23 ИЮНЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ.
П Р О Д О Л Ж Е Н И Е
[ владыка Митрофан в октябре 1924г. побывал в городе
Богучаре. Во время поездки он "насаждал Тихоновщину". Вел беседы с городским
духовенством и с духовенством слобод, примыкающих к городу. В беседах Русинов
старался показать, что обновленческое духовенство все перешло на сторону большевиков-
коммунистов и вместе с ними стремится проводить и укреплять в народе идеи Соввласти.
Нам, говорит Русинов, не по пути с таким духовенством, нам нужно вывести народ на
настоящий путь, указанный нам великими иерархами Русской церкви. А эти иерархи
говорили: "Русский народ силен самодержавием и православием"
Аресты
Воронеж
Год ареста 1924
День ареста 17
Месяц ареста 12
Сотрудники Воронежского ОГПУ, узнали о подписке, данной епископом в Орле.
29 января 1925г. уполномоченный Гассельбаум жаловался вышестоящему начальству:
"На мое предложение написать о причинах отказа исполнять наши задания, Русинов
ответил тоже отказом, заявив:
"Насильно заставили подписать бумажку, а теперь тоже насильно хотите применить
- писать объяснение я не буду"
Видя его вызывающее поведение, я прекратил с ним беседу и отправил обратно в
Комендатуру. Должен заметить, что Русинов, как осведомитель, способен на всякие
неожиданности. Уже то, что он умышленно и вполне сознательно скрыл данную им
Орловскому ГООГПУ подписку, надеясь тем самым уйти от возлагаемой подпиской на
него работы, показывает истинную физиономию Русинова".
В одном из документов объяснена причина, по которой владыка уволил себя с должности
сексота: "Русинов работать категорически отказался, по причине своей религиозности".
Вскоре было составлено обвинительное заключение:
"Гр-н Русинов, стараясь уклониться и освободиться от исполнения возлагаемых
на него обязанностей Орловским ГООГПУ, согласно данных им обязательств, решил
не ставя в известность ГООГПУ, выехать в другую губернию, чем ликвидировать
всякое общение в органами ОГПУ. Прибыв в Воронежскую губернию, Русинов стал
заниматься агитацией, направленной на подрыв Соввласти в среде крестьян.
Прибыв из Москвы, пользуясь большим авторитетом в среде кулачества слободы
Уразово, занял епископскую кафедру, где и стал проявлять свою активную деятельность,
внедряя раздор в среду крестьянства, используя для этой цели вопрос о церковных
течениях. Вызванный в ГООГПУ, он скрыл свою связь с Орловским ГООГПУ, а также
категорически отказался выполнять какую бы то ни было возлагаемую на него
работу".
Авторы обвинения предложили меру наказания - "заключение в Соловецкий концлагерь
сроком на два года". Но более высокое начальство - сам небезызвестный товарищ
Тучков, начальник СО ОГПУ, наложил на обвинительное заключение резолюцию:
"Русинова из-под стражи освободить, дело следствием прекратить и сдать в
архив 6 отд. СО".
Эта резолюция перекочевала в выписку из протокола судебного заседания Коллегии
ОГПУ
Осуждения
Коллегия ОГПУ
19/03/1925
Приговор: из-под стражи освободить, дело следствием прекратить и сдать в архив
Выйдя на свободу, епископ Митрофан (Русинов) вернулся в Уразово
Служение
Воронежская губ., Валуйский у., сл. Уразово
епископ, григ.
Должность: епископ Валуйский, управляющий григорианской Воронежской епархией
Год начала 1925
Год окончания 1932
В 1925г. после смерти Святейшего Патриарха Тихона и ареста Местоблюстителя Патриаршего
Престола Петра (Полянского) Русскую церковь постиг новый раскол - григорианский,
по имени архиепископа Свердловского Григория (Яцковского). Этот раскол так же,
как и обновленческий, возник при участии ОГПУ, не оставлявшего попыток раздробить
церковную организацию. За успехи в этом деле Тучков был награжден золотыми часами.
К сожалению, в списке учредителей григорианского раскола мы видим и обоих братьев-
епископов Митрофана и Тихона Русиновых. Владыка Тихон Русинов к этому времени
тоже имел опыт уклонения в обновленчество и общения с ОГПУ. Оба брата семь лет
состояли Григорианском ВВЦС (Временном Высшем Церковном Совете).
