Автор Тема: Российский императорский флот  (Прочитано 24809 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Abigal

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: бХЭ 2010
  • Сообщений: 673
  • Спасибо: 179
Часть 1
     

Официальной датой рождения Российского императорского флота (так он именовался до Октябрьской революции 1917 г.) считается 1696 год - год зарождения регулярного Российского флота.

[attachment=2]
Гюйс ВМФ Российской империи
Гюйс (нидерл. geus — флаг) — военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом (обычно с 8 часов утра до захода солнца).

[attachment=1]
Кормовой флаг ВМФ Российской империи

Первые Романовы
Первое трёхмачтовое судно построенное в России было спущено на воду в 1636 году во время правления царя Михаила Фёдоровича. Корабль был построен по европейскому стандарту в Балахне кораблестроителями из Гольштейна, Дания, и был назван Фредерик. К несчастью, во время сильного шторма, «Фредерик» затонул в Каспийском море в своё первое плавание.

Во время русско-шведской войны 1656—1658 годов, русские силы захватили шведские крепости Даугавгрива и Кокенхаузен (переименован в Царевич-Дмитриев) на Западной Двине. Боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (дипломат и политик в царствование Алексея Михайловича) основал судостроительную верфь в Царевиче-Дмитриеве и начал строительство кораблей для плавания на Балтийском море. По окончании войны Россия и Швеция заключили Кардисский мирный договор в 1661 году, по результатам которого Россия возвратила Швеции все завоёванные территории и была вынуждена уничтожить все корабли заложенные в Царевиче-Дмитриеве.

Ордин-Нащокин не потерял своих надежд и повернулся к реке Волге и Каспийскому морю. Получив царское разрешение, боярин пригласил датских кораблестроителей в село Дединово находящееся на Оке. Строительство кораблей началось зимой 1667 года. В течение двух лет они закончили строительство четырёх кораблей: фрегата Орёл, и трёх меньших суден. Орёл закончил своё плавание также плачевно как и Фредерик — он был захвачен в Астрахани взбунтовавшимися казаками Стеньки Разина. Казаки ограбили и затем сожгли это судно.

В XVII веке русские купцы и казаки переплыли через Белое море на кочах*, достигли устьев рек Лена, Колыма, и Индигирка, и основали поселения в регионе верхнего Амура. Самым известным из этих первооткрывателей является Семён Иванович Дежнёв — в 1648 году он проплыл по Северному Ледовитому океану всю длину современной России, обогнул Чукотский полуостров, пересёк Берингово море и вышел в Тихий океан.

*Коч — поморское деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое, парусно-гребное судно XI−XIX веков. Кочи первоначально строились без применения металлов. Оснащался мачтой, навесным рулём и вёслами. Также известны и двухмачтовые судна.

Флот Петра Великого
Во время второго Азовского похода 1696 года против Турции, первый раз русские выдвинули 4 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры, и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж. После завоевания крепости Азов, боярская дума обсудила рапорт Петра об этом походе и решила начать строительство Военно-Морского Флота 20 октября 1696 года. Эта дата считается официальным днем рождения регулярного Военно-Морского Флота России, корабли которого были построены на верфях Воронежского адмиралтейства.


Памятник Петру I, Кронштадт.

Балтийский флот Российской империи был построен во время Великой Северной войны 1700—1721 годов. Строительство галерного флота было начато в 1702—1704 годах на нескольких верфях находящихся на эстуариях рек Сясь, Луга и Олонка. Для защиты завоёванных побережий и для атак на вражеские морские пути сообщения в Балтийском море был создан парусный флот из кораблей построенных в России и купленных в других странах. В 1703—1723 годах главная база балтийского флота находилась в Санкт-Петербурге, и после этого в Кронштадте. Новые базы были созданы в Выборге, Гелсингфорсе, Ревеле и Або. Вначале владимирский приказ управлял судостроительными делами, позднее эта функция была передана адмиралтейскому приказу.


Знак в честь 300-летия флота в Севастополе

В 1745 году Военно-Морской Флот имел 130 парусных кораблей включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 бандер и 77 вспомогательных судов. Гребной флот состоял из 396 кораблей включая в себя 253 галеры и скампавеи и 143 бригантины. Корабли были построены на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переяславле, Архангельске, Олонце, Петербурге и Астрахани.


