Российская императорская армия > Возрождение русской армии

Военные реформы в РФ 2009-2012 гг.

<< < (2/6) > >>

Александр Гирин:
2.2. Прогнозирование развития организации войск
Главными задачами прогнозирования развития организации войск являются:
определение тенденций и закономерностей развития организационной структуры, выявление возможностей изменения организационных форм;
отслеживание появления новых структур и разработка для них задач и функций, состава и оснащения.
В некоторых случаях задачей прогнозирования является более детальное исследование новых организационных структур и форм, выработка конкретных рекомендаций для планирующих органов по определению рационального состава группировок войск.

При проведении прогнозирования необходимо учитывать опыт организационного строительства. А как показывает опыт, ошибки в организационном строительстве носят уже исторический характер. Так, начиная с 60-х годов XIX столетия, считалось целесообразным содержать армию в организации, удовлетворяющей потребностям повседневной деятельности, допуская перестройку армии в ходе войны. Результаты проявились во всех послереформенных войнах. Цена каждой последующей войны постоянно возрастала, а Великой Отечественной войны она достигла катастрофических размеров. Какой будет цена будущей войны – только можно предполагать.

В современных условиях трагические последствия реформ русской армии в войнах, к большому сожалению, не стали уроком военного строительства. Об этом свидетельствует опыт двух войн в Чеченской Республике. В прогнозировании состава и организационных структур воинских формирований необходимо руководствоваться аксиомой, суть которой заключается в том, что перестройка военных формирований прекращается, если организация войск соответствует формам и способам боевых действий.

Следует учитывать, что в мирное время адаптация организационной структуры к формам и способам боевых действий занимает большие сроки, особенно если учения с войсками становятся редкостью, а сложность вооруженной борьбы непрерывно возрастает. В таких условиях содержание воинских формирований во временной организации совершенно недопустимо.

Реорганизация на тактическом уровне отличается повышенным динамизмом. В будущем такая тенденция, скорее всего, сохранится. Так, например, стрелковые дивизии за первый период войны четырежды радикально меняли свою организацию в связи с постоянно изменяющимися способами действий. Лишь с декабря 1942 года их штат остался практически неизменным до конца войны [8, с. 378-380].

В современных условиях исходными данными для разработки, а также совершенствования организационных структур являются:
экономические возможности государства;
задачи общевойсковых формирований и условия их выполнения;
силы и средства соответствующих форм потенциального противника, его боевые возможности и тактика действий;
формы и способы боевых действий войск применительно к характеру вооруженной борьбы;
порядок действий войск – подчиненность в нем;
нормы обеспечения (потребности) соответствующих структур личным составом, техникой, вооружением и материально-техническими средствами, зависимые от задач, решаемых данной формой, а также от людских и материальных возможностей страны;
результаты анализа боевого опыта войск, учений и игр, а также прогнозирование других научных исследований.

В значительной степени на развитие общевойсковых формирований Сухопутных войск в современных условиях и на ближайшую перспективу влияют ограничения, закрепленные международными обязательствами, а также экономическое и социальное положение, сложившееся в стране.

Одним из важнейших ограничений, закрепленных международными обязательствами является содержание минимально действующего состава Вооруженных Сил мирного времени в пределах 1,0 % от численности населения, что в абсолютном исчислении составит для России 1,5 млн. человек личного состава.

Таким образом, перспективу развития общевойсковых формирований следует рассматривать в зависимости от современного состояния экономики страны и ее возможностей по содержанию Вооруженных Сил на ближайшую перспективу и более отдаленное время (после 2015 года).

Прогнозирование развития организационной структуры должно проходить в два этапа.
В рамках первого этапа целесообразно определить тенденции и закономерности ее развития, выявление возможностей изменения организационных форм, отмирания устаревших форм, появление новых; разработка задач и функций новых форм, общего их состава и оснащения.

В рамках второго этапа осуществляется более детальное предвидение организационно-штатных структур и выработка конкретных рекомендаций для планирующих органов по составлению штатных расписаний.

Для определения эффективности гипотетических вариантов организационных структур могут применяться различные методы. Основу этих методов составляет сравнительный анализ двух и более вариантов структур войсковых формирований. Сравнительный анализ может проводиться: логическим сопоставлением структур по определенной системе показателей и выбором (синтезом) на этой основе рациональной структуры; использованием математических и сетевых моделей для оценки структур и определения рациональных из них; применением экспертных опросов для этих же целей. Наиболее эффективным методом сравнительного анализа является математическое моделирование, прежде всего, с использованием имитационных моделей. Применение научных методов способно обеспечить прогнозирование развития организационных структур на определенный период времени.

Анализ опыта тактико-технико-экономической оценки систем вооружения подразделений, частей и соединений позволяет предположить, что процесс прогнозирования организационных структур должен иметь не менее четырех циклов. При этом следует отметить, что в рамках каждого цикла может применяться один из перечисленных методов оценки эффективности организационной структуры, либо их сочетание.

Сущность каждого из циклов заключается в следующем.
Работа по прогнозированию организационной структуры начинается с разработки гипотетических вариантов организационных форм различных уровней: структура соединения, части, подразделения. По каждой организационной структуре разрабатывается несколько альтернативных вариантов. Затем эти варианты подвергаются анализу и оценке экспертов, выбирается оптимальный вариант.

Для проведения сравнительного анализа организационных структур в рамках этого цикла может быть сопоставлена существующая структура с вновь разрабатываемой. На данном этапе сравнительного анализа эффективности организационной структуры целесообразно учитывать группу показателей, характеризующих ее в целом.

К данной группе показателей необходимо отнести: предназначение структуры и решаемые ею задачи; состав структуры и уровни руководства, состав элементов на каждом уровне; систему подчиненности, количество линий подчинения; распределение задач по элементам структуры и функциональные связи по уровням руководства; внутренние и внешние связи; численность личного состава – общая численность, численность по элементам структуры, категориям, специальностям и т.п.; оснащение элементов структуры вооружением и военной техникой; боевые возможности вооружения; стоимость годового содержания личного состава. К этой же группе могут быть отнесены и такие общие показатели, как боеготовность, мобильность, защищенность, управляемость, боевая и тыловая обеспеченность.

Вторым шагом прогнозирования организационно-штатной структуры войсковых формирований является формулировка задач каждой организационной единицы. В рамках этого цикла разрабатываются предварительные оперативно-тактические материалы (сценарии боевых действий), которые должны содержать: взгляды на характер и способы ведения боевых действий в операциях возможной войны и тенденции их развития; оперативное и боевое построение войск вероятного противника и характер его действий в различных видах боя; нормативные данные оперативно-тактического характера за свои войска и противника; основы боевого применения подразделений и частей родов войск и специальных войск в типовых видах боя дивизии, полка, батальона. При разработке организационной структуры подразделений обеспечения и обслуживания их задачи могут формулироваться более конкретно, так как потребный объем их работы можно измерить более точно. Замыслы боев, задачи войск, их боевое построение, порядок выполнения задач отражаются на картах или схемах. В таком виде оперативно-тактические материалы (сценарии боевых действий) являются теми общими отправными данными, на основе которых начинается работа по тактико-технико-экономической оценке эффективности организационных структур войсковых формирований.

