2-я армия (согласно приказа колонна Вержбицкого) - по тракту вдоль ж. д. Авангардом армии шла Тобольская группа, но быстрее чем это предполагалось. Вечером 29-го января части группы сосредоточились у с.Кильтимей, где и заночевали, выставив охранение. По чьей инициативе, было решено атаковать красных на день ранее назначенного срока, неизвестно, но 30-го января 3-я и 15-я дивизии, под началом полковника Ракитина, выступили на старый перевоз Ухтуй- Зима. Порядок отряда был таким:
Авангард (капитан Зилов): 10-й Байкальский полк, конные дивизионы Иркутской (штабс-капитан Хромов) и Воткинской дивизий (ротмистр Дробинин) - 400-450 бойцов. Главные силы (подполковник фон-Вах): 12-й Верхнеудинский полк (штабс-капитан Ширяев), 11-й Нижнеудинский полк (полковник Долгово-Сабуров), Егерский батальон Иркутской дивизии (капитан Дубов), артдивизион (капитан Сартаков или капитан Смолянинов), 9-й Иркутский полк (капитан Токаревский). Стрелковые части 15-й Воткинской дивизии и два 76-ти мм. орудия Воткинского артдивизиона (капитан Верцинский). Всего 1500 бойцов при 4-6-ти орудиях. За отрядом Ракитина двигались остатки Тобольской дивизии (капитан Актавин, 100 штыков) с генералом Бордзиловским и остальные части 2-й армии с большим количеством раненых и больных. В случае неудачи части Тобольской группы могли рассчитывать на помощь только Южной группы генерала Смолина, но слабого состава.
Конные части двух дивизий, сбив заставы красных, к 11 часам подошли к Ухтую, в 2-3-х верстах к северо-западу от ст. Зима, и, развернувшись на широком фронте, начали демонстративную атаку, имея задачу выяснить силы и расположение противника. Задача была успешно выполнена, - фронт, и фланги противника выяснены.
К 12.00. Иркутская дивизия сосредоточилась в 3-4-х верстах к северу от д.Ухтуй. На правом фланге находился 9-й Иркутский, затем 12-й Верхнеудинский полки, на левом фланге Егерский батальон. За флангами наблюдали по одному эскадрону Воткинского и Иркутского конных дивизионов. Следует отметить, что свирепствующий тиф довольно сильно ослабил боевые качества частей. В Воткинском конном дивизионе болели его командир ротмистр Дробинин, несколько офицеров и много всадников. Сильно были ослаблены и стрелковые полки, насчитывающие в боевом составе не более 250 бойцов. Резерв перед боем составляли части Воткинской дивизии и Нижнеудинский полк, которые были на дороге Ухтуй - Старый перевоз.
Позиция красных войск перед Ухтуем, протяженностью три версты, представляла собой ряд окопов на крутых лесных сопках. Правый фланг ее огибал Ухтуй с севера и тянулся по левому, возвышенному берегу реки Оки. Дома Ухтуя были приспособлены к обороне. Правый берег Оки, покрытый кустарником, лишал белых возможности охватить правый фланг красных. Левый фланг позиции, не доходя до ж. д., круто изгибался к югу. Во многих местах окопы красных были усилены засеками.
Авангард, а за ним главные силы развернулись и пошли в наступление.
Обратимся к описанию боя, как его запомнили белые иркутяне: «Сильный ружейный и пулеметный огонь противника встретил наши части, наступавшие по пояс в снегу. Особенно энергично наступал Егерский батальон, по которому, красные открыли бешеный огонь. Встретив упорное сопротивление по всему фронту, наши части залегли в глубоком снегу, в 500 шагах от окопов противника и стали подготавливать атаку ружейным и пулеметным огнем. Орудие Иркутской батареи открыло огонь по правому флангу противника, где было замечено передвижение резервов красных. Егеря стали передвигаться вперед, угрожая правому флангу большевиков. Противник, предполагая, что наш главный удар будет направлен на его правый фланг, стал быстро стягивать резервы к этому флангу. Полковник Ракитин, учитывая обстановку, решил: сковывая противника на фронте, нанести сильный удар в его левый фланг. 11-й Нижнеудинский полк был скрытно выдвинут в охват левого фланга противника.
Наши части сблизились с противником на 250-300 шагов. Егерский батальон трижды переходил в атаку. В одной из атак был убит капитан Дубов. Нестеров, введенный в заблуждение энергичными действиями Егерского батальона, не заметил во время маневра 11-го Нижнеудинского полка. Бой разгорался.
Доблестные нижнеудинцы, прикрываясь лесом, неожиданно атаковали левый фланг противника почти с тыла, быстро сбили его и, развивая успех, двинулись вдоль позиции ошеломленного противника. Резерва на парирование молниеносного удара у Нестерова не было. Большевики дрогнули и, бросая на ходу винтовки, пулеметы и патроны, бросились в бегство. Наши потери в бою: 15 убитых, 67 раненых и несколько обмороженных. Потери красных: около 800 убитых, до 1000 пленных, 10 пулеметов, много винтовок, патронов и большой обоз».