Автор Тема: Военные реформы в РФ 2009-2012 гг.  (Прочитано 81422 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Александр Гирин

  • Полковник
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: ФХЪ 2011
  • Сообщений: 233
  • Спасибо: 72
  • Делай что должно и будь, что будет
Военные реформы в РФ 2009-2012 гг.
« Ответ #20 : 22.02.2012 • 01:16 »
Часть V. Реформа военного образования

5.1. Реорганизация системы военных учебных заведений

На 1 января 2008 года подготовку офицеров в РФ осуществляли 65 высших военно-учебных заведений, в том числе 15 военных академий, 4 военных университета и 46 высших военных училищ и военных институтов.

Реформу военного образования в России планируется провести в три этапа и завершить к 2013 году.

На первом этапе, в 2008–2009 годах, большинство высших военных училищ и военных институтов на правах структурных подразделений включены в состав системообразующих вузов [23].

К 1 января 2009 года в Вооруженных Силах существуют 3 учебно-научных центра, 11 академий и три военных университета. В их составе действуют 25 филиалов вузов и три научно-исследовательские организации минобороны [24].

На втором этапе, в 2009–2012 годах, планируется на базе трех системообразующих вузов, Общевойсковой академии ВС РФ, Военно-воздушной академии и Военно-морской академии, сформировать военные учебно-научные центры, укрупнить военные академии и военный университет, ряд вузов в связи с уменьшением заказа на подготовку офицеров, ликвидировать.

К 2013 году планируется иметь три военно-научных центра, шесть военных академий и один университет. В качестве структурных подразделений в эти системообразующие вузы войдут высшие военные училища и институты, научно-исследовательские организации и другие родственные подразделения.

Пример, как будет выглядеть структура военно-научного центра ВМФ, который планируется создать на базе Военно-морской академии. В его состав войдут три военно-морских института, институт дополнительного профессионального образования, военно-морской колледж и военно-морской лицей, Нахимовское училище, три научно-исследовательских института и обеспечивающие подразделения. Таким образом, выстраивается вертикаль непрерывного образования специалистов ВМФ, осуществляется интеграция военной науки и образования. Центр планируется разместить в Кронштадте на специально созданной базе. Аналогичный подход к формированию учебно-научных центров Сухопутных войск и ВВС.

На заключительном этапе, к 2013 году, планируется организовать эффективную деятельность военных учебно-научных центров и других системообразующих вузов, реализующих образовательные программы различных уровней и обеспечивающих непрерывность профессионального образования офицеров [23].
« Последнее редактирование: 23.02.2012 • 00:13 от Александр Гирин »
"За Единую, Великую и Неделимую Россию!"

Оффлайн Александр Гирин

  • Полковник
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: ФХЪ 2011
  • Сообщений: 233
  • Спасибо: 72
  • Делай что должно и будь, что будет
Военные реформы в РФ 2009-2012 гг.
« Ответ #21 : 23.02.2012 • 00:14 »
5.2. Изменения в порядке приема и обучения в высших военно-учебных заведениях

Министерство обороны формирует кадровый заказ на подготовку будущих офицеров. Генеральный штаб ВС РФ определяет количество и специальности выпускников военно-учебных заведений, которые потребуются в Вооруженных Силах через пять лет [24].

После двухлетнего перерыва в 2012 году в военно-учебные заведения Министерства обороны РФ будет осуществлен набор абитуриентов. При этом подготовку офицеров для прохождения военной службы в Пограничной службе ФСБ, во Внутренних войсках МВД, в Федеральной службе специального строительства и других структурах военные учебные заведения Министерства обороны РФ не прекращали.

После коренной модернизации военного образования, сокращения части ведомственных вузов и интеграции оставшихся училищ, институтов и академий с научно-исследовательскими учреждениями Министерства обороны РФ, система военного образования, по словам ее руководителей, вышла на наиболее оптимальную систему подготовки офицерских кадров. Набор в военные учебные заведения сокращен с 30 тысяч до 8 тысяч курсантов [25].

Прием в высшие военные учебные заведения теперь осуществляется на основании результатов единого государственного экзамена, а так же профессионально-психологического отбора, проводимого группами профессионального отбора военных учебных заведений.

Отменено право поступления вне конкурса для выпускников суворовских военных училищ и кадетских корпусов. Теперь они будут поступать в высшие военные учебные заведения на общих основаниях. Но при равных экзаменационных показателях и положительных результатах профессионально-психологического отбора преимущество будет у выпускников суворовских военных училищ и кадетских корпусов [24].

