Автор Тема: Перезахоронение А. И. Деникина : "Жаль, не увижу как Россия спасется"  (Прочитано 13435 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Ольга

  • Со - Модератор
  • Штабс-Капитан
  • **
  • Дата регистрации: ЭЮп 2010
  • Сообщений: 295
  • Спасибо: 169
  • Спаси Бог Россию!
Погребение совершилось. Произойдет ли примирение?
ЦВ № 20 (321) октябрь 2005 / 23 октября 2005 г.

http://e-vestnik.ru/society/pogrebenie_sovershilos_proizojdet/

протоиерей Георгий Митрофанов

«Не плачь о нас, святая Русь,
не надо слез, не надо,
молись о павших и живых —
молитва нам награда...»
Из песни Алексеевского полка
Добровольческой армии
 

С 28 сентября по 3 октября проходило глубоко символическое для всех русских людей событие — из США, Швейцарии и Франции на Родину для перезахоронения были перенесены останки бывшего командующего Белой армией генерала А.И. Деникина и известного философа И.А. Ильина, а также их супруг.

Это событие происходило по инициативе Российского фонда культуры и получило благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и одобрение Президента России В.В. Путина. Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви во главе с Митрополитом Лавром благословил Синодальную делегацию принять участие во всех намеченных мероприятиях.

2 октября специальным авиарейсом останки были доставлены из Парижа в Москву.
На следующий день в Донском монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил освящение закладного камня Мемориала национального примирения и возглавил панихиду в Большом соборе монастыря. Затем в присутствии представителей государственной власти, видных политических и общественных деятелей состоялась церемония перезахоронения останков А.И. Деникина, И.А. Ильина и их супруг.

Много слов было сказано о значении в высшей степени выдающегося события в жизни современной России - погребение честных останков бывшего командующего вооруженными силами Юга России, генерал-лейтенанта Антона Ивановича Деникина, его супруги Ксении Васильевны, философа и правоведа Ивана Александровича Ильина и его супруги Натальи Николаевны. Однако не только жизненный путь, который прошли в трагической истории России XX века два этих великих русских патриота, но и некрополь Донского монастыря, где их земной путь нашел свое глубоко символичное завершение, побуждают вновь задуматься о смысле жизненного подвига и посмертной участи русского генерала и русского философа.

В мартовские дни 1918 года группа участников проходившего тогда в Москве Поместного Собора обратилась к Патриарху Тихону с просьбой благословить их покинуть Собор. Будучи мирянами, эти члены Поместного Собора намеревались отправиться на Дон, где в это время возник первый серьезный очаг сопротивления богоборческому большевизму — Добровольческая армия под предводительством генералов Л.Г. Корнилова и М.В. Алексеева. Участвовавший во встрече с Патриархом член Поместного Собора, дипломат и политический деятель князь Г.Н. Трубецкой вспоминал, что, предоставив членам Собора полную свободу выбора и гражданской позиции, Патриарх Тихон в то же время воздержался от преподания письменного благословения вождям Добровольческой армии. Отлучив от Церкви в своем послании 19 января 1918 года всех тех русских православных христиан, которые участвовали в массовых грабежах и убийствах, захлестнувших страну после захвата власти большевиками, Патриарх Тихон тогда еще надеялся, что если не христианская совесть, то страх перед анафемой удержит большинство русского народа от соучастия в преступлениях большевиков и богоборческий режим рухнет без широкомасштабной кровопролитной гражданской войны.

Группа участников Поместного Собора отправилась на Дон, еще не зная, что четырехтысячная Добровольческая армия, вынужденная оставить Область Войска Донского, начала свой крестный путь, выступив в героический первый кубанский «Ледяной» поход. Генерал-лейтенант А.И. Деникин, начавший этот поход в должности заместителя командующего Добровольческой армией, через 40 дней завершил его в качестве командующего, заняв этот пост после гибели своего командира и сподвижника генерала Л.Г. Корнилова. Так начался первый этап борьбы за православную национальную Россию, которую философ И.А. Ильин впоследствии исчерпывающе определит формулой «сопротивление злу силою».

