История диверсионных вылазок в Забайкалье 1922-1923 годов. Одной из малоизвестных страниц истории Забайкалья является белоповстанческое движение начала 20-х годов прошлого столетия.
Его знаковым представителем можно назвать Захара Ивановича Гордеева. В мае 1922 года он возглавил белый партизанский отряд, который действовал на территории нынешних Улетовского, Хилокского и Читинского районов. Партизанская карьера была недолгой. В 1925 году один из последних белых партизан Забайкалья был задержан в районе станции Джалайнор, а в январе 1926 года приговорен к расстрелу.
Приказ: «Создать партизанский отряд»
Захар Гордеев родился в 1882 году в семье казака в селе Орой Могойтуйской станицы Акшинского уезда Забайкальской губернии. В 1914 году был призван из запаса и до 1917 года находился на воинской службе. Занимал должность смотрителя 429 полкового запасного госпиталя. В начале 1916 года переведен завхозом 2-го лазарета 123-й пехотной дивизии. В конце того же года назначен казначеем 2-го Верхнеудинского полка Забайкальского казачьего войска. В 1917 году на Втором войсковом круге избран в кандидаты войскового правления, а в октябре 1918 года стал членом правления. После избрания Григория Семенова забайкальским атаманом Гордеев временно переезжает в Омск. В марте 1920 года его назначают помощником командира 5-го казачьего полка по хозяйственной части. В августе 1920 года вышел в отставку, а в начале октября 1920 года избирается членом Читинской городской управы. В мае 1922 года возглавляет белый партизанский отряд.
В марте 1922 года Захар Гордеев по служебным делам отправляется в Харбин, где встречается с одним из лидеров Белого движения. Из разговора между ними выяснилось, что Шильников летом 1922 года во главе своей казачьей дивизии планирует наступление на Забайкальскую губернию. Гордееву он предложил сформировать партизанский отряд, задачей которого должны были стать разборка железнодорожных путей и повреждение телеграфной связи на участке Чита-Хилок.
Диверсия на станции Сохондо
По возвращении в Читу в Читу Гордеев привлек на свою сторону бывшего полковника Васильева и бывшего прапорщика Кондакова. На тот момент они служили в частях Народно-революционной армии ДВР. Через Леонтия Каргаполова — поставщика дров для Читинской городской управы, Гордеев выходит на его сына Федора, бывшего юнкера Читинского военного училища, скрывающегося в лесу в районе села Смоленка. Он также согласился вступить в партизанский отряд.
В партизаны также вступили Михаил Власов, Георгий Трухин, Епифан Богомолов и бывшие офицеры Пепеляев и Бернис. Поставкой оружия занимался Каргополов-младший, скупая его у местного населения. 20 июня 1922 года отряд в количестве 35 человек в районе поселка Каштак перешел вброд реку Читинку и двинулся в направлении станции Могзон.
Первую диверсию совершили на станции Сохондо. Гордеев и несколько членов отряда вошли в здание вокзала, где в этот момент находились милиционер и администрация. Под угрозой оружия их заставили разбирать железнодорожное полотно. Сами партизаны тем временем спилили 15 телеграфных столбов и сломали телеграфный аппарат на станции. С рассветом отряд, отпустив всех пленных, ушел со станции Сохондо.
Перейдя Яблоновый хребет, партизаны спустились в долину реки Ингоды в падь Улеты, напротив села Улеты, и пошли гулять по территории нынешнего Улетовского района. Во время одной из стоянок к отряду присоединились шесть жителей села Горека. Отсюда несколько человек съездили в село Николаевское, где закупили обувь и продовольствие. Возвратившись обратно, ошарашили всех неприятной новостью: ни слухов, ни газетных сведений о выступлении генерала Шильникова нет.
Гордеев посчитал бесцельным оставаться в Забайкалье и ушел с отрядом Маньчжурию, куда добрались лишь к 26 августа 1922 года. Там неожиданно выяснилось, что китайские власти арестовали Шильникова, а затем выслали в Приморье. Его же штаб, продолжающий находится в Китае, полностью бездействовал. Так закончилась первая попытка освободительного похода в Забайкалье, предпринятая казаком Захаром Гордеевым.
Возвращение белого партизана
Летом 1923 года с помощью казачьих есаулов Непомнящего и Лоскутова Гордеев собирает второй партизанский отряд. Его численность составила примерно 40 человек. 28 июля партизаны входят на территорию Забайкальской области. Пройдя с боями по территории региона, заходит в долину реки Ингоды. Поход получился сугубо разведывательным.
