10 ОКТЯБРЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ.
Платонов Михаил Павлович
Год рождения 1868
День рождения 2
Месяц рождения 11
Место рождения Нижегородская губ.
протоиерей
Родился в семье диакона
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [до 1894г.] [1894-1897гг.] [1897-1918гг.] [1918-1919гг.] [1919г.]
Образование
Нижегородская Духовная Семинария
При переходе в 5-й класс семинарии уволен из нее по просьбе родителей
Служение
Нижегородская губ.
Должность: учитель школы грамоты
Год начала 1890
Год окончания 1894
Рукоположение
диакон
1894
День 20
Месяц 10
После венчания с Валентиной Сергеевной (род.02.02.1874г.)
20 октября 1894г. был рукоположен во диакона в село Уварово Княгининского уезда
Служение
Нижегородская губ., Княгининский у. (Нижегородская о., Бутурлинский р.), с.Уварово
диакон
Должность: учитель школы грамоты
Год начала 1894
День начала 20
Месяц начала 10
Год окончания 1897
День окончания 18
Месяц окончания 6
Рукоположение
иерей
1897
День 19
Месяц 6
Служение
Нижегородская губ., Княгининский у. (Нижегородская о., Бутурлинский р.), с.Уварово
иерей
Должность: законоучитель Уваровской земской школы, заведующий и законоучитель школы грамоты
в д.Чернухи
Год начала 1897
День начала 19
Месяц начала 6
Год окончания 1899
День окончания 23
Месяц окончания 8
24 августа 1899г. перемещен к Покровской церкви поселка Кумакского
Орского уезда Оренбургской губернии
Оренбургская губ., Орский у., пос.Кумакский, Покровская церковь
иерей
Должность: законоучитель мужской и женской школ, заведующий школой
Год начала 1899
День начала 24
Месяц начала 8
Год окончания 1907
С 1899г. по 1907г. состоял законоучителем мужской и женской школ пос.Кумакский
и заведующим школой Можарского хутора.
4 декабря 1902г. за труды по народному образованию награжден набедренником.
29 марта 1906г. за ревностное исполнение служебных обязанностей и
благоповедение преподано ему Архипастырское благословение,
а в следующем году награжден бархатной, фиолетового цвета, скуфьей.
С 1907г. о.Михаил служил в Саратовской епархии под началом священномученика
Гермогена (Долганева), епископа Саратовского и Царицынского, с которым
у о.Михаила сложились хорошие отношения
Саратовская губ., г.Хвалынск
иерей
Должность: Хвалынский Уездный Наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты (до 18.02.1912г.),
заведующий и законоучитель второклассной женской учительской школы (с 1911г.)
Год начала 1907
Год окончания 1912
Месяц окончания 6
Владыка Гермоген, видя гомилетический талант о.Михаила, перевел его в город
Хвалынск, являвшийся одним из центров старообрядцев, бежавших сюда после
перевода в единоверие Иргизских монастырей.
9 сентября 1907г. он был определен на должность Хвалынского Уездного
Наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты.
О.Михаил принял живое участие в организации сиротских приютов-школ.
26 октября 1907г. о.Михаил совершил освящение новоустроенной
церковно-приходской школы в с.Широкий Буерак Хвалынского уезда.
На следующий день он провел беседу с заведующим школой и учителями
"относительно желательных способов преподавания предметов программы
церковно-приходской школы".
О.Михаилу было поручено ведение миссионерских чтений и бесед в Казанской
соборной церкви Хвалынска по предметам веры православной со старообрядцами.
С марта 1910г. о.Михаил состоял заведующим Подлесинского миссионерского училища.
Об этом вспоминал его сын Василий:
"Начальное образование я получил в церковно-приходской школе, а
потом отец определил меня в миссионерское училище. В этом училище,
кроме общеобразовательных предметов, изучения церковного устава,
русского раскола, вероисповедания различных сект, особое внимание
обращалось на изучение магометанской религии, и для чтения Корана
в подлиннике преподавался арабский язык, а для общения с магометанами
разговорный татарский язык".
Отец Михаил с сентября 1911г. состоял и исполнял обязанности заведующего и
законоучителя во второклассной женской учительской школе.
В 1911г. Преосвященным Гермогеном был награжден камилавкой.
В начале 1912г. епископ Гермоген был уволен от управления епархией и вскоре
за сопротивление известному Григорию Распутину выслан на покой в Жировицкий
Успенский монастырь.
Архиерейскую кафедру в Саратове занял епископ Алексий (Дородницын),
поставивший себе задачей вычистить из епархии всю "гермогеновщину".
18 февраля 1912г. в семье Платоновых родился четвертый ребенок - дочь Антонина
Вскоре, в феврале 1912г. о.Михаил был освобожден от должности наблюдателя и
заведующего второклассной школой, а в июне 1912г. был уволен за штат.
Супруга о.Михаила, Валентина Сергеевна, позже рассказывала:
"...его лишил места епископ Алексей за его деятельность,
и он был некоторое время без места".
