Автор Тема: Подвиг моряков миноносца „Стерегущий” 10 марта 1904 года.  (Прочитано 13479 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн elektronik

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: РТУ 2009
  • Сообщений: 2742
  • Спасибо: 228


Миноносец "Стерегущий".
Лейтенант А С Сергеев    В этот день (26 февраля по старому стилю) в 1904 году свой подвиг совершили моряки миноносца "Стерегущий".
   Шла русско-японская война. Адмирал С.О.Макаров, прибыв в Порт Артур, организовал практически ежедневные разведывательные рейды миноносцев. 25 февраля миноносцы «Решительный» (командир - капитана 2 ранга Ф. Э. Боссе) и «Стерегущий» (лейтенант А. С. Сергеев) вышли в такой рейд.
   На рассвете 26 февраля в проливе Лаотешань миноносцы были обнаружены и атакованы четырьмя японскими миноносцами, к которым потом присоединились ещё и два легких крейсера. Наши корабли приняли решение прорываться в Порт Артур.
   «Решительный», находившийся чуть впереди японцев, успешно отбивался и отрывался от преследования, а шедший вторым «Стерегущий» оказался на траверзе сразу двух миноносцев - «Акебоно» и «Сазанами» - и с первых минут боя получил значительные повреждения. Видя, что «Решительный» уходит, японцы сосредоточили весь огонь на «Стерегущем».
   Оставшись один против шести японских кораблей, "Стерегущий" продолжал бой, нанося урон врагу. Пробив борт «Акебоно», русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу. Выясняя характер повреждений, японский миноносец на некоторое время вышел из боя.
   Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погиб командир миноносца лейтенант
Александр Семёнович Сергеев. Во время боя осколками был перебит фал, на котором держался Андреевский флаг. Моряки прибили флаг гвоздями к мачте. В 7 ч 10 мин утра орудия «Стерегущего» замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. японцы спустили вельбот и высадились на миноносец.
   «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд — в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки — картина ужасная, — писал в своем донесений командир высадившейся группы Ямазаки, — в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного -только на самой корме лежал один труп.
   Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».
   На борту японцы обнаружили двух живых защитников «Стерегущего» - легко раненного кочегаря А Осининя и трюмного машиниста В. Новикова.. Вместе с ранее подобранными из воды Ф Юрьевым и И. Хиринским (выброшенных в море взрывом) только они остались в живых. Командир, три офицера и сорок пять человек команды «Стерегущего» погибли в бою.
                                                           
Японцы завели буксирный трос, чтобы буксировать повреждённый корабль в качестве трофея. Однако в этот момент подошли со стороны Порт Артура «Новик» и «Баян» и с максимальной дистанции открыли огонь по лежащим в дрейфе японским кораблям.
   Это вынудило японцев отказаться от буксировки. Брошеный «Стерегущий» ещё около получаса держался на воде, пока в 9 ч 20 мин волны Жёлтого моря не сомкнулись над ним.
   Четырёх пленных русских моряков переправили на японский крейсер. На нём они были доставлены в Сасебо, где их ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы — молодцы.»
фото пленных моряков


