Автор Тема: Униформа белой армии  (Прочитано 14923 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

В. Ц. О.

  • Гость
Униформа белой армии
« : 10.11.2011 • 22:41 »
На создание данной темы меня сподвиг неточный комментарий под плакатом о "росте добровольческой армии", на котором практически в точности от и до изображен карниловец. Никакого отношения к дроздовцам его форма не имеет.
Поэтому, в целях более подробного изучения истории белого движения не могу не поделиться накопленным материалом. Изображения взяты с разных источников. На авторство ни в коем случае не претендую.


В. Ц. О.

  • Гость
Re:Униформа белой армии
« Ответ #1 : 10.11.2011 • 22:53 »
Богатейший по информации сайт, касающийся униформы армий Колчака, Семенова, Ижевцев, Воткинцев и т.д. То есть тех, кто воевал на территории Поволжья, Сибири и Дальнего Востока.

http://kolchakiya.narod.ru/

Оффлайн Abigal

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: бХЭ 2010
  • Сообщений: 673
  • Спасибо: 179
Re:Униформа белой армии
« Ответ #2 : 10.11.2011 • 23:03 »
Богатейший по информации сайт, касающийся униформы армий Колчака, Семенова, Ижевцев, Воткинцев и т.д. То есть тех, кто воевал на территории Поволжья, Сибири и Дальнего Востока.

http://kolchakiya.narod.ru/

Благодарю Вас за столь ценную информацию! Это действительно очень интересно! За ссылку на проект отдельное спасибо!
"Я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу Родине своей, которую ставлю выше всего."
***
«Конечно, меня убьют, но если бы этого не случилось, – только бы нам не расставаться".
Александр Васильевич Колчак

"...Если Новая Россия забудет Вас - России, наверное, не будет."

Правила проекта "Белая гвардия"

В. Ц. О.

  • Гость
Re:Униформа белой армии
« Ответ #3 : 11.11.2011 • 00:49 »
Ниже приводится ссылка на журнал "Цейхгауз", в котором имеется статья про "Цветные полки" ВСЮР.

http://libinfo.org/jour/jour110.pdf

Оффлайн Александр Гирин

  • Полковник
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: ФХЪ 2011
  • Сообщений: 233
  • Спасибо: 72
  • Делай что должно и будь, что будет
Re:Униформа белой армии
« Ответ #4 : 09.03.2012 • 17:08 »
В школьную программу Новой России стоило бы ввести такую книгу как «Дроздовцы в огне» Туркул. Эта книга написана не уездным врачом, имеющим весьма посредственное отношение к Освободительной борьбе, а человеком, который командовал своеобразной «гвардией» Добровольческой армии – дроздовцами. Тем воинским соединением, которое задолго до СС надело на себя чёрную униформу. * – Черная форма, конечно, не у дроздовцев, а у марковцев.

В 1881 году в Русской Императорской Армии для нижних чинов устанавливается мундир темно-зеленого, практически черного цвета (зеленый оттенок можно было различить только при ярком освещении), но впоследствии в целях экономии было повелено заменить темно-зеленый дорогой краситель более дешевым черным. Никакого символического значения переход на черный цвет формы не имел. К слову, подобная тенденция наблюдалась и в других европейских армиях. Так официально называвшиеся темно-синими мундиры Германской Армии и мундиры офицеров Французской Армии (в отличие от солдат, чей мундир действительно оставался темно-синим) приобрели черный цвет. До настоящего времени черный цвет, официально считающийся темно-синим сохранился у Французской Национальной Жандармерии.

Источники:
1. Ульянов И. Э. Регулярная пехота 1855–1918 / История Российских войск. М., Издательство ACT, 1998. С. 94–98.
2. Чернушкин А. В. Русская армия XIX – начала XX века: 1801–1825: Кавалерия – Артиллерия – Казачьи войска – Ополчение. 1825–1917: Пехота –Кавалерия – Артиллерия / М., Издательство ACT, 2004. – 180, [4] с: цв. ил. – (Энциклопедия вооружения и военного костюма). С. 135–150
3. Керсновский А.А. История русской армии: В 4 т. М., «Голос», 1992. Т. 3. С. 11–13.


Что же касается символики «адамовой головы» и часто сопутствовавшей ей черной униформы, то по расхожему большевистскому, а потом и советскому представлению «белые несли смерть» и были «палачами трудового народа». Однако черный цвет в России всегда считался цветом траура – белые как бы носили траур по Родине, выражавшийся в черной форме некоторых частей и соединений на юге и востоке России. Череп с перекрещенными костями, официально именовавшийся «адамовой головой», являлся древнехристианским символом и у русских означал готовность к жертвам, готовность принять смерть за что-либо; в данном случае у белых он символизировал их решимость умереть за Отечество.

Униформа черного цвета была установлена для Корниловских, Марковских, Алексеевских и Дроздовских частей Добровольческой Армии.

Офицеры корниловских частей чаще всего носили черную гимнастерку с белым кантом на грудном разрезе (планке), обшлагах рукавов и иногда на нагрудных клапанах карманов. Погоны их остались такими же, как и в 1917 г., но с белой выпушкой и серебряной шефской буквой «К» (без черепа). Офицерские шаровары черные, типа галифе, с белым кантом. Фуражка стала красно (тулья) – черной (околыш) с тремя белыми выпушками, черным козырьком и обычной офицерской кокардой. Походные погоны – такие же, как и у ударников, которые продолжали носить черно-красные погоны с белой выпушкой и без черепа (иногда с шефской литерой «К»). Фуражка рядовых и унтер-офицеров – ударников тоже изменилась: теперь они чаще носили бескозырки черно-красного цвета с двумя белыми выпушками и обычной солдатской кокардой вместо черепа. Петлицы, как и металлический прибор, остались прежними. Шинели стали общеармейскими. В будущем для офицеров предполагались черные тужурка и шинель, для ударников – черная шинель с серебряными пуговицами в один ряд посередине и белыми ремнями. Многие офицеры и ударники в 1918–1920 гг. продолжали носить ударный красно-черный угол на правом рукаве. Кроме того, в связи с хронической нехваткой обмундирования корниловцы часто носили защитную форму, но с соответствующими эмблемами.

В конце 1917-го – начале 1918 г. для 1-го Офицерского батальона была установлена особая форма. Ее основными цветами стали черный («смерть за Родину») и белый («воскресение Родины»). В связи с тем, что батальон зародился на казачьей земле, чины его должны быт носить черную барашковую папаху с белым верхом, перекрещенным черным шнурком, черный башлык с белой кистью и таким же шейным шнурком, а также казачью шашку вместо обычной офицерской. Форма включала фуражку с белой тульей (с черной выпушкой) и черным околышем (с белыми выпушками), черную гимнастерку с белым кантом по нижнему шву воротника, черные бриджи с таким же кантом, черные же погоны с белыми выпушкой и просветами и шинель с черными петлицами, имевшими белые канты. Для офицеров околыш фуражки, погоны и петлицы – черного бархата, для рядовых – черного сукна. Однако в связи с отсутствием средств батальон, а впоследствии и полк, обмундировывался очень медленно, причем в 1918 г. в основном это отразилось лишь на появлении у всех его чипов черных погон.
После смерти генерал-лейтенанта С.Л. Маркова 1-я рота 1-го Офицерского генерала Маркова полка получила на свои черные погоны белый шефский вензель «ГМ». Сформированные в 1919 г. 2-й и 3-й полки стали отличаться от 1-го тем, что для 2-го при черной форме 1-го добавился белый кант вдоль планки гимнастерки, а для 3-го – к форме 2-го – белый кант на обшлагах рукавов гимнастерки. Эта система часто не соблюдалась, и белые канты могли носиться даже на клапанах нагрудных карманов.

Для алексеевцев-пехотинцев традиционными являлись синий и белый цвета – цвета молодежи, из которой состоял Партизанский пеший казачий полк. В середине апреля 1918 г., после боя за с. Гуляй-Борисовку, во время Пасхальных праздников, партизаны впервые надели свои синие с белым кантом погоны, сшитые для них женщинами села. Впоследствии они стали носить фуражки с белой тульей (с синей выпушкой) и синим околышем (с двумя белыми выпушками). У офицеров чаще всего были синие погоны с белыми выпушками и просветами, однако встречались и серебряные галунные погоны с синими выпушками. Шефская литера «А» славянской вязью появилась после дарования полку шефства генерала М.В. Алексеева, однако ее далеко не всегда носили па погонах. Черную гимнастерку, по-видимому, надевали не часто. Она имела на планке, клапанах нагрудных карманов и обшлагах белую выпушку. На защитной гимнастерке синяя выпушка была на разрезе воротника (очень редко), планке, клапанах карманов и обшлагах. С 1919 г. алексеевцы носили британское обмундирование, обувь и снаряжение.

До начала лета 1919 г. дроздовцы носили русское и британское обмундирование без ставших затем знаменитыми дроздовских отличий. С этого времени стрелки имели фуражку с малиновой тульей (с белой выпушкой) и белым околышем (с двумя черными выпушками), малиновые погоны с белой и черной выпушками, черными просветами и желтой (золотой) литерой «Д» (у некоторых чинов 2-го Офицерского полка – малиновый погон с таким же просветом, с белой выпушкой и золотым Российским Императорским орлом в нижней части). Белая гимнастерка имела малиновую выпушку на обшлагах и клапанах нагрудных карманов и малиновую тесьму по разрезу борта.

Источник:
Гражданская война в России 1917–1922. Белые армии / Дерябин А.И.; Чудож. Р.Паласиос-Фернандес. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003 (Военно-историческая серия «СОЛДАТЪ»). С. 6, 18, 20, 22, 24.



Черная униформа СС была разработана оберфюрером СС профессором Карлом Дибичем. Черный и белый цвета Тевтонского ордена (серебренный приборный металл), а затем Пруссии, символизировали реинкарнацию ордена в лице СС.

Источник:
Уильямсон Г. СС – инструмент террора // Пер. с англ. А.В. Бушуева, И.С. Соколова, – Смоленск: «Русич», 1999. С. 37.


Из всех атрибутов униформы СС лишь одна эмблема прошла через всю историю существования этой организации, превратившись в самый известный ее символ. Это череп, или «Мертвая голова» (Totenkopf). Зачастую можно услышать мнение, что череп использовался в качестве эмблемы с одной простой целью – вселить ужас в сердца тех, кто ее видел. На самом деле он символизировал непосредственную и эмоциональную связь с прошлым, и в особенности с элитными военными отрядами времен Священной Римской империи. Средневековая немецкая литература и романтические поэмы наполнены обращениями к темным силам, символами смерти и разрушения. В качестве типичного примера можно привести короткий отрывок из эпической поэмы, написанной в XV в. Гарнье фон Сустереном:

«Вот рыцарь! Мрачной
Чернотою страшен.
В руках – кровавый флаг,
Шлем черепом украшен...»

В 1740 г. изображение черепа без нижней челюсти на фоне перекрещенных костей было вышито серебряной нитью на погребальных покрывалах короля Пруссии Фридриха-Вильгельма I. В память об этом короле 1-й и 2-й лейб-гусарские полки, сформированные через год после его смерти и представлявшие из себя элитные подразделения личной охраны прусских королей, получили униформу черного цвета, а их гусарские шапки были украшены массивным изображением черепа. Традицию в 1809 г. подхватило государство Брауншвейг, когда «Мертвая голова» была введена в качестве эмблемы 17-го гусарского полка и 3-го батальона 92-го пехотного полка. Брауншвейгский вариант слегка отличался от прусского: череп был развернут в анфас, а перекрещивающиеся кости помещались под ним.

Во время Первой мировой войны «Мертвая голова» использовалась в качестве эмблемы в ряде ударных подразделений германской армии, в особенности в штурмовых частях, в танковых батальонах и у огнеметчиков. Некоторые пилоты, в том числе и такой воздушный ас, как лейтенант Георг фон Хантельманн, также использовали различные варианты «Мертвой головы» в качестве своих личных эмблем.

В 1918 г. практически сразу после окончания военных действий эта эмблема возникла вновь. На этот раз ее стали рисовать краской на шлемах и автомобилях члены некоторых наиболее известных отрядов Добровольческого корпуса. Благодаря ассоциации с этими формированиями эта эмблема становится символом не только бесстрашия и самопожертвования на войне, но также и послевоенного традиционализма, антилиберализма и антибольшевизма.
Поэтому неудивительно, что члены ударной группы «Адольф Гитлер» также приняли «Мертвую голову» в качестве своей эмблемы, получив в свое распоряжение в 1923 г. небольшую партию соответствующих армейских кокард. Их преемники из СС эмблемы в виде прусского варианта «мертвой головы» без нижней челюсти использовали в качестве кокард в течение следующих 11 лет. Будучи личной охраной Гитлера, они любили сравнивать себя с гусарами-телохранителями времен Второго рейха, которые были известны как «черные гусары Мертвой головы» и любили распевать свою старую полковую песню с такими эмоциональными словами:

«Мы в черное одеты,
Мы кровью залиты,
На шлемах наших – черепа.
Ура! Ура!
Мы стоим непоколебимо!»

В 1934 г. прусский вариант «Мертвой головы» начал использоваться в качестве эмблемы новых элитных танковых подразделений германской армии (которые были, по сути, преемниками кавалерийских полков Германской империи). После этого эсэсовцы придумали для себя новый вариант «Мертвой головы» – с нижней челюстью, который и использовался впоследствии.

Главные изменения в эсэсовскую униформу были внесены в 1932 г. Это произошло благодаря правительству Германии. Оно потребовало, чтобы CA и СС приобрели более «респектабельный» вид. Это было условием отмены запрета на униформу для политических организаций. 7 июля того же года коричневые рубашки и кепи были заменены в СС на черные мундиры и фуражки, которые напоминали обмундирование имперских лейб-гусар. Сперва новые образцы формы получили офицеры, а затем и рядовые члены СС. На протяжении 1933 г. ее носили наряду с традиционной униформой, пока все эсэсовцы не были экипированы по-новому. К середине 1934 г. было выпущено уже достаточное количество комплектов черного обмундирования, чтобы оно окончательно стало общепринятым.

Источник:
Охранные отряды НСДАП. Общие СС // Р. Ламсден; Пер. с англ. А.В. Красулиной; Худож. П. Хэннон. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003 (Военно-историческая серия «СОЛДАТЪ»). С. 21, 30-31.


Таким образом, при общих чертах, таких как элитарность, верность традициям и готовность к жертвам, «адамова голова» и черный цвет униформы соединений Добровольческой Армии и Общих СС имеет совершенно разное символическое значение. «Смерть за Родину» и «воскресение Родины» в Белой Гвардии и возрождение тевтонского духа для борьбы, в первую очередь с восточными славянами, в СС.
"За Единую, Великую и Неделимую Россию!"