Автор Тема: Высшее временное церковное управление Белой Армии  (Прочитано 10624 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн elektronik

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ***
  • Дата регистрации: РТУ 2009
  • Сообщений: 2742
  • Спасибо: 228
ВЫСШЕЕ ВРЕМЕННОЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИБИРИ.

(ВВЦУ Сибири), было сформировано на сибир. Соборном Церковном совещании 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. Открытие первого в истории РПЦ провинциального Соборного совещания состоялось в томском кафедральном Троицком соборе, работа проходила в Покровском домовом храме (в актовом зале) нового Томского жен. епархиального уч-ща. На совещании присутствовали 39 делегатов, представлявших епархии Сибири, Урала и Поволжья, территории к-рых находились под властью правительства адмирала А. В. Колчака, провозглашенного Верховным Правителем России. Из архиереев в совещании участвовали: митр. Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий), избранный почетным председателем совещания; архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский),
Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), Иркутский и Верхоленский Иоанн (Смирнов), Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов), епископы Томский и Алтайский Анатолий (Каменский),
 Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский),
 Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский),
 Енисейский и Красноярский Назарий (Андреев),
Чебоксарский вик. Казанской и Свияжской епархии Борис (Шипулин),
 Берёзовский вик. и управляющий Тобольской и Сибирской епархией Иринарх (Синеоков-Андреевский), викарии Томской и Алтайской епархии Бийский Иннокентий (Соколов) и Барнаульский Гавриил (Воеводин).

 Среди делегатов совещания были представители духовенства и мирян, участники Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., в частности прот. Иаков Галахов,
 главноуправляющий правительства адмирала Колчака по делам вероисповеданий, проф. П. А. Прокошев, а также бывш. ректор Томского ун-та, министр народного просвещения Сибирского временного правительства В. В. Сапожников.

Ввиду невозможности связаться с Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном делегатами совещания было принято решение об образовании ВВЦУ Сибири, полномочия к-рого признавались до восстановления прерванной гражданской войной связи с патриархом. В управление вошли архиеп. Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора Прокошев и Л. И. Писарев, главой управления был избран архиеп. Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский).

В соответствии с постановлением правительства адмирала Колчака от 28 марта 1919 г. ВВЦУ Сибири было признано временным высшим представительным органом правосл. Церкви. Сношения управления с органами правительственной власти совершались при посредстве Главного управления по делам вероисповеданий. В случае необходимости представитель высшей церковной власти имел право непосредственно обращаться к Верховному Правителю. По настоянию адмирала Колчака местонахождение ВВЦУ Сибири было определено в Омске. 29 янв. 1919 г. глава ВВЦУ Сибири архиеп. Сильвестр принял присягу от Верховного Правителя и министров его правительства.

Адмирал Колчак, разделявший идею устройства в России гос-ва на теократических началах, рассчитывал, что правосл. Церковь, соединенная с авторитарной системой власти, близкой настроениям рус. крестьянства, поможет ему стабилизировать и контролировать политическую ситуацию в Сибири. Он полагал, что идея защиты Православия и исконных духовных национально-патриотических традиций может привлечь на его сторону не только крестьянство, но и всю нацию. На территориях, контролируемых адмиралом Колчаком, Церкви были возвращены земли и собственность, в школах было восстановлено преподавание Закона Божия, возобновлена учебная деятельность в 5 духовных семинариях и в 5 духовных уч-щах Сибири.

В февр. 1919 г. ВВЦУ Сибири принимало участие в разработке условий конкурса по созданию нового Всероссийского гимна, к-рый «должен быть составлен с оттенком религиозности», и в рассмотрении проектов орденов-крестов «Освобождение Сибири» и «Освобождение России» 4 степеней.

С 1 марта 1919 г. в Омске издавался ж. ВВЦУ Сибири «Сибирский благовестник». В мае-июне 1919 г. под началом ВВЦУ Сибири в Томске, Красноярске и Иркутске прошли епархиальные съезды и было основано Томское епархиальное благовестничество, призванное защитить Сибирь от «разрушительного влияния атеистической идеологии, провозглашенной исходным пунктом в коммунистическом учении Маркса».

В апр. 1919 г. в Омске состоялся организованный ВВЦУ Сибири Собор правосл. духовенства Сибири, предавший анафеме руководителей большевистской партии и установивший молитвенное поминовение адмирала Колчака на великом входе, великой и сугубой ектениях и в многолетии как Верховного Правителя России. В благословение адмиралу от Собора была передана икона Христа Спасителя. Собор также направил духовенству Сибири обращение с призывом участвовать в движении за освобождение России от большевистского ига. В обращении, в частности, утверждалось, что священство имеет нравственное право на борьбу с большевизмом и никто не должен рассматривать эту борьбу как неподобающую Церкви, как вмешательство Церкви в политические и общественные дела гос-ва.

В Сибирской Белой Армии в 1919 г. находилось свыше 2 тыс. подчиненных ВВЦУ Сибири священнослужителей. В окт. того же года главный священник армии и флота правительства адмирала Колчака прот. А. Касаткин подал Верховному Правителю доклад о необходимости возглавления военного духовенства епископом. В ответ на этот доклад на должность Главы военного духовенства Сибирской Белой Армии и Флота был назначен Чебоксарский еп. Борис (Шипулин).