14 сентября 1912г. о.Михаил был назначен на священническое место к Покровской
церкви с.Большой Мелик Балашовского уезда
Саратовская губ., Балашовский у., с.Большой Мелик, Покровская церковь
иерей
Год начала 1912
День начала 14
Месяц начала 9
Год окончания 1913
День окончания 15
Месяц окончания 1
Саратов, церковь во имя св.прп.Серафима Саровского
протоиерей
Должность: настоятель, законоучитель Серафимовской школы, Товарищ Председателя Попечительств,
законоучитель и руководитель Алексиевского приюта для детей-сирот, участник Саратовского
Православного Братства Святого Креста
Год начала 1913
День начала 16
Месяц начала 1
Год окончания 1918
День окончания 15
Месяц окончания 2
16 января 1913г. епископом Алексием (Дородницыным) о.Михаил был перемещен в
Саратов на священническое место к церкви во имя преподобного Серафима Саровского,
стал законоучителем Серафимовской школы и Товарищем Председателя
Попечительства, а впоследствии - и фактически руководителем Алексиевского
приюта для детей-сирот, только что переданного в непосредственное ведение
Серафимовского Церковно-приходского Попечительства.
До прихода о.Михаила приют был в печальном положении, было множество долгов и
говорили даже, что приют закроется, детей было человек 17.
Вскоре при о.Михаиле положение детей улучшилось. Дети обучались в приютской
школе по программе начальных училищ и кроме того, дети старшего отделения
обучались миссионерским предметам в пределах программы Закона Божия.
В приюте была организована столярная мастерская. Летом дети ежедневно
занимались практическими работами в саду и огороде под руководством
учительницы и воспитательницы Александры Яковлевны Ивановой.
Сам о.Михаил был законоучителем, причем оплаты за труды не получал.
К 1918г. количество детей увеличилось почти вдвое.
С 1914г. он читал лекции на духовно-нравственные темы.
О.Михаил принимал участие в работе Саратовского Православного Братства Святого
Креста.
В 1916г., в годы Первой мировой войны, был избран уполномоченным по
постройке храма-памятника на братском кладбище в Саратове героям Первой
мировой войны, скончавшимся от ран в Саратовских госпиталях, но революция
помешала этому замыслу.
28 марта 1916г. за заслуги по духовному ведомству награжден золотым наперсным
крестом.
У отца Михаила и матушки Валентины было четверо детей: (согласно данным 1917г.):
Вера (род. 10.09.1895г.) находилась при отце,
Петр (род. 25.06.1897г.) обучался в 4 классе Саратовской духовной семинарии,
Василий (род.04.04.1899г.) обучался в 4 классе Саратовской духовной семинарии;
Антонина (род. 18.02.1912г.) находилась при отце.
О.Михаил Платонов состоял членом "Союза Русского Народа" (вплоть до его
роспуска), который выступал за сохранение исторических устоев России -
Православия и Самодержавия, а вдохновителем и организатором Всероссийского
Братского Союза Русского Народа в Саратове был епископ Гермоген (Долганев).
После февральской революции 1917г. о.Михаил создал православное общество
"За Веру", перед выборами в Учредительное собрание оно было преобразовано
в предвыборный блок "За веру и порядок". Целью блока являлось восстановление
православной монархии. Вот его основные положения:
"1) Общество "За веру" учреждается для защиты, укрепления и распространения
православия всеми законными и честными средствами.
2) Члены Общества взаимно укрепляют себя в вере, благочестии и
христианской любви.
3) Члены Общества обязуются утверждать веру и церковность в своей семье;
исполнять в своей жизни Христовы заповеди; по мере сил бороться с неверием;
исповедовать и защищать православие среди иноверцев; сообщать Обществу
о всех радостных и горестных явлениях в области веры и нравственности;
ежедневно читать или слушать Слово Божие и молиться об обращении заблудших".
В 1917г. о.Михаил участвовал в паломнической поездке в село Корнеевку
Николаевского уезда Самарской губ. (Краснопартизанский р-н. Саратовской обл.) на
место явления чудотворных икон Испанской Божией Матери и великомученика
Пантелеимона и 31 августа 1917г. во время торжественного всенощного бдения
произнес в сельском Покровском храме назидательное слово о прославлении этих
икон.
И до и после октябрьского переворота, несмотря на угрозы в свой адрес,
в проповедях и беседах о.Михаил открыто обличал безбожную власть.
По свидетельству его супруги, он начал заниматься литературными трудами еще
в Оренбургской губернии, но занимался "в Хвалынске очень мало, потому что ему
не было времени для этого. Он был занят служебными делами".
В июне 1917г. он опубликовал первый выпуск своих проповедей:
"За веру и порядок. Проповеди - отклики на современность".
На первой странице находился образ прп.Серафима Саровского.
Выпуск второй вышел в декабре 1917г.
В январе 1918г. он опубликовал проповедь "Народ! помни Бога" отдельным оттиском.
