Часть 5
Разумеется, теории «автохтонности» сербов на Балканах требуются доказательства, однако для начала следовало бы хотя бы подробно ознакомится с трудами авторов «автохтонной» школы, и если кто-то не согласен с приведенными аргументами, то и опровергать эти аргументы надо последовательно, по пунктам, а не навешивать на авторов ярлыки дилетантов и политических экстремистов, что почему-то стало привычкой для оппонентов «автохтонной» школы.
Конечно единственным абсолютным аргументом в опровержении или подтверждении любых заключений в истории может предоставить не филология, а археология, однако археологию к вопросу происхождения славян очень редко привлекают, и здесь все упирается в политику, ибо археологические исследования без дотации государства проводить было просто нельзя.
Далеко не все в трудах авторов сербской «автохтонной» школы бесспорно, и, более того, многие из них выводят свои теории на базе лишь собственных суждений, без всяких доказательств, а иной раз вообще их труды принимают вид художественных произведений.
Однако немалая доля вины за это лежит на нежелании представителей официальной исторической науки в Югославии заниматься не только данными теориями, но и вообще исследованием и организацией археологических раскопок.
Так, например, та же Босния и Герцеговина долгое время была «темным» пятном в историческом отношении, и археологические исследования здесь нужным образом не велись, за исключением нескольких случаев, как, например, раскопок римской крепости «Aquae Sulphurae» в пригороде Сараево – Илидже. Данная крепость известна достаточно давно историкам и археологам, и с позиций здравой логики можно заметить, что раз римская крепость существовала в этой достаточно плодородной долине с теплым микроклиматом, то, видимо, здесь и до римлян существовали поселения. Одно из таких поселений периода неолита и было позднее обнаружено в районе Бутмира.
Поразительно, насколько мало внимания уделялось археологии в бывшей Югославии, хотя местность тут была более чем насыщенная историческими памятниками.
Так, согласно сербскому историку Йовану Деретичу, хорватский археолог Фран Булич обнаружил родное место святого Иеронима, по оценкам рожденного в период с 330 по 337 г.г. – город Стридон, находившийся под нынешним боснийским городом Грахово. В Стридоне тогда были обнаружены остатки церквей, тогда как под соседним с Грахово городом Гламочем в Релином селе было найдено поселение возрастом в три тысячи лет. При том само происхождение святого Иеронима рядом западных исследователей описывается как славянское, из чего следовало, что славяне жили на территории современной Боснии еще в 4-м веке нашей эры.
Профессор археологии Белградского университета Джордже Янкович в своей работе «Сербские могилы» («Српске громиле». Ђорђе Јанковић. «Књижевна реч». Београд. 1998) описал результаты, полученные археологической экспедицией, организованной в 1993-94 годах негосударственной организацией «Всеславянский союз» на территориях тогдашних Республики Сербской и Республики Сербской Краины, при поддержке тогдашних правительств РС и РСК. После этих исследований профессор Янкович сделал предположение о том, что сербские могильники в окрестностях Грахово и соседнего ему Книна имели возраст 4-6 век после Р.Х.
Не случайно, что как раз в Сербии была обнаружена культура «Винчи» на территории Белграда на его дунайском берегу в селе Винча, чья древность ныне оценивается в восемь тысяч лет. Сами раскопки были начаты еще в 1908 году тогдашним директором «Народного музея» в Белграде профессором Милоем Васичем, после того, как местные рыбаки принесли ему несколько найденных ими скульптур и предметов посуды; первые артефакты в Винче нашел пастух Пантелия Милошевич.
Милой Васич был к тому времени уже состоявшимся ученым и докторскую диссертацию защитил в университете в Вене, а в Сербии стал председателем Сербского археологического общества, основанного в 1883 году.
В ходе начатых Милоем Васичем раскопок было обнаружено целое поселение с домами, амбарами и большим числом сельскохозяйственных и рыболовных орудий в культурном слое на глубине в десяток метров, что доказывает большой возраст этого селения. Васича нельзя обвинить в том, что он был «неоромантик», что ныне стало уже традиционным в дискуссиях подобного типа, ибо он-то как раз считал, что нашел греческую (ионическую) колонию, и лишь более современные исследования подтвердили, что речь идет о куда более старой цивилизации. Сами раскопки Винчи Милой Васич вел с 1908 по 1934 год, и в 1936 году в Белграде опубликовал труд «Праисторическая Винча», в котором заключил, что Винча была более древним поселением, нежели ионическая колония, и доказывал, что цивилизация Винчи была знакома с металлом.