С июля 1919 г. по указанию адмирала Колчака ВВЦУ Сибири участвовало в организации в различных городах Сибири проповеднических отрядов для всех фронтов Белого движения в России по образцу Первого проповеднического отряда, созданного в янв. 1919 г. для Сибирского фронта. В числе омских сотрудников ВВЦУ Сибири в 1918-1919 гг. были еп. Нестор (Анисимов) и рус. религ. философ кн. Е. Н. Трубецкой, опубликовавший для воинов Сибирской Белой Армии и Флота очерк «Великая революция и кризис патриотизма» (Омск, 1919), к-рый вместе с др. духовно-нравственными и патриотическими изданиями распространяли проповедники.

В 1919 г. ВВЦУ Сибири участвовало в организации сибир. военных дружин Св. Креста, возглавляемых ген. кн. В. В. Голицыным. Эти отряды были сформированы по предложению проф. философии Пермского ун-та Д. В. Болдырева, эвакуированного в Томск. В 1917 г. он вместе с Н. О. Лосским и А. В. Карташёвым участвовал в создании петроградского Софии Святой братства для объединения культурных сил нации вокруг правосл. Церкви. Его же трудами в Омске в 1919 г. было организовано братство св. Ермогена, митр. Московского, при братстве действовал штаб боевых дружин, состоявший из представителей различных вероисповеданий, объединенных идеей освобождения России. В 1918-1919 гг. в Сибири под рук. ВВЦУ Сибири было сформировано братство св. Александра Невского. В атеистической лит-ре сложилось искаженное представление о т. н. полках Иисуса и Богородицы, организация к-рых приписывалась ВВЦУ Сибири, и в частности Уфимскому еп. Андрею. Церковная печать этого периода содержит сведения лишь о проповеднических отрядах, руководимых главой ВВЦУ Сибири Омским и Павлодарским архиеп. Сильвестром, но не приводит фактов участия священнослужителей в боевых действиях. Миф о боевых частях монахов и священников был создан уже после окончания гражданской войны.

В 1918-1919 гг. ВВЦУ Сибири совместно с правительством провело в Сибири обновление органов местной власти на основе церковного прихода, руководимого советом из духовенства и мирян во главе с избранным председателем.

В мае 1919 г. по примеру сибир. ВВЦУ в Ставрополе на Юго-Восточном Русском Церковном Соборе было сформировано Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России.

В кон. 1919 г., со вступлением в Омск частей Красной Армии, ВВЦУ переместилось в Иркутск и действовало здесь до 20 янв. 1920 г. После разгрома войск Колчака нек-рым членам ВВЦУ Сибири удалось эмигрировать в Шанхай и Харбин (впосл. они вошли в Русскую Православную Церковь за рубежом). Архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) были арестованы в февр. 1920 г. в Новониколаевске (ныне Новосибирск) «за соучастие в преступлениях белогвардейцев» и приговорены к расстрелу. 26 февр. архиеп. Сильвестр был убит, а архиеп. Вениамин и еп. Андрей выступили с заявлением о лояльности к советской власти. Еп. Андрей был освобожден из-под стражи и направлен в Уфу, архиеп. Вениамин вернулся в Симбирск. К этому времени была восстановлена связь сибир. епархий с Патриархом свт. Тихоном, что по Уставу ВВЦУ Сибири означало прекращение его деятельности.


ВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ЮГО-ВОСТОКЕ РОССИИ.
(ВВЦУ ЮВР), было сформировано на Юго-Восточном Русском Церковном Соборе, состоявшемся 19-24 мая 1919 г. в Ставрополе, иерархами, управлявшими епархиями Юга России, территории к-рых были отрезаны от высшего руководства Церкви фронтами гражданской войны, «для разрешения всех вопросов... превышающих компетенцию духовной епархиальной и высшей военно-гражданской власти».
Инициатором и организатором создания ВВЦУ ЮВР стал протопр. Добровольческой Армии Георгий Шавельский.

 По его просьбе 2 марта 1919 г. ген. А. И. Деникин обратился с письмом к архиеп. Донскому и Новочеркасскому Митрофану (Симашкевичу) с предложением созвать совещание епископов и членов советов тех епархий, к-рые находились на территории, контролируемой Добровольческой Армией, Кубанским войском и Всевеликим войском Донским. Приглашение принять участие в подготовке Собора было направлено и митр. Херсонскому и Одесскому Платону (Рождественскому). В процессе консультаций протопр. Г. Шавельского с Деникиным и архиеп. Митрофаном было определено созвать 20 марта 1919 г. в Новочеркасске совещание по подготовке Собора. Однако оно состоялось лишь 26/27 апр. в Екатеринодаре (ныне Краснодар), где находились эвакуировавшиеся митр. Платон, архиепископы Таврический и Симферопольский Димитрий, Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский)
, еп. Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур).

В совещании участвовали митр. Платон, архиепископы Димитрий и Агапит, еп. Кубанский, вик. Ставропольской епархии Иоанн (Левицкий), протопр. Г. Шавельский, проф. СПбДА прот. А. П. Рождественский, миссионер прот. Н. Розанов, священники Г. П. Ломако (председатель Кубанского епархиального совета), В. П. Свенцицкий (проповедник армии и флота), Вардья, кн. Е. Н. Трубецкой, гр. В. В. Мусин-Пушкин, гр. Д. Ф. Гейден, тайный советник В. М. Скворцов (секретарь совещания), А. И. Ивановский, полковник А. В. Бориславский, поручик М. Ю. Родионов. Было признано необходимым созвать Южно-Русский Поместный Церковный Собор с целью учреждения «органа высшего церковного управления на территории действующей Добровольческой Армии». Совещание наметило примерный состав предполагаемого Собора и Предсоборной комиссии, члены особой делегации испросили благословение архиеп. Кавказского и Ставропольского Агафодора (Преображенского) на проведение Собора.

