Сегодня 19 мая. В этот день, 230 лет назад, в Полтаве родился Иван Фёдорович Паскевич - будущий генерал-фельдмаршал. Он происходил из украинского потомственного казацкого рода, его родители были помещиками. Они дали сыну отличное образование, обучили языкам и отправили учиться в Пажеский корпус. Молодой Паскевич понравился императору Павлу I и в октябре 1800 г. ему был присвоен чин поручика. Одновременно он был флигель-адъютантом государя.
Военная деятельность Ивана Фёдоровича началась в 1806 г., когда его назначили командующим южной, Днестровской армией. В те годы в Молдавии началась война с Турцией. За подвиг совершённый в битве под Журжей, когда в темноте ночи проводники колонн сбились с дороги, а он с неустрашимостью поехал один открывать дорогу в степи, был награждён орденом святого Владимира 4-й степени. Вскоре за оборону Измаила он получил золотую саблю с надписью «За храбрость».
После завершения кампании, находясь в Константинополе, Паскевич собирал информацию об армии противника, которая очень помогла России во время возобновившейся через некоторое время войны. Во время осады Браилова Паскевич был ранен в голову, но быстро восстановился и продолжил войну, повсюду выделяясь храбростью и бесстрашием. За свои подвиги он был награждён орденом святого Владимира 3-й степени орден святого Георгия 4-й степени. 26 августа 1810 г. в Батинской битве Иван Фёдорович содействовал победе Русской Армии за, что получил чин генерал-майора и орден Георгия 3-й степени.
Вскоре после этого он был назначен шефом Орловского полка в Киеве, где ему пришлось обучать солдат. На этой должности он проявил себя как мужественный борец с дедовщиной за улучшение жизни рядовых военнослужащих. Важнейшими понятиями для Паскевича являлись храбрость, честь и нравственность. В ходе начавшейся Отечественной войны Иван Фёдорович лично водил свои батальоны в штыковые атаки. Он участвовал в сражениях под Вязьмой, при Ельне и Красном, а затем перешёл в месте с Армией в Европу. Иван Фёдорович принял сражение с войсками маршала Сен-Сира и разбив его принял участие в битве народов под Лейпцигом. Тут именно благодаря его решительному натиску французы были вынуждены отступить. Во время этой кампании Паскевич получил ордена святой Анны 1-й степени и святого Владимира 2-й степени и произведён в генерал-лейтенанты, за взятие Парижа был удостоен ордена святого Александра Невского.
После войны пришли новые времена. Аракчеев стал требовать красоту фронта, доходящую до абсурда. Паскевич делал всё возможное, чтобы как можно реже применять новые правила старался уничтожить произвол в наказании нижних чинов. Ему пришлось расследовать так называемое Липецкое дело. Крестьяне Липецкого приказа отказались от платежа податей за 1814 год. Объяснили они это тем, что местный бурмистр продал их хлеб, заставив выплачивать подати ему в карман. Суд приговорил их к наказанию плетьми. Во время расследования Паскевич увидел, что многие крестьяне были посажены в тюрьму без допроса, по показаниям заинтересованных в деле чиновников. Он вскрыл факты беспредела на местах, благодаря чему крестьяне были освобождены от наказания и более того, им назначили денежное пособие. Через некоторое время он провёл похожее расследование с крестьянами Гжатского уезда.
В 1817 г. он отправился в путешествие по Европе вместе с Великим князем Михаилом Павловичем, которое длилось 2 года. После этого он обосновался в Вильно. 22 мая 1822 г. он возвратился вместе с гвардией в Петербург, где был назначен генерал-адъютантом и отправлен в Митаву. В эти годы персы, вторглись в закавказские провинции, и Иван Фёдорович отправился туда, приняв чин генерала от инфантерии. 13 сентября 1826 г. в сражение под Елисаветполем, персы были разбиты. Через полгода Паскевич вступил в командование Отдельным Кавказским корпусом и в управление Кавказским краем. Он перешёл за Аракс, занял Нахичевань и обложил защищавшую этот город крепость Аббас, которой овладел 7 июля 1827 г. За три месяца Иван Фёдорович покорил две большие области Закавказья. Венцом этого похода стало вторжение на территорию Иранского Азербайджана и взятие Тавриза. Когда Паскевич двинулся к Тегерану, шах запросил мира. Генерал был возведён в графское достоинство с именованием Эриванского.
Вскоре началась новая война с Турцией, и Паскевич напал на кавказские владения османов. Лично командуя войсками, он в течение двух месяцев разбил армию противника и взял целый ряд стратегических крепостей, за что был пожалован кавалером ордена святого Андрея Первозванного. Венцом этого похода стало взятие Эрзурума, одной из самых важных крепостей турецкой Анатолии, которая и сегодня находится на территории этой страны. За этот подвиг ему был пожалован орден святого Георгия 1-й степени. Паскевич стал генерал-фельдмаршалом.
После войны Паскевич остался управляющим кавказского края, где стремился обезопасить регион от всех вопиющих злоупотреблений в сферах суда и администрации. Горский климат очень плохо влиял на фельдмаршала, поэтому он был отправлен в Польшу. В этих краях началось восстание, усмирять которое пришлось Ивану Фёдоровичу. С этой задачей он справился без видимых проблем. Генерал сделал многое для русификации Польши, организовывал обучение русскому языку для польской молодёжи, стремился охладить воинствующий дух наших соседей. Польскими делами он занимался пятнадцать лет, за которые пережил два покушения.
