5 июля 1917 года юнкера разгромили редакцию газеты "Правда" и типографию "Труд". Газеты "Правда" и "Труд" перестали выходить. Но однако большевики были настолько упрямыми что, на следующий день вышел экстренный выпуск "Листка Правды" со статьями Ленина. призывавшими большевиков к восстанию.
5 июля 1917 года на общем собрании Бугурусланской парторганизации в присутствии В.В.Куйбышева, по докладу М.А. Дьякова была утверждена Абдулинская организация РСДРП (б). В Абдулино был избран Комитет, председателем которого был избран машинист Анищенко Ф.В.
5 июля 1918 года на 5-м Всероссийском съезде Советов левоэсеровская фракция (352 человек) выразила недоверие ленинскому правительству. Началось открытое противостояние большевиков и левых эсеров.
5 июля 1918 года Казачье войско генерала Бичерахова направлено на Алятский фронт.
5 июля 1918 г. грузинские войска под командованием генерала Г. Мазниашвили перешли в наступление.
5 июля 1918 года Сталин в телеграмме Чичерину писал: «В крайнем случае можно признать независимость Грузии, лишь бы Германия признала официально вопрос о Кубани, Армении и Азербайджане вопросом, внутренним для России, на этом надо настаивать решительно и бесповоротно».
5 июля 1918 г. I объединенный Северо-Кавказский съезд Советов принял постановление об объединении Ставропольской губернии, Кубано-Черноморской и Терской республик в Северо-Кавказскую Республику.
5 июля 1918 года газета “Известия ВЦИК” опубликовала план “монументальной пропаганды” за подписью наркома просвещения А.В. Луначарского, где был утвержден список с именами; великих людей, которым предполагалось поставить монументы.
5 июля 1918 г. 4-й войсковой круг Сибирского казачьего войска избрал атаманом генерала Иванова-Ринова
Па́вел Па́влович Иванов-Ринов (Павел Павлович Иванов, 26 июля 1869, Семипалатинская область — ?) — российский военный деятель, руководитель Белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке в 1918 — 1922 . Полковник (1913). Генерал-лейтенант (1919). Атаман Сибирского казачества (1918)
5 июля 1919 года Начался вывод венгерских войск с территории Чехословакии.
На 5 июля 1919 года Кавказская армия (ВСЮР)насчитывала 23,234 белых добровольцев
5 июля 1919 года на Западный фронт в качестве члена Реввоенсовета направляется особоуполномоченный Совета обороны И.В.Сталин. В отличие от большинства людей, назначенных на этот пост, Сталин одновременно являлся членом Политбюро ЦК РКП(б), наркомом по делам национальностей, народным комиссаром Государственного контроля, членом Реввоенсовета республики и представителем ВЦИК в Совете обороны. Этот палач народа любил, чтобы на местах его слово было решающим и определяющим.
5 июля 1919 года адмирал Колчак провел на ст. Бердяуш совещание с командованием Западной армии; премьер-министр правительства Колчака В. Н. Пепеляев в Сатке принял парад войск местного гарнизона. В ходе Златоустовской операции начальник Двадцать шестой стрелковой дивизии Г. X. Эйхе отдал приказ командиру кавалеристской бригады И. Д. Каширину (см. Каширины) силами 1 полка захватить Саткинский завод и Бакал, др.— занять станцию Бердяуш.
Парад в Харькове,
5 июля 1919 года. В центре Иван Романовский и Деникин.
5 июля 1919 г. ЦК РКП(б) обязал всех партийных работников сообщать в Особый отдел ВЧК о фактах измены, дезертирства и шпионажа.
В архивах сохранился очень ценный и любопытный документ. Это докладная записка командира червонноказачьего полка В. Примакова от 5 июля 1919 года. Полная жгучей тревоги за судьбу революции и страны, она адресована Совету Обороны Республики в самое критическое для Красной Армии время. Двумя днями раньше, после захвата Царицына и Харькова, Деникин отдал свою знаменитую «московскую директиву». Днем раньше главком Вацетис был заменен Каменевым. В те же дни было опубликовано письмо ЦК ВКП(б) «Все на борьбу с Деникиным!».
