20 ЯНВАРЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ.
=ПРОДОЛЖЕНИЕ=
"Скоро я на страду уеду!"
Обвинение было предъявлено 2 июля 1949г. во Владимире:
"...Будучи враждебно настроен к Советской власти и являясь активным участником
антисоветской нелегальной группы, из числа церковников, действовавшей на
территории ряда районов Владимирской, Горьковской и Рязанской областей,
вместе со своими единомышленниками среди населения проводил антисоветскую
агитацию, возводил клевету на советскую действительность и колхозный строй...
Являясь сторонником монархического строя и используя религиозные предрассудки
верующих, распространял среди них провокационные измышления о новой войне,
поражении в ней Советского Союза и установлении в СССР царского строя...
Будучи настоятелем церкви с.Крюково..., выступал с антисоветскими проповедями...,
призывал верующих по религиозным праздникам не работать в колхозе... ".
Такое же обвинение (слово в слово) было предъявлено арестованному в тот же
день протоиерею Петру Чельцову, священнику с.Заколпье Гусь-Хрустального района
Осуждения
Особое Совещание при МГБ СССР
13/02/1950
Обвинение "участник а/с группы, а/с агитация, клеветнические измышления на
Советскую власть"
Статья ст.58-10 ч.2,58-11 УК РСФСР
Приговор 8 лет ИТЛ, считая срок с 18 июня 1949г.
Полную несостоятельность обвинений о.Иоанна подтверждают его жизнь и дела.
Так, иеромонах Иоанн в 1943г. перечислил государству 30058 рублей подоходного
налога, а в 1944г. - 28005 рублей. На военный заем или военный налог в 1943г.
им было внесено 21257 рублей, а в 1944г. - 10744 рубля.
Виновным себя в предъявленных обвинениях о.Иоанн категорически не признал
Места заключения
Владимир, тюрьма
Год начала 1949
Год окончания 1950
Содержался в тюрьме во время следствия.
После вынесения приговора был направлен в особый лагерь поселка Инта, где находились
шахты по добыче каменного угля. Однако наказание он отбывал в Коми АССР в пос.Абезь
Коми АССР, Интинский р., пос.Абезь, ИТЛ Минеральный
Год начала 1950
Год окончания 1957
Это был лагерь для больных и престарелых заключенных.
В тот же лагерь попал и протоиерей Петр Чельцов. Там же находился и будущий
биограф историка и философа Л.П.Карсавина Анатолий Ванеев. Он оставил воспоминания
об Абези и обо всех бывших там священнослужителях. В них он выделяет о.Петра Чельцова
и о.Иоанна, который всегда прислушивался к мнению о.Петра и признавал его
духовный авторитет. Анатолий Ванеев вспоминал, что о.Иоанн на праздник Св.Пасхи вместе
с другими священником навещали болящих узников в лагерном стационаре и, поздравляя их
с праздником, подносили каждому небольшой дар - кусок кулича и яйцо,
завернутые в белую домашнюю салфетку. Больные были очень тронуты этим - и как
знаком внимания, и как "актом церковного общения".
По словам А.Ванеева, о.Иоанн был "старенький, сгорбленный, черноглазый, заросший
черными с обильной проседью волосами", а взгляд его выражал благожелательность.
С первой же встречи между соузниками "утвердилась взаимная приязнь", и А.Ванеев
стал часто приходить к о.Иоанну. О.Иоанн, по его наблюдению, "одевался многослойно
во всех его одежках были карманы, где хранились поистершиеся записные книжечки
и просто листки с разными канонами и акафистами. Возле него всегда кто-то был...
Собравшиеся обычно негромкими голосами пели что-нибудь из церковных служб, реже -
вели разговоры, преимущественно на церковные темы. Всего сходившихся вокруг
о.Иоанна было человек около десяти, из них два священника - о.Филарет и о.Феодот...".
От священников А.Ванеев "обучился осьмигласному пению и вместе со всеми пел на
ежедневной вечерне "Господи, услыши мя".
Особо отмечал А.Ванеев такой случай:
"Отец Иоанн был человек очень добрый и всегда занятый чем-нибудь богослужебным.
Как-то раз при мне, шепча молитвы, он заснул с четками на руках, но,
проснувшись минут десять спустя, тотчас продолжал шептать с того самого
слова, на котором его прервал сон... А однажды о.Иоанн достал залистанную
и потемневшую от употребления записную книжку, в которой был Канон на
исход души, и дал мне, чтобы я списал этот Канон. - "Сделай это не только
на случай, - сказал о.Иоанн, - если кто-нибудь будет умирать. Этот Канон,
написанный весьма сильными словами, хорошо иногда читать для самого себя,
человеку полезно иметь память о своей смертности... ".
Одной из основных добродетелей иеромонах Иоанн почитал смирение.
К представителям не только духовной, но и светской власти иеромонах Иоанн
относился с кротостью и смирением.
Из заключения он написал поздравление полковнику госбезопасности А.В.Лебедеву
(уроженцу села Крюково) и начал его такими словами:
"Дорогой и добрейший мой хранитель и собеседник...".
Далее он желал Лебедеву успехов в делах "ответственной службы..." . И еще просил:
" ...Будьте добры, передайте от меня Божие Благословение Вашей маме... и
братцу..., а также и всем моим прихожанам, а особенно моим клеветникам".
В письме А.В.Лебедеву из заключения иеромонах Иоанн писал:
"...У нас все хорошо. Начальство хорошее и заботится о нашем благополучии... ".
Срок заключения иеромонах Иоанн отбыл полностью. Был освобожден в 1957г.
Рукоположение
игумен
В сан игумена был возведен после 1949г.
Места проживания
Донецкая о., с.Покровка
Год начала 1957
Год окончания 1970
День окончания 20
Месяц окончания 1
Кончина
1970
День 20
Месяц 1
Место Донецкая о., с.Покровка
Место захоронения Донецкая о., с.Покровка
Публикации
1 Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие.
ХХ век. Биографические материалы по Владимирской епархии. Машинопись.
С.51.
2 Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие
в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись.
С.58.
3 За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник.
Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000.
С.41.
4 Иоанн Кравченко, протоиерей. Жизнеописание игумена Святогорской Свято-Успенской обители
Иоанна (Стрельцова)// Свет Невечерний. Журнал Владимирской епархии Русской
Православной Церкви. 2005. N 9.
С.52-55.