Автор Тема: Императорская шхуна "Штандарт".Вопрос о командном составе.  (Прочитано 37804 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Нештандартная История
[attachment=1]
... 3 апреля 1942 года гвардейские стяги взвились на мачтах боевых кораблей. Гвардейскими стали крейсер ЧФ «Красный Кавказ», эсминец КБФ «Стойкий», тральщик Т-205 «Гафель», подводные лодки Д-3, М-171, М-174 и К-22. А также минный заградитель Краснознаменного Балтийского флота «Марти».

Минный заградитель

Сразу замечу, в отличие от наземных войск и воздушного флота, кораблям флота натурального звание «гвардейский» присваивалось куда более скупо. За годы Великой Отечественной войны свыше 550 сухопутных и авиационных частей и соединений стали гвардейскими. Военно-морской флот СССР мог похвастаться только 34 такими кораблями.
... А что же такое минный заградитель? В названии не грохочут героические нотки, о размерах и вооружении можно только догадываться. Или – посмотреть справку.

Водоизмещение «Марти» – 5655 тонн, длина – 122 метра, ширина – 15,4 метра, осадка – 7 метров. Мощность механизмов – 11 426 лошадиных сил, дальность плавания – 2220 миль, максимальная скорость хода – 14 узлов (примерно 25 км/час). Что ж, немаленький корабль. Для сравнения, длина футбольного поля равна 90–120 метрам.

Было на «Марти» из чего пострелять: десять орудий разного калибра. Но главное – было что оставить на морских дорогах врагу. Минзаг брал на борт 320 больших морских мин.

Экипаж составлял 390 человек. В британском флоте подобные корабли называли минными крейсерами.

В боевой строй Балтийского флота минный заградитель «Марти» вступил в 1938 году. Боевое крещение получил в Финскую кампанию, ставил минные ловушки в проливе Бъерке-Зунд, недалеко от Приморска. Базировался в портах Таллина и Либавы (Лиепая) вплоть до начала Великой Отечественной.

Кстати, в самом начале лета минзаг получил переходящее Красное знамя Наркомата Военно-морского флота как лучший корабль своего класса.
Уже в ночь с 22 на 23 июня 1941 года «Марти» вышел в море на боевое задание. А на третьи сутки войны, будучи атакован двумя немецкими подлодками, одну отправил на дно навсегда. Топить субмарины противника не было прямым делом экипажа «Марти», но почему не попробовать?

Рисковать и пробовать войну на зубок – это, если можно так сказать, боевой стиль минзага «Марти». В сентябре 41-го корабль вышел в поход для постановки мин прямо у берега, захваченного фашистами. Сначала пришлось уворачиваться от бомбардировщиков Люфтваффе, все-таки сумевших зацепить корабль. Затем – уходить от артиллерийского обстрела береговых батарей, которые засекли «Марти» еще до выхода в заданный квадрат.
Командир принял рискованное решение: выбираться из-под огня немцев и одновременно ставить мины. Но все дело в том, что выбираться можно было только в одном направлении – противоположном тому, что вело к дому. Минный конвейер работал как часы. И с каждой миной, уходившей за корму в воду, шансов вернуться к родной причальной стенке оставалось все меньше.

Позже, когда фашистская артиллерия успокоилась, «Марти» пошел домой по минным полям, поставленным раньше. Впереди – три тральщика. У каждого тральщика, как клешни у краба, по два полутрала перед носом. Этими металлическими сетями катера траления и должны вылавливать мины в воде. Поймал – взрыв! До Кронштадта дошли все. Вот только из шести полутралов-клешней сохранилась лишь одна…

23 сентября 1941 года «Марти» вместе с другими кораблями Балтики участвовал в отражении самого мощного авианалета на Кронштадт. Первый бомбардировщик сбили, но следующий попал в цель. Пожар в носовой части грозил взрывом – рядом артиллерийский погреб. Главный боцман Соколов не растерялся и нырнул в трюм, успел подключить пожарный шланг. А невдалеке горел после прямого попадания огромной авиабомбы великолепный линкор «Марат». Гигант так и остался до конца войны прикован к кронштадтскому берегу. И сражался стоя.

Петергофский десант

В ночь на 5 октября в кромешной тьме от пристани Кронштадта отошли десятки катеров, под завязку набитых моряками линкоров «Октябрьская революция» и «Марат», курсантами военно-морского политучилища. Все – добровольцы. Среди «пассажиров» – 10 матросов с «Марти». Это был знаменитый петергофский десант!