Однако в дальнейшем было обнаружено поселение куда большей древности, нежели Винча, когда археолог Драгослав Срейович обнаружил в Сербии в районе Джердапа центр высокоразвитой культуры с элементами общественной и религиозной деятельности возраста до IX тысячелетия до Рождества Христова, получивший название Лепенский Вир.
Как пишет археолог Сырбољуб Живанович в прочитанном им на прошедшей в Белграде с 21 по 23 сентября 2012 года научной конференции «У источника культуры и науки» докладе «Антропологические исследования Балкан и Подунавья с акцентом на участи вдоль Джердапа и Винчи», после принятого в 1960-х годах решения о строительстве Джердапской ГЭС, Королевский антропологический институт в Лондоне выделил из фонда «Руглес Гатес» средства для археологических исследований района затопления. Исследования Лепенского Вира были доверены ассистенту Философского факультета Драгославу Срейовичу, чью научную деятельность сам Живанович оценивал отрицательно, как и сам характер археологических раскопок проведенных им. Главной причиной этого Живанович видел в том, что Срейович был подвержен влиянию тогдашних научных «гуру» Югославии – Алоизия Бенца из Сараево, Милутина Гарашанина из Белграда, и Йосипа Корошеца из Любляны, являвшихся по мнению Живановича сторониками «германской» школы.
Тем не менее именно Драголюб Срейович вместе с доктором Летицей, начав в июле 1965 года раскопки, обнаружил сначала остатки сорока жилищ с твердым полом и очагом на входе, а также многочисленные фигуры, каменные орудия и скелеты, и древность находок была тогда оценена в 8000 лет.
Сам же Драгослав Срейович писал в своей книге «Культуры раннего каменного века» («Културе млађег каменог доба». Драгослав Срејовић. «Историја српског народа». Књига прва. «Српска књижевна задруга». Београд.1981 г.), что на основании своих археологических исследований он сделал заключение, что от Трансильвании до Метохии и Северной Македонии обнаружены следы культуры с однообразной керамической посудой, одинаковыми видами орудий и оружия, как и одинаковыми предметами культа. Срейович предполагал возможным не только единство культуры, но и этническое единство населения на данных просторах.
Более качественно, согласно Живановичу, раскопки провела группа археологов Борислава Йовановича в районе Падины под Лепенским Виром, однако результаты ее раскопок были (по Живановичу) проигнорированы. Между тем после анализа в Радиоуглеродной лаборатории Британского музея в Лондоне было утверждено, что найденные скелеты кроманьонцев имели возраст шесть тысяч лет до Р.Х.
В 1970-71 годах были также проведены исследования новых участков Хайдучкой Воденицы, Икоана, Кладовска Скела, Власца и Велесницы, и всего с 1965 года было обследовано шестнадцать участков, также были проведены раскопки с румынской стороны берега Дуная. В ходе исследований были найдены артефакты возраста до 8000 лет до Р.Х (Протолепенский Вир).
Профессор Академии Сербской православной церкви Предраг Ристич посвятил много времени исследованию Лепенского вира, в частности, исследуя архитектурные принципы строительства домов, отмечая, что дома строились с крыши и имели форму как шестая часть круга. Ристич также заметил, что в заводи Лепенского Вира существуют кружные течения.
Монах Галактион (в миру Бранко Арсенович) также посвятил много внимания архитектуре домов Лепенского Вира, написав книгу с детальным изложением археологии Лепенского Вира, в контексте древней сербской культуры, религии, письменности, домостроительства.
В ходе раскопок было найдено большое количество скульптур, имевших очевидное религиозное значение, в первую очередь яйцеобразные скульптуры существа получеловек-полурыба.
Согласно книге Любивоя Йовановича «Цивилизация валунов» («Цивилизација облутака». Љубивој Јовановић. «Пешић и синовии». 2009 г.) подобное существо – получеловек-полурыба – в дальнейшем широко появляется в шумерской мифологии как Оанес, существо, появлявшееся из воды и научившее людей ремеслам, наукам и исскуствам. Впоследствии у финикийцев Оанес стал известен как Дагон, образ которого в самом храме финикийцев отличался отсеченными руками и отсеченной головой.
Согласно профессору Философского факультета университета Косовской Митровицы Момиру Йовичу (М. Јовић «Срби пре Срба». М. Јовић .Краљево, 2002 г.) бог Дагон, имевший рыбообразный облик, большое количество дней должен был проводить в воде, и логично, что святилища этому богу должны были находиться у рек и озер, и в данном случае заводь Лепенского Вира была идеальным местом для создания религиозного святилища этому богу.
Сам характер построек, не слишком удобных для жилья, с нелогичным расположением очага на входе, странной формой жилья и слишком большим числом различных статуэток говорит о том что Лепенский Вир мог быть частью Винчанской цивилизации, но как особый религиозный центр, чему достаточно примеров в античной истории. Такие центры традиционно считались местом захоронений знатных лиц, и своего рода лечебными заведениями, а нередко и местом жертвоприношений.