На данном этапе сравнительного анализа эффективности организации войск целесообразно учитывать группу показателей, характеризующих функционирование структуры. К этой группе показателей можно отнести: содержание задач, выполняемых структурой, для всей структуры и для ее элементов, полноту охвата задач всей структурой; качественную характеристику выполнения структурой задач – степень реализации боевых возможностей, боевые циклы (наведение, выстрел, поражение), нормы решения боевых задач; характеристику систем управления – степень централизации управления, его оперативность (степень соответствия боевых циклов управления), возможности механизации и автоматизации процессов управления; нагрузку структуры – фактическое распределение задач (функций) по уровням руководства, составным элементам структуры, взаимозаменяемость, внутренние и внешние связи (взаимодействие), трудозатраты; боевую производительность: общие затраты при решении задач – расход средств поражения и носителей, стоимость всех задач.

Следующий шаг – определение способностей разрабатываемой ОШС: создавать боевой порядок, обеспечивающий наиболее эффективное выполнение поставленных задач в условиях конкретного операционного направления; вести продолжительные боевые действия против соответствующего по силе противника в условиях применения обычного оружия;  вести боевые действия в составе воздушных десантов; решать задачи оперативно-тактической разведки; обеспечить управление силами и средствами; выполнить объем работ по содержанию и ремонту ВВТ.

Решить данную задачу наиболее эффективно можно только с помощью имитационной математической модели боевых действий. Имитационная математическая модель позволяет выявить слабые места в модулируемых группировках, давать рекомендации по их устранению; оценивать результативность различных тактических приемов; оценивать результативность использования новых систем в организационной структуре; определять показатели боевой эффективности организационной структуры.

Для оценки эффективности организационных структур на данном этапе целесообразно иметь на каждом этапе боя следующие критериальные оценки: начальную стоимость всей системы вооружения оцениваемой организационной структуры; начальную стоимость системы вооружения войск противника, действующего в полосе оцениваемого войскового формирования; стоимость потерь вооружения и военной техники, как своих войск, так и войск противника; стоимость израсходованных каждой стороной боеприпасов всех видов; стоимость функционирования подразделений и частей технического и тылового обеспечения при выполнении боевых задач оцениваемой структуры.

Предполагаемые критериальные характеристики тактических аспектов развития боя позволяют оценить величину каждой промежуточной боевой задачи и экономического ущерба, наносимого противнику, в зависимости от принятого варианта организационной структуры.

После завершения модельных экспериментов можно переходить к четвертому циклу оценки эффективности организационных структур. Сущность данного цикла заключается в анализе полученных результатов.

Сопоставление эффективности двух или нескольких исследуемых структур позволяет выбрать оптимальный вариант. При сопоставлении можно применять различные способы. Так, наиболее простым считается такой способ сопоставления, при котором осуществляется суммирование общих показателей структуры и показателей ее функционирования. Эти показатели взаимосвязаны, и, следовательно, они позволяют определить эффективность структуры в целом. Анализ данных показателей позволяет сделать вывод о необходимости внесения определенных изменений в первоначальный вариант структуры, внести коррективы в предлагаемую ее систему вооружения, а также уточнения содержания боевых задач войсковых формирований различного уровня.

Таким образом, сопоставление эффективности исследуемых вариантов организационных структур позволит внести определенные изменения, но уже в оптимальный вариант, в рамах первого цикла, уточнить сценарий боевых действий в рамках  второго цикла. Не следует исключать и того, что математический аппарат (математическая модель и, прежде всего, ее отдельные алгоритмы) потребуют определенной корректировки. Завершив мероприятия по корректировке всех исходных данных можно приступать к повторной оценке эффективности организационной структуры войсковых формирований.

Необходимо отметить, что повторная оценка эффективности организационной структуры может быть уже значительно меньше по трудозатратам. По данным этой оценки не всегда целесообразным будет проведение модельного эксперимента в полном объеме. Достаточно ограничиться проведением отдельных его фрагментов. Однако, определив оптимальный вариант организационной структуры, необходимо провести модельные эксперименты в полном объеме для оценки боевых возможностей при решении задач в различных видах боя.

Организационная структура подразделений, частей и соединений боевого, технического и тылового обеспечения может определяться на основании расчетных соотношений. Например, численность личного состава мотострелкового батальона определяется количеством обслуживаемого вооружения и военной техники, затрачиваемым на обслуживание в течение определенного промежутка времени количеством полезного рабочего времени одного человека. На этой основе определяется общая потребность в личном составе для подразделений и частей боевого, технического и тылового обеспечения. Нормы работ могут быть выведены на основе хронометрирования.

Потребность войскового формирования в материальных средствах может быть рассчитана на основе имеющихся норм расходов и оценочных боевых потерь всех предметов снабжения, числа суток непрерывного ведения боя данной частью и возможностью восполнения потерь в типичных условиях обстановки, с учетом запасов данного предмета снабжения в подразделениях и на складах.

В современных условиях все более важное значение приобретает экономическая оценка. Так, при проведении оценки эффективности организационных структур логическим методом или с использованием сетевых моделей затраты на нее складываются: из стоимости основного вооружения и военной техники по штату и табелю; стоимости вспомогательных предметов снабжения; других затрат (запасные части, запасы ГСМ и т.п.).

Представленная теория позволяет определить не только тенденции развития организационных форм, но также установить степень вероятности осуществления новых преобразований. Кроме того, применение данной методики для прогнозирования развития организационной структуры позволит исключить или в значительной степени снизить влияние субъективизма, коньюктурных устремлений и тем самым повысить объективность разрабатываемых перспективных планов и программ развития Вооруженных Сил и их научного обоснования.

Александр Гирин:
2.3. Определение типов общевойсковых формирований
При определении состава общевойсковых формирований в перспективе необходимо учитывать возрастание пространственного размаха военных действий, существенный рост удельного веса воздействий по войскам и объектам с воздуха, быстрое распространение активных действий одновременно как на линии фронта, так и в тылу обеих противоборствующих сторон, как в наступлении, так и в обороне.