В нынешнем Петергофском заповеднике прямо от угла Большого дворца уходит вглубь городка улица Десантников. Такое вроде бы неуместное название рядом с Самсоном, рвущим льву пасть, красавцем-каналом, ведущим к пристани на заливе, рядом с парком, где вот уже двести с лишним лет веселит сюрпризами лавочка-фонтан у Монплезира.

В этом парке, на этой улице вели свой последний бой с немецкими батальонами, усиленными артиллерией и танками, матросы-десантники. 7 октября Берлинское радио сообщило: «Западнее Ленинграда, в Петергофе, был высажен морской десант из Кронштадта… В многодневных и упорных боях с матросами наши войска понесли большие потери, но и комиссарский десант был измотан и уничтожен частично нами, частично самими матросами, так как они не сдавались в плен, предпочитая смерть…»

Из десяти матросов «Марти», ушедших в десант, в живых остался только Павел Добрынин. Израненный, без сознания, он попал в плен.
В ноябре 1941 года отряд кораблей под командованием вице-адмирала Дрозда отправился за 260 миль от Кронштадта, на полуостров Ханко, где продолжал сражаться в полной изоляции советский гарнизон. Задача – тотальная эвакуация.

«Марти» пришел на Ханко… «на ручной смазке». Называлась она – «машинист Костылевский». После поражения миной на корабле вышел из строя цилиндр высокого давления. Значит, оставшийся без масла двигатель того и гляди выйдет из строя. На минном поле – верная смерть. Единственный способ возобновить подачу масла – посадить рядом с паровой машиной человека с масленкой в руках. Рычаги двигаются туда-сюда, температура – 60 градусов, качка, грохот… Машинист Костылевский с заданием справился.
Минный заградитель снял с Ханко более 2000 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, свыше 800 тонн груза. И с полуисправным двигателем добрался до Кронштадта.

Новость о присвоении звания «гвардейский» экипаж «Марти» встретил в походе, прямо в бою. Радист мчался на капитанский мостик с радиограммой в руке под рев немецких бомбардировщиков, которые пикировали на корабль, лишенный в апрельских льдах Балтики полноты маневра, но сохранивший всю мощь и точность своих зениток.

Князь первого ранга

В 1938 году ОГПУ арестовало командира «Марти», капитана второго ранга Ивана Карпова, офицера, который три года руководил переоснащением вверенного ему корабля, основателя кронштадтского яхт-клуба. Что конкретно инкриминировали сыну херсонского крестьянина, в связях с разведкой какой страны его обвиняли, в организации какого заговора обличали – теперь имеет значение только для потомков этого человека, если они живут на свете. А сам Иван Григорьевич сгинул без вести то ли в следственных изоляторах, то ли в лагерях.

На его место был назначен другой офицер – Николай Мещерский. Именно под командованием Николая Иосифовича Мещерского «Марти» совершил большинство славных боевых походов и получил гвардейское звание. Именно ему экипаж обязан своими жизнями, а корабль – сохранностью.

... Все, кто знал его в бытность командиром «Марти», вспоминают только хорошее. Капитан первого ранга Мещерский носил кличку Батя. Более лестной оценки командир на флоте заслужить не может. В Бате, которым наградили матросы и офицеры «Марти» своего командира, не было ни капли фамильярности и вульгарности. Только уважение и любовь. Мало кто видел Мещерского в гневе или даже в состоянии элементарного раздражения. В пиковые моменты он держал себя корректно и строго. Только абсолютная бледность обветренного лица выдавала командирское волнение.

... 1 октября 1949 года на Таллинском рейде сильно штормило. Вечером с берега после увольнительной возвращались корабельные баркасы. На штормовой волне один из баркасов ударило о борт крейсера и перевернуло. Погибли 58 человек. Как и положено, под суд пошел дежурный вахтенный офицер Вовк и командир охраны водного района Таллина Попов. Оба получили сроки – 7 и 1 год соответственно. Военная прокуратура даже не заглядывалась на Мещерского как на только что прибывшего к месту службы и отсутствовавшего на борту. Он явился в трибунал сам и потребовал:
– Я командир корабля и отвечаю за все. Значит, судите и меня!

