Поэзия Белой гвардии
Цитата

 
» Х

Хорват Дмитрий Леонидович

Хорват Дмитрий Леонидович
Хорват Дмитрий Леонидович

Дмитрий Леонидович Хорват (25 июля 1858 — Пекин, 16 мая 1937) — русский генерал-лейтенант, инженер-путеец по образованию. По окончании Николаевского Инженерного Училища выпущен в Гвардейский Саперный Батальон, и вскоре перевелся на службу в Среднюю Азию на постройку железной дороги. Начав с должности десятника, благодаря своим природным дарованиям и исключительным служебным качествам быстро двигался по службе. В конце девяностых годов XIX века стал уже управляющим дорогой.

Был переведен на постройку Уссурийской жел. дороги.

В 1902 году получил предложение занять пост управляющего строившейся тогда Китайско-Восточной железной дороги. С 1903-го года — руководитель строительства затем вплоть до марта 1918-го года Управляющий Китайско-Восточной железной дорогой.

После октябрьского 1917 г. переворота в полосе отчуждения КВЖД по-прежнему царил полный порядок, жизнь каждому была обеспечена и все жили в сытости и в спокойствии. Люди верили, что, пока там будет Хорват, все будут защищены от всяких бед и напастей. Полоса отчуждения получила тогда наименование «счастливой, благословенной Хорватии», но оказалась она, благодаря распаду в России центральной верховной государственной власти, как бы совершенно самостоятельной, предоставленной своим собственным силам.

Долго генерал Хорват не соглашался на общие уговоры принять на себя тяжкое бремя несения полномочий верховной власти, но в конце концов решился взять на себя это тяжелое бремя и 10 июля 1918 года объявил себя Временным Правителем впредь до тех пор, пока не будет восстановлена русская национальная верховная государственная власть. В этом высоком звании и на этом ответственном посту он оставался до 14 ноября 1918 года, когда в Сибири образовалось из бывших членов Сибирской Областной Думы Всесибирское Правительство, коему он передал свои верховные полномочия, сложив с себя звание Временного Правителя и оставшись на Дальнем Востоке Верховным Уполномоченным. На этом посту он продолжал оставаться и тогда, когда Сибирское Правительство передало, в свою очередь, свои полномочия образовавшемуся в городе Уфе Всероссийскому Правительству, а равно и тогда, когда означенное Правительство пало, и вся полнота государственной власти перешла к Верховному Правителю — адмиралу А.В. Колчаку.

31 августа 1919 года генерал Хорват возвратился из своей резиденции как Верховного Уполномоченного Российского Правительства на Дальнем Востоке во Владивостоке, в Харбин. Там он оставался во главе управления огромной территорией полосы отчуждения железной дороги до тех пор, пока не появилась «нота Карахана», в которой большевистская власть отказывалась безвозмездно от каких бы то ни было русских прав на Кит.-Вост. жел. дорогу.

После «ноты Карахана» совершенно отошёл от дел дороги и уехал в 1920 году в Пекин. Оставался там до своей смерти, являясь официально признанным главой русской эмиграции на Дальнем Востоке. Неустанно работая по ограждению прав эмиграции и по устройству её благополучия, генерал Хорват, благодаря своему авторитету и всему своему прошлому, во многом смог помочь своим соотечественникам.