Интересно, что и покойники (было найдено 180 скелетов) хоронились в различных позах, что очевидно имело глубокое значение, ибо одних хоронили в полный рост (причем покойники были высокого роста, средний рост женщин 162 см, мужчин 172 сантиметра, причем один имел рост в 203 сантиметра), других хоронили на боку, третьих в позе «лотоса». Как пишет доктор Ивица Тодорович («Митска истина срба». Ивица Тодоровић. Зворник. Београд. 2005 г.), подобная поза была характерна для могильников индийской цивилизации, где таким образом сохраняли «спасенных», чьи тела продолжали медитировать и после смерти. В связи с этим Мирча Элиаде приводил пример секты «Агхори (неустрашимые)», существовавшей в культе поклонения богу Шиве, которые хоронили своих мертвецов в позе «лотоса».
Поразительно, но изучению ДНК найденных в Лепенском вире скелетов внимания не уделяется, как и исследованию единственного женского скелета, найденного в Винче, в доме сгоревшем и завалившем ее, хотя ныне существует возможность восстановление ДНК подобных скелетов, что стоит в районе 2-10 миллионов долларов (цифра, конечно, оценочная, и включает стоимость оборудования для секвенирования ДНК и начальное становление лаборатории, способной проводить такие исследования – прим. редактора).
В книге Любивоя Йовановича «Цивилизация валунов» приведено мнение археолога Любинки Бабович, участвовавшей вместе с Срейовичем в раскопках Лепенского Вира. Бабович считала, что Лепенский Вир являлся градом священиков, посвященному Богу Солнца, что доказывает план поселка и найденные фигуры, посвященные Богу Солнцу, и то, что сами дома представляли собою образ божества, в котором горит огонь. Как пишет Миодраг Миланович в своей книге «Историческое происхождение сербов» («Историјско порекло срба». Миодраг Милановић. «Вандалија». Београд. 2011 г.), культ огня традиционно ассоциировался с культом поклонения Солнцу. Подобный культ огня, являвшегося сыном Солнца, являлся воинским культом, и был, как пишет Миланович, характерен для древних сарматов, о чем писали Аммиан Марцелин и Клемент Александрийский.
Учитывая то, что у сарматов практиковались жертвоприношения, то вполне возможно, что на данном участке осуществлялись жертвоприношения, а именно на находящейся на другом берегу Дуная горе Трескавац. Само ее название в сербском народе ассоциируется с землятресениями, частыми в этом районе, и как раз 22 июня, согласно исследованиям Божидара Митровича, восходящее солнце оказывалось точно над верхом этой горы. Александра Баич в своей книге «Великая богиня славян» («Велика богиња словена». «Пешић и синовии» .2007 г.) высказала мнение, что в Лепенском Вире находился храм богине жизни и смерти – Мораны, и найденные под полами жилищ скелеты принадлежали королям, которых ритуально удавливали в воде Лепенского Вира. Как раз сюда, согласно Любивою Йовановичу, в район Ждрела Истар в Джердапское ущелье шли на нерест рыбы моруны из семейства осетровых, ассоциировавшихся с богиней Мораной.
Вместе с тем нет оснований противопоставлять солярный культ и поклонение водяному богу, ибо Лепенский Вир мог быть как раз особым ритуальным поселением поклонения нескольким богам.
По мнению Йовановича культура Лепенского Вира представляла собою, вместе с иными обнаруженными населенными пунктами, найденными в предгорьях Карпат, в Молдавии, в Добрудже, в Словакии, в Моравии, в Австрии, в Хорватии, в Сербии как и на адриатических, эгейских, ионских и всех сербских просторах, остатки великой культуры, возникшей вдоль Дуная, и чьи населенные пункты были затоплены после таяния ледников и возникновения Паннонского моря.
Всего было определено, что цивилизация Лепенского Вира существовала в период с 7000 по 5500 г. до Р.Х., с тем, что были найдены и более ранние артефакты периода Протолепенского Вира с 8500-по 7500 г. до Р.Х.
Затопление Джердапа в 1972 году остановило исследования, и согласно мнению Живановича сам музей Лепенский Вир ныне никакой научной ценности не имеет.
В то же время в 1978 году были возобновлены раскопки Винчи, и в них до 1983 года приняли участие археологи Никола Тасич, Йован Тодорович, Гордана Марьянович-Вуйович, Драгослав Срейович, Милутин Гарашанин и Борислав Йованович.