Начавшийся в феврале 1917г. развал в стране повлек за собой епархиальный
раскол, в том числе и в Саратовской епархии. Викарный епископ Петровский
Леонтий (фон Вимпфен) не ладил с правящим епископом Саратовским
Палладием (Добронравовым). Епархиальный съезд потребовал от военных
властей Саратова подвергнуть аресту епископа Палладия. В итоге - обоих
архиереев удалили со своих кафедр.
Атмосфера в епархии накалилась, и лишь ко второй половине мая 1917г. несколько
нормализовалась, когда правящим архиереем был избран викарный Вольский епископ
Досифей (Протопопов), ставший Саратовским и Царицынским 28 августа 1917г.
О.Михаил Платонов обратил внимание на преследование Православной Церкви
в образующемся новом государстве.
Одна из его статей так и называется "Гонения на Церковь".
В заключении первого сборника в статье "Какой партии держаться?" о.Михаил
дал ответ:
"Необходимо прежде всего твердо держаться Божественного Христова учения.
Та партия, которая прямо или косвенно отвергает или колеблет учение
Божие, такая партия или - языческая или, явно, антихристианская...
Повторяю: Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся
приложатся вам. Знает Отец Небесный, что мы нуждаемся во всем этом,
т.е. в пище, в одежде, знает и даст, - только бы нам не желать лишнего".
Второй сборник, вышедший уже после октябрьского переворота и последний
отдельный оттиск проповеди "Народ - помни Бога!",
в целом также содержит наряду с чисто религиозно-нравственными проповедями,
бесстрашное обличение воинствующего безбожия.
В своем обращении от 19 января (1 февраля) 1918г. Святейший Патриарх Тихон
анафематствовал богоборцев, поднявших руки на церковные святыни и на
служителей Божиих и призвал совершить по всей стране крестные ходы против
Декрета об отделении Церкви от государства.
28 января 1918г., в воскресенье, в Саратове, как и во многих других городах
страны состоялся всенародный крестный ход, в котором участвовал и о.Михаил
Места проживания
Саратов, на углу улиц Горной и Казарменной (при Серафимовской церкви)
Год начала 1913
День начала 16
Месяц начала 1
Год окончания 1918
День окончания 15
Месяц окончания 2
Награды
набедренник
Год награждения 1902
День 4
Месяц 12
архипастырское благословение за ревностное исполнение службы
Год награждения 1906
День 29
Месяц 3
бархатная скуфья фиолетового цвета
Год награждения 1907
камилавка
Год награждения 1911
Кем награжден Преосвященный Гермоген (Долганев)
золотой наперсный крест
Год награждения 1916
День 28
Месяц 3
Аресты
Саратов
Год ареста 1918
День ареста 15
Месяц ареста 2
2 (15) февраля 1918г. в 6 часов вечера на квартире ректора Саратовской
Духовной Семинарии архимандрита Бориса (Соколова) состоялось собрание,
собранное по инициативе собрания объединенного духовенства и мирян, на котором
обсуждался вопрос об отделении церкви от государства "с целью уяснить вопрос
в связи с изданным декретом Совета Народных Комиссаров".
В 22.30 все присутствующие были задержаны и обысканы уполномоченными членами
Саратовского Исполкома.
Несмотря на то, что было разрешение Исполкома на это собрание, подписанное
секретарем Исполкома, датированное 20 января 1918г., собрание было объявлено
незаконным.
Были учинены допросы некоторым присутствовавшим.
В результате допроса было постановлено всех задержанных отпустить.
На квартирах присутствовавших на собрании были произведены обыски.
Из протокола обыска квартиры о.Михаила от 16 февраля 1918 года:
"При обыске была найдена монархическая литература, большое количество
писем, австрийская винтовка N 8173, без затвора, шапирограф,
портреты бывшего царя Николая II и Николая Николаевича.
Все вышеозначенные вещи были взяты в Исполнительный Комитет".
Помимо упомянутых сборников о.Михаила, была изъята листовка:
"От пастырей г.Казани. Что значит отделение церкви от государства".
В связи с этим было сфабриковано т.н. "Дело саратовского духовенства",
которое стали в спешном порядке готовить к судебному разбирательству.
28 февраля 1918г., рассмотрев дело о собрании 15/2 февраля с.г., в квартире ректора
Семинарии архимандрита Бориса, духовенства "православной" церкви
и других религий христианского вероисповедания, Следственная комиссия
при Саратовском Революционном Трибунале нашла, что собрание было созвано незаконно.
Было отмечено:
"У священника Платонова, было взято из квартиры три мешка литературы...
ее было около пяти-шести пудов... Содержание брошюр: направлено
к извращению истин и к прямому возбуждению, к неподчинению Советской
власти и к ненависти, и религиозной вражде".
В сборниках о.Михаила места, которые, по мнению Следственной комиссии,
содержали сопротивление власти, восстановление религиозной ненависти и
вражды, были подчеркнуты следователями и взяты в скобки.
