Из другого источника:
Иван Савин (Саволайнен), поэт, прозаик и журналист первой волны русской эмиграции,
родился 29 августа 1899 года в Одессе и умер 12 июля 1927 года в Хельсинки. Детство и
юность его прошли в уездном городе Зенькове Полтавской губернии, где он закончил
гимназию. Продолжить образование ему не пришлось осенью 1919 года он вступил
добровольцем в армию Деникина. Вспоминая то время, Савин позже напишет:
...Отзвучали раскаты орудий на русско-германском фронте. Загрохотала февральская
революция, потом октябрьская. В бешеной смене надежд и отчаянья, недолгого хмеля и
долгой крови, пронеслись над нашим южным городом десятки властей, армий, правителей и
самозванцев <...> Все тогда совершалось с кинематографической быстротой. Как будто
нас хотели развлечь сменой впечатлений и властей.
Два брата Ивана Савина были расстреляны красными, два других погибли в боях. Сам
он после падения Крыма попал в плен, чудом избежал расстрела: «Бог спас меня. Видимо,
вымолила мне жизнь у Господа мать, отдавшая ему четырех сынов».
Кошмар плена, длившегося почти два года, не оставлял Савина до конца дней его,
вызывая периодически острые приступы отчаянья и депрессии. Ему удалось добраться до
Петрограда, откуда он, воспользовавшись своим финским происхождением, в 1922 году
уехал в Финляндию. Здесь Иван Савин начал активно писать и печататься во многих русских
эмигрантских газетах и журналах и был известен как талантливый прозаик и журналист.
После выхода в 1926 году книги стихов «Ладонка» он признан своим поэтом всей военной
белой эмиграцией.
Изданный в Белграде сборник «Ладонка» быстро стал библиографической редкостью.
Через почти 20 лет, в 1947 году, стараниями Ростислава Полчанинова4 в Менхенгофе
(Германия) вышло второе, подпольное издание «Ладонки». Подпольным оно было не только
потому, что с ноября 1946-го до 14 июля 1947 года была полностью запрещена издательская
деятельность для всех «ди-пи» (перемещенных лиц), но и по той причине, что американцы в
то время не разрешили бы печатание антисоветских произведений, подобных стихам
Савина.
Третье издание «Ладонки» увидело свет в Нью-Йорке в 1958 году. В него вошли, помимо
34 стихотворений 1-го издания, еще 44 других. Исключительно интересна рецензия Ивана
Елагина на этот сборник, напечатанная в 1959 году в «Новом русском слове». Это
единственная опубликованная им рецензия за всю его долголетнюю карьеру американского
профессора-слависта случай весьма редкий.
Творчество белого эмигранта Савина было в СССР под запретом. Русская же эмиграция
знала его и любила: «О нем много писали, причем не «по долгу службы» и не по знакомству
и, конечно же, не корысти ради, а именно ради любви и, если хотите, писали с
нескрываемым чувством боли и восхищения. Писали не просто чувствительные люди, а
совсем не сентиментальные по отношению к собратьям по перу писатели и литературоведы ?
например, И.Бунин и Г.Струве».
О Савине-прозаике снова заговорили после выхода в 1988 году книги «Только одна
жизнь: 1922-1927», подготовленной вдовой поэта Людмилой Савиной-Сулимовской и
Ростиславом Полчаниновым. Тираж ее невелик 500 экз., но книга появилась незадолго до
того, как эмигрантские издания стали свободно проникать на родину. Поэтому около
половины тиража попало в Россию, и Иван Савин стал, пожалуй, первым поэтом-
эмигрантом, вернувшимся в своих книгах на родину.
Рецензируя этот сборник, Вадим Крейд писал: «Переиздание книги автора, попавшего в
Джанкое в плен к красным, является истинным и окончательным испытанием на время этого автора. Вот и «Конармию» Бабеля читают теперь не из-за темы, не потому что она о
гражданской войне, но из-за художественных достоинств бабелевской прозы. Сравнение с
Бабелем было бы точным, если бы не было парадоксальным. Иван Савин писал о той же
эпохе, о той же войне и даже стилистически они близки своей лаконичностью и
экспрессивностью описаний. Но Савин на стороне тысячелетней традиции, имеющей
живую веру в Бога. Бабель же, комиссар армии Буденного, прислужник (объективно или
субъективно) красного мракобесия».