   Н. П. Сергеева, вдова командира «Стерегущего» на запрос о судьбе её мужа (который она направила в Морское министерство в Токио через месяц после гибели миноносца) получила ответ адмирала Ямамото: «Изъявляю глубокую симпатию всему экипажу русского миноносца "Стерегущий", который выказал храбрость и решительность в бою против нашего более сильного отряда».
   Позже она писала касательно "Решительного": «...выходит, выгоднее спасаться самому, чем честь Родины и флага». Адмирал С. О. Макаров имел другое мнение, изложенное в рапорте на имя адмирала Е. И. Алексеева: «Повернуть ему («Решительному») на выручку — значило погубить вместо одного миноносца два. В этих условиях выручить „Стерегущий" было невозможно».
   Все офицеры и команда «Решительного» были удостоены наград «за прорыв сквозь неприятеля в свой порт».
   Одно из первых сообщений о бое и гибели «Стерегущего» появилось в газете «Новое время» (№ 10 065) от 12 марта 1904 года и затем с различными изменениями перекочевало и в другие издания. Суть публикации сводилась к следующему: когда японцы взяли на буксир русский миноносец, оставшиеся на «Стерегущем» два матроса заперлись в трюме и, несмотря на все уговоры японцев, не только «не сдались врагу, но вырвали у него добычу»; открыв кингстоны, они «наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах».
   Было решено поставить памятник "Стерегущему". Скульптор К. Изенберг создал модель памятника «Двум неизвестным морякам-героям» и в августе 1908 года она удостоилась «высочайшего одобрения» Царём.
   Однако, как выяснилось позднее, на "Стерегущем" не было кингстонов затопления. Считая, что гибель двух неизвестных матросов, открывших кингстоны, «есть выдумка» и «как выдумка она не может быть увековечена в памятнике», Морской генеральный штаб 2 апреля 1910 года доложил на «высочайшее имя» ситуацию, поставив вопрос: «надлежит ли считать предполагавшийся к открытию памятник сооружённым в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца „Стерегущий", или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца „Стерегущий"?»
   «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца „Стерегущий"», — такова была резолюция Императора Николая II...
   26 апреля 1911 года в торжественной обстановке памятник «Стерегущему» открыли на Каменноостровском проспекте в Петербурге.

----------------------------------------------------------------------------------------
Миноносец «Стерегущий» (до 9 марта 1902 года «Кулик») принадлежал к серийным миноносцам типа «Сокол». От ранее построенных кораблей этого типа он отличался разборной конструкцией корпуса, так как предназначался для пополнения миноносных сил Тихоокеанской эскадры. Заложенный на Невском заводе в Петербурге, после разборки он был направлен в Порт-Артур, где, уже окончательно собранный, 9 июня 1902 года спущен на воду.

Водоизмещение (по проекту) 259 т, наибольшая длина 57,9, ширина 5,67, высота корпуса 2,92 м, мощность энергетической установки (восемь водотрубных котлов системы Ярроу и две главные машины) ок. 3800 л. с., скорость до 26,5 уз. Вооружение: 75-мм орудие, три 47-мм пушки, два минных (торпедных) аппарата (в этом «Стерегущий» значительно уступал японским «истребителям», которые, как правило, имели на вооружении по 76-мм орудию и пяти 57-мм пушкам при таком же числе минных аппаратов). Экипаж (по штату) — 4 офицера и 48 нижних чинов.

После окончания испытаний 30 августа 1903 года «Стерегущий» был принят в казну. За сутки до нападения японского флота на корабли Тихоокеанской эскадры «Стерегущий» вместе с «Беспощадным» нес ночное дежурство по охране подступов к Порт-Артуру. В ночь нападения миноносец стоял у стенки отделения Невского завода и смог выйти на внешний рейд лишь около 7 ч утра. Начались боевые будни. В составе 2-го отряда миноносцев «Стерегущий» нес дозорную службу, участвовал в отражении попыток неприятеля закупорить выход из гавани Порт-Артура с помощью брандеров.

17 февраля 1904 года в командование «Стерегущим» вступил лейтенант А. С. Сергеев, сменивший лейтенанта Б. Л. Кузьмина-Короваева. Он и повел «Стерегущий» в его последний бой...

Имена героев «Стерегущего» были присвоены новым миноносцам: «Инженер-механик Анастасов» — миноносцу типа «Т», «Лейтенант Сергеев» — постройки завода Шихау. Оба корабля собирались во Владивостоке и вступили в строй уже после окончания русско-японской войны. Название же «Стерегущий» по традиции перешло к спущенному на воду 21 июня 1905 года минному крейсеру типа «Украина». Перечисленный вскоре в класс эскадренных миноносцев, корабль до 1924 года числился в списках флота.

В советский период название «Стерегущий» унаследовал заложенный 12 августа 1936 года эскадренный миноносец проекта № 7. Спущенный на воду 18 января 1938 года, он 30 октября следующего года вступил в строй кораблей Краснознаменного Балтийского флота. 21 сентября 1941 года, поврежденный авиацией противника, эскадренный миноносец лег на грунт на Восточном кронштадтском рейде. В 1944 году корабль подняли и после ремонта вновь ввели в состав флота.
Правила проекта "Белая гвардия" http://ruguard.ru/forum/index.php/topic,238.0.html