Опыт боевых действий общевойсковых соединений в вооруженных конфликтах в Югославии (1991–2001 гг.) и Ираке (1990 г., 2003 г.), операции по принуждению Грузии к миру (7–17 августа 2009 г.) показал, что организационная структура и вооружение общевойсковых объединений и соединений не соответствовали целям, задачам, формам и способам боевых действий. Мотострелковые дивизии в боевых действиях на Кавказе в полном составе не применялись. По опыту боевых действий был сделан вывод, что мотострелковые (танковые) дивизии слишком громоздки для ведения боевых действий в вооруженном конфликте, а их организация не позволяет оперативно реагировать на изменения условий обстановки и не способна соответствовать оперативно-тактическим и физико-географическим условиям конкретного операционного направления.

В настоящее время имеются различные точки зрения на формирование общевойсковых соединений и объединений: первая – сохранить их в существующей структуре с некоторыми изменениями, вызванными новыми условиями и способами ведения боевых действий и особенностями развития ВВТ [8, с. 528–529.]; вторая – перейти к механизированным (мотострелковым) бригадам и оперативным командованиям.

Считается, что переход к бригадной структуре не снизит боевой мощи Сухопутных войск, не лишит их высоких ударных и маневренных возможностей. Однако в действительности дело выглядит иначе. Наличие бригад еще не означает появления высоких боевых качеств, присущих соединениям Сухопутных войск. Отдельные бригады сохраняют боевые возможности и способность ведения общевойскового боя, но только как боевой потенциал. Практика показывает, что гораздо более ценным качеством нежели как сумма боевых возможностей, определенного количества танков и БМП обладают только крупные общевойсковые формирования, где совокупность боевых возможностей каждого из них трансформируется в более высокую тактическую и оперативную категорию – ударную силу.

Это нашло наглядное подтверждение в годы Великой Отечественной войны, где крупные танковые соединения и объединения сыграли решающую роль в разгроме Вермахта. И наоборот, распыление танков по отдельным подразделениям во Французской Армии, привело к тому что более многочисленные бронетанковые войска Франции (3100 танков) не сыграли значительной роли в кампании 1940 года, а решительные действия танковых войск Вермахта (2600 танков), объединенных в танковые дивизии и моторизованные корпуса, привели к полному разгрому войск союзников [7].

Сформированные в 1941 году стрелковые бригады несли большие потери из-за недостаточного артиллерийского обеспечения и после первых же боев их боеспособность резко падала. Формирование стрелковых бригад оказалось ошибочным и было опровергнуто жизнью. Исходя из вышеизложенного анализа опыта организационного строительства вызывает недоумение настойчивость, с которой в Вооруженных Силах навязывается бригадная структура войск [8, с. 379].

В этой связи представляется совершенно бесспорным, что только сохранение мотострелковых (танковых) дивизий и общевойсковых армий решает проблему обеспечения Сухопутным войскам большой ударной силы, необходимой как для наступательных, так и для оборонительных действий в современных операциях. К созданию таких формирований наша армия проделала большой путь и отказ от них означает шаг назад. Распыление танков недопустимо и принцип массирования танков должен быть главенствующим в подходе к их применению и в перспективе. Тем более что ни США, ни другие страны НАТО сегодня не отказываются от формирований дивизионного уровня. Так, только на Центрально-Европейском ТВД США имеют одну, ФРГ – одиннадцать, Великобритания – три дивизии. Более того, командование НАТО считает, что до 2020 года важнейшим и доминирующим видом оружия Сухопутных войск будут оставаться танки и другие боевые бронированные машины.

Кроме того, на организационную структуру общевойсковых соединений, оказывают влияние выполняемые боевые задачи в армейской оборонительной и наступательной (контрнаступательной) операциях, способы их выполнения. При переходе к бригадному составу объединений резко снижается ударная сила и будет утрачен опыт применения крупных общевойсковых формирований – дивизий, корпусов и армий.

Для ведения боевых действий в современных войнах и вооруженных конфликтах требуются объединения (соединения), обладающие высокими боевыми возможностями для выполнения оперативных (тактических) задач в борьбе с превосходящим противником. Такие объединения, кроме того, должны обеспечивать, при необходимости, развертывания на их базе группировок войск военного времени. При этом данное воинское формирование по своим возможностям должно обеспечить решение задачи по уничтожению противника соответствующей структуры в назначенном районе.

Таким образом, оптимальным общевойсковым тактическим соединением для ведения боевых действий в вооруженном конфликте является бригада, при переходе к широкомасштабным военным действиям основным общевойсковым тактическим соединением должна остаться дивизия, но в оптимизированной организационно-штатной структуре. В этом случае бригады должны действовать в составе войск прикрытия, на второстепенных направлениях, в составе резервов и других элементах оперативного построения объединений.


Вместе с тем, разнообразие условий стратегических (операционных) направлений требует иметь общевойсковые соединения – мотострелковые (танковые) дивизии (бригады) различных типов, оснащенные вооружением и военной техникой, наиболее соответствующим их оперативному предназначению и физико-графическим условиям.

На основании вышеизложенного в составе Сухопутных войск требуется иметь следующие общевойсковые формирования:

1) Оперативное командование – армия, имеет гибкую организационную структуру, боевой состав определяется оперативным предназначением и может включать: 3–5 дивизий, 2–3 отдельные бригады; армейский комплект соединений и частей родов войск (армейская авиация: группа армейской авиации (гр АА), ракетные войска и артиллерия: ракетная бригада тактических ракет (рбр ТР), 2–3 артиллерийские бригады (аабр), реактивная артиллерийская бригада РСЗО 9К58 «Смерч» (реабр), противотанковая артиллерийская бригада (птабр), разведывательный артиллерийский дивизион (раадн); войсковая противовоздушная оборона: командный пункт ПВО (КП ПВО), зенитная ракетная бригада (зрбр), отдельный радиотехнический батальон (ортб)); специальных войск (разведывательные соединения и части – командно-разведывательный центр (КРЦ НР), бригада радиоэлектронной разведки (бр РЭР), отдельны батальон специального назначения (об СпН); инженерные войска: инженерно-саперная бригада (исбр), инженерная дорожно-мостовая бригада (идмбр), понтонная бригада (понбр), инженерно-техническая бригада (итбр); войска связи: бригада связи (брс); войска радиоэлектронной борьбы – бригада РЭБ (бр РЭБ); войска радиационной, химической, биологической защиты – бригада РХБЗ (бр РХБЗ); части технического обеспечения: подвижная ракетно-техническая база (пртб), армейская зенитно-техническая база (азтрб), армейская ремонтно-восстановительная база (АРВБ)) и тылового обеспечения (бригада материального обеспечения (брмо), медицинская бригада (медбр), 1–2 отдельных дорожно-комендантских батальона (одкб)), бригада военной полиции (бр ВП);

