 г. контужен в бою за переправу через р. Вислу у пос. Гура-Кальвария. Награжден орденами: Св. Станислава 3-й ст. (6.12.1907 г.), Св. Анны 3-й ст. (6.12.1911 г.), Св. Станислава 2-й ст. с мечами (12.12.1914 г.), а также Бельгийским орденом Военного креста 1-го класса (10.5.1909 г.). Имел светло-бронзовые медали в память 100-летия Отечественной войны 1812 года и в память 300-летия царствования Дома Романовых и нагрудные знаки: в память 25-летнего юбилея шефства Государя Императора Лейб-гвардии в Волынском полку, в память 100-летнего юбилея полка и в память 100-летнего юбилея Павловского военного училища. Был женат на девице Варваре Митрофановне Синициной, уроженке Воронежской губ., у них дочь Галина (род. 12.2.1905 г.). (РГВИА. Ф. 409. Оп. 2. Д. 22957. Л. 2–5 об. Послужной список 312–385, 1916 г.).

 После Первой мировой войны прибыл в Болгарию русский полковник Владимир Андреев. Он изучал фехтование в Варшаве, в 1903 году завоевал пятое место и серебряную чашу турнира в Гааге, Нидерланды. В 1910 году он отправился в Италию, где обучался в Риме в одной из лучших фехтовальных школ того времени. После окончания школы Владимир Андреев принял участие в многочисленных турнирах в Гааге, Утрехте (Нидерланды), Остенде (Бельгия), Феррара (Италия), Стокгольм (Швеция), а после его прибытия в Болгарию он был назначен профессором итальянского ограждения в Военно- Его Королевское Высочество школы.
 В 1925 году полковник Андреев написал одно из первых болгарских руководств по фехтованию под названием "Краткий справочник фехтования итальянской школы". Оно начинается со слов: "Я выражаю глубокую признательность моему ученику лейтенанту Д. Н. Бербенко за перевод этого руководства на болгарский язык. Давайте служить на благо родной армии". Андреев также считается основателем спортивного фехтования в Болгарии. В 1926 году по его инициативе был создан Болгарский спортивный союз фехтовальщиков.
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Re:Белоэмиграция в биографиях
« Ответ #29 : 04.09.2011 • 13:43 »
Некролог:   ПОЛКОВНИК АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ АЗАРЬЕВ (1887-1965)
[attachment=2] 
 В ноябре этого года исполнилось 100 лет со дня рождения, многим зарубежным кадетам известного, воспитателя, ротного командира и, в разное время, заведующего хозяйством Первого Русского Вел. Князя Константина Константиновича Кадетского Корпуса полковника АЗАРЬЕВА Александра Николаевича.
[attachment=1]
 Покойный родился 16 (29) ноября 1871 года. Кончил Петро-Полтавский Корпус и Первое Военное Павловское Училище по первому разряду. Произведен в подпоручики в августе 1892 года и вышел в 52 Пехотный Виленский пояк. В полку пробыл до августа 1УШ г. когда откомандирован на должность воспитателя в Киевский Владимирский Кадетский Корпус.
 В ноябре 1919 г. в составе Корпуса эвакуирован в Одессу, а в январе 1920 г. за границу.
 В Югославии прослужил в Корпусе до 1942 года, когда вышел в пенсию.

 Кадеты любили своего воспитателя, а он жил всецело интересами Корпуса и кадет и действительно заслужил не быть забытым своими питомцами. Скончался в 1965 г. в Белой Церкви и погребен на кадетском участке кладбища.
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