Большой удар по археологическим изысканиям было нанесено строительством Радиологического института в Винче. В своих мемуарах Павел Савич, тогдашний председатель САНУ, писал, что был против строительства института радиологии в Винче, но благодаря личному вмешательству Иосипа Броза Тито институт как раз здесь и был построен.
Помимо культуры Лепенского Вира, в Сербии была найдена другая древняя культура – Старчевская, названная так по имени поселко Старчево под Панчево, находящегося в Воеводине. Ее обнаружил и первый исследовал археолог Миодраг Гырбич в 1939 году, и в 50-ых годах раскопки продолжили археологи Милутин Гарашанин и Драга Гарашанин. Так как поселения и артефакты этой культуры были найдены также в Венгрии и Румынии, то эту культуру также называют культурой Старчево – Криш – Кереша. Поселения Старчевской культуры – Лазарев град, Конопляра, Орницы, Браник, согласно прочитанному на научной конференции «У источника культуры и науки» докладу Душана Рашковича и Горданы Чадженович из музея Крушевца, находятся в Крушевской долине вдоль реки Западная Морава.
Старчевская культура, также как и культура Лепенского вира, считается кочевнической культурой, возраста 6500-5300 до Р.Х. Вместе с тем сами суждения о ее характере, возрасте и вообще того, что она является отдельной культурой – достаточно относительны. Вполне возможно что и Старчево и Лепенский Вир были вместе с Винчей частью единой культуры, ибо во всех цивилизациях традиционно существование населенных пунктов различного предназначения и тем самым различной архитектуры. Так, Драгослав Срейович считал, что Старчево и Лепенский Вир принадлежали к единственной культуре. Сам уровень развития Старчевской цивилизации до конца не определен. Археолог Борислав Йованович обнаружил рудник меди Рудна глава, принадлежавшей к Старчевской цивилизации, что не типично для цивилизации кочевников.
В Винче, где после возобновления раскопок в 1978 году они в 2011 году были в очередной раз законсервированы, площадь раскопок превышала 15 гектар на глубине от 0,5 до 10,5 метров, из этих 15 гектаров исследовано было всего 400 квадратных метров. Все же было определено, что расцвет данной культуры пришелся на период с 5300 г. по 4200 г. до Р.Х. В ходе раскопок в Бело бырдо под Петровцем-на-Млаве, осуществлявшихся под руководством профессора Душана Шливарича в 1993-94 годах, на глубине 10,5 метров было найдено восемь культурных слоев.
Показательно, что согласно Сырболюбу Живановичу при раскопках кладбища в селе Тырняны на одном его краю были найдены останки кроманьонца, тогда как на другом краю людей все еще продолжали хоронить.
Многие участки продолжают сохранять традицию в названиях, как, например, Белая гора или Требинье (жертвеник), а иногда и сохраняются легенды, как, например, в Быковой баре, где в народе жива легенда о черном быке, уничтожавшем скот и людей, и побежденном белым быком с окованными рогами. Как раз бык в Винчанской культуре – святое животное, и скульптуры в форме его головы часто украшали жилища.
Помимо Винчи были найдены и другие поселения этой культуры, также представлявшие города, как, например, Потпорань, Дивостин и Селевац. Всего на территории Винчанской цивилизации было найдено до тысячи населенных пунктов, в том числе на территории современной Южной Венгрии, в Боснии, в Скопской долине и в Косово, тогда как в соседней Румынии в Трансильвании было найдено до восемьсот участков со следами Винчанской культуры. В соседней Болгарии археологами под руководством профессора Васила Николова под городом Провадия был найден город возраста до 6500 лет, с крепостной каменной стеной, домами и некрополем.
В фильме Владана Церовича «Винча-метрополия времен неолита (Винча-неолитска метропола)», хранитель музея Белграда в Винче – Драган Янкович – сказал, что в ходе раскопок было обнаружено, что в течении 7,5 тысячи лет на данной относительно небольшой территории наблюдалось непрерывное развитие цивилизации. Произошедший семь тысяч лет назад пожар дал возможность сербским археологам восстановить сам план поселка, вид и характер построек. Драган Янкович описал, что дома в поселке делались из дерева, но при том дерево покрывалось смесью мокрой земли с мякитой.
Полы в домах также были деревянные и покрытые той же смесью, которая затем полировалась галькой. Общая жилая площадь дома составляла от 30 до 100 квадратных метров, и каждый дом имел от двух до пяти комнат. При этом обогревались дома печами, и согласно Янковичу, почти каждая комната имела печь. В Винче были найдены статуэтки людей, сидящих на стульях, что говорит о существовании мебели в домах. Также было найдено большое количество кувшинов и прочей посуды.
Улицы имели планировку с ориентацией в одном направлении, и при этом дома не имели дворов, то есть население поселка, или, точнее, древнего города не занималось аграрным трудом, а являлось именно городским населением.
