Человек, речь о котором пойдет в этой статье прошел очень трудный путь. Ему выпала судьба пережить один из наиболее тяжелых и роковых для России периодов. Но, несмотря на все трудности, он выстоял, сохранил свои взгляды и честь. Этот человек в тяжелую годину Гражданской Войны сумел не просто сохранить доверенный ему полк, но и сохранить его боеспособность, дисциплину и привести солдат с фронта Первой Мировой войны на фронт Гражданской Войны. Имя его – генерал Михаил Гордеевич Дроздовский, генерал, преданный долгу и присяге, настоящий рыцарь Царской Армии и всего Белого Движения.
Михаил Гордеевич Дроздовский родился 19 октября 1881 года в Киеве в семье потомственных дворян. Отец Михаила Гордеевича – Гордей Иванович Дроздовский был участником обороны Севастополя в годы Крымской войны, в 1890-е годы был командиром 168-го пехотного резервного Острожского полка.
Мать — Надежда Николаевна. Маленький Михаил очень рано потерял маму и в 12 лет все заботы по его воспитанию взяла на себя его сестра Юлия. Она была ему «второй матерью»; во время Русско-японской войны отправилась на фронт сестрой милосердия, а в годы Гражданской Войны после занятия Чернигова белыми в октябре 1919 г. была эвакуирована на юг; умерла в эмиграции в Греции. По свидетельству старшей сестры, в детстве Михаил отличался самостоятельностью, необычайной любознательностью, впечатлительностью.
В 1892 году Михаил Дроздовский поступил в Полоцкий кадетский корпус, позднее переведен во Владимирский Киевский кадетский корпус, который окончил в 1899 году. Воспитатели уже в эти годы отмечали мужество и честность Михаила. «Он прямо, без колебаний, сознавался в провинностях, никогда не страшился наказания и не прятался за спины других. Поэтому, несмотря на вспыльчивость, горячность и порой резкую откровенность, он пользовался уважением и доверием товарищей по классу. Любовь к военному делу дисциплинировала мальчика, преуспевавшего к тому же в учёбе». Дальнейшее обучение генерал Дроздовский пройдет в Павловском военном училище в чине юнкера, а впоследствии также закончит и Николаевскую Академию Генерального штаба в 1908 году. С 1901 года Михаил Гордеевич начал свою военную службу в Волынском Полку в чине подпоручика (с 1904 года – поручик). Во время русско-японской войны служил в 34-м Восточно-Сибирском полку в составе 1-го Сибирского корпуса 2-й Маньчжурской армии. Отличился в боях с японцами с 12 по 16 января 1905 года у деревень Хейгоутай и Безымянной (Семапу), за что приказом войскам 2-й Маньчжурской армии № 87 и №91 был награждён орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». В бою у деревни Семапу был ранен в бедро, но уже с 18 марта командовал ротой. 30 октября 1905 года за участие в войне был награждён орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, а позднее получил право на ношение медали «В память Русско-японской войны 1904—1905 годов».
В 1908 году Дроздовский окончил Академию Генерального штаба, и был произведен в чин штабс-капитана. Михаил Гордеевич успешно проходил воинскую службу; уже в 1910 - капитан, а в декабре 1911 года награжден Орденом Святой Анны 3-ей степени. Позднее Михаил Гордеевич также получит право на ношение светло-бронзовой медали «В память 300-летия царствования Дома Романовых». Михаил Гордеевич является одним из первых русских офицеров, принявших участие в испытаниях отечественной авиационной техники. Совершил 12 полётов каждый продолжительностью не менее 30 мин.; всего в воздухе находился 12 часов 32 минуты. Кроме того, Дроздовский участвовал в учениях морского флота, ходил в море на подводной лодке и спускался под воду в водолазном костюме.
Первую Мировую Войну Михаил Гордеевич встретил в должности помощника начальника общего отделения штаба главнокомандующего Северо-Западным фронтом. Применил на практике опыт, полученный за время пребывания в лётной школе, во время полётов на аэроплане и на воздушном шаре. С марта 1915 года утвержден в чине подполковника, а в мае того же года назначен исполняющим должность начальника штаба 64-й пехотной дивизии. Весна и лето 1915 года для дивизии прошли в боях и переходах. Дроздовский не раз проявлял мужество и отвагу, находясь под вражеским огнем на передовой. 1 июля 1915 года за отличия в делах против неприятеля награждён орденом Святого Равноапостольного Князя Владимира 4-й степени с мечами и бантом. С 22 октября по 10 ноября 1915 года — исполняющий должность начальника штаба 26-го армейского корпуса. С лета 1916 года — Генерального штаба полковник. 1916 год провел на Юго-Западном фронте. Особо запомнился сослуживцам во время атаки на горе Капуль. В этом сражении Михаил Гордеевич вновь показал героизм, отвагу и стойкость, желание бороться до конца. Когда атака русской армии захлебнулась, полковник двинул вперед резервы и, находясь впереди колонны, сумел довести дело до победы, несмотря на полученное ранение в правую руку. После этого сражения Дроздовский был награжден Орденом Святого Георгия 4-ой степени. В январе 1917 года возглавил штаб 15-ой пехотной дивизии на Румынском фронте. Его адъютант Е. Месснер так описывал полковника: требовательный к себе, он был требовательным и к подчинённым, а ко мне, его ближайшему помощнику, в особенности. Строгий, необщительный, он не вызывал любви к себе, но уважение вызывал: от всей его статной фигуры, от его породистого, красивого лица веяло благородством, прямотой и необыкновенной силой воли.