Примаков писал Совету Обороны:
«Наступление белогвардейцев и паническое отступление наших войск, терроризированных частыми ударами во фланг и в тыл, измена генштабистов, растерянность младшего командного состава, не имеющего возможности предупредить измену, создали на фронте катастрофическое положение…
В войсках есть вера в победу, но она как-то пассивна, нет нужного порыва. Я должен, однако, отметить, что в добровольческих частях заметен подъем и инициатива. Добровольцы [10 - Советские полки, укомплектованные добровольцами.] одни задерживают наступление.
5 июля 1919 г. в Торжке состоялся один из первых коммунистических субботников.
Б.В.Савинков. 5 июля 1920 г. Фото с удостоверения Министерства военных дел Речи Посполитой. Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой». Архив Русского Зарубежья. Фонд Б.В.Савинкова
Колыванское крестьянское восстание.
5 июля 1920 (Док395-I)) От ст. милиционера Коченевской волости: 'Толпой граждан с. Коченево освобождены из-под ареста граждане с. Коченево. Прибывший в село отряд войск ВОХР заставил их бежать из села, но потом они были найдены и расстреляны'
5 июля 1920 (Док396-I) Новониколаевская уездная чека: 'В Коченево отправляется чекой отряд интернационалистов в 100 чел с 4 пулеметами. В Ново-Николаевске сил остается хотя и достаточно, но плохо вооруженных. Завтра устанавливается военное положение города. Чека объявляется на военном положении'
5 июля 1920 г. в газете «Великая Россия» было помещено интервью корреспондента газеты Н.Н. Чебышева с генералом П.Н. Врангелем.«За что мы боремся?»
- На этот вопрос, – заявил генерал Врангель, – может быть только один ответ: мы боремся за свободу. По ту сторону нашего фронта, на севере, царит произвол, угнетение, рабство. Можно держаться самых разнообразных взглядов на желательность того или иного государственного строя, можно быть крайним республиканцем, социалистом и даже марксистом, и все-таки признавать так называемую советскую республику образцом самого небывалого зловещего деспотизма, под гнетом которого погибает Россия, и даже новый ее, якобы господствующий, класс пролетариата, придавленный к земле, как и все остальное население. Теперь это не составляет тайны и в Европе. Над советской Россией приподнята завеса. Гнездо реакции в Москве. Там сидят поработители, трактующие народ, как стадо. Только слепота и недобросовестность могут считать нас реакционерами. Мы боремся за раскрепощение народа от ига, какого он не видел в самые мрачные времена своей истории.
В Европе долге время не понимали, но теперь, по-видимому, начинают уже понимать то, что мы ясно сознаем: все мировое значение нашей домашней распри. Если наши жертвы пропадут даром , то европейскому обществу, европейской демократии придется самим встать на вооруженную защиту своих культурных и политических завоеваний против окрыленного успехом врага цивилизации.
- Я всей душой жажду прекращения гражданской войны. Каждая капля пролитой русской крови отзывается болью в моем сердце. Но борьба неизбежна, пока сознание не прояснилось, пока люди не поймут, что они борются против себя, против своих прав на самоопределение, пока в России не установится настоящая государственная власть, основанная на началах законности, обеспеченности личных и имущественных прав, на началах уважения к международным обязательствам; в Европе никогда не наступит ни прочного мира, ни улучшения экономических условий. Невозможно будет заключить ни одного мало-мальски прочного международного соглашения и ни о чем как следует договориться. Дело Русской Армии в Крыму – великое освободительное движение. Это священная война за свободу и право.
В ночь на 5 июля 1920 года контрразведка белой армии в Ялте арестовала 18 большевистских провокаторов подпольщиков.
5 июля 1920 года Пилсудский издал приказ по армии: «Сражаясь за свободу, свою и чужую, мы ныне сражаемся не с русским народом, а с порядком, который, признав законом террор, уничтожил все свободы и довел свою страну до голода и разорения». В тот же день в воззвании польского Совета Государственной обороны утверждалось: «Не русский народ тот враг, который бросает все новые силы в бой, этот враг— большевизм, наложивший на русский народ иго новой, страшной тирании. Он хочет теперь и нашей земле навязать свою власть крови и мрака». В армию вступали десятки тысяч добровольцев, почти прекратилось уклонение от мобилизации.
5 июля 1920 года Кавказский комитет большевиков, Кавбюро, под председательством Иосифа Сталина, принял решение о том, что гористая часть Карабаха станет частью Азербайджана.