Показательно, что сельское население Винчанской цивилизации, по мнению Драгана Янковича, применяло метод удобрения земли, что позволило перейти от кочевого земледелия к оседлому, что в свою очередь дало начало частной собствености. Это позволило получать излишки питания, что способствовало развитию торговли и соответственно появлению городов. При том сами следы одного и того же народа, отличавшейся идентичной культурой, по свидетельству Янковича, были обнаружены на значительной территории Сербии в бассейнах рек Дуная, Савы и Ибра, так что ее границы простирались на западе до реки Босна, на востоке до Софийского поля, на юге до современного Скопья и на севере до Карпат.
Основу деятельности жителей древней Винчи, согласно Янковичу, представляла торговля, и торговцы из Винчи преодолевали большие расстояния, пользуясь реками как природными ориентирами, и доходя до побережья Эгейского и Ионского морей, как и до Карпат. Сама Винча представляла собою своего рода перекресток торговых путей, тем более, что как раз в предгорьях Карпат в Буковине были обнаружены следы другой древней культуры – Трипольской.
Нахождение Винчи на берегу Дуная в месте, где в него впадает река Болечица, было не случайным, ибо Болечицы текла из района Авалы, где была плодородная почва, и место благоприятствовало ведению охоты. Помимо этого, на Авале в районе Шупля стена был найден древний рудник цинобарита – ртутной руды. Древние жители Винчи, разогревая ее до 350 градусов, добивались ее испарения, и оставшийся суррогат дробили в жерновах, получая порошок красного цвета, применяемый для окраски ткани. Сам красный цвет традиционно звался цветом королей, и этот порошок служил для торговцев древней Винчи своей монетой. Помимо этого, жители Винчи добывали малахит, делая из него украшения, как и красительные порошки зеленого и синего цвета.
На противоположном от Винчи берегу Дуная находилось устье реки Тамиш, чьи истоки находились в Карпатах и где добывался камень обсидиан, который и доныне используется в хирургии для изготовления скальпелей, и центром продажи которого и была Винча, куда этот камень доставлялся с Карпат.
Археолог Драган Яцанович, директор музея в Пожаревце, сделал на прошедшей в Белграде с 21 по 23 сентября 2012 года международной научной конференции «У источника культуры и науки» доклад о Винчанской цивилизации, которая согласно его докладу простиралась от Скопской долины на юге до Будапешта на севере, и от реки Босна на западе до реки Искер в Болгарии и реки Олт в Румынии. Согласно Яцановичу, данную цивилизацию характеризовали постоянные поселения площадью от одного до десяти гектар, а иногда и до сто гектар. Самыми значительными являются Винча под Белградом, Потпорань под Выршцем, Гомолава под Румой, Бенска Бара под Шабцем, Ладжаришта под Вырнячкой Баней.
В районе Браньево, где вел раскопки Яцанович, было обнаружено до двадцати подобных селений, в том числе Орашье под Дубравицами, Лугови под Дырмном, Топлик под Малым Црничем, Селиште под Костолцем, Чесма под Полянами, Конюшица под Витежево, а также Селишты, Збеговишты и Липы под Орешковицами, как и Пазариште под Лопушником. Однако самым значительным участком в районе Браньево, по мнению Драгана Яцановича, является участок Беловоды в районе Великого Лаола под Петровцем на Млави. Древнее поселение здесь было обнаружено в 1952 году профессором Николой Кырстичем, сотрудником Народного музея в Пожаревце.
Весной 1987 года сам Яцанович провел исследования данного участка, опубликовав результаты в своей статье «Neolithic Sites in the Danubian Region from the Mouth of the Velika Morava to Golubac» размещенной в монографии “The Neolitic Of Serbia, Archeological Research 1948-1988” (Belgrade 1988). В дальнейшем, с 1994 года, Народный музей в Пожаревце и Народный музей в Белграде вел раскопки данного участка, где было обнаружено селение Винчанской культуры площадью 1000 х 800 метров. Помимо этого, на полтора километра к югу от села Велико Лаолы, был найден рудник строительного камня – седимент.
На юго-западе от Белого Бырдо на участках Оборишты и Пландишты найдены медные топоры, а рядом с Оборишты находится другой участок, Вырбовац, на котором обнаружены следы человеческой деятельности от неолита (Протостарчево) до среднего века. В районе села Орешковицы найдено еще четыре поселения Винчанской культуры Збеговишты, Селишты, Липы и Чибуковица. В десяти километрах от Беловод находится участок Конюшница под Витежевым, где обнаружено еще одно поселение Винчанской культуры, и такое же поселение было обнаружено в семи километрах к северу от Беловоды.
