7 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ.=ПРОДОЛЖЕНИЕ=
3.06.1909г. Указом Святейшего Синода назначен настоятелем Белевского монастыря
Награды
набедренник
Год награждения 1901
День 21
Месяц 9
Кем награжден архиепископ Казанский Арсений
синодальный наперсный крест
Год награждения 1904
Кем награжден Высокопреосвященнейший митрополит Владимир
Рукоположение
архимандрит
1910
День 8
Месяц 8
Место Тульская губ., г.Белев, Спасо-Преображенский монастырь,
Крестовая церковь
Кто рукоположил епископ Парфений (Левицкий)
Служение
Тульская губ., г.Белев, Спасо-Преображенский мужской монастырь
архимандрит
Должность настоятель
Год начала 1910
Год окончания 1916
Монастырь находился недалеко от Оптиной пустыни, и о.Петр имел постоянную
возможность общаться с оптинскими старцами. Старцы, в свою очередь, высоко
ценили белевского настоятеля и часто направляли к нему людей для духовного
руководства. Неоднократно бывал архимандрит Петр и в Дивееве, где навещал
блаженную Прасковью Ивановну - как рассказывали келейные, "сидел у ее ножек".
Блаженная высказывала ему расположение и однажды подарила холст своей работы -
впоследствии из него сшили архиерейское облачение, и владыка хранил его на
свое погребение.
Стараниями о.Петра в короткий срок был отремонтирован и украшен
Спасо-Преображенский собор. Архимандрит Петр читал также лекции в Белеве, посещал
уездные сельские храмы, живо интересовался жизнью крестьян и духовенства,
В "Епархиальных ведомостях" было напечатано много его статей о молитвенниках
и подвижниках - сельских батюшек. Службы о.Петра собирали множество людей.
"Слава о служении архимандрита Петра, - писал современник, - ласковом,
внимательном обращении с простым народом создали ему огромную популярность не
только в Белевском уезде... Крестьяне нуждаются в помощи духовной. Они приходят
к о.Петру с просьбами помолиться о них, иногда поговорить и рассказать о своем
воистину горьком житье. И никто не уходит от отца Петра неутешенным".
После литургии он обычно проповедовал. "Простые слова, ясный взгляд., - писал
о нем современник, - он говорил о Христе Спасителе, об убожестве храма в приходе,
и, наконец, перешел к обличению ересей. Больше всего он говорил о местных
сектантах - скопцах и хлыстах. Ярко и убедительно архимандрит Петр опровергал то,
что сектанты ставили себе в заслугу и оправдание... Во время проповеди один из
скопцов протиснулся к выходу и понуро поплелся домой. Впечатление от проповеди
было громадное".
Во время Первой мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен
лазарет на 12 кроватей, пять из них были на полном содержании обители.
В октябре 1916г. Святейший Синод постановил направить архимандрита Петра для
миссионерской службы в Северо-Американской епархии, но поездка не состоялась,
и вместо Америки архимандрит Петр был направлен на фронт проповедником, где
пробыл до февральской революции 1917г. В Белев он уже не вернулся
Москва, церковь Владимирского Епархиального дома
архимандрит
Должность настоятель
Год начала 1917
Год окончания 1917
Тверь, Желтиков Успенский монастырь
архимандрит
Должность настоятель
Год начала 1917
Год окончания 1919
Аресты
Тверь, тюрьма
Год ареста 1918
Был заключен в тюрьму в качестве заложника, но был освобожден вскоре после ареста
Рукоположение
епископ
1919
День 15
Месяц 2
Место Москва
Кто рукоположил Святейший Патриарх Тихон
Был хиротонисан на праздник Сретения
Служение
Нижний Новгород, Печерский монастырь
епископ
Должность епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии
Год начала 1919
День начала 15
Месяц начала 2
Год окончания 1920
Сразу же после хиротонии приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском
монастыре на берегу Волги. До этого здесь жил епископ Лаврентий (Князев),
расстрелянный большевиками в 1918г. К началу XX века Печерский монастырь пришел
в упадок. Братия была малочисленна, древний Успенский собор обветшал, стены и
потолки его почернели от копоти. Епископ Петр обратился к народу, прося помочь
в уборке храма, и сам первый влез на лестницу и промыл часть потолка. Незадолго
перед Пасхой он вышел очищать от снега двор монастыря - чтобы было удобнее
пройти крестному ходу.
Сразу по приезде владыка ввел уставное богослужение. В малые праздники
всенощное бдение продолжалось пять часов, по воскресеньям - шесть, а в
двунадесятые - семь: с пяти вечера до двенадцати ночи. Иногда всенощная длилась
и всю ночь. Епископ всегда стоял на настоятельском месте против иконы Печерской
Божией Матери и часто сам читал шестопсалмие.
Святитель Петр был высокого роста, худощавый, с длинными светлыми волосами,
которые он никогда не подстригал, с рыжеватой бородой и ясными голубыми глазами.
У него был очень сильный голос и хорошая дикция: за богослужением он раздельно и
громко произносил каждое слово (когда ему приходилось впоследствии служить в
храме Христа Спасителя и говорить проповедь, его слышали по всему храму).
