Гирин А.В.
Возрождение казачьих войск
Часть I. Казачество в Российской Федерации
Возрождение казачества началось с конца восьмидесятых годов XX века. В настоящее время казаками считают себя около 7 млн человек в России и ближнем зарубежье.
В 1980–1990 гг. было воссоздано и создано около двух десятков казачьих войск, объединённых в Союз казаков России (кроме Донского казачьего войска):
Амурское казачье войско (Амурская).
Астраханское казачье войско (Астраханская).
Всекубанское казачье войско (Краснодарский, Адыгея, Карачаево-Черкесия).
Донское казачье войско (Ростовская, Волгоградская, Луганская Украина) – не входит в Союз казаков России.
Енисейское казачье войско (Красноярский).
Забайкальское казачье войско (Читинская, Бурятия).
Иркутское казачье войско (Иркутская).
Казачье войско Калмыкии (Калмыкия).
Оренбургское казачье войско (Оренбургская, Свердловская, Челябинская, Курганская, Башкортостан).
Семиреченское казачье войско (Алматинская, Чуйская Казахстана).
Сибирское казачье войско (Омская,Кемеровская, Томская, Алтайский, Новосибирская,Ямало-Ненецкий АО).
Терское казачье войско (Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан).
Уральское казачье войско (Уральская, Гурьевская Казахстана) — фактически исчезло в 1918—1920 гг., сейчас представлено малочисленными группами.
Уссурийское казачье войско (Приморский).
Хабаровское казачье войско (Хабаровский).
Волжское казачье войско (Самарская,Пензенская,Саратовская, Ульяновская, Татарстан).
Крымский Казачий Союз (Международного союза казаков Тавриды) (Крым).
Центральное казачье войско (области центральной России).
Черноморское казачье войско (Крым и южная Украина).
Украинское реестровое казачество (Украина и зарубежье).
Казаческое войско имени гетмана Мазепы (Центральная часть Украины и Слобожанщина).
Ставропольский союз казаков (Ставропольский).
Союз казаков Восточно-казахстанской области (северо-восточный Казахстан).
Камчатский отдельный казачий округ (Камчатка).
Сахалинский отдельный казачий округ (Сахалин).
Северо-Западный отдельный казачий округ (Ленинградская и соседние области).
Курский казачий округ (Курская).
Прикамский отдельный казачий округ (Пермский, Удмуртия).
Северо-Донской казачий округ (Воронежская).
Якутский казачий полк (Якутия).
Органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации официально объявили о реабилитации репрессированного казачества, подвергшегося массовому красному террору в ходе которого репрессии проводились в форме расказачивания.
Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», а так же Законом РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-I «О реабилитации репрессированных народов» было закреплено право российского казачества на реабилитацию [1].
Во время парада суверенитетов и распада СССР осенью 1991 были провозглашены несколько казачьих государственных образований:
Донская Казачья Республика
Терская Казачья Республика
Армавирская Казачья Республика
Верхне-Кубанская Казачья Республика, объединившая две другие республики:
Зеленчукско-Урупская Казачья Советская Социалистическая Республика;
Баталпашинская Казачья Республика
20 ноября 1991 г. на созванном Союзом казачеств Юга России Большом казачьем круге Юга России в Новочеркасске провозглашено объединение этих республик в Союз Казачьих Республик Юга России со столицей в Новочеркасске и со статусом союзной республики в предполагавшемся новом союзном государстве (ССГ).
Были учреждены органы власти Союза, образована Посольская станица в Москве, назначен чрезвычайный и полномочный посол СКРЮР. Однако вскоре Советский Союз прекратил существование, а в составе Российской Федерации казачьи республики так и не были организованы. Казаки потребовали в графе «национальность» указывать «казак».
15 июня 1992 года издается Указ Президента РФ «О мерах по реализации закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества», постановивший «осудить проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей в целях его реабилитации как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей» [4].
16 июля 1992 Верховный Совет Российской Федерации, основываясь на данной декларации от 14 ноября 1989 года и нормах международного права, издает Постановление № 3321-1 «О реабилитации казачества» [2], дополняя тем самым вышеуказанные законодательные акты в отношении казачества. Законодательный акт отменил «как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер».
В марте – июле 1992 года казачьи отряды принимали активное участие в боевых действиях в ходе Приднестровского вооруженного конфликта, защищая Приднестровскую Молдавскую республику. В 1992–1996 годах казачьи добровольческие отряды воевали в Боснии за братский православ-ный сербский народ.
22 апреля 1994 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 355 «о концепции государственной политики по отношению к казачеству», которое утвердило «Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству» и концепцию «Возрождение традиционной для России государственной службы казачества является одним из элементов становления новой российской государственности, укрепления ее безопасности». Данным Постановлением утверждены примерные положения о государственной службе казачества, приведен исчерпывающий перечень видов государственной службы российского казачества, который будет в дальнейшем дополнен [21].
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 г. № 341 «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества» предполагалось создание казачьих войсковых формирований [5]
К 1993 году обстановка в казачьем движении значительно осложнилась. 9 августа 1995 года Указом № 835 Президента Российской Федерации было утверждено «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», которое вызвало новую волну раскола в казачестве [6].
В 1996–1998 годах в государственный реестр были внесены 11 войсковых, 3 окружных, 4 отдельских казачьих общества, в том числе:
1. Волжское войсковое казачье общество (Устав утвержден распоряжением Президента Российской Федерации от 11 июня 1996 г № 308-рп).
2. Сибирское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1997 г № 95).
3. Забайкальское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1996 г № 96).
4. Терское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1997 г № 97).
5. Уссурийское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 г № 611).
6. Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 г № 612).
7. Енисейское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 г № 613).
8. Оренбургское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1998 г № 308).
9. Кубанское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г № 448).
10. Иркутское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4 мая 1998 г № 489).
11. Центральное войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 3 мая 2007 г № 574).
Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 562 создано Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации [7], которое в 1998 году было преобразовано в Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества.
Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» утвердил «Положение о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе». Данное Положение определяло «…виды государственной и иной службы, к которой, исходя из исторических традиций российского казачества и современных потребностей государства, привлекаются члены хуторских, станичных, городских и приравненных к ним иных казачьих обществ, окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ (далее именуются – казачьи общества), порядок взятия членами этих обществ на себя обязательств по несению государственной и иной службы и привлечения их к такой службе.
Привлечение государством членов казачьих обществ к государственной и иной не преследует никаких политических целей и направлено на возрождение традиционных для казачества форм хозяйствования, реализацию и защиту гражданских, экономических, социальных и культурных прав и свобод членов казачьих обществ, развитие их активности, повышение престижности военной службы, военно-патриотическое воспитание членов казачьих обществ, осуществление культурно-оздоровительной и спортивной работы и иной деятельности, предусмотренной федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Привлечение членов казачьих обществ к службе основывается на принципах добровольности, равноправия, законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, а также подконтрольности и подчиненности казачьих обществ федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Член казачьего общества, взявший на себя обязательство по несению службы, вправе после снятия с себя этого обязательства в установленном порядке поступать на государственную службу (работу)».
В соответствии с положением члены казачьих обществ:
несут военную службу в порядке, установленном федеральным законодательством;
привлекаются к охране государственной границы Российской Федерации в составе общественных формирований;
привлекаются к производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.
Члены казачьих обществ кроме того могут привлекаться к:
охране общественного порядка;
охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также сопровождению грузов;
участию в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием помощи пострадавшим;
участию в таможенной охране в составе таможенных органов Российской Федерации;
участию в егерской, природоохранной и экологической службе, а также контролю за использованием и охраной земель;
охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;
производству, закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд;
охране объектов обеспечения жизнедеятельности населения [8].
Члены казачьих обществ, пребывающие в запасе, могут в соответствии с федеральным законодательством зачисляться в резерв.
Экономические и иные льготы, предоставляемых казачьим обществам и их членам определены Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» [9].
Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 882 утвержден Типового договора о несении государственной и иной службы членами казачьих обществ [10].
Для членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации Указом Президента РФ от 24 апреля 1998 г. № 447 установлена форма одежды и знаки различия, которые полностью воспроизводят парадную и походную форму одежды и знаки различия казачьих войск Российской Империи, а так же следующие казачьи чины и порядок их присвоения:
1) нижние чины: казак, приказный, младший урядник, урядник, старший урядник;
2) младшие чины: младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр;
3) старшие чины: подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул;
4) главные чины: есаул, войсковой старшина, казачий полковник;
5) высший чин: казачий генерал.
При этом чины, установленные Указом, не являются квалификационными разрядами государственных служащих.
Этим же указом установлено удостоверении казака не проходящих военную службу [11].
Указом Президента РФ от 25 февраля 2003 № 249 «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества» [14] было ликвидировано Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества с передачей его функций аппаратам полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и подразделениям Администрации Президента РФ [13]. Данный указ был направлен на «реализацию единой государственной политики по возрождению и развитию российского казачества»
С ликвидацией Управления по вопросам казачества была введена должность Советника Президента РФ по делам казачества. Вопросами казачества с 25 февраля 2003 года по 7 мая 2008 года в качестве Советника Президента руководил Герой Российской Федерации генерал-полковник Трошев Геннадий Николаевич.