Еще один район поселений находился, согласно Яцановичу, в 15-20 километрах к северу, и его составляли поселения Симичи, Поляны, Мали Црнич, Пожаревац и Кобиля. Наконец третья группа поселений района Браньево находилась на правом берегу Дуная и ныне состоит из находящегося в Дубравици поселения «Орашье», в Костолце «Селишты», в Дырмне-»Лугови», в Кличевцу «Рестовача», в Речици «Ладны Воды», тогда как в долине Пека находится поселение Винчанской культуры «Муин Рибник» в Раброве.
В районе Браньево было найдено также большое количество жертвенников четырехугольной и треугольной формы, украшенных нарезами геометрического облика и головами человеческого и животного образов, а также статуэток, включая широко распространенный в Винче образ кошки.
В ходе раскопок были найдены тысячи статуэток, изображавших женщину с расведенными руками, и представлявших собою предмет религиозного поклонения. Фигуры богини-матери отличались также отсутствием рта на лице и большими глазами, и также отличались различными элементами одежды и нередко птицевидным носом. Иногда на фигурках изображалась и маска какого-то животного. Данная богиня российскими исследователями, в частности Андреем Тюняевым, ассоциировалась со славянской богиней – Макошей.
В ходе раскопок Винчи были также найдены и фигурки животных – в частности коров, свиней, собак и оленей.
Широко был распространен и так называемый культ «облуток» – гладких камней правильной формы яйцевидного типа, и как правило красноватого, желтого, белого, бурого цветов, разрисованных вручную каким-то подобием пера красной краской, и на многих из них имеются следы ударов.
Яцанович приводит пример современного использования подобных камней как амулетов, обеспечивающих успешную охоту, и как предметы, применяемых для различных заклинаний.
Вопрос поисков соответствия славянской мифологии древним восточным религиям исследовался также в книге Любивоя Йовановича «Цивилизация валунов» («Цивилизација облутка». Љубивој Јовановић. «Пешић и синовии». Београд. 2009 г.). Он считал, что найденные в ходе археологических раскопок камни правильной яйцеобразной формы, так называемые «облутки», характеризовали как раз славянскую цивилизацию. Показательно, что в известном пелазгийском мифе о сотворении мира этот мир появляется из яйца, которое рождается богиней Эвриномой, самой рожденной из Хаоса и принявшей образ голубки.
В своем докладе «Духовное завещание Винчи и традиции сербской мифологии» прочитанном на международной научной конференции «У источника культуры и науки» в Белграде с 21 по 23 сентября 2012 года Мирослав Миянович анализировал найденные образцы топора с двойным лезвием – так называемый культ двустороннего топора (Култ двосекле секире), открытый еще Милоем Васичем. Данный культ отличался также почитанием солнца и рисунками двухголового орла, и схожий культ существовал у древних хеттов. Артур Эванс, ведший исследования как на Балканах, так и на Кипре, считал подобный топор символом власти Зевса.
Макс Мюллер в своей работе «Антропологическая религия(Antropological Religion. Max Muller)» отмечал сходство критского бога, чью власть характеризовал как раз топор с двойным лезвием, и Лабранды – солнечного бога, существовавшего в древней праисторийской Анатолии. Данный культ сопровождают, согласно Мирославу Мияновичу, рисунки свастик и спиралей, найденные под Сараево в Бутмире, а также рисунок скарабея, характерного для культуры гиксосов – кочевого народа, одно время завоевавшего Древний Египет.
В поселениях Винчанской цивилизации, согласно Драгану Яцановичу, широко применялись орудия из кремня и гладкого камня, удивительно правильных форм с искусственно сделанными в них отверстиями. Поразительным было то, что ремесленники Винчи научились сверлить камни, используя тростник и песок. Одевались в Винче летом в льняные одежды, зимой в шерстяные, тогда как из конопли изготавливали матрасы.
Было также найдено большое количество жерновов и пестиков, предназначенных для дробления зерна, а возможно и руд, достигавших веса свыше десяти килограммов и, согласно Яцановичу, было найдено большое количество тканей животного и растительного происхождения.
При раскопках было также найдено большое количество предметов, сделанных из кости, как орудий производства, так и украшений. В Винче производились рыболовные снасти, а сами торговцы из Винчи в своих походах на морское побережье закупали раковины.
В Винче торговали солью, служившей для консервации мяса, и за этой солью торговцы из Винчи совершали походы и под Тузлу.