Кроме того, в конце февраля 1918г. на почте были задержаны два сборника
"За веру и Порядок", предназначенные для рассылки "в пяти тючках в количестве
325 экземплярах, что видно из протокола от 1 Марта сего года".
О.Михаилу заведомо ошибочно приписывались слова, якобы высказанные им на этом
собрании.
Следственная Комиссия при Ревтрибунале постановила:
"Рассмотрев настоящее дело, следственная комиссия при Революционном
Трибунале нашла, что все поименованные лица подлежат суду Саратовского
Революционного Трибунала, а потому постановила:
Всех присутствовавших на собрании... [перечисляется 16 человек]
привлечь к ответственности за незаконное и неразрешенное собрание,
и обсуждение мер борьбы против советской власти российской республики.
Кроме того священника Михаила Павловича Платонова привлечь за
издательство и распространение литературы, направленной к
низвержению советской власти российской республики, к восстанию
против власти и антисемитского учения, направленного против
еврейской религии, и к погромам.
Винтовку и шапирограф, отобранные у священника Платонова конфисковать".
При обыске были изъяты две части печатного сборника проповедей о.Михаила,
приобщенные к делу в качестве вещественных доказательств контрреволюционности,
а также его письма к покупателям сборников, из которых видно, что таковыми
были, в основном, монастыри.
В одном из писем о. Михаил указывает своей целью
"борьбу с современным безбожием, вольнодумством и сатанинством".
В протоколе от 1 марта 1918г. члены следственной Комиссии при Ревтрибунале
постановили "все количество сборника "За веру и порядок", изъятое у о.Михаила,
сжечь".
Уже 5 марта 1918г. Следственная Комиссия при Революционном Трибунале
направила с письмом за N 297
"законченный следственный материал по обвинению Саратовского духовенства
в призыве к ниспровержению существующего правления Российской республики".
Так было положено начало уголовному "Делу Саратовского духовенства".
Саратовский Ревтрибунал 3 июня 1918г. с письмом за N 1076 препроводил в
Коллегию Обвинителей при Ревтрибунале
"дело за N 6, для дачи заключения о полноте произведенного следствия и
составления обвинительного акта, согласно п.п.Б. и Г. ст.6 Декрета о
Революционных Трибуналах; после чего дело без замедления представить в
Трибунал".
Однако член Коллегии Обвинителей Саратовского Ревтрибунала Л.И.Гринь вернул дело
в следственную комиссию с замечаниями:
"Дело велось с невероятною и непростительною небрежностью...".
После снятия необходимых допросов и надлежащего оформления дело рекомендовалось
вновь передать в Коллегию Обвинителей Революционного Трибунала
Служение
Саратов, церковь во имя св.прп.Серафима Саровского
протоиерей
Должность: настоятель
Год начала 1918
Месяц начала 2
Год окончания 1918
В начале августа 1918г. в Саратове было получено сообщение о зверском убийстве
богоборцами в ночь на 17 июля 1918г. последнего Российского Императора и его
семьи.
4 августа после совершения Божественной Литургии в Свято-Серафимовском
храме настоятель, священник Михаил Платонов, совершил торжественную панихиду
и при поминовении убиенного Помазанника Божия сказал слово о гонениях на веру.
В проповеди, в качестве параллели к совершившемуся 17 июля злодеянию, он
цитировал фрагменты из Второй Книги Царств, повествующее о предании смерти
амаликитянина царем Давидом за убийство царя Саула.
Присутствовавшие за богослужением не смогли сдержать своих слез.
Естественно, что столь выдающаяся "контрреволюционная акция" не могла не
привлечь внимания гонителей
Места проживания
Саратов, на углу улиц Горной и Казарменной (при Серафимовской церкви)
Год начала 1918
Год окончания 1918
Аресты
Саратов
Год ареста 1918
День ареста 24
Месяц ареста 8
7 августа 1918г. в "Известиях Саратовского Совета" появилась статья
"Проповедь святого отца", которая заканчивалась призывом к Губернской ЧК
обратить внимание на это "безобразие" и "принять соответствующие меры".
На следующий день, 8 августа 1918г., Следственная Комиссия Саратовского
Ревтрибунала направила письмо за N 1870 в ЧК по борьбе с контрреволюцией,
спекуляцией и саботажем, в котором просила немедленно арестовать Платонова и
препроводить в н/Комиссию вместе с перепиской о нем.
На следующий день письмо было получено и, после выяснения того обстоятельства,
что арестован о.Михаил еще не был, заведующий отделом поставил резолюцию:
"Принять меры к установлению факта служения молебна за Романова Николая
и если да, то задержать".
Сохранилось второе письмо уже от 18 августа, т.е. спустя десять дней,
за тем же N 1870, которое дословно повторяет предыдущее.
После этого "гражданину Михаилу Павловичу Платонову", проживавшему
на углу улиц Горной и Казарменной (где и находится Серафимовская церковь),
была направлена повестка от Следственной Комиссии при Саратовском Ревтрибунале.
В ней о.Михаил вызывался в помещение Комиссии, находившееся
в здании бывшего Окружного Суда на Московской улице
(угол Никольской (ныне - им. А.Н.Радищева) улицы, 3-й подъезд, 3-й этаж),
к часу дня 23 августа 1918г. для допроса в качестве обвиняемого по делу
Саратовского духовенства (N 6/71).
В принятии повестки расписалась дочь Вера Платонова.
Священник Михаил Платонов был допрошен в пятницу 23 августа 1918г. в час дня
(а также по одному источнику и на следующий день 24 августа) и,
отвечая на поставленные вопросы, показал следующее:
"По поводу расстрела Николая II мною была произнесена проповедь
следующего содержания:
Прошел слух о расстреле бывшего императора. Слух этот не только
не опровергается, но одобряется Советской властью, следовательно,
это факт. Николай Александрович расстрелян без суда и следствия
и без народного ведома. Как относиться к этому убийству
по указанию Библии? После этого мною был прочитан рассказ
амоликитянина об убийстве царя Саула из Библии: Книга
Царств глава [первая], а также были приведены слова из Библии:
"не прикасайтесь к помазанникам моим".
Закончена была проповедь возглашением вечной памяти о бывшем царе
Николае Александровиче; особая панихида мною не служилась.
Хотя я сознавал и сознаю что моя литературная и проповедническая
деятельность приносит вред Советской власти, но, ставя выше всего
интересы Православной Церкви, я считал своим долгом в защиту ее
выступать против ее гонителей. Вся издаваемая мною литературы
печаталась в типографии Союза печатного дела. Назвать видных деятелей
общества "За веру и порядок" я отказываюсь".
24 августа о.Михаил был арестован Районным Штабом Революционной Охраны.
Следственная Комиссия Саратовского Ревтрибунала поручила начальнику
губернской тюрьмы заключить его под стражу, в тюрьме, зачислив его содержанием
за Комиссией
Осуждения
Публичный Показательный суд Саратовского Ревтрибунала
06/10/1918
Обвинение "возмущение масс против существующего правительства, как в обыденной,
так и в литературной деятельности"
Приговор: высшая мера наказания - расстрел, 11.01.1919г. по кассации заменено на 20 лет заключения
с применением общественных работ
Групповое дело "дело Саратовского духовенства, Саратов, 1918-1919гг."
Д.253,255 ГА СО. Ф.Р.-507. Оп.1.
Это был первый в России публичный процесс над духовенством.
На следующий день после ареста в воскресенье 25/12 августа в 14 часов
после Божественной Литургии, совершенной благочинным 3-го округа церквей
г.Саратова священником Константином Соловьевым, состоялось общее приходское
собрание Саратовской Серафимовской церкви:
"Выслушав с глубоким прискорбием об аресте и заключении в тюрьму дорогого и
любимого всеми ревностного пастыря Церкви о.Михаила Платонова, собрание
единогласно постановило:
1) заявить пред начальством, что священник о.Михаил Платонов никогда
контрреволюционером не был и не состоит.
От лица всего прихода заявить, что о.Платонов по своей пастырской
деятельности известен, как ревностный служитель Христовой Церкви,
поучающий с церковного амвона Слову Божию и назидающий нравственной
жизни.
Никто из прихожан и никогда от о.Платонова о политических делах
его суждения не слыхал;
2) ходатайствовать пред кем следует
(пред Следственной Революционной Комиссией)
о взятии на поруки коллектива верующих Саратовского Серафимовского
прихода о.Платонова
3) Уполномочить для надлежащего заявления и возбуждения ходатайства
об отпуске о.Платонова на поруки прихожан-граждан:
И.П.Всемирнова, М.А.Антонова и З.П.Петрова Казарова".
Из протокола допроса от 25.08.1918г. свидетеля ктитора Серафимовской церкви
И.П.Всемирнова:
"В своих проповедях свящ.Платонов указывал на гонения, которые
сейчас испытывает церковь, призывает к молитве и покаянию.
Политические темы в проповедях никогда не затрагиваются.
Листовки и воззвания иногда раздаются на паперти приютскими мальчиками,
после богослужения...".
Епархиальный Совет во главе со своим председателем протоиереем
Алексием Хитровым с благословения епископа Германа (Косолапова) постановил временно
прекратить совершение богослужений в Серафимовском храме:
"1) Поручить Члену Епархиального Совета П.П.Львову выяснить в Главном
революционном Штабе причины ареста о.Платонова и способы его
освобождения.
2) Исправление треб, кроме совершения богослужений в храме, Серафимовского
прихода, поручить причту Крестовоздвиженской (Казачьей) церкви".
29 августа 1918г. на имя Преосвященнейшего Германа (Косолапова) от прихожан Серафимовской
церкви было написано прошение, заверенное 14 подписями:
"Мы нижеподписавшиеся прихожане Серафимовской церкви покорнейше просим
Ваше Преосвященство разрешить совершать Богослужения в нашем храме
назначив временно священнослужителя по Вашему усмотрению".
Владыка Герман, стремясь к большей активизации Серафимовского прихода,
принял резолюцию за N 3307 от 30 августа 1918г.:
"Приходу Серафимовской церкви необходимо принять все меры к освобождению
своего пастыря. Если пастырь не жалеет себя ради паствы,
то и паства должна самоотверженно защищать своего духовного отца.
В просьбе командировать временного священника отказать. Е.Герман".
4 сентября 1918 года было приказано "резолюцию объявить прихожанам чрез
благочинного".
7 сентября состоялось общее церковноприходское собрание Серафимовской церкви,
где выступил благочинный 3 округа гор.Саратова. Собрание признало, что
признав, что "наш приходской священник Михаил Платонов никогда
и нигде не проявлял контрреволюционных выступлений" и обратилось с
ходатайством перед Ревтрибуналом впредь до суда освободить его на поруки
Коллектива прихожан Серафимовской Церкви.
В тот же день в ответ на ходатайство прихода последовала резолюция N 3396:
"Священник В.Добросовестный временно командируется в Серафимовскую церковь
впредь до освобождения о.М.Платонова...
Епископ Герман".
После допроса 8 сентября благочинного священника Константина Соловьева
Следственная комиссия принялась активно разрабатывать тему провокации
со стороны духовенства, направленную на дискредитацию Советской власти.
В связи с тем, что 5 сентября 1918г. по всей стране Советом Народных Комиссаров
был объявлен "Красный террор", органы ЧК активизировались.
Из Постановления Следственной Комиссии Саратовского Ревтрибунала
от 16 сентября 1918г.:
"Следственная Комиссия Саратовского Ревтрибунала, рассмотрев
следственный материал по делу о литературной и проповеднической
деятельности священника Платонова о закрытии Серафимовской церкви
после его ареста и определив подсудность дела Ревтрибуналу, а также
определив, что в нем имеются достаточные признаки преступления для
привлечения к ответственности и предъявления обвинения:
1) Священнику Платонову Михаилу Павловичу
в том, что он писал и распространял литературу и произносил проповеди
направленные к восстановлению населения против Советской власти
и возбуждению национальной розни.
2) Епископу Герману, протоиерею Хитрову Алексею Матвеевичу,
священнику Докторову Николаю Семеновичу, священнику Шкеневу Евгению
Николаевичу, Львову Петру Петровичу и Анирову Евгению Николаевичу
в запрещении богослужения в Серафимовской церкви с целью вызвать
на религиозной почве выступление против Советской власти и последних
пятерых в даче ложных показаний Следственной Комиссии,
что указывает на явный признак нарушения справедливого трудового порядка.
Комиссия постановила:
привлечь вышеуказанных граждан в качестве обвиняемых,
поручить члену Следственной Комиссии тов.Хацкелевичу приступить
к производству предварительного следствия.
Мерой пресечения способов уклонения от суда и следствия избрать
содержание названных граждан под арестом".
Того же числа Следственная Комиссия Саратовского Революционного Трибунала
направила письмо за N 2245 в Уголовно-Розыскную милицию г.Саратова с просьбой
арестовать и препроводить в тюрьму Владыку Германа и членов Совета.
Это было сделано по одним данным уже 16 сентября, а по другим 17 сентября.
А через два дня 18 сентября Следственная комиссия постановила освободить
священника Платонова до суда.
Отец Михаил расписался на этом постановлении:
"Обязуюсь без согласия судебных властей из Саратова никуда не отлучаться,
явиться по первому требованию этих властей и в своей проповеднической и
литературной деятельности ограничиться исключительно религиозными темами.
Священник Михаил Платонов".
22 сентября в газете "Известия Саратовского Совета" появилась новая статья
под заголовком "Провокация попов", в которой глумливо и заведомо ложно,
причем еще до суда, освещалось дело о.Михаила Платонова и Епархиального
Совета:
"Арест священника Платонова был произведен, во избежание дальнейшей его
агитации, священник М.Платонов является видной фигурой в черносотенном мире.
Поддерживаемый морально и, надо полагать, материально со стороны высшего
духовенства, он свою деятельность развивал постепенно.
Имея склад погромной литературы, привезенной из Казани и других пунктов,
он этим не ограничился.
Какими-то путями ему удалось отпечатать пять брошюр и в Саратове...
Священник М.Платонов - типичный невежа - поп, являясь демагогом среди
экзальтированной толпы выживших из ума старух и "обездоленных" мелких
и крупных лавочников, стремился создать ядро для планомерной борьбы
"за веру и порядок"...
Все говорит за то, что все действия епархиальным советом и епископом
Германом производились с определенными намерениями вызвать возбуждение
среди прихожан. Скоро такое возбуждение среди прихожан наросло,
т.к. повсюду распространялись ложные сведения, что богослужения в
серафимовской церкви большевиками запрещены и что они же закрыли своей
властью церковь".
28 сентября 1918г. был составлен Обвинительный Акт по делу граждан
Платонова Михаила Павловича, Косолапова Н.В, Хитрова А.М., Анирова Е.Н.,
Шкенева Е.Н., Докторова Н.С. и Львова П.П.
29 сентября 1918г. в Следственную комиссию поступил объемный донос
Председателя Общества Церковного Возрождения, священника Димитрия Крылова,
(в будущем обновленческого "епископа", запрещенного в служении) который
представил "...отзыв свой о литературно-общественной деятельности священника
Серафимовской церкви о.М.Платонова и об отношении к его делу в Комиссии
Саратовского Епархиального Совета".
Этот документ, а также выступление о.Крылова на судебных заседаниях сыграли
поистине роковую роль в обвинении епископа Германа (Косолапова) и священника Михаила
Платонова.
Публичный суд по делу "по обвинению священников Платонова, Хитрова и
др. в агитации против Советской власти среди населения" был назначен
на 5 октября 1918г. на 10 часов.
Большую часть из 1096 человек, присутствовавших на процессе, составляли члены профсоюзов, служащие
советских учреждений, партийные работники (подавляющее число - коммунисты),
рабочие и солдаты, "интеллектуальные труженики", обыватели и учащиеся,
было 23 представителя духовного сословия, и еще 15 человек представляли
Серафимовский приход.
Заседание происходило в Большом Зале Саратовской Консерватории.
Зто был первый в России публичный процесс над духовенством.
На консерваторских подмостках в пределах Саратовской губернии беспрепятственно
начались гонения на Церковь Христову.
О.Михаил Платонов защищал на процессе себя сам, отказавшись от защитника.
"...Второй обвинитель указал, что я вчера очень извертывался по вопросу,
как я смотрю на Советскую власть. Я и сейчас повторяю, что вчера говорил:
в первые дни после октябрьского переворота я Советскую власть считал
безусловно незаконной, ибо тогда было что-то в роде чехарды.
Когда она установилась, я считался и считаюсь с ней, как с фактом
- и считал должным слушаться и повиноваться ей, поскольку она не
нарушила моих религиозных убеждений и не требовала, чтобы моя совесть
религиозная была подавлена. Так я говорю и сейчас. Обвинителю кажется
неприемлемым: признавать всякую власть. А вдруг она окажется в руках
людей совершенно негодных грабителей, воров и т.д.?
Я и такую власть признаю, подобно тому, как деньги, например, находятся
они в руках тех или иных людей - они остаются деньгами и ко мне это не
относится...
Я признаю Советскую власть, как факт и считаю, что я обязан ей
подчиняться и повиноваться.
Налагает она на меня налоги - я плачу, вызывает в суд - я иду,
приходят с обыском - я не противлюсь, а представляю все для осмотра:
я не протестую против этого.
Но я протестую, когда нарушаются мои христианские права и обязанности.
Если бы, например, Советская власть, вместо евангелия Христова,
ввела новое евангелие, где говорится "несчастные", вместо "блаженны" -
тогда я не соглашусь на это.
Пусть меня как ни назовут, что хотят сделают - я этого не послушаюсь.
Если же это евангелие, как Христово - тогда в ножки поклонюсь.
Затем обвинитель очень раздосадован тем, что я очень спокойно вел вчера
себя здесь, что мне предъявляются такие-то обвинения и я так спокоен,
высказываю свои монархические убеждения. Очевидно, он хочет сказать:
ничего этого нет, мол, и это только хотят показать.
Но... я и сейчас спокоен, хотя вы и вынесете мне смертный приговор:
разве я сказал, что небо пусто. Я верю, что небо не пусто,
что там есть жизнь - и я не верю в смерть. Если вы меня убьете - я буду
жить.
Если вы говорите, что наука и религия есть что-то противоречивое, -
я говорю - нет.
Я религию признаю и верю ей на основании науки и разума...
Тот обвинитель, который мне приписывал возмущение народных масс -
такое обвинение считаю несправедливым.
И вообще в пределах обвинительного акта, считаю себя не виновным.
Покаяться мне в том, что я возмущаю народные массы против Советского
Правительства - я не могу, потому что нет никакого возмущения, нет
возмущенных и нет свидетелей.
Поэтому я считаю себя в возводимом на меня преступлении не виноватым.
Больше ничего не могу сказать".
6 октября 1918г. по делу был вынесен приговор:
"Саратовский Революционный Трибунал... признал:
по отношению Платонова обвинение, предъявленное ему,
в возмущении масс против существующего правительства,
как в обыденной, так и в литературной деятельности, доказанным,
приговорил:
гр.Платонова Михаила Павловича к расстрелу.
Приговор привести в исполнение через две недели, каковой срок
предоставляется право для кассации".
Епископа Германа и протоиерея Алексия Хитрова приговорили к тюремному
заключению на 15 лет с применением общественных работ, остальных обвиняемых
освободили в зале суда, условно осудив на десять лет каждого.
