Поэзия Белой гвардии Цитата |
Рейнгардт Юрий АлександровичРейнгардт Юрий Александрович - участник 1-й Мировой войны и Белого движения, в 1917-1920 годах воевал в Добровольческой армии. Почти весь его боевой путь связан с 1-м Офицерским генерала Маркова полком, где он дослужился до звания капитана. Юрий Александрович Рейнгардт родился 5 января 1897 года в Орле. Его семья имеет немецкие корни: предки происходят из рейнских баронов, у которых титул и всё состояние переходили по майорату к старшему сыну, а младшие сыновья вынуждены были устраивать свою жизнь на стороне. Так Рейнгардты обосновались в России и обрусели. Александр Николаевич Рейнгардт, отец Юрия, был известным орловским адвокатом и видным общественным деятелем Орловской губернии. Особое внимание он уделял народному образованию и губернской газете «Орловский вестник». Перу А.Н. Рейнгардта принадлежит единственное в своём роде исследование: «История начальной школы в Орловской губернии. Очерк деятельности уездных земств по народному образованию», вышедшее в Орле в 1897 году. Александр Николаевич детально рассмотрел школьное дело в Орловской губернии в 1864-1895 годах и дал положительную оценку деятельности земств на ниве народного образования, но подверг критике несогласованность действий губернской и местной властей. Вместе с единомышленниками А.Н. Рейнгардт, не будучи профессиональным литератором, активно сотрудничал в газете, которая превратилась из официозной и неинтересной в злободневное, популярнейшее в губернии издание. Мать Юрия Александровича, Наталия фон Русс, тоже имела немецкие корни. Она умерла от туберкулёза в 1905 году, оставив сиротами двоих детей – Юру и Галю. Смерть матери потрясла впечатлительного мальчика. Он запомнил, как её хоронили в гробу, украшенном алюминиевыми ангелочками: «…я, семилетний ребёнок, утешаемый отцом, верил, что маме, окружённой ангелочками, будет теперь очень и очень хорошо!» Через некоторое время отец женился на вдове, в девичестве носившей фамилию Гончарова. У неё было двое своих детей – Лев и Татьяна. Дети быстро подружились, а ровесники Лёва и Юра даже некоторое время учились в одном классе гимназии. Мачеха, занятая светской жизнью, не делала никакой разницы между ними, занимаясь пасынком и падчерицей так же мало, как и родными детьми. Отец уделял им больше внимания, особенно летом, когда семья жила на даче. В детстве и отрочестве Юра был очень любознательным, не по годам развитым и непоседливым. Обладая неистощимой фантазией, он выдумывал на редкость остроумные шалости, отчего за годы учёбы переменил несколько гимназий. Учился он не только в Орле, но и в других городах: Карачёве, Рославле, Брянске. Дар юмориста проявился у него уже в гимназические годы. Юра был мастером выдумывать меткие прозвища преподавателям, намертво к ним прилипавшие: Пипифакс, Семисрамида, Рылорея, Царь-Колокол… В одной из гимназий Орла он «основал» среди учеников «Общество поощрения рысистых бегов». Все преподаватели получили прозвания лошадей, а очерёдность их появления в коридоре рассматривалась как бега на ипподроме, и гимназисты ставили на них мелкие монетки. Выигрывал «банк» тот, кто поставил на преподавателя, пришедшего в коридор первым. Ежедневные «бюллетени котировок» Юра подписывал псевдонимом «Наездник». Раскрытие курьёзного «Общества» стало причиной очередного перевода Юры в другую гимназию. Писать рассказы и стихи Юрий начал в годы ученичества. При содействии друга отца его произведение было впервые опубликовано в журнале «Сатирикон», когда юный автор заканчивал 4-й класс гимназии. Это сатирические стишки на Пипифакса - учителя словесности орловской гимназии Станислава Станиславовича Кржевицкого, на уроке язвительно назвавшего Юру и Лёву Максом и Морицем, именами известных шалунов, персонажей немецкого поэта-юмориста Вильгельма Буша. Одно из Юриных четверостиший было таким: Смотрит Мориц, смотрит Макс, Как учитель Пипифакс, На ошибки страшно зол, Ставит в балльник частокол. Юрий делал и переводы стихов с латыни, чем приводил в восторг преподавателей этого предмета, который многие гимназисты не любили. Литература стала его самым серьёзным увлечением. Он восхищался произведениями А.С. Пушкина, но особенно любил читать А.К. Толстого и Ф.М. Достоевского. И, конечно, Юрий не пропускал ни одного сколько-нибудь значительного произведения, появлявшегося в России в начале XX века. Основы стихосложения юный автор постиг ещё в гимназии, и его сатирические опыты свидетельствуют о немалом техническом мастерстве. Примером может служить сатира на одного из преподавателей: Нил Сысоич Гваделупа Относился к делу строго, Баллы ставил очень скупо, Задавал ужасно много, Объяснял довольно глупо, С тонкой вычурностью слога… Последним местом учёбы Юрия стал Лазаревский институт восточных языков (ныне Московский институт востоковедения), который ему не суждено было закончить. Шла Первая мировая война, обстановка на фронтах усложнилась, и 1 февраля 1917 года юноша поступил в Александровское военное училище на ускоренный юнкерский курс. Уже 1 июня его произвели в прапорщики, а 15 июня по особому ходатайству он прибыл на фронт в район Риги. Его зачислили офицером в 8-ю роту 175-го Батуринского полка. Через месяц Юрию Рейнгардту доверили должность начальника команды траншейных орудий. Летом и осенью 1917 года он был дважды легко ранен. Семья Рейнгардтов традиционно сочувствовала левым взглядам. А.Н. Рейнгардт в марте 1917 года стал председателем временного революционного исполнительного комитета в г. Карачёве. Но дальнейшие события отрезвили и отца, и сына Рейнгардтов. Уже летом 1917 года они поняли, какая опасность грозит России. 24 июля, находясь на фронте, Юрий пишет восторженное, образное, полное надежд стихотворение «На назначение генерала Корнилова Главнокомандующим Русской армии». Этим надеждам не суждено было сбыться. Корниловское выступление в конце августа 1917 года было подавлено Временным правительством, а в конце октября власть захватили большевики. Гражданская война стала неизбежной. Для Юрия не стоял вопрос, к какой стороне примкнуть. В ноябре 1917 года он едет в Новочеркасск и становится членом Алексеевской организации, предтечи создаваемой генералом М.В. Алексеевым Добровольческой армии. Вначале Рейнгардт попадает в партизанский отряд есаула Чернецова, а через месяц - 15 декабря 1917 года – в 3-ю роту 1-го сводного Офицерского батальона. С приездом на Дон генерала Л.Г. Корнилова белое движение активизируется, всё больше добровольцев вступает в армию, представляющую уже значительную силу. В январе 1918 года некоторое время Юрий Рейнгардт в составе железнодорожной команды связи был машинистом локомотива на линии Таганрог-Батайск-Ростов, но в феврале после оставления белыми Таганрога он вернулся в свой батальон, ставший 1-й ротой 1-го Офицерского полка, которым командовал генерал С.Л. Марков. Юрий, как и многие его сослуживцы, боготворил отважного генерала Маркова, впоследствии командира дивизиона, за его личную храбрость, воинское мастерство и верность России. Все они с гордостью называли себя марковцами. Рейнгардт посвятил любимому генералу такие строки из стихотворения «Старая русская быль»: Вечны картины сражения жаркого, И средь стрелковых цепей Всюду фигура виднеется Маркова С верной нагайкой своей. И за мелькающей белой папахою К стану заклятых врагов, Как ураган, неудержной атакою Рвётся щетина штыков. Девизами марковцев были: «Да здравствует Россия!», «Крест и меч!», «Доблесть и скромность!», «Без страха и упрёка!», «Жизнь и смерть за счастье России!» Гибель прославленного генерала в бою 12 июня 1918 года стала трагедией для них. Именем Маркова сначала был назван его полк, а позднее дивизия Добровольческой армии. Ещё раньше, в апреле 1918 года, погиб генерал Корнилов, а 8 октября в Екатеринодаре – генерал Алексеев. Рейнгардт участвовал в 1-м и 2-м Кубанских походах в составе 1-го Марковского Офицерского полка, оставаясь в чине прапорщика и не занимая командных должностей. Весной 1918 года он был неоднократно легко ранен, а в начале мая 1918 года получил серьёзное ранение в живот в бою у станции Сысока близ станицы Павловской. Вернувшись после госпиталя в Добровольческую армию, он продолжал отважно воевать, получив в разное время ещё несколько ранений (всего он был ранен 15 раз). В феврале-марте 1919 года Юрий служил в Отряде особого назначения, охранявшем Великого Князя Николая Николаевича Романова, но уже в апреле его перевели в Роту Ставки Главнокомандующего А.И. Деникина. В это время Рейнгардт не раз нёс охрану у прославленного генерала, относясь к нему с большим благоговением. В мае 1919 года Юрий вернулся в свой полк, будучи назначен начальником команды разведчиков 4-го батальона. Когда в июне в г. Белгороде полк был развёрнут в дивизию, Рейнгардт стал помощником командира 10-й роты, а через месяц командиром 8-й роты в чине капитана. В этой должности он оставался до конца Гражданской войны, а в 1920 году в Крыму не раз временно командовал батальоном. Рейнгардт был удостоен знака отличия за 1-й Кубанский поход и ордена Святителя Николая Чудотворца за воинскую доблесть. К крымскому периоду, вероятно, относится трагический случай, оставивший глубокий след в душе Юрия Александровича. Тогда в селе Покровском, что между Керчью и Феодосией, жил с семьёй его отошедший от политической деятельности отец. Это были места, где особенно активно действовали красные партизаны, прятавшиеся в горах и каменоломнях. Видимо, именно они во время налёта схватили и расстреляли Александра Николаевича Рейнгардта. Вскоре населённый пункт был занят марковцами, и потрясённому Юрию довелось держать на руках ещё неостывшее тело отца, о чём он с болью рассказывал впоследствии своей дочери Наталье. Сам Юрий Рейнгардт в Крыму был несколько раз ранен в упорных боях под Перекопом. Одно из ранений было довольно серьёзным. Об этом эпизоде он рассказал подполковнику В.Е. Павлову, который работал над историческим трудом "Марковцы в боях и походах за Россию в освободительной войне 1917-1920 годов". Павлов писал во 2-м томе книги, что 29 июня 1920 года в бою недалеко от немецкой колонии Гейдельберг марковские части понесли серьёзные потери. В разгар боя красные кавалеристы в сопровождении броневиков неожиданно зашли с тыла полка. Их ошибочно приняли за своих. Рейнгардт поднялся им навстречу и был сражён очередью с броневика. Вечером его вместе с другими ранеными красные приказали привезти в колонию. Один немец, у которого незадолго до этого Юрий был на постое, узнал его, привёз к себе и укрыл, чем спас ему жизнь. Дня через три колонию занял Дроздовский полк, и Рейнгардт попал к своим. Немец рассказал, что 30 человек раненых красные взяли в плен и расстреляли. Это была тяжёлая борьба, в которой немногие боевые друзья Юрия Рейнгардта уцелели. Генерал И.П. Романовский, начальник штаба Добровольческой армии, говорил: «Мы не могли победить, всё было против нас. Но Россия потеряла бы последнюю честь, если бы среди неё не восстали люди, которые боролись против её унижения и порабощения!» После поражения Белого движения Ю.А. Рейнгардт эвакуировался из Крыма вместе с однополчанами в Галлиполи, где все они пережили большие трудности, едва не умерли с голода, но выстояли духом. Следующим местом их служения была Болгария. Здесь в 1923 году марковцы приняли участие в подавлении коммунистического восстания, а позднее работали на лесоповале. Жили они очень бедно. Юрий Александрович рассказывал дочери, как однажды проникшие в их убогое жилище грабители положили им на стол немного своих денег. Сестра Галина, в замужестве Шинкаренко, в 1927 году помогла Ю.А. Рейнгардту перебраться в Бельгию, где она работала сестрой милосердия в военном госпитале. В Брюсселе Юрий Александрович, как и большинство военных первой волны русской эмиграции, устроился на работу таксистом. В этот же город через Сербию перебралась семья генерала Романовского, убитого в 1920 году в Константинополе, и молодой Рейнгардт познакомился с его дочерью Ольгой Ивановной. Их венчание состоялось в 1928 году в храме святителя Николая Чудотворца. Обладая прекрасным голосом, Ольга Ивановна многие годы была ведущим сопрано в хоре этого храма и несколько лет секретарём Приходского совета. Юрий Александрович был человеком верующим, но совсем не церковным, и никакой работы в приходе не вёл. Дочь, появившуюся на свет в 1929 году, молодые супруги назвали Натальей в честь матери Юрия Александровича, а сын, родившийся три года спустя, был назван Сергеем в честь генерала Маркова. Заработка таксиста было недостаточно для содержания увеличившейся семьи, и Ольга Ивановна подрабатывала, как могла: раскрашивала сувениры, была продавщицей на Всемирной Парижской выставке в 1935 году. Впоследствии Ольга Ивановна выдержала экзамены по бухгалтерскому учёту и работала по этой специальности. Летом она обучала детей церковному пению в русском детском православном лагере. Дети Наташа и Серёжа с ранних лет часто посещали вместе с матерью службы, участвовали в жизни прихода. Юрий Александрович очень любил детей, племянницу Ирину (дочь сестры Галины Александровны и её мужа Василия Михайловича Шинкаренко), а впоследствии внуков, писал для них забавные стихи