Несмотря на начавшееся разложение армии под влиянием революционных идей, полковнику Дроздовскому удалось сохранить всеобщую боеспособность и дисциплину вверенных ему частей и подразделений. События февраля 1917 года глубоко потрясли убежденного монархиста полковника Дроздовского. Применив самые крутые меры вплоть до расстрелов дезертиров и беглецов, Дроздовскому удалось частично восстановить дисциплину — здесь в полной мере проявились такие черты его характера, как решительность и жёсткость, уверенность в правильности принимаемых решений.
В конце ноября — начале декабря 1917 г. вопреки своей воле он был назначен начальником 14-й пехотной дивизии, но уже вскоре сложил с себя командование, занявшись формированием добровольческих антисоветских формирований. После большевистского переворота на Дон пребывает Михаил Алексеев и между ним и Румынским фронтом устанавливается связь. В результате на Румынском фронте возникла идея о создании Корпуса русских добровольцев для последующей его отправки на Дон. Организация такого отряда и его дальнейшее соединение с Добровольческой армией стало с этого момента главной целью Дроздовского.
В марте 1918 года из румынского городка Яссы вышел Дроздовский добровольческий корпус в составе тысячи человек, большинство которых являлись молодыми офицерами. 1200-верстный переход полковника с Румынского фронта на театр Гражданской Войны в Новочеркасск – одна из ярких страниц Белого Движения. Этот поход – яркий пример решительности командира «дроздов», искреннего патриотизма и преданности своему Отечеству, охваченному большевизмом. Дроздовский поддерживал в отряде жёсткую дисциплину, пресекал реквизиции и насилие, уничтожал встречавшиеся на пути отряды большевиков и дезертиров. 4 мая «дроздовцы» освободили Ростов, а к вечеру 7-ого мая ими был занят Новочеркасск. Так завершился знаменитый поход «Яссы-Дон». Добровольческая армия получила необходимое пополнение и очередного талантливого командира.
8 июня 1918 г. — после отдыха в Новочеркасске — Бригада русских добровольцев в составе уже трёх тысяч бойцов выступил на соединение с Добровольческой армией и прибыл 9 июня в станицу Мечетинская, где соединился с главными частями Добровольческой армии. В состав бригады (позднее - дивизии) вошли все части, пришедшие с Румынского фронта.
Летом 1918 года начался Второй Кубанский поход. Штаб ставил ту же цель, что и в Первом Кубанском Походе (Ледяном Походе) – взятие Екатеринодара, укрепление позиций Белой Армии на Кубани. Решающая роль в военной кампании отводилась и дивизии Дроздовского. Общими успехами добровольцы освободили Кубань, Северный Кавказ, в августе взяли Екатеринодар, а в сентябре Армавир. Но стоит сказать, что в ходе Армавирской операции у Дроздовского возник конфликт с генералом Деникиным. На дивизию Дроздовского была возложена задача, невыполнимая одними только её силами и, по мнению её начальника, вероятность неудачи всей операции, вследствие буквального выполнения распоряжений штаба Добровольческой Армии, переоценивавшего силы дивизии, была весьма высока. 30 сентября 1918 года фактически игнорирует приказ Деникина. Командующий резко, к тому же в форме публичного выговора, высказывает Дроздовскому своё недовольство. В ответ, через несколько дней, 10 октября, Дроздовский направляет Деникину свой рапорт, который, на первый взгляд, производил впечатление пропитанной желчью отповеди на незаслуженную обиду. Напряженные отношения были у Михаила Гордеевича с генералом, начальником штаба И.П. Романовским.
Генерал Деникин впоследствии писал, что рапорт Дроздовского был написан в таком тоне, что требовал в отношении его автора «новой репрессии», которая, в свою очередь, по словам командующего, привела бы к уходу Дроздовского из Добровольческой армии. В итоге Деникин фактически уступает Дроздовскому, оставив рапорт без последствий: Деникин пишет, что «морально его уход был недопустим, являясь несправедливостью в отношении человека с такими действительно большими заслугами». Главнокомандующий, кроме вышеперечисленного, безусловно, осознавал, что репрессивное действие в отношении Дроздовского может, на что намекал в своём рапорте командир дивизии, привести к как минимум к конфликту с 3-й дивизией, а вполне вероятно, и вовсе к её уходу из Добровольческой армии.
В ноябре 1918 года Дроздовский произведен в генерал-майоры. Талантливый военачальник, командир Дроздовской дивизии в ходе боев за Ставрополь в ноябре 1918 года был ранен в ступню. Михаил Гордеевич был перевезен в госпиталь в Екатеринодар, а потом и в Ростов. Но ранение прогрессировало: загноилось, началась гангрена. Скончался генерал 8 января 1919 года. Генерал был захоронен в Екатеринодаре, позднее прах был перевезен в Севастополь, а после Великой Отечественной войны, следы могилы были утеряны. Символичное надгробие генералу сооружено на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Генерал Дроздовский…его имя наводило страх на красноармейские дивизии. Нельзя недооценить его заслуг для Белой Идеи. Искренний патриот своего Отечества, преданный Государю-Императору офицер, он до самой смерти боролся с врагами своей страны. В рядах Белой Армии его можно поставить в один ряд с генералами Корниловым, Деникиным, Алексеевым. Дроздовский сыграл ключевую роль в освобождении Юга России, достойно ушел с театра боевых действий. После его смерти генерал Деникин писал: «… Высокое бескорыстие, преданность идее, полное презрение к опасности по отношению к себе соединились в нём с сердечной заботой о подчинённых, жизнь которых всегда он ставил выше своей. Мир праху твоему, рыцарь без страха и упрёка».
Да, Михаила Гордеевича Дроздовского по праву можно назвать крестоносцем святой распятой Родины, одним из последних рыцарей Российской Империи.
Антон Белов
http://pereklichka.livejournal.com/119838.html