Автор Тема: «Дельфин» - первая российская подводная лодка  (Прочитано 13276 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Abigal

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: бХЭ 2010
  • Сообщений: 673
  • Спасибо: 179
«Дельфин», Миноносец № 150 — российская подводная лодка начала XX века, спроектированная И. Г. Бубновым, первая подводная лодка, официально зачисленная в списки кораблей Российского флота. В 1903—1904 годах достраивалась и проходила испытания на Балтике, служила для подготовки первых русских подводников. В конце 1904 года перевезена во Владивосток. За время Русско-Японской войны 17 дней провела в море, в том числе совершила боевой поход продолжительностью 8 суток. В июне 1916 года перевезена в Мурманск, в августе 1917 года исключена из списков кораблей, в 1920-х годах корпус «Дельфина» был разделан на металл.


Первая российская подводная лодка «Дельфин»


"Дельфин" на почтовой карточке 1904 года


Схема общего вида «Дельфина»

Спуск на воду: май 1903.
Выведен из состава флота: 8 августа 1917.
Современный статус: разделан на металл.

История проектирования и строительства

Выдача задания
19 декабря 1900 года Морское ведомство организовало комиссию для разработки проекта подводной лодки. Главным инспектором кораблестроения Н. Е. Кутейниковым в состав комиссии были включены старший помощник судостроителя Иван Григорьевич Бубнов (по кораблестроению); старший инженер-механик Иван Семенович Горюнов (по механике); лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев (по электротехнике). Поставленная комиссии задача предусматривала изучение имеющихся зарубежных данных о строительстве полуподводных миноносцев, проектирование и постройка погружающегося судна для береговой обороны. Проект должен быть подготовлен к марту-апрелю 1901 года и рассмотрен на заседании Морского Технического Комитета в мае того же года.

Проектирование
Работы над проектом «миноносца № 113» велись в Опытовом судостроительном бассейне и имели статус секретных. Для сокращения расходов на строительство размеры лодки были по возможности уменьшены. Глубина погружения была назначена в 50 метров с двойным запасом прочности. Для обеспечения лучшей обтекаемости при сохранении минимальных размеров и массы была выбрана однокорпусная конструкция веретенообразной формы. В качестве двигателя надводного хода И. С. Горюнов предложил дизель, однако подходящие по габаритам модели в производстве отсутствовали, поэтому был выбран бензиновый двигатель, заказанный в апреле 1901 года фирме «Даймлер», Штутгарт, единственной взявшейся изготовить его в течение всего 8 месяцев.

В мае 1901 года И. Г. Бубнов доложил МТК о завершении проектирования, 3 июня состоялось заседание МТК, на котором проект был признан «настолько разработанным по корпусу, что к постройке можно приступать безотлагательно…». При этом проектирование различных механизмов ещё не было завершено.

Строительство
5 июля было подписано распоряжение о постройке, Проектная комиссия была преобразована в Строительную комиссию в том же составе. Санкт-Петербургскому Балтийскому заводу был выдан заказ на постройку корпуса, главным строителем назначили Бубнова. Рабочие чертежи составлялись в конструкторском бюро Балтийского завода. «Миноносец № 113» был заложен в июле 1901 года на специально оборудованном стапеле рядом с большим эллингом. Листовая и профильная сталь была поставлена с Путиловского завода, воздушные баллоны изготовил Обуховский сталелитейный завод. Электромоторы («Сотерн-Гарле») и аккумуляторные батареи заказали во Франции.

В конце июля 1901 года М. Н. Беклемишев отправился в командировку на верфи Холланда в США для ознакомления со строящимися лодками. В сентябре ему было выдано разрешение на осмотр субмарины «Fulton», ещё находящейся в достройке, и на участие в пробном погружении. По результатам командировки Беклемишев доложил, что русский проект сравним по качеству исполнения с зарубежными аналогами, а некоторые российские решения за рубежом аналогов не имеют.

Во время строительства проект был доработан: в средней части корпуса была изготовлена рубка высотой около 70 см с массивным герметичным люком, на крышке которого был установлен клептоскоп (перископ), выдвигавшийся на 2 метра. В носу и корме было установлено по небольшой мачте для подъёма флагов.

Испытания и достройка
В марте 1902 года «миноносец № 113» был зачислен в списки флота как «Миноносец № 150». Командиром был назначен М. Н. Беклемишев, его помощником — А. О. Гадд. В ноябре того же года Беклемишев побывал в Штутгарте и участвовал в приёмных испытаниях двигателя надводного хода. Из-за возникших при этом проблем была предпринята попытка поиска альтернатив двигателю Даймлера, для чего Беклемишев посетил и французский завод «Сотерн-Гарле». В итоге двигатель фирмы «Даймлер» был принят, но лишь в апреле 1903 года и с условием устранения замечаний.

В мае 1903 года «Миноносец № 150» был спущен на воду и начал подготовку к испытаниям на электромоторах.

8 июня 1903 года начались ходовые испытания, была развита скорость в 5 узлов. Во время первого погружения одержать лодку на заданной глубине не удалось и она воткнулась в дно. После успешного всплытия по свидетельству мастерового М. В. Стецюра вышедшие из лодки Бубнов и Беклемишев сняли фуражки, перекрестились и кто-то из них произнёс «Ну, вот, слава Богу, и поплавали под водой…».