Предсоборная комиссия под председательством протопр. Г. Шавельского, состоявшая из прот. А. Рождественского, священников В. Свенцицкого и Г. Ломако, кн. Г. Н. Трубецкого, гр. Мусина-Пушкина, Н. Н. Львова, генерал-майора Д. Ф. Лёвшина, генерал-лейтенанта Г. М. Ванновского, И. Н. Терещенко (члена Кубанского епархиального совета), работала с 3 по 17 мая и провела 6 заседаний. Были разработаны проекты положений о Соборе, о Высшем церковном управлении и др., проекты обращений к Деникину и А. В. Колчаку, к вост. Патриархам, к чадам правосл. Церкви, к казачьим войскам (Донскому, Кубанскому, Терскому), к красноармейцам, к христианам всего мира. Собор наметили провести в Ставрополе с 19 по 23 мая, пригласив на него всех епископов и членов Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., находившихся в тот момент на Юге России, на территории, контролировавшейся Всевеликим войском Донским и Добровольческой Армией, а также представителей местных епархиальных управлений. Особое епископское совещание наделялось правом в течение суток опротестовать любое соборное постановление. В состав епископского совещания (Синода ВВЦУ ЮВР) впосл. вошли архиепископы Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе) и Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский), епископы Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов), Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Сухумский Сергий (Петров), Приазовский и Таганрогский вик. Екатеринославской епархии Арсений (Смоленец), Кубанский вик. Ставропольской епархии Иоанн (Левицкий), Аксайский вик. Донской и Новочеркасской епархии Ермоген (Максимов), Александровский вик. Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский).

Юго-восточный русский церковный Собор открылся 19 мая 1919 г. торжественным богослужением в архиерейской Андреевской крестовой ц., а завершил работу 24 мая. В нем участвовали 56 делегатов с правом решающего голоса. Почетным председателем был избран архиеп. Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский), председателем президиума Собора - архиеп. Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), товарищами председателя - архиеп. Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), протопр. Г. Шавельский и кн. Г. Трубецкой. В состав Собора вошли 11 архиереев (митр. Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископы Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский), Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский), епископы Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов), Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Кубанский вик. Ставропольской епархии Иоанн (Левицкий), Приазовский и Таганрогский вик. Екатеринославской епархии Арсений (Смоленец), Аксайский вик. Донской и Новочеркасской епархии Ермоген (Максимов), Александровский вик. Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский)), протопр. Г. Шавельский, 11 протоиереев, 10 священников, 1 монах, 2 мирянина. По предложению руководителя редакционной комиссии П. В. Верховского Собор усвоил себе наименование «Юго-восточный русский церковный собор» вместо определенного Предсоборной комиссией «Южно-Русский Поместный Церковный Собор». В заседаниях первого дня принял участие ген. Деникин, а также генералы и офицеры его штаба.

В ходе работы Собора был рассмотрен и утвержден проект «Положения о ВВЦУ ЮВР», принято решение о преобразовании бывш. Приазовского вик-ства Екатеринославской епархии в Ростовскую и Таганрогскую епархию, Кубанского вик-ства Ставропольской епархии и Сухумского вик-ства Черноморской епархии в самостоятельные епархии, ввиду того что соответствующие викарии давно управляли своими вик-ствами самостоятельно при участии епархиальных советов. Обсуждались также вопросы о приходах (способы оживления и организации церковноприходской жизни), о духовных учебных заведениях, о церковной дисциплине и др. (в частности, предсоборная комиссия предлагала к рассмотрению вопросы об отношении большевиков к Церкви, о положении священников-беженцев и привлечении их к пастырским трудам и др.).

Собор наделил ВВЦУ ЮВР всей полнотой церковной власти (кроме награждения архиереев) впредь до восстановления связи с Патриархом свт. Тихоном, когда ВВЦУ ЮВР должно было немедленно сложить свои полномочия и самораспуститься. Власть ВВЦУ ЮВР распространялась «на все области России по мере освобождения их Вооруженными Силами Юга России». Председатель имел право опротестовать любое решение ВВЦУ ЮВР, если считал его не отвечающим благу Церкви. В таком случае дело должно было быть отложено до рассмотрения его Патриархом или Поместным Собором. Собор указал, что «местопребывание ВВЦУ ЮВР определяется самим ВВЦУ ЮВР по согласованию с Главнокомандующим».

Председателем ВВЦУ ЮВР был избран архиеп. Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), архиеп. Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе) стал товарищем председателя, членами - еп. Ростовский и Таганрогский Арсений (Смоленец), прот. А. Рождественский, протопр. Г. Шавельский, проф. Верховской, гр. Мусин-Пушкин. Утверждая состав ВВЦУ ЮВР из 3 архиереев и 4 представителей от духовенства и мирян (по 2 чел.), Собор ориентировался на Высшее Временное Церковное Управление Сибири, об организации к-рого члены Собора знали из газетных публикаций. Кроме того, были избраны кандидатами: епископы Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов), Александровский вик. Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский), протоиереи В. Лаванов и Г. Ломако, проф. Н. М. Абрамов и гр. П. Н. Апраксин.

