Автор Тема: "Ослябя"  (Прочитано 6148 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Abigal

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: бХЭ 2010
  • Сообщений: 673
  • Спасибо: 179
"Ослябя"
« : 01.02.2011 • 18:13 »
«Осля́бя» — второй броненосец типа «Пересвет», открывший список жертв Цусимского сражения.

Чуть позже наши читатели смогут наблюдать на нашем форуме полную историю Цусимского боя.




Строительство начато: 9 ноября 1895.
Спущен на воду: 27 октября 1898.
Введён в эксплуатацию: лето 1903.
Выведен из состава флота: 14 мая 1905.
Современный статус: погиб в Цусимском сражении.

Проектирование, постройка и испытания


«Ослябя» строился по одному проекту с головным кораблём серии броненосцем «Пересвет», с которым был официально заложен в один день — 9 ноября 1895 года (наряд на строительство был выдан 29 июля; здесь и далее даты даны по старому стилю), но не на Балтийском заводе, а в Новом Адмиралтействе, лишь машины 22 декабря заказали Балтийскому заводу. Корабль, как и его систершип, 3 октября 1895 г. был зачислен в списки флота и получил название в память одного из иноков Троице-Сергиевой лавры, которого Сергий Радонежский отправил на Куликовскую битву — Родиона Осляби.

Строителем «Осляби» сначала назначили корабельного инженера А. И. Мустафина, которого позже сменил А.Е. Леонтьев. За постройкой механизмов наблюдал старший инженер-механик Г. И. Калиновский. Работы в Новом Адмиралтействе шли намного медленнее, чем на Балтийском заводе. Правда, спуск на воду состоялся не намного позже, чем «Пересвета» — 27 октября 1898 года (головной корабль спустили 7 мая), но дальше темп работ ещё более снизился. Главный корабельный инженер Петербургского порта Н. А. Субботин в феврале 1900 года подал специальную записку, указывая в ней причины срыва сроков готовности корабля: «Медленность в устройстве водоотливной системы из-за выполнения несколькими фирмами: один делает турбины, другой трубы, третий электромоторы. Появляются вопросы, нарождается переписка, объяснение, обсуждение, а дело стоит. Какая громадная разница с Балтийским заводом. Там всё в одних технических руках, да и завод обладает в сто раз большими средствами для исполнения работ. Что на Балтийском заводе решается и выполняется в месяц, то в Адмиралтействах потребует шесть месяцев, если не более. Пока главные устройства и системы не будут выполняться одной фирмой без дробления одной и той же работы ради некоторой экономии в расходах между несколькими, часто малоопытными в сложных судовых работах контрагентами, достройка судов в казённых Адмиралтействах будет идти черепашьими шагами».

12 июля 1900 года МТК решил грот-мачту «Осляби» поставить на «Победу» в качестве фок-мачты, предварительно удлинив её, а для «Осляби» заказать новую, без боевого марса (именно отсутствие этой конструкции стало главным внешним отличием от головного корабля). Вскоре «Ослябя» наконец-то перешёл своим ходом в Кронштадт, где его достройка продолжилась. В феврале – апреле следующего года он стоял в Александровском доке Кронштадта, где устанавливалась недостающая броня и тиковая обшивка. В процессе проведения этих работ обнаружились деформации во флорах, хотя киль и стрингеры не прогибались. Созданная комиссия пришла к выводу, что у «пересветов» слаб днищевой набор корпуса.

На ходовые испытания корабль вышел лишь 5 сентября 1902 года. В течение четырёх часов было выполнено четыре пробега на мерной миле и достигнута средняя скорость 18,33 уз, причём машины превысили контрактную мощность, развив 4890, 4732 и 5429 л.с. соответственно для правой, средней и левой. Давление пара на испытаниях составляло всего 11,8 атм вместо спецификационных 17 атм, а обороты машин — 102 вместо 115 об/мин. 27 сентября были испытаны вспомогательные механизмы, и 1 ноября комиссия постановила принять силовую установку в казну.

