Крейсер «Аскольд» —
бронепалубный крейсер 1-го ранга; во время Русско-японской войны входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре. Назван в честь
Аскольда — легендарного киевского князя. Из особенностей корабля нельзя не отметить характерный пятитрубный силуэт, единственный в Российском флоте того времени.
[attachment=1]
Крейсер «Аскольд» в Порт-Артуре в 1904 г.
Строительство начато: 8 июня 1899 года.
Спущен на воду: 2 марта 1900 года.
Введён в эксплуатацию: 1902 года.
Современный статус: продан на слом в 1922 году.
История создания и службы[attachment=2]
Журнал «Нива», 2 мая 1915 г. Статья об операциях крейсера «Аскольд» на Чёрном и Средиземном морях
Строился в Киле на немецкой верфи «Германия»; заложен в 8 июня 1899, спущен на воду 2 марта 1900, вступил в строй в 1902. Службу в российском военном флоте начал в составе Балтийского флота, а в 1903 был направлен на Дальний Восток.
В начале Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда.
10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 «Аскольд», на котором держал флаг командир отряда крейсеров контр-адмирал
Рейценштейн, вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в
неудавшемся прорыве во Владивосток. Прорвавшись вместе с крейсером «Новик» мимо японской эскадры, «Аскольд», получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай, где был интернирован до конца войны. После войны входил в состав Сибирской флотилии.
В начале первой мировой войны «Аскольд», находившийся на Дальнем Востоке, вошёл в состав союзной англо-французской эскадры для действий против германской крейсерской эскадры
адмирала Шпее. Позже он был направлен на Средиземное море, где принимал участие в боевых действиях против Турции и Австро-Венгрии, в том числе и в
Дарданелльской операции. После длительного ремонта во Франции (с марта 1916) «Аскольд» в июне 1917 под командованием
Казимира Кетлинского прибыл в Мурманск и вошёл в состав эскадры Северного Ледовитого океана.
В 1918 захвачен англичанами в Кольском заливе. Крейсер участвовал в операциях интервентов, а позже вошёл в состав британского флота под названием «Glory IV». В 1922 выкуплен Советской Россией, но ввиду плохого технического состояния продан на слом и отбуксирован в Гамбург, где и был разобран.
Интересные факты:- Команда крейсера «Аскольд» и сам крейсер являются одними из ключевых действующих лиц романа Валентина Пикуля «Из тупика».
(советую прочитать роман В. Пикуля "Из тупика")- Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. на крейсере служил будущий Верховный Правитель Российского государства, адмирал Колчак.
Продолжение следует...Источник Википедия:
Крейсер "Аскольд".Читайте так же:В походах и боях
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1996_01/13.htmБронепалубный крейсер 1 ранга "Аскольд"
http://rjw.narod.ru/1tihook/askold.htm