Владыка Митрофан стал григорианским Валуйским епископом, некоторое время управлял
григорианской Воронежской епархией
Служение
Курская епархия
епископ
Должность: епископ Старооскольский, управляющий Старооскольской епархией
Год начала 1932
Год окончания 1937
День окончания 1
Месяц окончания 9
В 1932г. принес покаяние перед митрополитом Сергием (Страгородским) и, как
ставленник архиереев старого поставления, принят в сущем сане. Брат владыки, Тихон
за следующие 5 лет сменил три кафедры и с 1937г. его судьба неизвестна.
В это время в Старооскольской епархии было двоевластие: с православными боролись
обновленцы, отбирая храмы. Так, к 1935г. православная епархия лишилась последнего
храма (Казанско-Николаевского), и владыке Митрофану приходилось довольствоваться
службой в слободских храмах. Особенно теплые отношения у него были со священством
Ямской и Стрелецкой слобод. Надежным помощником владыки в Старом Осколе был
протоиерей Василий Михайлович Иванов, благочинный округа.
14 сентября 1937г. Местоблюститель Митрополит Сергий переместил владыку Митрофана
в Полтаву, где до этого служил его брат, Тихон
Полтавская епархия
епископ
Должность: епископ Полтавский
Год начала 1937
День начала 14
Месяц начала 9
Год окончания 1938
День окончания 25
Месяц окончания 2
Перед арестом служил в Макаровской церкви г.Полтавы
Места проживания
Украина, г.Полтава, пер.Гребинки, 4
Год начала 1937
День начала 1
Месяц начала 9
Год окончания 1938
День окончания 26
Месяц окончания 2
Аресты
Украина, г.Полтава
Год ареста 1938
День ареста 26
Месяц ареста 2
Арестован Управлением НКВД по Полтавской области. По делу проходило 38 человек,
а владыка был объявлен главой заговора церковников
Осуждения
Особая Тройка УНКВД по Полтавской обл.
23/04/1938
Обвинение "глава монархического фашистского повстанческого заговора церковников,
проводит среди населения к/р пораженческую агитацию"
Статья ст.54-8, 54-10 ч.1, 54-11 УК УССР
Приговор: высшая мера наказания - расстрел с конфискацией лично принадлежавшего имущества
Из обвинительного заключения:
"Враждебно настроен против Соввласти, высказывает мнение о скором падении
соввласти и прихода к власти диктатуры фашизма".
Протокол первого и единственного допроса епископа Митрофана в следственном деле
занимает более 30 листов. Написан он без единой помарки. Собственноручных
показаний владыки нет. Только подписи в конце страниц. Почерк неузнаваем.
Из 37 обвиняемых (арестовано 38 человек, но один, вероятно, умер) только три женщины:
игумения Олимпиада (Вербецкая) и две дочери генерала Остроградского (потомка
знаменитого математика) Варвара и Наталья не признали себя виновными.
Из обвинительного заключения:
"Организация ставила задачей подготовку и осуществление вооруженного восстания
с целью свержения Советской власти и восстановления фашистского строя, а также
террористических актов в отношении Сталина и других руководителей. Епископ
Митрофан с 1933г. - один из участников организации, заложивших в Воронеже и
Курске областные центры, готовил теракты, организовывал диверсионные акты -
поджог колхозного хлеба, проводил шпионаж в пользу Германии. Русинов признал
себя виновным"
Кончина
1938
День 23
Месяц 6
расстрел
Место Украина, мест, Копылы в окрестностях Полтавы
По сведениям из архивной справки Управления Службы безопасности Украины по
Полтавской области, расстрелян 23 июня 1938г.
Реабилитация
Дата 19900622
Кем реабилитирован Прокуратура Полтавской обл.
По году репрессий 1938
Публикации
1 Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965
гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.4.
С.369.
2 "Обновленческий" раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/
Сост. И.В.Соловьев. М.: Общество любителей церковной истории, Издательство
Крутицкого подворья, 2002.
С.821-822.
Заявители
1 Струкова Юлия Николаевна
внучатая племянница епископа
Прислала копии архивных справок Госархива СБ Украины и Управления СБ Украины
по Полтавской области
2 священник Владимир Русинов
----------------------------------------------------------------------------------------
Смородинцев Петр Федорович
Год рождения 1869
иерей
Служение
Пермская губ., Верхотурский у., с.Краснополье
священник
Был заштатным священником в с.Краснополье.
Одновременно занимал должность председателя Кредитного товарищества в с.Юшковское
(Юшково) и председателя Каслинского районного союза.
О.Петр много трудился над благоустройством с.Юшково. Благодаря его усердию село
обогатилось прекрасной паровой мельницей, появилось электричество, ремонтная мастерская.
О.Петр обладал хорошим здоровьем и мог принести еще много пользы Церкви.