Белой борьбе на юге России под предводительством генерала А.И. Деникина суждено было продолжаться более двух лет. Итогом этой героической и неравной борьбы стала потрясшая генерала А.И. Деникина «новороссийская катастрофа», после которой он передал командование армией генерал-лейтенанту барону П.Н. Врангелю и отправился в изгнание.

Покинув горячо любимую Россию, которой он самоотверженно и бескорыстно служил 30 лет своим беспримерным солдатским мужеством и выдающимся полководческим талантом, своим безупречным человеческим авторитетом и ярким публицистическим творчеством, генерал А.И. Деникин продолжил борьбу за Россию, написав «Очерки русской смуты», которые до сего времени остаются самым глубоким военно-историческим исследованием о Гражданской войне. В этой книге А.И. Деникин с подлинным смирением и аскетизмом православного христианина и с жесткой категоричностью и прямотой русского солдата подвел духовно-исторический итог потерпевшей военное поражение, но одержавшей нравственную победу Белой борьбе на юге России: «Если бы в этот трагический момент нашей истории не нашлось среди русского народа людей, готовых восстать против безумия и преступлений советской власти и принести свою кровь и жизнь за разрушаемую Родину, — это был бы не народ, а навоз для удобрения беспредельных полей Старого Континента, обреченных на колонизацию пришельцев с Запада и Востока. К счастью, мы принадлежим к замученному, но Великому Русскому Народу».

* * *
Пять лет провел профессор Московского университета И.А. Ильин в захваченном большевиками город. Он не только стал свидетелем кровопролитного разрушения исторической России, но и не раз подвергался арестам, в результате которых его выслали из страны осенью 1922 года, угрозой немедленного расстрела навсегда лишив возможности вернуться на Родину. Осуществляя свою борьбу с большевизмом подвигом честной мысли и свободного слова, И.А. Ильин так сформулировал духовный смысл обрушившейся на Россию богоборческой революции и Белой борьбы против нее: «За всей внешней видимостью революции, от анкеты до расстрела, от пайка до трибунала, от уплотнения до изгнания и эмиграции, от пытки голодом, холодом, унижением и страхом до награбленных богатств и посягания на мировую власть... за всем этим... укрывается один смысл, единый, главный... этот смысл передается словами духовное искушение... Это испытание выдвинуло во все русские души один и тот же прямой вопрос: кто мы? Чем ты живешь? Чему служишь? Что любишь? И любишь ли ты то, что любишь?.. И не много путей перед тобою, а всего два: к Богу и против Бога. Встань и обнаружь себя. И если не встанешь и не обнаружишь себя, то тебя заставят встать и обнаружиться: найдут тебя искушающие в поле и у домашнего очага, у станка и у алтаря, в имуществе и детях, в произнесенном слове и умолчании. Найдут и поставят на свет, — чтобы ты заявил о себе недвусмысленно: к Богу ты идешь или против Бога. И если ты против Бога, то оставят тебя жить; и не все отнимут у тебя, и заставят тебя служить врагам Божиим, и будут кормить и ублажать, и наградят и позволят обижать других, мучить других и отнимать у них имущество; и дадут власть и наживу, и всю видимость позорящего почета. И если ты за Бога и к Богу, — то отнимут у тебя имущество, и обездолят жену и детей, и будут томить лишениями, унижениями, темницею, допросами и страхами, ты увидишь, как отец и мать, жена и дети медленно, как свечка, тают в голоде и болезнях, — и не поможешь им; ты увидишь, как упорство твое не спасает ни Родины от гибели, ни душ от растления, ни храмов от поругания, будешь скрежетать в бессилии и медленно гаснуть; и если прямо воспротивишься, то будешь убит в потаенном подвале и зарыт неузнанный в безвестной яме...».