Во время революционных событий в Венгрии, Австрия обратилась за помощью к Паскевичу, в надежде усмирить мятежников. С этим делом фельдмаршал справился на отлично. Николая I спас от уничтожения Австро-Венгрию за, что та ответила чёрной неблагодарностью, развязав в последствии против нашей страны войну, которая привела к её уничтожению. За успешное окончание этой кампании указом 4 августа Паскевичу предоставлено было право пользоваться теми же воинскими почестями, какие воздаются только особе его величества. Паскевич скончался в Варшаве 20 января 1856 г. в 10 часов утра.
Генерал-фельдмаршал стал символом николаевской эпохи, времени, когда наша страна достигла огромнейших высот в своём развитии. Не смотря на дворянское происхождение и высочайшие почести, Паскевич был человеком необычайной скромности и силы духа. Наиболее важными для него были понятия чести, долга, благородства, верности и достоинства. Больше всего на свете он любил Россию, работая на её величие, а ненавидел чиновнический беспредел и коррупцию. Самоуправство на местах расшатывало нашу страну изнутри на протяжении всей её истории, и Паскевич делал всё возможное для борьбы с этим злом. Благодаря его усилиям крестьяне восстанавливались в законных правах, а нерадивые чиновники лишались должностей и отправлялись в тюрьмы.
Но в историю он вошёл, прежде всего, как генерал-фельдмаршал. Его многочисленные подвиги стали символом России, торжества русского духа. Он стал живым символом нашей страны, где бы он не появлялся, Русская Армия одерживала громкие Победы. Его талант обеспечил нашей стране громаднейшие территориальные приобретения, покой на Кавказе и налаживание более или менее нормальных отношений с Польшей. Несмотря на то, что он постоянно находился на гране жизни и смерти, главную задачу в ходе сражений он видел в том, чтобы сохранить жизни солдатам и обеспечить их достойное состояние и существование. Он вскрыл огромное количество случаев дедовщины, пренебрежения командирами интересов военнослужащих. Паскевич делал всё возможное, чтобы исключить случаи мародёрства, которые были естественным результатом недоедания личного состава вследствие разгильдяйства младшего офицерства.
Для солдат Паскевич стал образцом чести, мужества, храбрости и стойкости, они шли за ним в бой, с радостью и не задумываясь. До самой смерти он был предан русским национальным идеалам, Самодержавию. Он был жесточайшим противником любых революционных утопий и мечтал объединить под имперским флагом всех славян. Его заслуги в деле усмирения польских шляхетских бунтовщиков невозможно переоценить, а боевые подвиги на Кавказе стали легендой. Сама личность фельдмаршала с годами стала обрастать легендами.
Современной России очень не хватает таких личностей, особенно в Армии. Сейчас всё меньше людей, охвачены духом патриотизма, страна находится в плену смертных грехов. Высший командный состав больше занят вопросами личного обогащения и служения оккупационной власти, а не высокодуховным идеалам. Понятия чести, достоинства, храбрости, практически полностью забыты. Сейчас многие говорят о необходимости воспитывать патриотизм, примеры таких людей как Паскевич служат для этого идеально. Но… воспитание любви к Отечеству возможно, когда есть национальная власть и есть национальная армия. В нашей же стране, в современных условиях, реализовать это чрезвычайно сложно: молодые люди, включая телевизор, видя постоянную ложь, лицемерную чекистскую пропаганду, начинают ненавидеть Россию. Они начинают отождествлять нашу страну с антинациональной элитой, видя разруху и беззакония, посеянные этой элитой, мечтают поскорее получить образование и уехать на Запад.
Разрушить эти стереотипы может только история, культура и традиции. Воспитание людей на основе традиции, на примерах таких людей как Паскевич должно породить в нашей стране новое поколение патриотов, которые готовы сражаться за Великую Россию, поруганное прошлое, славные идеалы предков. Для этих новых людей во главе угла будет стоять честь, мужество, достоинство, именно они должны стать опорой нации в борьбе с оккупационным режимом. Это то самое ощущение, когда гражданину захочется не убежать от настоящего, а исправить его. Новые поколения, воспитанные в духе патриотизма на примерах таких людей, как Паскевич, и придерживающиеся Русской идеи, должны образовать имперский авангард, который своей активной пропагандистской деятельностью должен изменить само сознание современной русской нации и отчистить его ото лжи ХХ в.
Богатейшая история нашей страны, в которой живёт дух, который невозможно истребить должна стать базой для возрождения России. Русская идея «Москва – Третий Рим», дух Империи, основанной на Вере во Христа – вот та база, за которой пойдут люди, желающие возвращения былого величия нашей стране. Мы должны показать новому поколению, что выше всего на свете - Христос, Его Жертва и Его Закон, а потом земля, где ты родился. Святыни веры и родины – вот то на чём должно строиться весь процесс воспитания. Молодёжь должна понять, что Родина – это не власть, не условия жизни, не материальные блага. Родина – это, прежде всего, дух - дух твоей нации, дух традиции, веры, культуры, религии, истории, память предков. Это заветы предшествующих поколений, их идеалы, ценности, которым были верны наши прапрадеды. Осознание молодыми людьми всех этих истин есть залог нашего грядущего возрождения.
Александр Павлов
http://pereklichka.livejournal.com/162124.html