Поэзия Белой гвардии
Цитата

 
Белая Гвардия - каналы новостей RSS

Русскому подводному флоту 104 года

Русскому подводному флоту 104 года

Указом императора Николая II 19 марта 1906 года были созданы подводные силы Балтийского моря. Этот день считается официальной датой рождения российского подводного флота.

Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVII-ХIX веков. Различные изобретатели предлагали свои проекты, некоторые из них были воплощены.

Первая русская боевая подводная лодка “Дельфин" была построена в 1904 г. на Балтийском заводе в Петербурге по проекту выдающегося ученого-кораблестроителя И. Г. Бубнова в соавторстве с капитаном 1-го ранга М. Н. Беклемишевым и инженер-механиком И. С. Горюновым.
В 1912 г. Балтийский судостроительный завод заложил первую дизельную подводную лодку типа “Барс”. Она оказалась одной из наиболее совершенных подводных лодок своего времени.

История этой даты восходит к 1906 году, когда Император Николай II подписал указ о включении в классификацию кораблей и судов флота нового класса боевых единиц – подводных лодок. В этот день в состав ВМФ были официально включены 10 подлодок, первая из которых – «Дельфин» была спущена на воду еще в 1903 году. Сначала, до образования нового класса кораблей, он числился в списках как «миноносец № 113».

Впрочем, следует отметить, что работы над подлодками в России начались задолго до 1906 года. Еще со времен Петра I известно о «потаенном судне» конструкции крестьянина Ефима Никонова. А в годы правления Николая I (1825-55) среди прочих разработкой подлодок занимался русский военный инженер Карл Шильдер. В 1834 году он даже успешно испытал на Неве первую бронированную подводную лодку, вооруженную боевыми ракетами. При этом пуск ракет происходил из-под воды.

Первой войной, в которой приняли участие русские подводные лодки, стала Русско-Японская война 1904-5 годов, когда лодки «Дельфин», «Сом» и «Касатка» базировавшиеся во Владивостоке, выходили на патрулирование в прибрежных водах близ этой базы флота. Боевых столкновений с японским флотом подлодки не имели, но их наличие, о котором врагу было известно, заставило японцев  вести себя в водах близ Владивостока весьма осторожно, несмотря на господство на море, завоеванное в Цусимском сражении. Несколько экспериментальных подводных кораблей имелось и в Порт-Артуре – главной базе Тихоокеанского флота, но об их использовании ничего не известно.

Характеристики первых подлодок были более чем скромные – длина «Дельфина» составляла лишь 19,6 метра, ширина – 3,35, а подводное водоизмещение – 135 тонн. Лодка могла погружаться на глубину до 50 метров и развивала скорость 9 узлов (около 17 км/ч) над водой и 5 узлов (9,2 км/ч) – под водой. Поскольку дизельных двигателей еще не существовало, «Дельфин», как и другие лодки того времени, имел бензиновый мотор для надводного хода. Дальность подводного хода была крайне ограниченной – аккумуляторы имели небольшую емкость, кроме того, отсутствовала система регенерации воздуха, что не позволяло находиться под водой больше нескольких часов.

Рисунок из сборника «История мировых войн»

Служба на подлодках в тот период считалась опасной и не очень престижной, и квалифицированных офицеров заманивали под воду значительно более высоким по сравнению с надводным флотом окладом жалования.

В 1911 году в русском флоте было сформировано первое соединение подлодок – бригада балтийского флота включала в себя 11 боевых единиц и две плавбазы. Одновременно создавалась и инфраструктура, позволяющая эффективно эксплуатировать подводные корабли – от береговых баз до спасательных судов. Одно из первых специализированных спасательных судов – спущенный на воду в 1913 году, «Волхов» и сейчас находится в составе флота, используясь по прямому назначению. Он входит в состав Черноморского флота под названием «Коммуна», являясь старейшим находящимся в строю судном ВМФ. Неплохо, однако, строили наши предки.

В Первой Мировой войне русские подлодки приняли активное участие, действуя как против торгового судоходства противника, так и против его боевых надводных кораблей. В этот период русский флот первым использует новейший тип подлодок – подводные минные заградители. Первый из них, «Краб», был спущен на воду в 1912 году. Лодка могла принимать на борт до 60 якорных мин и 4 торпед. За время службы «Краб» успел сделать три подводных минирования. На его минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс» (затонула) и германский крейсер «Бреслау» (тяжело поврежден).

Подлодки сохранились в составе флота и после революции. Первую победу советского подплава одержала подводная лодка «Пантера», построенная в 1914-16 годах по типу «Барс» - самому многочисленному типу русских дореволюционных ПЛ (24 единицы). 31 августа 1919 года эта 780-тонная лодка, вооруженная 4 торпедными аппаратами в прочном корпусе и 8 торпедами в наружных аппаратах, находясь в подводном положении, торпедировала и уничтожила новейший эсминец британского Королевского флота «Витториа». Потопление «Витториа» можно назвать и последней победой императорского флота – лодка имела старый кадровый экипаж, сохранившийся с 1-й мировой, и совершивший десять боевых походов в 1916-17 годах.

По материалам интернет изданий

| Новости Назад Печать
Опубликовано: 19.03.10 11:55 | Просмотров: 3014
Статьи по теме