Изменился порядок обучения в высших военных учебных заведениях, который теперь больше напоминает обучение студентов гражданских учебных заведениях.

В военных высших военных учебных заведениях отменено увольнение из расположения части только в предвыходные (предпраздничные) и выходные (праздничные) дни в количестве не более 50 % личного состава. Сейчас каждый курсант с первого дня обучения ежедневно имеет право увольнения из расположения части. Для этого в распорядке дня вуза предусмотрено личное время.

Ужесточены требования к воинской дисциплине и успеваемости будущих офицеров. Нарушение воинской дисциплины или Устава учебного заведения предусматривает немедленное отчисление из вуза.

В военных училищах, институтах и академиях теперь запрещено пересдавать экзамены и зачеты. При получении неудовлетворительной оценки, начиная с первой сессии, курсант отчисляется из вуза, курсанты первого курса, не прошедшие действительную срочную военную службу, направляются дослуживать в войска, курсанты второго-пятого курсов увольняются с военной службы.

От автора: В период моего обучения в высшем военном учебном заведении в 1988–1992 годах отчисление по недисциплинированности и неуспеваемости было нормой.

Законодательством предусмотрено возмещение расходов на обучение отчисленного курсанта в судебном порядке.

Изменился и порядок распределения лейтенантов по местам службы и должностям. На перспективные должности назначаются выпускники, закончившие высшие военные учебные заведения с золотой медалью и дипломом с отличием.

От автора: В 1992 году в связи с окончанием военного училища , а в 2005 году – военной академии с отличием я имел право выбора места службы из предлагаемых вакантных должностей.

Таким образом, в Министерстве обороны считают, что, начиная с обучения в военном учебном заведении, офицерская карьера человека строится на конкурсной основе.

В интервью радиостанции «Эхо Москвы» Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Макаров заявил, что если курсант мотивирован на службу и учебу, то нет необходимости специально воспитывать в нем добросовестность [25].
« Последнее редактирование: 27.02.2012 • 13:11 от Александр Гирин »
"За Единую, Великую и Неделимую Россию!"

Оффлайн Александр Гирин

  • Полковник
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: ФХЪ 2011
  • Сообщений: 233
  • Спасибо: 72
  • Делай что должно и будь, что будет
Военные реформы в РФ 2009-2012 гг.
« Ответ #22 : 27.02.2012 • 13:11 »
5.3. Подготовка офицеров в гражданских высших военных учебных заведениях

Подготовка офицеров будет осуществляться и в военных, и в гражданских высших учебных заведениях. 60 % лейтенантов получат дипломы в военных училищах, институтах и академиях, 40 % – в гражданских высших учебных заведениях [26].

Подготовка офицеров в гражданских высших военных учебных заведениях будет осуществляться преимущественно по гуманитарным специальностям [24].

В 2007 году Министерство обороны добилось создания в гражданских вузах учебных военных центров. Студенты, обучающиеся в УВЦ, берут на себя обязательство после выпуска три года проходить военную службу на должностях офицерского состава. При этом студенты получают дополнительную стипендию.

С 2012 года в гражданских высших учебных заведениях, где отсутствуют военные учебные центры, будущие офицеры после получения диплома о высшем образовании в течение одного года будут проходить дополнительное обучение в высших военных учебных заведениях Министерства обороны по избранной военно-учетной специальности. После этого им будет присваиваться воинское звание «лейтенант».

По мнению руководства Министерства обороны РФ, Вооруженные Силы РФ более всего нуждается в следующих специалистах – выпускниках гражданских высших учебных заведений: юристы, психологи, инженеры, программисты, специалисты вещевой и продовольственной службы. Готовить в военных училищах и институтах данных специалистов, по мнению руководства минобороны, не целесообразно и экономически неэффективно. Поэтому часть своих образовательных функций и кадрового заказа Министерства обороны передает Министерству образования и науки [26].

"За Единую, Великую и Неделимую Россию!"

Оффлайн Александр Гирин

  • Полковник
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: ФХЪ 2011
  • Сообщений: 233
  • Спасибо: 72
  • Делай что должно и будь, что будет
Военные реформы в РФ 2009-2012 гг.
« Ответ #23 : 27.02.2012 • 13:13 »
5.4. Изменение программ подготовки в высших военных учебных заведениях

Подготовка в высших военных учебных заведениях осуществляется на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации.

Право на реализацию основных образовательных программ (ООП) имеет высшее учебное заведение только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.

