Автор Тема: Боевая деятельность ПЛ «Акула» в 1914 году.  (Прочитано 14618 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Приложение 2. Меркушов В. А. «Записки подводника 1905-1915» М.: Согласие, 2004г.

                                                       Боевая деятельность ПЛ «Акула» в 1914 году.

                       12 (25) июля бригада подводных лодок Балтийского моря в составе 1-го дивизиона: «Акула», «Минога», «Макрель», «Окунь»; 2-го дивизиона: «Аллигатор», «Дракон», «Кайман», «Крокодил»; транспортов-баз «Хабаровск» и «Европа», старого миноносца «Перископ» (служившего катером для ловли мин при учебной стрельбе) стояла в Балтийском Порту, готовясь в час ночи выйти на двухдневные маневры с надводным флотом. В семь часов утра начальник бригады ПЛ  контр-адмирал П. П. Левицкий и начальник 1-го дивизиона капитан 2 ранга С. Н. Власьев ушли на  «Перископе» в Ревель на заседание для ознакомления с программой предстоящих маневров. Но уже вечером  Сергей Николаевич связался по телефону с вахтенным начальником подводной лодки «Акула» мичманом Терлецким и через него передал приказание командирам, чтобы лодки, насколько возможно, пополнили судовые запасы и приготовились к походу в финляндские шхеры на неопределенное время. На вопрос, что случилось, капитан 2 ранга Власьев сообщил, что Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, требования которого совершенно неприемлемы. Сербия  просит нашего заступничества, потому вместо обсуждения деталей маневров собравшимся на совещание на крейсере «Рюрик» приходится обсуждать мероприятия для подготовки к войне, так как командующий флотом Балтийского моря адмирал Эссен не разделяет мнения Петербурга о возможности мирного разрешения конфликта.
                       13 (26) июля в составе бригады перешли из Балтийского Порта в финские шхеры на рейд Векшер (между Поркаллаудом и Лапвиком).
                       16 (29) июля минный склад транспорта «Хабаровск» весь день перевооружал новыми минами (образца 1910 года) подводную лодку «Акула», снимая с нее ранее погруженные (образца 1908 года).
                       18 (31) июля получен приказ командующего флотом выходить на позицию готовиться к бою. Лодки бригады в сопровождении транспорта «Хабаровск» заняли позицию поперек Финского залива, в 19.45 снялись с позиции и вернулись.
                       20 июля (2 августа) в 02.40 по радио командующего флотом бригада ПЛ  вышла в Финский залив на старую позицию поперек Финского залива, простояв день в надводном положении «Акула» с остальными вернулась на рейд Векшер, где получила приказ командующего флотом от 19 июля 1914 года за №2 об объявлении государем войны.
                       29 июля (11) августа в 4 ч. утра бригада после девяти дней стояния в гавани вышла на старую позицию поперек Финского залива. Посылка лодок состоялась по инициативе начальника бригады, опасавшегося, что за возвращающейся эскадрой, быть может, идет неприятель. За это  адмиралу сильно попало от командующего флотом. В результате к подводным лодкам, стоявшим на позиции в полном надводном положении, все время подходили разные миноносцы, командиры которых кричали: «Ради Бога, не погружайтесь, так как около полудня наша эскадра пойдет на ост! Командующий флотом приказал предупредить все подводные лодки, чтобы вы чего-нибудь не перепутали!» Иначе говоря, как командующий флотом, так и остальные офицеры считали, что лодки под водой настолько слепы, что, даже глядя в перископ, не смогут отличить своих кораблей от неприятельских. После полудня снялись и ушли в шхеры.
                       В августе  «Акула» сходила в  Ревель для замены гребного винта. 24августа (6 сентября) днем она вернувшись из Ревеля присоединилась к лодкам бригады на позиции и в  десять часов вечера возвратилась с ними на рейд Векшер.
                       25 августа в 05.30 бригада вновь вышла на позицию. В 10. 30 «Акула», стоя на позиции, приняла радио начальника бригады с приказанием идти на разведку в Балтийское море и действовать по усмотрению. В 11 ч. утра начальник бригады, подойдя на миноносце «Молодецкий», дал последние инструкции, после чего «Акула» под бортовыми дизель-моторами пошла по назначению. В 16 ч. лодка прошла завесу дозорных крейсеров и около 19 ч. прибыла в назначенный квадрат. Неприятеля видно не было. Состояние моря было четыре балла, ветер - два балла, зюйд-вестовая часть горизонта - в легкой мгле. Ввиду скорого наступления темноты командир решил подойти ближе к шведскому берегу, где предполагал, не тревожимый противником, произвести зарядку аккумуляторов, а в 4 ч. утра вернуться на свое место.