Морской собор, Кронштадт — один из нескольких соборов Военно-Морского Флота Российской империи.

Военно-морские офицеры происходили из дворян — матросы были рекрутами из простонародья. Срок службы во флоте был пожизненным. Молодые офицеры обучались в школе математических и навигационных наук основанной в 1701 году и часто посылались для обучения и практики за границу. Иностранцы часто нанимались для военно-морской службы, например шотландец Томас Гордон — командир Кронштадтского порта. В 1718 году была образована Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления Военно-Морского Флота в России.

Принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий были написаны в морском уставе 1720 года — документе, основанном на опыте зарубежных стран. Петр Первый, Федор Апраксин, Алексей Синявин, Наум Синявин, Михаил Голицын и другие, считаются основателями искусства морского боя в России. Принципы военно-морского дела были дальше развиты Григорием Спиридовым, Фёдором Ушаковым, и Дмитрием Сенявиным.

Военно-Морской Флот Российской империи во второй половине XVIII века
Во второй половине XVIII века Военно-Морской Флот Российской империи был усилен из-за более активной внешней политики России и русско-турецких войн за господство на Чёрном море. Первый раз в своей истории Россия послала военно-морские эскадры из Балтийского моря в удалённый театр боевых действий (Архипелагские экспедиции русского флота, Первая Архипелагская экспедиция). Во время Чесменского сражения 1770 года, эскадра адмирала Спиридова разгромила турецкую флотилию в добилась господства в Эгейском море. В 1771 году русская армия завоевала побережье Керченского пролива и захватила крепости Керчь и Ени-Кале.

После того как русские войска подошли к Дунаю, для защиты дунайского эстуария была сформирована Дунайская военная флотилия. В 1773 году, корабли Азовской флотилии (заново сформирована в 1771 году) вышли в Чёрное море. Русско-турецкая война 1768-1774 годов закончилась победой Российской империи, в её результате к России отошло все побережье Азовского моря и часть береговой линии Чёрного моря между реками Южный Буг и Днестр. Крым был объявлен независимым государством под российским протекторатом и в 1783 году полностью стал частью России. В 1778 году был основан порт Херсон, в котором первый корабль Черноморского флота был спущен на воду в 1783 году. Год спустя там была уже полная эскадра.

Начало XIX века
В конце XVIII — начале XIX веков, Военно-Морской Флот России стал третьим по величине в мире после Великобритании и Франции. Черноморский флот имел в своём составе 5 линейных кораблей и 19 фрегатов (1787 год), Балтийский флот имел 23 линейных корабля и 130 фрегатов (1788 год). В начале XIX века Военно-Морской Флот Российской империи состоял за Черноморского и Балтийского флотов, Каспийской флотилии, Беломорской флотилии и Охотской флотилии. В 1802 году было создано Министерство морских сил (переименовано в Морское министерство в 1815 году).


Адмиралтейство, 1810 год.

В 1826 году был построен первый военный пароход Ижора (73.6 кв или 100 л. с.) вооружённый 8 пушками. В 1836 году был построен первый пароходофрегат Богатырь (водоизмещение — 1340 тонн, мощность — 117 кв (240 л.с.), вооружение — 28 пушек). Между 1803 и 1855 годами русские мореплаватели совершили более 40 кругосветных и дальних путешествий, которые сыграли значительную роль в освоении Дальнего Востока, различных океанов и тихоокеанского операционного региона.

Крымская война и ее последствия
Крыская война (1853—1856)
Медленное экономическое и промышленное развитие России в первой половине XIX века стали причиной её отставания от Европы в области пароходостроения. К началу Крымской войны в 1853 году Россия имела Черноморский и Балтийский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Камчатскую флотилии — общей численностью в 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 16 пароходофрегатов и т. д..

Общее число личного состава флота составляло 91 000 человек. Крепостное право имело очень неблагоприятное влияние на развитие Военно-Морского Флота — особенно на Балтийском флоте, который был известен за особенно жестокую муштру.

Благодаря адмиралам Михаилу Лазареву, Павелу Нахимову, Владимиру Корнилову, и Владимиру Истомину матросы Черноморского флота были хорошо обучены искусству военно-морского дела и морским традициям, поддерживающимся со времен адмирала Ушакова.

