Автор Тема: "Аврора"  (Прочитано 8439 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Abigal

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: бХЭ 2010
  • Сообщений: 673
  • Спасибо: 179
"Аврора"
« : 03.02.2011 • 12:31 »
    "Варяг", "Аскольд" и "Аврора" - три крейсера - это уже дивизион! Легендарный дивизион!

    «Аврора» — крейсер 1-го ранга (однотипные: «Диана», «Паллада») Балтийского флота, один из символов Октябрьской революции 1917 года. Заложен в 1897 году в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. Группу конструкторов, работавших над проектом, возглавлял управляющий Балтийским заводом старший судостроитель К. К. Ратник. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского.


    Крейсер «Аврора» у Франко-Русского завода. 1917 г.


    Современный вид крейсера «Аврора»

    Крейсер со спутника

    Спущен на воду: 24 мая 1900.
    Выведен из состава флота: 17 ноября 1948.
    Современный статус: корабль-музей (c 1957)
    (Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810388000)

    Корабль предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою. Фактически не мог решать ни одну из этих задач из-за недостаточной (на 1900-е годы) для крейсера дальности плавания, малой скорости, слабого вооружения и защиты, поэтому с 1908 года выполнял функции учебного крейсера.

    Конструктивно относился к типу бронепалубных крейсеров, тактически — к крейсерам-истребителям торговли.

    Официальный сайт

    История крейсера "Авроры"

    Спуск на воду
    Построен по кораблестроительной программе 1895 года.

    Зачислен в списки флота 6 апреля 1897 года. Заложен 23 мая 1897 года.

    Крейсер был торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде императора Николая II, в присутствии двух императриц (вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской фамилии.

    18 сентября 1903 года «Аврора» вступила в строй.

    25 сентября (8 ноября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в Средиземное море и 25 октября[1] прибыла в порт Специя (Италия), где присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса (ЭБР «Ослябя», 3 крейсера, 9 миноносцев, 3 парохода ДФ), следующему на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. Совершила плавание по маршруту: Бизерта (Тунис, Франция) — Пирей — порт Суэц — Джибути. Во время стоянки в Джибути (Французское Сомали) в связи с началом русско-японской войны весь отряд 2 февраля 1904 года был отозван на Балтику.

    При подготовке к новому походу крейсер получил три пулемета системы «Максим», 25-мм бронещитки для орудий главного калибра и новую радиостанцию фирмы «Телефункен» с дальностью связи до 100 миль.

    Русско-японская война 1904—1905 гг.


    Крейсер 1-го ранга «Аврора» на рейде Манилы после Цусимского сражения. Июнь 1905 г.

    17 апреля 1904 года корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана[2]. 29 августа в составе этой эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий Русско-японской войны. Шел по маршруту Ревель (30.08-28.09) — Либава (2.10) — Скаген (7.10). Далее следовал в составе 4-го отряда под командованием контр-адмирала О. А. Энквиста. Во время «Гулльского инцидента» ок. 1:00 10.10.1904 г. находился на траверзе русского отряда, обстреливавшего суда, принятые за английские миноносцы. При этом в крейсер попало несколько снарядов, от которых был смертельно ранен судовой священник отец Анастасий и легко ранен один комендор. Далее следовал с отрядом по маршруту Танжер (султанат Марокко, 16-23.10) — Дакар (30.10-3.11) — Габун (13-18.11) — Грейт-фиш-бей (Португальская Западная Африка, 23-24.11) — Ангра-Пеквена (Германская Юго-Западная Африка, 28.11-4.12) — бухта Носси-бе на о. Мадагаскар (колония Франции, 16.12.1904—3.03.1905). На Мадагаскаре вновь собрались все отряды эскадры, которая далее проследовала Малаккским проливом в бухту Камранг (французский протекторат Аннам, 31.03—13.04) — бухту Ван Фонг (французский Аннам, 13-26.04), где к эскадре З. П. Рожественского присоединилась эскадра контр-адмирала Н. И. Небогатова, — бухту Куа Бе (26.04). 1.05.1905 года крейсер в составе объединенной эскадры вышел из бухты Куа Бе для следования во Владивосток Корейским проливом.