Служил он неспешно, во время каждения шел по церкви не торопясь, так что
полиелейные псалмы успевали пропеть полностью. Требовал, чтобы кафизмы на утрени
вычитывались полностью. Как-то его пригласили в один храм и на всенощной почти
полностью пропустили кафизмы. Он подозвал настоятеля и сказал ему: "Почему ты не
любишь царя Давида? Люби царя Давида". Отпевания и панихиды святитель тоже всегда
совершал полностью, без сокращений. Однажды он сказал своему келейнику: "Во всем
твой Петр грешен, только Устава никогда не нарушал".
В будние дни владыка служил литургию в домовой церкви Печерского монастыря.
Каждый праздник после богослужения говорил проповедь.
Профессиональным певчим было трудно выдерживать продолжительные службы, и он
привлек к участию в церковном пении наиболее усердных прихожан. По благословению
архиепископа Нижегородского Евдокима (Мещерского) он обратился к благочинным
епархии, призывая ввести такое пение в благочиниях и объясняя его пользу: "Не
надо говорить, какое важное воспитательное значение в жизни церковной имеет
общее церковное пение, когда православный христианин является не простым слушателем
того, что поется, читается и совершается в храме, а сам непосредственно принимает
живое и сердечное участие в отправлении богослужения церковного, а само
богослужение принимает более осмысленный характер, приближающийся к чину
богослужений древних времен".
В Печерском монастыре епископ Петр завел преподавание Закона Божия детям.
Он сам учил их, и ребята так привязались к владыке, что зачастую собирались
толпою у его крыльца и ждали, пока он выйдет. По дороге владыка им что-нибудь
рассказывал, часто из своей жизни.
Истовое служение, искренность в вере, смирение, открытость для всех привлекали
к епископу Петру множество людей. Несмотря на продолжительные службы и самое
простое пение, Успенский собор Печерского монастыря всегда был полон. Епископа
Петра стали приглашать и в городские храмы на престольные праздники. Там ему
приходилось служить вместе с правящим архиереем Нижегородской епархии архиепископом
Евдокимом (Мещерским) (примкнувшим впоследствии к обновленчеству).
Архиепископ Евдоким начал завидовать популярности своего викария и в конце концов
возненавидел его. Совместные службы превратились для них в тяжелое испытание
Нижегородская губ, пос.Сормово
епископ
Должность епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии
Год начала 1920
Год окончания 1920
Перед Великим Постом 1920г. архиепископ Евдоким послал епископа Петра служить в
Сормово, расположенное довольно далеко от Нижнего Новгорода, а сам остался в
городе. Возвращаясь в Печерский монастырь в Прощеное воскресенье, епископ
Петр зашел к высокопреосвященному Евдокиму. Помолился перед иконами, затем,
смиренно встав перед ним на колени, сказал: "Христос среди нас!" Преосвященный
вместо обычного: "И есть, и будет", - ответил: "И нет, и не будет".
Епископ Петр молча вышел
Нижегородская губ., с.Канавино, подворье Городецкого монастыря
епископ
Должность епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии
Год начала 1920
Год окончания 1921
Месяц окончания 5
В середине Великого Поста 1920г., по настоянию архиепископа Евдокима епископ
Петр был переведен на жительство в с.Канавино. Там, за Окой, против Нижнего
Новгорода у самого Московского вокзала размещалось подворье Городецкого
монастыря. Место это было шумное, беспокойное: окна подворья выходили прямо на
железнодорожные пути. Владыка прожил здесь чуть более года, продолжая служить
в Сормово. Великим Постом службы продолжались по 13-14 часов.
В Сормово находились военные предприятия, и рабочие скоро полюбили владыку Петра
Аресты
Нижегородская губ., с.Канавино
Год ареста 1921
Месяц ареста 5
Обвинение при аресте "разжигание религиозного фанатизма
в политических целях"
Арест епископа Петра вызвал трехдневную забастовку рабочих сормовских заводов,
власти обещали отпустить его, но вместо освобождения его отправили в Москву
Места заключения
Москва, Лубянская тюрьма
Год начала 1921
Год окончания 1921
Епископ Петр и в камере не переставал проповедовать: просвещал своего соседа
по камере - матроса и в конце концов надел на него свой крест. Вообще, пока
епископ Петр находился в различных местах заключения, ему не успевали посылать
кресты: он отдавал их обращенным им людям
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1921
Год окончания 1921
Когда епископа уводили из Бутырок, с ним прощалась вся камера, многие плакали,
даже надзиратели вышли проводить его. "Я вспомнил тогда прощание апостола
Павла", - говорил владыка
Москва, Таганская тюрьма
Год начала 1921
Год окончания 1921
Месяц окончания 7
В Таганской тюрьме в то время собралось до 12 архиереев и множество духовенства.
Верующие передавали в тюрьму просфоры, облачения, и в камере совершалось соборное
богослужение.
Епископ Петр заболел от истощения, на голове у него образовались фурункулы, и
его положили в больницу.
В конце июля 1921г. владыку назначили на этап в Петроград. Перед отправкой
ему было разрешено свидание с духовными детьми. Они сопровождали владыку и
на вокзал. Епископ много рассказывал им о своем пребывании в тюрьме и в конце
концов сказал: "Как хотел бы я открыть вам свое сердце и показать вам, как
страдания очищают сердца"
Петроград, тюрьма
Год начала 1921
Месяц начала 7
Год окончания 1922
День окончания 4
Месяц окончания 1
Освобожден в день св.Анастасии Узорешительницы и сразу же приехал в Москву.
