3 ДЕКАБРЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ.Арсеньев Дмитрий Яковлевич
Год рождения 1906
Место рождения Псковская губ., Псковский у., д.Любятово
священник
По данным [Зв1], год рождения - 1908г.
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
Служение
Псковская о., Славковский р., д.Верхний Мост
священник
Места проживания
Псковская о., Славковский р., д.Егорьевщина
Год окончания 1937
По данным [Зв1] проживал в д.Ефременки
Аресты
Псковская о., Славковский р., д.Егорьевщина
Год ареста 1937
День ареста 14
Месяц ареста 11
По данным [Зв1] был арестован 10.11.1937г.
По данным [1] был арестован 14.10.1937г.
На момент ареста у о.Димитрия было трое детей и матушка ждала четвертого
Осуждения
Особая тройка при УНКВД по Ленинградской обл.
25/11/1937
Статья ст.58-10,58-11 УК РСФСР
Приговор высшая мера наказания - расстрел
По сведениям от [Зв1] приговор - 10 лет ИТЛ без права переписки, и в справке
о реабилитации было сказано, что Арсеньев Д.Я. умер в 1942г. от абсцесса мозга
Кончина
1937
День 3
Месяц 12
расстрел
Реабилитация
Дата 19590529
По году репрессий 1937
Публикации
1 Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий. Т.6. Псков, 1998.
С.54.
2 Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей,
монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. Москва - Псков: "Духовное
преображение", 2005.
С.162.
Заявители
Надречная Елена Михайловна
внучка
Праведников Михаил Феоктистович
Год рождения 1872
День рождения 2
Месяц рождения 11
Место рождения Курская губ. (Курская о., Золотухинский р.),
с.Сергиевка
священник
Родился 2/15 ноября 1872г. в семье диакона
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1930г.] [1930-1933гг.] [1933-1937гг.]
Образование
Курская Духовная Семинария
Год окончания 1894
После окончания семинарии долгое время служил псаломщиком на различных приходах
Курской губернии
Служение
Курская губ., г.Старый Оскол, кладбищенская церковь Ахтырской иконы Божией Матери
Должность псаломщик
Известно, что в 1908г. он состоял в штате Старооскольской Ахтырской кладбищенской
церкви
Курская о., Старооскольский р.
священник
Год окончания 1929
Позже был рукоположен во священника
Аресты
Курская о., Старооскольский р.
Год ареста 1929
Осуждения
Старооскольский Нарсуд
././1929
Обвинение "невыполнение госпоставок"
Статья ст.61 УК РСФСР
Приговор 1 год принудительных работ
Срок наказания отбыл
Служение
Курская о. (ныне Белгородская о., Чернянский р.), слоб.Чернянка
священник
Должность настоятель, благочинный
Год начала 1930
Год окончания 1933
После отбытия срока принудительных работ епископом Старооскольским
Онуфрием (Гагалюком), высоко оценившем преданность батюшки Михаила Церкви,
был назначен благочинным Чернянского округа.
Весной 1933г. Владыка Онуфрий (Гагалюк) был арестован по обвинению в
создании и руководстве не существующей "к/р организации светильников".
Поводом послужили превратно понятые властями проповеди епископа о свете веры
Христовой, напоминания епископом слов Евангелия о зажженном светильнике, который
не ставят под спуд, и слов Христа из Евангелия от Иоанна: "Я свет миру...",
советы Владыки священникам привлекать к проповеди христианства тех прихожан, чья
вера светила в то мрачное время.
По Курской области прокатилась волна арестов.
Из показаний арестованного по этому делу иеромонаха Тимофея (Гудимова):
"Будучи на приходе по поручению владыки я создал группу "светильников",
в которую вошло большинство членов церковного совета. Потом я узнал, что
такие существуют во всем благочинии, во главе этих групп стоят священники,
которыми управляет благочинный Праведников... Светильниками руководит сам
епископ Онуфрий через своих благочинных и священников".
По этому делу был арестован и благочинный о.Михаил Праведников
Аресты
Курская о. (ныне Белгородская о., Чернянский р.), слоб.Чернянка
Год ареста 1933
Обвинение при аресте "активный участник антиколхозной
к/р организации светильников"
Органы НКВД предъявляли арестованным обвинения в а/с агитации, агитации против
колхозов, однако им не удалось собрать достаточных доказательств.
О.Михаил находился под арестом недолгое время и был отпущен после ряда допросов.
Епископ Онуфрий (Гагалюк) был освобожден в июне 1933г. и вскоре назначен
управляющим Курской епархией
Служение
Курская о. (ныне Белгородская о., Чернянский р.), слоб.Чернянка
священник
Должность настоятель, благочинный
Год начала 1933
Год окончания 1936
В 1936г. храм, где служил о.Михаил, закрыли и разрушили.
О.Михаил исполнял требы на домах прихожан.
Оказавшись без прихода, он продолжал исполнять обязанности благочинного.
Из показаний свидетелей об о.Михаиле:
"Был недоволен закрытием церкви".
"Совершал богослужения и требы в домах чернянцев, отвлекая от работы колхозников...