26 августа в 00.20 в темной части горизонта на расстоянии 4-6 кабельтовых обнаружили шедший на пересечку неприятельский крейсер. Из-за волны «Акула» шла в полном надводном положении и на ее погружение требовалось три минуты. Оба дизель-мотора были немедленно остановлены, руль положен право на борт, чтобы лечь на параллельный курс и тем оттянуть время столкновения, электромотору дан полный ход вперед - и начали погружение. Благодаря данной отрицательной плавучести «Акула» быстро ушла на глубину 80-90 футов, причем крейсер прошел над ней (позади рубки) и шум его винтов был отчетливо слышен, кроме того, по лодке успели сделать один выстрел из орудия.
Взяв курс норд-вест 60 градусов шли до 1 ч. 10 м. ночи, причем обнаружилось, что сальник среднего гребного вала  пропускает воду, уменьшавшую плавучесть лодки, затруднявшую управление и грозившую подмочить электромотор.
В 1 ч. 30 м. ночи «Акула» всплыла, и средний дизель-мотор пустили на зарядку аккумуляторов. В 2 ч. ночи дали ход бортовыми дизелями и пошли на вест в надежде уйти подальше от путей противника и там спокойно закончить зарядку батареи.
В 4 ч. 05 м. утра увидели два германских миноносца, шедших справа контр-курсом в расстоянии 1-2 кабельтовых. Застопорив дизеля, начали погружение, - миноносцы, охватывая лодку с кормы и левого борта, бросились в атаку. Погружаясь, «Акула» успела развернуться и выстрелить миной из кормового аппарата с расстояния 1-1,5 кабельтова, что заставило немецкие миноносцы отойти и временно отказаться от таранного удара. Придя на глубину 45 футов, дали самый малый ход и легли на ост. С тех пор миноносцы не выпускали «Акулу» из виду, так как благодаря наступившей штилевой погоде за ней тянулся  масляный след, точно указывавший направление движения лодки под водой.
Масляная же дорожка получалась от того, что вместе с водою выкачивалось из трюма машинное масло, стекавшее туда из подшипников. Лодка, не показываясь на поверхность, меняла курс и, несмотря на это, каждый раз подымая перископ, всегда находила за кормой оба неприятельских миноносца, шедших ей в кильватер.
В 6 ч. 05 м. утра, когда показалось, что преследователи потеряли лодку из виду, «Акула» начала всплывать, но в 10-12 кабельтовых за кормой обнаружила те же миноносцы, открывшие огонь. Снова пришлось уходить на глубину и менять курс на норд-ост 10 градусов.
Долго личный состав ломал голову, отыскивая причины, казалось бы, непонятного явления и уже отчаиваясь в благополучном исходе похода, когда сообразили, что всему виной должно быть машинное масло и если прекратить на время выкачивать воду из трюма, то, вероятно, удастся уничтожить предательский след. Так оно и вышло. Рискуя подмочить электромотор и, потеряв плавучесть, уйти на дно, застопорили помпу, изменили курс и шли до 11 ч. 10 м. утра, когда, наконец, избавились от преследования и всплыли на поверхность после семичасового хода под водой, имея почти разряженную батарею аккумуляторов.
Сейчас же приступили к зарядке батареи, а через двадцать минут дали ход и легли на норд-ост 70 градусов.
В 16 ч. на расстоянии 8-9 миль видели слева по траверзу германский двухтрубный крейсер типа «Нимфа» - «Амазоне», шедший на зюйд-вест 10-20 градусов со скоростью 18-20 узлов. «Акула» погрузилась, а когда крейсер скрылся, пошла тем же курсом, продолжая зарядку аккумуляторов. Пользуясь тихой погодой, держались в крейсерском положении, причем в норд-вестовой части горизонта виднелись подозрительные дымки, постепенно удалявшиеся на юг.
В 16 ч. 35 м. изменили курс на банку Олег и, придя сюда в 20 ч. 50 м., остались на ночевку.
27 августа в 4 ч. 20 м. утра дали ход и легли на ост. В 5 ч. 30 м., находясь на курсе зюйд-вест 45 градусов, в восьми [242] милях от маяка Богшер заметили, что бывшие на горизонте миноносцы повернули на лодку и прибавили ход.
Считая миноносцы за неприятельские, командир «Акулы» капитан 2 ранга С. Н. Власьев подпустил их на 40-50 кабельтовых, после чего ушел под воду, причем были слышны два удара, похожие на разрывы снарядов, но места их падения не видал.
Придя на глубину 40 футов, легли на ост и шли самым малым ходом, все время видя на норд-весте дымки миноносцев.