11—12 октября была испытана артиллерия. Работа установок и проверка их стрельбой никаких нарушений не обнаружила, и артиллерийское вооружение было принято в казну. Однако сами испытания проводились в облегчённом режиме, что было вызвано как соображениями экономии, так и проблемами с прочностью орудий и их установок, выявившимися ещё на полигонных испытаниях пушек «Пересвета» в 1900 году. Так, из 11 залпов лишь два были сделаны с предельными углами возвышения (35°), причём только один из них — полным зарядом в 56 кг бездымного пороха. Второй залп произвели с зарядом 42 кг, а остальные, на углах возвышения 5°–10° — и вовсе 34,3 кг.

Отделочные работы и приёмные испытания минных аппаратов продолжались до середины 1903 года.

Общая стоимость постройки корабля составила 11,34 млн. рублей — больше, чем у его систершипов. Причина этого крылась в более высокой стоимости работ в Новом Адмиралтействе, ведь стоимость машин, артиллерии и брони для всех кораблей была почти одинаковой.

История службы

Месяцы перед войной


"Ослябя" покидает Бизерту, 27 декабря 1903

Балтику корабль покинул только 25 июля 1903 года вместе с крейсером «Баян», но вскоре они разделились. В ночь с 8 на 9 августа при проходе Гибралтарского пролива броненосец коснулся дна. Осмотр помещений показал, что в средней и кормовой кочегарках два продувочных крана оказались приподнятыми из-за вдавленности обшивки. По прибытии в Алжир корабль осмотрели водолазы, обнаружившие обширные деформации флоров и расхождение обшивки на протяжении 46 шпангоутов. Были сломаны деревянные киль и фальшкиль, вдавлено дно. Кроме того, засаливание воды в междудонном пространстве крайне отрицательно сказывалось на котлах: имевшиеся опреснители имели недостаточную производительность, и приходилось питать котлы испорченной водой. Ситуацию усугубляла низкая квалификация машинно-котельной команды: даже старший механик броненосца Н.А. Тихонов имел опыт обслуживания только огнетрубных котлов, к тому же назначен на корабль был лишь в октябре 1902 г. (обычно старший механик назначался задолго до окончания постройки, поэтому имел возможность тщательно изучить механизмы нового корабля); его помощниками были выпускники Кронштадтского инженерного училища и призванные на военную службу студенты Московского высшего технического училища, ну а о нижних чинах не приходится и говорить. В итоге «Ослябя» был поставлен на срочный ремонт в доке итальянского порта Специя. Один из младших механиков, А.А. Быков, писал в это время своему приятелю по МВТУ: «Корабль наш считается новым, но всё на нём, можно сказать, старое… мы всего три месяца в плавании, а приходится уже чинить всю котельную арматуру… Начальство смотрит на машину как на лишнюю вещь на корабле, и притом вещь грубую, сделанную из железа, чугуна». В ремонте броненосец простоял с 12 октября до начала декабря. По его окончании была проведена проба водой междудонных отделений, показавшая, что обшивка внутреннего дна пропускает воду через швы и заклёпки. Устранение этого дефекта решили отложить до капитального ремонта.

Из Специи броненосец пошёл не прямо на Дальний Восток, как того требовала всё обостряющаяся обстановка, а в Бизерту, где взял на буксир миноносцы №№ 212 и 213 и вместе с ними вошёл в состав отряда контр-адмирала А.А. Вирениуса, следовавшего в Порт-Артур. 23 ноября А.А. Вирениус обратил внимание инспектора механической части на огромный по сравнению с другими кораблями расход топлива: на стоянке «Ослябя» сжигал до 26 т в сутки, а на 12-уз ходу — до 114 т, в то время как «Цесаревич» — соответственно 8 и 76 т.

31 января 1904 года отряд наконец-то добрался до Джибути и здесь узнал, что уже несколько дней идёт война. А.А. Вирениус, несмотря на решительные протесты С.О. Макарова, получил приказ возвращаться на Балтику, куда «Ослябя» пришёл в апреле и стал в Кронштадте на ремонт. Помимо плановых работ была улучшена система вентиляции.

Задержка отряда, вызванная различными причинами, и последующее возвращение на Балтику имели довольно серьёзные последствия для хода войны. Тихоокеанская эскадра не получила необходимого ей усиления, не было предпринято и попыток использовать «Ослябю» и шедшие вместе с ним крейсера «Аврора» и «Дмитрий Донской» для борьбы с поставками в Японию контрабанды (более того, уже задержанные суда были по приказу из Петербурга отпущены), хотя такая возможность, в принципе, имелась (запасы угля можно было разместить на шедших в составе отряда пароходах Добровольного флота «Саратов» и «Орёл»; кроме того, к моменту начала войны в распоряжении А.А. Вирениуса был зафрахтованный английский пароход «Аберлор» с 5800 тоннами угля). А вот перехват и уничтожение купленных в Италии японских броненосных крейсеров «Ниссин» и «Касуга» вряд ли был возможен: помимо чисто организационно-технической сложности обнаружения неприятельских кораблей, к тому времени миновавших Сингапур, не следует забывать о том, что они, хотя ещё совершенно небоеспособные, шли под британскими флагами и управлялись смешанными японо-английскими экипажами. Таким образом, несмотря на очевидную неправомочность подъёма на них флагов «владычицы морей» (всему миру было прекрасно известно, кому эти корабли в действительности принадлежат), нападение на них могло иметь для России крайне неприятные последствия. На этом фоне, мягко говоря, нелепо выглядят выдвигаемые в адрес контр-адмирала А.А. Вирениуса обвинения некоторых авторов, например, Р.М. Мельникова, считающих, что он, узнав о начале войны, должен был по своей инициативе нагнать и уничтожить эти корабли.

В составе Второй Тихоокеанской эскадры


После завершения ремонта корабль был включён во 2-ю Тихоокеанскую эскадру в качестве флагмана 2-го броненосного отряда под командованием контр-адмирала Д.Г. Фелькерзама (помимо «Осляби», в него вошли старые броненосцы «Сисой Великий» и «Наварин», а также броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»).

2 октября эскадра под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского вышла из Либавы и, дойдя до Танжера, разделилась. Основная часть отряда Д.Г. Фелькерзама пошла в Средиземное море, чтобы выйти в Индийский океан через Суэцкий канал, а «Ослябя» присоединился к 1-му боевому отряду и в его составе совершил переход вокруг Африки до Мадагаскара, где отряды вновь соединились, и «Ослябя» снова поднял флаг Д.Г. Фелькерзама.

После стоянки у берегов Мадагаскара эскадра пересекла Индийский океан и некоторое время находилась у берегов французского Индо-Китая, где соединилась с отправленной вдогонку 3-ей Тихоокеанской эскадрой контр-адмирала Н.И. Небогатова. Во время этой стоянки Д.Г. Фелькерзам тяжело заболел и 10 мая, уже на походе к Японии, умер, однако этот факт был скрыт от личного состава эскадры (помимо экипажа «Осляби», об этом знали лишь штабные чины на флагманском броненосце «Князь Суворов»: сообщение о смерти было передано с «Осляби» заранее установленным сигналом «На корабле сломалась шлюпбалка»). Над броненосцем продолжал развеваться контр-адмиральский флаг, хотя 2-м броненосным отрядом фактически командовал командир «Осляби» капитан 1 ранга В.И. Бэр.

В разгоревшемся 14 мая Цусимском сражении «Ослябя» наряду с флагманским «Суворовым», открывшим огонь в 13.49, стал главной мишенью для японских артиллеристов. Положение усугублялось тем, что русская эскадра выполняла перестроение из двух колонн в одну и, чтобы не налететь на впереди идущие корабли, «Ослябя» вынужден был почти остановиться, что сделало его лёгкой целью. К моменту, когда корабль снова дал ход, в него уже попало несколько снарядов. Носовая башня успела сделать всего три залпа: в неё один за другим попало три снаряда, причём третий влетел в амбразуру и перебил всю прислугу. Крупный снаряд взорвался у первой переборки жилой палубы. Через пробоину, расположенную большей частью над водой, были затоплены первый и второй отсеки жилой палубы; через разбитые вентиляционные трубы вода стала поступать в левый носовой 152-мм погреб и подбашенное отделение носовой башни. На некоторое время распространение воды по жилой палубе остановила вторая переборка. Вода отрезала людей, находившихся в носовом отделении динамо-машин и минных аппаратов, но их удалось вывести через носовую башню.

Через четверть часа после начала боя «Ослябя» потерял грот-стеньгу, а в носовой части было не менее 15 пробоин. Корабль постепенно оседал носом и кренился на левый борт. Крупный снаряд, пробив броню, попал в угольную яму № 10, которую быстро затопило; вода стала распространяться в левую запасную крюйт-камеру. Для выравнивания крена стали затапливать правые коридоры, а затем и патронные погреба. По врагу продолжали стрелять кормовая башня и два 152-мм орудия кормового каземата, остальные орудия были выведены из строя.

Около 12.40 «Ослябя» с креном до 12° на левый борт, зарывшись носом по самые клюзы, выкатился из строя вправо; на рострах бушевал пожар. Вода с левого борта дошла до нижних орудийных портов и стала через них потоками вливаться внутрь. Руководивший борьбой за живучесть лейтенант М.П. Саблин, убедившись в невозможности остановить распространение воды, поднялся на мостик и доложил о неизбежности гибели броненосца. Командир капитан 1 ранга В.И. Бэр, получивший ранение в начале боя, приказал команде выходить наверх и спасаться. Сам он покинуть корабль отказался. Около 14.40 «Ослябя» лёг на борт и спустя несколько минут затонул. С броненосцем погибло 23 офицера, 9 кондукторов и 472 нижних чина. Подошедшие к месту гибели корабля миноносцы «Бравый», «Буйный», «Быстрый» и буксир «Свирь» подняли из воды 376 человек, однако 27 из них в продолжавшемся сражении впоследствии погибли.

Список офицеров «Осляби»

Список офицеров «Осляби» и флаг-офицеров штаба младшего флагмана, погибших в Цусимском сражении:
  • старший флагманский офицер штаба младшего флагмана лейтенант Фёдор Михайлович барон Косинский 1-й
  • командир капитан 1 ранга Владимир Иосифович Бэр 1-й
  • старший офицер капитан 2 ранга Давид Борисович Похвиснев
  • старший артиллерийский офицер, капитан 2 ранга Сергей Эмильевич Генке
  • младший артиллерийский офицер, лейтенант Константин Карлович Тундерман 4-й
  • старший штурманский офицер, лейтенант Иван Валентинович Дьяченков
  • младший штурманский офицер, мичман Вячеслав Петрович Палецкий 2-й
  • вахтенный начальник, лейтенант Владимир Александрович фон Нидермиллер 2-й
  • вахтенный начальник, мичман Владимир Николаевич Трувеллер
  • вахтенный офицер, мичман Василий Петрович Шиповалов
  • вахтенный офицер, мичман Валериан Валерианович Майков
  • вахтенный офицер, прапорщик по морской части Фридрих Николаевич Ширкенгефер
  • вахтенный офицер, прапорщик по морской части Иван Васильевич Болдырев
  • старший судовой механик, полковник корпуса инженер-механиков Николай Андреевич Тиханов
  • трюмный механик, поручик корпуса инженер-механиков Пётр Флавьянтович Успенский 1-й
  • младший судовой механик, поручик корпуса инженер-механиков Григорий Григорьевич Даниленко 2-й
  • младший судовой механик, поручик корпуса инженер-механиков Алексей Александрович Быков
  • младший судовой механик, поручик КИМ Анатолий Георгиевич Шевелев
  • младший судовой механик, прапорщик по механической части Семён Артемьевич Майструк
  • младший судовой механик, прапорщик по механической части Василий Иосифович Медведчук
  • старший судовой врач, коллежский советник Григорий Степанович Васильев
  • младший судовой врач, лекарь Георгий Роландович Бунтинг
  • корабельный инженер, старший помощник судостроителя Константин Антонович Змачинский
  • судовой священник, иеромонах Виктор (Никольский)

Смотрите: Эскадренный броненосец "Ослябя". Путь к Цусиме.


Узнать больше Вы сможете, пройдя по следующей ссылке: Ослябя (броненосец).

В дополнение к теме:

Эскадренный броненосец "Ослябя"
http://www.nashflot.ru/page/imperia/imposlyabya/3

Русские броненосцы: эскадренный броненосец "Ослябя"
http://armoured.ru/oslyabya.php
"Я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу Родине своей, которую ставлю выше всего."
***
«Конечно, меня убьют, но если бы этого не случилось, – только бы нам не расставаться".
Александр Васильевич Колчак

"...Если Новая Россия забудет Вас - России, наверное, не будет."

Правила проекта "Белая гвардия"