2) Тактическое командование – танковая (тд), механизированная (мд), мотострелковая (мсд) дивизия, имеет гибкую организационную структуру, боевой состав определяется тактическим предназначением [8, с. 528–529.] и может включать: 3–5 бригад (типовой состав тд: тбр – 3, мбр – 1; мд: мбр – 3, тбр – 1; мсд: мсбр – 4); дивизионный комплект частей родов войск (бригада армейской авиации (бр АА); артиллерийская бригада (абр), отдельный противотанковый артиллерийский дивизион (оптадн); зенитная ракетная бригада (зрбр); специальных войск (отдельный батальон управления (обу); отдельный разведывательный батальон (орб); отдельный батальон радиоэлектронной разведки (об РЭР); инженерная бригада (ибр); отдельный батальон РЭБ (об РЭБ); отдельный батальон РХБЗ (об РХБЗ); части технического и тылового обеспечения – бригада материально-технического обеспечения (брмто); отдельный батальон военной полиции (об ВП)), а также в мирное время – отдельный батальон обеспечения учебного процесса и в военное время – отдельный запасной батальон;

3) Тактическая боевая группа – бригада, имеет жесткую организационную структуру, постоянный боевой состав, определенный тактическим предназначением. Общевойсковые бригады могут действовать как в составе дивизий, так и самостоятельно – в непосредственном подчинении командующего армией.

Александр Гирин:
2.4. Определение боевого состава группировок войск в соответствии с боевыми возможностями общевойсковых соединений
Боевой состав группировок войск определяется в соответствии с оперативными (боевыми) возможностями общевойсковых объединений (соединений) в сравнении с боевым составом группировок войск потенциального противника на ТВД, стратегическом (операционном) направлении.

Боевые возможности войск – совокупность показателей, характеризующих способность войск выполнять боевые задачи в конкретных условиях обстановки, которая определяется на основе соотношения боевой мощи противоборствующих группировок сторон [1, с. 92–93].

Боевая мощь каждой стороны представляет собой совокупность количественных и качественных показателей сил и средств, участвующих в бою (операции). Чем больше боевая мощь одной стороны относительно другой, тем с большей вероятностью она одержит победу в данном бою.

Боевые возможности не постоянны. Они зависят от ряда факторов, которые условно можно разделить на три группы:

1. Количественные факторы: количество личного состава, вооружения и военной техники, боеприпасов, горючего, других материальных средств, необходимых для вооруженной борьбы.

2. Качественные факторы: тактико-технические характеристики применяемых средств вооруженной борьбы, боеспособность войск (уровень боевой подготовки, морально-психологическое состояние и боевой опыт личного состава, степень боевого слаживания подразделений), эффективность управления войсками, разведки, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и всестороннего обеспечения боя, применяемые способы выполнения боевых задач.

3. Факторы, учитывающие физико-географические условия: местность, погода, время года и суток и др.

Боевые возможности своих войск определяются в сравнении с конкретной группировкой противника и выражаются следующими показателями:

1) величиной группировки противника, удар которой может быть отражен в обороне или которая может быть разгромлена в наступлении (во встречном бою);
2) шириной фронта полосы (района) обороны, которая может быть удержана в обороне;
3) размером территории, которая может быть захвачена в наступлении (встречном бою);
4) шириной участка прорыва;
5) временем, в течение которого может выполняться поставленная боевая задача;
6) средним темпом наступления, необходимым для выполнения боевой задачи за установленное время в наступлении (встречном бою);
7) потерями своих войск и противника, которые они могут понести при выполнении своих боевых задач [1, с. 92–93].

Боевые возможности рассматриваются как общие или как частные.

Под общими боевыми возможностями понимается возможность всех имеющихся в составе общевойскового формирования сил и средств по выполнению полученной боевой задачи. Они обычно рассчитываются старшим начальником для обоснованного назначения мотострелковой бригаде боевой задачи в конкретных условиях обстановки.

Под частными боевыми возможностями следует понимать возможности какой либо части сил и средств общевойскового формирования при выполнении какой либо части полученной боевой задачи. Частные боевые возможности рассчитываются непосредственно командиром (командующим) общевойскового формирования для определения боевых задач подчиненным соединениям (частям, подразделениям) или элементам оперативного построения (боевого порядка).

Возможности подразделений родов войск, входящих в состав войскового формирования или приданных на усиление выражаются показателями, отражающими величины огневых возможностей, возможностей по борьбе с бронеобъектами, возможностей по борьбе с авиацией противника, маневренных возможностей и др. Они определяются по конкретным методикам для соответствующих родов войск и учитываются при принятии решения, постановке боевых задач, организации взаимодействия и при управлении подразделениями в ходе боя.

Для определения боевых возможностей общевойсковых формирований необходимо установить смысл понятия «боевая задача».

Боевой задачей в обороне является отражение удара конкретной группировки противника и удержание назначенной полосы (района) обороны.

Боевой задачей в наступлении является разгром обороняющегося противника в своей полосе наступления, ограниченной разграничительными линиями и рубежом, которым необходимо овладеть к определенному времени.

Для определения общего соотношения сил и средств группировок своих войск и противника, включающих общевойсковые соединения, имеющие различный боевой и численный состав, применяется понятие «расчетная дивизия». Так как максимальным тактическим соединением в Сухопутных войсках ВС РФ и ОВС НАТО в настоящее время являются бригады, целесообразно в качестве расчетной единицы на оперативном уровне иметь «расчетную бригаду». За расчетную бригаду предлагается принять отдельную механизированную бригаду Армии США.

Наиболее полная оценка оперативных (боевых) возможностей общевойскового объединения (соединения) может быть получена путем моделирования боя (операции) [1, с. 431].

Результаты моделирования показывают, что располагая достаточно высокими боевыми возможностями расчетная бригада способна:

в обороне – в полосе (районе боевых действий) шириной до 20 км, и глубиной до 15 км, в течении 7–8 часов, отразить наступление до 2 расчетных бригад противника, нанести противнику потери до 30 %, при этом потери бригады составят до 50 %.

в наступлении – в полосе (районе боевых действий) шириной до 6 км, разгромить до 0,3 расчетной бригады противника, с темпом наступления до 0,5 км/час, в течении 7–8 часов овладеть рубежом на глубине до 15 км, нанести противнику потери до 50 %, при этом потери бригады составят до 30 %.

На участке прорыва необходимо создавать превосходство в силах и средствах над противником, иметь высокие плотности огневых средств и обеспечивать достаточную степень поражения (60-70% на участке прорыва и до 30% на его флангах), в том числе с широким применением высокоточных боеприпасов. Данные расчетов показывают, что такое превосходство может быть обеспечено расчетной бригадой на участке шириной до 2 км.

Анализ опыта войн и вооруженных конфликтов показывает, что при потерях 30 % и более наступающая сторона теряет наступательные возможности и вынуждена организовывать наступление заново. Обороняющиеся теряют боеспособность при потерях 50 % и более. Поэтому такие величины потерь, при которых теряется боеспособность, являются критическими.