Однако именно в те осенние дни 1922 года, когда, разделяя участь лучших сынов России, И.А. Ильин отправлялся на чужбину, в стенах Донского монастыря уже несколько месяцев под домашним арестом находился святой Патриарх Тихон. Около года длилось его заключение, во время которого не только Москва, но и вся Россия — уже запуганная ужасами красного террора, уже развращенная призрачным благополучием НЭПа, уже раздираемая обновленческим расколом, — не дерзнула восстать в защиту своего плененного Первосвятителя. Ибо те немногие русские патриоты, кто мужеством своего воинского служения, подобно генералу А.И. Деникину, или, подобно И.А. Ильину, силой своего обличительного слова, могли выступить в защиту Русской Православной Церкви, были либо убиты, либо пленены, либо изгнаны. Желая сохранить полноту благодатной церковной жизни для будущих поколений русских христиан, святой Патриарх Тихон, со словами: «Пусть имя мое погибнет для истории, лишь бы Церковь была жива», пошел на мучительные уступки большевикам, позволившие ему вновь возглавить церковную иерархию и нанести поражение раскольникам-обновленцам, которых чекисты вели к высшей церковной власти.

Получив от большевистских палачей «свободу», святой Патриарх Тихон до последних месяцев своего земного бытия оставался в своей недавней темнице — келье Донского монастыря, как будто подчеркивая, что с этого времени его служение Церкви станет служением заточенного в узы Патриарха, возглавляющего Православную Церковь в заточенной в богоборческие узы России. Именно здесь осенью 1924 года он чуть было не стал жертвой покушения, в результате которого погиб дорогой его сердцу келейник Яков Полозов. Больших трудов стоило Первосвятителю добиться от властей согласия на захоронение погибшего на территории Донского монастыря. Именно здесь, под сводами храма, после своей зловеще загадочной смерти в больнице в праздник Благовещения 1925 года, довелось упокоиться и самому Патриарху Тихону. Могилы святого Патриарха Тихона и его верного келейника Я.Полозова открыли историю еще одного массового захоронения жертв коммунистических репрессий, которому суждено было появиться в 1930—1940-е годы в стенах Донского монастыря.

Носящее сейчас по-своему выразительное название — «могилы невостребованных прахов», это захоронение в монастырской земле заключает в себе прах сожженных в крематории почти 10 тысяч жертв коммунистического режима. Среди этих жертв покоятся сражавшиеся вместе с генералом А.И. Деникиным на полях Гражданской войны генералы П.Н. Краснов, А.Г. Шкуро, С. Гирей-Клыч и пытавшиеся продолжить борьбу с большевиками во время Второй мировой войны генералы А.А. Власов, Ф.А. Трухин, М.А. Миандров.

В отличие от большинства представителей русской военной эмиграции А.И. Деникин во время Второй мировой войны категорически исключал возможность какого-либо участия в боевых действиях на стороне Германии. Он надеялся, что, разгромив нацистский режим в Германии, Красная армия повернет свои штыки против Сталина и освободит Россию от коммунистического режима. Обманувшись в своих надеждах, он сразу же после войны призвал русскую эмиграцию и весь цивилизованный мир активно противостоять агрессивной политике СССР. Об этом он заявил, в частности, в своем «Обращении», опубликованном в феврале 1946 года в парижском издании «Свободный голос».

Глубоко символично, что именно в некрополе Донского монастыря, а не на Красной площади, нашли свое упокоение два великих русских патриота — генерал А.И. Деникин и философ И.А. Ильин.
Получившее официальное название «Акция национального примирения и согласия» захоронение А.И. Деникина и И.А. Ильина должно поставить современную Россию перед вполне определенным выбором между жертвами коммунистического режима, лежащими в некрополе Донского монастыря, и их палачами, наполняющими коммунистический пантеон на Красной площади. Ибо ведь не только в погребении в родной русской земле честных останков великих русских патриотов нуждается сейчас Россия, но в привнесении в отравленную богоборчеством духовную среду постсоветского общества тех православных верований и патриотических убеждений, которые исповедовали эти два великих сына русского народа. Лишь согласившись с Правдой Божией и исповедовавшими эту правду своими историческими предшественниками, современный русский народ сможет наконец обрести подлинное примирение со всем лучшим, что было в его прошлом, чего так не достает ему в его настоящем и что, надо надеяться, дано ему будет свыше в его будущем.
Протоиерей Георгий
Митрофанов

