Читайте так же по теме на нашем форуме: "Вестник первопроходника".Долгополов. А. «Адмирал Колчак». — «Вестник первопоходника» № 26 Ноябрь 1963 г.:
http://vestnik-pervopohodnika.ru/publ/23-1-0-164...в PDF...http://vestnik-pervopohodnika.ru/pdf/26_vp/ADM_KOLCH_dolg_26.PDF...в тексте...АДМИРАЛ КОЛЧАК
"Корень зла в том, что русские никак не могут утвердиться на национальном принципе, ставя интересы партийные выше интересов своего народа. В этом отношении виноваты оба крыла: и левые, и правые. Всякая политическая борьба до тех пор, пока она не стоит на национальной почве и на программе освобождения России - вредна".
Из речи в Омске адм.Колчака 13-го ноября 1918 г., в бытность его военным министром Директории.
Род Колчака идет от турецкого паши Колчака (боснийца по происхождению). Сераскир Турецкой армии в Молдавии был взят в плен войсками Миниха в 1739 году при сдаче крепости Хотина.
После окончания войны он поселился в Польше, а после раздела Польши в 1794 году его потомки переселились в Россию, где входили в состав Бугского казачьего войска.
Во время Крымской войны 1853-1856 г. пли взятии Малахова кургана остатки защитников, решившие сражаться до последнего издыхания, укрылись в каменной "горке" (башне) кургана.
Окруженные врагами со всех сторон, расстреливаемые в упор артиллерией, отвергшие предложение сдаться - защитники башни яростно отбивались, пока но пал последний из них. Груды убитых французов свидетельствовали, что русские дорого продали свою жизнь.
Среди убитых союзники нашли семь человек живых - тяжело раненых. Среди них был Василий Колчак, кондуктор Черноморского Флота. Сильный организм моряка победил, и при прекрасном уходе французских врачей Колчак выздоровел и провел плен на Принцевых островах вблизи Константинополя.
Вернувшись в Россию после войны, В.Колчак окончил Горный институт, был произведен в офицеры и занял должность горного инженера металлурга. Дослужил до чина генерал-майора, написал книгу "В плену", переведенную на французский язык. Сын его Александр родился в 1874 году на Обуховском сталелитейном заводе около С .Петербурга, где В.Колчак служил инженером-металлургом.
А.В.Колчак окончил вторым Морской корпус, в 1894 году был произведен в чин мичмана и на крейсере "Рюрик" ушел в плавание на Дальний Восток.
В 1896 году он служил на клипере "Крейсер" и после плавания на нем в 1899 году вернулся в Балтийское море.
Наука влекла его к себе. Ставши ученым гидрологом, он написал несколько статей. Его увлекала идея открытия Южного полюса и исследование Севера.
Летом 1899 года, увлекшись океанографией, он познакомился с адмиралом Макаровым, который оценил его работы и принял горячее участие в его судьбе.
В декабре 1899 года А.Колчак назначается на броненосец "Петропавловск", который уходит на Дальний Восток. Находясь в Средиземном море, А.Колчак принимает приглашение барона Толя, известного исследователя Севера, принять участие в его экспедиции в качестве гидролога. Два года экспедиция провела на севере, производя измерения, изучая природу, ведя гидрологические и метеорологические наблюдения
Корабль экспедиции "Заря" был затерт льдами, и весной 1902 г. барон Толь решил продолжать путешествие пешком, взяв с собой трех человек. По сведениям, полученным от местных жителей, далеко на север от Ново-Сибирских островов находился неведомый остров.
"Заре" было дано задание отправиться на остров Бенета для пополнения запасов топлива и провианта, а членам экспедиции - вернуться в С.Петербург и доставить в Академию наук собранные коллекции.
На заседании академиков был сделан подробный доклад о результатах экспедиции. Всех тревожила судьба барона Толя.
А.Колчак поднял вопрос о снаряжении экспедиции для оказания помощи барону Толю и его спутникам. Несмотря на скептическое отношение академиков к предложенное плану, Колчак убедил их в практичности выполнения этой экспедиции, предложив, что он берется за ее организацию. Академия согласилась, и Колчак помчался на Север.