На основании анализа вероятного масштаба и характера возможной вооруженной борьбы (разд. 2.1), в соответствии с боевыми возможностями общевойсковых соединений определяется боевой состав группировок войск:

На Европейском ТВД исходя из вероятного характера действий противник в первом оперативном эшелоне может иметь до 60, во втором оперативном эшелоне – до 20 расчетных бригад. Для отражения наступления данной группировки войск в составе первого оперативного эшелона необходимо иметь до 30 расчетных бригад. Для разгрома вторгшейся группировки противника во втором оперативном эшелоне необходимо иметь до 135 расчетных бригад. Всего – до 165 расчетных бригад. Для управления тактическими боевыми группами требуется до 36 управлений дивизий с дивизионным комплектом частей родов войск и специальных войск и до 7 управлений армий с армейским комплектом соединений родов войск и специальных войск.

На Дальневосточном ТВД исходя из вероятного характера действий противник в первом оперативном эшелоне может иметь до 60, во втором оперативном эшелоне – до 26, в составе оперативных резервов – до 22 расчетных бригад. Для отражения наступления данной группировки войск в составе первого оперативного эшелона необходимо иметь до 30 расчетных бригад. Для разгрома вторгшейся группировки противника во втором оперативном эшелоне необходимо иметь до 205 расчетных бригад. Всего – до 235 расчетных бригад. Для управления тактическими боевыми группами требуется до 45 управлений дивизий с дивизионным комплектом частей родов войск и специальных войск и до 9 управлений армий с армейским комплектом соединений родов войск и специальных войск.

Александр Гирин:
2.5. Определение количества общевойсковых формирований по степеням готовности
Исходя из особенностей различных стратегических направлений, условий возникновения войн и вооруженных конфликтов, нужно иметь минимально необходимое количество общевойсковых соединений и частей в разных группировках войск в мирное время.

Необходимо считаться и с тем обстоятельством, что многообразие задач и их специфичность в различных видах войн и вооруженных конфликтах ограничивают возможность унификации организационных форм, требуют наличия войсковых формирований, предназначенных для решения строго определенных боевых задач.

Другим важнейшим фактором, определяющим структуру вооруженных сил в целом, а войсковых формирований в частности, являются характер и способы ведения войны.

Военные действия могут вестись:
1) с ограниченным участием вооруженных сил и распространением военных действий на локальной территории;
2) группировкой войск (сил) на территории региона;
3) вооруженными силами на стратегическом направлении (ТВД).

В регионах, где наиболее вероятно внезапное нападение группировок сухопутных войск или сил быстрого развертывания противника, группировка войск (сил) – войска прикрытия, дислоцирующихся вблизи государственной границы должна состоять из соединений постоянной готовности, способных отразить первые удары агрессора и обеспечить последующее наращивание сил и средств.

Первая группа – соединения постоянной боевой готовности в начальный период войны или в других условиях оперативно-тактической обстановки вступают в борьбу в структуре мирного времени, а в последствии – переходят к гибким структурам в соответствии с изменением обстановки.

Такую технологию подготовки войск к отражению агрессии рассматривал работе «Характер операций современных армий» Триандафилов В.К.: «Так как ... материальная база характерна в основном для начала будущей войны, то все тактические и оперативные положения и выводы имеют силу главным образам для операций первого периода этой войны. Характер операций последующих периодов, естественно, претерпит изменения в соответствии с теми изменениями, которые в ходе войны неизбежно произойдут в вооружении, численности, организации и боевой подготовке войск и других данных обстановки. В отношении этих последующих периодов войны в настоящее время возможно установить только тенденции развития материальной базы. Точные размеры изменений, определяющих характер войны, теперь невозможно предвидеть. И поэтому суждения об операциях последующих периодов войны не могут быть столь категоричны, как суждения о формах и содержании начального ее периода» [6]. Это положение справедливо и в современных условиях.

Соединения постоянной готовности в мирное время должны быть укомплектованы личным составом на 85–90 % и современными образцами ВВТ на 100 %, то есть иметь состав, позволяющий без проведения мероприятий доукомплектования до полного штата решать любую из перечисленных задач с определенной эффективностью.

Вследствие роста численности армий, невозможности выиграть войну только армиями мирного времени, а также ввиду возрастания расходов на содержание вооруженных сил и усложнения подготовки солдат и офицеров возникла необходимость в резервных формированиях для мобилизационного развертывания  армии военного времени. Эти формирования являются важнейшим средством быстрого развертывания армии военного времени. При этом следует стремиться к тому, чтобы организационные формы резервных формирований имели ту же структуру, что и кадровые по военному времени. Однако их организационное деление будет иметь отличия и прежде всего в составе родов войск и специальных войск.

Вторая группа общевойсковых формирований, которая приступит к выполнению боевых задач после частичного мобилизационного развертывания в угрожаемый период, являются соединения и части сокращенного состава и кадра.

Укомплектованность этих организационных структур может быть: личным составом – в зависимости от организационно-штатной принадлежности и составит 20 % от численности военного времени, вооружением и военной техникой – 100 % (при соответствующих режимах их хранения), автомобильным транспортом – из расчета обеспечения жизнедеятельности соединений и частей в мирное время, развертывания пунктов приема личного состава и техники, выполнения задач получения мобилизационных ресурсов.

Третья группа общевойсковых формирований, которая составляет стратегические резервы: базы хранения и вновь формируемые воинские части и соединения. На вооружении этих формирований могут находиться устаревшие (модернизированные) образцы ВВТ. Во вновь создаваемые общевойсковые части будет поступать автомобильная техника повышенной проходимости. Кроме того, воинские части и соединения могут формироваться в рамках дополнительного мобилизационного развертывания. Оснащение их вооружением и боевой техникой будет проводиться, по остаточному принципу. При переходе к этому времени промышленности страны к выпуску средств вооруженной борьбы на необходимую мощность, оснащение части вновь формируемых соединений и частей может осуществляться новыми образцами ВВТ.

Выводы:

На Европейском ТВД для действий в составе войск прикрытия требуется иметь до 15 расчетных бригад постоянной готовности, для действий в составе первого и второго оперативного эшелона необходимо иметь до 140 расчетных бригад сокращенного состава и кадра.

На Дальневосточном ТВД для действий в составе войск прикрытия требуется иметь до 20 расчетных бригад постоянной готовности, для действий в составе первого и второго оперативного эшелона – до 215 расчетных бригад сокращенного состава и кадра, в составе стратегических резервов – до 200 вновь формируемых расчетных бригад, до 50 управлений дивизий с дивизионным комплектом частей родов войск и специальных войск и до 5 управлений армий с армейским комплектом соединений родов войск и специальных войск.