Всенощную и литургию на Рождество Христово он служил в Марфо-Мариинской обители,
а на второй день праздника - в храме Христа Спасителя.
Вскоре его назначили епископом Старицким, викарием Тверской епархии
Служение
Тверь, Желтиков Успенский мужской монастырь
епископ
Должность епископ Старицкий, викарий Тверской епархии
Год начала 1922
Месяц начала 1
Год окончания 1922
День окончания 24
Месяц окончания 11
Владыка поселился в Желтиковом Успенском монастыре, где прежде был настоятелем.
Тверичи встретили его с радостью. Он сразу же принялся за благоустроение церковной
службы, ввел уставное богослужение и обычай паломничества к местным святыням.
Иногда и сам отправлялся со своими духовными детьми в Торжок, за 60 км. Шли
пешком, дорогой владыка читал акафист преподобному Евфимию.
Когда в Твери узнали о голодающих Нижнего Поволжья, владыка решил оказать
посильную помощь. "Мы не остались, - писал он впоследствии, - чуждыми и
равнодушными к страданиям голодающих и по призыву Святейшего отца нашего
Патриарха немедленно готовы были идти со своей помощью... "
23 февраля 1922г., когда вышел декрет об "изъятии церковных ценностей", правящего
архиерея не было в городе, и епископ Петр фактически управлял епархией. На
созванном им совещании было решено немедленно приступить к сбору пожертвований,
устроить цикл разъяснительных лекций и разослать настоятельницам монастырей
призыв приютить детей голодающих. Владыка обратился к тверской пастве с
посланием, в котором, вслед за Патриархом Тихоном, призывал "жертвовать из
церковного достояния на святое дело все то, что не является существенно
необходимым для совершения богослужения. Что же касается предметов
необходимых для совершения святейшего таинства Евхаристии, в случае требований
об изъятии, мы благословляем верующим выражать свои письменные протесты, входить
в переговоры с представителями власти и ходатайствовать о замене священных
предметов". Владыка сам отдал в пользу голодающих все сколько-нибудь ценные
вещи из храма. Некоторые его упрекали за это, но он говорил: "У нас они стоят так.
Они лишние. Они не нужны. У нас, значит, они будут стоять, а там люди умирают с
голода?"
Служил он ежедневно, утром и вечером. Начинал в 9 часов утра, а заканчивал в
четвертом часу дня. В проповедях постоянно говорил о помощи голодающим.
Бывало, прихожане, слушая епископа, плакали и отдавали последнее.
Особенно же призывал владыка к покаянию: "Делая добро по заповеди Господней,
мы должны посмотреть на самих себя и на свою жизнь, усилить наш пост и молитву,
чтобы покаянием и направлением своей жизни умилостивить Бога".
В трудное время епископ Петр и сам терпел нужду. Бывало, кто-нибудь из прихожан
отрывал от своего скудного пайка в сто граммов половину хлеба и подавал ему.
Владыка не отказывался: поблагодарит, улыбнется и возьмет кусочек - зачастую
это была вся его еда на весь день.
Все деньги епархиального управления шли в пользу голодающих, и к середине лета
1922г. служащие епархиального управления оказались практически без средств к
существованию. Тогда владыка обратился к благочинным епархии с просьбой о помощи.
Когда летом 1922г. начался обновленческий раскол, епископ Петр немедленно
запретил в служении тех священников Тверской епархии, которые присоединились
к расколу, предав факт запрещения широкой огласке, чтобы предупредить мирян
об опасности обновленчества.
Летом 1922г. владыка Петр написал обращение к пастве:
"У этих живоцерковников-обновленцев - ничего нет религиозного; они
религией лишь прикрываются, они деятели политические, хотя многие и не понимают
сего. Мы политикой не должны заниматься, не наше это дело. Мы должны признавать
советскую власть, подчиняться ей по христианской совести и держаться строго
декрета об отделении Церкви от государства. Нужно обновление не Церкви, а нас
самих. Мы не умеем, мы разучились усваивать и понимать благодатный дух церковных
установлений, оттого и кажется нам многое лишним, ненужным, устарелым. Как ни
прискорбно явление раздора и смуты в Церкви - мы должны благодарить Бога за
него, ибо в это время отделится пшеница от плевел и каждый оглянется на себя и
выявит, насколько он христианин православный. Молю Бога, чтобы Он сохранил в
истинной Церкви побольше людей, хотя и по Писанию знаю, и из наблюдений над
окружающими вижу, что мало останется истинно верующих".
Цензура ГПУ отказала епископу в публикации воззвания: "Ввиду того, что обращение
натравливает одну часть духовенства и верующих на другую, что возбраняется
декретом об отделении Церкви от государства, который предоставляет право каждому
гражданину и обществу верить, во что он хочет, и молиться кому и как хочет, в
печатании данного обращения отказать, а епископа Петра привлечь к ответственности
за неподчинение соввласти, за применение во время письма дореволюционной
орфографии".