Прихожане называли его "истинным народолюбцем, который почти все свое время
отдавал ближним. В церкви он - пастырь, учитель; в жизни - помощник бедному люду".
Незадолго до ареста о.Петр был назначен священником в с.Кочневское
Пермская губ., с.Кочневское
священник
Год начала 1918
Год окончания 1918
Месяц окончания 6
На новом месте служения в с.Кочневское о.Петр успел отслужить всего две Литургии:
в день Св.Троицы и в день Св.Духа
Аресты
Пермская губ., с.Юшково
Год ареста 1918
Месяц ареста 6
Вскоре после дня Св.Духа о.Петр поехал для сдачи дел в с.Юшково, где жил его сын.
Не успел он выпить стакана чаю среди родных, как был арестован.
Прощаясь с семьей, о.Петр благословил всех и сказал: "Живите с Богом, а мне уж не
видаться с вами". Присутствовавшая сестра его хотела возразить, но он подтвердил
свои слова и был увезен красноармейцами в Касли (Каслинский завод)
Места заключения
Пермская губ., Каслинский завод, тюрьма
Год начала 1918
Месяц начала 6
Год окончания 1918
День окончания 23
Месяц окончания 6
В Каслинском Заводе о.Петра продержали несколько дней.
Члены правления Каслинского районного Союза, председателем которого был о.Петр,
пытались навести справки о причинах его ареста, но определенного ответа не получили
Кончина
1918
День 23
Месяц 6
расстрел
Место Пермская губ., на 15 версте от пос.Каслинский Ззавод, близ р.Горькая
Место захоронения Пермская губ., на 15 версте от пос.Каслинский Ззавод, около правой
половины главного алтаря Успенской церкви
В ночь на 23 июня о.Петра увезли из Каслинской тюрьмы и на 15 версте от завода
близ речки Горькой расстреляли. Родным красноармейцы сообщили, что батюшку увезли
на общественные работы на станцию Черемшанку. Найденного после бегства красных
убитого священника опознали только по подряснику. Голова была разбита топором
или кайлом - лицо изуродовано, в теле две огнестрельные раны. Присутствовавшие
при розыске люди были в ужасе от увиденного, не веря, что люди способны на такие
зверства.
О.Петр был умучен вместе с протоиереем Александром Миропольским, священником
Петром Беляевым и еще 30-ю другими жителями пос.Касли.
7 июля 1918г. о.Петра отпевали вместе с другими убиенными.
Священномучеников о.Петра Смородинцева, протоиерея о.Александра Миропольского
и иерея о.Петра Беляева похоронили около правой стороны главного алтаря
Успенской церкви.
После похорон народ долго не расходился.
Из "Известий Екатеринбургской церкви" (1918г., N 11):
"Вот уже и могильный холм длиной в три сажени, но родные стоят у того места,
где положили их кормильцев, мученически сложивших свою голову по приказанию
деятелей так называемой демократии, а на самом деле - врагов народа... "
Канонизация
Священномученик священник Петр Смородинцев
Дата 20020717
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г.
Священный Синод, Определение от 17 июля 2002г.
Кто представил Екатеринбургская епархия
Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
2
Старый стиль 10.06
Новый стиль 23.06
день мученической кончины (1918г.)
Публикации
1 Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург:
Изд-во Урал. университета, 2001. 336с.
С.177.
2 Лобашев А. "Верою побеждали!...": Книга о духовном подвиге православных южноуральцев.
Челябинск, 2007.
С.21.
Заявители
Комиссия по канонизации святых Екатеринбургской епархии.
Документы
1 Список имен священников Екатеринбургской епархии, репрессированных в 1918 году (составлен
по архивным материалам)
2 Журнал N 35 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002г.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Миропольский Александр Степанович
Год рождения 1847
Место рождения Казанская губ.
протоиерей
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [до 1907г.] [1907-1917гг.] [1917-1918гг.]
Служение
Казанская губ.
иерей, протоиерей
Должность: епархиальный противомусульманский миссионер-проповедник
Год начала 1872
Год окончания 1907
О.Александр 35 лет провел среди крещеных татар в качестве миссионера
Образование
Казанская Духовная Академия, миссионерское отделение
Год поступления 1907
Год окончания 1911
Выслужив полную священническую пенсию, в возрасте 60 лет, поступил в
Казанскую Духовную Академию.
Был зачислен в Духовную Академию вольнослушателем. Вольнослушатели, согласно уставу
Академии, могли посещать лекции, пользоваться библиотекой, но не имели права
сдавать зачеты и экзамены. Поэтому после окончания учебы Академия не выдавала
вольнослушателям диплома, а только удостоверение о прослушанных курсах.