и интересные сказки. Его перу принадлежат хорошие стихотворные переложения известных сказок «Аленький цветочек» Аксакова и «Дикие лебеди» Андерсена. Оставленные без существенных изменений сюжеты сказок Рейнгардт опоэтизировал. Вершиной его творчества в этом жанре стала сказка-пародия «Одним махом семерых побивахом». Отправные идеи были им заимствованы из «Храброго портняжки» Андерсена и русской народной сказки «Фома Беренников». Героями сказки Рейнгардта стали Фомка Беренник, напоминающий Иванушку-дурачка, былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, киевский князь Владимир Красное Солнышко, безымянный татарский хан с несметным войском и глуповатым богатырём-бугаём. Эта искрящаяся юмором сказка написана богатым, исконно русским языком. В некотором смысле противоположна ей мистико-фантастическая страшная повесть «Волк», посвящённая дочери Наталье. Безусловно, самой важной частью творчества Юрия Рейнградта являются рассказы-воспоминания о событиях 1917-1923 годов. По свидетельству дочери, не все рассказы сохранились: «Папа писал очень много, но писал для себя или же для нас - детей и внуков. Не придавая особого значения своим сочи¬нениям, он их не хранил и, к сожалению, часто не оканчивал». Часть рассказов была опубликована в журналах «Вестник первопоходника» (№ 20-25, 33), «Связь по цепям марковцев» (издавался однополчанином В.Е. Павловым) и «Первопоходник», членом редколлегии которых Юрий Александрович состоял в 1960-е годы. Он поддерживал дружеские связи со многими уцелевшими участниками Белого движения, отмечал с ними полковые праздники, хотя, по словам дочери, официально не был членом эмигрантских организаций. Самое ценное в рассказах-воспоминаниях - живая передача обстановки как бы «снизу» (с точки зрения рядового очевидца) и образы простых участников событий, многие из которых у других авторов не упомянуты. В рассказе «Мой взвод» Юрий Александрович пишет: «На тускнеющем экране моей памяти ещё ярко проходят картины эпохи Белой борьбы и оживлённая толпа фигурантов, из которых ни один не играл сколько-нибудь ответственной роли, но участие которых создавало яркий фон для следовавших одно за другим происшествий. Со своих заранее распределённых мест не могла эта толпа фигурантов охватить всего разворачивавшегося на огромной сцене, вмещавшей и степи, и горы, и леса, и реки, и большие губернские города, и малолюдные хутора и деревеньки. Представляя собой лишь крохотную единичку в этой толпе, я и не собираюсь описывать ни общих картин, ни широких сцен, а только маленький кусочек, который был доступен моему наблюдению из отведённого мне тесного уголка». Повышает интерес читателя к рассказам-воспоминаниям оригинальный взгляд автора, умеющего наряду с трагизмом увидеть и комическую сторону некоторых событий, примером чего могут служить рассказы «Верблюд», «Я и свинья», «Аблимантес!», «Горлач сметаны», «Алёшка». К рассказам-воспоминаниям о Добровольческой армии примыкает целый пласт лирики Юрия Рейнгардта: «Марковцы», «А.И. Деникину», «Старый гвардеец», «Песенка русских полей» и другие. Все они проникнуты любовью к Родине и её защитникам, ностальгией о России: Не грусти ж, моя память, не плачь, А ещё и ещё мне поведай Про тяжёлую боль неудач, Про великую радость победы. Подтверди, что и впредь, как и встарь, Мы для Родины нашей не мертвы, На её лучезарный алтарь Принесли не напрасные жертвы. Говори, не устав повторять, Что не будет Россией забыто, Как была её каждая пядь Добровольческой кровью залита. Расскажи про исполненный долг В дни крушенья моральных устоев, Про мой траурный сказочный полк, Про его незаметных героев… И в этом стихотворении, и в других Юрий Рейнгардт предстаёт как зрелый поэт, свободно владеющий разными стихотворными размерами и выразительными средствами поэзии. Есть в его творчестве и духовно-философская лирика, и немного любовной и пейзажной лирики, и переводы любимых французских авторов (в основном пейзажных и духовных стихов), но особое место занимают юмористические и сатирические произведения (к примеру, «Басни Зои Колючкиной»). Многие произведения в этом жанре посвящены детям и внукам. Юрий Александрович продолжал участвовать в жизни своих взрослых детей, хотя развёлся с женой в 1947 году и жил отдельно. Старшей дочери Наталье Георгиевне довелось работать личной секретаршей второй супруги бельгийского короля Леопольда III Марии Лилиан Бельс, в 