В поселениях, согласно Яцановичу, были найдены предметы металлургической индустрии из меди, как и разрабатывавшиеся залежи малахита и азурита, которые широко распространены в этой части Сербии и которая как раз и отличается большим числом участков, где подобные руды выходят на поверхность. Сама добыча малахита и азурита осуществлялась либо с поверхности, либо в ямах глубиной до десяти метров. Их обработка с целью получения меди осуществлялась на температуре до 1080 градусов Цельсия в глиняных печах открытого типа и четырехугольной формы, обложенных по полу керамической посудой, и подобные печи были найдены в Винче и в Беловодах.
Согласно фильму Владана Церовича «Винча – метрополия времен неолита (Винча-неолитска метропола)», в Плочнике в долине реки Топлица найдены следы обработки меди с датировкой 6100 года до Р.Х. Данное открытие было подтверждено экспертизой в Кембридже, тогда как сами раскопки велись под руководством Миляны Радивоевич из Лондонского института археологии (London Institute of Arheology). Как сказала в своем интервью в фильме сама Миляна Радивоевич, ею были найдены печи для литья метала, разжигавшие на древесном угле жар до температуры до 1100 градусов Цельсия, и об этих исследованиях Миляны Радивоевич писал и Брюс Боуэр (Bruce Bower) в статье «Serbian copper».
Известны из того периода рудники Рудна Глава и Праурия под Майданпеком, рудники в долине реки Решковицы у села Шетоня, в районе Фаца Бељи и Ярмовца в долине реки Лим у Прибоя. Были так же найдены следы обработки серебра возраста 6300 лет до Р.Х.
В самой Винче существовал по сути центр ремесла, и Винча была первым известным европейским городом и торгово-промышленным центром, стоявшим на пересечении рек Дунай, Сава, Тамиш и Драва. В Винче производили в больших количествах керамическую посуду, достаточно стандартизированную. Так, согласно Драгану Яцановичу, в Винчанской цивилизации широко была распространена керамика коничной и биконичной форм, с преобладанием синего цвета, и как раз на керамике было обычно явление различного вида знаков, в том числе спиралей и свастик. Важным вопросом было и то, имели ли древние жители Винчи письменность, так как на примерно тысяче артефактах, главным образом на керамике, были найдены знаки различной формы.
Первые знаки «винчанской» цивилизации были открыты еще Милоем Васичем, но впервые их систематизация в виде письменности была предложена русским эмигрантом в Югославии М. Георгиевым в 1941 году. После Второй Мировой войны работа над систематизацией знаков «винчанской» цивилизации была продолжена Милутином Гарашаниным. В середине 60-х годов археологи Йован Тодорович и Александрина Церманович, руководившие раскопками в районе Баницы в Белграде, сделали заключение, что знаки на найденных ими артефактах являются письменностью.
Самой работой по систематизации знаков из Винчи занялся Радивой Пешич (1931-1993). Радивой Пешич после того, как эмигрировал в Италию, стал там профессором университетов в Милане и Риме, кавалером Золотого Ордена Академии наук и искусства Франции, доктором палеонлингвистики, в 1982 году в Риме выпустил свою работу «Систематизация винчанской письменности» (Систематизација винчанског писма), в которой доказывал, что цивилизация Винчи имела свою письменность, и эта его работа была опубликована в итальянской энциклопедии «Эуронала».
Андрей Старович – хранитель Народного музея Белграда, в фильме Владана Церовича «Винча-метрополия времен неолита (Винча-неолитска метропола)», сказал, что всего было найдено до десяти тысяч знаков на различных предметах и обьектах Винчанской цивилизации, и практически в каждом доме эти знаки были на предметах, причем вырезанные уже после их изготовления. Всего же, согласно Старовичу, было определено полторы тысячи различных знаков.
Тем не менее, хотя в Италии открытие Пешичем Винчанской письменности признали, то в Сербии многие ученые посчитали его теорию недоказанной, и против нее выступили академик Драгослав Срейович, Милутин Гарашанин, Алоис Бенц, Никола Тасич, Александр Палавестра и Эмилия Йованович, тогда как Миливой Васильевич из Народного музея в Шабце, академик Матей Бор и академик Реля Новакович подержали гипотезу Пешича.
В данном случае нет смысла кому то навешивать ярлыки ретроградов, тем более что те же Милутин Гарашанин, Никола Тасич и Драголюб Срейович сыграли важную роль в исследованиях культур Лепенского Вира, Старчево и Винчи. Вопрос тут был в самом наличии необходимых доказательств для формулирования определенного научного заключения,которых согласно мнению вышеупомянутых ученых на данный момент было недостаточно, что опять таки не значит что такие достаточные доказательства не появяться в будущем. Сам Драгослав Срейович, который придерживался принципа того, что все в человеческой истории возникло из практических нужд, и потому не считал найденные знаки письменостью, а своего рода обычными значками, служащими древним жителям для обозначения тех или иных предметов, но не для передачи информации.