Раздел прозы в книге «Только одна жизнь» содержит автобиографическую повесть
«Плен», включающую четыре рассказа-главы («Джанкой», «Глава из книги "Плен"», «Плен»,
«В немецкой колонии»), рассказы «Правда о 7000 расстрелянных», «Пароль», «Дроль»,
«Лимонадная будка», «Там», «Трилистник», «Моему внуку», «Новые годы», два рассказа
«В мертвом доме» и «Трое» с общим подзаголовком «Из "Книги былей"», а также очерки
«О мещанстве», «Валаам Святой остров» и «Валаамские скиты».
Все последующие публикации Савина осуществлялись в основном по книге 1988 года.
Ростислав Полчанинов, один из составителей ее, пишет: «Далеко не все произведения Ивана
Савина смогли у нас сохраниться. После смерти Савина его отец передал весь архив сына
Русскому заграничному архиву в Праге. После конца войны чехословацкое правительство
подарило этот архив Советскому Союзу и теперь, кроме нескольких советских специалистов
по эмигрантским делам, никто к нему не имеет доступа. [...] В сборник «Толька одна жизнь»
вошли случайно сохранившиеся повести Ивана Савина».
В книге «Мой белый витязь», вышедшей в Москве в 1998 году с предисловием
Виктора Леонидова, проза Савина представлена повестью «Плен», а также рассказами
«Лимонадная будка» и «Моему внуку». Стихи даны в этом сборнике в наиболее полном
объеме.
Многое из прозы Ивана Савина и по сей день остается рассыпанным «по эмигрантским
газетам и журналам, как яркие камушки».12 Публикация в «Финляндских тетрадях»
непереиздававшихся текстов наша попытка собрать эти «камушки» и результат работы в
архивах Хельсинки, Москвы и Риги. Представленный здесь цикл рассказов «Дым отечества»
единственный цикл, опубликованный ранее не отдельными главами, как «Плен» и «Книга
былей», а полностью в авторской подборке. Четыре произведения раздела «Из "Книги
былей"» являются продолжением цикла, два рассказа которого «Трое» и «В мертвом доме»
вошли в книгу 1988 года. После издания «Ладонки» Иван Савин предполагал выпустить
сборник прозы под названием «Книга былей».13 Разрозненные тексты с подзаголовками «Из
"Книги былей"» и «Быль» публиковались им в 1923-25 гг. в русских эмигрантских изданиях
Финляндии, Эстонии и Латвии.
Первые, небольшие рассказы «Дневник» и «Чонгарский мост» были напечатаны с
подзаголовком «Отрывок из книги «"Плен"» в 1922 году в газете «Русские вести». Они не
вошли в последующие издания, вероятно, по той причине, что вдова Савина не располагала
их текстами она готовила книгу в США по истлевшим газетным вырезкам, чудом у нее
сохранившимися. Таким образом, повесть «Плен» состоит из шести глав: 1. Джанкой, 2.
Глава из книги «Плен», 3. Плен, 4. В немецкой колонии, 5. Чонгарский мост, 6. Дневник.
Многие рукописи Ивана Савина, к сожалению, утеряны. К тому же он не любил
черновиков замыслы держал в голове. Из воспоминаний современников известно, что
незадолго до смерти Савин начал работать над романом из пушкинской эпохи, «изучая ее,
целыми днями сидел в Гельсингфорсской университетской библиотеке».14 Нам
представляется, что очерк «Роман рижанина-декабриста» следует рассматривать как
своеобразный конспект, план замышлявшегося романа. Никаких других текстов,
относящихся к этой теме, пока не найдено.
Рассказы «Пасхальный жених», «Портрет», «Ромашки» небольшая часть произведений,
посвященных Белому движению. «Балда» и «Лафа» своеобразные «речевые» зарисовки не
только персонажей, но и самой эпохи.