При освоении ООП присваивается соответствующая квалификация (степень) – специалист. Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации составляет 5 лет. Трудоемкость составляет 300 зачетных единиц. При этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Область профессиональной деятельности специалистов включает исследования и разработки, направленные на создание и обеспечение функционирования устройств, систем и комплексов, соответствующих образцам ВВТ.

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:
специальные устройства, системы и комплексы, методы и средства их проектирования, моделирования, экспериментальной отработки, подготовки к применению, применения по назначению и технического обслуживания;
коллективы исполнителей в области профессиональной деятельности.

Специалист по соответствующему направлению подготовки (специальности) готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
1) организационно-управленческая;
2) проектно-конструкторская;
3) научно-исследовательская;
4) производственно-технологическая;
5) эксплуатационная.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей (заказчиками).

К результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста предъявляются следующие требования:

1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

способен действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма;

способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе эстетических, морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики;

способен анализировать социально значимые явления и процессы, в том числе политического, экономического и правового характера, мировоззренческие и философские проблемы, применять основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

способен понимать характерные черты и специфику основных исторических эпох, движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия, ненасилия и личности в истории, политическую организацию общества, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

способен понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, защиты интересов личности, общества и государства, обладает высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, готов и способен к активной состязательной деятельности;

способен к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения, способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, оформить их, вести дискуссию;

способен к письменной и устной деловой коммуникации, чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков;

способен к воспитанию и обучению в сфере профессиональной деятельности, к адаптации в различных ситуациях, применению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей;

владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной профессиональной деятельности;

способен к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию другого мнения; к социальной мобильности, к работе в многонациональном и многоконфессиональном коллективе;

способен ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда;

2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

1) общепрофессиональными:

способен к работе в многонациональном коллективе, к кооперации с коллегами, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способен в качестве руководителя коллектива, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать организационно-управленческие решения и нести за них ответственность, применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, использовать правовые документы;

способен находить управленческие решения, в том числе и в нестандартных ситуациях, и нести за них ответственность, готов к организационно-управленческой работе с коллективом;

способен использовать знание основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследований, приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

способен использовать языки и системы программирования, программные средства общего назначения, инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и профессиональных задач;

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

способен учитывать в своей профессиональной деятельности современные тенденции развития компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками работы с компьютером в сфере профессиональной деятельности;

способен учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники в своей профессиональной деятельности;

владеет методами решения аналитических и расчетных задач в своей профессиональной сфере деятельности;

способен собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию в сфере профессиональной деятельности, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;

способен осваивать работу на современном измерительном, диагностическом и технологическом оборудовании, используемом для решения различных научно-технических задач в сфере профессиональной деятельности, владеет основными приемами обработки и представления экспериментальных данных;

владеет основными закономерностями взаимодействия биосферы и человека, глобальными проблемами окружающей среды и экологическими принципами рационального природопользования, методами защиты сотрудников и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

2) в организационно-управленческой деятельности:

способен организовывать работу коллектива, принимать управленческие решения, определять порядок выполнения работ, контролировать их выполнение и управлять коллективом;

способен разрабатывать планы работы коллектива, проекты положений, инструкций и других организационно-распорядительных документов в сфере профессиональной деятельности;

способен организовать работы по эксплуатации специальных устройств, систем и комплексов, управлять и контролировать ход выполнения;

способен находить организационно-технические решения эффективного применения специальных устройств, систем и комплексов в сфере профессиональной деятельности;

способен организовать информационную безопасность и защиту государственной тайны в подразделении;

3) в проектно-конструкторской деятельности:

способен анализировать состояние научно-технической проблемы на основе подбора и изучения литературных и патентных источников, определять цели и задачи проектирования;

способен согласовывать условия на проектируемую систему (устройство), рассчитывать основные показатели ее качества;

способен разрабатывать структурные и функциональные схемы специальных устройств, систем и комплексов и принципиальные схемы устройств с использованием компьютерных средств проектирования, проводить расчеты и технико-экономическое обоснование принимаемых решений;

способен проектировать специальные устройства, системы и комплексы, выбирать рациональные решения на всех этапах проектного процесса от технического задания до производства изделий, отвечающих целям функционирования, технологии производства и обеспечения характеристик объекта, определяющих его качество;

способен участвовать в испытаниях и сдаче в эксплуатацию образцов специальных устройств, систем и комплексов;

4) в научно-исследовательской деятельности:

