Автор Тема: Интервью с создателем "Музея Суворова"  (Прочитано 8491 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн White cross

  • Со - Модератор
  • Штабс-Капитан
  • **
  • Дата регистрации: РЯа 2011
  • Сообщений: 594
  • Спасибо: 173
  • Amora vinced omnia



Редакция Переклички публикует интервью швейцарской "Нашей газеты" (Сайт нашей Газеты http://www.nashagazeta.ch/ ) с создателем "Музея Суворова" Вальтером Гелером

2 июня в городке Линталь в кантоне Гларус открылся музей, посвященный одной из наиболее ярких страниц в истории этого края – Швейцарскому походу фельдмаршала Александра Васильевича Суворова. Мы побывали на открытии музея и познакомились с его создателем.


Что осталось в Швейцарии от знаменитого перехода Суворова через Альпы, совершенного осенью 1799 года? Картины, масса исторических исследований и художественных книг, показывающих поход с французской, русской, швейцарской и других сторон. Памятник павшим соратникам Суворова в Андерматте, высеченный в скале 12-метровый крест, к которому ежегодно возлагаются цветы.

А теперь здесь есть и музей. В нем собрано немало материальных свидетельств передвижения 21-тысячного русского войскапод командованием непобедимого фельдмаршала - штыки солдат трех армий, суворовской, австрийской и французской, пистолеты, сабли, пушечные ядра и картечь. А также марки, монеты, гравюры, живописные произведения и сувениры.

...До конечной станции Линталь от Гларуса идет маленький региональный поезд. Музей расположен на первом этаже старой текстильной фабрики рядом с железнодорожной станцией, а встречают посетителей настоящий военачальник в форме и его юный адъютант с оружием: 52-летний Вальтер Гелер и его сын Александр.

Наша Газета.сh: Вальтер, когда и почему Вы заинтересовались историей суворовского похода? И, кстати, интересно узнать, входит ли он в швейцарскую школьную программу по истории?

Вальтер Гелер: В кантонах Ури, Швиц, Гларус и Тичино, по территории которых проходили русские войска, знакомство с Альпийским походом Суворова входит в программу по истории родного края. Вряд ли с этой темой знакомятся школьники в Женеве или в Базеле, но в целом поход Суворова для швейцарцев - не белое пятно в истории, а повод для интереса и гордости.

Впервые я услышал о войсках Суворова еще ребенком, в наших краях это была обычная тема для обсуждения. С 1979 года я собираю реликвии, связанные со Швейцарским походом. Первым и самым дорогим экспонатом моей коллекции стала небольшая железная табличка с полустертым изображением. Ее продал мне один крестьянин, сказав, что это, наверное, какой-то католический значок. Я же выяснил, что передо нами старинная православная иконка, из тех, что солдаты брали с собой военный поход, вверяя себя небесной защите. Сейчас таких иконок собралось четыре.

Нашел у себя в саду три дробины от ружейной картечи. Стал приобретать у местных жителей другие находки, и сам с металлоискателем исследовал места, где проходили войска и шли бои.




Сабли войск Коалиции. Русские - сверху




Пушечные ядра. Крупные - австрийские, справа - русские



Много ли шансов найти кусочек металла от суворовского похода сегодня? На какой глубине залегают эти объекты?

Интересные находки обнаруживаются на глубине от 5 до 15 сантиметров, это, за редким исключением, мелкие предметы, так что если металлоискатель показывает нечто массивное на большей глубине, рано радоваться. Однажды я так копнул – обнаружил трубу водопровода. Копают в этих местах давно, два века, поэтому все самое интересное уже извлечено на поверхность, но при интенсивных поисках и некоторой удаче можно за неделю найти 2-3 пули или кусочки металла от военной амуниции.

Если раньше такие розыски в Швейцарии можно было вести свободно, то с 1990-х годов ситуация усложнилась. Необходимо получать кантональное разрешение, а все находки сдавать в архив. Там они будут убраны в ящик, где и останутся еще лет на 30… А нарушитель, который ведет «дикий» поиск, рискует крупным денежным штрафом. Поэтому сегодня я перешел на сбор экспонатов в виртуальном пространстве: на сайтах ebay.com, швейцарском anibis.ch и других.