Александр Соколов, министр культуры и массовых коммуникаций РФ:
Сегодня все — даже это затишье природы, этот умиротворенный, тихий осенний день — подчеркивает особую значимость события. Сегодня вписывается славная, счастливая страница в историю России. Сегодня подводится итог не одному, а многим дням движения к этим ступеням храма в Донском монастыре. Совсем недавно в Нью-Йорке, Цюрихе, Париже, Женеве было нечто подобное, лишь с той дополнительной остротой переживания, которая ведома только тому миру, который обрел имя «русское рассеяние». И именно сегодня, хочется верить, подводится черта этого векового состояния духа России, поскольку в единении, в едином порыве, в обретении надежды — суть нашей судьбы и удел нашего поколения.
 

Никита Михалков, председатель правления Российского фонда культуры:
Сегодня мы еще даже не можем реально оценить то, что произошло. Это не просто перезахоронение останков двух великих людей в нашу российскую землю. Я надеюсь, что это начало окончания ужасающей гражданской войны. Столько лет прожить вне своей Родины, столько лет, имея огромное количество искушений, не отступиться ни на шаг от той истины, которой они служили! Гражданская война — это война разных правд. Но правд много, а истина одна. Она в неотступничестве от веры, от своего народа, от своей присяги, данной раз и навсегда. Если представить себя живущим в другой стране и имеющим возможность уехать куда угодно, кроме одного — своего дома, трагедия эта немыслима для понимания русским человеком. Поэтому возрадуется и возвеселится дух этих замечательных людей, прах которых обрел покой в стенах исторического Донского монастыря. Вот эта тишина Донского монастыря, этот шелест листьев, этот дождь, который будет, и снег — все вместе это станет домом великим людям, которые сохранили для нас правильное понимание нашего отечества.

Из обращения генерала Деникина

...Ничто не изменилось в основных чертах психологии большевиков и в практике управления ими страной. А между тем в психологии русской эмиграции за последнее время произошли сдвиги неожиданные и весьма крутые, от неосуждения большевизма, до безоговорочного его приятия... К глубочайшему сожалению, по такому опасному пути пошла и наша эмигрантская церковь, под водительством митрополита Евлогия, осенившая сменовеховство духовным авторитетом...

Первый период войны... Защита Отечества. Блистательные победы армии. Возросший престиж нашей Родины... Героический эпос русского народа. И в душах наших не было тогда сомнений. В помыслах своих, в чувствах мы были едины с народом. С народом, но не с властью.

На этой струнке играют и «советские патриоты», и сменовеховцы, дружным хором прославляя советскую власть, которая-де «подготовила и организовала победу» и потому «должна быть признана национальной властью...» Но ведь советское правительство ставило себе целью не благо России, а мировую революцию, внося даже соответственное положение в устав красной армии... Советы, так же как и Гитлер, собирались «взрывать мир» и для этого именно создавали такие колоссальные вооружения. Между тем, при наличии России национальной, с честной политикой и прочными союзами, не могло бы быть «гитлеровской опасности», не было бы и самой Второй мировой войны...

Но вот, когда красная армия вышла за пределы российских земель, большевицкий Янус повернулся к миру своим подлинным лицом. И тогда началось раздвоение в эмигрантской психологии. Ибо, по мере того, как советская стратегия на штыках российских несла народам освобождение, советская политика претворяла его в порабощение. Нелепо применять такие термины, как «историческая задача России», «славянофильство», «объединение славян», к кабальным договорам, заключенным Советами с коммунистическими или коммунизанствующими правительствами, ими насильно поставленными, под глухой ропот народов. Наоборот, советская оккупация дискредитирует идею славянского единения, возбуждая горечь, разочарование, даже враждебность против СССР, увы, отождествляемого с Россией.