Тучков из секретного отдела ГПУ потребовал доказательств, что епископ Петр это
воззвание распространял. У близкого к епископу протоиерея о.Василия Куприянова
безуспешно пытались вырвать показания для ареста епископа. Арестовать епископа
и вести дело в Твери местное ГПУ побоялось и сообщило Тучкову: "Епископ Петр
предварительным следствием уличен в распространении не разрешенного цензурой
обращения и на днях будет арестован со всей кучкой тихоновцев. Просим вашего
разрешения препроводить епископа Петра с его компанией и со всем материалом
сразу же после ареста к вам во избежание возбуждения фанатиков". Секретный отдел
ответил согласием, и в ноябре владыку арестовали
Аресты
Тверь, Желтиков Успенский мужской монастырь
Год ареста 1922
День ареста 24
Месяц ареста 11
Вместе с епископом Петром были арестованы протоиереи Василий Куприянов и
Алексий Бенеманский, казначей Новоторжского Борисо-Глебского монастыря
иеромонах (в будущем епископ) Вениамин (Троицкий), секретарь епископа Петра
Александр Преображенский и Алексей Иванович Соколов.
В конце ноября 1922г. они были отправлены в Москву. Вместе с ними был отправлен
епископ Новоторжский Феофил (Богоявленский)
Осуждения
Комиссия НКВД по административным ссылкам
26/02/1923
Обвинение "распространение воззвания епископа Тверского Петра,
направленного явно против всякого обновленческого движения в Церкви и в поддержку
контрреволюционной политики Тихона"
Приговор 2 года ссылки в Туркестан
Групповое дело "дело епископа Петра (Зверева) и др., 1923г."
Из протокола допроса: "Ваше отношение к обновленческому движению?" - "Обновление
считаю необходимым в Церкви, но в рамках неприкосновенности догматов, ВЦУ
считаю канонически незаконным и самозванным учреждением" - "Причина вашей
активной борьбы, т.е. словом и делом, со сторонниками ВЦУ?" - "Их еретическое
учение, т.е. отрицание ада и рая и т.п; кроме того, они являются, по моему
мнению, политическими деятелями" - "Ваш взгляд и отношение к Патриарху Тихону?" -
"Признаю его главою Русской Церкви в церковных делах"
Места заключения
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1922
Месяц начала 11
Год окончания 1923
Епископ Петр пробыл в Бутырской тюрьме всю зиму 1922-1923гг.
Москва, Таганская тюрьма
Год начала 1923
Месяц начала 2
Год окончания 1923
Все арестованные по этому делу были приговорены к ссылке в Туркестан.
В день стояния Марии Египетской (четверг пятой седмицы Великого Поста) они
были отправлены этапом в Ташкент. Духовным детям удалось повидать епископа Петра
перед отправкой. Из воспоминаний его духовной дочери:
"Пробравшись на платформу, одна духовная дочь епископа первая увидела
за двумя решетками владыку и глазами нам показала.
Когда я увидела худое, покрытое особой тюремной бледностью лицо
владыки, громко зарыдала. Владыка улыбнулся, и ко мне донеслись его слова, хотя
говорил он почти шепотом из-за конвоя: "Как я рад вас видеть. Но почему Вы
плачете? Меня не надо жалеть, надо за меня радоваться". В это время у него от
недоедания начался авитаминоз, и вся голова была забинтована"
Узбекистан, г.Ташкент
Год начала 1923
Год окончания 1923
Перед отправкой на место ссылки заключенных выпустили из тюрьмы.
Прихожане городского собора приготовили им обед, принесли множество куличей
(был четверг Светлой Седмицы), чаю, сахара, подарили каждому по рубашке.
Вечером уезжал о.Алексий Бенеманский, стали прощаться. Волнение владыки было
так велико, что он заплакал и поспешил уйти в приготовленую для него комнату
Владыка Петр далее был направлен в пос.Перовск (Кзыл-Орду)
Средняя Азия, пос.Перовск (ныне г.Кызыл-Орда)
Год начала 1923
Год окончания 1924
Пробыл в ссылке в Перовске более года. Жил в очень тяжелых условиях, болел
цингой, в результате чего лишился зубов. Ему удалось наладить (не сразу) переписку
с остальными ссыльными. Иногда письма передавались через машиниста поезда:
келейник епископа подходил к поезду, машинист открывал дверцу и бросал пачку
писем на снег. Получив корреспонденцию, владыка сразу же принимался за чтение,
а прочитанные письма келейник бросал в печь. Только через год ссыльные стали
регулярно переписываться через монахиню Олимпиаду (Пороховицкую).
В письмах обсуждали насущные церковные проблемы (обновленчество, арест
Патриарха Тихона и т.д.) и ставили вопрос: как поступать, не жертвуя интересами
Церкви и в то же время избегая прямого столкновения с властью.
В 1923г. освободили из заключения Патриарха Тихона, и он подал властям список
архиереев, без которых не мог управлять Церковью; в их число входил
и епископ Петр. В конце 1924г. он был освобожден и вернулся в Москву
Служение
Москва
епископ
Должность временно управляющий Московской епархией
Год начала 1924
Год окончания 1925
В 1924г. после возвращения из ссылки епископ Петр был назначен временно
управляющим Московской епархией.
После кончины Святейшего Патриарха Тихона он подписал акт от 12 апреля 1925г.
о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
Вскоре был направлен на Воронежскую кафедру в помощь 84-летнему митрополиту
Владимиру (Шимковичу)
Воронеж, Покровско-Преображенская церковь бывшего Девичьего монастыря и храм во имя
Сошествия Святого Духа на апостолов
епископ
Год начала 1925
Год окончания 1926
В 1925г. большинство воронежских церквей находилось в руках обновленцев,
поддерживаемых советской властью. Немощного старца владыку Владимира (Шимковича)
подвергали домашнему аресту, запрещали говорить проповеди, но он твердо
противостоял обновленцам. Епископ Петр стал опорой престарелому владыке.