    Участвовал в Цусимском сражении 14-15 (27-28) мая 1905 года 2-й эскадры флота Тихого океана вице-адмирала З. П. Рожественского (7 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 2 броненосных крейсера, 8 крейсеров, 1 вспомогательный крейсер, 9 миноносцев, 6 транспортов, 2 госпитальных судна) с японским флотом адмирала Х. Того (4 эскадренных броненосца, 2 броненосца береговой обороны, 8 броненосных крейсеров, 15 крейсеров, 3 канонерские лодки, 21 истребитель, 42 миноносца, 3 авизо). Входил в состав отряда крейсеров контр-адмирала О. А. Энквиста (крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах»).

    В начале дневного боя 14 мая следовал вторым за флагманским крейсером отряда «Олег», прикрывал колонну транспортов с востока. В 14:30 в составе своего отряда вместе с разведывательным отрядом (2 крейсера, 1 вспомогательный крейсер) вступил в бой с 3-м (4 крейсера, вице-адмирал С. Дева) и 4-м (4 крейсера, контр-адмирал С. Уриу) японскими боевыми отрядами, а в 15:20 также с 6-м японским боевым отрядом (4 крейсера, контр-адмирал К. Того). Около 16:00 попал под огонь двух броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получил серьёзные повреждения и дополнительно вступил в бой с 5-м японским боевым отрядом (3 крейсера, 1 броненосец береговой обороны, вице-адмирал С. Катаока). Около 16:30 вместе с отрядом ушёл под защиту нестреляющего борта русских броненосцев, но в 17:30-18:00 принял участие в последней фазе крейсерского боя.

    В этом бою корабль получил около 10 попаданий снарядами калибра от 8 до 3-х дюймов, экипаж потерял 15 человек убитыми и 83 ранеными. Погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев — он был смертельно ранен попавшим в боевую рубку осколком снаряда (похоронен в море в точке 15°00' с.ш., 119°15' в.д.). В русско-японской войне участвовал и сын командира Всеволод Евгеньевич Егорьев, служивший на Владивостокской эскадре крейсеров (на крейсере «Россия»), ставший в советское время контр-адмиралом, доктором военно-морских наук, профессором, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР и преподававший военно-морскую историю в Ленинградском институте точной механики и оптики — ЛИТМО.

    После смерти Егорьева командование «Авророй» принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, сам раненый. Крейсер получил 37 пробоин (из них 13 небольших вблизи от ватерлинии), но не был выведен из строя. Серьёзно повреждены были дымовые трубы, затоплено отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям передней кочегарки. На крейсере было потушено несколько пожаров. Вышли из строя все дальномерные станции, четыре 75-мм и одно 6-дм орудие.

    Ночью с 14 на 15 мая, следуя за флагманом отряда, крейсер форсировал ход до 18 узлов, в темноте оторвался от преследования противником и развернулся на юг. После нескольких попыток повернуть на север, отражая торпедные атаки японских миноносцев, два корабля отряда О. А. Энквиста — «Олег» и «Аврора» — с присоединившимся к ним крейсером «Жемчуг» 21 мая пришли в нейтральный порт Манила (Филиппины, протекторат США), где были интернированы 27 мая 1905 года американскими властями до конца войны. С команды была взята подписка о неучастии в дальнейших военных действиях. Для лечения заболевших и раненых как на переходе на Дальний Восток, так и в ходе и после боя на корабле использовался рентгеновский аппарат — это было первое в мировой практике применение рентгеноскопии в корабельных условиях.

    Учебное судно
    В 1906 году «Аврора» возвратилась на Балтийское море, став учебным судном Морского корпуса. Крейсер прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов в Санкт-Петербурге в 1906—1908 годах с демонтированием торпедных аппаратов, установкой дополнительно двух 152-мм орудий вместо четырёх 75-мм, установкой рельс для постановки мин заграждения. Кроме того, с корабля была по опыту минувшей войны удалена вся малокалиберная артиллерия. 10 октября 1907 года «Аврора» была переклассифицирована из крейсеров I ранга в крейсера.

    С осени 1909 по весну 1910 «Аврора» под командованием капитана 1-го ранга П. Н. Лескова совершила дальнее плавание с «гардемаринским отрядом» в Средиземном море и Атлантическом океане. Посетила порты Виго, Алжир, Бизерту, Тулон, Вильфранш-сюр-Мер, Смирну, Неаполь, Мессину, Суду, Пирей, Порос, Гибралтар, Виго, Шербур, Киль. Во время этого плавания в составе отряда Маньковского (4 крейсера) находился в портах Греции в связи с угрозой совершения там военного мятежа.

