Заседание Ставки Верховного Главнокомандующего. Могилев, 1916 г. 16 марта 1918 года Ставка была ликвидирована.
Мартынов Матвей Филаретович. Из уральских казаков. Окончил Уральское Войсковое реальное училище, Московское пехотное юнкерское училище (1904) и два класса Николаевской академии Генерального Штаба (1914). В 1917г. произведен в полковники, кавалер ордена св.Георгия и Георгиевского оружия. В январе 1918г. сформировал из состава своего полка добровольческую Уральскую сотню с которой направился на помощь астраханским казакам в их борьбе против Советской власти. С 6 (19) февраля 1918г. по решению Войскового Съезда был назначен командующим войсками Уральского казачьего войска и Уральской области, в ночь на 16 марта 1918г. руководил разгоном и арестом членов Уральского совдепа.
Албин Николай Авксентьевич, из казаков Кирсановкой станицы, Январцевского поселка Уральского Войска. В начале 1918г. председатель Союза фронтовиков в г.Уральске. 16 марта 1918г. участвовал в разгроме, а затем в аресте членов местного Уральского совдепа.
Павел-Георг Карлович фон Ренненкампф
Гененерал от кавалерии, генерал-адъютант
В ночь на 16 марта 1918 арестован ЧК. Отказался от предложения вступить в Красную Армию. В кон. марта В.А. Антонов-Овсеенко распорядился расстрелять Ренненкампфа. В ночь 1 апр. отвезен за город и у Балтийской железнодорожной ветки (в ок. 2 км от Балтийского завода) расстрелян; перед смертью подвергнут издевательствам (в т.ч. ему выкололи глаза).
Хроника Ледяного похода:16 марта 1918 года. Офицерский полк занимает северную часть станицы Ново-Дмитриевской. Согревшиеся и немного отдохнувшие офицеры выходят из домов, соединяются по ротам. Активизировались проснувшиеся на другой стороне станицы красные: стали звучать ружейные выстрелы.
Но организованного сопротивления, судя по всему, не было. Впрочем, генерал А.Деникин пишет: «Утром большевики атаковали Новодмитриевскую, но с большим уроном были отброшены» (Деникин А. И. Очерки русской смуты. [В 3 кн.] Кн. 2, т. 2. Борьба генерала Корнилова; т. 3. Белое движение и борьба Добровольческой армии. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 736 с.: ил. + вкл. 16 с. – С. 276).
Марковцы, непосредственные участники всех событий, пишут просто: «…снова стали раздаваться ружейные выстрелы, и по станице забегали красные» (Марков и марковцы. – М.: НП «Посев», 2001. – 552 с. – С. 138).
Роты Офицерского полка были собраны командирами. К полудню сопротивление красных было подавлено, и станица была полностью от них очищена. Случались и курьезы, характерные для начального периода Гражданской войны. Командир 3-й роты полковник Кутепов после нескольких часов сна умывался в хате, когда в нее вошел бравый солдат.
«Товарищи, где 3-я рота?» - спросил он. Офицер, квартировавшийся с Кутеповым, ответил: «Здесь 3-я рота. Садись!» Он взял винтовку у вошедшего и затем спросил его: «А тебе какую 3-ю роту нужно? Здесь – Офицерский полк» (Марков и марковцы. – М.: НП «Посев», 2001. – 552 с. – С. 138).
После очищения станицы все роты Офицерского полка были разведены по указанным им местам квартирования. Был разрешен отдых. Марковцы вспоминают: «Поразительные картины наблюдались в домах: печи натоплены докрасна. Жарко. Люди раздеты почти догола. Обмундированием, бельем облеплены печи. Стоят, лежат сапоги… Воздух насыщен густым испарением от сохнувших вещей. А бойцы? Они громко говорят о состоянии своей обуви, обмундирования, белья.
Многие внимательно рассматривают свои набитые до крови ноги и как только возможно забинтовывают их. Принимаются за бритье и стрижку. А потом – разговоры о пережитом за минувшие ночь и день, и прежде всего, о впервые в жизни испытанном явлении природы – норд-осте…
О походе и бое говорилось отрывисто, и все связывалось с двумя именами: генерала Корнилова и генерала Маркова, благодаря которым невозможное стало возможным. Генерал Марков представлялся как всесокрушающий «меч генерала Корнилова» (Марков и марковцы. – М.: НП «Посев», 2001. – 552 с. – С138).
Марков собрал командиров рот и командира 1-й батареи еще утром, как утверждают марковцы. Если он собрал действительно утром, значит во время окончательного очищения от красных. Локальные боевые действия могли производиться взводами самостоятельно.
Можно предположить и другое – Марков собрал командиров рот в станице, но - до обеда, что могло дать марковцам основание написать, что собрал он их «утром».