При нем началось почти поголовное возвращение церквей Воронежской епархии
из обновленчества. Это послужило причиной частых вызовов епископа в ОГПУ.
Епископ Петр служил в огромном пятипрестольном храме во имя Сошествия
Святого Духа и в Покровско-Преображенском храме бывшего Девичьего монастыря,
при котором и жил.
Во время его богослужений в храмах было так тесно, что порой люди не могли
поднять руку, чтобы перекреститься. Владыка Петр относился ко всем своим пасомым
приветливо, внимательно и ласково, всех любил, все для него были родными и
близкими, и народ тоже вскоре полюбил его
Рукоположение
архиепископ
1926
Месяц 1
Кто рукоположил митрополит Сергий (Страгородский) (утвердил
всенародное избрание)
Осенью 1926г. епископа Петра вызвали в Москву к Тучкову, а 6 января 1926г., в
канун Рождества Христова, скончался митрополит Владимир (Шимкович). Воронежская
паства чувствовала себя осиротевшей, все ждали возвращения епископа Петра.
Епископ Петр вернулся в Воронеж 10 января 1926г. и вместе с митрополитом
Нафанаилом (Троицким) отпел почившего. Через день уполномоченные православных
приходов Воронежской епархии направили епископу Петру заявление: "По единодушному
требованию всех православных коллективов верующих Воронежской епархии, просим
Вас занять вакантную ныне кафедру архиепископа Воронежского и Задонского".
Епископ ответил: "Видя в единодушном избрании меня трудящимися глас Божий, не
дерзаю отказываться и изъявляю свое полное согласие". В скором времени епископ Петр
поехал в Москву, где митрополит Сергий (Страгородский) утвердил его избрание и
назначил на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа. При этом
митрополит Сергий отозвался о нем как о лучшем проповеднике Московской Патриархии.
Служение
Воронеж, храм во имя Сошествия Святого Духа
архиепископ
Должность архиепископ Воронежский и Задонский
Год начала 1925
Год окончания 1926
День окончания 28
Месяц окончания 11
Избранный народом, владыка Петр отдавал ему все свое время - и в храме, за
богослужением, и дома, куда к нему шли люди со своими нуждами. Часто можно было
видеть, как входившие к нему с понурыми лицами посетители выходили сияющими.
Народ беззаветно любил своего пастыря, часть же духовенства была им недовольна -
многие были противниками продолжительных служб.
Архиепископ Петр служил по афонскому чину - все читалось и пелось без пропусков.
Владыка не любил партесного пения и снова ввел пение народное. Часто, стоя на
кафедре, он сам запевал: "Хвалите Имя Господне", молящиеся подхватывали.
Регентовал народным хором архимандрит Игнатий (Бирюков), который собирал и ввел
в церковный обиход древние распевы.
Влияние владыки Петра было так велико, что в Воронеже началось возвращение
обновленческих храмов в Православие. Чин принятия духовенства владыка совершал
с большой торжественностью. Принесшие покаяние священники не сразу допускались
к служению, первое время архиепископ благословлял им оставаться на клиросе.
Перед началом богослужения обновленческие храмы заново освящались.
Все это вызвало гнев обновленцев, которые предприняли немало усилий, чтобы
удалить архиепископа из Воронежа, действуя, главным образом через светскую власть.
Городское начальство юридически признавало церковью только обновленцев, и Православная
Церковь была как бы на нелегальном положении. Это затрудняло, например, поездки
архиепископа по сельским приходам епархии - поездки рассматривались как
контрреволюционная деятельность, и на них каждый раз требовалось разрешение властей.
С ходатайством к властям по этому поводу обращались верующие, но безрезультатно.
Чем больше людей хлопотало за владыку Петра, тем большую ненависть он вызывал у властей.
Обстановка в городе становилась накаленной. Архиепископ получил несколько
писем с угрозами, были случаи, когда в него с крыши бросали камнями. Рабочие
учредили охрану архиерея, которая сопровождала его на улице и оставалась
ночевать у него в доме на случай провокации. Владыка был благодарен, но мало
верил в эффективность охраны, хотя и не мог отказать верующим в праве защищать
главу епархии.
Владыка обращался за советами к Оптинскому старцу Нектарию. Старец Нектарий сказал:
если так пойдет и дальше, ареста не избежать.
Владыку стали вызывать на допросы в ОГПУ. Держался он спокойно. Входя в кабинет
следователя, оглядывался, ища икону, крестился на правый угол, и только тогда
начинал разговор со следователем. Рассказывали, что служащие ОГПУ при виде его
невольно обнажали головы, даже если предварительно договаривались не делать этого.
Осенью 1926г. готовился съезд обновленцев под руководством Тучкова, в связи с чем
ОГПУ проводило обыски у православных архиереев. Как-то, вернувшись из храма,
архиепископ Петр увидел у своих дверей милиционеров, которые вошли вслед за ним и
приступили к обыску. Тем временем у его дома собралась большая толпа.
После обыска милиционер потребовал, чтобы архиерей проследовал за ним для допроса.