У прозы Ивана Савина трудная судьба. Если повесть «Плен» художественный документ
о революции и гражданской войне довольно хорошо известна читателям и исследователям,
то тексты Савина о «мирном» периоде жизни советской России (юг страны и Петроград) все
еще остаются в забвении. Данная публикация один из первых шагов к их возвращению из
небытия. Элина Каркконен
*****************************
БОЯНЫ БЕЛОГО КРЕСТА. Иван Савин.
Очерк (Семенова Е.В.)
Оттого высоки наши плечи,
А в котомках акриды и мед,
Что мы, грозной дружины предтечи,
Славословим крестовый поход.
Оттого мы в служенье суровом
К Иордану святому зовем,
Что за нами, крестящими словом,
Будет воин, крестящий мечом.
Да взлетят белокрылые латы!
Да сверкнет золотое копье!
Я, немеркнущей славы глашатай,
Отдал Господу сердце свое...
Да приидет!... Высокие плечи
Преклоняя на белом лугу,
Я походные песни, как свечи,
Перед ликом России зажгу.
Судьба поэта, которому принадлежат эти строки, сложилась гораздо более трагично,
чем у Николая Туроверова. Может быть, из всех белых поэтов ему выпал самый
горький жребий…
Они были одногодками: два величайших поэта Белого Движения. Иван Савин и Николай
Туроверов. Корни Савина по отцовской линии лежат в Финляндии и Греции. Его дед
моряк Йохан Саволайнен, женился на гречанке, которую полюбил с первого взгляда в
Елисаветграде. С той поры фамилия Саволайненов стала писаться на русский манер –
Саволаины. Их сын стал нотариусом и человеком, вполне восприявшим русскую
культуру. Женился он на вдове Анне Михайловне Волик, происходившей из старинного
молдавского рода. От первого брака у нее было пятеро детей, ещё троих она родила
новому мужу. Семья жила в городке Зенькове обычной старосветской жизнью, дети
были дружны между собою. Два брата учились в Михайловском артиллерийском училище,
сестры в гимназии.
И смеялось когда-то, и сладко
Было жить, ни о чем не моля,
И шептала мне сказки украдкой
Наша старая няня — земля.
И любил я, и верил, и снами
Несказанными жил наяву,
И прозрачными плакал стихами
В золотую от солнца траву . . .
Пьяный хам, нескончаемой тризной
Затемнивший души моей синь,
Будь ты проклят и ныне, и присно,
И во веки веков, аминь!
Вся эта тихая и спокойная жизнь была в одночасье разрушена грянувшей Мировой
войной. Три нескончаемых года лилась русская кровь на поле брани, война шла
наизмот, испытывая на прочность враждующие стороны – чьи силы иссякнут прежде?..
Уже из последних сил сражалась Германия, и позже станет известно, что до победы
нам не хватило нескольких шагов, и Черчилль заметит, что «ни к одной стране не
была так жестока судьба, как к России - её корабль пошёл ко дну, когда до гавани
было подать рукой»… Русская армия пала жертвой не неприятельской военной мощи, а
предательства и расхлябанности в собственном тылу. Февральская революция
породила призрачную надежду на оживление и своеобразный ренессанс русского
общества, но очень быстро почти всем стало ясно, что это был шаг в пропасть, и
крах сделался практически неминуем. И в этот момент прозвучал отчаянный призыв
генерала Корнилова: «Русские люди! Великая Родина наша умирает. Близок час её
кончины… Все, у кого бьётся в груди русское сердце, все, кто верит в Бога, - в
храмы, молите Господа Бога об явлении величайшего чуда спасения родимой земли!»
И лучшие силы, среди которых было очень много юных и горячих сердец,
откликнулись на него тогда, когда политики, буржуазия, большая часть офицерства
предпочли стоять в стороне, наблюдая, чем закончится смертельная схватка и
надеясь, что последствия не коснуться их… Среди этих юных сердец, орлят, которые
по слову генерала Алексеева, встали на защиту Родины, когда орлы отсиживались в
стороне, был и Иван Савин, студент Харьковского университета, добровольцем
вступивший в белую армию.
КОРНИЛОВ
В мареве беженства хилого,
В зареве казней и смут,
Видите — руки Корнилова
Русскую землю несут.
