Белая гвардия > Личности

Из писем А.И.Деникина к Асе Чиж

<< < (3/6) > >>

elektronik:
Спасибо госпоже Ольге за создание этой темы.
Немного истории про дворянский род Аси Чиж

Род Чижей
 
Предводитель Ростовского дворянского собрания, потомственный  дворянин по мужской и женской линиям.
 Чиж Геннадий Иванович родился 18 марта 1929 г. Имеет дочь Ирину Геннадьевну 1965 года рождения.
Жена Чиж Лидия Андреевна 1945 года рождения (урожденная Уланова) умерла в 1994 году.

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор. Диплом действительного члена Российского Дворянского Собрания № 109 выдан ему определением герольдии и приемной комиссии от 23.7.91 г. и решением совета Дворянского Собрания от 22.11.91 г. Протокол № 20.

По Указу главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны дано свидетельство потомственному дворянину Геннадию Ивановичу Чижу, родившемуся 18 марта 1929 года, в том, что на основании ст. 19, 52 т. IX Свода Законов Российской Империи (изд. 1906 г.) он определением Герольдии 27 декабря 2003 года внесен в 1-ю часть Общероссийской дворянской родословной книги. Вместе с ним в книгу внесены его жена Лидия Андреевна и дочь Ирина. За родом Г. И. Чижа утвержден герб дворян Чижей (определение Департамента Герольдии и Приемной Комиссии 10 октября 2004 г., Решением Совета Российского Дворянского Собрания 14 октября 2004 г. (протокол V, № 7).

Отец, Чиж Иван Иванович родился в 1898 г. в г. Ейске Краснодарского края, умер в 1962 г. В Первую мировую войну в г. Карс был комиссован, когда спасая солдат от отравления угарным газом, при выдвижении заслонки потеряв сознание, упал на раскаленную печь, получив при этом тяжелые ожоги кожи шеи, груди и обеих рук.

В настоящее время ведется поиск, во многом утраченных архивных документов, и активная переписка с дворянкой Ежевской Мариной Александровной (урожденной Чиж), дед которой генерал-майор, командир дивизии, Чиж Александр Степанович 1852 года рождения, а отец Чиж Александр Александрович — полковник Царской армии. Их семьи были в дружеских отношениях с Василием Ивановичем Чижом — дворянином, майором-артиллеристом в отставке, дочь которого Ксения Васильевна Чиж, 1892 года рождения была в 1918 году повенчана в г. Новочеркасске с генералом Антоном Ивановичем Деникиным.

У троюродной сестры Марины Александровны Ежевской, тоже Марины, мама была Ксения Васильевна Чиж.

Все это, к сожалению, до настоящего времени не может служить каким-либо доказательством наших документально подтвержденных родовых и родственных связей.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (СпБ, 1893 г.) имеется следующая запись: «Глазовы — дворянский род, восходящий к началу XVI столетия, и рано разделившийся на отдельные ветви. Большинство Глазовых имело поместья в Псковской земле». По Псковской губернии было записано несколько старинных родов Глазовых. Один из них — Дмитрий Глазов жалован поместьем в 1623 году.

Степан Иванович Глазов верстанный поместьем и окладом в 1676 году записан в VI части родовой книги Курской Губернии.

Данные получены из Центрального государственного исторического архива.

* * *

Российское Дворянское Собрание возрождено 10 мая 1990 г., а зарегистрировано 14 мая 1991 г. Министерством Юстиции РСФСР.

13.4.1992 г. Г. И. Чиж был уполномочен Советом РДС возглавить инициативную группу по созданию регионального Дворянского Собрания Дона и Северного Кавказа.

23 мая 1993 г. Г. И. Чиж избран Предводителем Ростовского Дворянского Собрания, которое было зарегистрировано отделом юстиции Администрации Ростовской области 12 августа 1993 г. за № 456. Тогда же было выдано свидетельство о регистрации общественного объединения — Ростовское Дворянское Собрание.

15 октября 2005 г. Г. И. Чиж единогласно избран в 5-й раз на 3-летний срок предводителем Ростовского Дворянского Собрания. В настоящее время в РДС состоит свыше 60 членов, из которых 34 действительных и 27 ассоциированных

Ростовскому Дворянскому Собранию в 2001 г. вручена памятная медаль в честь десятилетнего юбилея Российского Дворянского Собрания, а Чиж Геннадий Иванович был награжден медалью «В память создания союза потомков Российского Дворянства — Дворянского Собрания.
                                                                                               

Ольга:
 Как здорово! Спасибо, elektronik!

Ольга:
   
  Переписка Антона Ивановича и Аси продолжалась. Она стала необходимой им обоим, так нуждающимся друг в друге, так желающих личной встречи, которая все откладывалась, и зависела  напрямую от обстановки на фронте, от хода военных действий. И еще от течения болезни матери Антона Ивановича.


    "4(17) марта 1916

Состояние матери? Опять дают надежду. Так и живу между надеждой и унынием...
2 марта ранен легко в левую руку осколком шрапнели; кость не задета, сосуд пробит [...] Даже температура не поднимается выше 37, 4. Ложиться не надо - продолжаю командовать".