Устраивал сборище попов района...".
"Под его руководством были организованы церковники, которые пытались купить
дом для создания новой церкви, но покупку не разрешил сельский совет".
В мае 1937г. правление колхоза "Красный Пахарь" созвало всех селян на политинформацию.
В этот же день одна из женщин пригласила о.Михаила к себе домой отслужить панихиду
по умершему мужу. Большинство колхозников пришли на панихиду, чтобы помянуть также
своих усопших сродников. Колхозное мероприятие оказалось сорванным.
Вина за это легла на священника
Аресты
Курская о. (ныне Белгородская о., Чернянский р.), слоб.Чернянка
Год ареста 1937
День ареста 26
Месяц ареста 10
Осуждения
тройка при УНКВД СССР по Курской обл.
02/12/1937
Обвинение "а/с агитация, принадлежность к к/р нелегальной фашистской
церковной организация, участие в нелегальных к/р сборищах, давал к/р установки
служителям культа по противодействию закрытию церкви"
Приговор высшая мера наказания - расстрел
Все запротоколированные допросы о.Михаила происходили в один день - 17 ноября 1937г.
Из протокола допроса:
"- Следствие требует дать показания о к/р установках, даваемых Вами служителям
культа?
- Я к/р установок служителям культа не давал...
- У Вас с Гудимовым был разговор насчет проведения к/р деятельности...
- Нет, этого не было...
- Вам зачитываются показания о к/р установках, полученных Вами...
- Я отрицаю, что были организованы группы светильников... Таких установок
я ни от кого не получал и с Гудимовым разговор на этот счет не имел".
Из протокола дополнительного допроса в тот же день, 17 ноября:
"- Давайте следствию показания, какие к/р установки Вы давали...
- Я никаких к/р установок нем давал.
- Какие установки Вы получали от шпиона Гудимова?
-... Я от него никаких к/р установок на шпионаж не получал...
- Как Вы знаете гр-на Воинова Василия?
- Он был в моем благочинническом округе и осужден за к/р деятельность. У меня
он был несколько раз, но указаний ему на к/р деятельность я не давал.
- Какие к/р фашистские установки Вы проводили среди духовенства и кто Вам их
давал?
- Я к/р фашистских установок не получал и не проводил.
- В чем Вы признаете себя виновным?
- Виновным я признать себя не могу".
Батюшка собственноручно приписал: "Показание верно записано с моих слов и прочитано."
Протокол нового допроса был начат на том же листе. Требование дать показания
следователь предварил демонстрацией "вещественных доказательств" - тетрадных
обложек, разрезанных на прямоугольники. В некоторых случаях линия разреза
прошла по портретам лидеров большевистской партии, которыми руководство
бумажной фабрики украсило обложки школьных тетрадей.
Из протокола допроса:
"- У Вас при обыске отобраны изображения... вождя народов СССР, членов
правительства, порезанные Вами... Почему Вы проводили эту к/р деятельность?
- ...Я делал из бумаги конверты, и ничего предосудительного тут не было.
А что я резал по портретам вождя ВКП(б) тов.Сталина и членов Правительства то
СССР, то это неудобно. Виноват я просто по недоразумению".
Слово "виноват" (сказанное о.Михаилом в смысле "Извините"), было принято
следствием как признание своей вины. В обвинительном заключении сказано:
" Обвиняемый признал себя виновным частично, но двенадцатью свидетельскими
показаниями и двуми очными ставками уличен"
Из обвинительного заключения:
"Организовывал контрреволюционно настроенное духовенство и граждан для борьбы
против Соввласти... Давал к/р установки служителям культа...
В 1933г. был связан с переброшенным из Польши шпионом Гудимовым, арестованным
ОГПУ, состоя в к/р группе "светильников", возглавляемой епископом Онуфрием...
В 1935г. был связан с осужденным за терракт гр-ном Новосельцевым.
В 1936г. в слободе Чернянка организовал нелегальные сборища граждан, на
которых призывал противодействовать мероприятиям Советской власти, проводя
организационную работу, направленную к созданию церкви, вместо закрытой.
В 1936г. служителям культа районов высказывал к/р клевету на Советскую власть,
давая установку на создание молитвенных домов....
Имеющиеся у него обложки с портретами вождя ВКП(б), членов Правительства СССР,
рвал, используя их на конверты...".
Виновным о.Михаил себя не признал.
Был приговорен к расстрелу
Места заключения
Курская (ныне Белгородская) о., г.Валуйки, тюрьма
Год начала 1937
Год окончания 1937
День окончания 3
Месяц окончания 12
Кончина
1937
День 3
Месяц 12
расстрел
Так как под стражей о.Михаил содержался в Валуйской тюрьме, то, вероятнее всего,
местом его захоронения стал город Валуйки или один из его пригородов.
Родственники долгое время ничего не знали о судьбе о.Михаила.