    С осени 1910 по весну 1911 года корабль находился во втором дальнем учебном плавании по маршруту Либава — Христианзанд — Виго — Бизерта — Пирей и Порос — Мессина — Малага — Виго — Шербур — Либава. С 1911 года состоял в бригаде крейсеров 1-го резерва.

    С осени 1911 по лето 1912 года «Аврора» ходила в третье дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Сиама (16 ноября — 2 декабря 1911 года), посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.

    Весной и летом 1912 года крейсер входил в состав международной эскадры «держав-покровительниц» Крита, стоял в качестве русского стационера в бухте Суда.

    Первая мировая война
    Крейсер принимал участие в Первой мировой войне 1914—1918 гг. С началом войны корабль, под командованием капитана 1 ранга Бутакова 4-го, Григория Ивановича (а с февраля 1916 г. — капитана 1 ранга М. И. Никольского), вошёл в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота, нёс дозорную службу, прикрывал набеговые и минно-заградительные действия легких сил флота. Базировался на Гельсингфорс (Свеаборг).

    Зимой 1914—1915 гг. прошёл модернизацию, количество 152-мм орудий было увеличено до 14 за счёт демонтирования всех 75-мм орудий противоминного калибра. Крейсер получил четыре 75-мм и одну 40-мм «аэропушки» (зенитных орудия). В кампанию 1915 года крейсер находился в дозорной службе к западу от центральной минно-артиллерийской позиции на Балтике, в охранении тральных работ, совершал походы по изучению скрытых шхерных фарватеров в Финляндии.

    С мая 1916 года приписан к 6-й маневренной группе (броненосный крейсер «Громобой», крейсера «Аврора» и «Диана»). 1 и 2 августа проводил учебные стрельбы на полигоне у о-ва Хейнланд для выяснения возможности уничтожения прибрежных проволочных заграждений огнем корабельной артиллерии при проведении планируемой десантной операции. Результаты были неутешительны — из 209 152-мм снарядов в проволоку попало три и ещё один — в окоп. После окончания дноуглубительных работ на Моонзундском канале крейсер был 14 августа 1916 г. переведен этим каналом в Рижский залив и вошёл в состав Морских сил обороны Рижского залива; базировался на Куйваст.

    В ноябре 1916 года корабль был отправлен для капитального ремонта в Петроград, на Франко-русский завод. За зиму 1916—1917 годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые паровые котлы системы Бельвиля—Долголенко. Артиллерия главного калибра модернизирована с увеличением дальности стрельбы с 53 до 67 каб. Были установлены 6 76,2-мм зенитных пушек системы Ф. Ф. Лендера (за счёт всех предыдущих «аэропушек»), смонтирована новая радиостанция, прибор звукоподводной связи.


    Последний выход крейсера «Аврора», спущенного на воду в 1900 году, на Неву

    Революции 1917 года
    Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в 1917 году. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера «Аврора» были вовлечены в революционную агитацию. На крейсере накалились взаимоотношения офицеров и команды. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской буржуазно-демократической революции, матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.

    Для осуществления демократических прав матросов на «Авроре» был избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26) марта по вопросу о форме правления в России единогласно было принято решение, что такой формой является демократическая республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года политическая обстановка на корабле характеризовалась постепенной потерей доверия к Временному правительству России как со стороны матросов, так и со стороны офицеров. На судне росло влияние партии большевиков. После кровавых событий 27-28 февраля (13-14 марта) отношения между судовым комитетом и офицерами нормализовались: офицеры не шли против команды в том, что касалось политических убеждений, а судовой комитет не чинил офицерам препятствий в части порядка службы, дисциплины и работы на корабле.

    Когда в октябре 1917 года вновь обострилась политическая обстановка в стране и конфликт между Временным правительством и Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов зашёл в тупик, большая часть команды была на стороне РСДРП(б). По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооружённом восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года.
    Крейсер «Аврора» на Ордене Октябрьской революции

    В ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города. 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца, где располагалось Временное правительство.

    28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года крейсер, который уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушло частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).

    Награды
    Орден Октябрьской Революции (22 февраля 1968) — за выдающиеся заслуги военных моряков крейсера «Аврора» в Великой Октябрьской социалистической революции и защите ее завоеваний, плодотворную работу по пропаганде революционных и боевых традиций и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота.
    Орден Красного Знамени (1927)

    Командиры крейсера:


    • Капитан 1 ранга А. А. Мельницкий (ноябрь 1897 — октябрь 1898)
    • капитан 1 ранга П. П. Молас (октябрь-ноябрь 1878, ноябрь 1898 — январь 1900)
    • ВРИД командира кап. 1 ранга А. П. Киткин (январь-июнь 1900)
    • капитан 1 ранга Н. К. Иениш (июнь-декабрь 1900)
    • капитан 1 ранга И. В. Сухотин (январь 1901 — июль 1904)
    • капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев (июль 1904 — 14.05.1905, погиб)
    • ВРИД командира кап. 2 ранга А. К. Небольсин (14 мая — сентябрь 1905)
    • капитан 1 ранга В. Л. Барщ (сентябрь 1905 — май 1908)
    • капитан 1 ранга барон В. Н. Ферзен (май 1908 — январь 1909)
    • капитан 1 ранга П. Н. Лесков (январь 1909 — декабрь 1912)
    • капитан 1 ранга Л. Д. Опацкий (август-декабрь 1912)
    • капитан 1 ранга Д. А. Свешников (декабрь 1912 — апрель 1913)
    • капитан 1 ранга В. А. Карцев (апрель 1913 — июль 1914)
    • капитан 1 ранга Г. И. Бутаков (июль 1914 — февраль 1916)
    • капитан 1 ранга М. И. Никольский (февраль 1916 — 28.02.1917, убит матросами)
    • старший лейтенант Н. К. Никонов (выборный, март-август 1917)
    • лейтенант Н. А. Эриксон (выборный, сентябрь 1917 — июль 1918)
    • ВРИД командир РККФ М. Н. Зубов (с июля 1918)
    • командир РККФ Л. А. Поленов (ноябрь 1922 — январь 1928)
    • командир РККФ А. Ф. Леер (январь 1928 — сентябрь 1930)
    • командир РККФ Г. И. Левченко (сентябрь 1930 — июнь 1931)
    • командир РККФ А. П. Александров (июнь-декабрь 1931)
    • ВРИД командир РККФ К. Ю. Андреус (декабрь 1931 — март 1932)
    • командир РККФ А. А. Кузнецов (март 1932 — октябрь 1934)
    • капитан 2 ранга В. Е. Эмме (октябрь 1934 — январь 1938)
    • капитан 2 ранга Г. Н. Арсеньев (январь-сентябрь1938)
    • капитан 2 ранга Ф. М. Яковлев (сентябрь 1938 — август 1940)
    • капитан 3 ранга Г. А. Гладкий (август 1940 — март 1941)
    • капитан 3 ранга И. А. Саков (март-сентябрь 1941)
    • старший лейтенант П. С. Гришин (октябрь 1941 — июль 1943)
    • капитан 2 ранга П. А. Доронин (июль 1943 — август 1948)
    • капитан 1 ранга Ф. М. Яковлев (август 1948 — январь1950)
    • капитан 2 ранга В. Ф. Шинкаренко (январь 1950 — февраль 1952)
    • капитан 2 ранга И. И. Попадько (февраль 1952 — сентябрь 1953)
    • капитан 2 ранга Н. П. Епихин (сентябрь 1953 — август 1959)
    • капитан 1 ранга И. М. Гойлов (сентябрь 1959 — июль 1961)
    • капитан 2 ранга К. С. Никитин (июль 1961 — май 1964)
    • капитан 1 ранга Ю. И. Федоров (май 1964 — май 1985)
    • капитан 2 ранга А. А. Юдин (май 1985 — ноябрь 1989)
    • капитан 1 ранга А. В. Бажанов (с ноября 1989)

    Музей


    Гранитная стела крейсеру на Набережной Красного Флота, 1939

    В сентябре 1922 года специальная комиссия обследовала корабль и сделала заключение: «Внешнее состояние корабля и характер приведения его на долговременное хранение дают возможность после сравнительно несложных ремонтных работ привести корабль в готовность для использования в качестве учебного корабля». В этом качестве в 1920-е годы крейсер совершил ряд дальних плаваний, в том числе в скандинавские страны. В 1939 г. подвергся очередному ремонту: были заменены якоря системы Холла, установлены котлы Ярроу, расширен объём угольных ям.

    В 1940—1945 годах «Аврора» стояла в Ораниенбауме. В 1941 г. артиллерийские орудия были сняты с крейсера и установлены на подступах к Ленинграду с юга (батарея «А» для обороны Дудергофских высот, на рубеже Воронья Гора — Киевское шоссе) для обороны города. Авроровцы защищали Ленинград до последнего снаряда и были убиты немецко-фашистскими захватчиками. Из-за попадания артснарядов, в 1941 году крейсер затонул на мелководье (верхняя палуба и надстройки были выше уровня воды). В 1944 году крейсер был поднят, подвергнут консервации. Участвовал в съёмках фильма «Крейсер „Варяг“», для чего был несколько замаскирован: добавлена бутафорская четвёртая труба и т. д.

    В 1948 году крейсер поставили на «вечную стоянку» у причальной стенки Большой Невки, где в настоящее время находится корабль-музей.

    Однако современный крейсер фактически представляет собой реплику, поскольку при последней реконструкции 1984 года было заменено более 50 % корпуса и надстроек. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок. Нижняя часть корпуса судна была отбуксирована на военно-морскую базу ВМФ в прибрежной полосе Финского залива у поселка Ручьи, где распилена на части и затоплена. Части корабля, торчавшие из воды, в конце 1980-х растащили на стройматериалы жители поселка.

    В июле 2010 года к историческим обломкам впервые отправилась экспедиционная группа подводных исследователей из Москвы и Санкт-Петербурга. Проведению детального осмотра остова крейсера помешала плохая видимость под водой, ставшая следствием сильного волнения.

    1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны России выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Военно-морского музея. Воинское подразделение, несущее службу на крейсере № 1, распущено.

    На заседании 22 декабря 2010 года, спикер петербургского парламента Вадим Тюльпанов зачитал ответ главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала Владимира Высоцкого на обращение ЗакСа, касающееся крейсера «Аврора». «Экипаж крейсера „Аврора“ не расформировывается, а переформировывается на штат численностью 3 военнослужащих (1 командир, штатная категория „капитан 2 ранга“, 2 матроса) и 28 человек гражданского персонала. Статус, подчиненность и порядок содержания крейсера „Аврора“ остаются прежними», — заявил адмирал.

    Исторические факты:
    • Крейсер был торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде Императора Всероссийского Николая Второго, в присутствии двух императриц (вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской фамилии.
    • 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года в 21 час. 40 мин. по приказу комиссара А. В. Белышева комендор крейсера — Евдоким Павлович Огнев — стрелял холостыми по Зимнему дворцу после начала его штурма восставшими большевиками. Вопреки расхожему мифу советской историографии, сигнальный выстрел был дан не с «Авроры», а из Петропавловской крепости. Что касается «революционного крейсера», то когда поднявшие восстание захотели пустить в ход его 6-дюймовки, то выяснилось, что в силу своего расположения, крейсер стрелять по Зимнему дворцу не может чисто физически. И дело ограничилось устрашением в виде холостого выстрела.
    • Крейсер «Аврора» изображён на ордене Октябрьской Революции, которым сам же и награждён (в 1967 году).
    • В связи с тем, что большинство матросов были уроженцами Вятской губернии, знамя Авроры, возможно, было передано на вечное хранение в город Киров (Вятка) и ныне находится в музее Диорамы. По другим данным, в Диораме никогда не было главного знамени. Достоверно известно, только то, что в архивах Диорамы есть знамя со шлюпки Авроры привезенное одним из моряков.
    • При съёмке фильма «Крейсер Варяг» на «Авроре» закрепили ещё одну трубу и сняли бронещитки орудий главного калибра.
    • В ночь на 6 июня 2009 года под занавес Петербургского экономического форума на борту легендарного крейсера прошла вечеринка, вызвавшая широкий резонанс в обществе. Среди гостей вечера оказался полпред президента в СЗФО Илья Клебанов, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, а также губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.
    • По информации российского предпринимателя Михаила Прохорова на «Авроре» снимался порнофильм. Но по информации контр-адмирала, являющегося начальником филиала военно-морского музея, это невозможно, так как на крейсере постоянно располагается команда крейсера во главе с командиром крейсера, а Михаил Прохоров предоставил недостоверную информацию.

    Тема была подготовлена благодаря Википедии: Аврора (крейсер)

    Продолжение следует...

    В дополнение к теме:

    Сферическая панорама, снятая на Крейсере «Аврора»
    Последнее пристанище легендарного крейсера (фото)
    3D-тур по Крейсеру «Аврора»[/list]
    « Последнее редактирование: 03.02.2011 • 14:39 от Abigal »
    "Я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу Родине своей, которую ставлю выше всего."
    ***
    «Конечно, меня убьют, но если бы этого не случилось, – только бы нам не расставаться".
    Александр Васильевич Колчак

    "...Если Новая Россия забудет Вас - России, наверное, не будет."

    Правила проекта "Белая гвардия"