Известно, что до 1918г. т.е. всего за два года, Россия пережила три основных формы государственного правления – самодержавный строй, опирающийся на штык солдата, саблю жандарма и розыск «сыскного отделения»; гуманистический либерализм Керенского, взывающего к гражданским чувствам населения и, наконец, диктатуру большевистского комиссародержавия, терроризующего народ грабежом и насилием.
Этот опыт в достаточной степени поучителен для повстанцев Прикамья и, может быть материалом для размышлений о возможных принципах государственного строительства в будущем. Н. Натальин опубликовал газете "Воткинская жизнь" № 13 от 24. 09. 1918г. С.2-3, где видно, что восставшим не нужен был никто - ни царь, ни большевики, ни кто другой. А в армию Колчака их привели обстоятельства возникшей ситуации.
В особенности поучителен опыт, произведенный Керенским, - говорит автор. Перед возрождающейся Россией лежит вопрос, каковы те принципы государственного строительства, которые лягут в основу нового правового строя.
Оставим в стороне возможные оттиски республиканско-демократического строя, который, несомненно, должен стать формой государственного правления в будущем политическом быту России, - я постараюсь говорить о стороне не только формальной, сколько о стороне качественной.
Разнузданность самодержавного режима, отсутствие в нем целостного взаимодействия правовых сцеплений, - не только не вселили идею правосозидания в широкие круги русского общества, но, создали в нем какие-то специфическое подозрительно-недоверчивое отношение ко всякой правовой норме.
Широкие круги населения российского по-простому, не уважали закон. Либеральничающий гуманизм или вернее гуманистический либерализм правительства Керенского вселил в рабочие и крестьянские массы идеи правосознания, как строгую подчиненность закону.
Напротив, широкая свобода политической ориентации создала почву для еще большего расшатывания правовых основ. Политика большевиков вся была основана на произволе. Деспотическая терроризирующая диктатура – вот курс большевистского правосознания. И нужно признаться, что при таком государственно-политическом эксперименте трудно было ожидать насаждения правосознания в широких кругах трудящихся масс.
Теперь мы присутствуем при зарождении нового государственного строя. Комитет членов Учредительного Собрания является временным правительством, явочным порядком, объявившим себя носителем верховной власти всего народа. Жизнь государственная ежечасно требует руководительства, которое может выявляться в разрушения и создания правовых институтов.
Не касаясь юридической их конструкции я хочу выяснить, каковы те, так сказать, качественные оттенки на которых строится правительственная юрисдикция?
Каковы те принципы, которые должны создавать курс государственной политики?
Нет сомнения, деспотичный режим самодержавного строя или диктаторские начала классового засилья не могут быть приняты за исходные пункты.
Видимо также для малосознательных широких слоев русского общества гуманистический либерализм не пригоден, как руководящий курс. В деле государственного строительства невольно сталкиваешься с правовым аморализмом общества, с анархическими склонностями исконного русского бунтарства и с наследственным атавистическим багажом, унаследованным от прошлого – привычкой встречать на путях права – беспутье расправы.
В молодом деле правового самоуправления, в молодом деле государственного строительства на широких демократических основах народовластия – Россия сталкивается с теми руслами, в которые вливается политическая власть. В новом государственном строительстве России необходима не «твердая власть», - это слишком испошленный термин – России необходима твердая правовая норма в народном сознании.
Деспотичный режим – будет ли он исходить от одного лица или отдельного класса – нельзя сломить бунтарский дух, бродящий бессознательно в народных массах. Для осознания гуманистических наклонностей либеральной политики – в русском народе нет достаточной почвы, нет отчетности сознания, нет самодеятельности, нет дисциплины.
Русскому народу необходим закон строгий, но справедливый. Русскому народу необходимо ясное, определенное правовое русло, сдерживающее его бунтарство и воспитывающее его правосознание.
Русскому народу необходима точная, короткая правовая норма, со строгой, карающей за ее нарушение санкцией. Для правового гуманизма широкие слои русской демократии не доросли. Они не оценят либерализма власти. Оковы деспотического самодержавия разобьются о твердыни свободолюбия. Но оценить справедливость права, как такового сумеет русский народ. Государственное строительство будущей России необходимо должно идти по пути утверждения строгости закона и насаждения правосознания в широких народных массах.