Приговор был кассирован в установленном порядке, и епископ Герман (Косолапов),
о.Михаил Платонов и отец Алексий Хитров от наказания были освобождены и стали
содержаться в тюрьме "за Трибуналом".
Публичное судилище саратовского духовенства и мирян и суровый приговор
настоятелю Серафимовской церкви о.Михаилу Платонову, Епископу Вольскому
Герману и председателю Епархиального Совета протоиерею Алексию Хитрову
подняли волну возмущения в Саратовской епархии.
Считая, что в лице невиновных людей, предстоятелей саратовской паствы,
была наказана вся епархия, вся Церковь, прихожане и духовенство храмов
Саратова и Вольска начали сбор подписей за отмену приговора и пересмотр
дела. Под этими воззваниями было собрано около 10 тысяч подписей
саратовских христиан.
Эти подписи были направлены в Москву, в Совет Народных Комиссаров, копии
в Совет Саратовских Губернских Комиссаров и Комиссару юстиции в г.Саратове.
5 декабря Кассационный Отдел при Всероссийском Центральном Исполнительном
Комитете Советов Рабочих, Красноармейских, Крестьянских и Казачьих Депутатов
отменил приговор трибунала из-за допущенных в ходе суда нарушений, лишающих
приговор силы судебного решения, и передал дело на вторичное рассмотрение
в том же Трибунале в ином законном составе.
20 декабря ревтрибунал применил амнистию к Владыке Герману и протоиерею
Алексию Хитрову, которые вышли на свободу; отец Михаил остался под стражей.
Но 21 декабря Саратовский Комиссар юстиции отменил постановление об амнистии
Владыки Германа и протоиерея А.Хитрова, так как "амнистия может быть применена
лишь к осужденным, дело же Германа и др. еще не разбиралось (после кассации
приговора)".
28 декабря 1918г. в 10 часов утра открылось судебное публичное заседание
Саратовского Ревтрибунала, но из-за неявки ряда свидетелей дело было отложено.
Впоследствии выяснилось, что не явившимся свидетелям даже не были вручены
повестки, и последнее судебное разбирательство было назначено на 10 часов утра
10 января 1919г.
В газетной статье, опубликованной в "Известиях Саратовского Совета"
и посвященной пересмотру дела о.Михаила, содержится циничный абзац:
"На разбор дела 28-го декабря публика сходилась туго,
зал трибунала наполовину пустовал. Среди мужчин преобладали поповские
рясы. Очевидно, интерес к участи своих "пастырей" упал у их пасомых
настолько, что для них теперь личности попов и архиерея являются
безразличными даже после приговора о расстреле.
Не удалось духовенству и черной сотне представить попавших на скамью
подсудимых своих активных врагов советской власти мучениками за идею
даже в этом положении".
10 января 1919г. председатель Трибунала Павлов обратился к подсудимым
с вопросом, признают ли они себя виновными, на что протоиерей Михаил
Платонов, Владыка Герман и протоиерей Алексий Хитров ответили отрицательно.
Священномученик Михаил был допрошен в 10 часов утра 11 января.
Вот фрагменты его показаний:
"Мне ставят в упрек и говорят - зачем я занимаюсь политикой?
Но я касался политики только тогда, когда политики касалась веры...
Когда вера, т.е. церковь, была вместе с государством, неотделима -
тогда христианское государство почти отождествлялось с церковью - и
признавалась необходимой защита веры, как известной нравственной силы.
А когда как сейчас, церковь отделена от государства, тогда поднимать
оружие в защиту веры считаю не допустимым, ибо сама вера ни в какой
защите оружием не допускается".
В конце заседания было предоставлено последнее слово о.Михаилу:
"Один из Обвинителей сказал: "настал час суда".
Наказание, к которому они нас присуждают - является местью.
За что же мне хотят мстить?
За то, что я стоял за те религиозно-нравственные основы жизни,
которые я печатал в воззваниях и выпусках? ...
По житейскому рассуждению, я к смерти готов, и если меня страшит смерть,
то исключительно потому, что я не чувствую себя подготовленным
переселиться туда, куда так великодушно отправляет меня обвинение...
Они считают религию предрассудком, а меня считают эксплуататором этой
темной, невежественной массы; что мы пользуемся этими предрассудками
в своих интересах.
Но этого предрассудка я держусь всем сердцем и всею душою своею.
И это дает мне полную смелость смотреть прямо в глаза, никого не боясь,
ничего не страшась...
Их обвинения есть фантазия - и фантазия злостная. Ибо меня судят за то -
и суд такой есть месть. Мстите, тов. Судьи!
Я умру без протеста. Я заявляю искреннейшим образом: меня обвиняют,
как антисемита; первоначально меня за это отправили в тюрьму - и потом
уже было сказано, что действительно евреи в революции играли особенную
роль. И в революционном движении вообще, и в частности, в отношении
внутреннего управлен