В 8 ч. 40 м. утра, придя на глубину 25 футов, Сергей Николаевич увидел нашу эскадру, шедшую с тралами на вест. Продув одновременно воду из всех цистерн, «Акула» выскочила на поверхность. Подошедший миноносец «Новик» передал приказание командующего флотом идти на соединение с бригадой подводных лодок. Сообщив на миноносец о встречах с неприятелем, С. Н. Власьев направился к банке Аякс, но, подходя к банке Сандхара, получил радио начальника бригады идти в Моонзунд, куда «Акула» прибыла в 20 ч. того же 27 августа. Несмотря на скудость доставленных сведений, поход явился проверкой подготовки личного состава подводного плавания, оказавшейся выше всякой похвалы.
                       9 (22) сентября германский флот приступил к демонстративным действиям у Курляндского побережья, носящим характер приготовления к высадке десанта. Для предупреждения высадки десанта у Виндавы, туда была послана подводная лодка «Акула», которая вместе с канонерской лодкой «Храбрый» вышла в Рижский залив и ночевала, стоя у маяка Домеснес. На следующее утро «Акула» вышла в Балтийское море. 11 (24) сентября, никого не найдя, «Акула» вернулась в Моонзунд. 26 сентября (9 октября)  «Акула» вышла утром из Моонзунда, но в тумане села на мель на банке Некмангрунд. «Акула» быстро снялась и, став на бакштов подошедшего миноносца «Страшный», занялась выяснением характера полученных повреждений.
                       30 сентября (13 октября) в Адмиралтейский бассейн Ревеля вошла «Акула», которая 29 сентября (12 октября) в сопровождении транспорта «Хабаровск» вышла из Моонзунда для ремонта и, проведя ночь в Балтийском Порту, так и не видев германской подводной лодки потопившей крейсер «Паллада», пришла в Ревель. Стоянка на мели на банке Некмангрунд стоила лодке вмятины на корпусе против средней цистерны, причем сломано три шпангоута, погнуто ограждение среднего винта, заклинившее винт, а потому ходить под водой было невозможно. Таким образом, в конце сентября весь 1-й дивизион подводных лодок Балтийского моря («Акула», «Минога», «Макрель», «Окунь») оказался выведенным из строя и чинился в ревельском порту. 5 (18) октября «Акула» вошла в док для ремонта корпуса, и 14 (27) октября покинула его.
                               26 октября (8 ноября) экипаж «Акулы» закончил работы по ремонту и проверив их погружением на большую глубину, сообщил о готовности  к походу.
                      30 октября (12 ноября) «Акула» вместе с ПЛ «Дракон» вышли из Ревеля. 31 октября (13 ноября) «Акула» после ночевки у Тахконы перешла к Нижнему Дагерорту. 2 (15) ноября в 06.45 «Дракон» и «Акула» снялись с якоря у Нижнего Дагерорта и пошли по назначению: первый - в Утэ, а вторая - на поиск к Данцигу. Из-за большого волнения «Дракона» клало на борт на сорок пять градусов, и в 7 ч. 45 м. утра он вынужден был повернуть обратно. Перед поворотом видели на норд-ост «Акулу», которая, приняв «Дракона» за германскую подводную лодку, срочно погрузилась, причем ввиду малой глубины коснулась грунта, погнув ограждение среднего винта, который заклинило. Так как для подводного хода нужен средний винт, поход к Данцигу пришлось отложить и идти в Ревель для ремонта. Куда она пришла 3 (16) ноября.  4 (17) ноября лодка была поднята на плавучий док для исправления ограждения среднего винта, погнутого при погружении 2 ноября у Дагерорта. На следующий день она сошла с дока и стала готовиться к походу. Раньше, чем исполнить приказание идти к Данцигу, продержаться перед ним двое суток и, если атаковать никого не удастся, постараться обнаружить свое присутствие, пришлось подумать, каким образом увеличить запас смазочного масла. Дело в том, что из-за большего расхода, чем рассчитывали строители, масла хватало только на половину района плавания на поверхности, и его запас не соответствовал запасу топлива. Вопрос решили путем погрузки добавочного масла в концевые цистерны с тем, чтобы по мере расхода доливать его в специальную масляную цистерну, находящуюся внутри лодки. Присутствие наглухо запаянных банок с маслом в балластных цистернах, наполняемых водой при погружении, представляло массу неудобств, но с ними приходилось мириться, иначе «Акула» не могла бы идти так далеко.
                      5 (18) ноября лодка вышла из Ревеля. Из-за свежей погоды и снежной пурги переночевала в Балтийском Порту, а утром следующего дня продолжила поход, на ночь став у маяка Вердер, чтобы из бидонов, взятых из концевых цистерн, пополнить запас машинного масла.
                      7 (20) ноября «Акула» вошла в Рижский залив, а 8 (21) ноября утром появилась перед Данцигом. Прокрейсировав вне видимости с берега целый день, на ночь стали в Данцигской бухте на десять связанных вместе балластин. Ложиться же на дно для отдыха и пережидания свежей погоды «Акула» не могла из-за неподходящих для этого образований корпуса. В море было очень свежо, балластины держали плохо, и под утро их осталось всего две - остальные оторвались.