Владыка, указывая на толпу, предупредил о возможных неприятностях. Тогда ему
предложили выйти после того, как милиция покинет дом. Так он и сделал. На
улице его встретило около 300 человек, которые пошли вслед за ним и остановились
у входа в милицию. Несколько рабочих решительно прошли в кабинет начальника,
спросили, на каком основании задержан архиепископ, и потребовали, чтобы допрос
проходил в их присутствии. Начальник ответил категорическим отказом. Рабочие
вышли к народу и сказали, что владыку хотят арестовать. Люди заволновались.
Милиционеры попытались разогнать толпу силой, но безуспешно. Тогда начальник
пригрозил вызвать конную милицию. "Да Вы скажите народу, что со мной ничего не
случится, и люди успокоятся и разойдутся, - посоветовал архиепископ.
"Нет, Вы сами скажите", - ответил начальник. Владыка попытался успокоить
собравшихся, но люди закричали, чтобы сам начальник дал им слово, что архиепископ
не будет задержан. Тот дал им такое обещание, но народ не уходил, требуя
освобождения архиерея. Милиционеры попытались задержать зачинщиков, но люди
окружали плотным кольцом каждого, кого пытались схватить. С большим трудом удалось
арестовать несколько человек. Толпа стала расходиться, а конный наряд милиции
разогнал оставшихся. Когда владыка вышел после допроса, его ожидало всего несколько
человек.
Места проживания
Воронеж, при Покровско-Преображенском храме бывшего Девичьего монастыря
Год начала 1926
Год окончания 1926
Аресты
Воронеж
Год ареста 1926
День ареста 29
Месяц ареста 11
29 октября 1926г. архиепископа вызвали в Воронежское ОГПУ и сообщили, что он
должен ехать к Тучкову в Москву для совещания по церковным вопросам с митрополитами
Сергием (Страголродским) и Агафангелом (Преображенским). По возвращении из
Воронежского ОГПУ владыку встречало множество народа. Люди решили просить
начальника местного ОГПУ отсрочить поездку, чтобы рабочие могли оформить отпуска
и тоже поехать в Москву. На следующий день владыку снова вызвали в ОГПУ, и он
сказал: "Вы сами идете против народа, сами раздражаете и волнуете; я с вами,
чекистами, разговаривать больше не буду, разговаривайте сами с народом,
вывертывайтесь, как хотите". В тот же день к архиепископу пришли представители
рабочих и сообщили, что они выезжают в Москву для переговоров с Тучковым, а
также отправляют делегатов на беспартийную рабочую конференцию, которая будет
происходить в Москве 27 ноября 1926г. Рабочие отправили две телеграммы в
защиту архиепископа: одну - Тучкову, другую - на имя XV Всесоюзной партийной
конференции с просьбой знать причины и цель вызова архиепископа в Москву к
Тучкову, а также затребовать выезда в Москву вместе с архиепископом делегации
верующих. Когда рабочие приехали в Москву и пришли на квартиру к Тучкову, он
был крайне разгневан и велел им идти в ОГПУ. Тогда рабочие попросили помочь
делегатов рабочей конференции. Однако те с мнением народа считаться не стали
и приняли резолюцию: "Конференция требует немедленного удаления и изолирования
Петра Зверева из Воронежской губ., исключить 9 человек, подписавших телеграмму
из профсоюзов и предать суду их и Петра Зверева". Сообщение об этой резолюции
было опубликовано в газете в первый день Рождественского поста.
Утром 15(28) ноября владыка последний раз служил литургию и, вероятно, предчувствуя
арест, был печален. Ночью к нему явились сотрудники ОГПУ для обыска и ареста.
Когда они начали стучать, келейник владыки архимандрит Иннокентий (Беда)
покрепче закрыл дверь и задвинул щеколду и не пускал их до тех пор, пока владыка
не сжег все письма и документы, которые могли кому-нибудь повредить.
После обыска архиепископ был немедленно доставлен в ОГПУ.
Утром весть об аресте архиепископа разнеслась по городу, и многие пошли к зданию
тюрьмы, чтобы узнать о его судьбе. Арестованного увидели только вечером, когда
охрана вывела его из здания и посадила в автомобиль, чтобы везти на вокзал.
Верующие бросились к вокзалу, но сотрудники ОГПУ оцепили вокзал и никого не
пустили на перрон до отправления поезда. По прибытии в Москву владыка был заключен
в Лубянскую тюрьму.
Вместе с архиепископом были арестованы и заключены в тюрьму его
келейник архимандрит Иннокентий (Беда) и другие близкие ему люди, большей
частью, воронежские рабочие
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
26/03/1927
Статья ст.58-10,58-11 УК РСФСР
Приговор 10 лет концлагерей
Групповое дело "Дело архиепископа Петра (Зверева) и др. Воронеж,
1927г."
Места заключения
Москва, внутренняя тюрьма ОГПУ на Лубянке
Год начала 1927
Год окончания 1927
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1927
Год окончания 1927
В свое время блаженная Паша Саровская говорила владыке, что он будет заключен
в тюрьму трижды. Незадолго до последнего ареста дивеевская блаженная Мария Ивановна
прислала к нему сказать: "Пусть владыка сидит тихо".
Этап на Соловки отправляли с Ярославского вокзала, и власти разрешили духовным детям
проводить архиепископа. Владыка, увидев их, крикнул: "Есть ли тут дивеевские?"
Среди провожавших были две дивеевских сестры. - "Передайте от меня поклон
блаженной Марии Ивановне", - попросил он
Соловецкий лагерь особого назначения
Год начала 1927
Год окончания 1929
Прибыл на Соловки поздней весной 1927г.
