5.4. Изменение программ подготовки в высших военных учебных заведениях
Подготовка в высших военных учебных заведениях осуществляется на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации.
Право на реализацию основных образовательных программ (ООП) имеет высшее учебное заведение только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.
При освоении ООП присваивается соответствующая
квалификация (степень) –
специалист. Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации составляет
5 лет. Трудоемкость составляет
300 зачетных единиц. При этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Область профессиональной деятельности специалистов включает исследования и разработки, направленные на создание и обеспечение функционирования устройств, систем и комплексов, соответствующих образцам ВВТ.
Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:
специальные устройства, системы и комплексы, методы и средства их проектирования, моделирования, экспериментальной отработки, подготовки к применению, применения по назначению и технического обслуживания;
коллективы исполнителей в области профессиональной деятельности.
Специалист по соответствующему направлению подготовки (специальности) готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
1) организационно-управленческая;
2) проектно-конструкторская;
3) научно-исследовательская;
4) производственно-технологическая;
5) эксплуатационная.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей (заказчиками).
К результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста предъявляются следующие требования:
1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:способен действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма;
способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе эстетических, морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики;
способен анализировать социально значимые явления и процессы, в том числе политического, экономического и правового характера, мировоззренческие и философские проблемы, применять основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
способен понимать характерные черты и специфику основных исторических эпох, движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия, ненасилия и личности в истории, политическую организацию общества, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
способен понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, защиты интересов личности, общества и государства, обладает высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, готов и способен к активной состязательной деятельности;
способен к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения, способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, оформить их, вести дискуссию;
способен к письменной и устной деловой коммуникации, чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков;
способен к воспитанию и обучению в сфере профессиональной деятельности, к адаптации в различных ситуациях, применению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей;
владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной профессиональной деятельности;
способен к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию другого мнения; к социальной мобильности, к работе в многонациональном и многоконфессиональном коллективе;
способен ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда;
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:1) общепрофессиональными:способен к работе в многонациональном коллективе, к кооперации с коллегами, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способен в качестве руководителя коллектива, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать организационно-управленческие решения и нести за них ответственность, применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, использовать правовые документы;
способен находить управленческие решения, в том числе и в нестандартных ситуациях, и нести за них ответственность, готов к организационно-управленческой работе с коллективом;
способен использовать знание основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследований, приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
способен использовать языки и системы программирования, программные средства общего назначения, инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и профессиональных задач;
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
способен учитывать в своей профессиональной деятельности современные тенденции развития компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками работы с компьютером в сфере профессиональной деятельности;
способен учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники в своей профессиональной деятельности;
владеет методами решения аналитических и расчетных задач в своей профессиональной сфере деятельности;
способен собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию в сфере профессиональной деятельности, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;
способен осваивать работу на современном измерительном, диагностическом и технологическом оборудовании, используемом для решения различных научно-технических задач в сфере профессиональной деятельности, владеет основными приемами обработки и представления экспериментальных данных;
владеет основными закономерностями взаимодействия биосферы и человека, глобальными проблемами окружающей среды и экологическими принципами рационального природопользования, методами защиты сотрудников и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
2) в организационно-управленческой деятельности:способен организовывать работу коллектива, принимать управленческие решения, определять порядок выполнения работ, контролировать их выполнение и управлять коллективом;
способен разрабатывать планы работы коллектива, проекты положений, инструкций и других организационно-распорядительных документов в сфере профессиональной деятельности;
способен организовать работы по эксплуатации специальных устройств, систем и комплексов, управлять и контролировать ход выполнения;
способен находить организационно-технические решения эффективного применения специальных устройств, систем и комплексов в сфере профессиональной деятельности;
способен организовать информационную безопасность и защиту государственной тайны в подразделении;
3) в проектно-конструкторской деятельности:способен анализировать состояние научно-технической проблемы на основе подбора и изучения литературных и патентных источников, определять цели и задачи проектирования;
способен согласовывать условия на проектируемую систему (устройство), рассчитывать основные показатели ее качества;
способен разрабатывать структурные и функциональные схемы специальных устройств, систем и комплексов и принципиальные схемы устройств с использованием компьютерных средств проектирования, проводить расчеты и технико-экономическое обоснование принимаемых решений;
способен проектировать специальные устройства, системы и комплексы, выбирать рациональные решения на всех этапах проектного процесса от технического задания до производства изделий, отвечающих целям функционирования, технологии производства и обеспечения характеристик объекта, определяющих его качество;
способен участвовать в испытаниях и сдаче в эксплуатацию образцов специальных устройств, систем и комплексов;
4) в научно-исследовательской деятельности:способен проводить сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации, анализировать отечественный и зарубежный опыт в сфере профессиональной деятельности;
способен выполнять моделирование объектов и процессов с целью анализа и оптимизации их параметров с использованием имеющихся средств исследований;
способен разрабатывать программы экспериментальных исследований и их реализовать;
способен проводить построение математических моделей объектов и процессов, выбирать методы их исследования и разрабатывать алгоритмы их реализации;
способен проводить оптимизацию параметров специальных устройств, систем и комплексов с использованием различных методов исследований;
способен составлять обзоры результатов проводимых исследований и отчеты о них;
5) в производственно-технологической деятельности:способен подготавливать техническую документацию для производства специальных устройств, систем и комплексов, участвовать в работах по его технологической подготовке, организации и управления производственными процессами в сфере профессиональной деятельности;
способен вести сопровождение разрабатываемых устройств и систем на этапах проектирования и выпуска образцов;
способен контролировать качество при производстве специальных устройств, систем и комплексов;
способен обеспечивать профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний и предотвращать экологические нарушения;
6) эксплуатационная деятельность:способен осуществлять эксплуатацию и применение специальных устройств, систем и комплексов в сфере профессиональной деятельности;
владеет методами восстановления работоспособного состояния специальных устройств, систем и комплексов;
способен выполнять диагностику, ремонт и обслуживание специальных устройств, систем и комплексов;
3. Профессионально-специализированные компетенции определяются военно-учетной специальностью (ВУС) подготовки.Основная образовательная программа подготовки специалистов предусматривает изучение следующих учебных циклов:
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в системе послевузовского профессионального образования.
Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая (обязательная) часть цикла должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Отечественная история», «Философия», «Иностранный язык».
Вариативная часть цикла должна предусматривать изучение следующих дисциплин: «Военная история», «Культурология», «Политология», «Экономика», «Психология и педагогика», «Правоведение», «Социология».
Трудоемкость цикла – 28–35 зачетных единиц (9–12 %), базовая часть – 22–25 зачетных единиц (7–8 %), вариативная часть – 4–12 зачетных единиц (3–4 %).
Математический и естественнонаучный циклБазовая (обязательная) часть цикла должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Математика», «Физика», «Информатика», «Экология».
Трудоемкость цикла – 46–52 зачетных единиц (15–17 %), базовая часть – 38–44 зачетных единиц (12–15 %), вариативная часть – 4–12 зачетных единиц (3–4 %).
Профессиональный циклБазовая (обязательная) часть цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Обязательные дисциплины цикла определяются в соответствии с направлением подготовки специалиста.
Вариативная часть цикла должна предусматривать изучение военно-профессиональных дисциплин:
1) общевоенные дисциплины:«Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации»;
«Строевая подготовка»;
«Огневая подготовка из стрелкового оружия»;
«Медицинское обеспечение»;
2) тактические дисциплины:«Общая тактика»;
«Тактика рода войск»;
«Связь»;
«Инженерная подготовка»;
«Радиационная, химическая и биологическая защита»;
«Военная топография»;
«Мобилизационная подготовка»;
«Управление подразделениями в мирное время»;
3) военно-специальные дисциплины:«Основы построения специальных устройств, систем и комплексов»;
«Устройство и эксплуатация специальных устройств, систем и комплексов»;
«Стрельба и боевая работа специальных устройств, систем и комплексов»;
«Техническое обеспечение»;
«Базовые машины».
Трудоемкость цикла – 170–176 зачетных единиц (56–59 %), базовая часть – 110–120 зачетных единиц (36–40 %), вариативная часть – 50–66 зачетных единиц (16–22 %).
При этом не менее трети учебного времени должно выделяться на самостоятельную подготовку.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Профессионально-специализированные компетенции, требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалистов в части специализаций для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах и которые имеют лицензию на право выполнения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, определяются (устанавливаются) данными образовательными учреждениями.
При разработке образовательных программ подготовки специалистов должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий.
В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных единиц, должна выставляться оценка.
Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по трем циклам. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет не более 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП по очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7–10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы.
Раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
Программа подготовки специалистов вуза должна включать лабораторные практикумы по следующим дисциплинам базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки исследования.
Наряду с установленными законодательными и другими нормативными актами правами и обязанностями
обучающиеся имеют следующие права и обязанности:обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию);
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП подготовки специалистов по данной специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная практика.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях (предприятиях, структурных подразделениях федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов Российской Федерации, научно-исследовательских и проектных организациях, фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По результатам аттестации выставляется оценка.
Высшее учебное заведение обязано обеспечивать
гарантию качества подготовки специалистов, в том числе путем:
1) разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
2) мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
3) разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
4) обеспечения компетентности преподавательского состава;
5) регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
6) информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения основных образовательных программ подготовки специалистов должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данной специальности, соответствовать целям и задачам конкретной программы подготовки специалиста и её учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые оценки и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и т.п.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных предприятий и организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.п.
Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза или заказчика подготовки кадров.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также данного ФГОС ВПО в части требований к результатам освоения основной образовательной программы подготовки специалиста.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающийся должен показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника экзаменационные вопросы и задания должны быть комплексными и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.
Таким образом,
изменение программ подготовки в высших военных учебных заведениях позволяет:1) привести уровень образования в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по данному профилю подготовки специалиста;
2) подготовить специалиста инженера с уровнем подготовки, аналогичным уровню подготовки инженера в соответствующем гражданском высшем учебном заведении;
3) предоставляет больше самостоятельности и инициативы обучающимся.
Вместе с тем необходимо отметить, что стандартизация основных программ подготовки с гражданскими высшими учебными заведениями приводит к нарушению главного принципа подготовки: «учить войска тому, что необходимо на войне». Военно-профессиональные дисциплины, являющиеся основой подготовки офицера-командира, составляют всего до 25 % учебного времени, в том числе до 15 % учебного времени под руководством преподавателя.От автора: при обучении в военном училище в период 1988–1992 года военно-профессиональные дисциплины составляли до 75 % учебной программы.В результате, выпускники высших военных учебных заведений не соответствуют требованиям войск, о чем командование воинских частей регулярно сообщает руководству высших военных учебных заведений. Но ВВУЗы своим решением не могут перераспределить учебную нагрузку сверх вариативной части циклов подготовки.Военные училища готовят грамотных инженеров, а необходимы решительные, инициативные и подготовленные командиры.