9 (22) ноября, перейдя на норд-вест от маяка Хела, лодка около полудня встретила шедший с запада небольшой пароход. «Акула» погрузилась и пошла в атаку. Мина, выпущенная из носового аппарата, прошла под носом парохода, который, заметив ее пенистый след, бросился к берегу. Так как срок истек и задача обнаружить свое присутствие была выполнена, капитан 2-го ранга С. Н. Власьев всплыл в виду парохода на поверхность и пошел обратно. Предполагавшаяся перед Данцигом завеса из миноносцев и легких крейсеров противника обнаружена не была. Вообще, за все двое суток пребывания в неприятельских водах никаких судов не видели.
10 (23) ноября на обратном пути, находясь у острова Готланд, произвели пробное погружение, так как бидоны со смазочным маслом, взятые в концевые цистерны, нарушали дифферентовку, сильно затрудняя быстрый уход под воду. У Готланда тоже никакой германской завесы не оказалось, и море было совершенно пустынно. У острова Фарэ встретились с возвращавшейся с севера германской подводной лодкой - обе погрузились и мирно разошлись, торопясь домой.
11 (24) ноября «Акула» стала на якорь у Дагерорта, так как к Утэ пришлось бы подходить ночью, а в море было очень свежо, шел снег и не было уверенности в прокладке.
12 (25) ноября весь день простояли из-за снежной пурги, и только 13 (26)  лодка пришла в Утэ. Ввиду позднего времени года поход был проделан при тяжелых условиях плавания. Постоянная штормовая погода, снежная пурга, холод наверху и такой же - если не больше - холод и сырость в неотапливаемых помещениях внутри лодки, причем качка была настолько велика, что серная кислота выплескивалась из аккумуляторов.
                      14 (27) ноября «Акула» ушла в Люм, откуда вернулась 20 ноября (3 декабря).
                      1 (14) декабря  «Акула» перешла в Люм.
                      3 (16) декабря в час ночи командующий флотом дал радио: «Второго или третьего декабря предполагается выход эскадры в больших силах из Киля в Балтийское море». И вслед за тем принят приказ; «Подводным лодкам быть в готовности выйти по требованию».  «Акула» вернулась из Люма в Утэ. Днем подводные лодки 2-го дивизиона вышли из бухты Утэ и, перейдя к близлежащему острову Финшер, ошвартовались у борта посыльного судна «Спутник». В 19 часов «Акула» по радио командующего флотом вышла навстречу противнику.
4 (17) декабря в 6 часов утра лодка подошла к острову Готска-Санден и начала крейсерство к осту вне видимости с берега. Море было спокойно, и только шедший все время снег мешал наблюдению за горизонтом. В 15 часов от норд-оста показался дым. Лодка погрузилась и, так как дым двигался на зюйд-вест, пошла в атаку. Вскоре дымы в числе пяти повернули на зюйд. «Акула» изменила курс и через некоторое время в расстоянии четырех миль обнаружила германский крейсер типа «Газелле». Видя, что атака не удастся и крейсер пройдет мимо, «Акула» всплыла. Море по-прежнему было спокойно, все так же шел снег. Около 19 часов засвежело. Неожиданно из-за снежной пелены выскочил трехтрубный неприятельский крейсер. Легли на пересечку курса и, заполняя на ходу концевые цистерны, пошли в атаку.
Когда снег несколько разошелся, крейсер был от «Акулы» в двенадцати кабельтовых. Находясь сзади траверза противника, дали ему вдогонку залп из шести мин, из коих ни одна не попала. Неприятель лодку не заметил и скрылся во мгле.
«Акула» всплыла и направилась к южной оконечности острова Готска-Санден, где и стала на якорь. В 23 часа снялись и пошли в Утэ, куда прибыли 5 (18) декабря в 10 часов утра. После обеда перешли в Люм и стали у борта транспорта «Европа».
                      6 (19) декабря «Акула» начала обратный поход и на ночь стала в Ганге, откуда пришла на рейд Векшер.
                      8 (21) декабря «Акула» ушла  в Гельсингфорс, где  10 (23) декабря произвела испытание противолодочной сети, изобретенной начальником Отряда заградителей адмиралом Каниным (в подводном положении сеть прорвать не удалось), после чего перешла в Ревель. Завершив кампанию.  
                      Оценивая труды экипажа в кампании 1914г. командующий флотом своим приказом от 24 февраля (8 марта) 1915 года за №309 наградил команду подводной лодки «Акула» шестью Георгиевскими медалями.
« Последнее редактирование: 05.08.2011 • 13:49 от Abigal »
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