Поэзия Белой гвардии Цитата |
Указом императора Николая II 19 марта 1906 года были созданы подводные силы Балтийского моря. Этот день считается официальной датой рождения российского подводного флота. Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVII-ХIX веков. Различные изобретатели предлагали свои проекты, некоторые из них были воплощены. Первая русская боевая подводная лодка “Дельфин" была построена в 1904 г.
на Балтийском заводе в Петербурге по проекту выдающегося ученого-кораблестроителя
И. Г. Бубнова в соавторстве с капитаном 1-го ранга М. Н. Беклемишевым и инженер-механиком
И. С. Горюновым. История этой даты восходит к 1906 году, когда Император Николай II подписал указ о включении в классификацию кораблей и судов флота нового класса боевых единиц – подводных лодок. В этот день в состав ВМФ были официально включены 10 подлодок, первая из которых – «Дельфин» была спущена на воду еще в 1903 году. Сначала, до образования нового класса кораблей, он числился в списках как «миноносец № 113». Впрочем, следует отметить, что работы над подлодками в России начались задолго до 1906 года. Еще со времен Петра I известно о «потаенном судне» конструкции крестьянина Ефима Никонова. А в годы правления Николая I (1825-55) среди прочих разработкой подлодок занимался русский военный инженер Карл Шильдер. В 1834 году он даже успешно испытал на Неве первую бронированную подводную лодку, вооруженную боевыми ракетами. При этом пуск ракет происходил из-под воды. Первой войной, в которой приняли участие русские подводные лодки, стала Русско-Японская война 1904-5 годов, когда лодки «Дельфин», «Сом» и «Касатка» базировавшиеся во Владивостоке, выходили на патрулирование в прибрежных водах близ этой базы флота. Боевых столкновений с японским флотом подлодки не имели, но их наличие, о котором врагу было известно, заставило японцев вести себя в водах близ Владивостока весьма осторожно, несмотря на господство на море, завоеванное в Цусимском сражении. Несколько экспериментальных подводных кораблей имелось и в Порт-Артуре – главной базе Тихоокеанского флота, но об их использовании ничего не известно. Характеристики первых подлодок были более чем скромные – длина «Дельфина» составляла лишь 19,6 метра, ширина – 3,35, а подводное водоизмещение – 135 тонн. Лодка могла погружаться на глубину до 50 метров и развивала скорость 9 узлов (около 17 км/ч) над водой и 5 узлов (9,2 км/ч) – под водой. Поскольку дизельных двигателей еще не существовало, «Дельфин», как и другие лодки того времени, имел бензиновый мотор для надводного хода. Дальность подводного хода была крайне ограниченной – аккумуляторы имели небольшую емкость, кроме того, отсутствовала система регенерации воздуха, что не позволяло находиться под водой больше нескольких часов. Служба на подлодках в тот период считалась опасной и не очень престижной, и квалифицированных офицеров заманивали под воду значительно более высоким по сравнению с надводным флотом окладом жалования. В 1911 году в русском флоте было сформировано первое соединение подлодок – бригада балтийского флота включала в себя 11 боевых единиц и две плавбазы. Одновременно создавалась и инфраструктура, позволяющая эффективно эксплуатировать подводные корабли – от береговых баз до спасательных судов. Одно из первых специализированных спасательных судов – спущенный на воду в 1913 году, «Волхов» и сейчас находится в составе флота, используясь по прямому назначению. Он входит в состав Черноморского флота под названием «Коммуна», являясь старейшим находящимся в строю судном ВМФ. Неплохо, однако, строили наши предки. В Первой Мировой войне русские подлодки приняли активное участие, действуя как против торгового судоходства противника, так и против его боевых надводных кораблей. В этот период русский флот первым использует новейший тип подлодок – подводные минные заградители. Первый из них, «Краб», был спущен на воду в 1912 году. Лодка могла принимать на борт до 60 якорных мин и 4 торпед. За время службы «Краб» успел сделать три подводных минирования. На его минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс» (затонула) и германский крейсер «Бреслау» (тяжело поврежден). Подлодки сохранились в составе флота и после революции. Первую победу советского подплава одержала подводная лодка «Пантера», построенная в 1914-16 годах по типу «Барс» - самому многочисленному типу русских дореволюционных ПЛ (24 единицы). 31 августа 1919 года эта 780-тонная лодка, вооруженная 4 торпедными аппаратами в прочном корпусе и 8 торпедами в наружных аппаратах, находясь в подводном положении, торпедировала и уничтожила новейший эсминец британского Королевского флота «Витториа». Потопление «Витториа» можно назвать и последней победой императорского флота – лодка имела старый кадровый экипаж, сохранившийся с 1-й мировой, и совершивший десять боевых походов в 1916-17 годах. По материалам интернет изданий Статьи по теме 27.01.18 Белый Флот
|
«Белая гвардия» © 2005 – 2021 |
|||
Только для просветительских и некоммерческих целей.
Мы за свободу рапространения информации. При перепубликации материалов сайта «Белая гвардия» активная ссылка на источник обязательна. |