Поэзия Белой гвардии
Цитата

 
Белая Гвардия - каналы новостей RSS

В Петербурге открылась конференция к 90-летию «русского исхода» из Галлиполи…

В Петербурге открылась конференция, посвящённая 90-летию «русского исхода» из Галлиполи…

3 ноября, в Петербурге, в Президентской библиотеке (бывшее здание Св.Синода и Сената) открылась международная научная конференция "Галлиполийское стояние", которую организаторы посвятили 90-летию русского исхода из Галлиполи. В мероприятии приняли участие представители РПЦ, видные историки и учёные, общественные и политические деятели.

С сообщениями на высоком научном форуме выступили д.ф.н, профессор СПБУСЭ А.М.Буроавский, д.и.н, профессор Московского педагогического университета В.Ж.Цветков, д.и.н, профессор СПбДАиС М.В.Шкаровский, к.и.н, доцент РГГУ Ю.С. Цурганов, профессор Чанакалинского университета А.Ибрагимов (Турция) и многие другие известные учёные и историки.

Конференцию открыл председатель оргкомитета проекта, директор Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук М.Б.Пиотровский. В своём вступительном слове Пиотровский подчеркнул, что "Галлиполийское стояние" – это фантастически важный, трагический и героический эпизод нашей истории, в котором есть ещё очень много неисследованного. "Проводя такие конференции, мы восстанавливаем историческую память",- отметил директор Эрмитажа. Он также подчеркнул, что именно Белой армии, которая в те годы оказалась хранителем национальной культуры и духовности, мы обязаны сохранением до сего дня тех уникальных черт русской цивилизации, которые были практически полностью уничтожены большевиками в России. "Все это позволяет говорить о "Галлиполийском стоянии" как о символе национального сознания",- заключил Пиотровский.

Выступивший с приветственным словом епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (РПЦЗ) отметил, что Галлиполи можно рассматривать как один из символов исторической России. Владыка отметил, что именно здесь, несмотря на тяжелейшие условия, русские люди, строили церкви, школы, создавали хоры и оркестры. "Именно здесь был определён сам "алгоритм", сама возможность существования русской цивилизации за пределами Родины. Этот опыт оказался затем очень важным и в Европе, и в Южной Америке и в Австралии и в Канаде", – считает владыка Михаил.

Как сообщили РЛ организаторы мероприятия, сегодняшняя конференция является частью большого общественно-просветительского проекта "Галлиполийское дело", которой проводится Санкт-Петербургским центром гуманитарных программ при поддержке Министерства культуры, Государственного Эрмитажа, Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга и Генерального консульства Турции. Проект включает в себя проведение выставок, концерты и кинопоказы в Президентской библиотеке, Российской Национальной Библиотеке и Государственном Эрмитаже. Мероприятия будут проходить в Петербурге вплоть до 16 ноября 2011 года. Дополнительную информацию о проекте можно найти на сайте СПбЦГП – www.artvita.spb.ru

"Галлиполийское стояние"

В ноябре 1920 г. Русская Армия генерала П. Н. Врангеля – последняя вооруженная сила белых на Юге России – эвакуировалась из Крыма в Константинополь. Сюда пришло около 130 как военных, так и гражданских судов разного типа и назначения. На них в Константинополь из Крыма эвакуировалось около 150 тысяч русских беженцев.

Через две недели стоянки на рейде Константинополя после долгих препирательств с французским оккупационным командованием, было разрешено свезти армию на берег и разместить в трех военных лагерях. Основной лагерь для регулярных частей Русской Армии, которые были сведены в 1-й армейский корпус, был разбит возле Галлиполи, на северной оконечности Дарданеллы, в 200 км к юго-западу от Константинополя. Два других – в Чаталадже близ Константинополя и на о. Лемнос – были предназначены для донских, терских и кубанских казаков.

22 ноября 1920 г. на рейде портового городка Галлиполи встали первые русские пароходы "Херсон" и "Саратов", пришедшие из Константинополя. Под проливным осенним дождем в Галлиполи высадились люди, в большинстве своем сломленные морально и физически, беженская масса, ничего уже не видевшая впереди.

1-й армейский корпус, высадившийся в Галлиполи, к 1 января 1921 г. насчитывал 9 540 офицеров, 15 617 солдат, 369 чиновников и 142 врача и санитара – всего 25 868 человек. Вместе с ними на берег сошли женщины и дети, которых на 15 января 1921 г. было соответственно 1444 и 244. Кроме того, в составе воинских частей числилось около 90 воспитанников – мальчиков 10-12 лет. Общее командование войсками в Галлиполи принял на себя генерал Кутепов А.П.

Корпус включал штаб (начальник – генерал-майор Б. А. Штейфон), 1-ю пехотную дивизию генерал-лейтенанта В. К. Витковского, 1-ю кавалерийскую дивизию генерал-лейтенанта И. Г. Барбовича. В пехотную дивизию входили полки: Корниловский ударный, Марковский и Алексеевский пехотные и Сводно-стрелковый генерала Дроздовского полки. При каждом из полков состояли одноименный конный дивизион и инженерная рота. Пешая артиллерия дивизии в декабре 1920 г. была сведена в артиллерийскую бригаду под командованием генерал-майора А. В. Фока. Кавалерийская дивизия включала четыре сводно-конных полка и конно-артиллерийский дивизион. В состав корпуса входил также Технический полк, позднее появились учебно-офицерский кавалерийский полк и учебная артиллерийская батарея.

Первый массовый отъезд из Галлиполи был спровоцирован французами, через голову русского командования предложившими желающим выехать на работу в славянские страны и предоставившими для этого пароходы. В мае 1921 г. уехало около трех тысяч человек. Русское командование, вынуждаемое французами и подгоняемое угрозой второй раз зимовать в Галлиполи, ускорило переезд всех оставшихся в Сербию и Болгарию, согласившихся принять части корпуса. В августе 1921 г. уехали кавалеристы и первый эшелон пехоты. Отъезд продолжился в ноябре: в Болгарию уехали остатки штаба пехотной дивизии, Корниловский и Марковский полки, военные училища, офицерские школы и госпитали. Все оставшиеся части из лагеря были переведены в город.

8 декабря 1921 г. через Салоники в Сербию уехали Николаевское кавалерийское училище, часть Технического полка, к тому времени переформированного в батальон, и передвижной отряд Красного Креста. А 15 декабря на борт парохода "Ак-Дениз" был погружен последний эшелон, с которым в Болгарию выезжал командир корпуса со штабом. В Галлиполи в ожидании отправки в Сербию и Венгрию оставались часть Технического батальона и учебно-офицерский кавалерийский полк, сведенные в "Отряд Русской армии в Галлиполи" под командованием генерал-майора З. А. Мартынова.

Окончился период пребывания Русской Армии в Галлиполи отъездом 6 мая 1923 г. "последних галлиполийцев" из отряда генерала Мартынова в Сербию, где они стали дорожными рабочими в местечке Кральево.

"Галлиполи и Лемнос – это победа духа над материей. На тёмном фоне современной действительности, когда и государства, и народы, и люди за очень редкими исключениями руководствуются лишь материальными, эгоистическими интересами, отбросив вечные принципы христианской морали, такая победа есть чудо. Галлиполи – чудо потому, что оно опрокинуло все человеческие предвидения : побеждённая, эвакуированная, интернированная Армия не только не разложилась, но возродилась, не только не распалась под напором лишений и угроз, но окрепла, спаялась и закалилась. Явленная Галлиполи и Лемносом сила русского духа укрепила во всех нас надежду на окончательную победу над злом, покорившим Россию, и воскресила веру в свои собственные силы. Поэтому одни так злобно ненавидят Галлиполи, другие так любят и гордятся им. Два чуждых русскому слуху слова – "Галлиполи" и "Лемнос" – приобрели право гражданства в русском языке и заслужили себе славные страницы в летописи Русской Армии", – писал Генералъ-лейтенант А. Миллер 3 февраля 1923 г.

| Новости Назад Печать
Опубликовано: 04.11.11 15:29 | Просмотров: 2517
Статьи по теме