Синопское сражение 1853 года продемонстрировало отвагу и героизм черноморцев и тактическое искусство Нахимова. Во время осады Севастополя в 1854—1855 годах русские моряки показали пример как можно использовать все возможные средства для защиты их города на море и суше. По результатам парижского мирного договора 1856 года Россия лишилась права иметь военно-морской флот на Чёрном море. В 1860-х годах устаревший парусный флот Российской империи потерял своё значение и в результате был заменен на паровой.

После окончания Крымской войны, Россия занялась строительством паровых броненосцев, мониторов и плавучих батарей. Эти судна оснащались тяжёлой артиллерией и толстой бронёй, однако были ненадёжными в открытом море, медленными и не могли плавать на дальние расстояния. В 1861 году был спущен на воду первый боевой корабль со стальной бронёй — канонерская лодка Опыт. В 1869 был заложен первый броненосец предназначенный для плавания в открытом море — Пётр Великий.

Конец XIX века
Военно-Морской Флот Российской империи продолжал расширяться в конце XIX века, особенно после прихода к власти царя Николая II, который испытывал влияние американского военно-морского теоретика Альфреда Мэхэна. Несмотря на то, что русская промышленность развивалась большими темпами, она не могла поддерживать постоянно увеличивающиеся потребности флота, и некоторые корабли были заказаны во Франции, Германии, США и Дании. Французские судостроительные инженеры оказали наибольшее влияние на конструкции российских кораблей.

Во время американской гражданской войны Россия направила в атлантические и тихоокеанские порты северян две крейсерские эскадры. Эта экспедиция стала показательным примером того, как сравнительно малыми силами можно добиваться крупных политических успехов. Результатом присутствия всего одиннадцати небольших военных кораблей в районах оживлённого торгового судоходства оказалось то, что крупные европейские державы (Англия, Франция и Австрия) отказались от конфронтации с Россией, побеждённой ими же всего 7 лет назад.

Сознавая своё отставание, Морское Министерство сделало закупки за границей основным способом его преодоления. Существовала и практика закупки головного корабля за границей, затем постройки серии по нему на своих верфях, иногда в ущерб развитию собственного кораблестроения.

Продолжение следует...

Тема составлена по материалам Википедии на тему: Военно - Морской Флот Российский империи.
« Последнее редактирование: 18.02.2011 • 23:19 от Shloder »
"Я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу Родине своей, которую ставлю выше всего."
***
«Конечно, меня убьют, но если бы этого не случилось, – только бы нам не расставаться".
Александр Васильевич Колчак

"...Если Новая Россия забудет Вас - России, наверное, не будет."

Правила проекта "Белая гвардия"

Оффлайн elektronik

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: РТУ 2009
  • Сообщений: 2742
  • Спасибо: 228
Re: Российский императорский флот
« Ответ #1 : 13.02.2011 • 17:15 »
Собирая с сыном модель парусного корабля решили выяснить его историю.
При  возрождении  флота, минуя иерархию церкви, царь Пётр I адресовался непосредственно к Богу,  знáком этого является то, что один из первых линейных кораблей Русского флота назывался прямо “Гото  Предестинация”, что в переводе на русский язык означает «Божье Предопределение».
В России крупные военные парусники строились примерно с конца 1600 г. Первым судном, заложенным на воронежской верфи 19 ноября  1698 г., стал корабль «Гото Предестинация».


В табели о рангах это судно относилось к IV рангу, но оно интересно тем, что полностью было спроектировано «голландским плотником Петром Михайловым»- что под таким именем за границей обучался судостроению Петр I. Декоративное убранство корабля также разработал сам царь.
При разработке проекта Петр I использовал идеи английской школы судостроения, так как в молодости учился не только в Голландии, но и в Англии. Поскольку государственные дела не давали царю возможности постоянно присутствовать на верфи, то он специально вызвал из Венеции корабельного мастера Феодосия Скляева. Таким образом с самого начала кораблю был обеспечен хороший пригляд, а его строительство — поручено надежному человеку.