           "Киев, 27 марта (9 апреля)

Судьба отдаляет мою поездку в Петроград. Доктор вызвал меня телеграммой в Киев, считая положение моей матери совершенно безнадежным. По-видимому, он ошибся во времени. Идет медленное умирание, но определить конца нельзя. Мне не придется закрыть глаза бедной старушке, так как через 4-5 дней возвращаюсь в дивизию".


             "4(17) апреля 1916

Тот невысказанный, но давно уже созревший вопрос я не задаю по двум причинам. Я не хочу красть счастье, не покаявшись в своем прошлом [...] Затем...Вы "большая фантазерка". Я иногда думаю: а что, если те славные, ласковые, нежные строчки, которые я читаю, относятся к созданному Вашим воображением, идеализированному лицу, а не ко мне, которого Вы не видели шесть лет и на внутренний и внешний облик которого время наложило свою печать? Разочарование? Для Вас оно будет неприятным эпизодом. Для меня - крушением".

Ольга:
         "22 апреля (5 мая) 1916

Итак, родная моя, "вопрос незаданный" почти разрешен.
Явилась надежда - яркая и радостная.
Пробивая себе дорогу в жизни, я испытывал и неудачи, и разочарования, и успех, и большой успех. Одного только не было - счастья. И как-то даже приучил себя к мысли, что счастье - это нечто нереальное, призрак.
И вот вдали мелькнуло. Если только Бог даст дней...
Старушка моя в прежнем неопределенном  положении. Бедная мучится уже три с половиной месяца. Несколько лучше, но и только. И мне тяжело, что ничем, решительно ничем не могу помочь ей.
На моем фронте по-прежнему затишье. Живу в несколько разоренной поповской усадьбе, занимаю отдельную комнату, чего давно уже небывало. А в окна глядит огромный каштан и несколько деревьев в цвету.
Пасху встретил неожиданно торжественно. Приехал архирей с духовенством. И среди чистого поля в огромном, созданном из ничего, прекрасном величественном зеленом храме (ель и сосна), среди полной тишины словно замершего боевого поля, среди многих тысяч стрелков, вооруженных, сосредоточенных и верующих, - началось торжественное пасхальное архирейское служение.
Обстановка весьма необычная для него и для нас. Впечатление большое.
Асенька, так все это правда? И в хмурую осень может выглянуть яркое летнее солнце? И не только осветить, но и согреть? Это правда? И ничто не помешает? Желанная моя..."

Ольга:
        "18(31) мая 1916

Дома не вполне благополучно. У матери страшная слабость[...] На моем фронте без перемен. В служебном положении некоторая перемена. Необычно быстрое движение: за доблесть стрелков в сентябрьских боях меня произвели в генерал-лейтенанты."


        "21 мая (3 июня) 1916

Не могу удержаться, чтобы не сказать несколько слов. Хотя меня терзают во все стороны. Почему - узнаете скоро [...]"



          "26 мая (8 июня) 1916

Дорогая моя, писал 21-го, перед решительными боями. Соблюдая тайну, не писал об этом. 22-го начался страшный бой, 23-го разбили наголову австрийцев, 24-го преследовали, 25-го опять большой бой, овладели важной стратегической линией и сегодня отдых. Об огромном успехе всего Юго-Западного фронта знаете из газет. Но маленькая деталь: боевое счастье неизменно сопутствует моей дивизии. Благодаря доблести стрелков мне удалось взять 9500 пленных, 26 орудий и т.д.
Очутился в городе (Луцк), взятом нами в бою, в весьма непривычной обстановке: в хорошей большой комнате гостиницы; вместо походной кровати - мягкий матрац и т.д.
Словом, все идет прекрасно. Одного лишь недостает: мучительно хочется видеть Вас[...]
Выспался за все время. Дома по-прежнему[...]"


          "31 мая (13 июня) 1916

Родная моя, все больше и больше развертывается картина колоссального разгрома австрийской армии. Больше нет места пессимизму. Подъем необычайный. Никогда небывалое превосходство материальных сил, перевес числа, а про дух я и не говорю. С чувством глубокого удовлетворения слушаю, что говорят про моих стрелков. Их подвиги становятся уже легендой. Благословляю судьбу, давшую мне возможность вести в бой такие части.
Успех Юго-Западного фронта, несомненно, повлечет за собой и более широкое наступление, быть может, и союзники встрепенутся.
Письма получаю с большим опозданием...
Асенька, пожалуйста, бросьте Петроград - ведь это моя первая просьба, которую Вы до сих пор не хотите выполнить. Первая! Мне кажется, что Вам следовало бы поехать в Шостку, к своим родным. И все было бы несравненно проще, если бы Вы признали мои права и обязанности и в качестве моей невесты (хотя бы неофициальной) стали в совершенно независимое материальное положение."


              " 4(7) июня 1916

Наши последние дела попали в печать. Но корреспондентам чуждо понимание спокойной, эпической природы боя. Им нужен анекдот, нужно, чтобы "било в нос". Обидно читать все это вранье. Печать уважаю, но корреспондентов выпроваживаю."

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии