Автор Тема: "Варяг": бой у Чемульпо (1904)  (Прочитано 9499 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн AbigalTopic starter

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: бХЭ 2010
  • Сообщений: 673
  • Спасибо: 179
«Врагу не сдаётся наш гордый Варяг…»

Кре́йсер "Варяг" — бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 гг. Участник знаменитого боя у Чемульпо (1904).

[ Guests cannot view attachments ]

[ Guests cannot view attachments ]

[ Guests cannot view attachments ]

Строительство начато: 1898.
Спущен на воду: 1899.
Введён в эксплуатацию: 1901.
Современный статус: Затонул.

История
Крейсер был заложен в 1898 году. Строительство велось в Филадельфии на верфях William Cramp & Sons. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 вступил в строй.

После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре. Некоторые исследователи, вслед за командиром крейсера Рудневым утверждали то, что слабая ремонтная база и изначально неудачная конструкция котлов Никлосса, а также существенные дефекты, допущенные при строительстве, привели к тому, что уже через несколько лет службы «Варяг» не мог развить скорость свыше 14 узлов, что практически сводило на нет его преимущества. И вследствие этого, якобы, даже рассматривался вопрос о возврате корабля для ремонта. Однако, следует указать на то, что на испытаниях осенью 1903 г. «Варяг» развил скорость, практически равную показанной на первоначальных испытаниях. Котлы Никлосса много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый»; броненосец «Ретвизан», построенный на той же верфи Ч. Крампа, также не имел с котлами Никлосса больших проблем, а оправдательные отчеты Руднева грешат многочисленными неточностями.

Последний бой: Бой у Чемульпо

[ Guests cannot view attachments ]
«Варяг» и «Кореец» перед боем

Обстановка перед сражением
Русские крейсер Варяг и канонерская лодка Кореец находились с дипломатической миссией в заливе у города Чемульпо, который был портом корейской столицы Сеул. Там же находились японский крейсер Чиода[1] и корабли нескольких нейтральных держав: британский крейсер HMS Talbot, французский крейсер Pascal, итальянский крейсер Elba, американская канонерская лодка USS Vicksburg, корейский военный пароход Yang-mu.

Ночью 25 января (7 февраля) японский крейсер Чиода без огней вышел с рейда и встретился с подходившей японской эскадрой. 26 января (8 февраля), в 4 часа дня, канонерская лодка Кореец снялась с якоря и вышла в открытое море. При выходе с рейда Чемульпо лодка Кореец встретила японскую эскадру в составе шести крейсеров (Нанива, на которой держал флаг адмирал Уриу, Асама, Чиода, Нийтака, Такачихо[1], Акаси), 8 миноносцев 1 класса (152 т., типа Циклон, 14 отряд в составе: Чидори, Хаябуса, Манадзуру, Касасаги и 9 отряд: Аотака, Хато, Кари, Цубамэ), авизо Чихая и 3 войсковых транспортов: Дайрен-мару, Отару-мару и Хейдзо-мару. При выходе из гавани Асама блокировала путь канонерке, а миноносцы выпустили по ней три торпеды, две из которых прошли мимо, а третья затонула в считанных метрах от борта, показав рули. На Корейце был подан сигнал «отражение минной атаки» и сразу же, так как лодка входила на нейтральный рейд, «отбой». При этом было нечаянно сделано два выстрела из скорострельной револьверной 37 мм пушки (позже японцы назовут их первыми выстрелами русско-японской войны, при этом умолчав о торпедах).

Корейцу пришлось вернуться на рейд Чемульпо. Согласно международным законам, японцы не могли атаковать русские суда, находившиеся в нейтральном порту, с другой стороны, по тем же законам, русские суда не могли атаковать японские транспорты, когда они вошли в порт. Поэтому Уриу послал крейсера Такачихо, Асама и Чиода с миноносцами и транспортами на рейд и для высадки японских войск. К вечеру все они, кроме Чиода, вышли из гавани.

Утром в 7 час. 30 минут командиры иностранных судов: английского — Talbot, французского — Pascal, итальянского — Elba и американского — Vicksburg получили извещение с указанием времени сдачи уведомления от японского адмирала о начале враждебных действий между Россией и Японией и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 час. дня, в противном случае они будут атакованы эскадрой на рейде после 4 час. того же дня, причём иностранным судам было предложено уйти с рейда на это время, для их безопасности. Эти сведения были доставлены на Варяг командиром крейсера Pascal. В 9 часов 30 минут утра 27 января (9 февраля) на борту HMS Talbot капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы Варяг к полудню вышел из порта, иначе в четыре часа японские корабли дадут бой на рейде. Последний из японских крейсеров, Чиода, в это время снялся с якоря и вышел из гавани.

Бой


  • 11 часов 20 минут.

Варяг и Кореец снялись с якорей для следования в море. При этом Кореец на какое-то время обогнал Варяга. После того, как Варяг обошёл Корейца, последний, поддерживая полный ход, находился в 1-1,5 кабельтовых от Варяга.

  • 11 часов 25 минут.

На Варяге пробили боевую тревогу.

Японская эскадра — крейсера (начиная с южного) Нанива, Такачихо, Нийтака, Акаси, Чиода, Асама и др. корабли, была расположена строем пеленга от острова «Richy» к северному проходу, прикрывая оба выхода в море. После первых выстрелов с русских кораблей Нийтака переменил место и стал головным впереди крейсера Нанива. Миноносцы держались позади крейсеров.

  • 1 часов 30 минут.

Варяг находился посреди между якорным местом в Чемульпо и островом Iodolmi, японцы стояли на якоре к востоку от острова Philip.

Нанива и Асама одновременно отдали канаты и направились на юг. Чиоде было приказано следовать за Асамой и атаковать неприятеля. Остальные японские суда также снялись с якорей. Между тем, как Нанива и Нийтака следовали за Асамой и Чиодой, Такачихо с Акаши пошли в направлении юго-запада, имея 14-ую минную флотилию со свободной стороны справа от себя.

Ход русских судов составлял около 11 узлов (такой же, как и у японских судов в начале боя). Течение было отливное от одного и трёх четвертей до двух узлов, вода — на 20 футов выше, чем это показано на карте.

Японский адмирал предложил сдаться, русские корабли сигнал проигнорировали.

  • 11 часов 45 минут
.
Крейсер Асама с расстояния в 7 км первым выстрелил из 8-дюймового орудия, после чего вся японская эскадра открыла огонь. Кореец ответил огнём из правого 8-дюймового орудия фугасными снарядами, которые дали сильный недолёт. После нескольких выстрелов канонерская лодка прекратила огонь и вновь возобновила его, подойдя на достаточное расстояние к неприятелю. Огонь вёлся по крейсерам Асама и Такачихо из правого 8-дюймового и кормового 6-дюймового орудий.

  • 11 часов 47 минут.

Расстояние до японских крейсеров — 45 кабельтовых. На Варяге начали пристрелку и затем открыли огонь по неприятелю бронебойными снарядами с правого борта.

Одним из первых снарядов японцев, попавших в крейсер, разрушило правое крыло переднего мостика, при этом возник пожар в штурманской рубке и были перебиты фок-ванты. Погиб младший штурман — мичман граф Алексей Нирод, определявший расстояние; убиты или ранены все дальномерщики станции № 1. После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, причём недолетавшие снаряды разрывались при ударе об воду и осыпали осколками, а также разрушали надстройки и шлюпки.

Последующими выстрелами было подбито 6-дюймовое орудие № 3, причём вся прислуга орудия и подачи убита или ранена, одновременно тяжело ранен командир плутонга мичман Губонин, который продолжал командовать плутонгом и отказывался идти на перевязку пока не упал. Возник пожар на шканцах, который был потушен силами ревизора мичмана Черниловского-Сокола; пожар был очень серьёзным, так как горели патроны с бездымным порохом, палуба и вельбот № 1. Возгорание произошло от снаряда, разорвавшегося на палубе, при этом подбиты: 6-дюймовые орудия № VIII и № IX и 75-миллиметровое орудие № 21, 47-миллимитровые орудия № 27 и 28. Другими снарядами почти снесён боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция № 2, подбиты орудия № 31 и 32. В рундуках жилой палубы распространился пожар, который вскоре удалось потушить.

  • 12 часов 5 минут.

При прохождении траверза острова Iodolmi на крейсере была перебита труба, в которой проходили рулевые приводы. Одновременно с этим, осколками другого снаряда, разорвавшегося у фок-мачты и залетевшими в броневую рубку через проход, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие около него по обеим сторонам штаб-горнист и барабанщик, тяжело ранен в спину стоявший на штурвале рулевой старшина Снигирёв и легко ранен в руку ординарец командира квартирмейстер Чибисов.

Управление крейсером перенесено в румпельное отделение. При громе выстрелов отдаваемые в румпельное отделение приказания были плохо слышны, почему всё последующее время приходилось исправлять курс крейсера машинами. Крейсер плохо слушался руля на сильном течении.

Командир Корейца, опасаясь образовать вместе с Варягом единую цель для японских крейсеров, положил право руля на борт и дал малый ход. При этом лодка описала дугу в 270° и вновь стала в кильватер крейсеру, снова развив полный ход. Огонь с Корейца вёлся двумя орудиями: 8-дюймовым и кормовым 6-дюймовым (после разворота — левым 8-дюймовым орудием и кормовым 6-дюймовыми орудием, в конце боя только последним).

  • 12 часов 15 минут.

Желая на время выйти из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить возникавшие в разных местах пожары, Варяг начал поворачивать вправо машинами, так как крейсер плохо слушался руля. В виду близости острова Iodolmi дал полный задний ход.

Крейсер поставило в невыгодное положение относительно острова в то время когда был перебит рулевой привод при положении «лево руля» около 15-20°.

Расстояние до неприятеля уменьшилось до 28-30 кабельтовых, огонь его усилился и попадания увеличились.

  • 12 часов 20 минут.

На Варяге сдвинулся с места котёл № 21, давший течь.

  • 2 часов 25 минут.

Появилась течь от пробоин в угольной яме № 10, через пять минут в угольной яме № 12.

После того, как крейсер полностью развернулся, снаряд большого калибра пробил левый борт под водою; в пробоину хлынула вода и 3-е кочегарное отделение стало быстро заполняться водой, уровень которой подходил к топкам. Были задраены угольные ямы, которые наполнились водой. Старший офицер со старшим боцманом подвели пластырь, вода всё время выкачивалась, уровень стал понижаться, но крейсер продолжал крениться на левый борт.

Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, которые были разрушены, пробита палуба и зажжена мука в провизионном отделении. После этого пробиты коечные сетки на шкафуте под лазаретом, причём осколки попали в лазарет; койки в сетках загорелись, пожар быстро прекращён. Серьёзные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему крейсер пошёл полным ходом на рейд, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями.

[ Guests cannot view attachments ]
«Варяг» под японским огнём в бухте Чемульпо

Следом за русскими кораблями пошла японская эскадра, оставляя Iodolmi к северу и на параллели этого последнего острова остановилась. Дистанция до крейсера Асама во время преследования была около 30 кабельтовых.

Согласно вахтенному журналу крейсера Варяг:

    «В продолжении боя одним из выстрелов 6» орудия № XII был разрушен кормовой мостик крейсера «Asama» и произведён на нём пожар, причём «Asama» временно прекратил огонь. Кормовая башня его по-видимому была повреждена, так как до конца боя больше не действовала."

Повреждение кормового мостика также отмечено в вахтенном журнале канонерской лодки.

  • 12 часов 40 минут.

При подходе крейсера к якорному месту огонь японцев стал опасен для иностранных судов, стоявших на рейде, они его прекратили и преследовавшие Варяг два крейсера вернулись к эскадре, оставшейся за островом «Yo-dol-mi». Огонь с Корейца был прекращён одновременно с японской эскадрой.

  • 12 часов 45 минут.

Снаряды перестали долетать до японских крейсеров, Варяг прекратил огонь.

  • Около 13 часов.

Кореец встал на якорь в 4 кабельтовых от острова So-Wolmi (Обсерватории), оставаясь в полной боевой готовности.

  • 13 часов 15 минут.

Подойдя к своему бывшему якорному месту, Варяг отдал левый якорь на траверзе крейсера Talbot на расстоянии от него около 1½ −2 кабельтовых. Был подведён второй пластырь, начались работы по исправлению повреждений, оставшаяся часть команды разведена по орудиям в ожидании возможного нападения неприятеля на рейде.

В течение часового боя выпущено снарядов: 6-дюймовых — 425, 75-миллиметровых — 470, 47-миллиметровых — 210. Всего — 1105.

После постановки на якорь иностранные суда, несмотря на свою готовность к уходу, немедленно прислали шлюпки с санитарами и врачами.

Разрушения

При осмотре крейсера кроме перечисленных повреждений оказались ещё следующие:

   1. Все 47-миллиметровые орудия непригодны для стрельбы.
   2. Ещё 5 орудий 6-дюймового калибра получили различные серьёзные повреждения.
   3. Семь 75-миллиметровых орудий повреждены в накатниках и компрессорах.
   4. Разрушено верхнее колено 3-ей дымовой трубы.
   5. Обращены в решето все вентиляторы и шлюпки.
   6. Верхняя палуба пробита во многих местах.
   7. Найдено ещё четыре подводные пробоины, а также много других повреждений.

Затопление

  • 13 часов 35 минут.

Капитан крейсера на французском катере отправился на английский крейсер «Talbot», где заявил что намерен уничтожить Варяг за полной его непригодностью. Он получил согласие на перевоз команды на английский крейсер.

  • 13 часов 50 минут.

Капитан вернулся на крейсер, где сообщил офицерам о своём решении, причём последние его одобрили. В то же время к крейсеру подошли шлюпки с французского, английского и итальянского крейсеров. Начали сажать на шлюпки раненых, а затем и остальную команду и офицеров.

  • 15 часов 30 минут.

Вся команда покинула крейсер. Старший и трюмный механики с хозяевами отсеков открыли клапана и кингстоны и тоже его оставили. Решение о затоплении крейсера принято вследствие просьбы иностранных командиров не взрывать судна, чтобы не подвергнуть опасности их корабли на узком рейде, а также и из-за того, что крейсер погружался всё больше и больше.

  • 15 часов 35 минут.

Команда Корейца отчалила от борта на спущенных шлюпках на французский крейсер Pascal. На лодке остались для взрыва добровольцы.

  • 15 часов 50 минут.

Командир со старшим боцманом, удостоверившись ещё раз, что все люди покинули крейсер, отчалили от него на французском катере, который ожидал их у трапа.

  • 16 часов.

Лодка Кореец взорвалась двумя последовательными взрывами кормовой и носовой крюйт-камер, переломившись по миделю.

Крейсер «Варяг» постепенно наполнялся водой и продолжал крениться на левый борт. Кормовая часть его была вся в огне.

  • 18 часов 10 минут.

Крейсер «Варяг» погрузился в воду, совсем положившись на левый борт.

Исход боя
Формально русский огонь был намного сильнее. За время боя, японцами было выпущено 28 — 8-дюймовых и 248 — 6/4,7-дюймовых снарядов. Русские ответили 22 — 8-дюймовыми и 452 — 6-дюймовыми снарядами. Из них все 22 — 8-дюймовых и 27 — 6-дюймовых выпущено Корейцем, а 425 — 6", 75 мм — 470, 47 мм — 210 (всего 1105) — Варягом.

По русским источникам, на двухтрубном крейсере были в ходе боя видны взрывы между труб. Крейсера Асама и Нанива после боя ушли в док для исправлений. Один из миноносцев был в ходе боя потоплен. После боя японцами были свезены в бухту А-сан 30 убитых и много раненых.

По японским сведениям попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели.

Не имея возможности продолжать бой, русские корабли вернулись в Чемульпо, где Варяг был затоплен, а Кореец взорван; затоплен также и русский пароход Сунгари. Экипажи кораблей приняты на иностранные корабли, а затем через нейтральные порты переправлены в Россию. Варяг получил одну большую подводную пробоину и несколько мелких, выведено из строя десять 6-дюймовых орудий, семь 75-миллиметровых, все 47-миллиметровые, повреждена третья дымовая труба, боевая рубка, разбиты шлюпки и вентиляторы, пробита во многих местах боевая палуба, повреждён фор-марс.

Потери экипажа Варяга — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На Корейце потерь не было, имелась небольшая пробоина выше ватерлинии в таранном отсеке осколком.

Военные почести в России
После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, двое из них — умерло. Ещё 11  раненых были приняты на лечение иностранными кораблями. Затем экипажи русских судов были приняты на иностранные корабли и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. В количестве 30 офицеров и 600 матросов они прибыли — в Одессу.

16 апреля 1904 года они прибыли по железной дороге в Петербург и, выстроившись колоннами,— промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Здесь моряков-героев приветствовал император Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II были вручены именные часы.

Дальнейшая судьба крейсера
В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 3-го класса под названием «Соя». Более семи лет использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял по 1913 год.

Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток. После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.

В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван. В 2003 г. состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. Интересно, что в погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.

По случаю 50-летия подвига у Чемульпо, Н. Г. Кузнецов, главком ВМФ СССР, лично наградил пятнадцать ветеранов медалями «За отвагу». Позднее орденами и медалями были награждены ещё 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца».

13 июля 2009 года после переговоров с корейской стороной, которые длились шесть лет, в Россию из Южной Кореи привезли реликвии, связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Ранее экспонаты хранились в запасниках Метрополитен-Музея корейского города Инчхона. 25 июля, в канун Дня Военно-Морского Флота, экспозиция передвижной выставки «Крейсер „Варяг“. Обретение реликвий» была открыта в Государственном музее Эрмитажа. Впоследствии выставку увидят в Москве, Мурманске, Североморске, Калининграде, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и на базах Черноморского флота.

После поднятия «Варяга» и ремонта в Японии его штурвал был передан на флагман японского флота броненосец «Микаса». Из последнего был сделан корабль-музей. До сих пор штурвал «Варяга» является одним из экспонатов.

11 ноября 2010 года в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева мэр Инчхона передал российским дипломатам гюйс крейсера «Варяг». Церемония прошла в посольстве России в Сеуле.

Интересные факты

  • Руднев представил отличившихся к наградам, а император Николай II не только утвердил присланные представления, но и пожаловал ордена Святого Георгия всем участникам битвы.
  • После окончания войны японский император Мэйдзи наградил капитана Руднева орденом Восходящего Солнца за проявленный им героизм.
  • В селе Вутабоси Канашского района Чувашии освящена новая церковь Святого Пророка и Крестителя Иоанна. Любопытно, что сохранилась одна мемориальная доска «В этом доме проживал участник русско-японской войны 1904−1905 гг. комендор крейсера «Варяг» Зиновьев Канон Зиновьевич».
  • Гюйс крейсера хранился до 2010 года в музее Инчхона.
  • 11 ноября. В посольстве России в Сеуле в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева состоялась церемония передачи российской стороне властями южнокорейского города Инчхона гюйса (военно-морского флага) легендарного крейсера «Варяг» на временное хранение в течение пяти лет с правом продления этого срока.

Продолжение следует...

Тема составлена благодаря Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Варяг_(крейсер)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бой_у_Чемульпо
"Я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу Родине своей, которую ставлю выше всего."
***
«Конечно, меня убьют, но если бы этого не случилось, – только бы нам не расставаться".
Александр Васильевич Колчак

"...Если Новая Россия забудет Вас - России, наверное, не будет."

Правила проекта "Белая гвардия"

Оффлайн AbigalTopic starter

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: бХЭ 2010
  • Сообщений: 673
  • Спасибо: 179
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»
« Ответ #1 : 29.01.2011 • 18:33 »
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» — песня на стихи австрийского поэта Рудольфа Грейнца (в переводе Е. М. Студенской), посвящённая подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

[ Guests cannot view attachments ]
"Варяг" в 1911 году

История песни
Под впечатлением подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в десятом номере немецкого журнала «Югенд». В апреле 1904 года Н. К. Мельников и Е. М. Студенская опубликовали переводы этого стихотворения. Причём у каждого из них был свой вариант. Перевод Е. Студенской русским обществом был признан более удачным. И вскоре музыкант 12-го гренадёрского Астраханского полка А. С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».

Известный в настоящее время мотив — смешанного происхождения; наиболее распространенная версия, что он является результатом взаимодействия, по крайней мере, четырех мелодий: А. Б. Виленского (его мелодекламация опубликована в марте 1904), И. Н. Яковлева, И. М. Корносевича и А. С. Турищева.

Песня стала очень популярна в России. Особенно её любили военные моряки. В годы Первой мировой войны из песни был удалён третий куплет, так как японцы в этой войне были уже союзниками.

После Гражданской войны многие военные песни царской России попали под запрет и только с началом Великой Отечественной войны многие из них были возвращены, в том числе и песня о «Варяге». В современной песенной практике песня обычно называется просто «Варяг»: так она озаглавлена и в популярных песенниках, и в аудиоальбомах конца XX-го века (см., например, CD «Митьковские песни. Материалы к альбому», 1996). А песня, которая раньше называлась «Варяг» или «Гибель „Варяга“», теперь чаще именуется по первым строчкам: «Плещут холодные волны…».

Замалчивание авторства Грейнца началось, вероятнее всего, с началом Первой мировой войны и ростом в связи с этим антинемецких настроений в обществе.

Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»

Русский текст:

Наверх, вы, товарищи, все по местам,
Последний парад наступает.
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!

Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
Наверх якоря поднимая,
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая!

И с пристани верной мы в битву идём,
Навстречу грозящей нам смерти,
За Родину в море открытом умрём,
Где ждут желтолицые черти!

Свистит и гремит, и грохочет кругом.
Гром пушек, шипение снарядов,
И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг»
Подобен кромешному аду.

В предсмертных мученьях трепещут тела,
Гром пушек, и шум, и стенания ,
И судно охвачено морем огня,
Настали минуты прощанья.

Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали, братцы, мы с вами вчера,
Что нынче умрём под волнами.

Не скажет ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы Русского флага,
Лишь волны морские прославят навек
Геройскую гибель «Варяга»!

Прослушать песню Вы сможете, пройдя по этой ссылке:
http://www.sovmusic.ru/download.php?fname=varyag

... песня в исполнении Максима Трошина:
Максим Трошин. Варяг / Maxim Troshin. Varyag.


Песня с кадрами из фильма «Варяг»
Варяг


Дословный перевод с немецкого языка:
На палубу, товарищи, все на палубу!

Наверх для последнего парада!
Гордый «Варяг» не сдаётся,
Нам не нужна пощада!

На мачтах пёстрые вымпелы кверху,
Звенящие якоря подняты,
В бурной спешке к бою готовы
Блестящие орудия!

Из надёжной гавани — в море
За Отечество умереть.
Там подстерегают жёлтые черти нас
И извергают смерть и разрушения!

Гремит и грохочет, и громыхает, и шипит.
Тут нас поражает на месте;
Стал «Варяг», верный корабль,
Горящим адом!

Вокруг судорожно дёргающиеся тела и страшная смерть,
Кряхтенье, хрипы умирающих и стенания.
Языки пламени развеваются вокруг нашего корабля
Как гривы огненных коней!

Прощайте, товарищи, прощайте, ура!
Вниз в клокочущую пучину!
Кто бы ещё вчера подумал,
Что уже сегодня он там внизу уснёт!

Ни знак, ни крест не укажет,
где мы покоимся вдали от Родины,
Однако море вечно будет рокотать о нас,
О «Варяге» и его героях.

Ноты
[ Guests cannot view attachments ]

Тема была создана благодаря Википедии:
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»
« Последнее редактирование: 29.01.2011 • 18:47 от Abigal »
"Я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу Родине своей, которую ставлю выше всего."
***
«Конечно, меня убьют, но если бы этого не случилось, – только бы нам не расставаться".
Александр Васильевич Колчак

"...Если Новая Россия забудет Вас - России, наверное, не будет."

Правила проекта "Белая гвардия"