С чего начинался музей?

В 1986 году я зарегистрировал частное предприятие под названием «Музей Суворова» - нужно было как-то легализироваться, и это было самое простое решение. До того у меня был дом в Гларусе, один из «суворовских» домов, где великий полководец останавливался во время похода. Он был большим, и именно там я открыл музей, но из-за финансовых трудностей мы не смогли платить ипотеку, и в результате дома лишились.

Тогда я начал искать новое помещение, и в прошлом году арендовал несколько залов в здании бывшей текстильной фабрики в Линтале, общей площадью 1200 кв. метров. Внутренней отделки не было, мы с сыном делали ее своими руками. Ну что, говорю, Александр, успеем за летние каникулы в школе? Он говорит: успеем. Пока отремонтированы и частично заполнены два зала, 14 витрин, а собранного материала у меня хватит на 110 витрин!

Кстати, я сам живу неподалеку отсюда в местечке Ридерн, тоже в одном из домов, где Суворов организовал свой штаб. Это старинный крестьянский дом, поддерживать его в хорошем состоянии требует больших средств и труда, но хочется сохранить его как можно дольше для потомков.

Кто Вы по образованию, чем занимаетесь в не-суворовской жизни?

Учился на плотника (смеется), а в итоге много лет посвятил букинистике. У меня магазин антикварных книг, цена варьируется от 5 до 500 франков, покупатели – в основном, коллекционеры и любители литературы из Швейцарии.

Военная кампания 1799 года была последним разом, когда по швейцарской земле прошла иностранная армия? Какую роль в этих событиях сыграла Швейцария?

Если быть точным, в 1871 году в регионе Юры были французские войска. Но поход Суворова действительно ознаменовал собой самую последнюю военную кампанию на территории нейтральной Швейцарии. Швейцария не участвовала в ней, она не входила во Вторую военную коалицию, участниками которой были Австрия, Англия и Россия, воевавшие против Франции.

Наша страна в тот момент переживала период территориальной раздробленности, она была бедной и несамостоятельной. В одних швейцарских регионах поддерживали австрийцев, потому что находились под их властью, в других господствовали французы, третьи были независимыми, но в силу своего маленького размера не имели никакого влияния. Швейцарцы нередко уходили служить наемниками во французскую армию – не от любви к императору, а чтобы содержать свою семью, которая иначе умерла бы с голоду.

Говорят, что Суворова предали союзники-австрийцы, которые хотели выманить русскую армию из Италии после Итальянского похода, а потом не стали воевать. Что у Суворова не было верных карт Швейцарии. Что он стал жертвой собственного желания помочь корпусу Римского-Корсакова под Цюрихом, но опоздал на несколько дней. В итоге русская армия не достигла никакой военной цели, лишь понесла человеческие потери.

Карты у Суворова были, он столкнулся с проблемой лишь во Альтдорфе: на карте была нарисована дорога, которой на самом деле не существовало, как не было и кораблей, чтобы русская армия могла переправиться по озеру… Тогда Суворов принял решение отправиться в Мутенскую долину, а затем перейти через перевал Кинциг.

До сих пор однозначной оценки похода Суворова не существует. Австрийцы утверждали, что русские выбрали невыигрышную стратегию, и потому сами виноваты в понесенных потерях. Другие союзники по Второй коалиции, англичане, вообще говорили, что Суворов понятия не имел о том, как нужно воевать. В Швейцарии уверены, что фельдмаршал был великолепным стратегом и все сделал правильно, его пример изучила швейцарская армия. Мой друг, дивизионер в отставке Фред Хеер, очень много знает о Суворове и восхищается им. Как бы то ни было, Альпийский поход Суворова не принес завоеваний и побед, но сам по себе стал примером уникальной по смелости и блестяще проведенной военной операции в исключительно сложных условиях. Ни одна армия другого государства не совершила ничего подобного.