Указом Президента Российской Федерации № 316 от 21 марта 2005 года было решено «Возложить ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации на Федеральную регистрационную службу» в связи с реорганизацией структуры Правительства РФ и ликвидацией ряда министерств и ведомств [15].
На данный момент действует «Временное положение о государственном реетре казачьих обществ в Российской Федерации», утвержденное Указом Президента РФ № 835 от 9 августа 1995 года (с изменениями от 21 марта 2005 года, внесенными Указом Президента РФ). В частности, была установлена численность необходимая для организации казачьего общества: хутороское общество составляет не менее 50 казаков, станичное и городское – не менее 200. Окружное (отдельское) казачье общество РФ содержит не менее двух тысяч казаков, войсковое казачье общество – не менее десяти тысяч. В зависимости от территориальных и местных условий допускается меньшая численность, установлен порядок регистрации казачьих обществ, начальный механизм организации государственной службы казачества РФ.
9 ноября 2005 года принят Государственной Думой и 23 ноября 2005 года Одобрен Советом Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», в котором определены правовая и организационная основы несения российским казачеством государственной службы.
Данным Федеральным законом закреплены следующие основные понятия:
1) российское казачество – граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ;
2) государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации – информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах;
3) казачье общество – добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы;
4) хуторское, станичное, городское казачье общество – первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей – жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы;
5) окружное (отдельское) казачье общество – казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ;
6) войсковое казачье общество – казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
Правовой основой государственной службы российского казачества являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственной службы.
Основными принципами несения российским казачеством государственной службы являются:
1) законность;
2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
3) равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе, взаимосвязь государственной и муниципальной службы;
4) профессионализм и компетентность государственных служащих;
5) защищенность государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.
Реализация принципов несения российским казачеством государственной службы обеспечивается федеральным законодательством о государственной службе.
Российское казачество проходит:
1) государственную гражданскую службу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах в соответствии с федеральным законодательством. Для прохождения военной службы российское казачество направляется, как правило, в соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, в пограничные органы.
3) правоохранительную службу в соответствии с федеральным законодательством.
Российское казачество в установленном порядке:
1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Российское казачество привлекается к несению государственной службы в соответствии с настоящим Федеральным законом при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Российское казачество может привлекаться к несению муниципальной службы в соответствии с федеральным законодательством при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению муниципальной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Российское казачество проходит муниципальную службу в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Кроме того данный закон устанавливает порядок ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации и порядок заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований договоров (соглашений) с казачьими обществами [3].
3 июля 2008 года Президентом Российской Федерации Д. Медведевым была принята новая «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», целью которой является развитие государственной политики Российской Федерации по возрождению российского казачества, обобщение принципов государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества и задач российского казачества в области государственной службы, взаимодействия казачества и казачьих общин с органами государственной и муниципальной власти.
Согласно концепции, «казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции». Целями государственной политики в области казачества являются становление и развитие государственной и иной службы российского казачества, возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества для чего будут созданы и создаются финансовые, правовые, методические, информационные и организационные механизмы и все необходимые условия.
На основании этой концепции 9 февраля 2010 г. Президентом Российской Федерации издан ряд указов, которыми:
учреждены гербы и знамена войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
уточнены чины членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и порядок их присвоения;
изменено удостоверение казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
изменена форма одежды и знаки различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в том числе установлена повседневная форма одежды, соответствующая форме одежды военнослужащих ВС РФ, походная форма одежды образца 1907 года заменена полевой формой одежды образца 1988 года [17, 18, 19]
Примечание: Форма одежды и знаки различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является отдельной темой для рассмотрения.Таким образом, необходимо отметить, что государственной властью Российской Федерации создана законодательная база для возрождения казачества в России. Вместе с тем изучение законодательных актов государственной власти Российской Федерации, а так же реальное положение казачества в системе государственных институтов позволяет сделать главный вывод, что оно не соответствует тому месту и роли, которую казачество играло в российской истории. Казачьи войска в Российской Федерации так и не возродились. В чем это выражается:
1. Казачьи войска так и не стали государственным институтом. Казакам отвели роль членов казачьих обществ в форме негосударственных некоммерческих организаций.
2. Казаки несут государственную и военную службу не в казачьих войсках, а в других воинских формированиях и органах на общих основаниях.
3. Казачье самоуправление не имеет суверенитета на казачьих территориях.
4. Для казачества определили широкий круг задач, кроме главной – защиты Отечества от врагов внешних и внутренних [3, пп 4, ст. 5].