1954-1956 годах она была переводчицей в бельгийском посольстве в Москве, потом ответствнной за проведение концертов в Бельгийской филармонии. Она активно участвовала в жизни православного прихода, с 1956 года являясь псаломщицей в храме свт. Николая Чудотворца. Ещё в 1950 году Наталья Георгиевна основала в Брюсселе Русский любительский театр и с тех пор бессменно руководит этим коллективом. Сергей Юрьевич Рейнгардт окончил агрономический институт, но работал не по специальности, в основном гидом. В 1968 году он был рукоположён во диакона, затем в 1975 году возведён в сан протодиакона. Сергей Юрьевич 38 лет, до своей кончины в 2006 году, служил в храме Святителя Николая, где регентом хора с 1988 года является его жена Татьяна Михайловна, урождённая Судакова, по основной профессии воспитатель. В 1971 году Сергей Юрьевич побывал в России в качестве делегата Поместного Собора Русской Православной Церкви, избравшего Святейшего Патриарха Пимена. Юрий Александрович Рейнгардт любил возиться со своими внучками Людой (Мимилкой) и Мариной, дочерьми сына Сергея, внучатым племянником Юрой (сын племянницы Ю.А. Рейнгардта Ирины от первого брака), названным в его честь, писал для них сказки, весёлые стишки и пьески. В них героями были сами дети под разными забавными прозвищами, их родители, пёс Трезорка, котёнок Пушок и, конечно, автор – «дед». Юрий Александрович с детства любил и умел не только собирать грибы, но и сажать их. Неслучайно один из его семейных опусов называется «За грибами». Сюжет его прост и забавен - дети с родителями и дедом собирают грибы в замусоренном лесу: Перед нами под крапивой Козелок растёт червивый. Рядом с рваною калошей И другой растёт – хороший, А у дедовых «копыт» Подберёзовик торчит. Чуть подалее - бок о бок С кучею гнилых коробок – Всем законам вопреки Разрослися синюки. Вот и первый белый гриб, Будто к дереву прилип. Вкруг под кочкой и на кочке Всюду белые грибочки. Всё собрали без разбора, Все мешки набили скоро. Солнце идет на закат, Ехать надобно назад… Особого внимания заслуживает пародийная юмористическая поэма «Не Женя Онегин», написанная онегинской строфой. Главным героем поэмы является …спаниель Лайка. Среди других персонажей сам автор, он же хозяин Лайки, его близкий друг Ольга Владимировна Веселовская, её дочь Наташа, зять Женя и внук Жорка, а также другие знакомые. Избалованного шкодливого Лайку, или иначе Лаюка, в связи с появлением на свет малыша Жорки отдаёт автору семья Веселовских: Друзья, восхвалим Провиденье, Прогнавшее кошмарный сон! В моё бесспорное владенье Теперь Лаюк переведён. Сияй же, солнце новой жизни, Своим лучом на Лайку брызни И укажи его стопам Счастливым следовать тропам! И да устелют эти тропы Ковры, сплетённые из роз, И аромат вливают в нос Нарциссы и гелиотропы, И чтобы каждый тот цветок Пах, как говядины кусок. В поэме юмористически описаны забавные проделки Лайки и его с хозяином будничная жизнь, причём с подчёркнутой пародийностью: Что в день грядущий мне готовить? Чего б такого изобресть? Коль недоволен будет, он ведь, Пожалуй, и не станет есть. Чем ублажить его сегодня? Что милости его угодней? Во власти этих тяжких дум Брожу, нахмурен и угрюм. Стал равнодушен он к курёнку… Быть может, ныне на обед Ему поджарю я котлет, Так как вчера он ел печёнку? Причиной множества забот Является его живот. Поэма «Не Женя Онегин» - не просто поэтическая шалость. В ней в комической форме описана жизнь того слоя русской эмиграции в Брюсселе, к которому принадлежал автор, высмеяны пороки людей, не любящих домашних животных и строящих козни их владельцам. Юрий Александрович Рейнгардт был талантливым человеком, на досуге он увлекался художественным выпиливанием и своими руками сделал множество красивых вещей. Но главным делом его жизни до конца дней оставалось литературное творчество, основная часть которого публикуется в настоящей книге. Юрий Александрович скончался 5 апреля 1976 года на 80-м году жизни. По свидетельству его дочери, «он жил и умер с любовью к России и страстным желанием вновь её увидать». Любовью к Родине, русскому народу, родному языку проникнуты все его произведения независимо от литературного жанра. |
«Белая гвардия» © 2005 – 2021 |
|||
Только для просветительских и некоммерческих целей.
Мы за свободу рапространения информации. При перепубликации материалов сайта «Белая гвардия» активная ссылка на источник обязательна. |