После смерти Сталина дочь о.Михаила Елена Михайловна, проживавшая в Курске,
послала заявление в Главное Управление лагерей:
"...Мой отец...был взят органами МВД в 1937г. в октябре месяце. С тех пор
прошел большой промежуток времени, и мне, как дочери, хотелось бы знать,
жив отец или нет. А если умер, то когда, в каком году, какого месяца и
числа. Прошу, пожалуйста, сообщить".
Елене Михайловне органами МВД решено было сообщить в устной форме, что ее отец
"был осужден на 10 лет и 20 октября 1943г., находясь в местах заключения, умер
от туберкулеза легких".
Реабилитация
Дата 19890914
Кем реабилитирован Белгородская областная прокуратура
По году репрессий 1937
Заявители
священник Владимир Русин
Использованы следующие материалы:
Архив УФСБ РФ по Белгородской обл. Д.6518.
Афанасьев Филипп Яковлевич
Год рождения 1886
Место рождения Ростовская о., Вешенский р., хут.Попов
священник
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
Служение
Ростовская о., г.Каменск
священник
Год окончания 1937
Осуждения
тройка при УНКВД по Азовско-Черноморскому краю
03/12/1937
Приговор высшая мера наказания - расстрел
Кончина
1937
День 3
Месяц 12
расстрел
Публикации
Мы не забыли: Книга памяти жертв незаконных политических репрессий/ Сост.: Э.И.Емельянов.
Ростов-на-Дону, 1996. 398с.
Параскева (Родимцева Ольга Ивановна)
Год рождения 1849
Место рождения Московская губ.
игумения
Родилась в благочестивой купеческой семье. Воспитанная в строгости, она
с детства полюбила церковные службы и со временем окрепла в решимости стать
невестой Христовой
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1874г.] [1874-1889гг.] [1889-1928гг.]
Образование
Московское мещанское училище
Служение
Москва, Страстной монастырь
Должность послушница
Год окончания 1874
Поступила в монастырь по окончании училища 22-х лет отроду
Рукоположение
инокиня
Вячеслава
1874
Служение
Москва, Страстной монастырь
инокиня
Год начала 1874
Год окончания 1875
В 1875г., когда игумения Страстного монастыря Валерия получила благословение
перейти в Топловский монастырь, она пожелала взять с собой инокиню Вячеславу.
Верная иноческому послушания, она с радостью согласилась
Таврическая губ., Феодосийский у., Топловский Параскевиевский монастырь
инокиня
Должность секретарь монастырского совета, казначея
Год начала 1875
Год окончания 1889
В Топловской обители инокиня Вячеслава с первых же дней проявила себя ревностной,
ищущей строго монашеского делания подвижницей. Постоянные упражнения в посте и
молитве, чтение Священного Писания и святых отцов принесли свои плоды. Ее
трезвенность и рассудительность были отмечены сестрами, мудрая распорядительность
- священноначалием. И вскоре при единодушном одобрении насельниц она была
избрана секретарем монастырского совета, а позже - казначеей
Рукоположение
монахиня
Параскева
1889
Место Таврическая губ., Феодосийский у., Топловский Параскевиевский
монастырь
игумения
1890
День 26
Месяц 7
Кто рукоположил епископ Мартиниан (Муратовский)
Служение
Таврическая губ., Феодосийский у., Топловский Параскевиевский монастырь
игумения
Должность настоятельница (с декабря 1889г.)
Год начала 1889
Год окончания 1928
С первых дней благодать, почившая на новой игумении, стала проявляться во
многих, очевидных для всех добродетелях. Духовная рассудительность, соединенная
с трезвенной, во всем успешной хозяйственностью, не дала повода усомниться в
промыслительности ее избрания. В подвиге непрестанной молитвы и строго поста
она, как и прежде, была примером для всех. Среди многих трудов, которыми
изобилует игуменское послушание, постройка трехпрестольного Свято-Троицкого
собора явилась самым трудным и замечательным делом. В 1894г. состоялось
торжественное освящение места под строительство будущего храма. Благодаря
значительным пожертвованиям боголюбивых христиан в монастыре был разбит
фруктовый сад, организовано два хутора для хозяйственных нужд. В 1897г. по
инициативе игумении Параскевы была воздвигнута больница с домовой церковью в
честь иконы "Всех скорбящих Радость". Для священнослужителей был
построен отдельный дом, а также небольшая церковь и училище на Казанском
подворье в Феодосии.
В послереволюционные годы гонения на верующих не обошли и Топловский монастырь.
На подворье были арестованы четыре монахини, все земли и сады, которые с таким успехом возделывались
сестрами обители, были переданы государству. На территории монастыря был
организован "Советский санаторий". Но невзгоды только укрепляли веру и силу
духа игумении. Чтоб сохранить уставную монашескую жизнь обители и уберечь
овец Христовых от новоявленных воинствующих атеистов, игумения Параскева
предложила создать женскую сельскохозяственную артель, которая потом получила
название "Женский труд" и была зарегистрирована в 1922г.