способен проводить сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации, анализировать отечественный и зарубежный опыт в  сфере профессиональной деятельности;

способен выполнять моделирование объектов и процессов с целью анализа и оптимизации их параметров с использованием имеющихся средств исследований;

способен разрабатывать программы экспериментальных исследований и их реализовать;

способен проводить построение математических моделей объектов и процессов, выбирать методы их исследования и разрабатывать алгоритмы их реализации;

способен проводить оптимизацию параметров специальных устройств, систем и комплексов с использованием  различных методов исследований;

способен составлять обзоры результатов проводимых исследований и отчеты о них;

5) в производственно-технологической деятельности:

способен подготавливать техническую документацию для производства специальных устройств, систем и комплексов, участвовать в работах по его технологической подготовке, организации и управления производственными процессами в сфере профессиональной деятельности;

способен вести сопровождение разрабатываемых устройств и систем на этапах проектирования и выпуска образцов;

способен контролировать качество при производстве специальных устройств, систем и комплексов;

способен обеспечивать профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний и предотвращать экологические нарушения;

6) эксплуатационная деятельность:

способен осуществлять эксплуатацию и применение специальных устройств, систем и комплексов в сфере профессиональной деятельности;

владеет методами восстановления работоспособного состояния специальных устройств, систем и комплексов;

способен выполнять диагностику, ремонт и обслуживание специальных устройств, систем и комплексов;

3. Профессионально-специализированные компетенции определяются военно-учетной специальностью (ВУС) подготовки.


Основная образовательная программа подготовки специалистов предусматривает изучение следующих учебных циклов:
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в системе послевузовского профессионального образования.

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Базовая (обязательная) часть цикла должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Отечественная история», «Философия», «Иностранный язык».

Вариативная часть цикла должна предусматривать изучение следующих дисциплин: «Военная история», «Культурология», «Политология», «Экономика», «Психология и педагогика», «Правоведение», «Социология».

Трудоемкость цикла – 28–35 зачетных единиц (9–12 %), базовая часть – 22–25 зачетных единиц (7–8 %), вариативная часть – 4–12 зачетных единиц (3–4 %).

Математический и естественнонаучный цикл

Базовая (обязательная) часть цикла  должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Математика», «Физика», «Информатика», «Экология».

Трудоемкость цикла – 46–52 зачетных единиц (15–17 %), базовая часть – 38–44 зачетных единиц (12–15 %), вариативная часть – 4–12 зачетных единиц (3–4 %).

Профессиональный цикл

Базовая (обязательная) часть цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Обязательные дисциплины цикла определяются в соответствии с направлением подготовки специалиста.

Вариативная часть цикла должна предусматривать изучение военно-профессиональных дисциплин:

1) общевоенные дисциплины:
«Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации»;
«Строевая подготовка»;
«Огневая подготовка из стрелкового оружия»;
 «Медицинское обеспечение»;

2) тактические дисциплины:
«Общая тактика»;
«Тактика рода войск»;
«Связь»;
«Инженерная подготовка»;
«Радиационная, химическая и биологическая защита»;
«Военная топография»;
«Мобилизационная подготовка»;
«Управление подразделениями в мирное время»;

3) военно-специальные дисциплины:
«Основы построения специальных устройств, систем и комплексов»;
«Устройство и эксплуатация специальных устройств, систем и комплексов»;
«Стрельба и боевая работа специальных устройств, систем и комплексов»;
«Техническое обеспечение»;
«Базовые машины».

Трудоемкость цикла – 170–176 зачетных единиц (56–59 %), базовая часть – 110–120 зачетных единиц (36–40 %), вариативная часть – 50–66 зачетных единиц (16–22 %).

При этом не менее трети учебного времени должно выделяться на самостоятельную подготовку.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Профессионально-специализированные компетенции, требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалистов в части специализаций для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах и которые имеют лицензию на право выполнения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, определяются (устанавливаются) данными образовательными учреждениями.

При разработке образовательных программ подготовки специалистов должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий.

В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных единиц, должна выставляться оценка.

Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по трем циклам. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет не более 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).

Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП по очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.

Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7–10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы.

Раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.

Программа подготовки специалистов вуза должна включать лабораторные практикумы по следующим дисциплинам базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки исследования.

Наряду с установленными законодательными и другими нормативными актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию);

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП подготовки специалистов по данной специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная практика.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики могут проводиться в сторонних организациях (предприятиях, структурных подразделениях федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов Российской Федерации, научно-исследовательских и проектных организациях, фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По результатам аттестации выставляется оценка.

Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки специалистов, в том числе путем:
1) разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
2) мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
3) разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
4) обеспечения компетентности преподавательского состава;
5) регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
6) информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения основных образовательных программ подготовки специалистов должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца от начала обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данной специальности, соответствовать целям и задачам конкретной программы подготовки специалиста и её учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик  должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые оценки и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и т.п.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных предприятий и организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.п.

Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза или заказчика подготовки кадров.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также данного ФГОС ВПО в части требований к результатам освоения основной образовательной программы подготовки специалиста.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающийся должен показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника экзаменационные вопросы и задания должны быть комплексными и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

Таким образом, изменение программ подготовки в высших военных учебных заведениях позволяет:

1) привести уровень образования в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по данному профилю подготовки специалиста;

2) подготовить специалиста инженера с уровнем подготовки, аналогичным уровню подготовки инженера в соответствующем гражданском высшем учебном заведении;

3) предоставляет больше самостоятельности и инициативы обучающимся.

Вместе с тем необходимо отметить, что стандартизация основных программ подготовки с гражданскими высшими учебными заведениями приводит к нарушению главного принципа подготовки: «учить войска тому, что необходимо на войне». Военно-профессиональные дисциплины, являющиеся основой подготовки офицера-командира, составляют всего до 25 % учебного времени, в том числе до 15 % учебного времени под руководством преподавателя.

От автора: при обучении в военном училище в период 1988–1992 года военно-профессиональные дисциплины составляли до 75 % учебной программы.

В результате, выпускники высших военных учебных заведений не соответствуют требованиям войск, о чем командование воинских частей регулярно сообщает руководству высших военных учебных заведений. Но ВВУЗы своим решением не могут перераспределить учебную нагрузку сверх вариативной части циклов подготовки.

Военные училища готовят грамотных инженеров, а необходимы решительные, инициативные и подготовленные командиры.
« Последнее редактирование: 28.02.2012 • 22:11 от Александр Гирин »
"За Единую, Великую и Неделимую Россию!"

Оффлайн Александр Гирин

  • Полковник
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: ФХЪ 2011
  • Сообщений: 233
  • Спасибо: 72
  • Делай что должно и будь, что будет
Военные реформы в РФ 2009-2012 гг.
« Ответ #24 : 28.02.2012 • 21:09 »
5.5. Введение «Болонской» системы обучения

До 1 января 2009 года в Вооруженных Силах РФ существовала трехуровневая структура военного образования:

Первый уровень – тактический

Подготовка офицеров с высшим военно-специальным образованием для прохождения службы на должностях: командир взвода, заместитель командира роты, командир роты, начальник штаба батальона, заместитель командира батальона, командир батальона (и приравненным к ним), осуществлялась в высших военных училищах (военных институтах) и военных университетах. Срок обучения в высших военных училищах командного профиля – 4 года (с 1995 года – 5 лет), инженерного профиля – 5 лет.

Второй уровень – оперативно-тактический

Подготовка офицеров с высшим военным образованием для прохождения службы на должностях: начальник штаба полка, заместитель командира полка, командир полка, начальник штаба бригады, заместитель командира бригады, командир бригады, начальник штаба дивизии, заместитель командира дивизии (и приравненным к ним), осуществлялась в военных академиях. Срок обучения в военных академиях – 3 года (с 1996 года – 2 года).

Третий уровень – оперативно-стратегический

Подготовка офицеров с высшим военным образованием для прохождения службы на должностях: командир дивизии, начальник штаба армии, заместитель командующего армией, командующий армией, начальник штаба военного округа, заместитель командующего войсками военного округа, командующий войсками военного округа, начальник Главного штаба вида ВС РФ, заместитель Главнокомандующего вида ВС РФ, Главнокомандующий вида ВС РФ, начальник Генерального штаба ВС РФ (и приравненным к ним), осуществлялась в Академии Генерального штаба ВС РФ. Срок обучения в Академии Генерального штаба ВС РФ – 2 года.

Таким образом, за период прохождения службы офицер мог получить три высших образования.

Кроме того, при назначении на высшую воинскую должность, при перевооружении на новый образец ВВТ, при изменении военно-учетной специальности офицер проходил обучение в Учебных центрах и на офицерских курсах родов войск, Центральных офицерских курсах видов ВС РФ, Академических курсах при военных академиях, Высших академических курсах при Академии Генерального штаба ВС РФ в течении от трех до шести месяцев.