Офиц. открытие ВВЦУ ЮВР состоялось 5 июня 1919 г. в войсковом соборе Екатеринодара после торжественного богослужения. Первыми распоряжениями новоучрежденного органа стали акты об открытии и о начале деятельности ВВЦУ ЮВР и об установлении молитвенного поминовения адмирала Александра Колчака на великом входе, на великой и сугубой ектениях и в многолетии (30 мая 1919 Деникин признал адмирала Колчака Верховным Правителем России).

С течением времени состав ВВЦУ ЮВР изменялся. В кон. августа из галицийского плена вернулся митр. Киевский Антоний (Храповицкий), его избрали почетным председателем ВВЦУ. По мере необходимости члены Управления собирались на сессии, длившиеся от 2 до 5 дней, всего состоялось 25 сессий. Первые заседания проходили в Екатеринодаре (5 июня - 6 июля 1919), затем в Новочеркасске (18-20 июля и 23-24 авг.), в Таганроге (7-10 авг.). В кон. декабря (по нек-рым данным, в янв. 1920) Управление переместилось в Новороссийск, а оттуда в Севастополь. Однако в своих епархиях остались председатель управления архиеп. Митрофан (Симашкевич), еп. Арсений (Смоленец). Эвакуировавшийся в Крым прот. А. Рождественский из-за болезни участия в работе ВВЦУ ЮВР не принимал. Митр. Антоний и прот. Г. Ломако уехали на Афон.

В нач. апреля 1920 г. главнокомандующий Русской армией ген. П. Н. Врангель предложил архиеп. Таврическому и Симферопольскому Димитрию (Абашидзе) ввиду отъезда неск. членов ВВЦУ ЮВР «озаботиться в ближайшие дни изысканием способов устройства высшей церковной власти». 6 апр. состоялось совещание в составе архиеп. Димитрия, протопр. Г. Шавельского и бывш. Таврического губернатора, члена Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. гр. Апраксина, к-рые решили пригласить в ВВЦУ ЮВР бывш. духовника царской семьи архиеп. Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова), еп. Севастопольского, вик. Таврической и Симферопольской епархии Вениамина (Федченкова),
прот. С. Н. Булгакова
 и А. А. Салова. Т. о., в Крыму ВВЦУ ЮВР существовало в следующем составе: архиеп. Таврический Димитрий (председатель), архиеп. Полтавский Феофан (Быстров), протопр. Г. Шавельский, прот. С. Булгаков, Салов. После ухода Шавельского должность управляющего военным и морским духовенством (с титулом «епископ армии и флота») принял 31 марта 1920 г. еп. Севастопольский Вениамин (Федченков). Решением ВВЦУ ЮВР еп. Вениамину поручалось также представительство Церкви в правительстве ген. Врангеля. Помощником епископа был назначен прот. Г. Спасский. Митр. Антоний (Храповицкий) по приезде в Крым в кон. сентября стал председателем ВВЦУ ЮВР.

ВВЦУ ЮВР имело печатный орган - ж. «Церковные ведомости», издававшийся П. В. Верховским. С 1 сент. по 15 дек. 1919 г. было выпущено 8 номеров в Таганроге, с 1 окт. 1920 г. издание возобновили в Севастополе, но вышел только 1 номер, содержавший офиц. информацию.

Деятельность ВВЦУ ЮВР материально обеспечивалась за счет отчислений от епархиальных свечных заводов, а также частично за счет светских властей.

Постановления, принятые ВВЦУ ЮВР, касались богослужений, проповедей, учебно-воспитательного процесса в духовных учебных заведениях, приходской жизни, борьбы с большевиками (напр., проводились беседы о сущности социализма, члены Управления участвовали в составлении листовок и пропагандистских брошюр, обращались к иностранным державам с просьбой о помощи Белому движению).

Для текущей работы было организовано 4 отдела; отдел по устройству прихода возглавил еп. Арсений (Смоленец), отдел учебных заведений - еп. Ермоген (Максимов). Особое значение ВВЦУ ЮВР уделяло проблеме переустройства прихода в соответствии с уставом, утвержденным Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 22 июня 1919 г. по этому вопросу было принято постановление, в к-ром еп. Арсению поручалось «предпринять издание популярных брошюр о приходе с извлечением из приходского устава, с практическими указаниями приходской работы, имея в виду разнообразие жизненных условий в различных городах и сельских местностях». Архиереям предписывалось выделить в епархиальных советах дела о приходе в особую часть, в короткий срок создать приходские советы с объединением их в союзы; благочиннические и епархиальные собрания также должны были уделять повышенное внимание приходскому делу. Весной и летом 1920 г. ВВЦУ ЮВР рассмотрело предложения инженера П. М. Виридарского, ген. Заустинского и В. Петрова о создании на базе приходов кооперативов, а в кон. августа был выработан Устав церковноприходских кооперативов с добавлением проекта Устава Всероссийского братства св. Креста Господня. Братство было призвано «содействовать укреплению православной веры в русском народе», «всячески способствовать восстановлению в прежнем благолепии православных святынь», «распространять просвещение в духе христианской веры и исконных русских начал». Братство было решено организовать в пределах Таврической епархии, его отд-ния составляли прихожане одного прихода, войсковой части или учреждения, имевшего свой храм. Создание церковноприходских кооперативов поручили ген. Заустинскому.

