А. Йогансен -
Яхта «Штандарт» на ходу ночью[attachment=1]
Императорская яхта "Штандарт"
(после 28 августа 1934 года - минный заградитель "Марти")
(с 1948 года - заградитель и плавказарма "Ока")
1893 - 1961
Заложен 1 октября 1893 года на верфи Бурмейстер и Вайн в Копенгагене.
Спущен на воду 4 августа 1895 года. Вступил в строй 1896 году в качестве Императорской яхты.
Сдан к порту в мае 1918 года. В 1933-1936 годах переоборудован в минный заградитель.
Участвовал в минных постановках, эвакуации гарнизона базы Ханко, огневой поддержке сухопутных частей.
3 апреля 1942 года удостоен гвардейского звания. В 1950-х годах переоборудован в плавказарму,
а в 1961 году - в плавучую мишень для испытания ракетного оружия. Сдан на слом в начале 1960-х годов.
Водоизмещение 5480 т. Размерения 112,2 х 15,4 х 6,6 м.
Воружение 8 - 47 мм
Бронирования нет
Механизмы 2 паровых машины 12000 л.с. 24 котла, 2 винта
Cкорость 22 узла Дальность плавания 1400 миль на 12 узлах. Экипаж 16 офицеров и 357 матросов
После переоборудования в минный заградитель
Водоизмещение 6189 т. Размерения 122,3 х 15,4 х 7 м.
Воружение 4 - 130/55 Б-13, 7 - 76 мм 34К, 3 - 45 мм 21К, 3 - 12.7 мм пулемета (2 ДШК и 1 Виккерс)
Бронирования боевая рубка - 12 мм
Механизмы 2 паровых машины 11426 л.с. 4 котла Ярроу, 2 винта
Cкорость 18 узлов Дальность плавания 2260 миль на 12 узлах. Экипаж 29 офицеров и 361 матрос
*********
... Мы так подробно останавливаемся на этой, на первой взгляд, мало относящейся к теме статьи стороне жизни последнего самодержца, чтобы показать, почему августейшие дети дружно заявляли, что на яхте "Штандарт" им было "веселее всего". Общение с командой "Штандарта" или с офицерами ЕИВ конвоя было для них единственным доступным до войны "окном в мир", хотя, конечно, также значительно искаженным и приукрашенным...
Яхта, принадлежащая лично Государю, занимала исключительное место в жизни царской семьи. По техническим данным самая совершенная из судов такого рода элегантная, комфортабельная, она по праву считалась лучшей в мире.
На этом корабле, каюты которого были обставлены и украшены с изысканным вкусом, Николай II, чаще всего в сопровождении Александры Федоровны и всех детей, отправлялся с визитами в Западную Европу, путешествовал, совершал прогулки, а иногда даже просто жил по нескольку дней, не сходя на берег. Здесь все члены дружной семьи чувствовали себя бесконечно счастливыми. "Такая радость снова быть у себя дома на воде", - записывал Николай Александрович в своем дневнике. По свидетельству очевидцев, даже всегда замкнутая и скованная Александра Федоровна "становилась общительной и веселой, как только ступала на палубу "Штандарта".
С наслаждением отдавались они величественной шири и свободе морского простора, тихой и мерной качке, свежему ветру. Там, на суше, кипели политические страсти, постоянно требовавшие принятия решений по сложнейшим вопросам жизни огромного государства; там было светское общество, со скрытой враждебностью относившееся к непопулярной в стране императрице; а здесь, на борту прекрасной яхты, царила полная иллюзия рая из сказки.
Команда корабля была тщательно вышколена опытными преданными офицерами. Некоторые из них, например, командир яхты капитан I ранга И. И. Чагин и особенно старший офицер Н. П. Саблин были личными друзьями императорской четы.
Офицеры яхты занимали привилегированное положение и чаще, чем даже многие особо приближенные лица, получали приглашения к Высочайшему столу. Сам император и члены его семьи, со своей стороны, принимали приглашения на чай в кают-компанию. И самое главное — "офицеров выбирали с таким расчетом, чтобы они умели создавать атмосферу идиллии и сказки... ".
http://s-forum.com.ua/blog/post_1189863214.html***
ВАЛЕНТИН ПИКУЛЬ. Роман "Нечистая сила" … Командиром "Штандарта" долгое время был свитский контр-адмирал Иван Иванович Чагин… Но рядом с ним на мостике "Штандарта" качался и флаг-капитан царя, контр-адмирал Костя Нилов - забулдыга первого сорта. Трезвым его никогда не видели, но зато не видели и на четвереньках: Нилов умел пить, выдавая своё качание за счет корабельной качки. Этот человек, открывая в буфете "Штандарта" бутылку за бутылкой, сам наливал царю, позволяя себе высказываться откровенно:
- Я-то знаю, что всех нас перевешают, а на каком фонаре - это уже не так важно. По этому случаю, государь, мы выпьем…
…царь намеревался с женой и свитой отплыть пароходом в Чернигов, придворное ведомство распределило каюты для сопровождающих царя, и тут выяснилось, что Столыпина… забыли!