Так в Сухопутных войсках ВС РФ офицеры проходили переподготовку на Высших офицерских курсах «Выстрел» имени Маршала Советского Союза Б.М. Шапошникова (с 1998 года – Учебный центр Общевойсковой Академии ВС РФ, в 2009 году расформирован).

В 2007 году в Российской Федерации начинается реформа высшего профессионального образования (ВПО). Законодательная база реформирования определена следующими нормативно-правовыми актами:

1. Федеральный закон от 24.10.2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уровней высшего профессионального образования).

2. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта».

3. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

4. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки»

С 24 октября 2007 года начинается переход на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.10.2007 г. № 232-ФЗ (статьей 6 Федерального закона от 10.11.2009г. № 260-ФЗ), со дня вступления в силу данных Федеральных законов и до 1 сентября 2009 года (до 31 декабря 2010 года) обучение в образовательных учреждениях ВПО по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней ВПО осуществляется по решению ученого совета образовательного учреждения ВПО в соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами ВПО.

Прием в образовательные учреждения ВПО для обучения по образовательным программам ВПО соответствующих ступеней высшего профессионального образования прекращается 31 августа 2009 года (30 декабря 2010 года).

Обучение по указанным программам соответствующих ступеней высшего профессионального образования осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1136:
для получения квалификации (степени) «бакалавр» – четыре года;
для получения квалификации (степени) «специалист» – не менее пяти лет;
для получения квалификации (степени) «магистр» – два года.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством РФ

В соответствии с пунктом 3) статьи 5 Федерального закона от 10.11.2009  № 260-ФЗ «Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования».

На основании Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» и Приказа Минобрнауки России от 10.04.2009 № 123 «Об утверждении Положения о Совете Минобрнауки России по разработке федеральных государственных образовательных стандартов» разработаны федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения.

Существовавшая структура военного образования перестала соответствовать федеральному законодательству. Особо негативное отношение у руководства Минобрнауки сложилось в отношении бесплатного получения офицерами второго высшего образования в военных академиях. Главное управление кадров и военного образования Министерства отстаивало необходимость академического образования, но с его упразднением и созданием в составе Министерства обороны гражданской организации – Департамента военного образования, вопрос о ликвидации трехуровневой структуры подготовки офицеров был решен.

С 1 сентября 2009 года прекращен набор в военные академии офицеров Вооруженных Сил РФ (при этом офицеры ВВ МВД и ПС ФСБ продолжали обучение).

С 1 сентября 2011 года трехуровневая структура военного образования упразднена. Введенная система военного образования предусматривает получение офицерами только одного высшего образования.

Министерством обороны РФ представлена новая система повышения квалификации и переподготовки офицерского состава. Ее отличие от существовавшей системы заключается в замене второго высшего образования, получаемого в течении двух лет в военной академии и третьего высшего образования – в Академии Генерального штаба ВС РФ прохождением академических курсов в течении 10 месяцев [24].

В 2012 году в высших военных учебных заведениях введена «болонская» уровневая система высшего профессионального образования.

Первая ступень болонской системы – бакалавриат

После прохождения обучения в высшем военном училище (военном институте) Министерства обороны РФ в течении четырех лет выпускнику будет выдаваться диплом и присваиваться степень бакалавра. Выпускники высших военных училищ (военных институтов) предназначаются для замещения первичных офицерских должностей – командиров взводов (и приравненных к ним).

Вторая ступень болонской системы – специалитет

После прохождения обучения в военной академии (университете) Министерства обороны РФ в течении пяти лет выпускнику будет выдаваться диплом и присваиваться степень специалиста. Выпускники военных академий (университетов) предназначаются для замещения офицерских должностей, требующих инженерного образования и командных должностях среднего уровня.

Третья ступень болонской системы – магистратура

После прохождения обучения в Академии Генерального штаба ВС РФ в течении двух лет выпускнику будет выдаваться диплом и присваиваться степень магистра. Выпускники Академии Генерального штаба ВС РФ предназначаются для замещения должностей старшего и высшего офицерского состава.

Командующие округами (флотами), Главнокомандующие видами Вооруженных сил будут повышать профессиональный уровень на специальном учебном курсе в Академии Генерального штаба ВС РФ по специальности – «Национальная безопасность и оборона государства».

В Министерстве обороны РФ утверждают, что процесс подготовки кадрового состава Вооруженных сил станет непрерывным. А карьерный рост после дополнительной подготовки превратится в дополнительный стимул для офицеров.