ВВЦУ ЮВР уделяло внимание восстановлению преподавания Закона Божия. В сент. 1920 г. оно обратилось к главе правительства Юга России А. В. Кривошеину с просьбой открыть церковноприходские школы. Были утверждены штаты епархиальной жен. гимназии, ДС и ДУ, планировалось организовать бесплатные богословские курсы для всех желающих.

При ВВЦУ ЮВР был создан Церковно-общественный комитет, к-рый в сент. 1919 г. возглавил Волынский и Житомирский архиеп. Евлогий (Георгиевский). Комитет занимался проблемами церковно-общественной жизни, в частности большое внимание уделял борьбе с большевизмом, особенно с его разлагающим влиянием на армию, успокоению кубанского казачества. ВВЦУ ЮВР тесно сотрудничало с отделом пропаганды армии ген. Деникина Освагом (Осведомительно-агитационный отдел - информационное подразделение антибольшевистского движения на Юге России), к-рый распространял воззвания к войскам и населению, а члены ВВЦУ ЮВР объезжали войска и станицы, проповедуя идеи укрепления нравственности и борьбы с наступающими большевиками.

В нач. декабря 1919 г. при ВВЦУ ЮВР был создан Комитет помощи беженцам духовного звания, к-рый до отъезда в янв. из Екатеринодара возглавлял еп. Сумской, вик. Харьковской епархии Митрофан (Абрамов), затем дела принял протопр. Г. Шавельский.

ВВЦУ ЮВР в качестве следственной инстанции рассмотрело 4 дела по церковно-правовым нарушениям, допущенным архиереями. На место архиеп. Агапита (Вишневского), запрещенного за учиненный им на Украине раскол, был назначен еп. Аксайский, вик. Донской и Новочеркасской епархии Ермоген. Еп. Кубанского Иоанна (Левицкого) уволили на покой.

ВВЦУ ЮВР объявило 25-27 сент. 1920 г. «днями траура и молитвенной памяти убитых и в смуте погибших», приурочив их к Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня. В Севастополь была привезена находившаяся в Сербии чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение».

15 окт. 1920 г. на проходившем в Севастополе заседании ВВЦУ ЮВР архиеп. Евлогий (Георгиевский) был назначен управляющим рус. приходами в Зап. Европе с правами епархиального архиерея.

В нояб. 1920 г. Крым был занят Красной Армией. Часть членов ВВЦУ ЮВР эмигрировали с войсками ген. Врангеля, архиеп. Димитрий остался в России. 19 нояб. в Стамбуле иерархи - члены ВВЦУ ЮВР провели под председательством митр. Антония (Храповицкого) заседание, на к-ром постановили продлить за границей полномочия членов ВВЦУ ЮВР для организации духовной жизни рус. эмиграции (см. ст. Высшее церковное управление за границей)

ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ.
(ВЦУЗ), высший орган исполнительной и судебной власти Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), действовавший с кон. 1920 по 2 сент. 1922 г. В нояб. 1920 г., после наступления Красной Армии, из Крыма в К-поль эмигрировала часть правосл. духовенства, в т. ч. неск. иерархов, входивших в состав Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). Вначале председатель ВВЦУ ЮВР Киевский митр. Антоний (Храповицкий) полагал, что за границей деятельность высшей рус. церковной власти следует прекратить, а попечение о духовных нуждах эмиграции должны взять на себя Поместные Православные Церкви, но, получив сведения о намерении ген. П. Н. Врангеля сохранить военную организацию для борьбы с большевиками и следуя совету Севастопольского еп. Вениамина (Федченкова), он пришел к иному решению. 19 нояб. 1920 г. в к-польском порту на борту парохода «Великий кн. Александр Михайлович» состоялось 1-е заграничное заседание ВВЦУ ЮВР с участием митр. Антония, Херсонского и Одесского митр. Платона (Рождественского), Полтавского и Переяславского архиеп. Феофана (Быстрова) и еп. Вениамина (Федченкова), к-рое приняло постановление о продлении полномочий ВВЦУ ЮВР «с обслуживанием всех сторон церковной жизни беженцев и армии во всех государствах». 22 нояб. в число членов ВВЦУ ЮВР в эмиграции был включен проживавший в К-поле Кишинёвский и Хотинский архиеп. Анастасий (Грибановский).

 29 нояб. ВВЦУ ЮВР в эмиграции поручило митр. Антонию и еп. Вениамину провести переговоры с Местоблюстителем К-польского Патриаршего престола митр. Прусийским Дорофеем о церковно-правовом статусе рус. архиереев и беженцев на канонической территории К-польского Патриархата.

Митр. Антоний (Храповицкий). Фотография. 20-е гг. ХХ в.