Встречного благородного порыва не последовало. Мещерский, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Нахимова, Ушакова, Отечественной войны, был осужден на 5 лет.

Спустя три с половиной года усилиями главкома ВМФ, адмирала флота Кузнецова, лично знавшего и ценившего Мещерского, Николай Иосифович был помилован и освобожден. В 1962 году Мещерский вышел в отставку, в 1973-м – скоропостижно скончался.

Бывший старпом Мещерского, впоследствии командир «Марти» капитан второго ранга Михаил Иванов, присутствовал на заседании трибунала, где судили его командира. Он вспоминал, что генерал-майор юстиции Мухоморов обратился к старшему помощнику крейсера «Чапаев» Соколову, находившемуся на борту в момент трагедии, с такой сентенцией:
– Как же вы допустили такое безобразие? Ведь вы же не княжеского рода!..

Да, капитан первого ранга Николай Мещерский происходил из древнего русского княжеского рода Мещерских, известного с XIII века.
Спустя три месяца после присвоения «Марти» звания «гвардейский» командир заградителя опубликовал статью в газете «Красный флот» и подписал ее так: «Гвардейского экипажа капитан 1-го ранга Н.И. Мещерский». И на сей раз, как и в 1918, и в 1938 году, соответствующие органы оказались по необъяснимым причинам невнимательны.

Яхта гвардейского экипажа

... 1 октября 1893 года на верфи «Бурмейстер и Вайн» в Копенгагене заложили «Штандарт» Николая Второго. Спустя неполных три года яхта встала в строй. Она нисколько не походила на легкую лодочку с мачтой и скромным гротом на ней. Водоизмещение – 5500 тонн, длина – 112 метров, ширина – 15,4 метра, осадка – 6,6 метра. Напоминаю, длина футбольного поля – 90–120 метров.

Две паровые машины мощностью 12 тыс. лошадиных сил развивали скорость до 22 узлов (около 40 км/час). На вооружении яхты находилось восемь орудий небольшого калибра.

Экипаж яхты составлял 357 матросов и 16 офицеров.

«Штандарт» отличался особым комфортом и изумительными ходовыми качествами. Мог он похвалиться, в отличие от «Титаника», и повышенной плавуче стью. Так, в 1907 году яхта с императорской семьей на борту пошла в финские шхеры. Проходя узким проливом, «Штандарт» налетел на подводную скалу. Вода хлынула в пробоину, яхта дала сильный крен. По оценкам самого Николая Второго, хорошего морского специалиста, корабль должен был затонуть минут через 20–25. Пока спускали шлюпки, пока искали трехлетнего цесаревича, которого матрос-нянька Деревенько предусмотрительно отнес на нос яхты как наиболее безопасное место, пока задраивали переборки и включали помпы, выяснилось, что яхта тонуть не собирается. Ее корпус и переборки были рассчитаны и на подобные неприятности.

Потом, при «разборе заплыва», выяснилось, что подводная скала, ставшая причиной аварии, не была отмечена ни на одной лоции этого водного района. Но прежде император отобрал револьвер у контр-адмирала Нилова, посчитавшего происшедшее своей ошибкой. Смыть вину он собирался традиционным для русского офицерства способом – собственной кровью.

Вот что писал о яхте «Штандарт» американец Роберт Мэсс в работе «Николай и Александра»: «Размером с небольшой крейсер, оснащенный паровой машиной, работавшей на угле, он тем не менее был спроектирован как парусное судно. Его огромный бушприт, украшенный золотым вензелем на черном фоне, устремленный вперед, точно выпущенная из лука стрела, как бы продолжал нос клипера. Над палубой возвышались три стройные, покрытые лаком мачты и две белые дымовые трубы. Помещения, предназначенные для царской семьи, были задрапированы ситцем. Помимо судовой церкви и просторных кают для императорской свиты на яхте имелись помещения для офицеров, механиков, котельных машинистов, палубной команды, буфетчиков, лакеев, горничных и целого взвода моряков гвардейского экипажа. Кроме того, на нижних палубах нашлось достаточно места для размещения духового оркестра и балалаечников».

На «Штандарте» русский император совершил последний визит в Британию в 1909 году. На нем же последний раз ходил в Германию в 1912-м. Император Вильгельм не раз намекал «брату Ники», что не прочь получить «Штандарт» в подарок, уж очень хорош и в полтора раза больше его парадной яхты «Гогенцоллерн». Но подарка «брат Вилли» так и не дождался.