Какой момент альпийской кампании, на Ваш взгляд, наиболее драматичен?

Было много поистине драматических моментов, фактически, из них состоял весь поход. К ним можно отнести проход по горным перевалам, во время которых солдаты гибли, срываясь в пропасть. Кульминацией стал переход через перевал Паникс в Гларнских Альпах, на высоте 2407 метров. Этот старинный путь из Гларуса в Италию использовался до появления современных автотрасс. В момент перехода солдат, 6-7 октября, тропа была покрыта примерно 60 сантиметрами снега, коварно скрывавшего под собой дорогу. Солдаты пробирались сквозь снег, был густой туман, который не развеивал пронизывающий ветер. Несколько сотен солдат сорвались в пропасть, армии пришлось бросить все пушки.

За весь Швейцарский поход Суворова потери составили 5 100 тысяч человек, среди них было не менее тысячи раненых. Что стало с этими ранеными солдатами – погибли ли они, смогли ли выздороветь и остались в Швейцарии?

Многие погибли, медицина тех лет не могла похвастаться большими успехами в выхаживании пострадавших от пушечных ядер, картечи и штыкового боя. Из тех, кого удалось забрать с поля боя, крупную партию раненых русских приняли лазарет Гларуса и женский монастырь Святого Иосифа в деревне Муотаталь. Всех их впоследствии обменяли на французов в рамках договора по обмену военнопленными.

Какие воспоминания остались в Швейцарии о русском войске?

Парадокс, но регионы, больше всех пострадавшие от войны, голодавшие, не сохранили плохой памяти о русском войске. Везде, где проходил Суворов, в его адрес не звучало брани. Говорят, русские воины либо щедрее всех платили за еду, либо просто крали ее. Офицеры ходили в деревни и выменивали на хлеб золото и ценные вещи, который потом раздавали солдатам. Но уж если солдаты замечали свободно пасшуюся крестьянскую козу, то и она отправлялась в суп! Французы еду реквизировали, а взамен выдавали облигации, на которые потом ничего нельзя было купить.

Известно имя Антонио Гамма, 65-летнего швейцарца из городка Альтдорф. Гамма был хозяином таверны, в которой останавливался Суворов, и настолько подпал под обаяние полководца, что следовал за русской армией на всем протяжении Швейцарского похода. (НГ: Пеший Гамма сопровождает сидящего на коне Суворова в скульптурной композиции работы Д.Тугаринова, установленной в 1999 году на высшей точке перевала Сен-Готард.)

Сегодня героическая эпопея Суворова – часть альпийской истории, которой гордятся все, кто причастен к ней по месту рождения. В горах установлены памятные доски, разработаны туристические маршруты - так швейцарцы-потомки отдают дань тяжким испытаниям, через которые прошли их предки, и даже стремятся извлечь из них прибыль. Я нахожу, что в таком историческом повороте есть некоторая справедливость.

Какой этап суворовского похода наиболее интересен, чтобы пройти по нему сегодня?

Существует историко-туристический маршрут, который так и называется «Suworow Weg», или «Дорога Суворова», ее можно разделить на участки различной степени сложности. Переход через перевал Паникс – серьезное испытание для тех, у кого есть немалый опыт альпинизма и хождения по горам. Перевал Прадел достаточно сложен, подойдет для тех, кто смел и хорошо подготовлен физически. Очень красив перевал Кунциг, переход по канатной дороге и пеший путь до Мутенской долины. Ну а участок от Швангена от Эльма – это просто прогулка.

Как Ваша семья относится к увлечению русской историей?

Супруга Соня – в целом, с пониманием, но ей приходится нелегко. Как мы знаем, все мужчины о чем-то мечтают, но дальше мечтаний обычно дело не идет. А я, если что-то задумаю, непременно это исполняю! Сын - мой настоящий помощник и единомышленник, не зря его назвали Александром в честь Александра Васильевича Суворова.

«Suworow Museum» - Музей Суворова - находится в здании «LINTHPARK Glarus Süd», он работает три дня в неделю, в пятницу, субботу и воскресенье, с 10 до 17 часов. Музей рассчитан на посетителей всех возрастов. Вход бесплатный. Больше информации на сайте http://1799.ch.