Это мудрое решение на некоторое время сохранило монастырь. Как и прежде, ежедневно
совершалась Божественная Литургия, сестры несли обычные послушания. Своей
ближайшей помощнице монахине Поликсении (Шляховой) игумения говорила: "Наблюдай
внимательно, чтобы не было забыто ни одно из монастырских законоположений, содержимых
по учению апостольскому и преданию святых отцов. Свято храните блаженное и
единодушное общежитие". Однако хозяйственное благополучие обители и то, что
женская артель живет по монастырскому уставу озлобляло безбожников. Но более
всего властям не нравилось, что авторитет игумении и ее духовных чад оказывал
нравственное влияние на все окружающие деревни, не оставляя места для атеистической
идеологии. Безбожники обратились в КрымЦИК с просьбой "утвердить ликвидацию
церквей бывшего Топловского монастыря", и храмы были опечатаны. Этому воспротивились
верующие окрестных деревень, и подали заявление в КрымЦИК о возвращении
опечатанных храмов. Духовный подъем был настолько велик, что можно без преувеличения
говорить о подвиге исповедничества простых крестьян, решившихся вступиться за
свои святыни. Безбожники знали, что за всем этим стоит игумения Параскева,
но ничего не могли сделать. Храмы не открыли, но верующие не сдавались.
По духовному рассуждению игумения с сестрами решили игнорировать
все увеличивающееся давление властей и угрозы вероятной расправы, главное их
внимание сосредоточивалось на внутреннем делании. Игумения учила сестер "быть
всегда готовыми умереть за веру Христову, за чистоту учения Православной
Божией Церкви" и говорила, что она "уверена о Господе, что каждая из вас, и
старая и молодая, благодатью Святого Духа никогда ни в одной йоте не изменит
святому Православию, примет и мучение и даже смерть за всякую истину Божию".
7 сентября 1928г. власти решили ликвидировать сельхозартель "Женский труд"
как лжекооперативную организацию. Они достигли своей цели - монастырь не
существовал более ни под каким видом. Но игумения Параскева и монахини обители
продолжали делать все возможное, сопротивляясь превосходящей силе государственного
атеизма.
Игумения Параскева воспитала несколько поколений настоящих монахинь, без страха
и смущения приняла гонения и украсилась венцом исповеднического подвига. На
момент закрытия Топловский монастырь был самый большой в Крыму, под руководством
игумении Параскевы он получил наибольший духовный расцвет
Награды
наперсный крест
Год награждения 1894
Кончина
1928
День 3
Месяц 12
Через три месяца после закрытия обители матушки игумении не стало,
с ней случился паралич сердца. В воскресение она исповедовалась, причастилась,
благословила всех сестер, попрощалась с ними и мирно отошла в Небесные обители.
Вскоре все монахини были арестованы, многие из них были осуждены на 3 года ИТЛ,
остальные с поражением в правах были высланы из Крыма. 1929г. можно считать
окончательным разгромом Топловского монастыря
Канонизация
Преподобноисповедница игумения Параскева (Родимцева)
Дата 20090325
Кем канонизирован Священный Синод Украинской Православной
Церкви
Кто представил Симферопольская епархия
Дни памяти
1
Старый стиль 20/11
Новый стиль 03/12
день памяти подвижников Глинской Богородице-Рождественской пустыни
Причислена к лику местночтимых святых
2
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
Публикации
1 Доненко Николай, прот. Наследники Царства. Симферополь, 2004.
С.487-505.
2 Выписка из журнала заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от
25 марта 2009г.
Тихомиров Иван Петрович #1
Год рождения 1874
Место рождения Москва
протоиерей
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1930г.] [по 1937г.]
Образование
Московская Духовная Семинария
Окончил Московскую Духовную семинарию при митрополите Антонии в 1875г(?).
Служил псаломщиком после окончании Семинарии
Служение
Санкт-Петербург, церковь Покрова на Боровой улице
диакон
Год начала 1906
Год окончания 1915
Санкт-Петербургская губ., г.Гдов
священник
Петроградская губ., с.Черма
священник
Санкт-Петербург, Творожковский монастырь
священник
Санкт-Петербургская губ., Гдовский у., местечко Творожков, Свято-Троицкий Творожковский
женский монастырь
священник
Санкт-Петербург, подворье Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря
священник
Год начала 1915
Год окончания 1921
Петроградская губ., погост Быстреево
протоиерей
Год начала 1921
Год окончания 1924
Ленинградская о., Гдовский у., с.Черма
священник
Должность благочинный 8-го округа Ленинградской епархии
Год начала 1924
Год окончания 1937
Аресты
Псковская о., Гдовский р.
Год ареста 1930
Месяц ареста 8
Арестован по доносу, поступившему в Гдовское районное отделение ОГПУ, в котором
некий "доброжелатель" сообщал, что в розничной торговле острейший дефицит
разменной монеты, а церковники берут с прихожан за требы плату только монетами,
предпочтительно серебряными. Мгновенно после доноса чекистами были совершены
обыски в церквах и домах священников. У о.Иоанна, священника Афанасьевской церкви,
было найдено в ящике письменного стола монет на сумму 33 рубля 30 копеек.
