Автор Тема: Будущие белые вожди в Первую мировую  (Прочитано 9151 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Abigal

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: бХЭ 2010
  • Сообщений: 673
  • Спасибо: 179
Для многих будущих вождей белого движения боевым крещением стала Русско-японская война 1904 - 1905 гг. В мировую они вступили уже опытными воинами. Другие приобретали боевой опыт на фронтах Первой мировой.

"За десять лет до начала мировой войны из великих держав только Россия имела боевой (и неудачный) опыт войны - с Японией. Это обстоятельство должно было оказать, и в действительности оказало, влияние на дальнейшее развитие и жизнь русских вооруженных сил", - писал в своем фундаментальном труде русский историк Андрей Зайончковский, генерал от инфантерии, ветеран Русско-японской и Первой мировой войн.

Подобно самому известному русскому военачальнику Первой мировой генералу от инфантерии Алексею Брусилову, генерал Зайончковский вступил в Красную армию. В отличие от Брусилова, активно воевал на фронтах Гражданской войны, сражаясь против бывших товарищей по оружию - Деникина, Алексеева, Врангеля, - вождей белых армий.

Лет за пять до того, как они скрестили оружие на просторах России, и эти лица, и легион не названных здесь выступили на фронты Великой, или как ее называли в России, Второй Отечественной войны. Вряд ли им было ведомо, что очень скоро им придется воевать друг с другом.

Романовы на войне

Август 1914-го все они встретили в составе Императорской армии. Война для России с первых дней стала всенародной. Иначе и быть не могло в начавшуюся эпоху массовых многомиллионных армий. С первых дней боев воевали выходцы из всех слоев общества от мастеровых и крестьян (Георгий Жуков, Александр Василевский, Василий Чапаев) до аристократов и членов императорской фамилии.

Романовы оказались в числе первых, кто пролил кровь в начале войны. В конце сентября в бою у Самбора погиб Князь крови императорской корнет Лейб-гвардии гусарского полка 22-летний Олег Константинович, сын Великого князя Константина Константиновича, знаменитого К.Р. - поэта, музыканта, артиста и профессионального военного. Посмертно Олег Константинович, подававший надежды поэт, награжден орденом Святого Георгия 4-го класса.

В том же 1914 году получил своего Георгия и Великий Князь, флигель-адъютант, поручик Лейб-Гвардии 2-го Стрелкового Царскосельского полка Дмитрий Павлович.

Командир Кавказской Туземной "Дикой дивизии" генерал-майор Михаил Александрович награжден Георгиевским крестом 4-го класса в январе 1915 года.

Вряд ли кому-то из тех, кому в будущем пришлось сыграть заметную роль в Гражданской войне и других послереволюционных событиях, могло прийти в голову, что рухнет 300-летняя монархия, а они примут на себя роль спасителей Отечества уже не от внешних врагов, а от соотечественников.

Герои будущего

Вряд ли ведали генералы императорской свиты барон Карл Густав Маннергейм и Павел Скоропадский, что одному из них предстоит стать регентом, а потом президентом независимой Финляндии в 1944 - 1946 гг., а другому - гетманом недолговечной Украинской державы и погибнуть от ран, полученных во время одной из союзных бомбардировок Германии в 1945 году.

Генерал-майор свиты барон Карл Густав Эмиль Маннергейм август 1914 года встретил начальником Отдельной гвардейской кавалерийской бригадой. За успешное командование войсками в боях у Красника в окрестностях Люблина в Польше он получил сначала золотое Георгиевское оружие, а затем и крест.

Павел Скоропадский - будущий гетман, потомок запорожцев и другого гетмана Ивана Скоропадского (1708 - 1722 гг.) - начал войну в звании генерал-майора командира Лейб-гвардии Конного полка. Первый бой полк принял у местечка Краупишкен в Восточной Пруссии во время русского наступления в августе 1914 года.

За этот бой Скоропадский награжден Георгием. Тогда же отличился его подчиненный барон Петр Врангель, командир эскадрона конной гвардии, также получивший Георгиевский крест.

В будущем Врангель - генерал-лейтенант, "черный барон", командующий Кавказской армией, бравшей Царицын в 1919 году и главнокомандующий Русской армией (1920 г.), правитель "Острова Крым", если воспользоваться термином-заглавием одноименного романа Василия Аксенова.

Видимо, ротмистру Врангелю не представлялось в августе 14-го в Восточной Пруссии, что ему придется воевать на Северном Кавказе, в Поволжье, Таврии и Крыму. И не только воевать, но и проводить в жизнь проекты реформ Петра Столыпина на одном отдельно взятом полуострове.