2 дек. Синод К-польского Патриархата направил митр. Антонию грамоту, разрешавшую образовать из иерархов-членов ВВЦУ ЮВР временную комиссию (эпитропию) под высшим упр. К-польской Патриархии «для надзора и руководства общецерковной жизнью русских колоний в пределах православных стран, равно как русских солдат и беженцев, помещающихся несмешанными с прочими православными по городам и деревням в лагерях и особых помещениях» (К делу о Всезаграничном высшем русском церковном управлении. К-поль, 1924. С. 6-7). Комиссия получила название Временного высшего церковного управления за границей (ВВЦУЗ), в его ведение передавались следующие функции: освящение антиминсов, рукоположение и назначение клириков для храмов и общин в рус. колониях и общее пастырское окормление рус. беженцев; бракоразводные дела поручалось направлять в церковный суд К-польского Патриархата и в церковные суды тех правосл. стран, в к-рых пребывали беженцы. ВВЦУЗ объявлялось учреждением, подведомственным К-польскому Патриархату, хотя его члены считали свою орг-цию преемницей ВВЦУ ЮВР, подчиняющейся Патриарху Московскому, и сохранили рассмотрение бракоразводных дел рус. эмигрантов за собой, что вскоре стало одной из причин осложнения во взаимоотношениях между рус. архиереями в эмиграции и К-польской Патриархией. Несмотря на установленное грамотой наименование комиссии - ВВЦУЗ, с кон. янв. 1921 г. в офиц. документах она приняла самоназвание Высшего русского церковного управления за границей или ВЦУЗ.

24 янв. 1921 г. митр. Антоний направил настоятелям рус. церквей в Зап. Европе указ об учреждении под покровительством К-польского Патриарха ВЦУЗ как высшей церковной власти «для русских зарубежных приходов, причтов и мирян, впредь до установления правильных и свободных почтовых сношений со Святейшим Патриархом Всероссийским» (Следственное дело. С. 674-675). Указом подтверждалось принятое в Севастополе 15 окт. 1920 г. ВВЦУ ЮВР решение о назначении управляющим рус. приходами в Зап. Европе на правах епархиального архиерея архиеп. Евлогия (Георгиевского). 24 февр. настоятель посольской церкви в Париже прот. Иаков Смирнов подал митр. Петроградскому сщмч. Вениамину (Казанскому),
в ведении к-рого находились западноевроп. приходы, рапорт с просьбой подтвердить совершенное ВЦУЗ назначение архиеп. Евлогия. 5 марта Финляндский архиеп. Серафим (Лукьянов) представил соответствующий рапорт на рассмотрение Патриарху свт. Тихону. 8 апр. Патриарх Тихон и Свящ. Синод подтвердили указ ВЦУЗ от 24 янв., что впосл. зарубежными архиереями стало рассматриваться как признание ВЦУЗ Его Святейшеством. В мае 1921 г. митр. Антоний направил Патриарху Тихону письмо об учреждении ВЦУЗ по благословению К-польского Патриархата, в к-ром отметил: члены ВЦУЗ «мыслили и мыслят себя в подчинении Вашему Святейшеству и считают за Вами полное право отменять или утверждать его решения» (Там же. С. 681). Согласно протоколу допроса Патриарха свт. Тихона, он получил письмо в нач. июня 1921 г. и дал благословение на деятельность ВЦУЗ (Там же. С. 200).

В кон. 1920 г. из К-поля в Сербию был направлен секретарь ВЦУЗ Е. И. Махароблидзе для переговоров о переезде рус. иерархов и перенесении ВЦУЗ в Сербию, где формировался основной центр рус. эмиграции. Он встретился с проживавшим в г. Бела-Црква архиеп. Евлогием (Георгиевским), в янв. 1921 г. они были приняты Сербским Патриархом Димитрием (Павловичем) и доложили ему об учреждении и о составе ВЦУЗ. Патриарх Димитрий предоставил возможность митр. Антонию жить в патриаршем дворце в г. Сремски-Карловци, а др. рус. архиереям - в серб. мон-рях. 16 февр. 1921 г. ВЦУЗ постановило командировать митр. Антония в Сербию; временным председателем ВЦУЗ был назначен архиеп. Анастасий. На заседании 19-21 апр. 1921 г. ВЦУЗ приняло окончательное решение о переезде в Сербию. По прошению митр. Антония Синод Сербской Церкви согласился на перевод ВЦУЗ в г. Сремски-Карловци. 15 мая 1921 г. на последнем заседании в К-поле ВЦУЗ поручило архиеп. Феофану подготовить переезд канцелярии, а еп. Вениамину - оставаться в К-поле для подготовки и проведения рус. церковного собрания. 1-е заседание ВЦУЗ в г. Сремски-Карловци в составе митр. Антония, архиеп. Феофана и еп. Вениамина состоялось 23 июля 1921 г. В отличие от К-польского Патриархата, считавшего ВЦУЗ подведомственным ему учреждением, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 31 авг. постановил принять ВЦУЗ под свое покровительство с предоставлением ему на своей канонической территории права особой юрисдикции над рус. духовенством и беженцами. В состав ВЦУЗ были включены архиеп. Евлогий и проживавшие в Сербии рус. епископы Гавриил (Чепур) и Михаил (Космодемянский).

Деятельность ВЦУЗ заключалась в организации церковной жизни рус. эмиграции и управлении зарубежными рус. духовными миссиями и приходами. Уже 29 нояб. 1920 г. на заседании ВВЦУ ЮВР в эмиграции рассматривался вопрос об упорядочении пришедших в упадок дел Русской духовной миссии в Иерусалиме, временным начальником к-рой был назначен иером. Мелетий. 13 апр. 1921 г. для управления делами миссии ВЦУЗ направило в Иерусалим архиеп. Анастасия (Грибановского). После переезда в февр. 1921 г. в Сербию митр. Антония ВЦУЗ передало ему управление рус. церквами в Сербии. В нач. апр. 1921 г. оно поручило митр. Платону (Рождественскому) упорядочить церковную жизнь в США и принять Североамериканскую епархию от архиеп. Александра (Немоловского), 15 апр. 1921 г. направило архиеп. Евлогию указ, подтверждавший его статус управляющего рус. церквами в Зап. Европе, включая Болгарию и Румынию. В том же месяце по согласованию с архиеп. Евлогием ВЦУЗ назначило Лубенского еп. Серафима (Соболева) настоятелем рус. храма в Софии с последующим поручением ему управления рус. приходами в Болгарии. Окормление рус. приходов в Греции и на Кипре по решению ВЦУЗ передавалось еп. Ермогену (Максимову).