В гневе он позвонил Фредериксу:
- Шеф повара Государя вы не забыли, а премьера… забыли? Я уже не говорю о том, что каждый придворный холуй разъезжает на автомобиле, а я, премьер империи, пижоню на наёмных клячах. Я молчу о том, что вы не дали мне экипаж. А теперь…
- Петр Аркадьевич, - отвечал министр императорского двора, - извините, но для вас места на пароходе не хватило.
- Кто составлял список пассажиров?
- Кажется, Костя Нилов…
Штабс-капитан Есаулов навестил с утра пьяного Нилова.
- По моему, - сказал ему офицер, - один премьер империи стоит того, чтобы высадить с парохода половину свиты.
Бравый алкоголик Нилов спорить не стал:
- Хорошо, я сразу доложу его величеству… - и скоро вышел из царских покоев. - Государь указал, что премьера не надо!…
…Чул, - просиял Манус. - А по средам прошу бывать у меня. Таврическая, дом три-бэ… Бывает у меня и контр-адмирал Костя Нилов - ближайший друг и флаг-капитан нашего обожаемого государя императора.
Он этого обожаемого уже в стельку споил!
Что делать! Морская натура. Без коньяку моря уже не видит…
...
Посадка на на камень на "Штандарте". Авария яхты произошла в августе 1907 года.
Этот случай Валентин Пикуль в романе "Нечистая сила" описывает так:
… Был обычный день плавания, и ничто не предвещало беды. Яхта шла под парами в излучинах Финских шхер, когда раздался страшный треск корпуса, причем вся царская фамилия, заодно с компотом и вафлями, вылетела из-за обеденного стола так, что на великих княжнах пузырями раздулись юбки.
- Спасайте наследника престола! - закричал Николай II.
За посадку "Штандарта" на рифы Чагина судили заодно с Костей Ниловым. Их выручил финский лоцман, доказавший на суде, что риф (острый как иголка) известен тоько старым рыбакам, а на картах он не отмечен.
Однако в книге Александра Александровича Мосолова "При дворе последнего Российского императора" случай описан более фактурно, с подсознательной экспрессией, хотя, быть может, и менее художественно. Он вспоминал:
… В один прекрасный день в Финляндских шхерах внезапный толчок всполошил весь "Штандарт" в такой момент, когда этого менее всего ожидали. Яхта дала крен. Никто не мог предугадать, чем эта история кончится. Государыня бросилась к детям. Собрала их вокруг себя, всех, кроме цесаревича; мальчика нигде не могли найти. Можно себе представить, какое волнение пережили родители в эту страшную минуту.
Наконец, яхта перестала крениться. Моторные лодки окружили её со всех сторон.
Царь побежал по палубе, крича, чтобы все искали цесаревича. Прошло немало времени, прежде чем обнаружили его местонахождение. Оказалось, что дядька Деревенько при первом же ударе о скалу взял его на руки и пошел на нос яхты, считая вполне правильно, что с этой части "Штандарта" ему будет легче спасать наследника в случае полной гибели судна.
Паника улеглась, и пассажиры сошли в шлюпки.
Возник вопрос об ответственности за происшедшее. Виноватым, очевидно, мог быть только финн-лоцман, старый морской волк, ведший яхту в момент инцидента. Бросились к картам. Оказалось, - в этом не могло быть ни малейшего сомнения,- что скала, на которую сел "Штандарт", не была никому до сего известна.
В принципе отвечает за безопасность их величеств флаг-капитан. Таковым являлся Константин Нилов - царь и бог на яхте.
После катастрофы поведение Нилова было таковым, что государь счел нужным лично пойти за ним в каюту. Войдя, не постучав, государь увидел, что Нилов рассматривает карту и держит в руке револьвер. Царь поспешил его успокоить, сказал ему, что избежать суда, по закону, невозможно, что суд должен быть во всяком случак созван; но оправдательный приговор является неизбежным, так как все сводится к слепой игре случая. Государь унес револьвер Нилова.
Теперь уже нет в живых ни одного из участников этой драмы. Инцидент с револьвером создал между царем и адмиралом род трогательной дружбы. Эта дружба всегда оставалась загадкой для тех, кто не знал её источника, и удивлялись ей, считая, что царь и адмирал были слишком непохожи друг на друга по характеру, по воспитанию и по общей культурности.
http://www.myshkin.ru/frameset.htm***
газета РУССКОЕ СЛОВО
15 (02) сентября 1907 года
Авария яхты «Штандарт» (От «С.Петербургского агентства»)
ГЕЛЬСИНГФОРС, 1, VIII. Работы по снятию «Штандарта» с камней отданы, с Высочайшего соизволения, Ревельскому спасательному обществу. Крен яхты на правый борт уменьшился с 15-ти до 5-ти градусов, корма на два фута вше носа, носовое отделение и обе кочегарки наполнены водой, которую беспрерывно откачивают. Нет опасности, что вода проникнет в Царские помещения. Ожидается прибытие «Ермака».
http://starosti.ru/article.php?id=4190