Появление в академических аудиториях в роли студента почтенного старца вызвало
сенсацию. Энергии и намерениям батюшки поражались как студенты, так и
преподаватели. Сам о.Александр держал себя со всеми просто, приветливо.
Профессора увидели, что он действительно приехал учиться миссионерской работе,
а не для провождения своего свободного времени.
Как студент, он был образцом для всех. В течение 4-х лет он не пропустил ни одной
лекции. В аудиторию приходил одним из первых, последним уходил из Академии.
Все свободное время он проводил в библиотеках за книгами.
О.Александр был первым богомольцем, регулярно участвовал в богослужении в академическом храме.
На студентов, не приготовивших к сроку семестровых сочинений, батюшка, как добрый
пастырь, иногда ворчал:
"Эх, молодые люди! Вам все погулять хочется, вот дело то и встало, а ведь жизнь
не ждет. В жизни придется волею-неволей быть аккуратными, вот и надо бы
приучаться к этому в Академии. Ведь потом, небось, других учить этому будете".
Ворчанье старца студенты обычно принимали весьма благодушно и никогда на него
не обижались.
В течении трех лет учебы батюшка скорбел о том, что его, как вольнослушателя,
к экзаменам не допускали. На четвертом курсе он решил подать кандидатское сочинение
и просить у Св.Синода разрешения держать экзамены за все четыре курса Академии.
Св.Синод разрешил Академии принять от о.Александра кандидатское сочинение,
проэкзаменовать его по всем предметам академического курса и, в случае успешных
результатов этих экзаменов, удостоить его от Академии звания кандидата богословия.
Получив это разрешение, о.Александр горячо принялся за работу. Но ему было уже
65 лет, силы ушли: экзамены оказались для него непосильными. После нескольких
неудачных попыток сдать экзамены он с глубокой душевной болью оставил это дело:
"Видно, ушли мои силы, а ведь я этого и не заметил!"
После окончания Академии о.Александр оставил Казанскую епархию.
Его, как опытного противомусульманского миссионера, пригласили в Екатеринбург
Служение
Пермская губ., Екатеринбургский у., пос.Каслинский завод, Успенская церковь
протоиерей
Должность: противомусульманский миссионер
Год начала 1912
Год окончания 1918
О.Александр учил, крестил татар, без боязни нес свет Христов среди мусульман,
ездил с миссионерскими целями в различные окрестные поселки и селения.
Аресты
Пермская губ., Екатеринбургский у., пос.Надеждинский завод
Год ареста 1917
Обвинение при аресте "распространение контрреволюционной религиозной литературы"
Во время одной из своих миссионерских поездок о.Александр был арестован в
Надеждинском заводе за распространение религиозно-нравственных книжек и брошюр,
переведенных им самим на татарский язык
Места заключения
Пермская губ., Екатеринбургский у., пос.Надеждинский завод, тюрьма
Год начала 1917
Год окончания 1917
После прошения татар, которые удостоверили власти, что в книгах нет ничего
"контрреволюционного", Совет рабочих депутатов его освободил
Служение
Пермская губ., Екатеринбургский у., пос.Каслинский завод, Успенская церковь
протоиерей
Должность: противомусульманский миссионер
Год начала 1917
Год окончания 1918
Месяц окончания 6
Аресты
Пермская губ., Екатеринбургский у., пос.Каслинский завод
Год ареста 1918
День ареста 22
Месяц ареста 6
22 июня 1918г. протоиерей Александр был снова арестован
Кончина
1918
День 23
Месяц 6
расстрел
Место Пермская губ., Екатеринбургский у., пос.Каслинский завод
Место захоронения Пермская губ., Екатеринбургский у., пос.Каслинский завод, Успенская
церковь, около главного алтаря
Перед расстрелом палачи нанесли беспомощному старцу несколько ударов по лицу,
били тесаком по телу, сломали ногу, прокололи ступню и, связанного по рукам,
бросили в яму. Был умучен в один день с другими священниками Успенской церкви -
о.Петром Смородинцевым и о.Петром Беляевым. В этот же день было убито еще 30
жителей Каслинского Завода.
Такому зверскому убийству поразились татары:
"За что красные убили его? Он хорошие книжки давал, добру учил".
После очередного изгнания красноармейцев из села жители нашли тела 30 убиенных
большевиками в июне 1918г. жителей пос.Касли.
Почти все 30 мучеников были изуродованы, у некоторых не было головы.
После розысков находили отрубленные головы, но лица были настолько изуродованы,
что определить личность замученного удавалось с большим трудом.
"Страшное дело, - говорили старики, - неужели люди могли так сделать?"
