Плавучая церковь Николая Чудотворца — единственный в Российской империи корабль, на котором располагалась полноценная православная церковь. Действовал в 1910-х годах в Каспийском море.
[attachment=1]
Введено в эксплуатацию: 6 сентября 1910 года
В начале XX века на Каспийском море в 220 км от Астрахани располагался «плавучий город», представлявший собой сотни морских судов, барж, шхун, плавучих контор со штатом служащих, контролировавших движение грузов, с населением до 100 тысяч человек. Мелководье в устье Волги не позволяло морским судам добираться до Астрахани, поэтому большинство «населения» города в течение 7-8 месяцев в году не ступало на берег. В связи с этим епископ Астраханский и Енотаевский Георгий озаботился отправлением духовных потребностей моряков и рыбаков. 28 декабря 1908 года на собрании членов Кирилло-Мефодиевского общества и Астраханского епархиального комитета было принято решение приобрести для этой цели пароход и соответственно его оборудовать. 6 сентября 1910 года плавучая церковь вышла в свой первый рейс.
[attachment=2]
На пожертвования членов КМО, АЕК и частных лиц был приобретён колёсный полуморской пароход. В носовой части парохода по проекту архитектора Карягина соорудили церковь Св. Николая Чудотворца, вмещавшую церковный хор и до 500 молящихся. На борту располагались также аптека, каюта для фельдшера и палата на несколько больных. Содержание штата взял на себя Чуркинский монастырь, командировавший на борт иеромонаха Иринарха, иеродиакона Серафима, трёх певцов и монаха-фельдшера Дамиана.
Наша плавающая церковь есть первый опыт в этом роде… предназначается обслуживать дельту Волги и острова, лежащие около берегов Каспийского моря, где расположены рыболовные промыслы. Наше судно-корабль напоминает, как Спаситель плавал по Галилейскому морю и учил стоящий на берегу народ. С борта нашего корабля, как и с евангельского, будет так же раздаваться проповедь о вечном спасении…Церковь обслуживала не только частновладельческие шаланды, но и прибрежные сёла Кордуан и Кривобузанск, Сурковка и Александрия, жители которых принимали участие в её строительстве. Помимо русских, деятельность плавучей церкви была направлена и на христианизацию некрещёных калмыков (прикомандированный иеромонах Иринарх знал калмыцкий язык).