23 июля 1921 г. митр. Антоний, архиеп. Феофан (Быстров) и еп. Вениамин (Федченков) составили прошение Патриарху свт. Тихону о предоставлении ВЦУЗ полномочий высшего органа церковного управления над всеми рус. церквами за границей, в т. ч. в Сев. Америке, Японии, Китае, Финляндии, Прибалтике и Польше, и о назначении председателя ВЦУЗ Наместником Всероссийского Патриарха за границей. 13 окт. Синод РПЦ под председательством Патриарха свт. Тихона рассмотрел полученное 25 сент. прошение членов ВЦУЗ и постановил: «Ввиду нецелесообразности подчинения существующему за границей Высшему Церковному Управлению Русской Церкви всех православных церквей и общин Московского Патриархата за пределами Сов. России, оставить это Управление с прежними его полномочиями, без распространения сферы его действий на православные церкви в Польше, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литве, каковые сохраняют существующий у них ныне образ церковного управления» (Там же. С. 695). Патриарх и Синод отклонили также ходатайство об учреждении должности Наместника Всероссийского Патриарха за границей. Следуя постановлению Патриарха, ВЦУЗ не распространяло сферу своего управления на Польшу, Финляндию и Прибалтику, но продолжало управлять епархиями вне Зап. Европы. 29 марта 1922 г. для окормления рус. эмигрантов в Маньчжурии оно учредило епархию с кафедрой в г. Харбине и назначило на нее архиеп. Мефодия (Герасимова). Полномочия ВЦУЗ признавались Патриархом свт. Тихоном, подтвердившим весной 1922 г., что Харбинская и Североамериканская епархии подлежат его юрисдикции.

В числе основных дел ВЦУЗ была подготовка Карловацкого Собора 1921 г. 21 апр. 1921 г. ВЦУЗ одобрило предложение еп. Вениамина (Федченкова) созвать из епископов, клириков и мирян рус. церковные собрания в К-польском, Сербском, Болгарском и Западноевропейском округах РПЦЗ «для объединения, урегулирования и оживления церковной деятельности» и подготовки всезаграничного рус. церковного собрания. 25 июля ВЦУЗ утвердило «Положение о созыве заграничного собрания Российских Церквей» и решения К-польского церковного собрания, выработавшего «Положение об управлении Российской Церковью за границей», «Временное положение об управлении заграничными церковными округами и общинами» и ряд др. документов. 4 окт. 1921 г. Сербским церковным собранием приняты проекты документов по организации ВЦУЗ. 9 нояб. ВЦУЗ утвердило устав («Наказ») проведения рус. заграничного церковного собрания, проходившего 21 нояб.- 3 дек. 1921 г. в г. Сремски-Карловци и переименованного 1 дек. по предложению митр. Антония в «Русский Всезаграничный церковный Собор». 26 нояб. собрание приняло «Положение о ВЦУЗ» и утвердило его структуру: назначаемый Всероссийским Патриархом Наместник, Архиерейский Синод и Церковный Совет. Звание Наместника Собор закрепил за митр. Антонием (решение Патриарха Тихона и Свящ. Синода от 13 окт., отклонявшее предложение ВЦУЗ об учреждении этой должности, еще не было получено). По «Положению» состав Архиерейского Синода утверждал Патриарх, но в его работе могли участвовать все рус. архиереи, «приезжающие в место заседаний Заграничного Русского Синода» (Деяния Всезаграничного Собора. С. 39). Церковный Совет образовывался из председателя-Наместника и 5 членов - 1 иерарха из Синода, 2 клириков и 2 мирян по избранию Всезаграничного Собора (протоиереи В. Востоков, П. Крахмалёв, гр. П. Н. Апраксин, ген. Н. С. Батюшин).

Карловацкий Собор принял обращение «К чадам РПЦ, в рассеянии и изгнании сущим» о необходимости восстановления в России монархии и царствующего Дома Романовых и послание к конференции 28 европ. стран и России в Генуе (10 апр.- 19 мая 1922), призывавшее не признавать правительство большевиков и оказать помощь, в т. ч. вооруженную, рус. эмиграции и Белому движению. Эти документы вызвали крайне негативную реакцию советских властей, усмотревших в них «поддержку контрреволюции» со стороны Русской Церкви и попытку сорвать переговоры Советской России со странами Зап. Европы. 28 марта 1922 г. ГПУ предъявило Патриарху свт. Тихону «ультимативные требования», в т. ч. о публичном определении своего отношения к «контрреволюционному заговору» зарубежных архиереев (Следственное дело. С. 118-119). 5 апр. св. Тихон направил в ГПУ заявление, осуждавшее послание Карловацкого Собора о восстановлении династии Романовых «как акт политического выступления духовенства» (Там же. С. 122). ГПУ настаивало на открытом церковном суде над зарубежными иерархами. На допросах, проходивших в ходе следствия по делу об изъятии церковных ценностей, свт. Тихону неоднократно задавали вопросы о наличии у ВЦУЗ Патриаршего благословения на деятельность, его иерархической подчиненности Московскому Патриарху и др. В утвержденном 17 апр. 1923 г. обвинительном заключении Верховного суда РСФСР Патриарху свт. Тихону вменялась в вину «организационная связь в сношениях с заграничными контрреволюционными группировками, действующими подотчетно Московскому Патриарху», т. о., на него непосредственно возлагалась ответственность за деятельность ВЦУЗ (Там же. С. 290-291).

