СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОДОВ ВОЙСК РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПОЛЕ БОЯ
(краткий очерк)
В ходе первой мировой войны развивались старые роды войск и создавались новые. Огневая мощь пехоты за это время возросла в 2,5–3 раза. Число пулеметов во французской армии увеличилось в 20 раз, в германской – в 9 раз, в русской – в 6 раз. Впервые были созданы такие роды войск и средства борьбы, как авиация, танки, военная химия и зенитная артиллерия. За время войны Россия, Германия, Франция, Англия и Италия произвели 112,7 тыс. орудий, 248,5 тыс. пулеметов, 14,5 млн. винтовок, 526 млн. снарядов, 23,5 млрд. патронов для винтовок и пулеметов, 109 тыс. самолетов, 152,2 тыс. авиамоторов, 8 118 танков.
Техническая оснащенность воюющих армий возросла значительно. Сильно возрос и расход боевых средств. Особенно сильно увеличился расход артиллерийских снарядов. Довоенные расчеты генеральных штабов оказались совершенно нереальными. Недостаточным был комплект мобилизационных запасов снарядов и в русской армии. Русское военное ведомство установило норму снарядов на орудие в 1 тыс. выстрелов, но к началу войны на орудие имелось лишь 850 выстрелов. Именно поэтому русская армия уже в начале войны ощущает недостаток в снарядах. К маю 1915 г. этот недостаток стал катастрофическим: 10 снарядов на батарею на день боя. Не хватало снарядов и во всех других армиях.
Были случаи, когда солдаты шли в бой без винтовок. Имели место и курьезы. Так, в августе 1915 г. из штаба Юго-Западного фронта в 9-ю армию поступила телеграмма, в которой предлагалось вооружить часть пехотных рот топорами, насаженными на длинные рукоятки и использовать для прикрытия позиций артиллерии. Естественно, что такое фантастичное и глупое распоряжение не было выполнено. Попытка ввести таких “алебардистов” лишь подчеркивает то отчаяние, в котором находилась в это время русская армия.
Пехота. Усовершенствования, произведенные в период Первой мировой войны в пехотном вооружении и снаряжении, значительно усилили ее. Кроме того, важные изменения претерпели организация пехоты и ее боевое применение на поле боя. В годы первой мировой войны она продолжала оставаться основным родом войск. С оснащением пехотных частей пулеметами, гранатами и легкой артиллерией она добилась значительной самостоятельности и стала способна собственными средствами осуществлять сложные задачи боя.
Основными направлениями совершенствования пехотных частей можно считать:
1. Совершенствование пехотного вооружения. С 1916 г. на вооружение поступили легкие пулеметы: во французском батальоне – 24, в немецком – 12; с 1918 г. во французском батальоне – 36, а в немецком до – 32. В пехотных батальонах были приняты на вооружение малокалиберные пушки и минометы, в германской армии, кроме того, и противотанковые ружья. Пехотинец в ходе войны получил стальной шлем, противогаз, ручные и ружейные гранаты.
2. Процент пехоты в общем составе вооруженных сил воюющих сторон заметно сократился. К примеру , в России удельный вес пехоты уменьшился с 75 % в 1914 г. до 60 % в 1917 г. Еще более значительная динамика в сокращении доли пехотных частей наблюдалась в немецкой и французской армиях. Кроме того, примерно на 30 % сократился состав самих пехотных частей.
3. Возрастание огневой мощи по сравнению с началом войны в два раза.
4. Значительные организационные изменения.
В начале войны пехотные батальоны всех воюющих стран были четырехротного состава, солдаты имели магазинную винтовку, а в каждой роте насчитывалось 200–250 человек. Батальоны объединялись в полки, которые насчитывали в своем составе до 4 тыс. человек. Пехотные дивизии состояли из 3–4 полков и соответственно имели 12–16 батальонов. В результате насыщения пехоты техникой и новым вооружением, с 1916 г. число пехотных батальонов в дивизиях сократили до 9. В русской армии дивизия до конца войны насчитывала 16 пехотных батальонов. В начале 1918 г. пехота имела следующие организационные формы: немецкая и французская дивизии насчитывали по три полка, а каждый полк имел по три батальона; английская дивизия состояла из трех бригад, а в свою очередь бригады – по три батальона.
Артиллерия. В ходе битв Первой мировой войны артиллерия заслуженно стала именоваться “царицей сражений”. Хотя в первоначальный период войны артиллерии были присущи существенные недостатки. Так, во всех армиях, кроме немецкой, ощущался недостаток тяжелых орудий. Артиллерия по ряду причин была неспособна к быстрому маневрированию на поле боя и не всегда обеспечивала наступающих пехотинцев своим огнем. Повсеместно отмечалось плохое взаимодействие с пехотой.
