29 мая 1917 года в Николай Кириллович Кокорин в совместном полёте со своим постоянным напарником унтер-офицером Михаилом Земблевичем вступил в бой c пятью самолётами противника. В критическую минуту боя Зембелевич оставил его одного. В бою Кокорин был смертельно ранен в грудь, потерял управление самолётом, тот перешёл в штопор и разбился.
29 мая 1917Томская городская управа во главе с городским головой П. Ф. ЛОМОВИЦКИМ объявила о прекращении своей деятельности, передав полномочия исполкому Томского городского народного собрания, в котором преобладали эсеры и социал-демократы.
29 мая 1917Екатеринославский комитет РСДРП(б) провел заседание, на котором постановил провести в городе демонстрацию протеста против смертного приговора относительно Филиппа Адлера, убийцы министра-президента Австро-Венгрии графа фон Штюргка. Екатеринославские большевики постановили издать брошюру о жизни Адлера, сбор от которой должен был поступить «в пользу германских и австрийских борцов за мир».
29 мая 1918 года на основании Постановления ВЦИК «О принудительном наборе в рабоче-крестьянскую армию» большевики начали принудительный набор в красную армию.
2
9 мая 1918 года Совет Народных Комиссаров выдал И.В. Сталину мандат, который гласил:«Член Совета Народных Комиссаров, Народный комиссар Иосиф Виссарионович Сталин, назначается Советом Народных Комиссаров общим руководителем продовольственного дела на юге России, облечённым чрезвычайными правами. Местные и областные совнаркомы, совдепы, ревкомы, штабы и начальники отрядов, железнодорожные организации и начальники станций, организации торгового флота, речного и морского, почтово-телеграфные и продовольственные организации, все комиссары и эмиссары обязываются исполнять распоряжения тов. Сталина.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин)
29 мая 1918 года вышел декрет, разграничивающий права местных и центральных властей в деле "по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений". Этот день в Советском Союзе отмечался как День советского таможенника.
29 мая 1918 года Чехословаки заняли Пензу и Сызрань.
29 мая 1918 г.:В оккупированном немцами Харькове газета «Южный край» опубликовала обзор состояния крупнейших харьковских предприятий: «ВЭК. Завод продолжает оставаться закрытым. Виды на будущее безотрадные. Поездка за розысками эвакуированного материала не увенчалась успехом». Газета сообщила, что с июня на ХПЗ увольняются 119 человек, а завод «Гельферих-Саде» на днях будет открыт для производства сельскохозяйственных машин и оборудования, но работа найдется лишь для 500 человек.
На оккупированной немцами территории Донецкой республики крестьяне подожгли Хотеньскую экономию графа Строганова в Сумском уезде. Газета «Южный край» сообщала: «Подожжены почти все постройки: горит графский двор миллионной стоимости, убытки колоссальные. В поджоге и грабежах участвовали крестьяне сел Речек и Ястребиного». А когда-то искусствовед Г. Лукомский писал о дворцово-парковом комплексе в Хотени (построен по чертежам Джакомо Кваренги), что он «имеет право занять первое место среди лучших усадеб южной России – Качановки, Батурина, Сокиринцы, Диканьки, а по внутренней отделке не имеет себе равных…»
Так выглядело имение Строгановых в Хотени до пожара
то осталось от легендарного имения в Хотени (источник -
http://blog.turmir.com)
ВЦИК издал декрет «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Армию», введя обязательную воинскую повинность для трудящихся России. В декрете говорилось: «Необходимо безотлагательно перейти к принудительному набору одного или нескольких возрастов. Ввиду сложности дела и трудности его одновременного проведения на всю территорию страны, представляется необходимым начать, с одной стороны, с наиболее угрожаемых областей, с другой стороны, с главных центров рабочего движения». К таким регионам были отнесены Москва, Петроград, Донская и Кубанская области.