В лагере владыка работал сначала сторожем, затем счетоводом на продуктовом
складе, где трудилось одно духовенство. Жил он тут же, рядом со складом, в
в маленькой комнате, вместе с епископом Григорием (Козловым). Здесь владыка
Петр соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу, стремился по
мере сил помогать ссыльным, поддерживать нуждающихся. В своей маленькой комнате
он принимал всех, кто желал его видеть и с ним беседовать, поил чаем.
При разгоне Соловецкого монастыря, 60 монахов согласились остаться в лагере
вольнонаемными и им оставили кладбищенскую церковь во имя преподобного Онуфрия,
которая находилась за пределами монастырских стен. До 1928г. священнослужителям
из заключенных разрешалось посещать ее. Службы там совершались ежедневно:
с 6 часов вечера всенощная и в четыре часа утра - литургия. Архиепископ Петр
старался бывать на всех службах, на всенощной всегда читал шестопсалмие.
6 января 1928г. скончался находившийся в заключении на Соловках архимандрит
Иннокентий (Беда). Архиепископ торжественно отпел своего келейника в
Онуфриевской церкви при участии 30 священнослужителей и огромной толпы
сочувствующих заключенных.
Владыка старался как можно чаще, насколько позволяли условия заключения, писать
своим духовным чадам. Благодарил за посылки, интересовался положением дел в
Воронеже, просил молитв блаженной Феоктисты Михайловны. Из письма
архиепископа: "За молитвы многих я пока жив и здоров... Я же кровно соединен
со своей паствой и не могу не молиться за нее и не беспокоиться о ее благополучии,
мире, здравии, спасении... Вам, вашим родным и всем мир и Божие благословение.
Благодарность. Сана на адресах никто не пишите".
После отъезда с Соловков архиепископа Илариона (Троицкого) ссыльный епископат
в знак особого уважения избрал архиепископа Петра архипастырем, главой Соловецкого
православного духовенства.
Нравственная высота архиепископа была такова, что даже с метлой в руке, в роли
сторожа или дворника, он внушал благоговейное уважение. Вохровцы при встрече не
только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, поднимая
руку и осеняя их крестным знамением. Начальники, завидев его, отворачивались -
достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду.
Архиепископ медленно шествовал мимо них, слегка опираясь на посох и не склоняя
головы.
Вскоре начальство в лагере сменилось, и порядки стали более суровыми.
В октябре 1928г. владыка Петр был отправлен на остров Анзер, в VI отделение
лагеря - за то, что крестил в Святом озере заключенную эстонку
Соловецкий лагерь особого назначения, Анзерская Троицкая командировка, VI отд.
Год начала 1928
Месяц начала 10
Год окончания 1929
День окончания 7
Месяц окончания 2
В анзерской Троицкой командировке архиепископ работал счетоводом.
Из его письма: "Слава Богу за все... Не так живи, как хочется, а как Бог велит.
Писем ни от кого давно не получаю, наверное вследствие закрытия навигации.
Наверное, и от меня стали реже приходить, хотя могут быть и другие не зависящие
от нас причины... У нас, по-видимому, настала настоящая зима, с ветрами и метелями,
так что ветер едва не валит с ног... Живу в уединенном и пустынном месте на берегу
глубокого морского залива, никого не вижу, кроме живущих вместе, и могу воображать
себя пустынножителем".
На Анзере владыка составил акафист преподобному Герману Соловецкому. Открытки
с частями текста он посылал своим духовным чадам, и впоследствии они смогли
собрать и восстановить весь текст
Кончина
1929
День 7
Месяц 2
умер в заключении от тифа
Место Соловецкий лагерь особого назначения, о.Анзер, госпиталь
в бывшем Голгофо-Распятском скиту
Место захоронения Соловки, о.Анзер, подножие г.Голгофы
Осенью 1928г. на Анзере началась эпидемия тифа. Из 1000 заключенных на острове
умерло 500 человек. В январе 1929г. архиепископ Петр тоже заболел тифом, и его
увезли на Голгофу - так называли госпиталь, размещенный в бывшем
Голгофо-Распятском скиту, в помещении храма в честь Распятия Господня, на горе,
названной Голгофой.
"Картина, которую я застал по приезде своем на Голгофу, -
писал очевидец, - была ужасна, название Голгофы вполне оправдалось. В тесных
помещениях, битком набитых людьми, стоял такой спертый дух, что само пребывание
в нем более продолжительное время казалось смертельным. Большая часть людей,
несмотря на мороз, была совершенно раздета, голые в полном смысле слова, на
остальных - жалкие лохмотья. Истощенные лица, скелеты, обтянутые кожей, голыми
выбегали шатаясь, из часовни [церкви Воскресения Христова] к проруби, чтобы
зачерпнуть воды в банку из-под консервов. Были случаи, когда, наклонившись,
они умирали".
Архиепископа Петра положили в палату, которая размещалась у алтаря церкви
Распятия Господня. Он проболел 2 недели, и, казалось, кризис миновал, но
владыка был очень слаб и совсем не ел. В одной палате с ним лежал ветеринар,
его духовный сын. 7 февраля в 4 часа утра он услыхал шум, как бы от влетевшей
стаи птиц. Открыл глаза - и увидел великомученицу Варвару со многими девами,
среди которых узнал святых мучениц Анисию и Ирину. Великомученица Варвара
подошла к постели владыки и причастила его Святых Христовых Тайн.
В тот же день в 7 часов вечера он скончался. Перед смертью несколько раз
написал на стене карандашом: "Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе
призывает".
Погребение было назначено на воскресенье 10 февраля. Из Соловецкого кремля
еще во время болезни владыки прислали мантию и малый омофор. В одной из
мастерских заказали гроб и крест. Разрешение на участие в похоронах получили 3
священника и двое мирян, но совершить торжественное отпевание и похоронить
архиепископа в облачении начальство не позволило. Однако вскоре стало известно,
что тело владыки бросили в общую могилу, доверху заполненную умершими.
Начальство приказало завалить могилу землей и снегом, но это распоряжение
выполнено не было.
В канцелярии хозяйственной части совершили панихиду, а затем гроб
и крест отвезли на Голгофу.
Общую могилу освободили от еловых веток. Владыка лежал в длинной рубахе
со сложенными на груди руками, лицо было засыпано еловыми иголочками.
Три священника на простыне подняли его из общей могилы, расчесали волосы,
отерли лицо. Несмотря на запрещение начальства, прямо на снегу покойного
облачили в новую лиловую мантию, клобук, омофор, положили его в гроб, дали
в руки крест, четки и Евангелие.
Перед тем, как вложить ему в руку разрешительную молитву, все три священника
расписались на ней. Монахиня Арсения спросила: "Почему вы расписываетесь?
На молитве ведь не расписываются!" - "Если время переменится, будут обретены
мощи владыки, будет известно кто его хоронил", - ответили они.
Священники громко и торжественно совершили отпевание. На отпевание собралось
около 20 человек. После прощальных слов останки опустили в могилу, выкопанную
напротив алтаря Воскресенского храма и поставили крест с надписью.
Один из хоронивших архиепископа священников позже рассказывал, что когда могилу
зарыли, над ней засиял столп света и в нем явился владыка и всех благословил.
Весной 1929г. по распоряжению лагерного начальства все кресты на соловецких
кладбищах, включая и этот, были сняты и пущены на дрова.
Мощи священномученика были обретены 17 июня 1999г.
Канонизация
Священномученик архиепископ Петр (Зверев)
Дата 20000820
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной
Церкви, 13-16 августа 2000г.
Кто представил Воронежская епархия
ТРОПАРЬ, глас 5.
Верою пламенною апостолу Петру подобяся,/ таже и трикратным слышанием
воззвания Христова,/ душу твою за Того положил еси, святителю отче Петре,/
каменю твердый Церкве православныя:/ светильниче во мраце беззаконий
добродетельми сияяй,/ радостию страдания за Христа претерпети изволил
еси,/ со исповедники и страстотерпцы Российскими./ Молися с ними о нас,
архиерею Божий,// священномучениче соловецкий.
КОНДАК, глас 6.
На любовь Божественную всем сердцем отозвавыйся,/ вся юже возмогл еси
благая, воздаде Тому,/ златоустый правды Божия проповедниче,/ златосердый
хранителю таин Господних,/ Фавора славнаго святительское отражение,/
Голгофы Анзерския жертво всесовершенная:/ исповедниче Христов,
священномучениче Петре,// поминай нас, любовию чтущих святую память твою
Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
2
Старый стиль 09.08
Новый стиль 22.08
Собор новомучеников и исповедников Соловецких
3
Старый стиль 25.01
Новый стиль 07.02
день мученической кончины (1929г.)
Публикации
1 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы
и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в
2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.
878-879.
2 Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг.
(Джорданвилль). Ч.2.
С.48.
3 Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб.,
1994. (Исторические сборники. 2).
С.173-174.
4 Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965
гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.5.
С.376-377.
5 Список пастырей и верных чад Русской Православной Церкви, невинно убиенных за веру
Христову в годы Советской власти// Воронежский Епархиальный Вестник. 1992. N 1-2.
С.37.
6 Страстотерпец Петр, архиепископ "Соловецкий"// Русский паломник. 1995. N 11-12.
C.88-105.
7 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о
собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16
августа 2000г.
8 Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской
Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь,
2000. Кн.4.
С.28-80,447-469.
9 Феодосий (Алмазов), архимандрит. Мои воспоминания (записки соловецкого узника). М.:
Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1997. 260с.
С.93-94,101-102.
10 Соловецкий мартиролог// Православный церковный календарь 2001г. Издание Соловецкого
монастыря.
11 Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский// Календарь храма Благовещения
Пресвятой Богородицы. Москва, 2003. Февраль. N 2.
С.2-16.
Заявители
Андрущенко Николай
Документы
1 ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263.
Л.86.
2 ГА РФ. Ф.8409. Д.16
Василий (Зеленцов Василий Иванович) Год рождения 1870
Месяц рождения 3
Место рождения Рязанская губ., Раненбургский у., с.Зимарово
(Зиморово?)
епископ
Специальность кандидат богословия
Родился в семье протоиерея
Епископ Василий (Зеленцов)
Епископ Василий (Зеленцов). Фотография из дела
Епископ Василий (Зеленцов)
Образование
университет, юридический факультет
Санкт-Петербургская Духовная Академия
кандидат богословия
Служение
духовное училище
Должность преподаватель русского языка
Екатеринослав, Екатеринославская Духовная Семинария
Должность преподаватель
Екатеринославская губ.
Должность епархиальный миссионер
Священный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918гг.