Вновь вышли на территорию нынешнего Улетовского района. В районе села Николаевское перешли Яблоновый хребет. Затем в течение десяти дней простояли в долине реки Горека. Отсюда Гордеев послал двух самых пожилых бойцов отряда, которые своим видом не могли вызвать подозрение, по селам реки Ингоды, чтобы выяснить обстановку и настроение людей. Одновременно двоих человек делегировали в ближайшие бурятские улусы. Спустя некоторое время Гордеев получил сведения, что настроение русского и бурятского населения в долине реки Ингоды было спокойным и деловым. Жалоб не было не только на советскую власть, но даже на непосильные налоги.
Видя, что почвы для развязывания партизанской войны в Забайкалье уже нет, Гордеев принимает решение вернуться обратно в Маньчжурию. Туда вернулись через Аблатукан, Чунгурук, Дарасун и агинские степи.
Говорят документы
Вот как в советских документах той поры отражена деятельность Захара Гордеева в Улетовском районе в 1923 году. Некогда секретное, а ныне архивное донесение подписал забайкальский губернский военком Астраханцев. Мы намеренно сохраняем орфографию и пунктуацию текста.
«На основании полученной сегодня от Николаевского Волисполкома сводки сообщаю: в ночь на 27 августа с/г около одного двух часов в село Николаевское той же волости появился отряд неизвестных людей, вооруженных винтовками трехлинейными, револьверами в количестве 50-60 человек, конный, во главе с известным Захаром Гордеевым», — говорится в донесении.
По прибытии в селение отряд ограбил лавку торговца Юдовича, забрав у него муку, крупу и сахар на сумму 1060 рублей золотом.
«После ограбления отряд выехал из села Николаевское по направлению к селу Горека, кроме того сообщается, что в отряде находятся два гражданина села Горека Балаганский и Щербаков. По сообщению которых граждан отряд спрашивал дорогу к бурятам, большая ли река Ингода, а так же собирал сведения о числе коммунистов в волости, выдано ли оружие обществу охотников, состав и место пребывания милиции. Кроме того отряд отобрал у зав. Лавки Заб.губ.союза кооператоров трехлинейную винтовку, выданную волисполкомом для охраны лавки. Точное направление отряда, а так же его состав, численность, вооружение, цели и т.д. выясняются и по выяснению будут сообщены. По не проверенным сведениям в отряде находятся русские и буряты, причем первых больше», — также говорится в донесении забгубвоенкома Астраханцева.
Милицейский взгляд
О деятельности отряда Захара Гордеева в Читу докладывала и районная милиция. Вот еще один документ, орфография и пунктуация которого также сохранены.
«В районе Николаевской волости до сих пор продолжают оперировать отряды белобандитов. 15 сентября получены сведения официальные, что отряд белобандитов сделал налет на село Аблатукан Николаевской волости. Отряд численностью 20 человек конных, как вооружены пока не известно. Проходя через село узнавали, есть ли где либо в селах отряды красных. Насилий со стороны бандитов никаких не было. Отряд вышел из села часов в 12 15-го сентября по направлению села Чунгурука вниз по Ингоде. Сельсоветы крайне возмущены, почему не шлют красноармейскую часть для вылавливания оперирующих банд и тем самым установить спокойную жизнь. Районной милиции приходится для самообороны мобилизовывать сознательных крестьян, что, безусловно отзывается на их хозяйстве», — говорится в донесении, которое за начальника районной милиции подписал некто Амтман.
13 апреля 1925 года в погранполосе на станции Джалайнор Захар Гордеев был арестован органами ОГПУ Дальневосточного военного округа и тайно вывезен на территорию Забайкалья в Читу. Здесь состоялся суд и 11 января 1926 года он был приговорен к расстрелу.
Гордеев о политике
Интересна оценка Захаром Гордеевым политической обстановки в Забайкалье, которую он изложил посланнику Великого князя Николая Николаевича генералу Лукомскому при встрече в городе Шанхае.
Лукомский попросил доложить о настроении населения Забайкальской области. На основании личного опыта Гордеев доложил, что население Забайкалья по собственному почину не восстанет против Советской власти. Также Гордеев отметил, что в 1924 году он столкнулся с новой активной силой Советской власти в лице комсомола, и что эта организация, воспитывая молодое поколение, склонна разрастаться. На прямой вопрос Лукомского: «Забайкальская область к восстанию не готова?» Гордеев ответил: «Нет. Не готова».
На это Лукомский заявил, что он такого же мнения, что белая армия распалась, не сохранив основных ячеек войсковых соединений.
Автор: Николай и Наталья ЯШИНЫ. Статья написана по материалам личного архива.
http://забрабочий.рф/article/112074/