Жгли ее, рвали, кровавили,
Прокляли многие, все.
И отошли, и оставили
Пепел в полночной росе.
Он не ушел и не предал он
Родины. В горестный час
Он на посту заповеданном
Пал за страну и за нас.
Есть умиранье в теперешнем,
В прошлом бессмертие есть.
Глубже храните и бережней
Славы Корниловской весть.
Мы и живые безжизненны,
Он и безжизненный жив,
Слышу его укоризненный,
Смертью венчанный призыв.
Выйти из мрака постылого
К зорям борьбы за народ,
Слышите, сердце Корнилова
В колокол огненный бьет!
1924
Именно эти юноши, ещё едва вкусившие жизнь, мечтатели и романтики, верящие в
Россию и своих вождей, готовые в любой момент отдать свою молодую жизнь, вьюжным
февральским днём уходили в ледяные степи Дона, в легендарный Кубанский поход, в
котором многим из них суждено было сложить свои горячие головы.
Он душу мне залил мятелью
Победы, молитв и любви . . .
В ковыль с пулеметною трелью
Стальные летят соловьи.
У мельницы ртутью кудрявой
Ручей рокотал. За рекой
Мы хлынули сомкнутой лавой
На вражеский сомкнутый строй.
Зевнули орудия, руша
Мосты трехдюймовым дождем.
Я крикнул товарищу: "Слушай,
Давай за Россию умрем".
В седле подымаясь как знамя,
Он просто ответил: "Умру".
Лилось пулеметное пламя,
Посвистывая на ветру.
И чувствуя, нежности сколько
Таили скупые слова,
Я только подумал, я только
Заплакал от мысли: Москва…
Четверо братьев Савина, как и он, воевали в Белой Армии. 15-летний Коля и Борис
были убиты в бою… Их памяти посвящены стихотворения поэта.
БРАТУ БОРИСУ
Не бойся, милый. Это я.
Я ничего тебе не сделаю.
Я только обовью тебя,
Как саваном, печалью белою.
Я только выну злую сталь
Из ран запекшихся. Не странно ли:
Еще свежа клинка эмаль.
А ведь с тех пор три года канули.
Поет ковыль. Струится тишь.
Какой ты бледный стал и маленький!
Все о семье своей грустишь
И рвешься к ней из вечной спаленки?
Не надо. В ночь ушла семья.
Ты в дом войдешь, никем не встреченный.
Не бойся, милый, это я
Целую лоб твой искалеченный.
1923
БРАТУ НИКОЛАЮ
Мальчик кудрявый смеется лукаво.
Смуглому мальчику весело.
Что наконец-то на грудь ему слава
Беленький крестик повесила.
Бой отгремел. На груди донесенье
Штабу дивизии. Гордыми лирами
Строки звенят: бронепоезд в сражении
Синими взят кирасирами.
Липы да клевер. Упала с кургана
Капля горячего олова.
Мальчик вздохнул, покачнулся и странно
Тронул ладонями голову.
Словно искал эту пулю шальную.
Вздрогнул весь. Стремя зазвякало.
В клевер упал. И на грудь неживую
Липа росою заплакала…
Схоронили ль тебя — разве знаю?
Разве знаю, где память твоя?
Где годов твоих краткую стаю
Задушила чужая земля?
Все могилы родимые стерты.
Никого, никого не найти…
Белый витязь мой, братик мой мертвый,
Ты в моей похоронен груди.
Спи спокойно! В тоске без предела,
В полыхающей болью любви,
Я несу твое детское тело,
Как евангелие из крови.
1925
Не пощадила судьба и сестёр. Молодые, цветущие барышни, жизнь которых могла быть
долгой и счастливой, которые мечтали выйти замуж и иметь семью, подобную той, в
которой выросли они, окружённые заботой любящих родителей, умерли от лишений во
время Гражданской войны…
СЕСТРАМ МОИМ, НИНЕ И НАДЕЖДЕ
Одна догорела в Каире.
Другая на русских полях.
Как много пылающих плах
В бездомном воздвигнуто мире!
Ни спеть, ни сказать о кострах,
О муке на огненном пире.
Слова на запекшейся лире
В немой рассыпаются прах.
Но знаю, но верю, что острый
Терновый венец в темноте
Ведет к осиянной черте
Распятых на русском кресте,
Что ангелы встретят вас, сестры,
Во родине и во Христе.
1924
И.А. Бунин писал об Иване Савине: «Ему не было еще и двадцати лет, когда он
пережил начало революции, затем Гражданскую войну, бои с большевиками, плен у
них после падения Крыма... Он испытал гибель почти всей своей семьи, ужасы
отступлений, трагедию Новороссийска... После падения Крыма он остался, больной
тифом, на запасных путях Джанкойского узла, попал в плен... Узнал глумления,
издевательства, побои, голод, переходы снежной степи в рваной одежде, кочевания
из ЧеКи в ЧеКу... Там погибли его братья Михаил и Павел…» Итак, четверо братьев
и две сестры сгинули в пекле русской катастрофы, из некогда многочисленной семьи
уцелел единственный сын…
Ты кровь их соберешь по капле, мама,
И, зарыдав у Богоматери в ногах,
Расскажешь, как зияла эта яма,
Сынами вырытая в проклятых песках.
Как пулемет на камне ждал угрюмо,
И тот, в бушлате, звонко крикнул: «Что, начнем?»
Как голый мальчик, чтоб уже не думать,
Над ямой стал и горло проколол гвоздем.
Как вырвал пьяный конвоир лопату
Из рук сестры в косынке и сказал: «Ложись»,
Как сын твой старший гладил руки брату,
Как стыла под ногами глинистая слизь.
И плыл рассвет ноябрьский над туманом,
И тополь чуть желтел в невидимом луче,
И старый прапорщик во френче рваном,
С чернильной звездочкой на сломанном плече
Вдруг начал петь — и эти бредовые
Мольбы бросал свинцовой брызжущей струе:
Всех убиенных помяни, Россия,
Егда приидеши во царствие Твое...
Может быть, и Ивану Савину не удалось бы выбраться из большевистского ада, как
не удалось это сыну замечательного русского писателя И.С. Шмелёва, который,
несмотря на все хлопоты и прошения отца, был расстрелян в Крыму. Савину помогло
происхождение. Вместе с отцом он перебрался в Хельсинки, где работал на сахарном
заводе, и тогда же начал печататься в местной газете «Русские вести» под
редакцией Г.И. Новицкого, а также в газетах «Сегодня» (Рига), «Руль» (Берлин), «Новое
время» (Белград), «Возрождение», «Иллюстрированная Россия» (Париж)… Кроме того,
поэт вел кружок русской молодежи в Хельсинки и стал, по праву, одним из
известнейших поэтов Белого дела.
Огневыми цветами осыпали
Этот памятник горестный Вы
Не склонившие в пыль головы
На Кубани, в Крыму и в Галлиполи.
Чашу горьких лишений до дна
Вы, живые, вы, гордые, выпили
И не бросили чаши... В Галлиполи
Засияла бессмертьем она.
Что для вечности временность гибели?
Пусть разбит Ваш последний очаг -
Крестоносного ордена стяг
Реет в сердце, как реял в Галлиполи.
Вспыхнет солнечно-черная даль
И вернетесь вы, где бы вы ни были,
Под знамена... И камни Галлиполи
Отнесете в Москву, как скрижаль.
За оставшиеся несколько лет жизни Иван Савин успел рассказать о пережитом. Он
привлек внимание к запискам Мальсагова, побывавшего в Соловецком лагере, на
Валааме встречался и беседовал с Анной Вырубовой, издал сборник стихов «Ладанка»,
рассказал о жизни в Крыму, дошедшей до «раскаленного ужаса», словно перекликаясь
с И.С. Шмелевым, также пережившим этот кошмар и описавшим его в «Солнце мертвых».
И. Елагин писал о стихах Савина, что в самом их звучании «ритм походки
выведенных на расстрел, шатающихся от слабости и от непривычного, после тюрьмы,
свежего воздуха»…
Любите врагов своих... Боже,
Но если любовь не жива?
Но если на вражеском ложе
Невесты моей голова?
Но если, тишайшие были
Расплавив в хмельное питье,
Они Твою землю растлили,
Грехом опоили ее?
Господь, успокой меня смертью,
Убей. Или благослови
Над этой запекшейся твердью
Ударить в набаты крови.
И гнев Твой, клокочуще-знойный,
На трупные души пролей!
Такие враги - недостойны
Ни нашей любви, ни Твоей.
Выступая 6 декабря 1920 года на совещании московского партийного актива, Ленин
заявил: «Сейчас в Крыму 300 000 буржуазии. Это источник будущей спекуляции,
шпионства, всякой помощи капиталистам. Но мы их не боимся. Мы говорим, что
возьмем их, распределим, подчиним, переварим». Сразу же после победы большевики
развернули активное истребление тех, кто, по их мнению, являлся «врагами власти
трудящихся» и уже лишь поэтому не заслуживал жизни. Десятками и сотнями
красноармейцы 2-й Конной армии командарма Миронова рубили больных и раненных
шашками в захваченных лазаретах. В ночь с 16 на 17 ноября на феодосийском
железнодорожном вокзале города по приказу комиссара 9-й дивизии Моисея
Лисовского было расстреляно около сотни раненых офицеров Виленского полка, не
успевших эвакуироваться. Для ликвидации потенциального очага сопротивления
большевизму была создана «особая тройка», наделенная практически ничем
неограниченной властью, в которую вошли председатель ЧК Михельсон, член РВС
Южного фронта Красной Армии, председатель Крымского военно-революционного
комитета Бела Кун (по одним данным венгр, по другим – венгерский еврей), его
любовница, секретарь обкома партии, прославившаяся своими зверствами Розалия
Самойловна Залкинд («Роза Землячка»), которую А.И. Солженицын назвал «фурией
красного террора».
После заявления Троцкого, что он приедет в Крым лишь тогда, «когда на его
территории не останется ни одного белогвардейца», и Склянского – что «война
продолжится, пока в Красном Крыму останется хоть один белый офицер», в «благословенной
Тавриде» прошли невиданные по масштабу чистки. Жертвами её, по подсчётам
историков и уцелевших очевидцев (М.Волошина, И.Шмелёва, С.Мельгунова) стали
более ста тысяч русских людей… Крым захлебнулся в крови.
Тем не менее, в повести «Плен» Иван Савин описал не только полчище изуверов,
жестоко расправлявшихся с оставшимися белыми, но вывел и тех, в ком ещё не
умерло сострадание к ближнему.
В госпиталь Джанкоя, захваченный красными, неожиданно пришёл офицер, принёсший
папиросы, сахар и сухофрукты. Он попросил доктора: «Раздайте поровну вашим
больным. Всем без исключения – и белым и красным и зеленым, если у вас таковые
имеются. Я сам бывал в разных переделках, так что знаю. Все мы люди…прощайте!».
Вспоминая этого человека, Савин писал: «Когда и чем отплачу я за помощь, мне и
многим оказанную? Отсюда, из далекой северной земли, земной поклон шлю всем,
жалости человеческой в себе не заглушившим в те звериные дни».
Войти тихонько в Божий терем
И, на минуту став нездешним,
Позвать светло и просто: Боже!
Но мы ведь, мудрые, не верим
Святому чуду. К тайнам вешним
Прильнуть, осенние, не можем.
Дурман заученного смеха
И отрицанья бред багровый
Над нами властвовали строго
В нас никогда не пело эхо
Господних труб. Слепые совы
В нас рано выклевали Бога.
И вот он, час возмездья черный,
За жизнь без подвига, без дрожи,
За верность гиблому безверью
Перед иконой чудотворной,
За то, что долго терем Божий
Стоял с оплеванною дверью!