Командиры рот и командир 1-й батареи доложили генералу Маркову о потерях и состоянии своих подразделений. Офицерский полк – 2 убитых (поручик Топорков и поручик Белокобыльский), 10 раненых. 1-я Офицерская батарея – один убит (поручик Гагеман), двое ранено.
После тяжелого перехода среди промокших и проледеневших – ни одного заболевшего. Генерал Марков повеселел и поблагодарил своих командиров. Затем он довел до них сведения о противнике. В станице находился отряд в 3000 штыков, не менее 8 орудий. С трех сторон станицы были вырыты окопы, но в непогоду их залило водой.
Храбрость и неожиданное при нечеловеческих погодных условиях нападение добровольцев сыграли свою роль. Было уничтожено, преимущественно штыками, до 1000 бойцов противника. Захвачены 8 орудий и снаряды, госпиталь с медикаментами. Марков не преминул отметить: бой имел бы совершенно другой результат, победа была бы полной, если бы кавалерия Кубанского отряда выполнила свое предназначение и тоже атаковала станицу.
Отпустив своих командиров, Марков направился с докладом к генералу Корнилову. Корнилов поблагодарил Маркова за успешный бой в сложнейших условиях.
«Это был чисто Суворовский переход!» - оценил Корнилов итоги 15 марта.
«Никак нет! Это был Корниловский переход!» - так ответил Марков.
В Офицерском полку бойцы весь успех боя приписали своему командиру, генералу Маркову. Переход и бой у Ново-Дмитриевской в полку называли «Марковскими» (Марков и марковцы. – М.: НП «Посев», 2001. – 552 с. – С. 140).
Откуда же взялось название для перехода и боя 15 марта – «Ледяной поход» - позже перенесенное на весь Первый кубанский поход? Марковцы сами пишут: «Есть и иная оценка минувшего перехода. На улице станицы генерал Марков встретил юную сестру милосердия Юнкерского батальона – Шуру.
Видя обращенные на себя ее восторженные глаза, он остановился и поговорил с ней о походе, о том, как перенесла его она.
- Это был настоящий ледяной поход! – заявила сестра.
- Да, да! Вы правы! – согласился генерал Марков. Это название, «ледяной», точно определило его и, данное сестрой и утвержденное генералом Марковым, осталось не только для одного дня 15(28) марта, но и для всего Первого кубанского похода» (там же. С.140-141).
Роман Гуль утверждает, что впервые выражение «Ледяной поход» в отношении всего Первого кубанского похода было употреблено Марковым во время его публичной лекции в Новочеркасске, «…после чего на Дону и Кубани это название утвердилось за походом» (Гуль Р. Б. Ледяной поход. Киевская эпопея. В кн. Белое дело: Избранные произведения в 16 книгах. Ледяной поход. – М.: Голос, 1993. – 368 с. – С. 285).
Иную версию происхождения названия «Ледяной поход» приводит Б.Суворин. Он утверждает, что первым назвал весь Первый поход «Ледяным» молодой журналист Борташевич, в 1919 году умерший от тифа (Суворин Б. А. За Родиной. В кн. Суворин Б. А. Фазан. Роман, повесть. – М.: Вече, 2008. – 384 с. – С. 314-315). Впрочем, это утверждение, не кажется слишком достоверным. Просто примем его к сведению, как вероятность.
Кажется наиболее близким к действительности предположение, что слова «Ледяной поход» произнес или произносил во всеуслышание Марков. Возможно – во время лекции в Новочеркасске. А вот кто ему подсказал это название – сестра милосердия Шурочка или военный журналист Борташевич, мы, наверное, уже не узнаем.
Следует отметить, что после доклада генералу Корнилову об общих итогах боя Марков пошел прямо к генералу Алексееву. В глазах очень многих добровольцев, как мы уже говорили, и прежде всего бойцов Офицерского полка, 1-й батареи и Юнкерского батальона, Алексеев оставался вождем похода, хотя и передвигался в тылу армии. Образ Алексеева как Вождя сохранялся в памяти добровольцев на всем протяжении их жизни.
В сборнике «Первые Начавшие», посвященном 40-летию похода (1958), список командного состава Добровольческой армии в Первом кубанском («Ледяном») походе начинается с записи: «Верховный руководитель – Ген.Шт. ген. от инф. Алексеев». И уже далее: « Командующий армией – Ген.Шт. ген. от инф. Корнилов» (Первые начавшие. 1918-1958. Издание главного правления Союза участников 1-Кубанского похода. Нью-Йорк, 1958. С. 43-44, 76).