Александр Гирин:
Часть III. Реформа Вооружённых Сил Российской Федерации 2009-2012 годов
3.1. Боевой состав и группировки Сухопутных войск Вооружённых Сил Российской Федерации к 2008 году
Боевой состав Сухопутных войск мирного времени, на 1 января 2008 года включал:

военных округов – 6 (ЛенВО, МВО, СКВО, ПУрВО, СибВО, ДВО);
управлений армий – 9 (20, 22 МВО, 58 СКВО, 2 ПУрВО, 41, 29, 36 СибВО, 35, 5 ДВО);
управлений АК – 1 (68 ДВО);
дивизий – 25 (в т.ч. мсд – 16 (2, 3 МВО; 19, 20, 42 СКВО; 27, 34 ПУрВО; 85, 122, 131, 245 СибВО; 21, 33, 81, 121, 270 ДВО), тд – 4 (4, 10 МВО; 44 ПУрВО; 5 СибВО), пулад – 5 (18, 127, 128, 129, 130 ДВО), из них постоянной готовности – 6, дивизий кадра – 1 (44 тд ПУрВО);
мобилизационных групп дивизий – 11, бригад – 11;
бригад – 11, в т.ч. омсбр – 9 (138, 192, 193, 200 ЛенВО; 131, 136, 205 СКВО; 15 ПУрВО; 74 СибВО), овдбр – 1 (83 ДВО), одшбр – 1 (11 СибВО), из них постоянной готовности – 6, бригад кадра – 2 (192, 193 ЛенВО);
БХВТ – 14, в т.ч. дивизионных – 10 (мсд – 8 (5406 ПУрВО; 5349, 5350 6052, 6063 СибВО; 5505, 5506, 5508, ДВО), тд – 2 (174 МВО, 5967 ПУрВО)), бригадных – 4 (35, 42 ЛенВО, 70 МВО, 139 СибВО);
ОУЦ – 6 (56 ЛенВО, 467 МВО, 242 СКВО, 473 ПУрВО, 212 СибВО, 392 ДВО); УЦ – 1 (649 ПУрВО);
военных баз – 2 (102 Республика Армения, 201 Республика Таджикистан);
общевойсковых академий – 1; высших военных училищ (военных институтов) – 21.

В Сухопутных войсках содержалось 75 соединений, воинских частей постоянной готовности (13 % войск) из них:
мсд – 6 (3 МВО; 19, 20, 42 СКВО; 27, 34 ПУрВО);
омсбр – 6 (138, 200 ЛенВО; 136, 205 СКВО; 15 ПУрВО, 74 СибВО);
абр – 1 (385 ПУрВО); реап – 1 (943 СКВО).

Частей постоянной готовности в составе соединений сокращенного состава:
мсп (тп) – 12;
отдельных танковых, мотострелковых, парашютно-десантных батальонов – 8;
ракетных и артиллерийских дивизионов – 5;
отдельных зенитно-ракетных дивизионов – 4;
инженерно-саперных батальонов – 5;
батальонов РХБЗ – 7;
узлов связи – 16;
отдельных медицинских отрядов – 2.

Штатная численность Сухопутных войск – 341,2 тыс. военнослужащих и 52,2 тыс. лиц гражданского персонала.

Обеспеченность Сухопутных войск вооружением и военной техникой:
ПУ РК – 100 %, танками – 100 %, БМП – 91 %, БТР – 53 %, РСЗО – 100 %, орудиями наземной артиллерии – 100 %, минометами – 91 %, ПТП – 100 %, БМ ПТРК – 87 %, БМ ЗРК – 83 %, инженерной техникой – 100 %, техникой РХБЗ – 95 %, техникой связи – 93 %, автомобильной техникой – 100 %.


Структура Сухопутных войск ВС РФ
Структура Сухопутных войск ВС РФ включала три компонента:

Первый – органы военного управления, соединения, воинские части постоянной готовности, способные выполнять задачи в штатах мирного времени без доукомплектования и предназначенные для решения задач совместно с другими войсками (силами) при ликвидации вооруженных конфликтов. Штатная численность личного состава не менее 80% от штатов военного времени. Обеспеченность вооружением, военной техникой, материальными средствами на 100%. Срок готовности – постоянный.
В их составе:
управлений армий – 9 (20, 22 МВО, 58 СКВО, 2 ПУрВО, 41, 29, 36 СибВО, 35, 5 ДВО);
управлений АК – 1 (68 ДВО);
общевойсковых дивизий – 6 (3 МВО; 19, 20, 42 СКВО; 27, 34 ПУрВО);
общевойсковых бригад – 6 (138, 200 ЛенВО; 136, 205 СКВО; 15 ПУрВО;  74 СибВО);
соединений и воинских частей родов войск – 17.

Органы управления, соединения, воинские части и учреждения сокращенного состава типа «А», способные выполнять ограниченные боевые задачи в штатах мирного времени и предназначенные для наращивания группировок войск в случае возникновения локального или регионального конфликта. Штатная численность личного состава не менее 50% от штата военного времени. Обеспеченность вооружением, военной техникой и материальными средствами – 100%. Срок готовности – до М 15. В составе соединений данного типа имелось 1–2 полка (отдельного батальона) постоянной готовности.
В их составе:
общевойсковых дивизий – 2 (2 мсд, 4 тд МВО);
общевойсковых бригад – 3 (27 омсбр МВО, 11 одшбр СибВО, 83 овдбр ДВО);
соединений и воинских частей родов войск и специальных войск – 41.

Второй – органы управления, соединения, воинские части и учреждения сокращенного состава типа «Б», кадра и БХВТ, предназначенные для наращивания группировок войск в случае возникновения регионального конфликта (стратегические резервы первой очереди). Штатная численность личного состава от 5 до 50% от штата военного времени. Обеспеченность вооружением, военной техникой и материальными средствами – 100%. Срок готовности – до М30.
В их составе:
общевойсковых дивизий – 17 (в т.ч. мсд – 9 (85, 122, 131, 245 СибВО; 21, 33, 81, 121, 270 ДВО), тд – 3 (4, 10 МВО; 5 СибВО), пулад – 5 (18, 127, 128, 129, 130 ДВО);
военных баз – 2 (102 Республика Армения, 201 Республика Таджикистан).
Соединений кадра:
общевойсковых дивизий – 1 (44 тд ПУрВО);
общевойсковых бригад – 2 (192, 193 ЛенВО);
кадр абр – 2, пртб – 2.
БХВТ:
дивизионных – 10 (мсд – 8 (5406 ПУрВО; 5349, 5350, 6052, 6063 СибВО; 5505, 5506, 5508 ДВО), тд – 2 (174 МВО, 5967 ПУрВО));
бригадных – 4 (35, 42 ЛенВО, 70 МВО, 139 СибВО);
Баз хранения вооружения и имущества специальных войск: артиллерийских – 1, инженерных – 5; связи – 14; войск РХБЗ – 14.
Всего соединений и воинских частей родов войск и специальных войск – 137.