В ходе операций Первой мировой войны удельный вес артиллерии в составе вооруженных сил возрос более чем в 1,5 раза. К 1914 г. армии Франции, Германии, Англии, Италии, США и России имели 24,8 тыс. орудий, а к концу войны – более 84,8 тыс. К концу войны артиллерия располагала большим числом тяжелых и дальнобойных орудий, минометов, обладавших сильным фугасным действием.
С переходом к позиционным формам войны в области артиллерии сделано следующее:
1. Введена артиллерийская подготовка наступления. При ней артиллерия своим огнем проделывала проходы в проволочных заграждениях, разрушала окопы и ходы сообщения, а также подавляла огонь обороняющихся.
2. Росло количество тяжелой артиллерии.
3. Значительно увеличилась дальнобойность артиллерии. Появились первые образцы с дальностью стрельбы до 120 км. Такой артиллерией немцы обстреливали Париж.
4. Для ускоренной передислокации тяжелых образцов артиллерии использовались тракторы и железнодорожные платформы.
5. Усовершенствовалась поддержка пехоты огнем артиллерии.
Здесь важным является следующее: в целях отражения атаки пехоты противника появился заградительный огонь; при Брусиловском прорыве русские артиллеристы для сопровождения атаки пехоты в глубине обороны противника применили метод массированного огня артиллерии в виде последовательного сосредоточения огня и артиллерийского огневого вала. С 1918 г. используется и двойной артиллерийский вал.
6. Выработались виды ответного огня (контрподготовка) и заградительного огня по артиллерии противника и по тылу.
7. В целях маневрирования крупными массами артиллерии и ее массированного использования создаются артиллерийские резервы главного командования (АРГК), а в России они получили название тяжелой артиллерии особого назначения (ТАОН).
8. Для борьбы с самолетами противника появляется зенитная артиллерия. Так, в 1917 г. в русской армии для борьбы с самолетами использовалось несколько автоматических 40-мм зенитных пушек. Скорострельные зенитные орудия оказались пригодными и для борьбы с танками. Во время операции у Камбре против английских танков немцы применили свою зенитную артиллерию.
Танки. В течение Первой мировой войны танковые войска превратились в самостоятельный род войск. Первое же применение танков произошло на р. Сомме в сентябре 1916 г. Однако эффект от их применения был незначительным. Наиболее успешным было применение танков англичанами в операции у Камбре, которая дала положительный опыт их боевого применения.
В течение Первой мировой войны танковые части росли количественно и качественно. К концу войны в армиях Антанты их насчитывалось около 5 тыс. штук. Причем, дальность действия этих танков составляла 100–150 км, а скорость достигала 12 км в час. Немцы танков практически не имели. Однако союзники не сумели найти эффективные формы применения танков. Командование Антанты ограничивалось для танковых частей лишь тактическими задачами. И все же в ходе войны танки оправдали свое назначение.
Эволюция танков в Первой мировой войне шла не в сторону усиления броневой защиты и огневой мощи, а в сторону улучшения ходовых свойств и лучшим танком был тот, который мог наилучшим образом приблизиться к противнику. Слабые места в применении танковых частей: танковая атака была безрезультатной, если ее не сопровождала пехота, в задачу которой входило закрепление на захваченных участках; танки часто использовались мелкими группами и их не массировали на направлении главного удара; на танки не опирались как на средство оперативного воздействия. Положительное в использовании танков: применение танковых частей привело к появлению нового боевого порядка пехоты – группового боевого порядка; при появлении на поле боя танков появилась возможность начинать атаку без артиллерийской подготовки; танки успешно проделывали проходы в искусственных препятствиях; они успешно обеспечивали поддержку пехоте.
Кроме танков, в годы Первой мировой войны (особенно в ее позиционный период) широкое применение получили бронеавтомобили и бронепоезда. Бронеавтомобили делились на пушечные и пулеметные. Пушечный бронеавтомобиль был вооружен 37–76-мм пушкой и развивал скорость от 15 до 25 км в час. Пулеметный бронеавтомобиль имел на вооружении два тяжелых пулемета и был более подвижен. Действовали бронеавтомобили самостоятельно, в группах и совместно с кавалерией.
Кавалерия. Сражения Первой мировой войны показали, что кавалерия как род войск себя исчерпала. Ее численность в вооруженных силах уменьшилась в 2–3 раза. К примеру, немцы в 1918 г. на Западном фронте не имели ни одной кавалерийской дивизии. Все германские кавалерийские соединения были переброшены на Украину. Прежде всего это было связано с увеличением силы огня на поле боя. В позиционный период войны ее спешили и посадили в окопы. Боевое применение кавалерии ограничивалось лишь ведением разведки. В отдельных случаях она использовалась для преследования противника, но только исключительно в тактическом масштабе.
О неэффективности применения и слабости кавалерии периода Первой мировой войны говорит такой пример. В операции у Камбре кавалерийский корпус (2-й эшелон армии) не смог преодолеть изрытое воронками, траншеями и остатками проволочных заграждений поле боя и развить достигнутый успех.
