Автор Тема: Луцкий прорыв  (Прочитано 10253 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн White cross

  • Со - Модератор
  • Штабс-Капитан
  • **
  • Дата регистрации: РЯа 2011
  • Сообщений: 594
  • Спасибо: 173
  • Amora vinced omnia
Луцкий прорыв
« : 05.06.2012 • 23:30 »
4 июня 1916 г. в ходе Второй Отечественной войны начался прорыв Русской Армии под командованием А. А. Брусилова, который современники назвали Луцким прорывом. Операция продолжалась больше двух месяцев. В её ходе было нанесено тяжёлое поражение армиям Австро-Венгрии и Германии, заняты Буковина и Восточная Галиция. Современники говорили, что это была победа, какой в мировую войну мы еще не одерживали. В чём же её особенности?

В 1916 г. нашей армии удалось преодолеть те проблемы, которые преследовали её в начале войны, в частности был преодолён кризис военного снабжения. Промышленность была перестроена на военный лад. Русская Армия была готова к началу наступления по всей ширине фронта. Учитывая всё это, Ставка решила создать прорыв на всех трёх фронтах (Северном, Западном и Юго-Западном). Немцы готовились к обороне, но угроза наступления армий Центральных держав в случае поражения французов под Верденом ещё оставалась.

Однако у австро-венгерской армии было много недостатков, самым главным из которых являлось мнение ее Верховного командования, что русские войска вряд ли начнут наступление. Неудачи наших войск 1915 г. усыпили бдительность противника, который ожидал атаки с Западного фронта. Экономика Центральных держав оказалась подорвана изнурительной позиционной войной, немцам становилось всё труднее найти стратегические резервы для продолжения войны на два фронта. Вопреки предположениям Русской Ставки, Центральные державы не планировали крупных наступательных операций на Восточном фронте летом 1916 г. в случае сохранения положения под Верденом. При этом австрийское командование не считало возможным успешное наступление русской армии без ее значительного усиления.

15 мая 1916 г. австрийские войска перешли в наступление против Италии и практически полностью разгромили её. После этого Италия обратилась к России с просьбой о помощи.

Противник создал в полосе действий Юго-Западного фронта сильную позиционную оборону с применением железобетона и многочисленных проволочных заграждений. Глубина полосы обороны достигла 7-9 км. Немцами была разработана разветвленная система окопов, а также тщательно замаскированные огневые точки с возможностью ведения прицельного огня. По меркам военной науки того времени, оборона австро-венгерских войск считалась неприступной. Никогда ранее в истории ни одной армии не удавалось преодолеть полосу долговременных укреплений. Для того чтобы уничтожить такую линию обороны требовалось редкостное мужество и полководческий талант.

Сначала была проведена образцовая разведывательная работа. Четыре армии сконцентрировались в одном секторе на участке каждой армии протяженностью около 15-20 км и собрали о нём необходимую информацию. Широко применялось использование воздушной разведки и привлечение сведений, полученных от дезертиров и военнопленных. Чтобы усыпить внимание австрийцев, Брусилов использовал ложные радиосообщения, а реальные приказы и инструкции войскам передавались исключительно из рук в руки. Были созданы ложные артиллерийские позиции, а батареи выдвинуты на свои настоящие позиции лишь за день до начала наступления. Пехотные резервы были подтянуты к линии фронта ещё весной. Обильная дезинформация дала свои плоды: австрийцы не поняли замыслов командования Русской Армией.

Брусилов решил делать ставку не на артиллерию, как на основное средство достижения успеха, а на прорыв пехоты: сконцентрировать резервы в непосредственной близости от линии фронта на специально оборудованных позициях, затем подвести траншеи на максимально близкое расстояние к линии немецких окопов, а потом переходить в атаку после короткой артподготовки. Впервые в истории человечества производился прорыв широкого участка фронта. Кроме того, он вынес подкрепления к линии фронта, понимая, что в ходе битвы бессмысленно ждатьих из глубоких тылов. Эти резервы можно было задействовать на земляных работах. Они обустраивали районы сосредоточения, предназначенные для обеспечения прикрытия войск от огня артиллерии до момента их перехода в атаку. Была создана уникальная сеть окопов, которые соединялись между собой в необычайно сложную и разветвленную сеть траншей.

Были разработаны инструкции для пехоты. Брусилов решил отказаться от идеи преодоления больших расстояний плотным строем. Позиции противника нужно было атаковать четырьмя волнами с близкого расстояния. Первая волна должна была штурмовать укрепленные узловые пункты противника сразу после артподготовки. Используя ручные бомбы и гранаты, они должны были вывести из строя укрепленные пункты первой линии обороны противника и подавить их огневые точки. Солдаты второй волны двигались с гранатами на вторую линию окопов. Брусилов рассматривал их в качестве ключевого пункта обороны противника. Там следовало уничтожить укрепленные позиции. Третьей волне пехоты предстояло развернуть пулеметные позиции, чтобы оказать поддержку своим друзьям и отбить контратаки, в то время как четвертая волна вновь бросалась вперед, развивая прорыв. Конницу предполагалось использовать только в случае полного прорыва линии фронта противника.