На какие средства существует Музей Суворова? Нужно честно признать, что швейцарский подвижник, его создатель, ставит из-за дела своей жизни под угрозу благополучие собственной семьи. На сайте перечислены все расходы. 89 тысяч франков пошло на оборудование музейного помещения в Линтале – создание витрин, ремонт, проводку электричества и установку охранной системы, закупку мебели. Эти деньги были потрачены исключительно на материалы, всю работу Гелер и его семья сделали бесплатно. Ежегодное содержание музея обойдется в 36 тысяч франков, из них 24 тысячи – арендная плата (2 тысячи франков в месяц). Остальное – телефон, интернет, электричество, страховка, оплата рекламы.

В своем блоге Вальтер Гелер обращается ко всем желающим с просьбой о финансовой поддержке его начинания. Перечислившим музею единовременную сумму от 100 франков дается статус «покровителей музея» - они получают информацию обо всех новостях в Музее Суворова и приглашения на все мероприятия, а имена их перечислены в экспозиции. Надеется Гелер на поддержку меценатов-соотечественников великого полководца, ведь его музей пока что – единственный в Европе.

* * *

Исторические факты:

При переходе через перевал Паникс возглавлял колонну Апшеронский мушкетерский полк 28-летнего генерал-майора Михаила Милорадовича, назначенного Суворовым «дежурным генералом» - особо приближенным к полководцу. Милорадович был прирожденным воином: в момент опасности был оживлен, весел и беспредельно храбр. Героически показал себя в Итальянском и Швейцарском походах, в войне 1812 года брал Париж, был военным губернатором Санкт-Петербурге. Погиб в 1825 году от двух ран участников Восстания декабристов: Каховский выстрелил ему в грудь, а Оболенский ударил штыком в спину. Когда раненого генерала уносили с Сенатской площади, несшие его люди обобрали его - украли ордена.

За ним шли войска 60-летнего генерала Андрея Розенберга, сына немецкого дворянина. Незадолго до того, 20 сентября 1799 года, Суворов послал его на верную смерть – прикрыть армию от войск генерала Андрэ Массена в Мутенской долине. Розенберг блестяще разгромил французов.

Вел своих солдат и давний друг и соратник Суворова, 65-летний генерал-поручик Вильгельм Дерфельден (Император Павел наградил Вильгельма Христофоровича за переход через Альпы большим крестом ордена св. Иоанна Иерусалимского. Уже во время обратного перехода генерал Дерфельден подал прошение об отставке после почти 50-летней службы).

В конце колонны из последних сил тащились французские пленные, с 20 сентября они маршировали без сапог, которые сняли с них русские, износившие свою обувь еще в Италии. До конца дошли 1200 захваченных французов, столько же разбилось в пути, замерзло и умерло от истощения. Считается, что Суворов поступил благородно, сохранив им жизнь и делясь скудной провизией: от пленных было проще избавиться еще до Паникса.

Арьергард под командованием генерала Багратиона отбивался от нападавшего с тыла противника. Многочасовой марш продолжался до сумерек 6 октября, а после полуночи французы, наконец, оставили русские войска в покое, и те, в снегопаде и сильном ветре, продолжили свой путь по узкой извилистой тропе, по которой можно было двигаться лишь в одиночку. Солдаты заночевали на вершине перевала, а к 8 октября, наконец, спустились в город Кур, где впервые с начала перехода через Паникс получили крышу над головой, теплую еду и порции водки.

Из 15’700 человек, с которыми 69-летний Суворов начал свой марш в Эльме, лишь 13’000 прибыло 8 октября в Иланц. Многие свалились в пропасть, скончались от ран или замерзли насмерть. Из 2000 вьючных животных осталось 70, а из 25 пушек ни одна не пересекла Паникс.


Редакция Переклички



http://pereklichka.livejournal.com/168800.html


«Через гибель большевизма к спасению России. Вот наш единственный путь, и с него мы не свернем» - Генерал Дроздовский