После долгого путешествия до Усть-Янска, сбора людей, материалов и припасов, весной 1903 года Колчак вышел в океан на шлюпке с 6-ью спутниками и запасом провизии на три месяца. Это был трудный, утомительный и опасный поход. Шлюпка дошла до острова Бенета. Были найдены следы пребывания бар.Толя, была найдена запечатанная бутылка с указанием, где оставлены другие документы. Выяснилось, что барон Толь прибыл на о.Бенета летом 1902 года и осенью, когда уже наступила полярная ночь и 40-градусные морозы, двинулся на юг. Колчак на юге обнаружил, что склады провизии, оставленные для бар.Толя, были не тронуты, т.е. что он погиб, не дойдя до них.
После 42 дней плавания в Арктическом океане на шлюпке Колчак со всеми своими людьми вернулся к исходному пункту, около мыса Медвежьего на острове Котельников. Обратное путешествие было беспрерывной борьбой со стихией. Шлюпку затирали льды, заливало водой, люди замерзали, но неуклонно шли вперед. Колчак показал себя смелым и решительным исследователем, которого не остановили никакие препятствия и трудности.
Собранные им записки и наблюдения через несколько лет появились в печати под названием:, "Льды Карского и Сибирских морей".*)
*) Американское Географическое О-во издало этот труд на английском языке: "Problems of Polar Research", Spesial Publication № 7, N.Y. 1928.
По прибытии в Якутск Колчак узнал о начавшейся войне с Японией и, как честный патриот, он по телеграфу запросил Академию Наук вернуть его в Морское министерство. Академия отказала. Телеграмма Великому Князю Константину Константиновичу возымела должное действие, и Колчак получил разрешение следовать на Дальний Восток. Сдав своим спутникам все дела экспедиции, коллекции и находки, Колчак отбыл в Иркутск, куда прибыли его отец и невеста. Обвенчавшись в Иркутске в марте 1904 года, Колчак на другой день отправился в Порт Артур, а отец и молодая жена - в С.Петербург.
Явившись к адмиралу Макарову в Порт-Артуре, Колчак просил назначить его на боевую должность на миноносец. Адмирал Макаров, увидев измученного, изнуренного человека, решил, что ему надо поправиться и отдохнуть от перенесенных лишений, и назначил его на крейсер "Аскольд". Потом он был на минном заградителе "Амур" и командиром миноносца "Сердитый".
Организм, подорванный лишениями в течение нескольких лет в полярных экспедициях, не выдержал, и Колчак, измученный суставным ревматизмом, заболел воспалением легких. Не оправившись окончательно, он снова вернулся на миноносец и только силой воли заставил себя исподнять свои обязанности. Совершив ночную опасную вылазку, Колчак расставил мины, на которых взорвался японский крейсер "Такасаго". За это дело он был награжден Георгиевским оружием.
Назначенный командовать батареей морских орудий, Колчак был ранен при сдаче Порт-Артура. Колчак едва мог ходить и был положен в госпиталь в Нагасаки. Раненые и больные русские офицеры, в воздаяние их героической защиты крепости, получили от японского правительства предложение пользоваться лечебными заведениями Японии или, если они хотят, вернуться в Россию БЕЗ ВСЯКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. Все предпочли вернуться, и Колчак отправился через Канаду в С.Петербург, где он занялся приведением в порядок своих записок и трудов по двум полярным экспедициям.
После Японской войны горячие патриоты - молодые морские офицеры - начали организовывать кружки для возрождения флота. Морское начальство одобрило эту деятельность, и во всех портах образовались кружки морских офицеров, в которых разбирались военно-морские вопросы и вопросы реформы флота. С.Петербургский морской кружок был одним из самых активных; помощником председателя этого кружка был капитан 2-го ранга Колчак.
Весной 1906 года был учрежден Морской Генеральный Штаб, начальником организационно-тактического отдела которого был назначен Колчак. Окунувшись с головой в работу по воссозданию флота, Колчак явился одним из самых деятельных чинов Морского штаба. Члены вновь созданной Государственной Думы - штатские люди - скептически относились ко всем предложениям о военных и морских ассигновках. Группа морских офицеров получила разрешение морского министра выступать в печати и на общественных собраниях с докладами о необходимости создания сильного морского флота. Во главе этой группы стал А.В.Колчак. Своей искренностью, логичностью и последовательностью речи морского офицера, боевого георгиевского кавалера и ученого исследователя привлекали внимание членов Государственной Думы и общественности.