Ненамного больше обнаружили монет у других четверых священнослужителей. Все
четверо были арестованы и им было предъявлено обвинение: "...Имея контрреволюционное
намерение, с целью подорвать денежную систему и создать валютные и хозяйственные
затруднения утаивали монеты, не пуская их в рыночный оборот". Объяснения
о.Иоанна, что эти деньги он скопил дочери на пальто, откладывая из зарплаты,
остались без внимания. "Под давлением улик" арестованные признали свою вину в
том, что "подорвали денежную систему, создали трудности на местном рынке". И
все это - с контрреволюционным умыслом
Осуждения
тройка при ОГПУ
././1930
Приговор 6 месяцев исправительных работ с удержанием 50% заработка и конфискацией имущества
"Тройка" при ОГПУ не усмотрела в деле контрреволюционных мотивов, нашла лишь
нарушения закона о валютных операциях
Служение
Ленинградская о., Гдовский р., д.Иванщина
протоиерей
Год окончания 1937
К моменту ареста имел священнического стажа 42 года
Аресты
Псковская о., Гдовский р., с.Черма
Год ареста 1937
День ареста 17
Месяц ареста 10
Осуждения
Особая тройка при УНКВД СССР по Ленинградской обл.
25/11/1937
Обвинение "участник контрреволюционной организации церковников,
ставившей целью свержение государственного строя"
Статья ст.58-10 УК РСФСР
Приговор высшая мера наказания - расстрел
Кончина
1937
День 3
Месяц 12
расстрел
Расстрелян через неделю после вынесения приговора
Реабилитация
Дата 19580623
По году репрессий 1937
Публикации
1 Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий. Т.2. Псков, 1997.
С.426,468-471.
2 Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей
и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное.
СПб., 2002. 280с.
С.234.
3 Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия
Великого", 2002. 416с.
С.234.
4 Ленинградский мартиролог, 1937-1938: Книга памяти жертв политических репрессий. Т.4.
1937 год. СПб., 1999.
С.471.
Заявители
Тихомирова Таисия Ивановна
дочь
Георгиевский Аркадий Алексеевич
Год рождения 1875
День рождения 16
Месяц рождения 7
Место рождения Санкт-Петербургская губ., Лужский у., Бельский
Погост (д.Белая Горка)
диакон
Сын Алексея Петровича Георгиевского, протоиерея церкви св.Дмитрия Солунского
Бельского Погоста
Диакон Георгиевский Аркадий Алексеевич
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1894-1903гг.] [1903-1924гг.] [1924-1925гг.] [1925-1939гг.]
Образование
Санкт-Петербургская Духовная Семинария
Год поступления 1894
Год окончания 1897
День окончания 11
Месяц окончания 5
11 мая 1897г. был уволен из 4 класса семинарии по собственному прошению,
определен исполняющим должность псаломщика к церкви св.Дмитрия Солунского
Бельского Погоста
Служение
Санкт-Петербургская губ., Лужский у., Бельский Погост (д.Белая Горка), церковь св.Дмитрия
Солунского
Должность псаломщик
Год начала 1897
Месяц начала 5
Год окончания 1903
Служил псаломщиком при отце - настоятеле храма протоиерее Алексие.
Женился на Елизавете Петровне Вихровой.
31.12.1902г. Резолюцией Его Преосвященства определен по собственному прошению
на диаконовскую вакансию к Вшельской Георгиевской церкви
Рукоположение
диакон
1903
День 21
Месяц 2
Кто рукоположил Преосвященный Сергий
21 февраля 1903г., рукоположен во диакона церкви св.вмч.Георгия Победоносца
Вшельского погоста.
Из характеристики:
"Грамота и Указ имеются. Знает чтение, катехизис, пение очень хорошо.
Недвижимости не имеет"
Служение
Санкт-Петербургская губ., Лужский у., Вшельский Погост (с.Вшель), Георгиевская церковь
диакон
Год начала 1903
День начала 21
Месяц начала 2
Год окончания 1909
День окончания 14
Месяц окончания 2
По Указу N 1122 перемещен к церкви Казанской иконы Божией Матери с.Тосно диаконом
на вакансию псаломщика взамен диакона Михаила Кутузова
Санкт-Петербургская губ., Царскосельский у., с.Тосно, Казанская церковь
диакон
Год начала 1909
День начала 18
Месяц начала 2
Год окончания 1910
День окончания 11
Месяц окончания 1
После смерти своего тестя Вихрова П.В. 06.04.1909г. назначен опекуном несовершеннолетних
сестер своей жены - Веры и Надежды Вихровых.
По собственному прошению 11.01.1910г. перемещен вторым диаконом на псаломщическую
вакансию в церковь Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
(С 09.02.1910г. в Тосненской церкви стал служить псаломщиком Дмитрий Власов,
который был 09.04.1910г. возведен в сан диакона и определен к той же церкви)
По семейным воспоминаниям, возможно, переход Алексия Георгиевского в
Санкт-Петербургскую Симоновскую церковь был связан также с плохим предродовым
состоянием его жены Елизаветы Петровны
Санкт-Петербург, Моховая, 48, церковь Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
диакон
Должность 2-й диакон, законоучитель церковно-приходской одноклассной школе
Год начала 1910
День начала 11
Месяц начала 1
Год окончания 1918
12.03.1910г. в семье Георгиевских родилась дочь Мария.
