Ильин Иван Александрович 1883-1954

Главное, согласно Ильину, это воспитание в самом русском народе национального духовного характера. Именно из-за его недостатка в интеллигенции и в массах Россия и рухнула во время революции. "Россия встанет во весь рост и окрепнет только через воспитание в народе такого характера. Это воспитание может быть только национальным самовоспитанием, которое может быть проведено самим русским народом, т.е. его верной и сильной национальной интеллигенцией. Для этого нужен отбор людей, отбор духовный, качественный и волевой".

В религиозной философии Ильин не принадлежал к плеяде последователей В.С. Соловьёва, с которыми многие связывают обычно русский религиозно-философский ренессанс. Предметом его основного внимания был не только тот или иной христианский догмат, внутренний нечувственный опыт, но и то, что называют духом. Все эти нюансы Ильин и выразил в своём классическом труде "Аксиомы религиозного опыта" (1953, т.1-2). Это, прежде всего, учение о равновесии и сочетании духа и инстинкта, а также законов природы и законов духа, являющейся центральным в его религиозной философии. И в этом отношении сама эстетическая установка Ивана Александровича шла как бы вразрез остальному серебряному веку и имела во многом другой источник. Во главу угла он ставил художество, процесс рождения и воплощения эстетического образа, а на вершину художественное совершенство, которое внешне может быть лишено "красоты". Все эти вопросы Ильин поднял в монографиях и лекциях о наших великих писателях, поэтах, певцов, композиторов, актёров, таких как Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Бунин, Шмелёв, Мережковский, Метнере, Рахманинове, Шаляпине.

Но самый главный предмет для философского исследования Ильина, ради которого он написал всё остальное - это сама Россия и её образующий русский народ. Этим основным темам всей его жизни посвящены следующие работы: "Сущность и своеобразие русской культуры" и "Грядущая Россия". Иван Александрович много писал об истории России, как бы прогнозируя её будущее, а также о сильных и слабых сторонах русского народа. Религиозные установки и прафеномены русской православной души, которые являются по Ильину, "сердечное созерцание, любовь к свободе, детская непосредственность, живая совесть, равно как воля к совершенству во всём, вера в божественное становление человеческой души. Эти прафеномены суть: молитва; старчество; праздник Пасхи; почитание Богородицы и святых; иконы".


Главные труды:

  1. Кризис идеи Субъекта в Наукоучении Фихте Старшего. 1911г.
  2. Философия Гегеля, как учение о конкретности Бога и человека. 2 тома. 1916-1918гг.
  3. Учение о Правосознании. Доселе не напечатано. 1919г.
  4. Основные задачи правоведения в России 1921г.
  5. Религиозный смысл философии, 1924г.
  6. О сопротивлении злу силою, 1925г.
  7. Путь духовного обновления. Вера. Любовь. Свобода. Совесть. Семья. Родина. Национализм, 1935г.
  8. Основы художества. О совершенном искусстве, 1937г.
  9. Основы христианской культуры, 1937г.
  10. О тьме и просветлении. Книга литературной критики. Творчество Бунина. Творчество Ремизова. Творчество Шмелева.1938г.
  11. Огни жизни. Книга утешения. 1938-1939.
  12. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний.
  13. Сущность и своеобразие русской культуры. 1942. 1944.
  14. О грядущей русской культуре. Книга заданий и надежд. 1945.
  15. Аксиомы религиозного опыта. 1953 г.
  16. О грядущей России.

Используемая литература:

  1. Новая философская энциклопедия. / Ст. Ю.Т. Лисицы. С.96-97. - М:2001.
  2. Русская философия. Словарь. / Ст. В. Кураева. С.183-184. - М:1995.
  3. Святая Русь. Русский патриотизм. Словарь. /Ст. О. Платонова. С.289-291.
  4. И.А. Ильин. Собрание сочинений (вышло 25 томов). - М:1993-2003.
  5. История русской философии. Под ред. М.А. Маслина. / Ст. В. Кураева. С.497-509.
  6. И.А. Ильин. Наши задачи. - М: 1992.
Страница 3 из 3«123
Рейтинг