Вместе с тем идея существования Винчанской письменности получила подержку в США и в Западной Европе, где по данной письменности начали читать лекции Харольд Хартман и Мильтон Вил, тогда как в Калифорнии профессор Мария Гимбутас основала кафедру по изучению Винчанской письменности. При комисии Европейского сообщества был в дальнейшем основан проект по изучению Винчанской письменности.
Конечно, сам вопрос, являются ли знаки Винчанской культуры письменностью, будет выясняться в дальнейших исследованиях, однако нет ничего принципиально невозможного в существовании подобной письменности в цивилизации, в которой около тысячи лет существовали города, ремесла и торговля, тем более что при раскопках поселений Тэртарийской цивилизации (5300-4300 лет до Р.Х.) в Румынии в Банате были найдены три пластинки с группами знаков типа пиктограмм, аналогичных по своему типу Винчанским.
В 2007 год САНУ провела в Новом Саде симпозиум о Винчанской письменности, на котором основными докладчиками были Милтон Вил и Харольд Хартман. На этом симпозиуме, согласно Весне Пешич, владелицы издательства «Пешич и синове» издающей книги сербской «автохтонной» школы, директор института археологии Джоана Марлер предложила, чтобы «Винчанская письменность» получила другое название – «староевропейская» или «дунайская», что было подержано академиками Сербской академии наук. Хотя ряд ученых, в частности Миодраг Миланович, автор книги «Историческое происхождение сербов» и Видосава Томич из Центра изучения мифологии в Раче сделали заключение о славянской основе винчанской письмености, как и о том, что «винчаница» послужила основой для возникновения «кириллицы», пока это является лишь гипотезой. Вместе с тем гипотеза о том, что славянские корни имел целый ряд древних письменостей, в частности, минойская, этруская и ликийская, на данный момент имеет целый ряд аргументов в свою пользу.
Так, сербский лингвист Светислав Билбия, используя сербский язык, дешифровал надписи на обелиске, установленном в древнем городе Ксантос, находящимся на территории древней Ликии в Малой Азии. Данный камень, установленный в 7-9 веках до Рождества Христова, был обнаружен в ходе раскопок Ксантоса британским археологом сэром Чарльзом Феллоузом в 1838 году, однако сами надписи на ликийском языке, выбитые как на нем, так и на других стеллах древней Ликии, были обнаружены австрийскими экспедициями в 1884 и 1889 гг. Участник этих экспедиций Эрнст Калинка опубликовал их в Австрии в 1901 году (Е. Каlinkа, Tituli Lyciae lingua Lycia conscripti, Tituli Asiae Minoris, Vol. I, Wien, 1901).
Ликийский язык так и не был расшифрован, несмотря на многочисленные попытки, хотя датский лингвист X. Педерсен в своей работе «Ликийский и хеттский» (Holger Pedersen, Lykisch und Hittitisch, Det Kgl. Danske Videnskabernes Selskab, hist.-filol. Meddelel-ser, XXX, 4, 1945) доказал сродность ликийского языка с хеттским.
Согласно переводу Билбии, надписи на обелиске представляли собою свод законов и правил, и их перевод был опубликован в 1992 году Билбией в сборнике «Catena Mundi» под названием «Обелиск из Ксантоса – Каменная книга законов и обычаев древних сербов (Обелиск из Ксантоса – Камена књига закона и обичаја старих Срба)». Сам Билбия пытался дешифровать также этрусский язык, используя сербский алфавит и грамматику, читая его справа налево, опубликовал книгу, посвященную данным исследованиям «Староевропейский язык и письменость этрусков» („Староевропски језик и писмо Етрураца“, „Мирослав“, Београд. 2000 г.). Согласно сербскому историку Радовану Дамьяновичу, в данном случае Билбия смог успешно сделать переводы текстов древних этрусков, которые, как известно, называли себя не этрусками а расенами.
Светислав С. Билбия предложил свой вариант дешифровки этруской письмености на основе сербского языка, и считал, что этруски были сербским племенем «рашани». По мнению Билбии сербская письменость «сербица», возникнув в Малой Азии, оттуда распространилась по Балканам и на Апенинский полуостров, а затем и на север Европы, послужив основой для создания рун.
На прошедшей в Белграде с 21 по 23 сентября 2012 года международной научной конференции «У источника культуры и науки» итальянский ученый Джианкарло Томецоли в своем реферате привел данные о непрерывности культуры славян на Балканах, доказывая также, что древние надписи минойской культуры можно расшифровывать на основе древних славянских языков. По мнению Томецоли, Крит хотя и населяли многие народы, но фракийцы, являвшиеся, по его мнению, славянами, представляли на Кипре властвующий слой.