Третий – стратегические резервы (второй очереди и дополнительные), предназначенные для усиления группировок войск на стратегических направлениях.
Второй очереди – (срок готовности М45 – до М90):
управлений армий – 2 (54, 56 А);
мсд – 11; омсбр – 11;
соединений и воинских частей родов войск – 258.
Дополнительные – (срок готовности от М 120):
управлений армий – 2 (44, 57 А);
мсд – 20;
соединений и воинских частей родов войск и специальных войск – 187.

На базе группировок мирного времени на военное время планировалось развертывание:
управлений армий – 13;
управлений АК – 1;
общевойсковых дивизий – 66, бригад – 25 [12].

В 2005 году в составе Сухопутных войск ВС РФ на комплектование по контракту были переведены 31 соединение и воинская часть. В 2006 году – 18 соединений и воинских частей. В 2007 году – 10 соединений и воинских частей [9].


Группировки Сухопутных войск ВС РФ к 2008 году
Ленинградский военный округ (г. Санкт-Петербург)

138-я отдельная гвардейская мотострелковая Красносельская бригада (п. Каменка, Ленинградской обл.)
200-я отдельная мотострелковая Печенгская бригада (г. Печенга, Мурманской обл.)
192-я отдельная мотострелковая бригада кадра (г. Печенга, Мурманской обл.)
193-я отдельная мотострелковая бригада кадра (п. Каменка, Ленинградской обл.)
2-я отдельная бригада специального назначения (п. Промежицы, Псковской обл.)
56-й ОУЦ (г. Выборг)
45-я БХВТ (мсбр) (п. Аллакурти, Мурманской обл.)
42-я гвардейская БХВТ (мсбр) (п. Владимирский Лагерь, Псковской обл.)

Московский военный округ (г. Москва)

27-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (п. Мосрентген, Московской обл.)
16-я отдельная бригада специального назначения (г. Тамбов)
70-я гвардейская БХВТ (70-я Витебско-Новгородская гвмсбр) (г. Тверь)
467-й гвардейский ОУЦ (г. Ковров, Владимирской обл.)

22-й гвардейская армия (г. Нижний Новгород)
2-я гвардейская мотострелковая Таманская дивизия (п. Калининец, Московской обл.)
3-я мотострелковая Вислинская дивизия (г. Мулино Нижегородской обл.)
174-я БХВТ (47-я Нижнеднепровская гвтд) (г. Мулино Нижегородской обл.)

20-й гвардейская армия (г. Воронеж)
4-я гвардейская танковая Кантемировская дивизия (г. Наро-Фоминск Московской обл.)
10-я гвардейская танковая Уральско-Львовская дивизия (г. Богучар Воронежской обл.)

Северо-Кавказский военный округ (г. Ростов-на-Дону)

20-я гвардейская мотострелковая Прикарпатско-Берлинская дивизия (г. Волгоград)
42-я гвардейская мотострелковая Евпаторийская дивизия (г. Ханкала, Чеченская Республика)
10-я отдельная бригада специального назначения (г. Краснодар)
22-я отдельная бригада специального назначения (п. Аксай, Ростовской обл.)
242-й ОУЦ (п. Прудбой, Волгоградской обл.)

58-я армия (г. Владикавказ, Республика Северная Осетия)
19-я мотострелковая дивизия (г. Владикавказ, Республика Северная Осетия)
131-я отдельная мотострелковая Краснодарская бригада (г. Майкоп, Республика Адыгея)
136-я отдельная гвардейская мотострелковая Уманьско-Берлинская бригада (г. Буйнакск, Республика Дагестан)
205-я отдельная мотострелковая бригада (г. Буденовск Ставропольского края)

Приволжско-Уральский военный округ (г. Екатеринбург)

34-я мотострелковая Симферопольская дивизия (г. Екатеринбург)
44-я танковая дивизия кадра (п. Еланский, Курганской обл.)
15-я гвардейская отдельная мотострелковая бригада (п. Черноречье Самарской обл.)
3-я отдельная гвардейская Варшавско-Берлинская бригада специального назначения (г. Самара)
12-я отдельная бригада специального назначения (г. Асбест Свердловской обл.)
273-й ОУЦ (п. Еланский, Курганской обл.)

2-й гвардейская армия (г. Самара)
201-я Гатчинская военная база (Республика Таджикистан)
27-я гвардейская мотострелковая Омско-Новобугская дивизия (п. Тоцкое Оренбургской обл.)
5967-я БХВТ (16-я Уманская гвтд) (п. Марковский, Пермской обл.)
5406-я БХВТ (90-я Львовская гвмсд) (г. Чебаркуль, Челябинской обл.)

Сибирский военный округ (г. Чита)

212-й гвардейский Венский ОУЦ (г. Чита)
67-я отдельная бригада специального назначения (г. Бердск Новосибирской обл.)
11-я десантно-штурмовая бригада (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия)
24-я отдельная бригада специального назначения (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия)

41-я армия (г. Новосибирск)
85-я мотострелковая Ленинградско-Павловская дивизия (г. Новосибирск)
122-я гвардейская мотострелковая Волгоградско-Киевская дивизия (г. Алейск, Алтайский край)
74-я отдельная гвардейская Звенигородско-Берлинская мотострелковая бригада (п. Юрга Кемеровской обл.)
5349-я БХВТ (мсд) (г. Бийск, Алтайский край)
5350-я БХВТ (мсд) (г. Абакан, Республика Хакасия)
139-я БХВТ (180-я Таганрогская мсбр) (г. Омск)

29-я армия (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия)
5-я гвардейская танковая Донская  Будапештская дивизия (г. Кяхта, Республики Бурятия)
245-я мотострелковая Тацинская дивизия (п. Гусиноозерск, Республика Бурятия)
6063-я БХВТ (15-я мсд) (г. Нижнеудинск, Иркутской обл.)
5208-я БХВТ (91-я мсд) (г. Братск, Читинской обл.)

36-я армия (п. Борзя Читинской обл.)
131-я гвардейская мотострелковая дивизия (ст. Ясная, Читинской обл.)
5350-я БХВТ (131-я гвмсд) (ст. Дровяная, Читинская обл.)