В письме в будущее, адресованном своему внуку, Савин писал: «Еще в школе ты
читал в учебнике истории, что вторую Русскую революцию - некоторые называют ее "великой"
- подготовили социальные противоречия и распустившиеся в тылу солдаты
петербургского гарнизона. Не верь! Революцию сделали мы... Революцию сделали те,
кто хныкал с пеленок до гроба, кто никогда ничем не был доволен, кому всего было
мало... Теперь ничего нет, мы сами себя ограбили. Тебе, пронизанному жизнью,
солнцем, уютом семьи и Родины, тебе трудно представить, что значит бродить по
чужим дворам, никогда не смеяться, душу свою, живую человеческую душу,
вколачивать в тиски медленной смерти». Несмотря на страдание, а, может быть, и
благодаря ему, поэт продолжал любить Россию, веровать, надеяться на ее
возрождение: «Только тогда, в те голгофские годы, я почувствовал в себе, осязал
и благословил камень твердости и веры, брошенный мне в душу белой борьбой». Иван
Савин был любим русской колонией, после смерти его память чтили в эмигрантских
кругах. Художник Захаров в 1926 году представил Савина и его жену Людмилу И.Е.
Репину. Илья Ефимович сокрушался, что не успел написать портрет поэта…
А проклянешь судьбу свою,
Ударит стыд железной лапою,—
Вернись ко мне. Я боль твою
Последней нежностью закапаю.
Она плывет, как лунный дым,
Над нашей молодостью скошенной
К вишневым хуторам моим,
К тебе, грехами запорошенной.
Ни правых, ни виновных нет
В любви, замученной нечаянно.
Ты знаешь... я на твой портрет
Крещусь с молитвой неприкаянной…
Я отгорел, погаснешь ты.
Мы оба скоро будем правыми
В чаду житейской суеты
С ее голгофными забавами.
Прости... размыты строки вновь...
Есть у меня смешная заповедь:
Стихи к тебе, как и любовь,
Слезами длинными закапывать.
Иван Савин скончался летом 1927 года в день Св. Апостолов Петра и Павла. Во
время незначительной операции в больнице у Савина, измождённого физически и
духовно всем пережитым, началось заражение крови… Он ушёл в возрасте М.Ю.
Лермонтова, отдав любимой Родине все свои силы, жар души и талант, исполнив своё
высшее предназначение, ради которого Господь сберёг его в большевистских
застенках… Иван Бунин писал: "То, что он оставил после себя, навсегда обеспечило
ему незабвенную страницу в русской литературе: во-первых, по причине полной
своеобразности стихов и их пафоса, во-вторых, по той красоте и силе, которыми
звучит их общий тон, некоторые же вещи и строфы - особенно". На могильной плите
поэта выбиты слова его стихотворения: «Всех убиенных помяни, Россия». Так
называется и сборник Ивана Савина, изданный усилиями Российского фонда культуры
и издательства "Грифон" в 2007-м году.
НОВЫЙ ГОД
Никакие метели не в силах
Опрокинуть трехцветных лампад,
Что зажег я на дальних могилах,
Совершая прощальный обряд.
Не заставят бичи никакие,
Никакая бездонная мгла
Ни сказать, ни шепнуть, что Россия
В пытках вражьих сгорела дотла.
Исходив по ненастным дорогам
Всю бескрайнюю землю мою,
Я не верю смертельным тревогам,
Похоронных псалмов не пою.
В городах, ураганами смятых,
В пепелищах разрушенных сел
Столько сил, столько всходов богатых,
Столько тайной я жизни нашел.
И такой неустанною верой
Обожгла меня пленная Русь,
Что я к Вашей унылости серой
Никогда, никогда не склонюсь!
Никогда примирения плесень
Не заржавит призыва во мне,
Не забуду победных я песен,
Потому что в любимой стране,
Задыхаясь в темничных оградах,
Я прочел, я не мог не прочесть
Даже в детских прощающих взглядах
Грозовую, недетскую месть.
Вот зачем в эту полную тайны
Новогоднюю ночь, я чужой
И далекий для вас, и случайный,
Говорю Вам: крепитесь! Домой
Мы пойдем! Мы придем и увидим
Белый день. Мы полюбим, простим
Все, что горестно мы ненавидим,
Все, что в мертвой улыбке храним.
Вот зачем, задыхаясь в оградах
Непушистых, нерусских снегов,
Я сегодня в трехцветных лампадах
Зажигаю грядущую новь.
Вот зачем я не верю, а знаю,
Что не надо ни слез, ни забот.
Что нас к нежно любимому Краю
Новый год по цветам поведет!