7 июля 1918г., когда в Касли вошли войска Сибирского правительства адмирала Колчака,
состоялось отпевание 30 убиенных, в том числе протоиерея Александра Миропольского.
Протоиерей Александр Миропольский, а также убиенные священники о.Петр Беляев и
о.Петр Смородинцев были перезахоронены около алтаря Успенской церкви.
Из воспоминаний очевидцев [Зв1]:
"Народу на заупокойную литургию собралось много, каждый хотел проститься с
почившими. После службы духовенство облачилось в белые одежды; народ поднял
иконы, хоругви и с пением "Волной морскою... " двинулись к гробам....
На каждом проулке процессия встречала и принимала новых богомольцев...
Слышны вздохи: "Ох, Господи! Согрешили мы перед тобой!" Масса народа
достигала до 10 тысяч. Гробы мирян были поставлены в ограде на
приготовленные помосты, а гробы священников были внесены в церковь.
Начался умилительный чин отпевания священников... под несмолкааемые
рыдания молящихся. Плакали не только женщины, но и мужчины...".
По данным Каслинского краеведа Георгия Михайловича Коровина, "погребение священников
Миропольского, Беляева и Смородинцева совершали священники К.Черепанов, П.Ларионов,
М.Топорков, Н.Григорьев, С.Андреев с диаконами А.Золотавиным, Черепановым и
псаломщиком Перебердиным в церковной ограде в общей братской могиле.
Чудом спасшийся настоятель Успенской церкви о.Константин сказал в прощальном слове:
"За что погибли они? За что терпели такие мучения? Да за то, что они были
служителями церкви, за то, что несли знание Христа... "
Канонизация
Священномученик протоиерей Александр Миропольский
Дата 20020717
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г.
Священный Синод, Определение от 17 июля 2002г.
Кто представил Екатеринбургская епархия
Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
2
Старый стиль 10.06
Новый стиль 23.06
день мученической кончины (1918г.)
Публикации
1 Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург:
Изд-во Урал. университета, 2001. 336с.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Тихомиров Михаил
Неточная дата рождения 1887(1888?)г.
священник
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [1]
Служение
Орловская губ., г.Елец, Владимирская церковь
священник
Год окончания 1918
Молодой тридцатилетний отец Михаил был пастырем кротким и энергичным
Аресты
Орловская губ., г.Елец
Год ареста 1918
Месяц ареста 5
Был арестован в связи с протестом против реквизиции церковного имущества, когда
к нему явились красногвардейцы о.Михаил ударил в набат. По набату сбежался народ,
отбил награбленное и чуть было не расправился с грабителями. На другой день о.Михаил
был арестован и заключен в тюрьму. Депутаты от прихода и благочиния хлопотали о нем
и он был освобожден
Орловская губ., г.Елец
Год ареста 1918
День ареста 21
Месяц ареста 6
Второй арест был связан с убийством трех красноармейцев в г.Ельце
Осуждения
Елецкий Революционный Трибунал
23/06/1918
Приговор: высшая мера наказания - расстрел
Был расстрелян в ночь под праздник Св.Троицы.
При расстреле о.Михаил был только ранен, бросился бежать в поле, но был
настигнут красногвардейцами и заколот штыками, затем за волосы труп волокли
до военного кладбища, где был брошен в общую яму с другими 5-ю жителями г.Ельца
Кончина
1918
День 23
Месяц 6
расстрел
Место Орловская губ., г.Елец
Место захоронения Орловская губ., г.Елец, военное кладбище
Документы
ГА РФ. Ф.3431. Оп.1. Д.570.
-----------------------------------------------------------------------
Иванов Василий Михайлович
Год рождения 1867
День рождения 1
Месяц рождения 3
Место рождения Курская губ., Старооскольский у., Знаменская вол., с.Пятницкое
протоиерей
Родился в семье священника церкви с.Пятницкое Курской губ.
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [до 1889г.] [1889-1920гг.] [1920-1922гг.] [1922-1928гг.] [1928-1931гг.] [1931-1938гг.]
Образование
Курская Духовная Семинария
Год окончания 1887
После окончания Духовной Семинарии вступил в брак. Имя его супруги - Вера
Рукоположение
диакон
1888
День 28
Месяц 3
Кто рукоположил епископ Иустин (Охотин)
Служение
Курская губ., Суджанский у., с.Мирополье, Троицкая церковь
диакон
Год начала 1888
Год окончания 1889
День окончания 19
Месяц окончания 7
Рукоположение
иерей
1889
День 20
Месяц 7
Служение
Курская губ., Старооскольский у., Стрелецкая вол., с.Лапыгино, Иоанно-Богословская церковь
иерей
Должность: настоятель, законоучитель школ сел Курское и Бочаровка, учитель пения и законоучитель
с.Лапыгино
Год начала 1889
День начала 20
Месяц начала 3
Год окончания 1901
День окончания 4
Месяц окончания 2
В то время село насчитывало свыше 800 жителей.