Дальневосточный военный округ (г. Хабаровск)

270-я мотострелковая дивизия (п. Красная речка, г. Хабаровск)
392-й ОУЦ (п. Князе-Волконское, Хабаровский край)
83-я отдельная воздушно-десантная бригада (г. Уссурийск, Приморский край)
14-я отдельная бригада специального назначения (г. Уссурийск, Приморский край)

35-я армия (г. Белогорск Амурской обл.)
21-я гвардейская мотострелковая дивизия (г. Белогорск Амурской обл.)
128-я пулеметно-артиллерийская Свирско-Померанская дивизия (Еврейская АО, п. Бабстово)
5508-я БХВТ (266-я мсд) (г. Райчихинск, Амурской обл.)
5505-я БХВТ (73-я мсд) (г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край)

5-я армия (г. Уссурийск, Приморский край)
81-я гвардейская мотострелковая Красноградская дивизия – Хабаровский край, г. Бикин;
130-я пулеметно-артиллерийская дивизия – (г. Лесозаводск, Приморский край)
121-я мотострелковая дивизия (п. Сибирцево, Приморский край)
127-я пулеметно-артиллерийская дивизия (п. Сергеевка, Приморский край)
129-я гвардейская пулеметно-артиллерийская дивизия (п. Барабаш, Приморский край)
5506-я БХВТ (199-я мсд) (г. Спасск-Дальний, Приморский край)

68-я армейский корпус (г. Южно-Сахалинск)
33-я мотострелковая дивизия (п. Хомутово, о. Сахалин)
18-я пулеметно-артиллерийская дивизия (о. Итуруп)

Воздушно-десантные войска:
7-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (г. Новороссийск)
76-я гвардейская воздушно-десантная Черниговская дивизия (г. Псков)
98-я гвардейская воздушно-десантная Свирская дивизия (г. Иваново)
106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (г. Тула)
31-я отдельная гвардейская отдельная воздушно-десантная бригада (г. Ульяновск)
242-я УЦ (г. Омск, г. Ишим)

Береговые войска ВМФ:
61-я отдельная бригада морской пехоты (г. Печенга Мурманской обл.)
77-я гвардейская отдельная бригада морской пехоты (г. Каспийск, Республика Дагестан)
55-я дивизия морской пехоты (г. Владивостока)
331-я гвардейская отдельная бригада морской пехоты (п. Мечниково Калининградской обл.)
7-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (г. Калининград)
18-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (г. Гусев Калининградской обл.)
40-я отдельная мотострелковая бригада (г. Петропавловск-Камчатский)  [12].

Выводы:
Европейский ТВД

На Северо-западном стратегическом направлении: для действий в составе войск прикрытия могло быть выделено до двух мотострелковых бригад и одной бригады морской пехоты (из состава береговых войск Северного флота); для действий в составе первого оперативного эшелона – до трех мотострелковых бригад. При этом в Балтийском районе войска для прикрытия государственной границы отсутствовали, а в первый оперативный эшелон выделялась одна мотострелковая бригада со сроком готовности М30. Для обороны Калининградского особого оборонительного района из состава береговых войск Балтийского флота выделялось две мотострелковые бригады и бригада морской пехоты.

На Западном стратегическом направлении задачи по прикрытию государственной границы возлагались на группировку Сухопутных войск Республики Беларусь. Для действий в составе первого оперативного эшелона могло быть выделено до трех дивизий (мсд – 2, тд – 1), до мотострелковой бригады со сроком готовности М15; для действий в составе второго оперативного эшелона с учетом перегруппировки войск из СКВО и ПУрВО, до семи дивизий (мсд – 4, тд – 3), до двух мотострелковой бригад со сроком готовности М30.

На Юго-западном стратегическом направлении: для действий в составе войск прикрытия могло быть выделено до трех мотострелковых бригад; для действий в составе первого оперативного эшелона – до трех мотострелковых дивизий постоянной готовности [1, с. 699].

В составе оперативных резервов могло быть развернуто до четырех дивизий и до одной бригады Воздушно-десантных войск постоянной готовности.

В составе стратегических резервов второй очереди могло быть развернуто до одиннадцати дивизий и до одиннадцати бригад со сроком готовности М45–М90; второй очереди – до двадцати дивизий со сроком готовности М120 [1, с. 220].

Таким образом, на Европейском ТВД при возникновении широкомасштабной войны могла быть развернута группировка войск общей численностью: до восьми управлений армий, до сорока четырех дивизий (мсд – 40, тд – 4), до двадцати мотострелковых бригад, что позволяло отразить вторжение противника, нанести ему максимальное поражение, удержать важные районы (объекты), создать условия для перехода в контрнаступление, восстановить положение по Государственной границе РФ и создать условия к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.

Проблемой являлось отсутствие войск для прикрытия Государственной границы РФ со странами Балтии. С этой целью в приграничных районах требовалось развертывание до трех мотострелковых бригад постоянной готовности.

Дальневосточный ТВД

Для действий в составе войск прикрытия соединения постоянной готовности отсутствовали. Прикрытие государственной границы могло быть осуществлено полками (батальонами) постоянной готовности из состава дивизий сокращенного состава.

Для действий в составе первого оперативного эшелона с учетом перегруппировки войск из ПУрВО и МВО, могло быть выделено до семнадцати дивизий (мсд – 9, пулад – 5, тд – 3), до двух мотострелковых бригад со сроком готовности М15–М30.

Для действий в составе второго оперативного эшелона с учетом перегруппировки войск из ПУрВО и МВО, до десяти дивизий (мсд – 8, тд – 2), до двух мотострелковой бригад со сроком готовности М30–М60.

В составе стратегических резервов второй очереди могло быть развернуто до одиннадцати дивизий и до одиннадцати бригад со сроком готовности М45–М90; второй очереди – до двадцати дивизий со сроком готовности М120 [1, с. 220].

Таким образом, на Дальневосточном ТВД при возникновении широкомасштабной войны могла быть развернута группировка войск общей численностью: до десяти управлений армий, до пятидесяти восьми дивизий (мсд – 48, пулад – 5, тд – 5), до пятнадцати мотострелковых бригад, что позволяло отразить вторжение противника, нанести ему максимальное поражение, удержать важные районы (объекты), создать условия для перехода в контрнаступление, восстановить положение по Государственной границе РФ и создать условия к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.

Первой проблемой на Дальневосточном ТВД являлось прикрытие Государственной границы. С этой целью в приграничных районах требовалось развертывание до шести мотострелковых бригад постоянной готовности. Как показывает опыт начального периода Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, вторая проблема заключалась в дислокации большинства соединений непосредственно у государственной границы, что затрудняло их перевод с мирного на военное время. Это требовало перевода их из категории соединений сокращенного состава типа «Б» в тип «А» или заблаговременного приведения на штаты военного времени.

В итоге:

1. Данным составом Сухопутные войска ВС РФ, во взаимодействии с другими видами ВС РФ, группировками войск союзных государств в основном были способны выполнить задачи по прикрытию Государственной границы, мобилизационному развертыванию группировки войск адекватно нарастанию военной угрозы.

2. В составе Сухопутных войск отсутствовал мобильный компонент, состоящий из достаточного количества бригад постоянной готовности для ликвидации вооруженных конфликтов различной интенсивности, что показал опыт операции по принуждению Грузии к миру (7–17 августа 2009 г.).

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии