СВЯТЕШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: ГОСПОДЬ СУДИЛ ЕМУ НЕСТИ ЖРЕБИЙ ПАТРИАРШЕГО СЛУЖЕНИЯ В ТРУДНОЕ, ПЕРЕЛОМНОЕ ВРЕМЯ
25 февраля 2012 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, по окончании Божественной литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литию у гробницы приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II в Благовещенском приделе собора, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
По окончании заупокойного богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с кратким словом:
«Всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, матушки игумении, сердечно благодарю за молитву о почившем приснопамятном Святейшем Патриархе Алексии. Господь судил ему нести жребий Патриаршего служения в трудное, переломное время, когда, с одной стороны, были явлены великие милости Божии нашему народу и нашей Церкви, а с другой — много было и трудностей, и скорбей, и поношений, так же как, может быть, и во времена святителя Алексия. И Святейший Патриарх пронес этот жребий своего служения, оставив светлую память у всех нас, в наших сердцах и в наших молитвах.
Благодарю вас сегодня за то, что вы собрались у могилы нашего Первосвятителя и вознесли о нем от сердца своего молитвы ко Господу, ибо верим, что этими молитвами и приклоняется милость Всемилостивого Отца нашего Небесного каждому, кто переступает порог физической жизни и входит в жизнь будущего века.
Мы молились о том, чтобы Господь сотворил в сердцах наших вечную молитвенную память о Святейшем Патриархе Алексии, и верим, что так и будет: в Церкви будет храниться молитвенная память о Первосвятителе, который подвигом жизни своей засвидетельствовал верность Христу и Его Церкви. Аминь».
СЛОВО В ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Благий наш Бог, который дарует нам жизнь и ведет нас от одного времени нашей жизни до другого, и ныне Промыслом Своим привел нас к порогу святого поста, в котором каждый из христиан подвизается и трудится ради спасения своей души, по своему произволению и желанию (Феодор Студит. Поучение 46-е).
Вновь Ангел святой Четыредесятницы будет простирать свои благие крыла над всеми, хотящими вступить на это поприще и вновь Святая Церковь будет молить Господа принять пост ее детей, подать им покаяние во спасение и даровать благословение духовное на совершение этого пути к обретению утраченного нами Рая.
Между всеми временами года наступающие дни святого поста есть время весны и обновления для душ наших. Они — тихое пристанище, куда все стекаются для обретения духовной тишины: и монахи, и миряне, ибо время это полезно и спасительно для всякого рода и возраста людей в исполнении закона Божьего и Его заповедей для всех единых (Феодор Студит. Поучение 47-е).
Сегодня святой апостол Павел обратился к нам со словами: «Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света». (Рим 13, 11–12)
Земные властители, готовясь к битве, призывают под свои знамена только самых умелых и сильных наемников для победы над врагом и вручают им самое смертоносное оружие.
Наш Владыка — Христос Спаситель, призывая в свое святое ополчение всех, никого не отвергает. Для каждого найдется подвиг посильный: и для крепких мужчин и немощных жен, для дерзающей и цветущей юности и для дряхлеющей старости, уже не могущей переступить порог жилища своего. Все призываются к духовной брани над самым главным нашим врагом — над нами самими, своими необузданными и греховными страстями, через которые уловляет нас супостат диавол.
Мы все воины Христовы и поэтому заступаем на божественную стражу со священным оружием, врученным Самим Господом.
Некогда, выходя на подвиг распятия Себя ради нас, сорок дней Он постился в пустыне и нам показал в посте оружие против диавола. «Сей род (диавольский) изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17, 21). Если воин, бросивший земное оружие из рук своих на поле брани подлежит суровому земному суду, то как мы можем бросить в грязь малодушия и неверия божественное оружие?
Господь наш Иисус Христос в пустыне благословил пять хлебов, напитал пять тысяч народа хлебом и водою. Он мог бы повелеть, если бы захотел, чтобы там появились всякого рода явства; по этим Он подал нам пример воздержания, чтобы мы заботились только о необходимом.
Пост сначала кажется для нас делом трудным, а по расслабленности нашей — даже непривычным, но если мы день ото дня будем прилагать усердие и понуждение, то при помощи Божией нам будет легче.
Если же мы хотим, чтобы пост наш был истинным и приятным Богу, то с воздержанием в пище, будем воздерживаться и от всякого греха душевного и телесного, как поется об этом в церкви: «пост совершим не только удалением от брашен, но отчуждением от всякой греховной страсти» (Феодор Студит. Поучение 47-е).
Не одни мы выходим на поприще поста — с нами молитвы всей Церкви — и Церкви Земной, видимой, собрания верных христиан, приносящих молитвы Творцу мира и о себе и о своих братьях и сестрах.
С нами и молитва и помощь Церкви Небесной — всех святых ее. О святые Божии человеки! К вам обращаемся с молитвой: вы победили врага-человекоубийцу и плоть свою распяли с ее греховными страстями и желаниями. Вы о нас помолитесь, усердно молим вас, да дарует и нам Господь победу в предстоящем делании духовном и да подаст нам благодатные силы к одержанию святой победы. (Иоанн Кронштадский. Дневники. 1871 г.)
Преподобный авва Дорофей в одном из поучений пишет (Авва Дорофей. «Душеполезные поучения. Поучений пятнадцатое».), что в ветхом законе написано было, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали и, делая так, они имели благословение во всех делах своих.
Помня об этом и святые отцы установили и предали на помощь нам как великое благодеяние для наших душам завет более высокий — чтобы мы отделяли десятину от самих дней жизни нашей и посвящали ее Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года. Рассудив так, они освятили нам из трех сот шестидесяти пяти дней года сии семь недель святой Четыредесятницы.
Помня это и при помощи Божией, вступая на путь Святой Четыредесятницы для того, чтобы и в радости духовной стремясь встретить празднование главного таинства нашей веры — Воскресения Христа Спасителя, будем помнить что и вся временная и многоскорбная наша жизнь уподобляется некоторыми святыми отцами Святой Четыредесятнице.
Хотя велик и ни с какими праздниками не сравним торжественный день Воскресения Христова, но он есть только образ иного, торжественного и нескончаемого дня духовной радости, предтеча Пасхи Вечной
Нынешняя же наша жизнь многобедственна, — писал святой Григорий Богослов на склоне жизни (Григорий Богослов. «О малоценности внешнего человека и о суете настоящего»), и хотя в ней много путей, на каждом из них скорби; нет добра, к которому бы не примешивалось зло. Богатство — неверно; быть в подчинении — тягостно; бедность – узы; красота – кратковременный блеск молнии; молодость – временное воскипение; седина – скорбный закат жизни; слава – воздух; супружество – иго; многочадие – необходимая забота; бесчадие – болезнь… Смертным все трудно; все здешнее – тень, призрак, круг, вечно кружащийся, возобновляющий все, подобное прежнему, и разрушающийся – во временах года, днях, ночах, трудах, смертях, заботах, болезнях, падениях, успехах. И это дело Божией премудрости, что все непостоянно, чтобы мы сохраняли в себе любовь к Постоянному, к Богу.
"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают, и крадут; но собирайте себе сокровища на небе,
где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают, и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6,19–21)
такими словами Своего Евангелия Спаситель напутствует нас на пост.
В поучении Праведный Иоанн Кронштадский вопрошал в одном изпоучений («Поучение в Неделю сыропустную»):
У кого сокровище — один Бог? и Его святые законы — святая добродетель, а тело с его страстями и желаниями в презрении и уничижении?
Чье сердце не привязано к земным сокровищам, какого бы рода они не были?
Кто не пристрастен к своей плоти, к земной чести и славе, к земному богатству, к земной красоте, к земным удовольствиям разного рода и земным всяческим предметам, иногда до забвения Бога и Его святых заповедей, до забвения небесной природы своей души, ее образа и подобия Божия, ее назначения к вечной жизни в Боге и с Богом?
У кого нет идола гордости в сердце, не позволяющего склонится главою в смирении и прощении ближнего своего.
Если есть таковые — то пусть оставят это церковное собрание, потому что мы, изгнанники Рая, пришли сегодня в храм не для самолюбования своими мнимыми добродетелями, но для сугубого плача души и покаянной молитвы пред Богом.
Мы все должны сознаться, что собираем неистинные сокровища. Долго ли им обманывать нас? Не сегодня-завтра, или спустя неведомое время, наше тело разрушится от болезней или старческой немощи, и этот хлам вместе с телом оставят нас; что же останется нашей душе? Ничего. А ведь она вечна и ей понадобятся в том веке вечном и сокровища вечные, ей свойственные: о Христе упование и любовь к Богу и ближнему, милосердие, смирение и воздержание, чистота, правота чистой совести, незлобие и мир.
Поэтому и приблизилось время для собирания этих сокровищ, пришло время вырастить на поле свой души райский сад из этих добродетелей. Пришло время запастись духовным елеем, и пока еще есть время дней жизни нашей, познаем грехи свои, покаемся и исправимся.
На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Господь во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? (см.: Ав 2, 1) вопрошал святой пророк Аввакум, и мы с ним спросим себя: каков будет наш пост? Каково будет покаяние?
Если Бог, Его святая воля, Его правда и вечная жизнь с ее бесконечными благами — наше сокровище, то и пост наш будет искренний, нелицемерный, и покаяние будет пылкое, твердое, неизменное; ибо только такое покаяние снова возвращает нам наше утраченное грехами сокровище бесценное — Господа Бога и Его благодать.
Но если сокровищем нашим по прежнему будет наша плоть и мир с его исчезающими благами, то и пост наш будет не искренний и покаяние будет только поверхностное, нерешительное, заурядное и бесплодное.
Скоро пройдут эти святые дни нашей таинственной жертвы человеческим страданиям Бога и приблизится час церковного ликования.
Будем же поститься, бодрствуя на страже души своей так, чтобы с чистым сердцем и неосуждающей совестью, как обетование небесное услышать в день праздника знакомые и дорогие сердцам нашим слова:
«Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Внидите вси в радость Господа своего,.. никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть — Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь».
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ В СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
13 / 26 февраля 2012 г. Прощеное воскресенье. Неделя сыропустная. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря.
http://www.pravoslavie.ru/podcasta/Adamovo_izgn_lit_260212-e9ff3b.mp3