 27 апреля 1700 года «Гото Предестинацию» торжественно спустили на воду. На мероприятии присутствовали государственные представители и дипломатический корпус., и в апреле 1702 года переведен в Азов. Длина — 36, ширина — 9,5 метров, экипаж — 253 человека. На двух батарейных палубах были установлены двадцать шесть 16-фунтовых, двадцать четыре 8-фунтовых орудий, на баке и юте - восемь 3-фунтовых орудий. Проект корабля составлен Петром I на основе чертежа английского корабля, переработанного им применительно к местным условиям. Интересен сконструированный Петром I фальшкиль из двух скрепленных брусьев, предохранявших основной киль от поломок при касании грунта. Петр лично заложил корабль и присутствовал при его спуске, но непосредственными строителями "государева" корабля были Ф.М.Скляев и Л.А.Верещагин. Корпус корабля и особенно корма были покрыты изысканным декором в стиле петровского барокко.
Корабль, построенный из сухого отборного леса, получился прочным и долговечным. Этот корабль, построенный русскими мастерами, помимо хороших мореходных качеств, обладал и некоторыми конструктивными особенностями по сравнению с другими не только русскими, но и зарубежными кораблями такого типа. Конструкция корпуса корабля выполнена так, что в случае повреждения или утери киля судно могло продолжать плавание, и ему не угрожало затопление. По словам самого Петра "корабль сей был весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный". Мастерство его строителей — Скляева и Верещагина высоко было оценено также голландскими, датскими и английскими специалистами — в то время лучшими кораблестроителями в мире. Однако полностью продемонстрировать свои боевые и мореходные возможности корабль не смог, ввиду вынужденной бездеятельности Азовского флота в те годы. В 1711 году, при сдаче Азова, был продан турецкому правительству.

Присутствовавший при спуске голландский дипломат Ван дер Гульст сообщал своему правительству: "… Будучи в Воронеже … мы видели спуск очень красивого корабля, построенного самим царем с помощью русских рабочих. Ни один иностранный мастер не приложил руки к этому делу…".

Представляет интерес, как в старину определяли размер пушечных портов и расстояние между ними. Основной единицей измерения был диаметр пушечного ядра: высота порта составляла 6,5 диаметра, ширина - 6, а расстояние между осями портов определялось в 20...25 диаметров. Сначала прорезались порты у нижней батарейной палубы, остальные прорезались в шахматном порядке. Таким образом, можно полагать, что на этом расстояние между осями смежных портов было равно 2,6 м; а длина нижней батарейной палубы была около 35 м.
Что же касается Федосея Моисеевича Скляева, то он осуществил для царя еще одну важную миссию. По приказу Петра I он поехал в Архангельск. Его обстоятельный доклад о том, что на Соломбальской верфи можно одновременно строить три корабля или три фрегата, обрадовал Петра I. Поскольку суда намеревались строить из местного материала, а прочных пород древесины (дуба) там не было, Скляев предложил царю, чтобы не понижать надежности кораблей, воспользоваться опытом местных мастеров - строить корабли с круглыми кормовыми обводами. Так впоследствии и делалось на протяжении всей эпохи деревянного парусного флота. Соломбальская верфь стала ведущим российским центром военного судостроения. Был у Петра I проект и 100-пушечного корабля 1 ранга, но осуществить его так и не удалось. В Европе такие суда строили только из дуба, Россия необходимым количеством этого судостроительного материала просто не располагала. Однако, в умелых руках русских корабелов и местные породы древесины сослужили морякам добрую службу
Правила проекта "Белая гвардия" http://ruguard.ru/forum/index.php/topic,238.0.html

Оффлайн Abigal

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: бХЭ 2010
  • Сообщений: 673
  • Спасибо: 179
Re: Российский императорский флот
« Ответ #2 : 18.02.2011 • 20:30 »
Часть 2

Русско-японская война
(со временем на нашем форуме будет опубликована история Русско - японской войны)

[attachment=1]
Обстрел Порт-Артура.

В ночь 8 февраля 1904 года японский флот под командой адмирала Хэйхатиро Того начал военные действия против Российской империи. В результате неожиданной атаки на Порт-Артур два российских эскадренных броненосца были серьёзно повреждены торпедами. Эта атака развилась в полномасштабную битву следующим утром. Несколько попыток японского флота атаковать российские корабли провалились из-за огня береговой артиллерии и нежелания российского флота покинуть гавань для сражения в открытом море, особенно после гибели адмирала Степана Макарова 13 апреля 1904 года.

После неудачных атак на Порт-Артур, японцы попытались закрыть к нему доступ — в ночь на 13—14 февраля они затопили несколько кораблей, груженных цементом, у входа в гавань. Как оказалось, эти корабли затонули слишком глубоко, чтобы повлиять на судоходство. Попытка блокады с помощью боевых кораблей 3—4 мая также провалилась.