Аркадий Георгиевский, будучи диаконом церкви Святых Симеона Богоприимца и
Анны Пророчицы, исполнял там требы.
Был также законоучителем в церковно-приходской одноклассной школе прихода Симеоновского
приходского благотворительного общества, СПб, Моховая, 46 (угол улиц Симеоновской
(Белинского) и Моховой). Член-сотрудник попечительского общества Симеоновского
благотворительного общества.
Приблизительно в 1917г. умерла жена диакона Аркадия Георгиевского Елизавета
Петровна. Диакон Аркадий остался вдовцом с тремя детьми
(двумя дочерьми и сыном Борисом).
Во время смуты в 1917-1919гг. в Петрограде происходило массовое закрытие церквей,
в связи с чем в Симеоновской церкви на должностях псаломщиков стали служить
протоиереи из закрытых церквей.
В 1918 (1919?)г. диакон Аркадий Георгиевский уехал с детьми к родным (?)
в г.Новочеркасск
Места проживания
Новочеркасск
Год начала 1919
Год окончания 1919
Проживал в г.Новочеркасске у родственников (?) на территории, занятой
Белой Армией генерала А.И.Деникина. Сын Борис, а возможно, и обе дочери,
находились с ним. Работал в кооперативных учреждениях в качестве экспедитора и
кладовщика в Новочеркасске и в Белгороде
Белгород
Год начала 1919
Год окончания 1920
Новочеркасская губ. , с.Первомайское
Год начала 1920
Год окончания 1924
Аресты
Новочеркасская губ. , с.Первомайское
Год ареста 1924
Осуждения
././1924
Обвинение "разбазаривание продуктов в совхозе опытной станции
в станице Первомайской"
Привлекался к суду в 1924г., подробности неизвестны
Места проживания
Ленинград (Санкт-Петербург)
Год начала 1924
Год окончания 1925
Вместе с сыном вернулся в Ленинград.
В 1925г. вместе с сыном уехал к брату, протоиерею о.Николаю в с.Царская (Красная) Славянка
Служение
Ленинградская о., пос.Царская (Красная) Славянка (ныне г.Павловск), церковь св. вмч.Екатерины
диакон
Год начала 1925
Брат диакона Аркадия, протоиерей Николай Георгиевский, служил настоятелем
Екатерининской церкви с 1895г. до своей смерти в 1935г.
Брат предоставил возможность о.Аркадию служить диаконом в этой церкви
Аресты
Ленинградская о., пос.Царская (Красная в 1930-е годы)) Славянка (ныне г.Павловск)
Год ареста 1937
День ареста 31
Месяц ареста 8
Был арестован вместе со священником Екатерининской церкви о.Николаем Евгеньевичем
Давыдовым и несколькими местными жителями
Осуждения
Особая тройка при УНКВД СССР по Ленинградской обл.
././1937
Обвинение "к/р агитация и пропаганда,участие в к/р организации"
Статья ст.58-10,58-11 УК РСФСР
Приговор 10 лет ИТЛ
Дело N Д.П-43454 архива УФСБ по России и Ленинградской обл.
Остальные обвиняемые по делу были также приговорены к 10 годам ИТЛ, кроме
священника о.Николая Давыдова, который был приговорен к расстрелу и расстрелян
Места заключения
Казахстан, Карагандинская о., Карлаг НКВД
Год начала 1937
Год окончания 1939
День окончания 3
Месяц окончания 12
Во время отбытия наказания умер в Карлаге
Кончина
1939
День 3
Месяц 12
умер в заключении
Место Карагандинская о., Карлаг НКВД
Реабилитация
Дата 19580000
По году репрессий 1937
Заявители
Куц Петр Иванович
внучатый племянник
Шамонин Владимир Александрович
Год рождения 1882
Место рождения Орел
протоиерей
Специальность магистр богословия
Отец Владимира Шамонина происходил из старинного дворянского рода. Он был
полковником царской армии, участвовал в боях, был тяжело ранен и награжден
орденами за храбрость. Родители заботились о религиозном воспитании детей, и
Владимир с детства размышлял о величии Бога, с 6-ти лет начал писать духовные
стихи
Родство
брат иерея
Шамонин Анатолий Александрович
Протоиерей Владимир Шамонин
Прот.Владимир в своем саду с младшей дочерью Верой
О.Владимир Шамонин на прогулке
О.Владимир в саду. Стоит Вера Владимировна (его дочь). Сидит Евдокия Григорьевна,
их помощница и любимица
Образование
Санкт-Петербургский Александровский Кадетский Корпус
Год поступления 1892
В Корпус 10-летний Володя пошел охотно. Учился хорошо, с интересом, хотя ни в
чем особенно не выделялся. Интересовался больше Законом Божиим, литературой и
физкультурой. Своей физической силой дорожил, развивал ее, и в Корпусе к
последним классам считался самым сильным. Но применял ее с пользой для других,
помогая, защищая. В младших классах увлекся "монашеским режимом": пост и ночная
молитва. Горячо любил кадетский храм в честь святых чудотворцев Сергия и Германа
Валаамских, глубоко воспринимал церковные службы, особенно литургию. В последнем
классе особенно усердно молился Ангелу-Хранителю - просил направить в жизни,
помочь во всем.