По причине открытого давления со стороны гос. власти и собственного негативного отношения к политической деятельности членов ВЦУЗ 5 мая 1922 г. Патриарх свт. Тихон, Свящ. Синод и Высший Церковный Совет приняли постановление, признавшее послание Карловацкого Собора к Генуэзской конференции и обращение о восстановлении династии Романовых «актами, не выражающими официального голоса РПЦ и ввиду их чисто политического характера не имеющими церковно-канонического значения». Из-за политических выступлений ВЦУЗ объявлялось упраздненным с сохранением временного управления рус. заграничными приходами за митр. Евлогием (Георгиевским), к-рому поручалось представить «соображения о порядке управления названными церквами» (ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 4. Л. 4).

16 июня митр. Евлогий переправил копию указа митр. Антонию, отметив в сопроводительном письме, что он «несомненно дан под давлением большевиков» (Там же. Л. 2-3). Митр. Антоний решил подчиниться - упразднить ВЦУЗ и удалиться на покой в один из мон-рей на Афоне и 22 июня направил митр. Евлогию телеграмму о необходимости исполнения воли Патриарха. Однако 30 июня на заседании ВЦУЗ было выражено суждение, что указ «носит на себе явные признаки того большевистского насилия, которое только и могло быть причиной его составления» и что ВЦУЗ готово «прекратить свою деятельность и ликвидировать себя» лишь после получения «дополнительных указаний» («о дальнейшем положении заграничных рус. епископов, находящихся, как и сам митр. Евлогий, в подчинении ВЦУЗ» и о необходимости получения разрешения на ликвидацию от К-польского и Сербского Патриархатов, благословивших его учреждение). ВЦУЗ подчеркнуло: оно было организовано на Соборе в Ставрополе (как ВВЦУ ЮВР) и утверждено на Карловацком Соборе, поэтому его ликвидация должна получить соборное одобрение; вменяемые ему в вину послания приняты не им, а Карловацким Собором. В итоговом постановлении ВЦУЗ говорилось: по указу Патриарха Тихона митр. Евлогию поручается представить проект дальнейшего управления заграничными приходами, а этот проект может войти в силу только после его утверждения Патриархом и Синодом РПЦ, поэтому «до того времени ВЦУЗ... не имеет даже права и возможности прекратить свою деятельность и остается в своем прежнем виде» (Там же. Л. 8-10).

1 сент. на расширенном заседании ВЦУЗ, в к-ром приняли участие митрополиты Антоний и Евлогий, архиеп. Феофан (Быстров), епископы Гавриил (Чепур), Михаил (Космодемянский), Вениамин (Федченков), Сергий (Петров), Феофан (Гаврилов), Ермоген (Максимов), Дамиан (Говоров) и Серафим (Соболев), секретарь ВЦУЗ Махароблидзе и член Церковного Совета Батюшин сделали доклады об указе Патриарха, высказав сомнения в его подлинности и приведя доводы против его выполнения. Большинство членов ВЦУЗ проголосовало за выполнение указа лишь после освобождения Патриарха Тихона из-под ареста и получения его разъяснений. Митр. Евлогий выступил за немедленное исполнение указа и организацию временной высшей церковной власти, а еп. Вениамин - за роспуск ВЦУЗ и передачу высшей церковной власти митр. Евлогию.

С прибытием в Сремски-Карловци архиеп. Анастасия (Грибановского) 2 сент. открылся Архиерейский Собор РПЦЗ, к-рый постановил упразднить ВЦУЗ, образовать временный Архиерейский Синод РПЦЗ и передать ему все права и полномочия ВЦУЗ. Для окончательной организации высшей церковной власти РПЦЗ было решено созвать Всезаграничный церковный Собор, подготовка к-рого поручалась временному Синоду. В тот же день членами Синода были выбраны: митр. Антоний (председатель), митр. Евлогий, архиеп. Феофан, епископы Гавриил и Михаил. 5 сент. еп. Вениамин подал рапорт о необходимости передачи председательства в Синоде митр. Евлогию, что следовало, как он считал, из указа Патриарха св. Тихона; его мнение не было учтено. 7 сент. временный Архиерейский Синод РПЦЗ уведомил о роспуске ВЦУЗ все зарубежные рус. ЕУ, миссии и приходы. После безрезультатных попыток организовать новый Всезаграничный Собор и проведения письменного опроса зарубежных архиереев 31 мая 1923 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ принято определение о сохранении временного Архиерейского Синода в качестве постоянного исполнительного органа высшей церковной власти за границей.
 мсточник http://www.pravenc.ru/
Православная энциклопедия.
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.


« Последнее редактирование: 13.07.2012 • 15:08 от elektronik »
Правила проекта "Белая гвардия" http://ruguard.ru/forum/index.php/topic,238.0.html