В 1900г. о.Василий в с.Лапыгино построил новый деревянный храм на каменной основе
К этому времени в семье о.Василия и матушки Веры родилось пятеро детей: Евгений,
Анатолий, Михаил, Ольга и Сергей
Курская губ., г.Старый Оскол, Покровская церковь
иерей
Должность: 2-й священник Покровской церкви, благочинный 1-го Старооскольского округа, член епархиального
училищного совета, преподаватель двухклассного железнодорожного училища,
городского приходского и городского духовного училищ
Год начала 1901
День начала 5
Месяц начала 2
Год окончания 1920
Покровская церковь была построена в 1783г.
В 1908г. при о.Василии в Покровской церкви было завершено сооружение нового иконостаса
из белого итальянского мрамора. Сооружен он был, главным образом, благодаря усердию
церковного старосты - известного городского предпринимателя Сергея Яковлевича
Мешкова, который одно время даже занимал пост главы города. Настоятелем Покровского храма
в то время был протоиерей Михаил Васильевич Руднев.
Приход Покровской церкви, в основном, составляли жители Ламской Слободы. Кроме
службы в церкви и преподавательской работы, о.Василий нес послушание на свечном
складе, в совете Старооскольского общества трезвости св.мученика Вонифатия,
учрежденного при городском соборе и церковно-приходской школе. О.Василий преподавал
в двуклассном железнодорожном, городских приходском и духовном училищах.
С 12 июня 1912г., кроме службы в Покровской церкви, нес пастырское попечение
о заключенных местной тюрьмы.
Впоследствии он стал благочинным 1-го Старооскольского округа.
О.Василий до 1917г. был членом "Союза Русского Народа".
В 1918г. о.Василий вместе с другим батюшкой из Покровского храма о.Вячеславом
Переяславским добровольно взял на свои плечи послушание по окормлению земской
больницы, заменив двух взбунтовавшихся против церковной власти священников из
Богоявленского собора, которые отказались исполнить это возложенное на них
послушание.
В Старом Осколе в семье о.Василия и матушки Веры родилось еще четверо детей -
Мария, Алексей, Николай и Маргарита
Аресты
Курская губ., г.Старый Оскол
Год ареста 1919
Месяц ареста 6
В 1919г., перед тем, как сдать Старый Оскол войскам Деникина, бойцы Особого отдела
13-й Армии захватили с собой в качестве заложников двух лиц из духовного
сословия: диакона Г.Обоянского и священника о.Василия Иванова
Осуждения
././1919
Приговор: заключение в концлагерь
Места заключения
Москва, Андреевский концлагерь (в бывшем монастыре)
Год начала 1919
День начала 18
Месяц начала 6
Год окончания 1920
День окончания 23
Месяц окончания 1
В концлагере, по благословению св.Патриарха Тихона, исполнял обязанности священника
для заключенных - исповедовал, утешал, отпевал
Служение
Курская губ., г.Старый Оскол, Покровская церковь
иерей
Должность: благочинный 1 Старооскольского округа
Год начала 1920
Месяц начала 1
Год окончания 1921
Месяц окончания 8
О.Василий Иванов был в этот период старшим священником, благочинным Старого Оскола
и его окрестностей. Он ревностно исполнял все свои послушания.
Во время собраний благочиннического совета о.Василий делал доклады, касающиеся
животрепещущих вопросов церковной жизни.
В частности, он делал доклад "о неотложной необходимости ввиду чрезвычайно
тяжелых условий данного времени иметь в округе одного запасного священника
с возложением на него обязанностью замещать больных и отсутствующих и служить
в праздники в Соборном храме, где имеется только один священник, позднюю
Литургию". Тут же была предложена и кандидатура - "благоговейный и ревностный
служитель Алтаря Господня" отец Иоанн Матушанский из Ахтырской кладбищенской церкви.
Другой доклад он посвятил благотворной деятельности церковных старост П.П.Багрова
(Благовещенско-Михайловская церковь), Н.М.Попова (Покровская церковь) и
Д.И.Мещерякова (Богоявленский собор)...
В августе 1921г. в селе Лапыгино скончался настоятель Иоанно-Богословского храма
священник Иоанн Альбинский. На его место прихожане избрали о.Василия Иванова,
которого хорошо знали, и за 20 лет, прошедших с его переезда в город, не стали
меньше любить. Батюшка отвечал им взаимностью. Но без благословения священноначалия
не дерзал ответить лапыгинцам согласием.