Брусилов дал точные инструкции о том, как себя была должна вести артиллерия. В задачу лёгких орудий входило разрушение проволочных заграждений, а затем установить местоположение пулеметов. Целями средней и тяжёлой артиллерии являлись коммуникационные окопы и основные оборонительные позиции. Как только пехота переходила в атаку, русская легкая артиллерия должна была сконцентрироваться на противобатарейном огне. В этот момент тяжелые орудия переносили бы свой огонь на дальние рубежи обороны противника. Тактика артиллерии зависела от информации о положении немцев. Была проведена широкомасштабная разведывательная операция и разработаны карты, макеты, которые использовались при подготовке солдат.

Операция стала частью стратегического плана наступления, которое должно было завершить войну. К началу прорыва наша армия сосредоточила на фронте на 90 тыс. больше солдат, чем австро-германцы. Мы имели преимущество в кавалерии и лёгком оружии, но уступали в тяжёлом. Атака началась с артобстрела позиций противника, которая привела к сильному разрушению первой полосы его обороны и частичной нейтрализации его артиллерии. Затем в наступление перешла пехота, которая прорвала укрепления немцев сразу на 13 участках с последующим развитием в сторону флангов и в глубину.

Наибольшего успеха в ходе этого этапа операции достигла армия генерала Каледина захватившая Луцк, а впоследствии уничтожившая 4-ую австрийскую армию. Фронт его 8-й армии был огромен (до 230 верст) и проходил почти весь по болотистой непроходимой местности. Удобным для прорыва был лишь участок в 22 версты. Каледин принял решение сосредоточить на этом участке половину своих сил, а другой приказал удерживать пассивный участок в десять переходов. Брусилов предписал Каледину направить удар в направлении Ковель — Брест, считая, что задача Юго-Западного фронта чисто вспомогательная — содействовать Западному фронту в его наступлении на Вильно.

В состав армии Каледина входила Железная стрелковая дивизия А. И. Деникина. Оба генерала хорошо друг друга знали, и у Каледина не было сомнений насчет стойкости Железной дивизии. Именно полководческий талант Антона Ивановича сыграл определяющую роль во взятии города Луцка. Еще в марте генерал Деникин был ранен осколком шрапнели в левую руку, но остался в строю. Несмотря на не совсем зажившую рану, руководя атакой, он шел со своими войсками на передовой. За доблесть, проявленную при захвате Луцка в мае 1916 года, генерал Деникин получил весьма редкую награду - «Георгиевское оружие, бриллиантами украшенное». Награда эта давалась за личный подвиг имеющий большое общественное значение.

После взятия Луцка, армия Каледина выходила во фланг и тыл всему фронту противника в Галиции. Современная военная наука считает, что в этой ситуации было необходимо продолжать наступление на Владимир-Волынск, постепенно заворачивая на юго-западное направление на Раву Русскую и Львов. Требовалось свернуть с технически-выгодного направления на оперативно-выгодное.

Генерал Каледин собирался поступить именно так, но, к сожалению, Брусилов продолжал настойчиво требовать атаки на ковельском направлении. В дело вмешалась Ставка и приняла сторону Каледина, однако Алексеев не решился напрямую приказывать Брусилову. В итоге тот упустил благоприятную возможность для атаки. Сам Брусилов объяснял свои действия тем, что при продолжения прорыва по плану Каледина создавался риск немецкой атаки на незащищенный северный фланг Юго-Западного фронта. Брусилов приказал Каледину идти на Ковель, несмотря на труднопроходимость местности, причём не только одной ударной группой, а наступать всеми дивизиями.

Это неблагоприятное стечение обстоятельство привело к тому, что Луцкий прорыв — одна из самых блестящих операций нашей Армии — из крупнейшего тактического успеха не смог превратиться в блестящую стратегическую победу.

9-я армия П. А. Лечицкого прорвала фронт 7-й австро-венгерской армии во встречном сражении, и к 13 июня продвинулась на 50 км. 18 июня она взяла г. Черновцы. Был взломан южный фланг австрийского фронта. 30 июня Русская Армия вышла к Карпатам. Противник был ошеломлён начавшимся наступлением, поэтому не смог ничего противопоставить. Чтобы восстановить положение на Восточный фронт были переброшены две германские дивизии с западноевропейского театра, две австрийские дивизии - с итальянского фронта и части с других участков Восточного фронта. 16 июня последовал контрудар австро-германских войск, но противник был разбит и отброшены за реку Стырь. Брошенные в бой свежие дивизии ещё не очень хорошо знали рельеф местности, поэтому становились лёгкой добычей для противника.