По окончании Корпуса - автоматический переход в Юнкерское училище
Санкт-Петербургское Павловское военное училище
Год окончания 1905
Военных и военную форму с детства любил, всегда любовался военными упражнениями,
и маршами и сам выполнял все на "отлично". После окончания Юнкерского училища
в числе немногих был зачислен в царскую роту
Санкт-Петербургский университет, историко-филологический факультет
По настоянию родителей окончил университет с дипломом 1-й степени. Был оставлен
при университете на 3 года при кафедре философии для подготовки к профессорскому
званию, но поступил в СПбДА. Читал курс по истории философской мысли в Педагогическом
институте. Преподавал Закон Божий в женской гимназии
Аресты
Санкт-Петербург
Год ареста 1905
Места заключения
Санкт-Петербург, Петропавловская крепость
Год начала 1905
Год окончания 1905
В автобиографической поэме "Павловское военное училище", написанной по поводу
событий 9 января 1905 г., юнкер Владимир предсказывает грядущюю революцию и Царя
насильственный конец. Его направили в военный госпиталь для душевнобольных.
Потом арест и заключение в Петропавловскую крепость. Митрополит Петербургский
Антоний (Вадковский), посетив крепость, посоветовал ему поступить в Духовную
Академию. По ходатайству митрополита Антония его выпустили, и он блестяще сдал
экзамены в Академию (готовился самостоятельно)
Образование
Санкт-Петербургская Духовная Академия
Год поступления 1905
Год окончания 1908
По источнику [3,4] окончил СПбДА в 1905г.
На вступительных экзаменах вызвал у приемной комиссии похвалу, удивление своей
подготовкой. В Академии весь отдался преподаваемым предметам, с интересом и
глубоко воспринимал материал. После окончания Академии о.Владимир хотел идти в
монахи. Об этом мечтал еще в кадетском корпусе. Мать, не сомневаясь, дала
согласие. В 1905г. он поехал к старцу в Оптину Пустынь за благословением.
Прозорливый старец благословил на священство, сказав сердито: "Нет тебе пути в
монашество. Возьми себе жену, служи и будь монахом по духу". Митрополит Антоний
(Вадковский), ректор Академии и духовник о.Владимира, благословил взять невесту
из духовного сословия. В 1908г., перед Святой Троицей, состоялась свадьба с
Варварой Ливановой, дочерью иерея; про невесту все говорили, что она красавица и
умница
Рукоположение
диакон
1908
Месяц 5
Место Санкт-Петербург, Александро-Невская Лавра , Троицкий собор
Кто рукоположил митрополит Антоний (Вадковский), ректор Санкт-Петербургской
Духовной Академии
Рукоположение состоялось в день Святой Троицы
иерей
1908
Месяц 5
Место Санкт-Петербург, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра,
Троицкий собор
Кто рукоположил митрополит Антоний (Вадковский), ректор Санкт-Петербургской
Духовной Академии
Рукоположение состоялось в день Святого Духа
Служение
Санкт-Петербургская губ., сельский приход
иерей
Год начала 1908
Месяц начала 5
Год окончания 1914
По окончании Духовной академии митрополит Антоний (Вадковский) направил
о.Владимира служить в деревню, чтобы тот лучше узнал жизнь простого народа и
поучился у него. С его приездом жизнь в приходе обновилась. Появился хор под
управлением нового регента. Прихожане стали чаще говеть, улучшилось их поведение
в храме и в быту, они навели порядок в храме и на кладбище, трудились при храме.
Проповеди молодого священника понравились. Его полюбили. Обращались к нему за
советом, за утешением. Неверующие приходили к вере. Во время эпидемии холеры он
причащал и соборовал на дому и в больнице. Последовали исцеления, укрепившие у
людей веру в Бога.
В 1914г. его перевели в Петроград по настоянию митрополита Вениамина
(Казанского). Из деревни были многочисленные делегации с настойчивыми просьбами
"оставить нам батюшку".
В конце 60-х годов старые жители, беседуя с его дочерью, сказали: "Все
священники были хорошие, мы всех их любили, но один - самый молодой - святой,
и звали его отец Владимир"
Петроград, Феодоровский мужской монастырь
иерей
Должность помощник настоятеля, второй священник
Год начала 1914
День начала 23
Месяц начала 2
Год окончания 1922
Наряду со службой в подворье Феодоровского монастыря о.Владимир был духовником
для мирян и требоисполнителем по частным домам и инфекционной больнице.