24 августа 1921г. о.Василий обратился к архиепископу Курскому и Обоянскому
Назарию (Кириллову) с "покорнейшим прошением переместить его из Старого Оскола
в Лапыгино". Владыка удовлетворил просьбу. Поскольку теперь о.Василий переходил
в сельский приход, Владыка освободил его от должности благочинного городского округа
Курская о., Старооскольский р., Стрелецкая вол., с.Лапыгино, Иоанно-Богословская церковь
иерей
Должность: настоятель
Год начала 1921
День начала 24
Месяц начала 8
Год окончания 1922
День окончания 10
Месяц окончания 8
Еще 25 августа 1920г. Собрание духовенства и мирян 1-го Старооскольского округа,
"принимая во внимание двухлетнюю усерную, полезную и плодотворную религиозно-
просветительскую деятельность", обратилось в Курский Епархиальный Церковный Совет
с ходатайством о возведении иерея Василия Иванова в сан протоиерея.
11 августа 1922г. о.Василий был возведен в сан протоиерея
Рукоположение
протоиерей
1922
День 11
Месяц 8
Место Курская епархия
Кто рукоположил епископ Белгородский, викарий Курской епархии Никон (Пурлевский)
Служение
Курская о., Старооскольский р., Стрелецкая вол., с.Лапыгино, Иоанно-Богословская церковь
протоиерей
Должность: настоятель
Год начала 1922
День начала 11
Месяц начала 8
Год окончания 1928
Аресты
Курская о., Старооскольский р., Стрелецкая вол., с.Лапыгино
Год ареста 1928
Обвинение при аресте "к/р деятельность"
В 1928г. был арестован. Находился под стражей в течение одного месяца, после
чего был освобожден. Подробности неизвестны
Служение
Курская о., Старооскольский р., Стрелецкая вол., с.Лапыгино, Иоанно-Богословская церковь
протоиерей
Должность: настоятель
Год начала 1928
Год окончания 1931
Награды
наперсный крест с украшениями
Год награждения 1929
День 22
Месяц 4
Кем награжден архиепископ Курский и Обоянский Дамиан (Воскресенский)
митра
Год награждения 1930
День 12
Месяц 7
Кем награжден епископ Старооскольский Онуфрий (Гагалюк)
Был награжден в июле 1930г. ко дню памяти первоверховных апостолов Петра и Павла
"во внимание к усердной службе". Свидетельство о награждении было выдано
владыкой Онуфрием (Гагалюком) 18 июля 1930г.
Аресты
Курская о., Старооскольский р., Стрелецкая вол., с.Лапыгино
Год ареста 1931
Обвинение при аресте "к/р деятельность"
В 1931г. был арестован. Находился под стражей в течение одного месяца, после
чего был освобожден. Подробности неизвестны
Служение
Курская о., Старооскольский р., Стрелецкая вол., с.Лапыгино, Иоанно-Богословская церковь
протоиерей
Должность: настоятель
Год начала 1931
В начале 1930-х годов церковь в с.Лапыгино была закрыта, и о.Василий перешел
служить в Покровскую церковь в Старом Осколе
Курская о., г.Старый Оскол, Покровская церковь
протоиерей
Должность: настоятель, благочинный
Год окончания 1933
В 1933(?)г. Покровская церковь перешла к обновленцам, и о.Василий перешел служить
в Казанско-Николаевскую церковь в г.Старом Осколе
Курская о, г.Старый Оскол, Казанско-Николаевская церковь
протоиерей
Должность: настоятель, благочинный
Год начала 1933
В Казанско-Николаевской церкви о.Василий служил вместе с вернувшимся из заключения
в 1933г. протоиереем о.Леонидом Духовским.
Вскоре все храмы г.Старого Оскола, включая Покровский и Казанско-Николаевский,
были закрыты. Во второй половине 1930-х годов ни один из шести храмов исторической
части Старого Оскола не уцелел.
О.Василию предлагали отречься публично от сана, снять с себя крест, и в этом
случае ему бы власти предоставили и теплый угол, и средства к безбедному
существованию, но он отказался и в 1936г., сославшись на преклонный возраст,
официально ушел на покой.
Но фактически он продолжал исполнять обязанности благочинного.
О.Василий служил в сельских храмах соборно с местными священниками.
После закрытия очередного храма и засыпки его, как это практиковалось у властей,
зерном, освящал заново престолы архиерейским чином.