В Июле Русская армия, воспользовавшись плодами прорыва, взяла г. Галузию, Маневичи, Городок и вышла на р. Стоход в нижнем течении, захватив кое-где плацдармы на левом берегу. Но полностью преодолеть реку не получилось. 3-8 июля было предпринято наступление на Барановичи, которое закончилось поражением наших войск. Немцы отправили против Брусилова дополнительные резервы. Русская Ставка перебросила ему на помощь гвардию и стратегический резерв. Была создана Особая армия генерала Безобразова. Требовалось наступать на Ковель, Броды и Львов, Монастыриску, и Станислав (Ивано-Франковск). Но из-за совершённых Брусиловым по ходу операции ошибок, Русская армия стала вязнуть в непроходимых болотах. Сила наступления постепенно иссякала, противник использовал последние резервы, чтобы остановить наши войска, что ослабило Западный фронт и привело к победе французов в битве на Сомме, которая предопределила исход кампании 1916 г. Нужно было развивать наступление по всему Восточному фронту, но командующие упустили время, чтобы поддержать наступление Брусилова и дать ему возможность вывести из войны Австро-Венгрию.

28 июля с массированной артподготовки началось новое наступление. В результате трехдневных жесточайших боев армия продвинулись на 10 км, и вышли к р. Стоход уже не только в нижнем, но и в верхнем её течении. Но взять Ковель не удалось из-за болотистой местности региона. Ошибка, допущенная Брусиловым в самом начале, стала давать болезненно о себе знать. Армия окончательно увязла в непроходимой топи.

Но в центре Юго-Западного фронта 11-я и 7-я армии при поддержке 9-й армии (ударившей противнику во фланг и тыл) разгромили австро-германские войска и прорвали фронт. Немцы перебрасывали туда всё новые и новые дивизии, но солдаты оказывались, не готовы к бою в таких условиях. Не выдержав удара русских армий, австро-германцы начали отступать. Мы взяли Броды и вышли на подступы ко Львову. 11 августа был взят Станислав. Однако к концу августа наступление русских армий прекратилось из-за усилившегося сопротивления австро-германских войск, а также возросших потерь и утомления личного состава. Время для окончательного разгрома противника было окончательно упущено. На величественный прорыв наша армия потратила столько сил, что становилось трудно подготовить солдат к новому этапу войны. Современная военная наука доказала, что всех этих успехов можно было достичь меньшими потерями.

Тем не менее, в результате проведения операции войска Брусилова заняли почти всю Волынь, почти всю Буковину и часть Галиции. Под влиянием этой победы Румыния приняла решение вступить в войну на стороне Антанты, что правда, в последствии, только усугубило положение нашей страны. Новый союзник стал терпеть на фронте поражение за поражением. От оккупации румын спасла Русская армия. В результате Восточный фронт только увеличил свою протяжённость.

Брусиловский прорыв стал величайшим достижением нашего командования. Для своего времени эта была революционная тактика, которую переняли многие генералы будущих войн. Брусилов наглядно показал, как можно преодолевать длинную и тягучую линию обороны противника, взламывать многокилометровые линии заграждений. Была разработана новая форма прорыва фронта, а именно одновременная атака на нескольких участках. Именно Брусилов предложил новые способы ведения наступления: вынос всех резервов и припасов к фронту, сокращение коммуникаций, широкая дезинформация, короткая артподготовка. В последствии она применялась Антантой в боях на Западном фронте и армиями всех стран во Второй мировой войне. Мир увидел подлинную силу и славу русского оружия и поставил Центральные державы на грань поражения. Наступление французов на Сомме должно было завершить окружение противника, но союзные Армии устали от бесконечных боёв и не смогли довести свои атаки до победного наступления.

Однако у Русской Армии был шанс выжать из этого прорыва намного больше, чем получилось. Если бы армия Каледина по приказу Брусилова не увязла в болотах, обошла их по удобной тропе и вышла ко Львову, у нас появлялся шанс вывести из войны Австро-Венгрию. Но сделать этого не удалось. Брусилов не был идеальным полководцем. Он прекрасно разбирался в общей стратегии, умел уловить дух времени и догадываться о самых современных методах и способах достижения Победы. Но он оказался не так силён в вопросах тактики, т.е. принятию решений в ежесекундно меняющейся конкретной обстановке. Кроме того генерала зачастую подводила самонадеянность.

Тем не менее, заслуги генерала Брусилова стали общепризнанными в мире, но нашей стране так и не удалось воспользоваться плодами этой победы. Из-за предательства элиты, которое последовало через полгода после завершения битвы, Россия оказалась вовлечена в череду внутренних войн и революций. Великая страна, имевшая самую мощную Армию в мире, способную разгромить любого противника, оказалась бессильна перед кучкой внутренних заговорщиков, которые были готовы уничтожить нашу страну во имя обеспечения своих собственных интересов.

Александр Павлов


http://pereklichka.livejournal.com/166693.html
«Через гибель большевизма к спасению России. Вот наш единственный путь, и с него мы не свернем» - Генерал Дроздовский