В марте вице-адмирал Макаров принял под командование Первую Тихоокеанскую эскадру с целью снятия японской блокады Порт-Артура. К тому времени обе стороны начали широко использовать тактику минирования морских путей сообщения около портов. Первый раз в истории мины пользовались нападающей стороной — до этого мины использовались только в оборонительных целях для закрытия доступа в гавань вражеским кораблям.

Японская тактика применения мин была довольно эффективной и существенно ограничила маневренность русских кораблей. 12 апреля 1904 года два российских броненосца — флагман Петропавловск и Победа — подорвались на минах на выходе из гавани. В течение часа Петропавловск затонул, Победа была отбуксирована в Порт-Артур для ремонта. Макаров погиб на Петропавловске вместе с бо́льшей частью экипажа и художником-баталистом Верещагиным.

Вскоре русские переняли японскую тактику минирования и стали использовать её в атакующих целях. 15 мая 1904 года два японских броненосца Ясима и Хацусэ наткнулись на свежее минное поле и подорвались по крайней мере на двух минах каждый. Ясима затонул в течение всего нескольких минут с 450 матросами на борту, Хацусэ пошёл на дно в течение нескольких часов во время буксировки в порт.

Российский флот под командованием контр-адмирала Витгефта сделал попытку прорвать блокаду и уйти во Владивосток, однако был перехвачен и понёс тяжёлые потери в Жёлтом море. Остатки российской эскадры в Порт-Артуре были постепенно затоплены огнём осаждающей Порт-Артур японской артиллерии. Попытки прорвать блокаду Порт-Артура с суши также не удались и после сражения при Ляояне в конце августа русские силы отступили к Мукдену (Шэньян). Порт-Артур, обороняемый в том числе и отрядами моряков, сформированных из экипажей затопленных кораблей, пал 2 января 1905 года после нескольких кровопролитных штурмов.

Российское командование послало эскадру Балтийского флота под командой адмирала Зиновия Рожественского в помощь осаждённому Порт-Артуру вокруг мыса Доброй Надежды через Атлантический, Индийский и Тихий океаны. 21 октября 1904 года они едва не спровоцировали войну с Великобританией (союзник Японии, но нейтральное государство во время этой войны) во время Гулльского инцидента, когда российский флот обстрелял британские рыболовные суда, приняв их за японские миноносцы.

Продолжительность плавания эскадры Балтийского флота дала адмиралу Того достаточное время, чтобы подготовиться к встрече ещё до того, как эскадра имела бы возможность дойти до российских военно-морских баз на Дальнем Востоке. Эскадра Балтийского флота была встречена японскими силами в Корейском проливе около острова Цусима. В результате Цусимского сражения 27—28 мая 1905 года, более подготовленный японский флот, уступающий в количестве, но превосходящий российский флот в скорости, скорострельности и дальнобойности артиллерии, вывел из строя главные русские корабли. Вторая Тихоокеанская эскадра была полностью разгромлена — практически все боевые корабли погибли или были затоплены экипажами, остальные под командованием контр-адмирала Небогатова сдались, и лишь единицы ушли или в нейтральные порты или во Владивосток.

Возрождение флота


После фиаско в русско-японской войне флот Российской империи упал с третьего места в мире на шестое место. 19 марта 1906 года указом императора Николая II в составе Военно-морского флота Российской империи был создан новый род войск — подводные лодки, в строй вошли 10 субмарин, которые до этого числились как миноносцы. С тех пор 19 марта отмечается в России как профессиональный праздник — День подводника. В июне 1906 года был организован Морской генеральный штаб и широкомасштабная программа по расширению флота была представлена на обсуждение Государственной думе в 1907 и 1908 годах, однако была отвергнута. Боснийский кризис в 1909 году вновь поднял вопрос о расширении флота и новые линкоры, крейсера, и миноносцы были заказаны для Балтийского флота. Ухудшение отношений с Османской империей также спровоцировало расширение Черноморского флота новыми линкорами типа Императрица Мария. Российская империя потратила 519 миллионов долларов на военно-морские нужды с 1906 по 1913 год — это пятый по размеру бюджет после Великобритании, Германии, США, и Франции.