Весной 1917 года «Штандарт» оказался в руках революционных моряков Кронштадта, и его превратили в штаб Центробалта.
В 1918 году потерявшая гвардейский статус яхта была законсервирована и надолго встала на прикол в Кронштадте.

Следующая встреча с немцами произошла спустя почти 30 лет после визита «Штандарта» с Николаем Вторым на борту в кайзеровскую Германию. Точнее – 23 июня 1941 года.

После 16 лет консервации «Штандарт», уже успевший некоторое время поносить имя «18 марта», был поставлен в доки на переделку. Спустя четыре года на свет божий явился новый минный заградитель Балтийского флота. Под именем «Марти».

Это была отнюдь не последняя реинкарнация великого корабля. В 1948 году «Марти» вновь переименован и переделан. На этот раз он превратился в плавучую казарму «Ока». Но и это еще не конец. В 50-х годах теперь уже «Ока» становится плавучей мишенью для ракетных стрельб боевых кораблей. И лишь в начале 1960-х годов старика-ветерана, достигшего почти 70-летнего возраста, сдали на слом.

С разницей в один год они появились на свет: корабль и его самый яркий командир. И ушли с разницей в считанные годы. Сегодня нет на флоте корабля, носящего имя капитана первого ранга Мещерского, нет ничего, что хранило бы память об этом русском моряке. Кто знает, может быть, в бабушкиных корзинках еще прячутся стальные иголки, сохранившие в своих молекулах воспоминания о корабле, из которого они сделаны. О корабле, который наследовал традиции петровского флота и получил звание гвардейского дважды.

Другого такого корабля нет и не было в составе военно-морского флота ни одной страны. Как нет сегодня ни одного гвардейского корабля в составе Краснознаменного Балтийского флота.
http://www.russkiymir.ru/ru/magazine/04200...4=2799&i4=6
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
  "Как нет сегодня ни одного гвардейского корабля в составе Краснознаменного Балтийского флота."

  Я, конечно, не моряк, но... НО, на днях, как впрочем и в прошлые годы, на праздновании Дня Военно-Морского флота России, меня в очередной раз "удивило", что флагманом Балтийского флота является всего лишь эсминец "Настойчивый", а из речи Главнокомандующего (раньше, например, Керенский был на должности "Главноуговаривающего" в Русской армии в 1917 году) узнал также о том, как российские моряки осваивают "самое новое современное вооружение", и что должны были чувствовать и ощущать современные офицеры-моряки и ветераны флота, слыша это.... А где же все остальные, более мощные военные корабли, похоже ушли в "последний поход" по цене 3 цента за тонну металлолома, в документах, на экспорт за границу, за последние 20 лет... Может кто-то, сведующий и компетентный, разъяснит данную ситуацию...
« Последнее редактирование: 04.08.2011 • 00:11 от Игорь Устинов »
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

karew

  • Гость
спасибо Вам большое за такое количество информации!
передам товарищу -пусть переваривает и действует.
позже результаты обязательно сообщу.

Оффлайн Abigal

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: бХЭ 2010
  • Сообщений: 673
  • Спасибо: 179
спасибо Вам большое за такое количество информации!
передам товарищу -пусть переваривает и действует.
позже результаты обязательно сообщу.
Приглашайте друга к нам на форум :) Мы всегда рады нашим единомышленникам!
"Я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу Родине своей, которую ставлю выше всего."
***
«Конечно, меня убьют, но если бы этого не случилось, – только бы нам не расставаться".
Александр Васильевич Колчак

"...Если Новая Россия забудет Вас - России, наверное, не будет."

Правила проекта "Белая гвардия"

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Эсминец - флагман Балтийского флота
« Ответ #14 : 22.01.2012 • 23:02 »
  "Как нет сегодня ни одного гвардейского корабля в составе Краснознаменного Балтийского флота."