На недолгое время

Будущий соперник "начальника" Польского государства полковник Юзеф Довбор-Мусницкий в первые дни войны командовал 14-м Сибирским стрелковым полком. За успешное участие Лодзинской операции в августе 1914 г. награжден Георгиевским оружием и крестом 4-го класса. В 1918 году будучи генералом и командующим 1-м Польским корпусом легионеров выступил в Западной Белоруссии против Советской власти в 1918 году.

После того, как войска Красной армии с боями вынудили его отступить, возглавил вооруженные силы независимой Польши. В политической борьбе проиграл бывшему социалисту Юзефу Пилсудскому, который в годы первой мировой войны командовал 1-й бригадой Польских легионов в составе австро-венгерской армии.

Строителем государства довелось стать на недолгое время генералу Петру Краснову. Как и гетманская Украинская держава, Всевеликое Войско Донское просуществовало несколько месяцев. Краснов, избранный войсковым атаманом, стал главой государства. В этом качестве ему пришлось и вести дипломатические сношения с внешним миром, и восстанавливать систему образования на Дону, и создавать новую армию. А до этого была богатая и экзотическая военная биография и солидный стаж в литературе.

На войну полковник Петр Краснов выступил командиром 10-го Донского казачьего конного генерала Луковкина полка. За бои в Восточной Пруссии награжден Георгиевским оружием и в ноябре 1914-го произведен в генерал-майоры. До недавнего времени был известен главным образом как участник Корниловского мятежа летом 1917 года, когда генерал Лавр Корнилов собирался ликвидировать Временное правительство.

В межвоенные годы Краснов, находясь в эмиграции, занимался главным образом литературным творчеством. Ему принадлежат, в числе прочего, весьма красочные описания боев Первой мировой войны. Отчаянная, но гибельная для наступавших атака венгерских кавалеристов на позиции спешенных казаков в романе "От двуглавого орла до красного знамени" показана с кинематографической наглядностью.

В годы Второй мировой Краснов сотрудничал с нацистами. В 1947 году он был казнен в Москве. В войне на западе активно участвовали будущие белые вожди востока России (и не только России).

Мечты об империи

Сотник 1-Нерченского казачьего полка (Забайкальского казачьего войска) Григорий Семенов попал на фронт осенью 14-го. В ноябре в лихой атаке на прусских улан отбил у них знамя полка, за что и получил Георгия. После Февральской революции отправился на родину в Забайкалье комиссаром Временного правительства.

Григорий Семенов получил генеральское звание во время Гражданской войны. Генералы царского времени относились к "новым" коллегам, мягко говоря, иронически. Долго и упорно воевал с красными в Забайкалье и на Дальнем Востоке. В Забайкалье и Даурии Семенов был военным диктатором, там он создал недолго просуществовавшую независимую Монголо-Бурятскую республику. (Он владел монгольским, бурятским и китайским языками).

Адмирал Колчак последним своим указом назначил Григория Семенова Верховным правителем Сибири. Во время Гражданской войны и после нее Семенов сотрудничал с японцами. Арестован в Маньчжурии советскими войсками в 1945 году и в следующем году казнен.

Сподвижником Семенова в годы Гражданской войны был потомок крестоносцев родом из австрийского Граца барон Роман Унгерн фон Штермберг, один из самых колоритных персонажей русской истории первых двух десятилетий XX века. С юности он увлекся Востоком. До войны путешествовал по Монголии, где тогда же служил Семенов. В начале мировой войны был призван из запаса и попал на фронт в звании казачьего сотника.

В августе воевал в Восточной Пруссии. В сентябрьских боях, когда немцы разгромили русские войска, был ранен. Но избежал плена. Получил Орден святого Георгия. Как и кубанский казак Андрей Шкуро и выходец из Белоруссии Станислав Булак-Булахович участвовал в разведывательно-диверсионных рейдах по тылам противника. После революции, вернувшись на Восток, стал фактически диктатором Монголии.

Склонялся к буддизму. Мечтал о воссоздании империи Чингисхана. Воевал с красными и с китайцами. Жизнь, военная карьера, политическая деятельность и мистические искания барона Унгерна закончились в августе 1921 года, когда его связанного бросили в юрте монголы. По приговору революционного трибунала расстрелян в столице Сибири городе Новониколаевске.

http://www.firstwar.info/articles/index.shtml?2
"Я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу Родине своей, которую ставлю выше всего."
***
«Конечно, меня убьют, но если бы этого не случилось, – только бы нам не расставаться".
Александр Васильевич Колчак

"...Если Новая Россия забудет Вас - России, наверное, не будет."

Правила проекта "Белая гвардия"