Накануне дня рождения недочеловека, одержимого патологической ненавистью к нашей стране, памятник ему был возвращен на площадь перед Финляндским вокзалом. Припаяли, приклепали, тридцатью двумя болтами закрепили. Поврежденный год назад неизвестными фрагмент, деликатно названный официальными источниками «полой шинели», отреставрирован из нашего кармана за шесть миллионов рублей.
Не побоюсь показаться банальной, но эти бы шесть миллионов да на нужды детской онкологии! Сумма невелика, да детских жизней в ней, быть может, добрый десяток.
Ах, ну да, как можно. Ведь монумент «поврежден вандалами», а «всякая цивилизованная страна» должна «давать отпор вандализму». Тут есть что возразить. При всей бесспорности самого утверждения оно не может распространяться на того, кто стоял у истоков явления, прежде невиданного: государственного вандализма.
Помнится, в первый же год существования Совдепии, покойник не только носил на субботниках бревна, но и ломал памятники русской истории. Ломал лично, своими руками. Правда (по понятным причинам), на том коллективном снимке, что сделан перед взрывом храма Христа Спасителя, Владимир Ильич сам уже не елозит успешно отреставрированным ныне местом по алтарю вместе с Лазарем Кагановичем. Но, тем не менее, Лазарь Каганович, позировавший перед фотографом, водружая свое гузно на православный алтарь, – всего лишь скромный ученик и последователь Владимира Ильича. И Ягода, устроивший в бане тир из икон, тоже лишь скромный продолжатель его дела.
Можно вновь начать перечислять все акты государственного вандализма, лично либо косвенно инициированные Ульяновым, но что толку – об этом написаны сотни научных исследований. Вывод прост: раз уж сей баснословной «художественной ценности» монумент был порушен – так оно бы и черт с ним. Но такого вывода не было сделано. Что вызывает очень неприятные вопросы.
Самый неприятный из них: где это зафиксировано, что коммунистическая идеология до сих пор является у нас официальной?
Знаю, что многие отвечают на него резче, чем я: de jure это не так, а de facto очень даже. Но, коль скоро мы живем в государстве, которое не убивает за религиозные убеждения, как практиковалось при покойнике, логичнее предположить, что дело в совокупности двух факторов: в наглом безразличии чиновников к русской истории и в полном отсутствии у РФ государственной идеологии как таковой. Все шизофренические (в буквальном смысле, ведь шизофрения – это расщепление сознания) судороги нашего бытия отсюда и проистекают. (Власть не посмеет пойти против Николая Второго, коль скоро он является мучеником, чью канонизацию признает РПЦ МП, но глуха к тому, что одна из станций столичной подземки названа именем его убийцы.)
Кстати, о чиновничьем безразличии. И об еще одном нравственном аспекте возвращения истукана. Нынешней весной интернет обошло открытое письмо Российского Имперского Союза-Ордена к властям Северной столицы. Документ, на мой взгляд, чрезвычайно аргументированный и достойный. (Конечно, на него никто не обратил внимания: кто станет внимание обращать на капризы докучливых петербуржцев? То им, видите ли, башня «Газпрома» не нравится, то еще что-нибудь… Серьезные люди делают серьезные дела, а они тут о каком-то уникальном архитектурном облике города лепечут. Смешно. А теперь Владимира, царство ему подземное, Ильича не хотят. Это же никаких нервов на них не хватит.) Но, повторюсь, обращение заслуживало того, чтобы быть изученным.
Главный его тезис: в дни, когда страна еще не оправилась от недавних террористических актов, кощунственно возвращать памятник основоположнику красного террора. Да, Владимир Ильич двулик, как незабвенный Янус: он не только главный вандал в России, но и главный террорист. «Следует помнить, – пишут авторы открытого письма, – что именно Ленин стоял у истока создания концлагерей, физического и духовного уничтожения крестьянства, казачества, священства, купечества, дворянства». И это чистая правда. Для страдающих крайней степенью нравственной слепоты и глухоты не побрезгую проиллюстрировать это утверждение цитатами из источника, который нашим душевно слепоглухим будет довольно трудно назвать клеветой.
Итак, цитата первая из «самого человечного человека» (цитируемая, в том числе мною, довольно часто, да, видимо, все ж недостаточно):
11 августа 1918 г.
11.VIII.1918 г.
В Пензу
Т-щам Кураеву, Бош, Минкину и другим пензенским коммунистам
Т-щи! Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Этого требует интерес всей революции, ибо теперь везде «последний решит. бой» с кулачьем. Образец надо дать.
1) Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийцев.
2) Опубликовать их имена.
3) Отнять у них весь хлеб.
4) Назначить заложников – согласно вчерашней телеграмме.
Сделать так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц кулаков.
Телеграфируйте получение и исполнение.
Ваш Ленин.
P.S. Найдите людей потверже.
(РГАСПИ, ф. 2, оп. 1, д. 6898 – автограф).
За невозможностью опровергнуть, цитату иногда всякими своеобразными образами трактуют. Особенно мне нравится трактовка, что-де гневный, но отходчивый Ильич и Луначарского-де как-то грозился «повесить», да не повесил же. Что тут скажешь? С трактовками в нашей отечественной юдоли скорби вообще богато. Буквально на днях мне попалась статья некоего подонка (другого слова подобрать не могу, к сожалению), который обличает «клеветников», утверждающих, будто Джугашвили официально разрешил применять расстрел к двенадцатилетним детям. А на самом-то деле все обстояло совсем по-другому! Как? А вот так: «Сталин санкционировал применение смертной казни к бандитам и убийцам, начиная с 12 лет». И как, кроме как подонком, назвать того, кто писал сии неизъяснимые строки? Но мы нынче не о Джугашвили.
Вот еще выразительная цитата (из письма Л.Д. Троцкому от 22 октября 1919 года):
«Покончить с Юденичем (именно покончить – добить) нам дьявольски важно. Если наступление начато, нельзя ли мобилизовать еще тысяч 20 питерских рабочих плюс тысяч 10 буржуев, поставить позади их пулеметы, расстрелять несколько сот и добиться настоящего массового напора на Юденича?»
(РГАСПИ, ф. 2, оп. 1, д. 11480 – автограф).
Потому и не был взят Петроград. Такой вот каннибальский практицизм. Ну, и еще одна иллюстрация:
ЗАПИСКА Э.М. СКЛЯНСКОМУ
Конец октября – ноябрь 1920 г.
…прекрасный план! Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом «зеленых» (мы потом на них и свалим) пройдем на 10−20 верст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100.000 р[ублей] за повешенного.
(РГАСПИ, ф. 2, оп. 2, д. 380 – автограф).
Как раз недавно (в большем количестве) я поднимала эти цитаты для одной полемики. Вот, опять пригодились.
С отчаяньем я задаюсь вопросом: хоть что-нибудь знают об Ульянове те, на чьей совести нынешнее возвращение его памятника? Даже не об Ульянове – о неисчислимых бедах русского народа, виновник коих – Ульянов?
Мы вновь отмечаем день рождения основоположника государственного вандализма и государственного терроризма.