Он назначал священников в пустующие храмы, обеспечивал приходы крестиками, ладаном,
свечами и прочими вещами, необходимыми для богослужения. По просьбе прихожан
он совершал и требы.
Кроме того, он оказывал "систематическую продовольственную и денежную помощь
высланным за к/р деятельность И.И.Собынину, Д.Сергееву и др. священникам.
Как его назвал один из осведомителей НКВД, о.Василий был "правой рукой епископа".
В 1936г. в Ленинграе был арестован и осужден на 10 лет ИТЛ сын о.Василия -
Алексей Васильевич Иванов (инженер-геолог).
К декабрю 1937г. был арестован в Ленинграде еще один сын о.Василия - профессор
горного института Евгений Васильевич Иванов
Места проживания
Курская (ныне Белгородская) о., г.Старый Оскол, ул.Пролетарская (бывшая Курская), 47
Год окончания 1937
День окончания 20
Месяц окончания 12
В эти годы старого и больного священника выселили с матушкой из его дома.
Они оказались без крова над головой. О.Василий оказался на улице в буквальном
смысле этого слова. Ему было негде жить. Они с матушкой были немолоды, к тому же
к тому же у о.Василия начиналась тяжелая болезнь - рак.
Чете Ивановых пришла на помощь милосердная женщина Александра Никитична
Давыдова, которая поселила их в своем доме.
У нее в начале 1930-х гг. в этом доме квартировал владыка Онуфрий (Гагалюк) и
другие гонимые священники, не имевшие жилья. В марте 1933г. после ареста
владыки Онуфрия она сама на несколько дней оказалась в тюрьме за помощь ссыльному и гонимому
духовенству, но по воле Божией была отпущена на свободу
Аресты
Курская (ныне Белгородская)о., г.Старый Оскол
Год ареста 1937
День ареста 20
Месяц ареста 12
В 1937г. о.Василий был арестован.
В эти же дни в Старо-Оскольском районе были арестованы несколько священников,
среди них - настоятель Свято-Троицкого храма в слободе Стрелецкой о.Леонид
Духовской и настоятель Крестовоздвиженского храма в Ямской Слободе священник
Леонид Астанин
Осуждения
тройка при УНКВД СССР по Курской обл.
./01/1938
Обвинение "руководитель а/с церковно-монархической организации, а/с агитация и пропаганда,
бывший член "Союза Русского Народа", распространение нелегальной к/р литературы,
поддержка реакционного духовенства, восхваление фашизма"
Статья ст.58-10 ч.2, 58-11 УК РСФСР
Приговор: умер в тюрьме до вынесения приговора
Групповое дело "дело священников: Леонида Астанина, Леонида Духовского и др., г.Старый
Оскол, 1937г."
Проходил по одному делу с протоиереем Леонидом Астаниным, священником Леонидом
Духовским и др. арестованными священнослужителями Ст.Оскола. О.Василия объявили
руководителем мифической к/р церковно-монархической организации, в которую якобы
входили все арестованные.
Из материалов дела:
"...Встал на путь организованной борьбы с Советской властью в 1930г. Вдохновил
его на к/р деятельность прибывший в город Старый Оскол епископ Онуфрий (Гагалюк)".
О.Василий был обвинен также в "распространении нелегальной к/р литературы", под
которой следователи подразумевали найденные при обысках у некоторых из обвиняемых
священнослужителей написанные от руки акафисты "Всемогущему Богу в нашедших на
нас печалях", "Заупокойный" и др.
Из обвинительного заключения по делу:
"Систематически ведет к/р агитацию против мероприятий советской власти,
популяризирует среди населения идеи фашизма. Восхваляет Троцкого, высказывает
клеветнические взгляды по поводу Сталинской Конституции"
В материалах допросов имеется признание священника в том, что он "в 1924г. добровольно
согласился сотрудничать с НКВД, но свою связь с НКВД использовал в к/р целях,
скрыв от НКВД существование в Старом Осколе контрреволюционной организации". Под
давлением следствия смертельно больной о.Василий признавал себя виновным в
"руководстве к/р монархической организацией".
Большинство тех, кого упоминал о.Василий на допросах, уже находились под арестом,
а часть уже была расстреляна.
Священникам о.Леониду Астанину и о.Леониду Духовскому вынесли расстрельный приговор,
и они 30 декабря 1937г. были уже расстреляны.
Такая же участь ожидала бы и о.Василия, если бы не тяжелая болезнь - рак левого
уха. Вынесение приговора о.Василию в связи с тяжелым состоянием здоровья было
отложено. Обвинение по делу ему было предъявлено 5 января 1938г.
Места заключения
&