Отношение Думы и общества, под влиянием, главным образом, речей Колчака, изменилось, и все ассигнования на возрождение могучего русского флота были утверждены Государственной Думой. Продолжая заниматься проблемами Севера, разработав проект использования Великого Северного морского пути, Колчак предложил построить два корабля - Таймыр и Вайгач - которые могли бн выдерживать давление полярных льдов. Проект был принят. Корабли построены в С.Петербурге, и капитаны 2-го ранга Колчак и Матисен (спутник Колчака по заполярной экслодиции) были назначены их командирами.
Придя во Владивосток осенью 1910 года, корабли провели там остаток 1910 года; в начале 1911 года вели астрономические наблюдения на мысе Дежнева. Адмирал Григорович, назначенный морским министром, приказал Колчаку оставить экспедицию и вернуться в С.Петербург для работы в Главном Морском штабе. Назначенный начальником Балтийского оперативного отдела штаба, Колчак, полный энергии и энтузиазма, приступает к сложной работе разработки военных действий и обороны берегов Балтийского моря.
В 1912 году Колчак получает в командование миноносец "Уссуриец", затем "Пограничник". В 1914 году Колчак снова в морском штабе.
Началась 1-ая Мировая война. Все планы Колчака проводятся в жизнь. Мобилизация флота прошла в изумительном порядке. Все было готово, предусмотрено, каждый корабль имел свое предписание, знал свою задачу, место сбора, планы минных заграждений. Вход в Финский залив был загражден 8-ью рядами мин. За всю войну германский флот даже не пытался пройти В Финский залив.
Колчак, флаг-капитан оперативной части, сам руководил всеми операциями флота и лично участвовал в выполнении их. Не удовлетворяясь защитой берегов, Морской штаб отдает приказ минировать немецкие порты Данциг и Киль. Легкие миноносцы и старые тихоходные крейсера занимаются этой опасной работой в глубоком тылу противника. При малейшей оплошности гибель их несомненна. Капитан Колчак сам лично принимает участие в этих опасных и чрезвычайно важных операциях. Несколько немецких крейсеров, миноносцев, транспортов взрываются на русских минах. Назначенный командиром защиты Рижского залива, Колчак с небольшими силами отбивает германский флот от Риги. Морская артиллерия отбивает атаки немецкой пехоты, высаживает десанты в немецком тылу, топит немецкие транспорты и т.д. За свой подвиг Колчак награждается орденом св.Георгия 4-й степени. На Пасху 1916 г. он производится в чин контр-адмирала.
Бросая свою минную дивизию для минирования входа в Рижский залив, пользуясь ледоколами, он выходит в море раньше германского флота и топит немецкие транспорты.
28-го июля 1916 года, произведенный в чин вице-адмирала, Колчак назначается командующим Черноморским флотом.
Наша Кавказская армия получала свои припасы и снаряжение морем. Быстроходные германские крейсера и подводные лодки причиняли неисчислимый вред нашим кораблям.
Найдя Черноморский флот в беспорядке, Колчак энергично принялся за чистку, и через несколько месяцев Черноморский флот перешел к активным боевым действиям, закрыв выход в Босфор неприятельским кораблям.
Пришла революция 1917 года. Дольше всех держался Черноморский флот, но агитаторы большевики сделали свое каиново дело. Начались убийства морских офицеров, отобрание оружия. Когда матросский комитет обратился к адмиралу Колчаку с требованием выдать свое оружие, разгневанный адмирал выбросил за борт свое Георгиевское оружие, сказав: "...не вы мне дали". Сдав командование флотом адмиралу Лукину, Колчак уехал в Петроград для доклада Временному Правительству. Описав преступные действия большевиков, полную негодность флота, адмирал Колчак требовал суровых мер, включая введение смертной казни за неисполнение боевых приказов.
Убедившись в полном нежелании Временного Правительства спасти армию и флот, адмирал Колчак с группой морских офицеров уезжает в Америку по приглашению американского правительства. В это время Американское морское министерство разрабатывает проект десанта в Дарданеллах.
Адмирал Колчак дает советы по операции десанта, и ему предлагают командование минной дивизией. Но адмирал Колчак заявляет, что он должен сначала ознакомиться с правилами, законами и положением американского флота. Колчак предпринимает несколько рейсов на кораблях американского флота. Видимо, ему не понравилось состояние американского флота, а происшедший в России большевистский переворот вызвал в нем желание быть поближе к России. Колчак уехал в Японию.