Наконец, третий этап: война окончена, идет борьба за мир. Вместо этого Советы ведут вызывающую политику, грозящую восстановить против них внешний мир, грозящую нашей родине новыми неисчислимыми бедствиями третьей мировой войны, с небывалыми еще ужасами. Все более нарастает приглушенная пока, ненависть к СССР...
К СССР, но и... к России.

И вот эти-то именно эксцессы советской политики в убогом сознании «советских патриотов» вызывают особенно бурный прилив ксенофобии и показной, аффектированной «национальной гордости».

...Советские патриоты» и сменовеховцы подходят к вопросу еще и с другой стороны: они представляют советскую политику неумеренных требований и злостного вмешательства во внутреннюю жизнь чужих народов — как необходимую самооборону против предполагаемого нападения с Запада. В сущности — против англосаксов, ибо в данное время только эти державы могли бы организовать и противопоставить надлежащую силу большевицкому напору. Но тогда к чему же все пустословие в Сан-Франциско? Из Москвы идут бурные протесты против Западного блока, еще не существующего, когда под эгидой советского правительства лихорадочно создается Восточный блок.

...В самом деле, что могло бы ныне угрожать России — действительно миролюбивой, когда весь мир устал от войны, расстроен, погряз в своих собственных нестроениях и опасностях... Когда Тегеран, Ялта, Потсдам, Сан-Франциско были рядом уступок и «отступлений» западных демократий... Когда радио и пресса свободных стран в большинстве случаев стараются избегать всего, что могло бы раздражать могущественного союзника, а правители расточают льстивые похвалы «отцу народов»... Когда народы и правительства испытывают явный страх перед колоссальной потенциальной силой восточной державы, перед неуязвимостью ее безграничных просторов и перед... аморальностью правящей в ней власти.

Во всяком случае, можно сказать с уверенностью, что жизненные интересы России не потерпят ущерба и что ни англосаксы, ни кто-либо другой не выступит против России, если только большевизм тем или иным путем не схватит их за горло.

В предвидении такой возможности необычайно важно, чтобы мир не отождествлял советскую власть с народом российским. Недопустимо поэтому замалчивать зло, ею творимое, воздерживаться от осуждения и, тем более, оправдывать — из опасения, якобы «повредить России». Ничто так повредить России не может, как оправдание большевицкого режима и большевицкой агрессивности.

Надо правду называть правдой, ложь — ложью и преступление — преступлением.
Генерал А.И.Деникин
(«Свободный голос», Париж, сборник 1, февраль 1946 г., с. 11—12.).

 

© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011
-Скажите, ведь этого никогда не бывает?
-Раз в тысячу лет бывает...

Оффлайн Ольга

  • Со - Модератор
  • Штабс-Капитан
  • **
  • Дата регистрации: ЭЮп 2010
  • Сообщений: 295
  • Спасибо: 169
  • Спаси Бог Россию!


13.10.2005, Опрос населения

О перезахоронении останков генерала Деникина


    
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 8-9 октября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


Перезахоронение останков генерала Деникина широко освещалось СМИ, и подавляющему большинству участников опроса было известно об этом событии (59% заявили, что знают о нем, 20% – что-то слышали). Положительно отнеслись к нему 41% опрошенных, отрицательно – 21%; остальные либо заявили о безразличии к данному факту (30%), либо затруднились дать ему оценку.

Примерно две трети сторонников перезахоронения, аргументируя свою точку зрения, говорили либо о том, что любой человек, кем бы он ни был, должен быть похоронен на родине ('где жил человек, там ему и место'; 'в России его корни, его родина' – 20% ответивших на открытый вопрос), либо об уважении к воле покойного ('было выполнено его завещание'; 'воля покойного священна' – 7%). Значительно реже (11%) респонденты ссылались на историческую роль А. Деникина, на его заслуги – как крупного военачальника и патриота, который 'был предан России'.

Противники захоронения тоже сравнительно редко объясняли свою точку зрения негативным отношением к генералу Деникину и его исторической роли: 'царский офицер, вредил советской власти'; 'многие погибли от рук белых' (4%). Втрое чаще звучали доводы совершенно иного рода – респонденты высказывались против самой практики перезахоронений, утверждая, что переносить останки –бессмысленно, бестактно и даже кощунственно ('тело должно быть похоронено один раз'; 'зачем кости беспокоить, беспокоить прах?'; 'как-то не по-христиански' – 13%).

Уже по такой реакции россиян на перезахоронение останков А. Деникина ясно, что большинство наших сограждан сегодня не склонны ни идеализировать, ни проклинать участников Гражданской войны, стоявших по обе стороны баррикад, - ни белых, ни красных. И действительно, 38% опрошенных разделяют мнение, согласно которому в той войне 'не было ни правых, ни виноватых', и 27% – затрудняются ответить на вопрос о том, на чьей стороне была правота. Однако каждый третий респондент занимает вполне определенную – и отнюдь не 'равноудаленную' – позицию в этом историческом споре: 23% опрошенных считают, что правы были красные, 11% – что белые. Причем среди относительно пожилых респондентов, от 55 лет и старше, оказалось даже больше считающих, что правота была на стороне красных (38%), чем полагающих, что в войне не было ни правых, ни виноватых (29%); за белыми же здесь признали правоту лишь 6%.

Когда же речь заходит не об исторической правоте, а о субъективной честности и ответственности сторон, соотношение оценок несколько меняется – 'преимущество' красных тает: 21% опрошенных считают, что судьба России больше волновала красных, 19% – что белых. При этом 36% респондентов полагают, что она в равной мере волновала и красных, и белых, а 9% – что не волновала ни тех, ни других. Причем представители старшего поколения гораздо чаще заявляют, что судьба страны больше волновала красных (34%), чем отдают в этом отношении предпочтение белым (12%). И вот что особенно любопытно: молодежь склонна приписывать заботу о судьбе России красным (18%) и белым (17%) в равной степени, тогда как представители среднего поколения (36–54 года) – люди, достигшие зрелости в брежневские времена, – верят в то, что судьба страны волновала красных больше, чем белых, значительно реже, чем придерживаются противоположного мнения (15% и 24% соответственно).

Григорий Кертман
-Скажите, ведь этого никогда не бывает?
-Раз в тысячу лет бывает...

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
А так выглядела могила генерала Деникина А.И. на Свято-Владимирском кладбище до перезахоронения его праха, на кладбище Донского монастыря в Москве.
[attachment=1][attachment=2]
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
ДЕНИКИН Антон Иванович, р. 4 декабря 1872 в д. Шпеталь Дольный Варшавской губ. Сын майора. Ловичское реальное училище, 1890, Киевское пехотное юнкерское училище 1892, академия Генштаба 1899. Генерал-лейтенант, главнокомандующий войсками Юго-Западного фронта. Участник выступления ген. Корнилова в авг.1917. С 29 авг. по 19 нояб.1917 под арестом в Быхове. В начале янв.1918 командующий войсками Добровольческой армии, с 30 янв.1918 начальник 1-й Добровольческой дивизии. Участник 1-го Кубанского похода, заместитель ген. Корнилова, с 31 мар.1918 главнокомандующий Добровольческой армией, с 26 дек. 1918 по 22 мар.1920 Главнокомандующий Вооруженными Силами Юга России. В эмиграции апр. - авг. 1920 в Англии, до мая 1922 в Бельгии, с июня 1922 в Венгрии, с весны 1926 во Франции (Париж, с мая 1940 д. Мимизан), с 1945 в США. Умер 7 авг. 1947 в Энн Эрбор (США) Жена Ксения Васильевна (Чиж; 1892 - 3 мар.1973), дочь Марина (р. 1919; Грей, во [91] Франции). Соч.: Очерки русской смуты, тт. 1-5. Париж-Берлин, 1921-1926; Старая армия. Париж, 1927; Офицеры. Париж, 1928; Брест-Литовск. Париж, 1933; Кто спас советскую власть от гибели? Париж, 1937; Русский вопрос на Дальнем Востоке. Париж, 1932; Мировые события и русский вопрос. Париж, 1932; Международное положение России и эмиграция. Париж, 1934; Путь русского офицера. Нью-Йорк, 1953.
Волков С.В. Первые добровольцы на Юге России. – М.: НП «Посев», 2004