  Я, конечно, не моряк, но... НО, на днях, как впрочем и в прошлые годы, на праздновании Дня Военно-Морского флота России, меня в очередной раз "удивило", что флагманом Балтийского флота является всего лишь эсминец "Настойчивый", а из речи Главнокомандующего (раньше, например, Керенский был на должности "Главноуговаривающего" в Русской армии в 1917 году) узнал также о том, как российские моряки осваивают "самое новое современное вооружение", и что должны были чувствовать и ощущать современные офицеры-моряки и ветераны флота, слыша это.... А где же все остальные, более мощные военные корабли, похоже ушли в "последний поход" по цене 3 цента за тонну металлолома, в документах, на экспорт за границу, за последние 20 лет... Может кто-то, сведующий и компетентный, разъяснит данную ситуацию...
Коль не нашлось до сих пор "сведующего и компетентного", чтобы ответить на этот вопрос, это поможет сделать выдержка из книги Бориса Миронова "Приговор убивающим Россию"... Файлы 9 и 10, приводят далеко неполный и непосредственный мартиролог военно-морских судов, доставшихся России от Советского Союза и канувших в небытие, посредством трансформирования их в зеленые бумажки по смехотворным ценам для ограниченного круга "спасителей" России ... :
[attachment=1] [attachment=2] [attachment=3] [attachment=4] [attachment=5]
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Эсминец - флагман Балтийского флота
« Ответ #15 : 22.01.2012 • 23:12 »
Продолжение:
[attachment=1] [attachment=2] [attachment=3] [attachment=4] [attachment=5]
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Эсминец - флагман Балтийского флота
« Ответ #16 : 22.01.2012 • 23:23 »
Продолжение:
[attachment=1] [attachment=2] [attachment=3] [attachment=4] [attachment=5]
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Эсминец - флагман Балтийского флота
« Ответ #17 : 22.01.2012 • 23:30 »
Окончание:
[attachment=1] [attachment=2]
Эпилог неоконченный: а это, сжатая квинтэссенция того, что Вы прочитали в вышеприведенных страницах про принципу "Кому это выгодно?":
[attachment=3]
Здесь можно скачать всю книгу Бориса МИРОНОВА "Приговор убивающим Россию":
[attachment=4]
« Последнее редактирование: 22.01.2012 • 23:46 от Игорь Устинов »
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Только за один недостроенный авианесущий крейсер "ВАРЯГ", проданный за $20 000 000 по цене гнилого жигуля в удельном отношении или футбольного легионера - ельцина, кравчука, шушкевича и иже с ними оборотней от коммпартии и комсомола, теперь сплошь демократов, надо..., впрочем додумайте сами, ЧТО НАДО, но главное, что некому это сделать...



Путь "Варяга"

 Факт строительства первого авианосца китайские власти официально подтвердили только в июне этого года. Об этом заявил начальник генштаба Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Чэнь Биндэ в интервью одной из гонконгских газет. В апреле ряд китайских СМИ опубликовали фотографии, свидетельствующие о том, что первый в стране авианосец почти готов.

 Китайские специалисты реконструировали тяжелый авианесущий крейсер "Варяг", который был приобретен в 1998 году у Украины в недостроенном виде за 20 млн долларов "для переоборудования в туристический аттракцион". По оценкам военных экспертов и тайваньской разведки, "Варяг" был достроен на верфи в порту Далянь и на него уже установили радары и другое оборудование.

 Изначально советский корабль "Варяг" был заказан для ВМФ СССР, но так и не был достроен. Водоизмещение корабля длиною в 300 метров и шириною в 72 метра превышает 65 тысяч тонн. После распада Союза в 1991 году гигантский авианесущий крейсер остался на верфи Николаевского судостроительного завода.

 При разделе черноморского флота между Россией и Украиной "Варяг", заложенный в 1988 году, отошел украинскому государству. Спустя 8 лет авианосец, финансировать строительство которого Украина была не в состоянии, был продан Китаю за 20 млн долларов. "Варяг" - уже третий советский авианосец, купленный Китаем. Авианесущий крейсер "Минск" сейчас используется как помещение для военно-исторического музея, а "Киев" пошел на переплавку.
====================================
Новая родина авианесущего крейсера «Варяг»
http://korabley.net/news/novaja_rodina_avianesushhego_krejsera_varjag/2011-11-08-1001

В Китае “Варяг” переименовали в «Ши Лан»
http://brightonbeachnews.com/rus/китайский-авианосец-получил-названи/2011/08/04/

Китайский "Варяг", нервирующий американцев, под покровом тайны вышел во второе плавание
http://www.newsru.com/world/29nov2011/varyag2.html
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Mishgan

  • Гость
Всем здравия желаю. Это моё первое сообщение на данном форуме. Нашел его при поиске информации о минном заградителе "Марти". На этом корабле служил мой дед.