Перевооружение также включало большое участие зарубежных партнёров — крейсер Рюрик и оборудование других кораблей было заказано на иностранных заводах. После начала Первой мировой войны корабли и оборудование под строительством в Германии были конфискованы. Оборудование из Англии частично было передано союзниками и частично доставлено в Россию.

В другом случае, приобретение подводных лодок «АГ» конструкции фирмы «Холланд» (США) вместо строительства отечественных образцов, позволило создать новый род сил, но сказалось отрицательно на его модернизации. В эпоху стремительного развития подводной техники Россия была вынуждена содержать морально устаревшие лодки, не имея ни базы для их обеспечения (все необходимое обеспечивалось импортом), ни денег на замену. Когда их сборка по контракту была налажена в России, ведущие морские страны уже сменили одно-два поколения лодок. В результате лодки, современные по меркам 1911 г (год появления класса) продолжали служить до середины XX в.

Первая мировая война
(со временем на нашем форуме будет опубликована история Русско - японской войны)

Балтийское море
На Балтийском море главными противниками были Россия и Германия, довольно большое количество британских подводных лодок проплывали через пролив Каттегат для поддержки российского флота. Так как немецкий флот был больше и новее русского, а также из-за возможности легко перебросить корабли флота Открытого Моря из Северного моря в Балтийское через Кильский канал в случае необходимости, российский флот занимал в основном оборонную позицию. Наступательные операции были ограничены в перехвате конвойных перевозок между Швецией и Германией русскими и британскими подлодками, и также использованием минных полей в атакующих целях.

Широкое использование морских мин в наступательных и оборонительных целях обоими сторонами ограничило маневренные действия флота на Восточном фронте. Немецкая атака на Рижский залив в августе 1915 года была неуспешна, однако повторная попытка в октябре 1917 года закончилась оккупацией островов в заливе (Операция «Альбион») и повреждением русских кораблей пытающихся покинуть Ригу (Моонзундское сражение) которая была захвачена немцами.

К марту 1918 года революция в России и Брестский мир позволили Германии получить полный контроль над Балтийским морем, немецкий флот начал перевозку войск для поддержки новоиспечённой независимой Финляндии и оккупации Польши, Украины, и западной части России. Остатки Балтийского флота были эвакуированы из Хельсинки и Таллина в Кронштадт во время ледового похода Балтийского флота в марте 1918 года.

Чёрное море
На Чёрном море основным противником России была Османская империя. Основной базой Черноморского флота был Севастополь и его командующими были адмирал Эбергард и с 1916 года адмирал Колчак.

Война на Чёрном море началась после того как флот Османской империи обстрелял несколько русских городов в октябре 1914 года. Самыми современными кораблями в распоряжении турецкого флота были два немецких крейсера: «Гебен» и «Бреслау», оба под командой адмирала Вильгельма Сушона. «Гебен» был повреждён в нескольких боях и обычной его тактикой было отступление в Босфор при появлении превосходящих сил Российского флота. К концу 1915 года Черноморский флот обеспечил себе практически полный контроль над Чёрным морем.

Черноморский флот использовался также для поддержки Кавказской армии генерала Юденича. Летом 1916 года турецкая армия под командой Вехип-Паши сделала попытку отбить город Трабзон от русских. Турки начали продвижение по побережью в июле, однако Российский флот своими действиями сумел существенно затормозить их продвижение с помощью артобстрела колонн пехоты и их обозов. Русская армия перешла в контрнаступление и разбила турецкие сухопутные силы.

После того как адмирал Колчак принял командование в августе 1916 года началось плановое минирование выхода из Босфора и подходов к некоторым портам. Это способствовало установлению контроля над Чёрным морем. После чего он начал подготовку к Босфорской десантной операции.

Самой большой потерей Черноморского флота была гибель линкора «Императрица Мария», который взорвался на якоре в порту 7 (20) октября 1916 года, пробыв в строю всего лишь один год после спуска на воду. Причины взрыва так и не были выяснены, по мнению некоторых историков, это мог быть диверсионный акт, по другим — несчастный случай.

Революция и гражданская война
(далее данная тема будет рассмотрена более подробно)

[attachment=3]
Революционные матросы с линкора «Петропавловск», Хельсинки, 1917 г.