Предполагается, что новая система более демократична. Как утверждают в Министерстве обороны РФ, диплом магистратуры, специалитета и бакалавриата открывает военным путь для карьерного роста не только на военной службе, но и в гражданской жизни. Как это будет выглядеть на практике, сейчас сказать трудно. Будут ли уволенные с военной службы бакалавры и магистры в условиях конкурсного отбора пользоваться спросом еще вопрос [27].
« Последнее редактирование: 01.03.2012 • 13:39 от Александр Гирин »
"За Единую, Великую и Неделимую Россию!"

Оффлайн Александр Гирин

  • Полковник
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: ФХЪ 2011
  • Сообщений: 233
  • Спасибо: 72
  • Делай что должно и будь, что будет
Военные реформы в РФ 2009-2012 гг.
« Ответ #25 : 01.03.2012 • 13:40 »
Выводы:

1. Реорганизация системы военных учебных заведений фактически в очередной раз сведена к сокращению количества высших военных учебных заведений без учета воинских специальностей подготовки. Так 65 высших военно-учебных заведений, в том числе 15 военных академий, 4 военных университета и 46 высших военных училищ и военных институтов в 2009 году реорганизованы в 3 военных учебно-научных центра, 11 академий, 3 военных университета и 25 филиалов в их составе.

Принадлежность высших военных учебных заведений осуществляющих подготовку по совершенно разным воинским специальностям к одному виду ВС РФ не является определяющим основаниям для их объединения в единый военный научно-учебный центр (ВУНЦ). Связь системообразующего высшего военного учебного заведения – академии Вида ВС РФ с филиалами в структуре ВУНЦ не только территориально, но и функционально практически неосуществима. Сокращение военных академий родов войск и переход к подготовке офицеров в едином ВУНЦ вида ВС РФ не учитывает особенности подготовки по воинской специальности. Таким образом, создание ВУНЦ является неэффективным.

Переход к подготовке в военных учебных заведениях сержантов и рекрутов нивелирует само понятие высшего военного учебного заведения и превращает его в учебный центр рода войск.

В данной реорганизации прослеживается тенденция копирования системы подготовки офицеров Вооруженных Сил США, в структуру высших военных учебных заведений которых входит три академии видов вооруженных сил и учебные центры родов войск.

2. Изменение порядка обучения в высших военных учебных заведениях, который теперь больше напоминает обучение студентов в гражданских учебных заведениях, затрудняет формирование особых личностных качеств будущего офицера, которые закладываются благодаря воспитанию в военной организации, функционирующей, в первую очередь, на основании Общевоинских Уставов ВС РФ.

3. Решение о подготовке офицеров обеспечивающих служб: финансовой, юридической, психологической, медицинской, вооружения и материально-технического обеспечения в гражданских высших учебных заведений вполне обосновано. Готовить в военных училищах и институтах данных специалистов, не целесообразно и экономически неэффективно. Вместе с тем до назначения на должности в войска выпускники гражданских высших учебных заведений в обязательном порядке должны пройти военную подготовку.

4. Стандартизация основных программ подготовки с гражданскими высшими учебными заведениями приводит к нарушению главного принципа подготовки: «учить войска тому, что необходимо на войне» и не позволяет дать будущему командиру требуемый уровень военно-профессиональных знаний, умений и навыков, превращая выпускника военного училища в инженера в погонах лейтенанта.

5. Введение «Болонской» системы обучения, отказ от базового академического образования офицеров, которое являлось основой для дальнейшего повышения квалификации, замена его десятимесячными академическими курсами, при прохождении которых не представляется возможным подготовить офицера оперативно-тактического и оперативно-стратегического уровня, приведет к снижению эффективности управления войсками.

Если для получения академического (второго высшего) образования офицер должен был зарекомендовать себя с самой лучшей стороны, в академию еще надо было поступить, еще сложнее закончить ее с отличием, и только после этого офицер имел возможность получить повышение по службе. На академические курсы офицер будет направлен в любом случае при назначении на вышестоящую должность. В итоге переход на «болонскую» систему обучения приведет к падению престижа военных академий и мотивации военной службы офицеров.