Считая победу над Германией необходимой для свержения большевиков, адмирал Колчак обратился с просьбой к Английскому правительству о принятии его на службу в английскую армию, хотя бы рядовым. Вскоре он получил извещение о его приеме в английскую армию и предписание отправиться на Мессопотамский фронт. Но по дороге в Сингапур он получил предписание ехать в Пекин и поступить в распоряжение Российского посла кн.Кудашева. Посол посоветовал Колчаку создать Добровольческую армию на Дальнем Востоке, на подобие Добровольческой армии генералов Алексеева и Корнилова, для борьбы с большевиками.
Прибыв в Маньчжурию, адмирал Колчак нашел несколько вооруженных отрядов, но попытки их объединить окончились неудачей.
В это время борьба с большевиками на Юге России разгоралась, и Юг России был освобожден от большевиков. Адмирал решает ехать к генералу Алексееву. По дороге в Омск он получает предложение от Директории и Сибирского правительства встать во главе военного и морского министерства. Адмирал отказывается, ссылаясь на недостаточное знакомство с сухопутным ведением войны. Директория настаивает, и после долгих и настойчивых требований адмирал соглашается, считая своим долгом отдать все свои силы для возрождения Национальной России.
Во время поездки на фронт Директория, состоявшая, главным образом, из эс-эров, была свергнута, и совет министров предлагает Колчаку принять звание Верховного Правителя. Не желая отказываться от служения Родине, адмирал соглашается. Совет министров приказом от 18 ноября 1918 года объявляет:
"В виду тяжелого положения государства и необходимости сосредоточить всю полноту власти в одних руках, - передать временное осуществление Верховной Государственной власти адмиралу Александру Васильевичу Колчаку, присвоив ему наименование ВЕРХОВНОГО ПРАВИТЕЛЯ.
Первый приказ адмирала:
"Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю, что не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности".
Малочисленная Сибирская армия не смогла выдержать наступления огромных советских армий и, совершив беспримерный Сибирский Ледяной поход под командой легендарного генерала Каппеля, ушла на Восток.
Адмирал Колчак, задержанный в Иркутске чехами, был предательски выдан большевикам союзным командованием, по распоряжению французского генерала Жанена. По приговору революционного суда адмирал Колчак был расстрелян 7-го февраля 1920 года в Иркутске, до дна испив горькую чашу службы России.
Чрезвычайно важно знать мнение об адмирале Колчаке его политического противника историка Мельгунова, КОТОРЫЙ пишет в своей книге "Трагедия адмирала Колчака":
"Рыцарь подвига, безукоризненной моральной честности, брезгливо сторонившийся от интриг, бурно ненавидевший произвол... Идеалист, на фоне борьбы светлой и героической за восстановление России... Он был чище и идейнее других; пламенный темперамент, прямота и непосредственность, чарующие одних, создавали и врагов...
"Колчака судил "революционный суд". Подсудимый во всех отношениях оказался выше своих судей. И с чувством какой-то глубокой обиды и поруганной личной чести перелистываем страницы допроса адмирала Колчака. Зачем его не судили только одни большевики? Зачем на эту позорную страницу занесены, помимо коммунистов, и имена представителей партии соц.-революционеров и соц.-демократов? Зачем в этой комедии суда, в этом недостойном зрелище в роли статистов, впрочем, не пассивных, выдвинуты демократы? Этого пятна не смоет никакая "объективная история". Такие веши, действительно, не изглаживаются из исторической памяти".
Составил А.Долгополов.
Материалом для этой статьи автору послужили следующие труды:
Протокол допроса адм.А.В.Колчака (Архив русской революции, т.т. 9, 10, 13, 14, 15.
Мельгунов - "Трагедия адмирала А.Колчака".
Гинс - Сибирь. Колчак и союзники.
Ген. Сахаров - "Белая Сибири".
Белое Дело 4. Последняя Россия 2 Записки.
Военно-исторический Вестник 14-15-16. Родословная Колчака, написанная покойным сыном Колчака.
М.И.Смирнов (адм.) Адмирал Колчак.
М.С.Стахевич (лейт.) Полярная экспедиция лейт. А.В.Колчака.
Источник:
http://vestnik-pervopohodnika.ru/publ/23-1-0-164