Революция и последующая гражданская война в России стали катастрофой для флота Российской империи. Черноморский флот весной 1918 года был частично захвачен немцами в Севастополе, частично выведен в Новороссийск, где затоплен по приказанию Ленина. Некоторые захваченные корабли были переданы немцами Украинской Державе. В декабре находящиеся в Севастополе корабли были захвачены Антантой, после чего некоторая их часть была передана ВСЮР (Вооружённые силы Юга России), позже этот флот принял активное участие в войне против большевиков. После поражения белых армий остаток Черноморского флота перешёл в Бизерту, Тунис, где был интернирован. Балтийский флот в Петрограде оставался практически не тронутым, однако и он принял участие в боевых действиях. Войска союзных интервентов оккупировали побережья Тихого океана, Чёрного моря, и Арктики. Русские матросы воевали на трех сторонах этого конфликта - на украинской, большевистской и белой. В 1921 году матросы Балтийского флота подняли восстание против Советского правительства в Кронштадте.

Оставшиеся в руках Советской власти немногочисленные корабли сформировали ядро Военно-Морского Флота СССР.

Материал был взят с Википедии: Военно-Морской Флот Российской империи.

Продолжение следует...
"Я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу Родине своей, которую ставлю выше всего."
***
«Конечно, меня убьют, но если бы этого не случилось, – только бы нам не расставаться".
Александр Васильевич Колчак

"...Если Новая Россия забудет Вас - России, наверное, не будет."

Правила проекта "Белая гвардия"

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Госпиталь с 220-летней историей. Походы форумчан.

16 апреля 2011 года вылазка участников форума «Скамейка» на территорию Военно-морского госпиталя, которая задумывалась и планировалась нами еще с прошлого года, наконец-то состоялась.

Она не была спонтанной. Ей предшествовала определенная подготовка и усилия организаторов, чтобы попасть в расположение этой воинской части, находящейся на ул.Урицкого, 4. Особая благодарность за это начальнику госпиталя - Александру Николаевичу Третьяку, который разрешил нам провести эту экскурсию.

Возле госпитального КПП нас встретил дежурный по части – заведующая инфекционным отделением Борсук О.В. – приветливая женщина в звании майора медицинской службы. Она провела нас на территорию госпиталя и вкратце рассказала о его сегодняшних днях. Оказалось, что сейчас в госпитале действуют четыре отделения – терапевтическое, инфекционное, хирургическое, анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, а сам военный госпиталь имеет номер  «1467».

Сейчас госпиталь рассчитан всего на 100 больных, однако его потенциал значительно более велик и в случае необходимости он может увеличиться в несколько раз. Поразил нас и рассказа о том, что врачи именно нашего николаевского госпиталя в 2004 году во время взрывов боеприпасов в с.Новобогдановке Запорожской области на операционно-перевязочной машине первыми в течении суток прибыли к месту трагедии и стали там оказывать помощь пострадавшим.

После чего автор этих строк взял на себя смелость немного поведать об истории создания этого знаменитого и в свое время крупнейшего на юге России медицинского учреждения. Вот краткая хронология его биографии:

1788 г. – создание военного госпиталя в с.Витовка (позднее Богоявленское), руководимого врачом  Д.Самойловичем.

1791 г. – создание подразделения этого госпиталя в Критских казармах в г.Николаеве.

1817 г. – закрытие госпиталя в Богоявленском и перенос его полностью в Критские казармы.

1834 г. – открытие подразделения госпиталя - Девичьего училища для дочерей младших чинов Черноморского флота на ул. Котельной.

1862-1863 гг. – указ императора Александра ІІ о строительстве новых зданий госпиталя на территории бывших Критских казарм и выделение для этого денежных сумм, начало строительства.

1863-1886 гг. - строительство новых двухэтажных павильонов Морского госпиталя.

1882 г. - полностью окончено строительство четырех двухэтажных павильонов.

1881 г. – окончание строительства и открытие в госпитале анатомического театра (морга) с часовней.

1886 г. – окончание строительства и освящение Госпитальной церкви в честь Св.Александра Невского.

1920-е гг. – передача значительной части госпиталя (расположенной по левую часть церкви) 15-му артиллерийскому полку.

1931 г. – закрытие Госпитальной церкви и передача ее 15-му артполку под клуб.

1994 г. - передача госпиталя в ведение ВМФ Украины.

Затем наше путешествие продолжилось. От главных ворот и КПП вглубь территории госпиталя ведет асфальтированная дорога, возле которой можно рассмотреть схему госпиталя. Сразу справа от КПП находится первый двухэтажный корпус, в котором расположены хирургическое отделение, операционный блок, отделение анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, приемное отделение.

