Кокарды Вооруженных Сил Российской Федерации
(1994 г.–настоящее время)
В 1995 году для головных уборов военнослужащих, кроме Военно-Морского Флота, была установлена металлическая кокарда в виде вытянутой полусферы с боковой поверхностью, состоящей из 32 двухгранных лучей золотистого цвета с рифлеными гранями. Центральная часть кокарды – плоская и состоит из эллипса и концентрических полосок: первая (внешняя) покрыта оранжевой эмалью, вторая – черной, третья – оранжевой, эллипс, находящийся в середине, покрыт черной эмалью. На центральную часть наложена золотистая вытянутая по вертикали пятиконечная звезда с гранеными лучами и с фацетом по краям. Эта же кокарда положена центральным элементом эмблемы (в виде лаврового венка золотистого цвета, перевязанного внизу лентой с золотистыми полосками по краям) на шапки-ушанки и береты офицеров и прапорщиков и шерстяные фуражки офицеров (кроме высших) и прапорщиков (рис. 12). Для полевой формы одежды – кокарда, защитного цвета (рис. 13).
На околыше шерстяной фуражки для маршалов Российской Федерации и генералов армии кокарда обрамляется шитьем золотистого цвета и имеет вид венка из дубовых веток, для остальных высших офицеров – шитье имеет вид венка из лавровых веток, перевязанного внизу лентой с полосками по краям.
Для головных уборов военнослужащих Военно-Морского Флота установлена металлическая кокарда ВМФ в виде вытянутой полусферы с боковой поверхностью из 32 двухгранных лучей золотистого цвета с рифлеными гранями. Центральная плоская эллипсовидная часть кокарды покрыта черной эмалью и обрамлена витым золотистым ободком. На ней расположен якорь золотистого цвета, обвитый канатом (рис. 14) [6; 9].
Кокарда, введенная для военнослужащих в 1995 году по своему оформлению практически полностью повторяет кокарду, введенную для офицеров русской армии в 1844 году но если в русской армии цвета кокарды соответствовали цветам Государственного герба Российской Империи, то кокарда российских военнослужащих государственной символики Российской Федерации не отражает и знаком государственной принадлежности не является. Поэтому был найден следующий выход: кокарда получила статус знака отличия по принадлежности к федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а гербовые цвета Российской Империи – черный и оранжевый, приняты как ведомственные цвета Министерства обороны Российской Федерации. В таком статусе она может использоваться на форме одежды военнослужащих, при этом сохраняется преемственность с главным знаком отличия русской армии.
Но на этом особенности кокард образца 1994 года не заканчиваются. Размещение пятиконечной звезды на кокарде (так же как и на полотнище знамени Вооруженных Сил Российской Федерации) объясняется, «…с одной стороны, ее древним символическим смыслом (пентаграмма – символ оберега, обороны, охраны и безопасности), в полной мере отражающим основное предназначение Вооруженных Сил, с другой стороны – это основной геральдический элемент эмблемы Вооруженных Сил СССР. Эти символические составляющие дополняются и объединяются почти двухсотлетней практикой использования золотых пятиконечных звезд на погонах офицеров России, тем самым обеспечивая реализацию принципа психологической готовности военнослужащих к положительному восприятию данного символа» [18]. Но с точки зрения военной геральдики наложение одного символа на другой говорит о его превосходстве. Так как с 1878 по 1945 годы золотая пятиконечная звезда на головном уборе являлась эмблемой Японской Императорской Армии, ее наложение на историческую кокарду русской армии буквально может означать: «Победа японской армии над русской».
От автора. В обществе и в Вооруженных Силах не так много специалистов, вдающихся в такие тонкости, но на протяжении 15 лет всем российским военным носить на головных уборах напоминание о поражении в русско-японской войне 1904-1905 годов мне кажется непатриотичным.Указом Президента РФ от 24 апреля 1998 года № 447 «О форме одежды, знаках различия, чинах и об удостоверении казака не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (Приложение № 1 «Форма одежды не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации») для казачьих генералов, офицеров и нижних чинов установлены кокарды, повторяющие кокарды Российской Императорской Армии образца 1881 года.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2005 года № 531 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и знаках отличия» (в редакции Указа Президента РФ от 28 августа 2006 № 921 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2005 г. № 531 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия») Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 395 введена единая кокарда для военнослужащих в виде вытянутой полусферы с боковой поверхностью, состоящей из 32 двухгранных лучей золотистого цвета с рифлеными гранями. Центральная часть кокарды – плоская и состоит из эллипса и концентрических полосок: первая (внешняя) покрыта оранжевой эмалью, вторая – черной, третья – оранжевой, эллипс, находящийся в середине, покрыт черной эмалью (рис. 15). Рассмотренное выше противоречие было устранено, с кокарды золотая звезда убрана [1, с. 333]. Этими же документами отменено ношение кокарды в обрамлении эмблемы, кокарды ВМФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» Приказом Министра обороны РФ № 336 От 3 сентября 2011 г. №1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и других геральдических знаков, учрежденных в установленном порядке, и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации» восстановлено ношение военнослужащими кокард образца 1994 года [9, 15].
Таким образом главный знак государственной принадлежности русской армии не восстановлен до сих пор.