Введение «Болонской» системы обучения так же является копированием системы подготовки офицеров Вооруженных Сил США, которые в академии получают степень бакалавра, а при обучении в командно-штабном колледже вида ВС (который является аналогом наших военных академий), получает степень магистра. При этом совершенно не учитывается система воинского воспитания в академии, а так же что после окончания академии выпускник в течение 1,5–2 лет проходит военное обучение по воинской специальности в учебном центре рода войск, что в 4–6 раз превышает количество учебного времени, отведенного на военно-профессиональную подготовку в наших военно-учебных заведениях.
« Последнее редактирование: 02.03.2012 • 20:45 от Александр Гирин »
"За Единую, Великую и Неделимую Россию!"

Оффлайн Александр Гирин

  • Полковник
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: ФХЪ 2011
  • Сообщений: 233
  • Спасибо: 72
  • Делай что должно и будь, что будет
Военные реформы в РФ 2009-2012 гг.
« Ответ #26 : 02.03.2012 • 13:44 »
Список источников:

     1. Военный энциклопедический словарь. М., Воениздат, 2007.
     2. Военная доктрина Российской Федерации // Красная звезда. 2010, 10 февраля.
3. NATO
http://www.nato.int/cps/en/natolive/index.htm
     4. Характеристика НОАК
http://artofwar.ru/g/golik_e_j/text_0260-1.shtml
     5. Китай подтягивает войска к границе с Россией
http://chaskor.aktuba.ru/world/china/kitaj_podtyagivaet_vojska_k_granitse_s_rossiej_4394
     6. Триандафиллов В.К. Характер операций современных армий. М., Госвоениздат, 1936. – 256 с.
     7. История военного искусства: Учебник для военных академий Советских Вооруженных Сил / Панов Б.В., Киселев В.Н., Картавцев И.И. и другие. М., Воениздат, 1984. С. 97.
     8. Сухопутные войска России. История создания, становления и развития. М., ВИ, 2001.
     9. Сухопутные войска Российской Федерации
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сухопутные_войска_Российской_Федерации
   10. Реформа Вооружённых сил России (2008)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Реформа_Вооружённых_сил_России_(2008)
   11. Бригада
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бригада
   12. Вооруженные Силы Российской Федерации
http://specnaz.pbworks.com/w/page/17658155/FrontPage
   13. Сухопутные войска Российской Федерации сформировали 85 бригад постоянной боеготовности
http://www.newsland.ru/news/detail/id/415279/
   14. Михаил Фомичев. В Сухопутных войсках РФ к 2020 году появится 47 соединений нового образца
http://ria.ru/defense_safety/20110315/354123339.html
   15. Почему Российской армии не хватает нового оружия?
http://kp.ru/daily/24312.4/505257/
   16. Российская государственная программа развития вооружений на 2007-2015 годы
http://ru.wikipedia.org/wiki/Российская_государственная_программа_развития_вооружений_на_2007-2015_годы
   17. Перевооружены шесть бригад ЮВО
http://www.vz.ru/news/2011/12/2/543421.html
   18. Две военных пятилетки
http://lenta.ru/articles/2011/02/25/prog/
19. Шурыгин В. Большая реформа или большая ложь? Мифы и факты военной реформы Сердюкова
http://www.zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/09/840/41.html
   20. Мураховский В.И. О военной реформе
http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/31477/
   21. Журавлев С. О проблемах и логике преобразований в Вооруженных Силах Российской Федерации
   22. Журавлев С. Критикует ли военная мысль Генеральный штаб?
http://www.iwolga.narod.ru/docs/ant/war_misl.htm
   23. Аньков В. Реформа военного образования в России завершится к 2013 году
http://ria.ru/defense_safety/20081216/157320177.html
   24. Гаврилов Ю. Офицер на вырост. Военным не придется копить дипломы // Российская газета. – Столичный выпуск №5710 (37). 21.02.2012.
http://www.rg.ru/2012/02/20/armiya-site.html
   25. Гаврилов Ю. Дотянуться до звездочек. В этом году вузы минобороны возобновят прием курсантов // Российская газета. – Федеральный выпуск №5706 (33). 16.02.2012.
http://www.rg.ru/2012/02/15/vuzi-site.html
   26. Гаврилов Ю. Заказ на штатского лейтенанта. 40 процентов офицеров будут готовить в гражданских вузах // Российская газета. – Столичный выпуск №5425 (49). 10.03.2011.
http://www.rg.ru/2011/03/09/vuzy-site.html
   27. Гаврилов Ю. Гвардии бакалавр. В армии вводится болонская система обучения // Российская газета. – Федеральный выпуск №5573 (197). – 06.09.2011.
http://www.rg.ru/2011/09/06/armiya.html


 Продолжение следует
"За Единую, Великую и Неделимую Россию!"