Зайдя в него с главного входа, мы увидели первый поразивший нас артефакт! Это была старинная лестница, ведущая на второй этаж здания. Редко что-то подобное можно увидеть сейчас в Николаеве. Она полностью состоит из литых чугунных деталей, однако производит впечатление легкой конструкции. Лестничные площадки на ней сделаны тоже из больших чугунных плит, укрепленных на швеллерах в виде рельс. Все детали лестницы соединены с помощью болтов. На каждой ступеньке есть петли для крепления ковровых дорожек. За более чем 130 лет существования она сохранилась очень хорошо. Абсолютно все ступени на месте и практически без повреждений. Осмотрев лестницу и проведя попутно фотосессию, мы направились ко второму корпусу.

Путь лежал через ухоженный парк, прямоугольной формы, восемь сходящихся в центре дорожек которого напоминают рисунок военно-морского Андреевского флага. В центре парка находится круглая клумба со скульптурой в центральной части. За множество лет существования она немного потеряла свои прежние очертания, но все же представила для нас определенный интерес. Это небольшая – высотой всего около 70 см статуя сидящего ребенка с птицей в руках. Присмотревшись повнимательней, мы заметили внизу ее постамента четыре чугунные «лапы», на которых стоит эта фигура и остатки водопроводных труб. Так что, вероятнее всего, ранее это был фонтан, украшавший госпитальный парк.

Во втором корпусе, расположены управление госпиталем, аптека, лаборатория, инфекционное и терапевтическое отделения. Войдя в это здание с правой торцевой части мы оказались на такой же  чугунной лестнице, только более узкой. На ней между первым и вторым этажом на площадке на стенах укреплены два стенда, на которых вкратце описана история Военного госпиталя и выставлены портреты медицинских работников, служивших в нем в ХІХ веке - Лаврентьева А.А., Крицкого Г.Л., Голубкина Д.А., Белоусова Ф.Г., Хомицкого Г.А., Софроницкого М.Г., Таубе М.Ф., Липе А.А., Розенберка К.О., Кибера Е.Е., Кандогури И.М. и Гирпенсона В.Г.

На втором этаже, где расположено управление госпиталем, по стенам развешены стенды, рассказывающие о его современной жизни – сотрудниках и работе отделений. Все сделано красиво и с любовью. 

После этого мы направились к отдельно стоящему зданию клуба. Его заведующая – Наталья Михайловна, радушно разрешила нам его осмотреть. Это здание именно того самого анатомического театра с часовней, построенного в 1881 году. Морга здесь нет уже очень давно. Его там не помнит уже никто из сотрудников госпиталя.

Видно, что ранее здание имело крестообразную форму. А после, во внутренних углах к нему были сделаны пристройки. А с тыльной стороны даже возведена кинобудка. Вероятно раньше тут смотрели кино.

Сейчас в центральной части этого дома расположен актовый зал с небольшой сценой и библиотека, а боковые пристройки практически пустуют. Наталья Михайловна рассказала нам, что в бытность СССР  здесь располагался музей госпиталя, в котором можно было узнать о его истории, однако после 1991 года он, к сожалению, был утрачен. Сейчас от него практически ничего не осталось.

После клуба мы вновь направились ко второму корпусу и решили осмотреть его снаружи. С тыльной стороны мы обратили внимание на еще одну чугунную лестницу (наружную), ведущею на второй этаж второго корпуса – в помещение столовой, выделяющееся даже снаружи своими огромными окнами и очень высокими потолками. Лестница крепится на таких же чугунных литых колоннах и находится в довольно приличном состоянии. К сожалению нам не удалось найти каких-либо клейм завода-изготовителя, где были отлиты ее детали. Поэтому место их изготовления для нас это так и осталось тайной…

На этом наша экскурсия была окончена. Хочется выразить огромную благодарность сотрудникам и руководителям Военного госпиталя №1467 за предоставленную возможность посетить и осмотреть это закрытое для посторонних, но настолько дышащее историей место нашего города. Впереди у нас еще много интересных и неизведанных исторических точек на карте.                  Автор статьи: Дмитрий Оранский

Полностью статья по ссылке с иллюстрациями по адресу:  http://bazar.nikolaev.ua/content/госпиталь-с-220-летней-историей-походы-форумчан
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