И в дополнение, вот такое фронтовое фото Антона Ивановича Деникина 1917 года:
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Ольга

  • Со - Модератор
  • Штабс-Капитан
  • **
  • Дата регистрации: ЭЮп 2010
  • Сообщений: 295
  • Спасибо: 169
  • Спаси Бог Россию!
-Скажите, ведь этого никогда не бывает?
-Раз в тысячу лет бывает...

Оффлайн Ольга

  • Со - Модератор
  • Штабс-Капитан
  • **
  • Дата регистрации: ЭЮп 2010
  • Сообщений: 295
  • Спасибо: 169
  • Спаси Бог Россию!
 "Ныне отпущаеши раба Твоего..."

 Горько то, что духовно опустошенному, вытолкнутому из страны,  когда он стал никому, никому не нужен, А.И.Деникину вдруг посчастливелось так "вовремя" "уместно" вернуться... Да, вернуться он желал, но врядли действительно  так. Венки, сановитые гости... Нет, это пустое. Прожить долгую жизнь с пустыми карманами и простым сердцем, под градом обвинений и упреков, в ожидании и духовных муках. Чтоб так вернуться? Лучше бы вот тогда - в Константинополе, вместе (или вместо) с верным и дорогим соратником Иваном Павловичем, чтоб в темноте маленькой комнатушки - "почти каморке"- при свете оплывших свечей, со "скорбным и спокойным" лицом : "Вечная память..."
 Но.. "судьбе было угодно пронести и через это испытание..." Зачем?...

Андрей Ганин

Отчет об "акции национального примирения и согласия" 3 октября 2005 г.

3 октября 2005 г. в Свято-Донском монастыре Москвы состоялась церемония перезахоронения останков генерала А.И. Деникина и философа И.А. Ильина с супругами. Безусловно, событие знаковое и историческое, заслуживающее всецело положительной оценки, если только абстрагироваться от той обстановки фарса, в какой оно было совершено.

Перед началом мероприятия военный оркестр вдруг заиграл совершенно не соответствовавшие траурному моменту произведения разухабистого характера. Когда акция началась, зазвучал гимн С. Михалкова. Священнослужители постоянно и громко разговаривали по мобильным телефонам. Патриарх приехал в роскошном лимузине в сопровождении джипа охраны.

Мероприятие носило сугубо официальный характер и являлось закрытым, вход осуществлялся только по специальным приглашениям, изготовленным в ограниченном количестве, несмотря на это, по имеющимся сведениям присутствовало около 3000 человек. Толпу желающих посетить траурное мероприятие, но не имеющих приглашений, держали перед входом в монастырь до самого конца акции. Складывается впечатление, что "перетаскивание гробов" (как охарактеризовали происходящее антибольшевистские СМИ) было организовано "перетаскивателями" исключительно для самих себя. Для всех остальных в изобилии в монастырь были согнаны силы МВД и спецназа ГРУ, к месту и не к месту перекрывавшие различные участки монастырской территории и позволявшие себе порой довольно грубо обращаться с пришедшими, в том числе и с людьми преклонного возраста. Как будто бы происходящее было организовано не для простых людей, а для кого-то другого, а пришедшие были лишь помехой и нарушителями спокойствия. В иные моменты особенно остро чувствовалась оправданность фразы, - генерал Деникин после смерти оказался в красном плену.

Разумеется, на трибуне находились совсем не те люди, которые по праву должны были бы выступать на этом мероприятии. По идейным соображениям отказался участвовать в акции замечательный военный историк А.С. Кручинин, много сделавший для увековечения памяти Деникина в России и осуществивший первое полное переиздание "Очерков Русской Смуты" на родине их автора.

Глупо, наивно и цинично прозвучали из уст бывших партийных и комсомольских бонз дежурные фразы о всеобщем примирении и согласии, которое вдруг внезапно наступило с перезахоронением Деникина в России. Высказывание полпреда Президента в Центральном федеральном округе Г. Полтавченко о том, что РФ не имеет к Деникину юридических претензий оставлю без комментариев. Как говорится, и на том спасибо. В. Жириновский своими как всегда эксцентричными действиями несколько разрядил формалистическую и официозную обстановку, хотя и это тоже было неуместно.

Даже из краткого отчета ясно, что многие политики на участии в этом траурном мероприятии попытались сделать себе пиар в роли поборников искомого примирения и согласия. Были замечены Ю. Лужков и Е. Батурина, В. Жириновский (ушли, не дожидаясь погребения), Л. Слиска. Некоторые из оставшихся до конца (до поминальной трапезы для "vip"-гостей) активно раздавали интервью.

Очевидно история Белого движения по крайней мере на официальном уровне прочно узурпирована определенной группой лиц, в которую не вхожи те, кто на самом деле занимается серьезным и объективным изучением истории Белого движения. Один из организаторов мероприятия заявил, что в ближайших планах захоронение тела Ленина. Видимо, после очередного "перетаскивания" все окончательно станет на свои места, а потомки белых с красными в одночасье начнут жить в дружбе и согласии. Не слишком ли формальный подход?!

Панихиду служил Патриарх, присутствовали представители РПЦ и РПЦЗ. Марина Антоновна Деникина-Грей, видимо, сильно волновалась и неважно себя чувствовала. Сразу после установки крестов ее под руки увели сопровождавшие.

Примирение примирением, вот только нет уверенности, что могила Деникина не будет осквернена нашим внезапно примирившимся народом, как это повсеместно происходит с белыми мемориалами в регионах. Благо, что похоронили в монастыре, где есть своя охрана.

В то же время военная составляющая церемониала в целом была выдержана на приличном уровне. Офицеры с наградами Деникина на атласных подушечках (впрочем многие награды отсутствовали, а с имевшимися офицеры слишком бесцеремонно обращались), почетный караул, прошедший мимо могилы генерала под берущее за душу "Прощание славянки", артиллерийский и ружейный салют. При погребении звучал гимн "Коль славен". Несмотря на все "но", все же следует отдать должное организаторам этой не простой и дорогостоящей (300 000 долл.) акции.

Отрадно и то, что почтить память Деникина пришли многие из тех, о ком без оговорок можно сказать - единомышленники..

Будем надеяться, что со временем в Россию вернутся останки и других достойных перезахоронения в родной земле людей М.В. Алексеева, П.Н. Врангеля, Н.Н. Юденича, В.О. Каппеля, А.И. Дутова и многих многих других. И их погребение будет более продуманным и уважительным по отношению как к умершим, так и к ныне живущим.

Когда останки были погребены, над Донским выглянуло яркое солнце, с деревьев посыпалась пожелтевшая листва - многие обратили внимание на этот своеобразный знак того, что все же, несмотря ни на что, свершилось большое дело, генерал Деникин почти через 60 лет после смерти вернулся на родину. Его останки были преданы земле уже в третий раз, хочется надеяться, что в последний.

Теперь каждый из нас, независимо от оценки произошедшего, может прийти на могилу Деникина и поклониться праху Главнокомандующего, стоит только захотеть, и это главное.

Прийти, чтоб без исторических изысканий, старых нелепых обвинений - просто искренне и честно (на полминуты - хотябы) снять шляпу: "Вечная память..."
« Последнее редактирование: 18.10.2011 • 09:40 от Ольга »
-Скажите, ведь этого никогда не бывает?
-Раз в тысячу лет бывает...