Во время похода генерал Марков регулярно, по возможности, посещал генерала Алексеева. Так и 16 марта он прибыл к нему с целью засвидетельствовать свое уважение и с неофициальным докладом о результатах боя.
Марковцы уделяют этому эпизоду особое внимание: «Как всегда во время остановок армии генерал Марков обязательно приходил к генералу Алексееву. Тут от него не требовался официальный доклад, но генерал Марков считал своим долгом, влекомый чувством глубокого уважения к Вождю, положившему начало Добровольческой армии и, знающий, какую громадную ответственность нес Вождь за нее, хотя и не руководил ею, быть у него.
Генерал Алексеев сильно нездоров. Но вошел генерал Марков, и лицо старого Вождя сразу же просияло. Появилась улыбка. О чем говорили они?
Генерал Алексеев, которому, казалось, есть о чем спросить, ограничивался немногими вопросами касательно боя, состояния и настроения в частях. Его больше интересовало состояние самого генерала Маркова: он беспокоился о его здоровье, зная его незаменимое никем значение в армии.
Вождь не задерживал его у себя.
- Сергей Леонидович! Идите к себе. Нам нужно отдохнуть Идите с Богом!» - провожал его, как отец своего любимого сына» (Марков и марковцы. – М.: НП «Посев», 2001. – 552 с. – С. 141).
После посещения генерала Алексеева Марков отправился с визитом к генералам Деникину и Богаевскому, а так же посетил и иных лиц (там же. 141).
А пока – вся армия нуждалась в отдыхе. Предстояло соединение с Кубанским отрядом и затем – решительный бросок к Екатеринодару.
Отдых армии в Ново-Дмитриевской продолжался с 16 по 23 марта, но он сопровождался периодическими боями с отрядами большевиков, безуспешно пытавшихся атаковать станицу (Первый Кубанский («Ледяной») поход. – М.: ЗАО изд-во Центрполиграф, 2001. – 944 с. – С. 64).
http://my.mail.ru/community/history0/4CA2F46313AC1B82.htmlhttp://my.mail.ru/community/history0/4CA2F46313AC1B82.html?thread=70C64DEBABF64185&skip=016 марта 1919 года, через несколько дней после того, как Киев захватили большевики, городское статистическое бюро провело перепись населения. В ходе проведения и обработки материалов акцент делался на анализе численности, половозрастной и социально-профессиональной структуры населения.
16 марта 1919 года в начале политики расказачивания согласно архивам документов Донского бюро РКП(б) вышла Директива Реввоенсовета Южного фронта о мерах по подавлению восстания и решение пленума ЦК РКП(б) о приостановке применения мер против казачества.
16 марта 1918г. На заседании Самарского губисполкома принято предложение штаба Красной Армии о передаче в его распоряжение имущества гарнизона и итендантских складов. Отклонено ходатайство федерации анархистов о содержании их отряда за счет сумм, отпускаемых для Красной Армии.
16 марта 1919г. В с. Кинель-Черкассы Бугурусланского уезда вспыхнул мятеж против большевиков. Он распространился более чем на десять волостей, расположенных вдоль железнодорожной ветки Кротовка - Сергиевск.
Директива Реввоенсовета Южного фронта о мерах по подавлению восстания
16 марта 1919 г. 1 час 35 мин.
Весьма секретно.
Реввоенсоветам 8-й, 9, 10-й армий Предлагаю к неуклонному исполнению следующее: напрячь все усилия к быстрейшей ликвидации возникших беспорядков путем сосредоточения максимума сил для подавления восстания и путем применения самых суровых мер по отношению к зачинщикам хуторам:
а) сожжение восставших хуторов;
б) беспощадные расстрелы всех без исключения лиц, принимавших прямое или косвенное участие в восстании;
в) расстрелы через 5 или 10 человек взрослого мужского населения восставших хуторов;
г) массовое взятие заложников из соседних к восставшим хуторам;д) широкое оповещение населения хуторов станиц и т.д. о том, что все станицы и хутора замеченные в оказании помощи восставшим, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и предаваться сожжению при первом случае обнаружения помощи; примерное проведение карательных мер с широким о том оповещением населения.
О всех принятых и принимаемых мерах точно информировать Реввоенсовет Южфронта.
Член реввоенсовета А.Колегаев
РГВА. Ф.100. Оп.З. Д.100. Л.17-18. Телеграфная лента.
(Верхнедонское восстание казаков)
16 марта 1919 года большевистские войска штурмом взяли здание бастующего Путиловского завода в Петрограде, арестовав до 900 рабочих.
Романовский Иван Павлович. Начальник штаба Вооруженных Сил на Юге России (26 декабря 1918 — 16 марта 1920). 16 марта 1920г. Сдал должность генералу
И.О.Махрову.