Автор Тема: Забайкальцы в Великой войне  (Прочитано 7866 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн White cross

  • Со - Модератор
  • Штабс-Капитан
  • **
  • Дата регистрации: РЯа 2011
  • Сообщений: 594
  • Спасибо: 173
  • Amora vinced omnia




Заслуженно декорированные боевыми наградами за предыдущие кампании, поднялись на войну по Монаршему призыву, Забайкальские казачьи полки и батареи. На театр военных действий 1-й Забайкальская казачья бригада пришла в те дни, что при первом наступлении Гинденбурга в левобережной Польше, Австро-Германские войска подошли к Висле, Сану и предместьям Варшавы.

10-го октября 1914г. забайкальцы переправились на левый берег у д.Скруче (сев. Ивангорода) и сразу кинулись преследовать отходившего врага. Но первое серьезное столкновение произошло на следующий день. Казаки, атакованные у д. Домбровки, подошедшей с юга германской пехотой с артиллерией, вели здесь упорный бой в течение целых суток до подхода, продвигавшегося в 30 верстах сзади Гренадерского корпуса. Бригаде противостоял отряд полковника Фон-Шлехтендаль (1-й гвардейский пехотный полк, дивизион артиллерии, эскадрон гвардейских драгун), для заполнения промежутка между флангами гвардии и 20-го армейского корпуса, в который успели вклиниться забайкальцы. В ночь на 12 октября казаки вновь пробрались в тыл и обстреляли штабы частей противника, чем посеяли немалую тревогу. После того, что подошедшие гренадеры принудили немцев к отходу, забайкальцы снова выдвинулись вперед для преследования.

19-го октября казаки показали, что умеют работать не только в стрелковом бою, но и на коне; - вблизи г.Влошовы Читинский полк успешно атаковали прикрывавший отход 37-й дивизии 11-й прусский драгунский полк. На правом фланге 4-й армии, в районе Щерцов-Ленкава, в составе конного корпуса генерала князя Туманова забайкальцы развили лихую и продуктивную разведывательную деятельность. Проникнув в неприятельские тылы, они подтвердили репутацию казачьей шашки. Выдвижения линию дд. Русец-Щерцов германской гвардейской бригады генерала Ностиц и австрийской бригады генерала Феликс было ими во время прослежено продвижение. Причем неприятельские части были подробно пересчитаны, вплоть до двуколок. Имена командиров разведывательных сотен Нацвалова и Асланова должны навсегда остаться памятными в истории русской конницы.

В тяжелых боях 19-20-го ноября забайкальцы с редким упорством выдержали натиск бригады 31-й австрийской пехотной дивизии и 1-го гусарского полка. 21-го числа части бригады дрались на линии Милянов-Завадов против частей конного корпуса Хауэра, а к полудню отошли на линию Павлов-Борова-Воля Богданска. Однако, в 16 часов казаки были атакованы у горы Боровой подошедшей с С-Запада их старой знакомой бригадой генерала Феликса. Позднее у забайкальцев завязался жестокий бой против наступавшей на их участке сводной австро-германской пехотной дивизии генерала Лютцендорф. На счастье к правому флангу успела подойти бригада 52-й дивизии из состава 3-го Кавказского корпуса, которая спасла положение. В ночном бою кавказцы и казаки разбили гвардейскую бригаду дивизии и 1-й гвардейский резервный полк.

22-го ноября забайкальцы перешли в состав гвардейского кавалерийского корпуса, а уже 2-го декабря начался общий отход 4-й армии за р.Пилицы. Для его прикрытия кавалерийский корпус сменил вечером уходившую пехоту на занимаемых ею позициях. На долю забайкальцев пришелся участок 7-й пехотной дивизии. Весь день 3-го декабря шел жестокий оборонительный бой на подступах к Петрокову. На забайкальцев навалились две кавалерийских дивизии конного корпуса Фроммеля, усиленный пехотной бригадой Бреславского ландштурма. Успешно прикрыв отход 4-й армии и дав ей возможность закрепиться на новых позициях, гвардейский корпус перешел на ее правый фланг.

В начале февраля 1915г. гвардейская кавалерия переброшена была на Неман, а Забайкальская бригада оставалась на Пилице. 21-го февраля Бреславская дивизия генерала Менгес, сбив левый фланг 5-й армии, продвинулась к местечку Новее Място. Забайкальцы выделили сводный полк для содействия соседям. Совместно с Рязанским и Ряжским полками казаки перешли в контратаку и восстановили положение. Успех этот куплен был ценой тяжелых потерь; из строя выбыло 25%. Все три командира Рязанского, Ряжского полков и Сводно-Забайкальского - доблестный полковник Цырельников, пали смертью храбрых.

30-го апреля забайкальцы отошли на Радомские позиции, где вписали новую блестящую страницу в свою историю – дело под Мокржец. 7-го июля началось и продолжалась по конец сентября страдная пора памятного тяжелого отхода 15-го года. Забайкальцы самоотверженно прикрывая отход 16-го, Гренадерского и, короткое время 9-го армейских корпусов, отошли через Луков-Беловеж-Барановичи за линию р.Шары современной Белоруссии.

Зиму бригада провела на отдыхе в г.Бобруйске и, с приходом из Сибири 2-го Верхнеудинского полка она была развернута в 1 Забайкальскую казачью дивизию. С наступлением весны 1916г. забайкальцы перешли на Огинский канал, где спокойно простояли до 18-го июня, после чего перешли на линию нижней Стыри.

Летнее наступление началось с лихих конных атак Верхнеудинцев под дд. Тулузия и Оптово, Читинцев – у Кунинских хуторов, действий пулеметов сотника Попова, захвата Аргунцами в конном строю ст. Маневичи и дальнейшего преследования – боевых действий против 53-й и 9-й кавалерийских дивизий и Польского Легиона Прислудского. Забайкальцы захватили трофеями: командир полка, 26 офицеров, 1399 нижних чинов, 2 орудия и 9 пулеметов.

8-го августа Читинский полк вел бой в районе Березвичи-Угриничи с 19-й Ольденбургским драгунским полком, а 23-го забайкальцы перешли на верхний Стоход. Здесь им пришлось перенести жуткие часы газовой атаки. Потери действительно были велики, но многие офицеры и казаки показали при этом необычайный пример присутствия духа и самоотвержения.

Паралич, в который впадала теряющая волю к победе армия, с созданием солдатских и казачьих комитетов, отразился и на Забайкальском войске - переезд дивизии через всю необъятную Россию, Гражданская война и черный хлеб вынужденной эмиграции.

Однако, до конца 30-х годов переплыв бурную Аргунь или перейдя по льду Амур, казачьи сотни часто «уходили погостить» за кордон. На взмыленных конях врывались они в пограничные заставы, где жесткими ударами отточенных клинков без промаха кроили черепа в краснозвездных буденовках. Но это уже другая история.

Сергей Простнев.



http://pereklichka.livejournal.com/154972.html
«Через гибель большевизма к спасению России. Вот наш единственный путь, и с него мы не свернем» - Генерал Дроздовский