Настоятель подворья, архимандрит Досифей, любил и ценил о.Владимира, бывал у него
в доме
Петроград, Николо-Александровский Барградский храм
протоиерей
Должность настоятель храма
Год начала 1922
Год окончания 1930
Прошло около семи лет служения в Петрограде, когда о.Владимир, по просьбе
митрополита, перешел служить настоятелем Николо-Александровского Барградского
храма со знаменитой святыней Петербурга - чудотворной иконой Божией Матери
"Скоропослушница". Икона, пожертвованная храму Афоном, обладала силой исцеления;
у о.Владимира сохранились выписки из журнала об исцелениях. Лик Божией Матери
часто менялся - во время Литургии, когда служил о.Владимир, лик сиял.
1920-е годы для о.Владимира - горячее время: не только жаркие моления над
больными и бесноватыми, посещение Боткинских бараков с тяжелыми заразными
болезнями, беззаветная любовь многих прихожан вплоть до поклонения, но и
яростная злоба ненавистников, когда и проходить-то по улицам было страшно,
ложные доносы, в общем, постоянная "борьба", как он сам говорил на смертном одре
об этом периоде своей жизни.
В начале 1930-х годов пришел приказ о закрытии Николо-Александровского храма,
он подлежал сносу. О.Владимир выхлопотал, чтобы икону Божией Матери не
передавали в музей, а перевезли в храм Бориса и Глеба, куда его назначили
служить
Петроград, церковь Бориса и Глеба на Неве
протоиерей
Должность настоятель церкви
Год начала 1930
Год окончания 1931
Месяц окончания 12
В храме служил о.Николай, бывший законоучитель Кадетского корпуса, где когда-то
воспитывался новый настоятель. О.Владимир относился к старому священнику с
большим почтением и уважением, не показывая своего служебного превосходства.
В 1931г. семью о.Владимира, как и многие семьи священников, выслали из
Ленинграда. Семья поселилась в г.Пушкине. Через год службы в храме Бориса и
Глеба его арестовали
Аресты
Ленинградская о., г.Пушкин
Год ареста 1933
День ареста 21
Месяц ареста 12
Двое военных, проводившие обыск в квартире, перебирая книги, говорили:
"Какой образованный человек, какой сведущий в литературе!"
Осуждения
тройка при УНКВД по Ленинградскому военному округу
25/02/1934
Приговор 3 года ИТЛ
Групповое дело "Дело "евлогиевцев". Ленинград, 1934г."
Места заключения
Ленинград, Ленинградская тюрьма
Год начала 1933
День начала 21
Месяц начала 12
Год окончания 1934
Месяц окончания 3
Дальний Восток, Дальстрой, Дальлаг
Год начала 1934
День начала 17
Месяц начала 4
Год окончания 1936
День окончания 23
Месяц окончания 12
8 марта 1934г. о.Владимир был отправлен на Дальний Восток. Ехали в поезде сорок
суток, не зная - куда, он описал это в стихотворении "Великий путь - письмо к
жене с дороги".
"Отца Владимира, какой он есть, хорошо показывают его стихотворения, которые
он писал тогда,.. то, что он мог сочинять в тех условиях, говорит о его большой
духовной силе. И как именно он изображает все - в этом видна святая любовь его
ко всему. Нам тогда часто приходило в голову, что если он здесь умрет или уедет
домой раньше нас - исчезнет свет, померкнет все. Много можно говорить о нем! Как
он, голодный, делился едой или отдавал ее всю; как он умудрялся работать за
бессильных; как успевал напутствовать умирающих и возрождал мрачные души! Он
был, действительно, всем для всех", - из письма архимандрита Псково-Печерского
монастыря Никиты (бывшего протоиерея Петра Чеснокова), заключенного в Дальлаг.
В 1937г., после освобождения из лагеря, о.Владимир вернулся в г.Пушкин
Места проживания
Ленинградская о., г.Пушкин
Год начала 1937
Год окончания 1941
В Пушкине в это время находились его дочери. Матушка была в ссылке в Малой
Вишере. Ему не разрешили жить дома. Скитался, не имея угла. Временами удавалось
поработать сторожем при храме, а иногда попилить или поколоть дрова. Изредка
навещал дочерей, приходил тайком ночью - за квартирой была постоянная слежка.
Однажды он сильно заболел, отощавший от голода и ослабевший от болезни, долго не
мог прийти в себя. Его выходила медсестра Вера Константиновна Берхман. Он был
благодарен ей всю жизнь: когда много позже она тяжело заболела, он подыскал ей
хорошую женщину, которая до самой смерти ухаживала за ней.
Началась война, о.Владимира выслали на Урал
Места заключения
Урал, Кировская о., д.Карачи (вблизи с.Унях)
Год начала 1941
Год окончания 1944
Находясь в ссылке, о.Владимир опять оказался без средств к существованию.
Церквей там не было. Работал на разных работах. Помогал нуждающимся многодетным
и больным, делясь последним куском с голодными, особенно там, где были дети.
Продолжал писать стихи. Его дочери получили письмо от жителей села Унях, в нем
говорилось, как во время пожара он бесстрашно лазил по горящим балкам 2-этажного
дома, спасая людей, прыгал с большой высоты (в его-то 60 лет) и проявлял редкую
отвагу. Письмо было написано в форме соболезнования - думали, что он погиб во