29 мая 1919 г.:
Ленин направил в Совнарком УССР на имя Адольфа Иоффе эмоциональную телеграмму: «Я считаю преступлением с вашей стороны, что вы уговорили Троцкого оставить Подвойского. Ни одно обещание не исполняется; подкреплений Донбассу нет; мобилизация рабочих идет позорно вяло. Вы отвечаете лично за неизбежную катастрофу. Надо поголовно снять видных работников, посадив их в Харьков и Екатеринослав для поголовной мобилизации рабочих… Абсолютно неизбежна гибель всей революции без быстрой победы в Донбассе, для чего необходимо бросить рутину на Украине, работать революционно, поднять все и вся…, все отложить в сторону, кроме Донбасса».
Адольф Иоффе
Совет обороны УССР под председательством Х. Раковского провел заседание, обсуждая вопрос о помощи Донбассу. Подвойский сообщил, что выделяет на защиту Донецкого бассейна 4-ю, 5-ю и 6-ю дивизии. Для мобилизации на донецкий фронт в Харьков был послан бывший нарком Донецкой республики Б. Магидов.
Нестор Махно, находясь в Гуляй-Поле, отправил Ленину, Каменеву, Антонову-Овсеенко, Межлауку, Раковскому и др. пространную телеграмму от имени своего штаба, выражая категорическое несогласие с решением о преобразовании его «повстанческой дивизии» в 3-ю бригаду Красной Армии, предупредив о «роковых последствиях» такого решения. При этом телеграмма сообщала: «Как т. Махно, так и весь штаб повстанческих войск являются подлинными революционерами, борющимися за идеалы социальной революции».
Командир красных казаков Филипп Миронов издал пространное воззвание «В добрый час, донцы!», в котором, в частности, провозгласил: «Казаки не представляют собой какой-либо особой народности, а есть плоть от плоти и кость от кости, отпрыск же русского народа, злою мачехою-судьбою когда-то выброшенный на берега Дона… Казаки, мои братья, какая может быть особая свобода Дона, если Россия будет закабалена вновь помещиками и генералами? Разве вы забыли уроки истории, как вас, свободных, Петр Великий закабалил и отнял все свободы, предварительно повесив пятого и уничтожив по Хопру, Медведице и Иловле все казачьи городки. Какое может бьпъ особое счастье Дона, когда Россию — ее рабочий люд и крестьянство угнетатели вновь стремятся поработить?!»
29 мая 1920 г.:В Луганске под председательством Артема-Сергеева состоялось заседание Донецкого губисполкома, на котором отдельно рассматривался вопрос об административном делении Донецкой губернии. Помимо всего прочего, исполком назначил бывшего александровского (запорожского) токаря Ивана Локатоша, боевого соратника Артема по походу на Царицын, командиром военизированной охраны губернии. Ранее Локатош был эсеровским боевиком и успел уже побывать комдивом, а позже стал чекистом.
Г. Чичерин направил письмо главе Совнаркома УССР Х. Раковскому, в котором сообщал о грядущем приезде одного из бывших лидеров Центральной Рады В. Винниченко и рекомендовал включить того в состав советского правительства Украины на пост зампредседателя и министра образования. В тот же день один из лидеров УКП С. Мазуренко направил Ленину письмо, в котором сообщил о намерении Винниченко вступить в ряды большевиков.
источник:
http://kornilov.name/29 мая 1919 г. Смирнов Михаил Иванович (начальник Камской белогвардейской флотилии (РБФ) прикрывал отход левофланговых частей 4-го корпуса. В этот день красным удалось перерезать связь между РБФ и 4-м корпусом и пересечь реку Белую, создав опасность захвата белой флотилии, но попытка переправы большевиков через Каму была отбита. В этот же день Богословский просил телеграммой Смирнова обеспечить отход частей левого фланга Южной группы Сибирской армии у Пьяного Бора и оказать им огневую поддержку в районе Чеганда-Пьяный Бор до устья реки Иж. Для этого РБФ обеспечила успешную минную постановку у Пьяного Бора и переправу через Белую ударного корпуса. Прорыв по участку реки в Чеганду, простреливавшемуся красными, был осуществлен ночью 30 мая 1919 г. Корабли Смирнова, прикрывая тихоходные баржи, переоборудованные в плавбатареи и плавбазы, подавили красную пехоту, пулеметчиков и артиллерию, пытавшихся не допустить прорыва белых.