Автор Тема: «Адмирал Макаров»  (Прочитано 9425 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Abigal

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: бХЭ 2010
  • Сообщений: 673
  • Спасибо: 179
«Адмирал Макаров»
« : 30.01.2011 • 17:19 »
«Адмирал Макаров» — русский и советский броненосный крейсер типа «Баян», а так же см., «Паллада» (1907), «Баян» (1908).

[attachment=1]
Крейсер «Адмирал Макаров» в 1908-1909 гг.

Спущен на воду: 25 апреля 1906.
Введён в эксплуатацию: 1908.
Выведен из состава флота: 1922.
Современный статус: сдан на слом.

История
22 марта 1905 года начат постройкой на заводе фирмы "Forges et Chantiers" в Тулоне (Франция), спущен на воду 25 апреля 1906 года, вступил в строй 13 мая 1908 года. Участвовал в оказании помощи населению города Мессина на острове Сицилия (Италия), пострадавшему от землетрясения в декабре 1908 года (доставил в Неаполь 400 тяжелораненых). Участвовал в первой мировой войне (набеговые и минно-заградительные операции на коммуникациях противника, прикрытие набеговых, разведывательных и минно-заградительных действий легких сил флота, дозорная служба в устье Финского залива, оборона Рижского залива летом 1916 года, Моонзундская операция с 12 по 23 октября 1917 года), Февральской революции.

7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 25 по 27 января 1918 года совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс и с 12 по 17 марта 1918 года - в Кронштадт. С 7 сентября 1918 года находился в Петроградском военном порту на долговременном хранении и в июле 1921 года использовался в качестве штабного корабля старшего морского начальника в Петрограде. 15 августа 1922 года продан совместному советско-германскому предприятию "Деруметалл", осенью 1922 года отбуксирован в Германию для разборки и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Из истории крейсера "Адмирал Макаров"

[attachment=4]

Легкий крейсер "Нюрнберг", заложенный в марте 1933 г. на верфи "Дойч Верке" в Киле, предполагалось использовать, главным образом, как рейдер с практически неограниченными возможностями. В его конструкции, технических решениях и оснащении использовались самые новейшие достижения науки, техники и технологии судостроения. При наибольшей длине в 181 м, ширине 16,5 и осадке 5,7 м его водоизмещение составляло 8380 т; вооружение крейсера состояло из трех трехорудийных башен главного калибра 150-мм, четырех 88-мм двухорудийных стабилизированных установок, четырех спаренных 37-мм зенитных орудий, двенадцати спаренных 20-мм пулеметов. Корабль имел оборудование для постановки мин, четыре 533-мм торпедных аппарата, два бортовых самолета с катапультой.

Не менее совершенной и мощной для тех лет была и энергетическая оснащенность корабля. Две турбины, работавшие на бортовые валы, и четыре главных дизеля - на средний винт, при суммарной мощности 66.000 л. с. обеспечивали ему ход в 32 узла. Использование одних главных дизелей позволяло крейсеру производить экстренную съемку с якоря и обеспечивало значительную автономность плавания при скорости 18 узлов. "Нюрнберг" сошел со стапелей в декабре 1934 г., а в ноябре 1935 г. с экипажем 896 человек вступил в строй.

Корабль сразу же начал крейсерские операции берегов северной Испании на стороне генерала Франко. В годы морской блокады Англии десятки судов, в том числе английских кораблей, подорвались на минах, поставленных крейсером у берегов Великобритании. Однажды в конце 1939 г. английская торпеда с подводной лодки настигла "Нюрнберг" в проливе Скагеррак. После непродолжительного ремонта крейсер уже в Норвежском море обеспечивал высадку десанта вблизи Нарвика. Позже "Нюрнберг" активно действовал на путях союзных конвоев, следовавших в Архангельск. Он обеспечивал выход из Альтен-фьорда немецкой эскадры, направлявшейся на разгром конвоя "РQ-17".

Едва ли не последней боевой операцией для крейсера "Нюрнберг" стала постановка им в феврале 1945 г. мин на фарватере к порту Осло, после чего он с кадетами на борту ушел в порт Копенгагена. Здесь его командир 5 мая 1945 г. принял приказ главного командования флота о полной капитуляции Германии. Крейсер капитулировал, но его команда оставалась на борту.

В июле-сентябре Союзная Контрольная комиссия обсуждала судьбу трофейного флота. Ряд кораблей достался Советскому Союзу, в их числе и легкий крейсер "Нюрнберг". Приказом главнокомандующего ВМФ СССР Н. Кузнецова от 19 ноября 1945 г. крейсер "Нюрнберг" включили в состав эскадры Северного Балтийского Флота с базированием в Таллинне. С этого дня под флагом ВМФ СССР начался новый период жизни корабля. Его командиром назначили капитана 1 ранга С. Воркова. Подписание протокола о передаче крейсера 8-му ВМФ СССР состоялось в Либаве 9 января 1946 года. После этого немецкая команда сошла с корабля. Приказом наркома ВМС от 13 февраля 1946 г. крейсеру было присвоено имя - "Адмирал Макаров".

[attachment=2]

В советский период экипаж крейсера полностью освоил технические и боевые средства корабля и успешно выполнял все поставленные боевые и учебные задачи. "Адмирал Макаров" не раз занимал призовые места в артиллерийских стрельбах по береговым, морским и воздушным целям. Он стал также показательным боевым кораблем для посещений иностранными делегациями высокого ранга. Ежегодно в праздничные дни, посвященные Октябрьской революции, "Адмирал Макаров" приходил в Ленинград на Неву и, стоя на якоре напротив Исаакиевского собора, производил артиллерийские салюты.

В феврале 1959 была подписана директива ГК ВМС СССР о демонтаже крейсера, а 6 июля получено распоряжение ГШ ВМС СССР об отправке "Адмирала Макарова" на слом. В августе крейсер перешел в Ленинград на Кировский завод для утилизации.

Офицеры и мичманы крейсера на "поминках" своего "Адмирала Макарова" поклялись быть верными памяти своего корабля, продолжать соблюдать и крепить его традиции и морскую дружбу. Ежегодно в день корабельного праздника встречаться, по возможности в Питере. Шли годы, военно-морская служба разбросала нас по всем флотам, но мы продолжали встречи.

Моряков всего мира, как известно, роднит море. У некоторых "макаровцев" возникали мысли и о немецких моряках, раньше служивших на "Нюрнберге". Насколько дружен был его экипаж, как они относились к своему крейсеру, что переживали после капитуляции при сходе с него в Либаве 9-го января 1946 г.? Бывая в Германии, офицеры с "Макарова" не раз пытались разыскать членов экипажа крейсера "Нюрнберг". Долго это не удавалось, но непредвиденный случай привел А. Симкина 9 мая 2000 г. в консульство РФ в Гамбурге, где состоялся прием по поводу Дня Победы. На нем присутствовал председатель "Народного союза Германии по уходу за воинскими захоронениями и примирению бывших противников через захоронения" Г. Кялер. Он принял горячее участие в стремлении наладить связь экипажей крейсера и опубликовал обращение к здравствующим немецким морякам "Нюрнберга".

Накануне публикации обращения произошла встреча Г. Ушморова с бывшим морским офицером господином О. Навара, который в январе 1945 г. был кадетом на крейсере "Нюрнберг". С этого началась их дружеская переписка.

[attachment=3]

Вскоре вышли на связь моряки крейсера "Нюрнберг", живущие в Германии и других государствах, в их числе и председатель "Общества "Нюрнберг" Э. Брусгайде. Оказалось, что моряки "Нюрнберга" так же, как и моряки "Адмирала Макарова", потеряв свой любимый корабль, объединились в "Обществе "Нюрнберг", поклялись в верности его памяти и до сих пор продолжают ежегодно встречаться. С участием этого общества в Германии выпустили книгу "Хроника крейсера "Нюрнберг" с 1933 г. по 1959 год. Вскоре председатель "Общества "Нюрнберг" в письме к Симкину пригласил его и группу экипажа "Адмирал Макаров" на очередную встречу членов немецкого общества в конце сентября 2000 г.

Встреча состоялась 22-24 сентября в Лабое на берегу Кильской бухты в военно-морском музее Германии. На нее из Германии, Австрии, Аргентины, Бразилии, США съехалось немало бывших "нюрнбергцев". Из числа "макаровцев" в ней, к сожалению, никто, кроме А. Симкина, принять участие не смог из-за банальной нехватки средств и состояния здоровья. Собрание членов экипажа крейсера открыл председатель общества "Нюрнберг" Э. Брусгайде, после чего в почетном зале музея к памятной доске "Нюрнберга" возложили венки.

Э. Брусгайде поздравил моряков-ветеранов с их праздником, пожелал им таких же радостных встреч в будущем. Он особо отметил и горячо приветствовал участие в торжестве членов общества "Адмирал Макаров". В ответном слове А. Симкин зачитал приветствие "нюрнбергцам" от моряков с "Адмирала Макарова", в знак их подлинного желания дружить со своими коллегами по кораблю, передал в дар музею в Лабое закладную доску крейсера "Нюрнберг" завода "Дойч Верке". Единодушным решением собрания ветеранов закладную доску корабля, его фото с перечнем основных характеристик, текстом краткой истории крейсера "Нюрнберг" - "Адмирал Макаров" и приветствия советского экипажа немецкому закрепили в зале памяти военно-морского музея Германии.

Э. Брусгайде поблагодарил всех участников встречи, пожелал им здоровья и многих лет жизни и еще раз выразил благодарность российскому представителю за участие во встрече, просил передать приветствие и добрые пожелания всем "макаровцам". В последующие годы контакты между нами продолжались путем переписки и частных туристских (и других) взаимных посещений.

Капитаны

Продолжение следует...

Тема была подготовлена благодаря информации из Википедии:
Адмирал Макаров (крейсер)
Из истории крейсера «Адмирал Макаров»
Броненосный крейсер "Адмирал Макаров"

А так же читайте:
Российский императорский флот: тип «Баян»
http://infoart.udm.ru/history/navy/rusca012.htm

Архив фотографий кораблей. Броненосный крейсер "Адмирал Макаров"
http://navsource.narod.ru/photos/02/028/index.html
"Я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу Родине своей, которую ставлю выше всего."
***
«Конечно, меня убьют, но если бы этого не случилось, – только бы нам не расставаться".
Александр Васильевич Колчак

"...Если Новая Россия забудет Вас - России, наверное, не будет."

Правила проекта "Белая гвардия"