Авиация. В начале войны авиация входила в состав инженерных войск и самостоятельного значения не имела. Ее применение ограничивалось лишь выполнением разведывательных задач. Только с 1916 г. авиация выделилась в самостоятельный род войск. В это время происходит разделение ее на истребительную, бомбардировочную и разведывательную.
С накоплением опыта организации и ведения боевых действий складывались основные принципы боевого применения авиации. К ним относились: сосредоточение усилий на главном направлении; массированное применение авиации при решении боевых задач; внезапность ее действий; непрерывность воздействия на противника; взаимодействие авиации с сухопутными войсками, силами флота и между ее родами; надежное и действенное управление силами авиации; всестороннее обеспечение ее действий.
В начале войны задачи воздушной разведки выполнялись одиночными экипажами с высот, обеспечивавших защиту от поражения огнем наземных войск: 300–700 м. Позднее высота разведки поднялась до 2–3, а затем и 5 км. Ее стали вести не только одиночные самолеты, но и пары: пока один экипаж вел разведку, другой его прикрывал.
С созданием бомбардировочных авиационных подразделений и частей бомбардировка войск и объектов стала производиться систематически. Для увеличения мощи воздействия на противника перешли от одиночного бомбометания к групповому. В ходе войны зародились два способа боевых действий бомбардировочной авиации: эшелонированные действия и сосредоточенные удары. Так, еще в ноябре 1914 г. русская авиация бомбардировала крепость Перемышль по особому плану, предусматривающему использование обоих способов.
С 1915 г. положено начало тактике истребительной авиации. В годы Первой мировой войны основными способами боевых действий истребительной авиации явились: при прикрытии войск и объектов – перехват самолетов противника из положения “дежурство на аэродроме” или “дежурство в воздухе” и свободные полеты с целью поиска и уничтожения самолетов противника.
Кроме самолетов, в войне нашли большое применение управляемые аэростаты различных систем, а также привязные аэростаты.
Химические войска. Первая мировая война положила начало применению химического оружия. Впервые отравляющие вещества применили немцы у Ипра 22 апреля 1915 г. Это была газобаллонная атака с использованием отравляющего вещества – хлора. В результате первой в истории войн химической атаки было отравлено газами 15 тыс. человек. Из них 5 тыс. человек умерло.
В 1915 г. отравляющие вещества применялись в газообразном состоянии методом выпуска газов из баллонов, а затем из газометов. С 1916 г. химическую начинку стали применять в артиллерийских снарядах. Один химический снаряд, снаряженный ипритом, был в 5 раз эффективнее шрапнельного снаряда. Такой способ химической атаки стал преобладающим. Во время артиллерийских подготовок выбрасывались десятки тысяч химических снарядов. Так, в мартовском наступлении 1918 г. немецкая артиллерия только против англичан выбросила до 250 тыс. снарядов с “желтым крестом” (осколочно-химические). Расход химических снарядов достигал 30 % всех снарядов, потребляемых артиллерией во время артподготовки.
Для использования отравляющих веществ на поле боя первоначально создавались специальные химические команды и группы, позднее были созданы химические полки и даже бригады.
Автомобильные войска. Автомобильные войска и автомобильная служба сложились в ходе Первой мировой войны. Первоначально они назывались транспортными войсками. Наиболее крупные автоперевозки войск и грузов были произведены в 1916 г. французами в период сражения у Вердена. Здесь было задействовано 6 тыс. автомобилей, которые с 27 февраля по 6 марта доставили в Верден 190 тыс. французских солдат и офицеров, а также 25 тыс. т военных грузов. Наиболее эффективно применялись автомобильные войска Антантой в 1918 г. В России первые автороты появились в 1910 г., однако существенного развития в период первой мировой войны они не получили.
Инженерные войска. В годы войны инженерные войска получили заметное развитие. Удельный вес инженерных войск возрос в 1,5–2 раза. Русская армия имела один саперный батальон на корпус. Из четырех рот батальона одна была телеграфная. В конце 1916 г. при русском корпусе создается инженерный полк из двух батальонов – саперного и технического. Саперный батальон имел две саперные роты и одну дорожно-мостовую, в свою очередь технический батальон – две телеграфные роты и одну прожекторную. Кроме того, в полку имелся полевой инженерный парк.
В ходе войны инженерные войска решали следующие задачи: разрушение оборонительных сооружений противника; производство дорожно-мостовых работ; создание различного рода заграждений; проделывание проходов в заграждениях противника; оборудование исходного рубежа для наступления; ведение инженерной разведки; маскировка войск и объектов тыла.
По мере появления новых технических специальностей, независимо от их характера и значения, их включали в состав инженерных войск. Позднее, по мере развития из состава инженерных войск выделились войска связи, железнодорожные, автомобильные, броневые, воздухоплавательные и авиационные части. Кроме названных родов войск, широкое развитие в годы Первой мировой войны получают войска связи. Развиваются технические виды связи – телеграф; телефон и радио. Радиосвязь начинает использоваться: и в бою.