По результатам испытаний гребной винт был заменён на винт регулируемого шага, увеличили площадь горизонтальных рулей. 21 июня Бубнов подал рапорт главному инспектору кораблестроения о результатах испытаний, на котором он (инспектор) сделал пометку: «К сведению гг. сочленов и к делу. Начало сделано прекрасное» Н.Кутейников.

4 июля-9 августа на миноносец были установлены бензиновый двигатель надводного хода, дополнительная осушительная помпа, рулевой мотор, рубочный люк был оборудован противовесом. 11 августа корабль вышел на ходовые испытания под бензиновым двигателем, в результате чего сразу же была установлена необходимость переделки или замены гребного винта. 7 октября «миноносец № 150» был отнесён к судам III ранга и вошёл в состав Балтийского флота.

14 октября ходовые испытания были окончены, «миноносец № 150» был поставлен на суше на территории Балтийского завода для зимовки. Во время зимнего периода продолжались доработки как корпуса, так и механизмов корабля.

История службы

31 мая 1904 года «миноносец № 150» получил наименование «Дельфин». 16 июня 1904 года во время занятий с экипажем по погружению из-за несвоевременного закрытия рубочного люка и неадекватного поведения экипажа на поступление через него воды (паника), лодка затонула у западной стенки Балтийского завода. Из 36 человек спастись смогли 24. Авария произошла из-за особенностей конструкции. При заполнении балластных цистерн воздух из них стравливался внутрь лодки и поэтому люк нужно было закрывать в последний момент перед уходом судна под воду. 18 июня лодка поднята и после ремонта 15 ноября отправлена во Владивосток для участия в Русско-японской войне. Первый выход в море состоялся 28 февраля 1905 года. Вместе с подводными лодками «Сом» и «Касатка», «Дельфин» неоднократно принимал участие в боевом патрулировании в районе бухты Преображения, но встреч с японскими кораблями не было. 5 мая для проведения ремонтных работ на лодке производили вентиляцию (для удаления паров бензина), тем не менее произошёл взрыв и лодка затонула (погиб один человек). При подъеме лодки произошёл взрыв гремучих газов и при следующих подъемах эти взрывы повторялись. Капитальный ремонт лодки закончился в конце 1905 года, уже после окончания Русско-Японской войны. 9 декабря 1914 года при зарядке АБ с транспорта «Ксения» на лодке произошёл взрыв. До мая 1916 года лодка была в составе отряда подводных лодок Сибирской флотилии. 22 мая подводную лодку отправили из Владивостока в Вологду по железной дороге, перегрузили на баржу и доставили в Александровск (Полярный). 26 апреля 1917 года из-за небрежного несения вахты при стоянке в порту во время шторма ударами о ПЛ № 1 расшатало сальники рулей, через них стала поступать вода, в результате чего «Дельфин» затонул. 8 августа Морской штаб принял решение лодки не восстанавливать и 10 августа их сдали порту.

Командиры

   1. 30 сентября 1902 — 3 сентября 1904 — Беклемишев 3-й Михаил Николаевич
   2. 16 июня 1906 — Черкасов Анатолий Нилович (вр. и. о.) — погиб во время аварии на Неве.
   3. 3 сентября — 15 октября 1904 — фон Липгарт Роман Эрнестович
   4. 15 октября 1904 — 10 марта 1906 — Завойко Георгий Степанович
   5. 10 декабря 1905 — 1 марта 1906 — Желтухин Николай Фёдорович
   6. 1 марта — 3 октября 1906 — Петров Сергей Николаевич (вр. и. о.)
   7. конец 1906 — февраль 1907 — Домерщиков Михаил Михайлович
   8. февраль 1907 — 2 мая 1910 — Дудкин 1-й Василий Федотович
   9. 15 марта 1910 — 22 апреля 1913 — Проффен Егор Егорович
  10. апрель 1913 — ноябрь 1913 — Игнатов Н. А. (вр. и. о.)
  11. 18 ноября 1913 — 13 июля 1915 — Леман 2-й Николай Модестович
  12. 27 января 1915 — 01 января 1916 — фон Дрейер Дмитрий Александрович (вр. и. о.)
  13. 4 апреля 1916 — август 1917 — Ломан 5-й М. В.

Узнать больше о первой подводной лодке "Дельфин" (конструкция, корпус, система погружения и всплытия и т.п.)  Вы сможете пройдя по этой ссылке...
« Последнее редактирование: 31.05.2011 • 12:27 от Abigal »
"Я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу Родине своей, которую ставлю выше всего."
***
«Конечно, меня убьют, но если бы этого не случилось, – только бы нам не расставаться".
Александр Васильевич Колчак

"...Если Новая Россия забудет Вас - России, наверное, не будет."

Правила проекта "Белая гвардия"

Оффлайн Abigal

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: бХЭ 2010
  • Сообщений: 673
  • Спасибо: 179
Фотографии первой подводной лодки "Дельфин"

















"Я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу Родине своей, которую ставлю выше всего."
***
«Конечно, меня убьют, но если бы этого не случилось, – только бы нам не расставаться".
Александр Васильевич Колчак

"...Если Новая Россия забудет Вас - России, наверное, не будет."

Правила проекта "Белая гвардия"